Главная / Химия / Рабочая программа и тематическое планирование уроков химии в 8 классе

Рабочая программа и тематическое планирование уроков химии в 8 классе

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Направленность курса


Основные цели учебного курса: формирование представления о химическом элементе и формах его существования – атомах, изотопах, ионах, простых веществах и их важнейших соединениях (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), о строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решёток), закономерностях протекания реакций и их классификации.

Основные задачи учебного курса:

Формирование у учащихся знаний основ науки – важнейших фактов, понятий, законов и теорий, химического языка, доступных обобщений и понятий о принципах химического производства;

Развитие умений работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности, грамотно применять химические знания в общении с природой;

Раскрытие роли химии в решении глобальных проблем человечества;

Развитие личности обучающихся, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в трудовой деятельности.

Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.


Методические особенности изучения предмета:

Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения:

  • работать с веществами;

  • выполнять простые химические опыты;

  • учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве


Программа направлена на формирование учебно-управленческих умений и навыков, учебно-коммуникативных, учебно-информационных умений и навыков, развитие логического мышления на основе формирования умений сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы, анализировать, сопоставлять.


Организация обучения


Формы организации обучения: индивидуальная, парная, групповая, интерактивная.


Методы обучения:

По источнику знаний: словесные, наглядные, практические;

По уровню познавательной активности: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный;

По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный.


Технологии обучения: индивидуально-ориентированная, разноуровневая, ИКТ.


Результаты обучения


Формы проверки и оценки результатов обучения:

(формы промежуточного, итогового контроля, том числе презентации, защита творческих, проектных, исследовательских работ)


Способы проверки и оценки результатов обучения: устные зачёты, проверочные работы, интерактивные задания, тестовый контроль, практические и лабораторные работы.


Средства проверки и оценки результатов обучения:

Ключ к тестам, зачётные вопросы, разноуровневые задания, практические работы


За основу рабочей программы взята программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (автор О.С. Габриелян), рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ, опубликованная издательством «Дрофа» в 2010 году.


Предлагаемые материалы разработаны на основе авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2010.).

Авторской программе соответствует учебник: «Химия 8 класс»

О.С.Габриелян - рекомендовано Министерством образования и науки РФ (2010-2014 гг)

В авторскую программу внесены следующие изменения:

1.Увеличено число часов на обобщение и систематизацию знаний учащихся в конце учебного года. Т.к. учебный план гимназии включает 35 учебных недель (70 уроков).


2. Из авторской программы исключена часть учебного материала, который отсутствует в обязательном минимуме содержания основных образовательных программ для основной школы, также исключены некоторые демонстрационные опыты и лабораторные работы из-за недостатка времени на их выполнение при 2 часах в неделю, так как авторская программа предусматривает 2/3 часа в неделю.

Конкретные требования к уровню подготовки выпускников определены для каждого урока и включены в поурочное планирование.



СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

8 КЛАСС


Введение – 4 часа


Предмет химии. Основные понятия и теории химии.

Превращения веществ. Физические и химические явления.

Краткие сведения по истории развития химии.

Атомы. Молекулы. Химические элементы. Химические знаки.

Система химических элементов Д.И.Менделеева.

Химические формулы. Простые и сложные вещества. Закон постоянства состава вещества.

Относительная атомная и молекулярная массы.

Массовая доля элементов в веществах.


---В результате изучения темы на базовом уровне ученик должен знать

важнейшие химические понятия: вещество, физическое тело, химический элемент, атом, молекула, химическая реакция, знаки первых 20 химических элементов; определение химической формулы вещества, формулировку закона постоянства состава вещества;

основные законы химии: - основные положения АМУ; понимать его значение.


уметь:

- отличать физические явления от химических реакций;

- называть химические элементы по их символам;

- называть признаки химических реакций;

- определять качественный и количественный состав вещества по их формулам и принадлежность к простым или сложным веществам

- распознавать простые и сложные вещества;

- вычислять относительную молекулярную массу веществ

-вычислять массовую долю химического элемента по формуле вещества;

- характеризовать химический элемент по его положению в П.С.

- классифицировать вещества по составу на простые и сложные


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;


I. Атомы химических элементов– 10 часов

Строение атома. Состав атомных ядер.

Изменение числа протонов и нейтронов в ядре. Изотопы.

Состояние электронов в атоме.

Периодичность в изменении свойств элементов. Периодический закон Д.И.Менделеева.

Периодическая система в свете теории строения атома.

Характеристика химического элемента и его свойств на основе положения в периодической системе и теории строения атома

Химическая связь. Ионная связь. Ковалентная связь. Электроотрицатльность. Полярные и неполярные связи. Металлическая связь.


В результате изучения темы на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

-важнейшие химические понятия: протоны, нейтроны, электроны, ионы, изотопы,

химическая связь, электроотрицатльность, кристаллические решетки, аморфные вещества

- особенности строения атома, состав ядра, определение понятий: протоны, нейтроны, электроны, изотопы.

- сущность и значение периодического закона химических элементов Д.И. Менделеева - положение щелочных металлов, галогенов в ПСМ, их свойства.

- особенности строения ПС


уметь:

- объяснять физический смысл порядкового номера химического элемента, номера

группы и периода;

- составлять схемы строения атомов первых 20 элементов П.С. Д.И.М: - объяснять сходство и различие в строении атомов химических элементов;

- характеризовать щелочные металлы как химические элементы, обосновывать их свойства как типичных металлов;

- характеризовать галогены как химические элементы, обосновывать их свойства как типичных неметаллов;

- объяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;

- определять тип химической связи в соединениях.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

II. Простые вещества – 7 часов


Простые вещества металлы и неметаллы. Аллотропия.

Количество вещества. Молярная масса и молярный объем. Относительная плотность. Закон Авогадро.


В результате изучения темы на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

- важнейшие химические понятия: аллотропия, моль, молярная масса, молярный объем, постоянная Авогадро.

- сущность и значение Закона Авогадро;

- относительность понятий «металлические» и «неметаллические» свойства.


уметь:

- характеризовать химические элементы металлы и неметаллы по таблице Д.И. Менделеева.;

- объяснять связь между составом, строением и свойствами веществ. – вычислять количество вещества, массу, объем по известному количеству вещества, массе или объему;

- использовать постоянную Авогадро;

- вычислять относительную плотность газов.


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.


III. Соединения химических элементов. 12 часов


Степень окисления химических элементов. Определение степени окисления по формулам соединений. Бинарные соединения. Оксиды Составление формул бинарных соединений по степени окисления. Основания. Кислоты. Соли. Классификация неорганических веществ. Аморфное и кристаллическое состояние вещества. Кристаллические решетки. Чистые вещества и смеси. Разделение смесей. Очистка веществ. Массовая и объемная доли компонента смеси.


знать/понимать:

-важнейшие химические понятия: химическая связь, степень окисления, кристаллические решетки, аморфные вещества, формулы кислот;

- классификацию веществ;

- способы разделения смесей.


уметь:

-определять степень окисления элементов в соединениях;

- называть бинарные соединения, основания, кислоты, соли;

- определять принадлежность веществ к определенному классу

- составлять формулы бинарных соединений, оснований, кислот и солей по степени окисления.

- распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей;

- определять тип вещества (кристаллическое или аморфное)

- производить расчеты с использованием понятий: массовая доля вещества в смеси, объемная доля компонента газовой смеси, примеси


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • использовать знания для критической оценки информации о веществах, применяемых в быту.

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников


IV. Изменения, происходящие с веществами – 10 часов


Сущность химических реакций и условия их протекания. Тепловой эффект реакции.

Законы сохранения массы и энергии. Химическое уравнение.

Расчеты по химическим уравнениям.

Типы химических реакций: разложения, соединения, замещения, обмена.

Вода и ее свойства.


знать/понимать:

- важнейшие химические понятия: химическая реакция, тепловой эффект реакции, типы химических реакций, химические уравнения, реагенты, продукты реакции, коэффициент, химическую символику, уравнения химических реакций. Ряд активности металлов. Реакции нейтрализации. Сущность химических реакций обмена. Гидролиз.

Скорость химической реакции. Катализатор. Ферменты.

- основные законы химии: закон сохранения массы веществ

- классификацию химических реакций

- признаки протекания химических реакций

- сущность понятия «тепловой эффект химической реакции», классификацию химических реакций по поглощению или выделению энергии

уметь:

- называть признаки и условия осуществления химических реакций;

- объяснять отличие химических явлений от физических;

- определять типы химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ;

- составлять уравнения химических реакций различных типов (расставлять коэффициенты в уравнениях х.р. на основе закона сохранения массы веществ.);

- прогнозировать возможность протекания реакций между металлом и раствором кислот.

- применять закон сохранения массы веществ для решении задач по уравнениям химических реакций;

- следовать правилам пользования химической посудой и лабораторным оборудованием

- определять реагенты и продукты реакции;

- вычислять количество (массу) по количеству вещества (массе) одного из вступивших или полученных веществ;

- характеризовать химические свойства воды;

- составлять уравнения реакций по цепочке переходов.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.


Простейшие операции с веществом. Химический практикум


Практическая работа № 1. Правила по технике безопасности в химическом кабинете. Изучение лабораторного оборудования и приемы обращения с ним.

Практическая работа № 2. Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой.

Практическая работа № 3. Анализ почвы и воды.

Практическая работа № 4. Признаки протекания химических реакций

Практическая работа № 5. Приготовление раствора сахара и определение массовой доли сахара в растворе.


знать/понимать:

- правила техники безопасности работы в кабинете химии;

- приемы обращения с химической посудой и лабораторным оборудованием

- чистые вещества и смеси, однородные и неоднородные смеси

- способы разделения различных видов смесей


уметь:

- вычислять массу воды и веществ в растворах с определенной массовой долей растворенного вещества

-следовать правилам пользования химической посудой и лабораторным оборудованием

- проводить эксперимент по разделению неоднородных смесей;

- распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей.


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.


V. Практикум №1 «Простейшие операции с веществом» (5 часов)

  1. Приемы обращения с лабораторным оборудованием

  2. Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой

  3. Анализ почвы и воды

  4. Признаки химических реакций

  5. Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе.

VI. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. – 18 часов


Растворение – физико-химический процесс. Растворимость. Растворы. Гидраты и кристаллогидраты.

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Основные положения ТЭД. Механизм диссоциации. Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты

Ионы. Свойства ионов. Классификация ионов. Ионные уравнения реакций.

Кислоты, основания, оксиды, соли в свете ТЭД. Генетическая связь между классами неорганических веществ.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель. Свойства классов веществ в свете ОВР.


знать/понимать:

- важнейшие химические понятия: растворимость, растворы, гидраты и кристаллогидраты, ион, электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация, окислитель, восстановитель, окисление, восстановление, генетическая связь

- классификацию веществ по растворимости;

- основные положения ТЭД;

- механизм электролитической диссоциации;

- сильные и слабые электролиты;

- реакции ионного обмена;

- условия протекания реакций ионного обмена до конца;

- окислительно-восстановительные реакции.


уметь:

- составлять уравнения диссоциации кислот, щелочей, солей;

- составлять уравнения реакций ионного обмена в молекулярном и ионном виде;

-определять возможность протекания реакций ионного обмена;

- делать классификацию кислот, оснований, солей, оксидов;

- характеризовать химические свойства кислот, оснований, солей, оксидов в свете ТЭД;

- объяснять сущность реакций ионного обмена;

- распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей;

- называть соединения изученных классов;

- определять степень окисления элемента в соединении;

- составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса;

- составлять генетические ряды металлов и неметаллов;


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

VII. Практикум №2 «Свойства растворов электролитов» (2 часа)

  1. Свойства кислот, оснований, оксидов, солей

  2. Решение экспериментальных задач

знать/понимать:

- правила техники безопасности работы в кабинете химии;

- приемы обращения с химической посудой и лабораторным оборудованием

- чистые вещества и смеси, однородные и неоднородные смеси

- способы разделения различных видов смесей


уметь:

- вычислять массу воды и веществ в растворах с определенной массовой долей растворенного вещества

-следовать правилам пользования химической посудой и лабораторным оборудованием

- проводить эксперимент по разделению неоднородных смесей;

- распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей.


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников

VIII. Обобщение и систематизация знаний (2 часа)





ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ Я К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫУСКНИКОВ

В результате изучения химии ученик должен

знать/понимать

                химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

                важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

                основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь

                называть: химические элементы, соединения изученных классов;

                объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

                характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

                определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

                составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;

                обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

                распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;

                вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

                безопасного обращения с веществами и материалами;

                экологически грамотного поведения в окружающей среде;

                оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

                критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

                приготовления растворов заданной концентрации.





Введение (4 часа)

Предметная дидактическая цель:

Создать условия для формирования представлений о предмете химии. Ввести первоначальные представления о веществе, химическом элементе и формах его существования. Развести понятия физического и химического явления. Показать роль химии в жизни человека. Познакомить учащихся с историей возникновения и развития химии. Познакомить учащихся с химической символикой. Начать формирование навыков написания химических формул и вычисления относительной молекулярной массы вещества. Начать рассмотрение ПСХЭ Д.И. Менделеева, как пособие для получения сведений о химических элементах.




урока

Дата

урока

Тема

урока

Основные

понятия

Химический

эксперимент

Знать

Уметь

Тип расчет-

ных задач

Формы и методы организации

познавательной деятельности

Контроль


Домашнее

задание

1.

1.


Предмет химии

Химия, вещество, хим. элемент, простое и сложное вещество



Определение химии, как науки о веществах и превращениях. Определение основных понятий.

Различать формы существования химического элемента. Приводить примеры физических тел и химических веществ. Описывать свойства веществ.


Репродуктивный


+

+


П.1, №,3,5,9,10

2.

2.


Превращения веществ.

Физическое явление, химическая реакция.


Определение физ. Явления и хим. реакции.

Приводить примеры физ. и хим. явлений


Репродуктивный, частично-поисковый



+


П.2,

№ 1,4,5

П. 3.



3.



3.




Химическая символика







Знаки химических элементов. Историю развития химии



Записывать формулы и читать их, определять Ar и Mr.



Нахождение

Ar,Mr. Вычисление

W (Э) в соединении



Репродуктивный, частично-поисковый




+



+



П.4,

№1,4

П.5,

№ 2, 4

4

4


Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева



ПСХЭ Д.И. Менделеева, период, группа, химическая формула.

Ar, Mr.



Демонстрация периодической системы хим. элементов Д.И.Менделеева


Структуру ПСХЭ.

Определять положение химического элемента в ПСХЭ

Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.

Репродуктивный


+

+


П.5,

№ 6,8



Тема 1.

Атомы химических элементов (10 часов).

Предметная дидактическая цель:

Создать условия для формирования понятия «атом». Рассмотреть строение атома (планетарная модель). Рассмотреть взаимосвязь между ПСХЭ и строением атома (физический смысл порядкового номера химического элемента, номера группы, периода).Создать условия для формирования понятия «химическая связь». Рассмотреть схемы образования ионной, ковалентной и металлической связи.


урока

Дата

урока

Тема

урока

Основные

понятия

Химический

эксперимент

Знать

Уметь

Тип расчётных

задач

Формы и методы

организации позна

вательной

деятельности

Контроль

Домашнее

задание

5

1.


Строение атома

Атом, протон,

Нейтрон, электрон.

Демонстрация

моделей атомов хим. элементов.

ПСХЭ

Доказательства

сложности строения атома.

Определения основных понятий.

Определять число протонов, нейтронов и электронов в атоме, используя ПСХЭ.


Репродуктивный,

частично-поисковый


+

+


П.6

№ 3,5

6

2.


Изотопы

Изотопы


Определение понятия «изотопы». Современное определение химического элемента.

Определять число протонов нейтронов

электронов в ядрах атомов изотопов.


Репродуктивный, частично-поисковый


+

+


П.7

№1,2,6.

7

3.


Строение электронных оболочек атомов

Энергетический уровень, орбиталь.


Правила заполнения энергетических уровней

Составлять электронные формулы атомов


Репродуктивный, частично-поисковый

+


+


П.8

№1-3

8

4


ПСХЭ и строение атомов


Периодическая система химических элементов

Физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода

Характеризовать строение атома химического элемента исходя из его положения в ПСХЭ


Репродуктивный, частично-поисковый


+



П. 9

9

5











.


Ионная химическая связь

Металлические и неметаллические свойства, ион, химическая связь.


Физический смысл порядкового номера элемента в ПСХЭ,№

группы, периода

Составлять схемы образования ионной связи


Репродуктивный, частично-поисковый


+

+


П.9

№1,2

10

6.


Ковалентная химическая связь

Ковалентная неполярная химическая связь, электронная и структурная формулы.


Определение ковалентной химической связи.

Составлять схемы строения двухатомных молекул, определять кратность связи.


Репродуктивный, частично-поисковый, проблемный.


+

+


П10

№ 2,3,5

11

7.


Ковалентная полярная связь.

Электроотри

цательность


Отличия ковалентной полярной связи от ковалентной неполярной связи.

Определять тип химической связи в соединении. Записывать схемы образования молекул.


Репродуктивный, частично-поисковый.

+


+


П.11

№ 2(б),4

12

8.


Металлическая химическая связь

Металлическая химическая связь


Понятие о металлической связи

Составлять схемы образования химической связи в кристаллах металла.


Репродуктивный


+



П.12

№3

13

















14

9.

















10.


Обобщение и систематизация знаний по теме













Контрольная работа №1 по теме «Атомы химических элементов»



Ключевые понятия темы

Составлять электронные формулы атомов, Схемы образования химической связи разных видов.


Частично-поисковый.

+




П.6-12

повторить


Тема 2.

Простые вещества (7 часов).

Предметная дидактическая цель:

Познакомить учащихся с общими физическими свойствами металлов и неметаллов. Создать условия для формирования понятий «аллотропия» и «количество вещества». Показать взаимосвязь массы, количества вещества и числа частиц. Научить производить расчёты с использованием этих понятий.


.

урока

Дата

урока

Тема

урока

Основные

понятия

Химический

эксперимент

Знать

Уметь

Тип расчёт-

ных задач

Формы и методы

организации обучения

Контроль

Домашнее

задание

15

1.


Простые вещества- металлы

Металл

Д: Образцы белого и серого олова

Физические свойства металлов

Различать по физическим свойствам важнейшие металлы(Fe, Al, Ca, Mg, Na,K)


Репродуктивный



+


П.13

№1,3,4.

16

2.


Простые вещества-неметаллы

Неметалл,

Аллотропия,

Аллотропные модификации

Д: Получение озона, образцы белого и красного фосфора

Л: Составление моделей молекул и кристаллов с разным видом хим. связи.

Важнейшие простые вещества-неметаллы, образованные атомами H, O, N, S, P, C.

Определение аллотропии.

Вычислять относительную молекулярную массу.

Записывать формулы простых веществ-неметаллов.


Репродуктивный

+




П.14

№3,5

17

3.


Количество

вещества

Количество

Вещества, моль, постоянная Авогадро, молярная масса

Д: Некоторые металлы и неметаллы количеством 1 моль

Единицы измерения количества вещества, определения основных понятий, значение постоянной Авогадро.

Производить расчёты, связанные с количеством вещества.

Вычисления по формулам:

n = m/M,

n = N/Na

Репродуктивный, частично- поисковый


+

+


П.15

№1,2,3

18

4.


Молярный объем газов.

Молярный объем газов

Д: Молярный объём газообразных веществ

Кратные единицы измерения количества вещества и молярного объёма газов

Производить расчёты с использованием понятий «количество вещества» и «молярный объём газов».

Вычисления по формулам:

n = V/Vm

V = nVm

Репродуктивный, частично-поисковый


+

+


П.16

№1,2,3


19

20

5

6.


Решение задач



Формулы:

n = N/Na

n = V/Vm

n = m/M

Производить расчеты, связанные с понятиями: «количество вещества», «молярная масса», «молярный объём»,постоянная Авогадро.

_ »»»_

Частично-поисковый

+

+

+



По тетради

21

7.


Обобщение и систематизация знаний по теме.



Основные понятия темы

Вычислять количество вещества, массу, объём, число частиц.

Вычисления по формулам:

n = m/M

n = N/Na

n = V/Vm

Самостоятельная работа учащихся


+

+


По тетради



Тема 3.

Соединения химических элементов (12 часов)

Предметная дидактическая цель:

Научить учащихся определять степени окисления химических элементов по формулам соединений и зная степени окисления элементов в соединении составлять формулы. Создать условия для формирования понятий «оксид», «основание», «кислота», «соль». Рассмотреть типы кристаллических решеток. Показать зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток. Создать условия для формирования понятий «смесь», «массовая доля вещества», «объёмная доля вещества». Научить производить расчеты, связанные с понятием «доля».




урока

Дата

урока

Тема

урока

Основные

понятия

Химический

эксперимент

Знать

Уметь

Тип расчёт

ных задач

Формы и методы

Организации обучения

Контроль

Домашнее

задание

22

1.


Степень окисления

Степень окисле

ния, бинарное

соединение


Определение

Степени окисле

ния , правила

вычисления

степеней окисления

определение

понятия

«бинарное

соединение».

Определять

степени окисления

элементов в

бинарных соединениях,

составлять формулы

бинарных соединений, называть их.


Репродуктивный, частично- поисковый.



+


П.17,

№1,2,6

23

2.


Бинарные соединения

Оксид, хлорид,

сульфид,



Определение основных понятий

Составлять формулы оксидов, хлоридов,

сульфидов


Репродуктивный, частично-поисковый

+


+


П.17,18

24

3.


Оксиды, водородные соединения

Летучее водородное соединение, гидрид

Демонстрация

образцов оксидов

Отличия гидридов от летучих водородных соединений. Представителей оксидов: вода, углекислый газ, негашёная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород, аммиак.

Составлять формулы веществ и расставлять степени окисления.


Репродуктивный, частично-поисковый


+




П.18

№1,4,5

25

4.


Основания

Основание,

щёлочь, индикатор, качественная реакция.

Д: образцы оснований.

Л: изменение окраски индикаторов в щелочной среде

Определение основных понятий, представителей щелочей. Основные индикаторы.

Составлять формулы оснований по их названиям и названия по формулам


Репродуктивный,

лабораторная работа

+


+


П.19

№2,3,5,6

26

5.


Кислоты

Кислота, кислотный остаток

Д: образцы кислот, химические свойства кислот

Л: изменение окраски индикаторов в кислой среде.

Классификацию кислот. Представителей кислот: соляную, серную, азотную. Изменение окраски индикаторов в кислой среде. Названия минеральных кислот.

Давать характеристику кислот по различным признакам.


Репродуктивный, частично-поисковый


+

+


П.20

№ 1,3,4

27

6.


Соли

Соль

Д: Образцы солей.

Л: Знакомство с образцами солей. Растворимость солей в воде.

Состав и название солей. Представителей солей: хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция.

Составлять формулы солей по названиям и названия по формулам. Работать с таблицей растворимости.


Репродуктивный, частично-поисковый.


+

+


П.21

№ 1-3

28

7.


Аморфные и кристаллические вещества.

Аморфное вещество, кристаллическое вещество, кристаллическая решётка

Д: модели кристаллических решёток хлорида натрия, графита, алмаза, меди.

Типы кристаллических решёток. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решёток.

Определять тип кристаллической решётки по физическим свойствам вещества и зная тип решётки прогнозировать свойства.


Репродуктивный

+


+


П.22

№ 1,2,5

29

8.


Чистые вещества и смеси

Смесь

Д: взрыв смеси водорода с воздухом. Разделение смесей.

Л: разделение смеси с помощью делительной воронки.

Состав и свойства чистых веществ и смесей. Способы разделения смесей. Примеры твёрдых, жидких и газообразных смесей.

Разделять смеси с помощью делительной воронки.


Репродуктивный, лабораторная работа.


+

+


П.23

№1,4

30

9.


Массовая и объёмная доли компонентов смеси.

Доля (массовая и объёмная)


Определение массовой и объёмной доли компонентов смеси веществ.

Производить расчёты, связанные с понятиями массовой и объёмной доли.

На вычисление массовой и объёмной доли компонентов смеси

Частично-поисковый


+

+


П.24

№1,2,3

31

10


Решение задач



Вычисление массовой доли веществ в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя.

Вычисление массы растворяемого вещества и массы растворителя, необходимых для приготовления определённой массы раствора с известной массовой долей растворённого вещества.

Производить расчёты, связанные с понятиями массовой и объёмной доли.







П.24,

№ 4-7

32





















33

11.





















12.


Обобщение и систематизация знаний по теме.

















Контрольная работа №2 по теме «Соединения химических элементов»



Основные понятия темы

Определять степени окисления элементов в соединении. Производить расчёты, связанные с понятием «доля»

Комбинированные

Репродуктивный, частично-поисковый

+

+



По тетради




Тема 4

Изменения, происходящие с веществами. (10 часов)

Предметная дидактическая цель:

Создать условия для формирования понятий явлений, как изменений, происходящих с веществами. Развести понятия физическое и химическое явление. Познакомить учащихся с законом сохранения массы веществ. Начать формирование умений составления химических уравнений, производить расчеты по химическим уравнениям.



урока

Дата

урока

Тема

урока

Основные

понятия

Химический

эксперимент

знать

уметь

Тип расчёт-

ных задач

Формы и методы

организации обучения

Контроль

Домашнее

Задание

34

1.


Физические явления

в химии

Физическое

явление,

химическое

явление,

дистилляция,

кристаллизация,

выпаривание,

возгонка.

Д: примеры физических

явлений: плавление парафина,

возгонка бензойной кислоты,

растворение перманганата калия, диффузия духов с горячей лампочки

Л: сравнение скорости испарения воды и спирта с фильтровальной бумаги

Основные понятия урока, определение этих понятий.

Приводить примеры физических и химических явлений. Характеризовать явления, как изменения, происходящие с веществом.


Репродуктивный, исследовате

льский



+


П.25

№3,4

35

2.


Химические реакции

Реакция горения, экзотермические и эндотермические реакции

Д: примеры химических явлений: горение магния и фосфора, взаимодействие мела с кислотой, получение гидроксида меди (11), разложение перманганата калия, взаимодействие кислоты с металлами.

Л: окисление меди в пламени спиртовки

Признаки и условия протекания химических реакций.

Отличать физическое явление от химической реакции. Приводить примеры химических реакций из повседневной жизни. Проводить лабораторный опыт, соблюдая правила техники бозопасности.


Репродуктивный, частично-поисковый


+

+


П.26,

№5,6

36

3



Химические уравнения

Закон сохранения массы веществ, химическое уравнение, индекс, коэффициент.

Л: помутнение известковой воды от выдыхаемого воздуха. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты. Замещение меди в растворе хлорида меди (11) железом

Закон сохранения массы веществ, значение индексов и коэффициентов.

Составлять уравнения химических реакций.


Исследовательский, частично-поисковый

+


+


П.27

№1,2(а,б,г)

37

4





Решение задач




Производить расчёты по уравнениям химических реакций. Решать комбинированные задачи.

Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции.

Вычисление массы (количества вещества, объёма) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определённую долю примесей.

Вычисление массы (количества вещества, объёма) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворённого вещества.

Репродуктивный, частично-поисковый.


+

+


П.28,

№ 1-5

38

5


Реакции разложения


Разложение перманганата калия, пероксида водорода, электролиз воды

Определение понятия «реакция разложения»

Характеризо-вать реакции разложения по различным признакам, записывать уравнения зимических реакций

Расчёты по химическим уравнениям

Репродуктивный, чптично-поисковый

+


+


П. 29

№1,3,4

39

6


Реакции соединения


Д: Горение магния, фосфора

Определение понятия «реакция соединения»

Характеризо-вать реакции соединения по различным признакам, записывать уравнения зимических реакций

Расчёты по химическим уравнениям

Репродуктивный, чптично-поисковый


+

+


П.30

№1(б,г), 5,8

40

7


Реакции замещения


Д: взаимодействие соляной кислоты с мелом

Определение понятия «реакция замещения»

Характеризо-вать реакции замещения по различным признакам, записывать уравнения зимических реакций

Расчёты по химическим уравнениям

Репродуктивный, чптично-поисковый


+

+


П. 31

№1,3

41

8


Реакции обмена


Д: получение гидроксида меди(2), растворение полученного гидроксида в кислотах, взаимодействие оксида меди с серной кислотой

Определение понятия «реакция обмена»

Характеризо-вать реакции обмена по различным признакам, записывать уравнения зимических реакций

Расчёты по химическим уравнениям

Репродуктивный, чптично-поисковый

+


+


П.32

№ 1,4

42

9.


Обобщение и систематизация знаний по теме



Основные понятия темы

выполнять упражнения, аналогичные заданиям контрольной работы №3

Расчёты по химическим уравнениям

Репродуктивный, чптично-поисковый



+




П. 33

№1,3,4


43

10


Контрольная работа №3 по теме «Изменения, происходящие с веществами»














Тема 5

Практикум №1 «Простейшие операции с веществом» (5 часов)

Предметная дидактическая цель:

Познакомить учащихся с правилами техники безопасности во время работы в химической лаборатории, обучить их практике элементарного анализа, научить применять на практике химические приборы и оборудование. Начать формирование простейших приёмов проведения качественных реакций. Научить учащихся простейшим способам разделения смесей. Создать условия для формирования важнейшего метода познания химических явлений – наблюдения – и умения описывать его.



урока

Дата

урока

Тема

урока

Основные

понятия

Химический

эксперимент

Знать

Уметь

Тип расчёт-

ных задач

Формы и

методы

организации

обучения

Контроль

Домашнее задание

44

1.


Приёмы обращения

с лабора-

торным оборудованием

Пробирка,

штатив,

колба, спиртовка,

мерный цилиндр

Знакомство

с лаборатор-

ным

оборудованием, строение пламени

Правила техники безопасности при работе в химической лаборатории

Использовать лабораторное оборудование и нагревательные приборы


Лабораторная работа, исследовательский метод



+



45

2.


Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой.


Наблюдения за горящей свечой.

Физические и химические явления, происходящие при горении свечи.

Описывать происходящие явления.


Исследовательский метод, практическая работа.



+



46

3.


Анализ почвы и воды.


Исследование почвы и воды в контексте учебника

Основные способы разделения смесей

Делать практические выводы из проведенного анализа


Исследовательский метод, практическая работа



+



47

4.


Признаки химических реакций


По учебнику

Признаки химических реакций

Записывать уравнения проделанных химических реакций. Проводить химические реакции, соблюдая правила ТБ


Исследовательский метод., практическая работа



+



48

5.


Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе.


Приготовление раствора сахара.

Формулу для вычисления массовой доли вещества в растворе

Готовить раствор, вычислять массовую долю вещества в растворе.


Репродуктивный, практическая работа

+


+









Тема 6.

Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. (18 часов).

Предметная дидактическая цель:

Познакомить учащихся с растворением как физико-химическим процессом и с растворами как физико-химическими системами. Создать условия для формирования понятий «электролит» и «неэлектролит». Рассмотреть механизм диссоциации веществ с различным типом связи. Обобщить основы ТЭД в виде чётких положений. Создать условия для формирования умения записывать ионные уравнения. Рассмотреть хим. свойства кислот, солей, оснований в свете ТЭД. Разобрать генетическую связь между классами неорганических веществ. Создать условия для формирования навыков в составлении уравнений ОВР.





урока

Дата

урока

Тема

урока

Основные

понятия

Химический

эксперимент

Знать

Уметь

Тип расчёт-

ных задач

Формы и методы

организации

обучения

Контроль

Домашнее

Задание

49

1.


Растворение как

физико-

химический процесс

Раствор,

растворимость,

гидраты,

кристалло-

гидраты

Д: Мгновенная

Кристаллизация

пересыщенного

раствора глауберовой

соли. Растворимость

веществ

при разных температурах.

Тепловые явления

при растворении.

Л: Растворение медного

купороса в воде

Определения

основных понятий.

Зависимость

Растворимости

веществ от

температуры.

Значение растворов

для природы

и сельского

хозяйства.

Решать типовые

задачи из

учебника,

используя

кривые

расстворимости. Выполнять

лабораторный

опыт,

соблюдая

правила ТБ


Репродукти

вный,

чатично-поисковый.



+


П. 34

50

2.


Электролитическая диссоциация

Электролит, неэлектролит, диссоциация, степень электролити-ческой диссоциации.

Д:

  1. Испытание веществ и их растворов на электропроводность

  2. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от её концентра-ции




Определение основных понятий. Как зависит электропроводность веществ от их концентрации

Объяснять механизм диссоциации веществ с разным видом связи


Репродуктив

ный


+

+


П. 35

№1-5

51

3.


Основные положения теории электролитической диссоциации

Ионы, катионы, анионы

Д: Движение окрашенных ионов в электрическом поле

Определение понятия «ион», свойства ионов, классификацию ионов, основные положения ТЭД

Записывать уравнения электролитической диссоциации


Репродуктив

ный,

частично-поисковый

+


+


П. 36

№ 2,3,4,5

52

53

4

5


Ионные уравнения


Л: Примеры реакций, идущих до конца

Условия протекания реакций обмена до конца

Записывать уравнения реакций (молекулярных и ионных) с использованием таблицы растворимости.


Репродуктив

ный,

частично-поисковый

+

+

+


П. 37

№1,2,5

54

55

6

7


Кислоты в свете ТЭД, их классификация и свойства


Л: Реакции характерные для растворов кислот (соляной и серной)

Определение кислот как электролитов. Классификацию кислот по различным признакам. Химические свойства кислот.

Записывать уравнения диссоциации кислот. Использовать таблицу растворимости для характеристики химических свойств кислот.


Репродуктив

ный,

частично-поисковый, лабораторная работа


+

+


П. 38

№1,2,3


56

8


Основания в свете ТЭД, их классификация и свойства.


Л: Реакции, характерные для растворов щелочей, получение гидроксида меди (!!)

Определение оснований как электролитов. Классификацию оснований по различным признакам. Химические свойства оснований.

Записывать уравнения диссоциации оснований. Характеризовать химические свойства оснований.


Репродуктив

ный,

частично-поисковый, лабораторная работа

+


+


П. 39

№1,3,4

57

9.


Соли в свете ТЭД, их свойства.


Л: Реакции, характерные для растворов солей.

Определение солей как электролитов. Химические свойства солей (взаимодействие с металлами, солями, кислотами и щелочами)

Записывать уравнения диссоциации солей. Характеризовать химические свойства солей


Репродуктив

ный,

частично-поисковый, лабораторная работа

+


+


П. 41

№ 1, 2 (а-е), 5

58

10.


Оксиды, их классификация и свойства.

Солеобра

зующие, несолеобра

зующие, кислотные, основные оксиды

Л: Реакции, характерные для кислотных и основных оксидов

Состав и классификацию оксидов, свойства кислотных и основных оксидов

Характеризовать химические свойства кислотных и основных оксидов


Репродуктив

ный, частично-поисковый, лабораторная работа

+


+


П. 40,

№ 1-4

59

11.


Генетическая связь между классами неорганических веществ.

Генетический ряд


Понятие о генетической связи и генетических рядах металлов и неметаллов

Осуществлять переходы:

  • Фосфор- оксид фосфора (5)- ортофосфорная кислота- фосфат кальция

  • Кальций- оксид кальция- гидроксид кальция- фосфат кальция


Частично-поисковый


+



П. 42

№ 2,4

60

12.


Обобщение и систематизация знаний по теме




Решать расчетные задачи по уравнениям реакций, характеризующим свойства основных классов соединений

Расчеты по урав-

нениям

хим.

реакций

Частично-поисковый

+


+


По тетради

61

13.


Контрольная работа № 4












62

14.


Окислительно-восстановительные реакции

Окислитель, восстановитель, окисление, восстановление

Д:

  1. Взаимодействие цинка с серой, сульфатом меди

  2. Горение магния


Определение ОВР. Различные признаки классификации хим. реакций. Отличия ОВР от реакций ионного обмена

Определять степень окисления элементов в веществах различных классов


Репродуктив

ный, частично-поисковый



+


П. 43

№ 1,4,5,7

63

64

15

16


Уравнения ОВР

Электронный баланс



Составлять уравнения ОВР методом электронного баланса


Частично-поисковый



+


П. 43

№8,

тетрадь

65

17


Свойства изучаемых классов веществ в свете ОВР




Характеризовать свойства простых веществ металлов и неметаллов, а так же кислот и солей в свете ОВР


Частично-

поисковый


+



По тетради

66

18.


Обобщение и систематизация знаний по теме




Выполнять упражнения, составлять уравнения ОВР методом электронного баланса


Репродуктив-

ный

+

+

+


По тетради




Тема 7

Практикум № 2 (2 часа)

«Свойства растворов электролитов»

Предметная дидактическая цель:

Создать условия для формирования у учащихся навыков работы с химическим оборудованием и реактивами, соблюдать правила техники безопасности. Практически закрепить знания по теме «Свойства растворов электролитов»




урока

Дата

урока

Тема

урока

Основные

понятия

Химический

эксперимент

Знать

Уметь

Тип расчёт-

ных задач

Формы и

методы

организации

обучения

Контроль

Домашнее

задание

67

1.


Свойства кислот, оснований, оксидов, солей






Лабораторная работа



+



68

2.


Решение экспериментальных задач






Лабораторная работа



+





Рабочая программа и тематическое планирование уроков химии в 8 классе
  • Химия
Описание:

За основу рабочей программы взята программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (автор  О.С. Габриелян), рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ, опубликованная издательством «Дрофа» в 2010 году.

   Предлагаемые материалы разработаны на основе авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2010.).

Авторской программе соответствует учебник: «Химия 8 класс»

О.С.Габриелян - рекомендовано Министерством образования и науки РФ (2010-2014 гг)

Автор Жулькова Наталья Викторовна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 280
Номер материала 51983
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓