ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Изучение химии
на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих
целей:
•
освоение важнейших
знаний об основных
понятиях и законах химии, химической символике;
•
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить
химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ
и уравнений химических реакций;
•
развитие познавательных интересов и интеллектуальных
способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного
приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
•
воспитание отношения к химии как к одному из
фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой
культуры;
•
применение полученных
знаний и умений для безопасного
использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на
производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения
явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Предлагаемые
материалы разработаны на основе авторской программы О.С.Габриеляна,
соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего
образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации
(О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных
учреждений / О.С.Габриелян. –М.: Дрофа, 2010.).
Авторской программе
соответствует учебник: О.С.Габриелян «Химия 9 класс». 9 класс – М.: Дрофа
Направленность
курса
Основные цели учебного курса:
формирование обобщённых сведений о свойствах классов веществ - металлов и
неметаллов; подробных сведений о свойства щелочных и щелочноземельных
металлов, алюминия и железа, халькогенов и галогенов. Наряду с этим в курсе
раскрываются также и свойства отдельных важных в народнохозяйственном отношении
веществ. Заканчивается курс кратким знакомством с органическими соединениями, в
основе отбора которых лежит идея генетического развития органических веществ от
углеводородов до биополимеров(белков и углеводов).
Основные
задачи учебного курса
Изучить
важнейшие факты, понятия, законы и теории, химический язык, доступные обобщения
и понятия о принципах химического производства;
Развить
умения работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать
правила техники безопасности, грамотно применять химические знания в общении с
природой;
Раскрыть
роли химии в решении глобальных проблем человечества;
Развивать
личность обучающихся, формировать у них гуманистические отношения и
экологически целесообразное поведение в быту и в трудовой деятельности.
Методические
особенности изучения предмета:
Значительное
место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он выполняет роль
источника знаний, служит основой для выдвижения и проверки гипотез, средством
закрепления знаний, умений и умений, методом контроля усвоения материала,
сформированности умений и навыков. Химический эксперимент сочетается с другими
средствами обучения, в том числе с аудиовизуальными, средствами новых
информационных технологий.
Программа
направлена на формирование общеучебных умений и навыков:
учебно-управленческих, учебно-коммуникативных, учебно-информационных умений и
навыков; информационных компетентностей, компетентностей разрешения проблем,
способов деятельности: сравнение, сопоставление, ранжирование, анализ, синтез.
Организация
обучения
Формы организации обучения:
индивидуальная, парная, групповая, интерактивная
Методы
обучения:
-По источнику знаний: словесные,
наглядные, практические;
-По уровню познавательной активности:
проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный;
-По принципу расчленения или соединения
знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий,
классификационный.
Технологии обучения:
индивидуально-ориентированная, разноуровневая, ИКТ.
Результаты обучения
Формы проверки и оценки
результатов обучения:
(формы промежуточного, итогового контроля,
том числе презентации, защита сообщений, творческих, проектных,
исследовательских работ)
Способы проверки и оценки результатов
обучения: устные зачёты, проверочные работы,
интерактивные задания, тестовый контроль, практические и лабораторные работы.
Средства проверки и оценки
результатов обучения:
Ключ к тестам, зачётные вопросы,
разноуровневые задания, практические работы.
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
9 КЛАСС
Введение–
10 часов
Строение атома. Химическая связь. Строение
вещества
Классы неорганических соединений. Свойства
веществ
Знать:
-классификацию
и номенклатуру основных классов неорганических веществ;
-типичные
химические свойства основных классов неорганических веществ (оксиды, кислоты,
соли, основания).
-положение
металлов и неметаллов в ПСХЭ;
-отличие
физических и химических свойств металлов и неметаллов;
-значение
ПЗ для науки и практики.
уметь:
- составлять
схемы строения атомов Х.Э. (№1-20);
-составлять
уравнения генетической связи между основными классами неорганических веществ;
- объяснять физический смысл
порядкового номера Х.Э., номера группы и периода;
- объяснять сходство и различие в
строении атомов Х.Э.;
- объяснять закономерности изменения
свойств Х.Э.;
- характеризовать Х.Э. малых
периодов, калия и кальция;
- описывать свойства высших оксидов
Х.Э. (№1-20), свойства соответствующих им кислот и оснований;
- определять вид химической связи
между атомами элементов в простых веществах и типичных соединениях;
- называть вещества по их
химическим формулам;
- составлять формулы неорганических
соединений различных классов по валентности;
- определять принадлежность
неорганических веществ к определенному классу;
- характеризовать химические
свойства неорганических веществ различных классов;
- вычислять количество вещества,
объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или
продуктов реакции;
-составлять
генетические ряды металла и неметалла;
Лабораторные
опыты: 1. Получение гидроксида
цинка и взаимодействие его с растворами кислот и щелочей 2. Замещение железом
меди в растворе медного купороса 3. Зависимость скорости химической реакции от различных
факторов
Металлы
- 14 часов
Положение элементов – металлов в таблице
Д.И. Менделеева и особенности строения их атомов.
Физические свойства металлов
Химические свойства металлов.
Электрохимический ряд напряжений металлов.
Металлы в природе. Общие способы получения
металлов.
Применение металлов. Сплавы металлов.
Коррозия металлов
Щелочные металлы. Щелочноземнльные
металлы. Алюминий. Железо.
знать/понимать:
- положение металлов в П.С.;
металлическая связь, металлическая кристаллическая решетка;
- физические
свойства металлов.
-
общие химические свойства Ме: взаимодействие с НеМе, водой, кислотами, солями.
-
классификацию сплавов на основе черных (чугун и сталь) и цветных металлов,
характеристику физических свойств металлов.
-
основные способы получения Ме в промышленности.
-
важнейшие соединения щелочноземельных металлов
-
химические свойства алюминия.
-
химические свойства железа.
уметь:
- объяснять закономерности изменения
свойств элементов-металлов в пределах главных подгрупп;
- характеризовать строение и общие
свойства металлов;
- описывать свойства высших оксидов
элементов-металлов и соответствующих им оснований;
- описывать реакции восстановления
металлов из их оксидов;
- характеризовать условия и способы
предупреждения коррозии металлов;
- характеризовать свойства и области
применения металлических сплавов;
- составлять схемы строения атомов
элементов-металлов
(лития, натрия, магния, алюминия, калия,
кальция);
- объяснять закономерности
изменения свойств элементов-металлов в пределах главных подгрупп;
- характеризовать химические
свойства металлов и их соединений;
- описывать связь между составом,
строением, свойствами веществ-металлов и их применением;
-использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни: для безопасного обращения с Ме, экологически
грамотного поведения в окружающей среде, критической оценки информации о
веществах, используемых в быту
-
записывать уравнения реакций взаимодействия с НеМе, кислотами, солями,
используя электрохимический ряд напряжения Ме для характеристики химических
свойств
-
описывать свойства и области применения различных металлов и сплавов
- составлять
схему строения атома железа;
-записывать уравнения реакций химических
свойств железа (ОВР) с образованием соединений с различными степенями
окисления;
-определять соединения,
содержащие ионы Fe2+ и Fe3+ с помощью качественных реакций
- обращаться
с химической посудой и лабораторным оборудованием;
-распознавать
опытным путем соединения металлов;
Лабораторные
опыты: 4. Рассмотрение образцов
металлов. 5. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. 6. Ознакомление
с образцами природных соединений натрия, кальция, алюминия, железа. 7.
Ознакомление с образцами природных соединений натрия. 8. Ознакомление с
образцами природных соединений кальция. 9. Ознакомление с образцами природных
соединений алюминия. 10. Получение гиджроксида алюминия и его взаимодействие с
кислотами и щелочами. 11. Качественные реакции на ион железа (II) и (III)
Неметаллы
(25 часов)
Общая характеристика элементов-неметаллов
Простые вещества-неметаллы, их состав,
строение, общие свойства и получение
Водород.
Водородные и кислородные соединения
неметаллов
Галогены.
Общая характеристика элементов подгруппы
кислорода и их простых веществ. Биологические функции халькогенов Кислород.
Озон. Круговорот кислорода в природе
Сера. Аллотропия и свойства серы
Сероводород. Сульфиды
Кислородсодержащие соединения серы. Серная
кислота Круговорот серы в природе
Общая характеристика элементов подгруппы
азота. История открытия элементов подгруппы азота
Азот – простое вещество
Аммиак
Соли аммония
Оксиды азота
Азотная кислота
Нитраты – соли азотной кислоты.
Круговорот азота в природе
Фосфор – элемент и простое вещество. Круговорот
фосфора в природе
Общая характеристика элементов подгруппы
углерода. Углерод – простое вещество. Круговорот углерода в природе
Оксиды углерода. Угольная кислота и ее
соли
Кремний и его свойства. Соединения кремния
Лабораторные опыты
12. Качественная реакция на сульфид-ион.
13. Качественная реакция на сульфат-ион. 14. Качественная реакция на ион
аммония. 15. Качественная реакция на нитрат-ион. 16. Качественная реакция на
карбонат-ион
знать/понимать:
-положение неметаллов в П.С.
Д.И.Менделеева;
-атомные характеристики
элементов-неметаллов, причины и закономерности их изменения в периодах и
группах;
-особенности кристаллического строения
неметаллов;
-строение
атомов-неметаллов, физические свойства.
-
строение атомов галогенов, степени окисления, физические и химические свойства.
-свойства
серной кислоты в свете представлений ТЭД;
-окислительные свойства конц серной кислоты в свете ОВР;
-качественную реакцию на сульфат-ион.
-физические
и химические свойства азота;
-круговорот
азота в природе.
-
строение молекулы аммиака;
-донорно-акцепторный
механизм образования связи в ионе аммония;
-свойства
аммиака;
-способы
получения и распознавания аммиака
-
свойства кислородных соединений азота и азотной кислоты как окислителя.
-
характеризовать свойства углерода и элементов подгруппы углерода
-
свойства, значение соединений углерода и кремния в живой и неживой природе.
уметь:
-составлять
схемы строения атомов химических элементов -неметаллов;
-давать
характеристику элементам-неметаллам на основе их положения в ПСХЭ;
-объяснять
сходство и различие в строении атомов элементов-неметаллов;
- объяснять
закономерности изменения свойств химических элементов-неметаллов;
-
характеризовать химические элементы-неметаллы малых периодов;
- описывать
свойства высших оксидов химических элементов-неметаллов малых периодов, а
также общие свойства соответствующих им кислот;
-сравнивать
неметаллы с металлами
-
составлять схемы строения атомов галогенов;
-на
основании строения атомов объяснять изменение свойств галогенов в группе;
-записывать
уравнения реакций с точки зрения ОВР
-характеризовать
химические элементы подгруппы серы;
-записывать
уравнения химических реакций в молекулярном и с точки зрения ОВР
-
описывать свойства аммиака с точки зрения ОВР и его физиологическое воздействие
на организм
-
обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
-получать
и собирать аммиак;
-распознавать
опытным путем аммиак
- составлять схемы строения
атомов элементов подгруппы углерода
- составлять формулы
соединений углерода и кремния, иллюстрирующие свойства карбонатов и силикатов
-распознавать
растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы и ионы аммония;
- описывать химическое
загрязнение окружающей среды как следствие производственных процессов, способы
защиты от загрязнений
использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
·
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на
производстве;
·
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
·
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на
организм человека и другие живые организмы;
·
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами,
лабораторным оборудованием;
·
критической оценки достоверности химической информации,
поступающей из разных источников.
Обобщение знаний по химии за курс
основной школы (4 часа)
Физический смысл порядкового номера
элемента в ПСХЭ, номеров периодов и групп. Закономерности изменения свойств
элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении
атомов элементов. Значение периодического закона.
Типы химических связей и кристаллических
решеток. Взаимосвязи строения и свойств веществ.
Классификация химических реакций по
различным признакам.
Простые и сложные вещества. Металлы и
неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды,
гидроксиды, соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете
теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления –
восстановления.
Лабораторные опыты:
15. изготовление моделей молекул
углеводородов. 16. Свойства глицерина. 17. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом
меди (II).
18. Взаимодействие крахмала с иодом.
ТРЕБОВАНИЯ
К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
(дидактические
единицы группируются из обобщенных требований к уровню подготовки выпускников)
В результате изучения курса ученик должен:
Знать/понимать: положение
металлов и неметаллов в периодической системе Д.И.Менделеева;общие физические и
химические свойства металлов и основные способы их получения; основные свойства
применения важнейших соединений щелочных и щелочноземельных метало; алюминия;
качественные реакции на важнейшие катионы и анионы.
Уметь:
а) давать определения и применять следующие понятия: сплавы, коррозия металлов,
переходные элементы, амфотерность;
б) характеризовать свойства классов
химических элементов(щелочных и щелочноземельных металлов, галогенов) и элементов(алюминия,
железа, серы, азота, фосфора, углерода, кремния) в свете изученных теорий;
в) распознавать важнейшие катионы и
анионы;
г) решать расчётные задачи с
использованием изученных химических понятий.
Требования
к решению расчётных задач.
Должны уметь вычислять массу, объём или
количество вещества по известным данным об исходных веществах, одно из которых
дано в избытке, массовую долю продукта реакции по известной массе или объёму
одного из исходных веществ, содержащего примеси.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.