ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Основные
цели учебного курса:
формирование у
учащихся единой целостной химической картины мира, обеспечение
преемственности между основной и старшей ступенями обучения
Основные
задачи учебного курса:
Повторение важнейших
химических понятий органической химии. Изучение строения и классификации
органических соединений. Ознакомление с классификацией химических реакций в
органической химии м механизмах их протекания. Закрепление и развитие знаний на
богатом фактическом материале химии классов органических соединений от более
простых углеводородов до сложных - биополимеров.
Методические
особенности изучения предмета:
В содержании курса
органической химии сделан акцент на практическую значимость учебного материала.
Поэтому изучение представителей каждого класса органических соединений
начинается с практической посылки - с их получения. Химические свойства веществ
рассматриваются сугубо прагматически - на предмет их практического применения.
Программа
направлена на формирование учебно-управленческих,
учебно-коммуникативных, учебно-информационных умений и навыков; информационных
компетентностей, компетентностей разрешения проблем; способов деятельности:
сравнение, сопоставление, ранжирование, анализ, синтез, обобщение, выделение
главного.
Отличительные
особенности рабочей программы
В связи с тем, что
учебный план школы включает 35 учебных недели, на изучение темы 6
«Искусственные и синтетические органические соединения» отведено 4 часа вместо
3. Четвертый час отводится на обобщение и систематизацию знаний.
Организация
обучения
Формы организации
обучения: индивидуальная, парная, групповая,
интерактивная
Методы обучения:
-По источнику
знаний: словесные, наглядные, практические;
-По уровню
познавательной активности: проблемный, частично-поисковый,
объяснительно-иллюстративный;
-По принципу
расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный,
обобщающий, классификационный.
Технологии
обучения: индивидуально-ориентированная,
разноуровневая, ИКТ.
Результаты
обучения
Формы проверки и
оценки результатов обучения: (формы промежуточного,
итогового контроля, том числе презентации, защита творческих, проектных,
исследовательских работ)
Способы проверки и
оценки результатов обучения: устные зачёты, проверочные
работы, интерактивные задания, тестовый контроль, практические и лабораторные
работы.
Средства проверки
и оценки результатов обучения: Ключ к тестам, зачётные
вопросы, разноуровневые задания
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования
направлено на достижение следующих целей:
освоение
знаний
о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических
понятиях, законах и теориях;
овладение
умениями
применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и
свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и
получении новых материалов;
развитие
познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе
самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных
источников информации, в том числе компьютерных;
воспитание
убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества,
необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей
среде;
применение
полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и
материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических
задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью
человека и окружающей среде.
Рабочая
программа разработана на основе авторской
программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту
государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством
образования и науки Российской Федерации. (Габриелян О.С. Программа курса химии
для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – М.: Дрофа,
2010.)
В авторскую программу
внесены следующие изменения:
1.
Увеличено число
часов на изучение тем:
-
№ 6 «Искусственные и синтетические органические соединения» с 3 часов до 4
часов.
2.
Из
авторской программы исключены некоторые демонстрационные и лабораторные
опыты из-за недостатка времени на их выполнение при 1 часе в неделю, так как
авторская программа предусматривает 1 / 2 часа в неделю.
Данная рабочая программа
может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а
также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и
методов обучения, таких как развивающее обучение, компьютерные технологии,
тестовый контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей,
возможностей и способностей каждого конкретного класса.
Контроль уровня
знаний учащихся предусматривает проведение практических, самостоятельных и
контрольных работ.
В соответствии с
требованиями к уровню подготовки выпускников, в результате изучения химии на
базовом уровне ученик должен:
проводить
самостоятельный поиск химической информации с использованием различных
источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов
Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи
химической информации и ее представления в различных формах;
использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
-
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях
и оценки их последствий;
-
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
-
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и
другие живые организмы;
-
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным
оборудованием;
-
приготовление растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
-
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных
источников.
Содержание
программы.
Введение.
(1 час).
Теория строения
органических соединений А.М.Бутлерова.
Ученик должен
знать и понимать:
- химические
понятия: углеродный скелет, радикалы, функциональные группы, гомология,
изомерия;
-теорию строения
органических соединений;
Уметь:
-объяснять
зависимость свойств веществ от их состава и строения.
Тема 1. Строение
органических соединений. (2часа).
Углеродный скелет.
Функциональная группа. Гомологи и гомологический ряд. Структурная и
пространственная изомерия.
Реакции
органических соединений. Типы реакций в органической химии.
Ученик должен
знать и понимать:
- важнейшие
вещества и материалы: уксусная кислота, метан, этилен, ацетилен, бензол,
этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные
и синтетические волокна, каучуки, пластмассы.
Уметь:
-называть
изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
-определять
принадлежность веществ к различным классам органических
Тема 2.
Углеводороды. (8 часов).
Алканы. Алкены,
алкадиены, алкины. Бензол. Качественный анализ веществ.
Ученик должен
знать и понимать:
- химические
понятия: строение органических соединений;
-важнейшие
вещества и материалы: метан, этилен, ацетилен, бензол, каучуки, пластмассы.
Уметь:
-называть изученные
вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
-определять
принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
- характеризовать
общие химические свойства органических соединений; - объяснять
зависимость свойств веществ от их состава и строения;
-выполнять
химический эксперимент по распознаванию углеводородов.
Контрольная работа
№1 по теме «Углеводороды»
Тема 3.
Кислородосодержащие органические соединения. (10 часов).
Одноатомные и
многоатомные спирты. Фенолы. Простые эфиры. Альдегиды. Карбоновые кислоты.
Сложные эфиры. Жиры.
Ученик должен
знать и понимать:
- химические
понятия: функциональная группа;
-важнейшие
вещества и материалы: этанол, уксусная кислота, жиры, мыла;
Уметь:
-называть
изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
-определять
принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
- характеризовать
общие химические свойства органических соединений; - объяснять
зависимость свойств веществ от их состава и строения;
-выполнять
химический эксперимент по распознаванию веществ.
Моносахариды.
Дисахариды. Полисахариды.
Ученик должен
знать и понимать:
- важнейшие
вещества и материалы: глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка.
Уметь:
-называть
изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
-определять
принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
- характеризовать
общие химические свойства органических соединений; - объяснять зависимость
свойств веществ от их состава и строения;
-выполнять
химический эксперимент по распознаванию веществ.
Контрольная работа
№2 по темам: Кислородосодержащие органические соединения.
Тема 4.
Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе. (6 часов).
Нитросоединения.
Амины. Анилин. Белки.
Идентификация
органических соединений.
Ученик должен
знать и понимать:
- важнейшие
вещества и материалы: белки, искусственные и синтетические волокна.
Уметь:
-называть
изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
-определять
принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
- характеризовать
общие химические свойства органических соединений; - объяснять
зависимость свойств веществ от их состава и строения;
-выполнять
химический эксперимент по распознаванию веществ.
Пр.р.№1. «Идентификация
органических соединений.»
Тема 5.
Биологически активные вещества.(4часа)
Основные понятия:
Ферменты. Витамины. Гормоны. Лекарства.
Тема 6.
Искусственные и синтетические органические соединения.(4 часа)
Основные понятия:
Полимеры. Пластмассы, волокна.
Практическая
работа №2 «Распознавание пластмасс и волокон»
ТРЕБОВАНИЯ
К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
(дидактические
единицы группируются из обобщенных требований к уровню подготовки выпускников)
В
результате изучения курса ученик должен:
1.Требования к усвоению теоретического
учебного материала.
§ Знать/понимать:основные положения теории
химического строения веществ, гомологию, структурную изомерию, важнейшие
функциональные группы органических веществ, виды связей (одинарную, двойную,
ароматическую, водородную), их электронную трактовку и влияние на свойства
веществ. Знать основные понятия химии высокомолекулярных соединений: мономер,
полимер, структурное звено, степень полимеризации линейная, разветвлённая и
пространственные структуры, влияние строения на свойства полимеров.
§ Уметь: разъяснять на примерах причины
многообразия органических веществ, материальное единство органических и
неорганических веществ, причинно-следственную зависимость между составом,
строением и свойствами веществ, развитие познания от явления ко всё более
глубокой сущности.
2.Требования к усвоению
фактов.
§ Знать строение, свойства, практическое
значение предельных, непредельных и ароматических углеводородов, одноатомных и
многоатомных спиртов, альдегидов, карбоновых кислот, сложных эфиров, жиров,
глюкозы и сахарозы, крахмала и целлюлозы, аминови аминокислот, белков. Знать
особенности строения, свойства, применения важнейших представителей пластмасс,
каучуков, промышленную переработку нефти, природного газа.
§ Уметь пользоваться строением, анализом и
синтезом, систематизацией и обобщением на учебном материале органической химии;
высказывать суждения о свойствах вещества на основе их строения и о строении
вещества по их свойствам.
3.Требования
к усвоению химического языка.
Знать
и уметь разъяснять смысл структурных и электронных
формул органических веществ и обозначать распределение электронной плотности в
молекулах, называть ве5щества по современной номенклатуре, составлять уравнения
реакций, характеризующих свойства органических веществ, их генетическую связь.
4.Требования
к выполнению химического эксперимента.
Знать
правила работы с изученными органическими веществами и оборудованием, токсичность
и пожарную опасность органических соединений.
Уметь
практически определять наличие углерода, водорода и
хлора в органических вещества; определять по характерным реакциям непредельные
соединения, одноатомные и многоатомные спирты, фенолы, альдегиды, карбоновые
кислоты, углеводы, амины, аминокислоты и белки.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.