Главная / ИЗО, МХК / Рабочая программа и планирование ИЗО 5 класс (ФГОС)

Рабочая программа и планирование ИЗО 5 класс (ФГОС)

муниципальное КАЗЁННОЕ образовательное учреждение

«Путьленинская основная общеобразовательная школа»

черлакского муниципального района Омской области


646265 Омская область, Черлакский район, д. Путь Ленина, ул. Транспортная, 4, тел. (38153) 5-62-38, pleninaoosh@yandex.ru



«УТВЕРЖДАЮ»


Директор МКОУ «Путьленинская ООШ»



Т.А. Фролова


от «___» _________ 2014 г.











Календарно-тематическое планирование

на 2014-2015 учебный год



Фролова Николая Алексеевича




ИЗО 5 класс


Рабочая программа по «Изобразительному искусству» 5 класс

составил: Фролов Николай Алексеевич


В соответствии с п. 2 ст. 32 Закона РФ «Об об­разовании» в компетенцию образовательного учре­ждения входит разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин.

Рабочая программа составлена на основе авторской программы под редакцией Б.М. Неменского. Изобразительное искусство и художественный труд. 5-9 кл. Москва, «Просвещение», 2011г., в соответствии с требованиями Федерального государственного об­разовательного стандарта основного общего образо­вания (ФГОС НОО) с учетом примерных программ по учебному предмету на основе материала указанно­го учебника. Программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников, конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса, которое, также как и календарно-тематическое планирование, соответствует методическим рекомен­дациям авторов учебно-методических комплектов.

Программа включает следующие разделы:

пояснительную записку, где представлены общая характеристика программы, сведения о количестве учебных часов, на которое рас­считана программа, информация об исполь­зуемом учебно-методическом комплекте; так­же в ней изложены цели и задачи обучения, основные требования к уровню подготовки учащихся с указанием личностных, метапредметных и предметных результатов.

тематическое планирование учебного мате­риала;

поурочное планирование с указанием темы и типа урока, подробным перечнем элементов содержания уроков, а также основных видов учебной деятельности и планируемых резуль­татов;

описание учебно-методического и материаль­но-технического обеспечения.

Пояснительная записка

Статус документа

Настоящая программа по «Изобразительному искусству» для 5-го класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом.


Общая характеристика учебного предмета

5 класс, или первый год основной школы посвящён изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусств. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.

Для формирования мировоззрения подростков особенно важно знакомство с народным, крестьянским декоративным искусством, которое наиболее полно хранит и передаёт новым поколениям национальные традиции, выработанные народом формы эстетического отношения к миру.

Образный язык декоративного искусства имеет свои особенности. Цвет и форма в декоративном искусстве часто имеют символичное значение. Чувство гармонии и чувство материала особенно успешно можно развить у школьников в процессе изучения цветовых и линейных ритмов, композиционная стройность постепенно осваивается учащимися от урока к уроку.

Именно поэтому выработка у школьников способности чувствовать и понимать эстетические начала декоративного искусства, осознавать единство функционального и эстетического значения вещи важно для формирования культуры быта нашего народа, культуры его труда, культуры человеческих отношений.


Цель программы:

Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве:

- дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся;

- понимание роли декоративного искусства в утверждении общественных идеалов.

- осмысление места декоративного искусства в организации жизни общества, в утверждении социальной роли конкретного человека и общества.

Формирование художественно-творческой активности:

- учиться в ходе восприятия декоративного искусства и в процессе собственной практики обращать внимание в первую очередь на содержательный смысл художественно-образного языка декоративного искусства, уметь связывать с теми явлениями в жизни общества, которыми порождается данный вид искусства;

- учиться выражать своё личное понимание значения декоративного искусства в жизни людей;

- проявлять наблюдательность, эрудицию и фантазию при разработке проектов оформления интерьеров школы, эмблем, одежды, различных видов украшений.

Формирование художественных знаний, умений, навыков.



1 год обучения (5 класс)

Учащиеся должны понимать:

-значение древних корней народного искусства;

-связь времён в народном искусстве;

-место и роль декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена;

-особенности народного (крестьянского) искусства России;

-знать несколько разных промыслов, историю их возникновения и развития (Гжель, Жостово, Хохлама):

-уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён: Египта, Древней Греции, средневековой Европы, эпохи барокко, классицизма;

-представлять тенденции развития современного повседневного и выставочного искусства.


Учащиеся должны уметь:

отражать в рисунках и проектах единство формы и декора (на доступном уровне);

создавать собственные проекты-импровизации в русле образного языка народного искусства, современных народных промыслов (ограничение цветовой палитры, вариации орнаментальных мотивов)

создавать проекты разных предметов среды, объединённых единой стилистикой (одежда, мебель, детали интерьера определённой эпохи);

объединять в индивидуально-коллективной работе творческие усилия по созданию проектов украшения интерьера школы, или других декоративных работ, выполненных в материале.



,


Тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности: в 5 классах (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает ПК, медиатеку и т. п.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная версия музеев мира.

Промежуточную аттестацию запланировано проводить в форме обобщающих уроков. Устные проверки знаний проводятся в форме собеседования, защиты рефератов. Письменные проверки знаний проводятся в форме практических работ.

Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю.


Для изучения раздела программы «Древние корни народного искусства»-8ч.

Для изучения раздела программы «Связь времен в народном искусстве»-8ч.

Для изучения раздела программы «Декор-человек, общество, время»- 10ч.

Для изучения раздела программы «Декоративное искусство в современном мире»- 9ч.


Программа рассчитана на 35 часов; в том числе контрольных работ - 5.



ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИЗО 5 КЛАСС



урока

п/п

Дата проведения

Тема урока.

Элементы содержания

Тип урока

Планируемые результаты


Характеристика деятельности учащихся

Стр. уч-ка

предметные

УУД


метапредметные

личностные

I четверть - 8 часов.

Древние корни народного искусства

1

8.09

ВВЕДЕНИЕ. Декоративно-прикладное искусство и человек.




Вводный

знать истоки и специфику образного языка декоративно-приклад­ного искусства;

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной де­ятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной де­ятельности;

формирование целостного мировоззрения, учитывающего культур­ное, языковое, духовное многообразие современного мира;

Уметь объяснять глубинные смыс­лы основных знаков-символов тради­ционного крестьянского прикладного искусства,

Стр 6-9

2

15.09

Древние образы в на­родном искусстве


Обучение

Стр 10-19

3

22.09


Убранство русской избы



комплексный

знать особенности уникального крестьянского искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни,конь, птица, солярные знаки);

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстети­ческого характера.

Создавать эскизы декоративного убранства избы.


Стр 20-29

4

29.09

Внутренний мир рус­ской избы


комплексный

знать несколько народных художественных промыслов России;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

.

Создавать эскизы декоративного убранства избы.


Стр30=35

5

6.10

Конструкция и декор предметов народного быта


комплексный

знать несколько народных художественных промыслов России;

Выстраивать орнаментальную ком­позицию в соответствии с традицией народного искусства.

Стр 36-43

6

13.10

Русская народная вышивка

комплексный

развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, ' формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Создавать самостоятельные вари­анты орнаментального построения вы­шивки с опорой на народную тради­цию.

Стр44-49

7

20.10

Народный празднич­ный костюм


комплексный

приобретение опыта создания художественного образа в разных ви­дах и жанрах визуально-пространственных искусств:

формирование коммуникативной компетентности в общении и со­трудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образователь­ной, творческой деятельности;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;


Осознавать значение традиционно­го праздничного костюма как бесцен­ного достояния культуры народа.


Стр 50-59

8


Народные праздничные обряды


Обобщающий


приобретение опыта создания художественного образа в разных ви­дах и жанрах визуально-пространственных искусств:

Стр 60-63

II четверть - 8 часов

Связь времён в народном искусстве (8 ч.)

9

11.11

Древние образы в сов­ременных народных игрушках


комплексный

воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выра­женной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в по­нимании красоты человека;

развитие морального сознания и компетентности в решении мо­ральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и от­ветственного отношения к собственным поступкам;

развитие морального сознания и компетентности в решении мо­ральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и от­ветственного отношения к собственным поступкам;

Сравнивать, оценивать форму, де­кор игрушек, принадлежащих различ­ным художественным промыслам.


Стр 66-75

10

18.11

Искусство Гжели


комплексный

воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выра­женной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в по­нимании красоты человека;

Осуществлять собственный художе­ственный замысел, связанный с созда­нием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов.

Стр 76-81


11

25.11

Городецкая роспись


комплексный

. приобретение опыта

создания художественного образа в разных ви­дах и жанрах визуально-пространственных искусств:

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстети­ческого характера.

Создавать

композицию росписи в процессе практической творческой работы

Стр 82-85

12

2.12

Хохлома


Комбинированный

развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, ' формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Осваивать приемы хохломского кистевого мазка — «мазка с тенями».

Стр 86-91

13

9.12

Жостово. Роспись по металлу


комплексный

развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, ' формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

формирование целостного мировоззрения, учитывающего культур­ное, языковое, духовное многообразие современного мира;

Создавать композицию травной росписи в единстве с формой, исполь­зуя основные элементы травного узора.


Стр 92-95

14

16.12

Щепа. Роспись по лубу и дереву.


Комбинированный

осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

Проявление учебно-познавательных мотивов; стремление к приобретению новых знаний

Объяснять, что значит единство материала, формы и декора в берестя­ной и деревянной утвари.

Стр 96-103

15

23.12

Тиснение и резьба по бересте

Комбинированный

осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата

Осознавать единство формы и де­кора в изделиях мастеров.


Стр103

16

13.01

Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы).


Обобщающий

развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, ' формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата

Создавать фраг-т жостовской росписи в живописной импровизаци­онной манере в процессе выполнения творческой работы.


Декор – человек, общество, время (12 ч)


17

20.01

Зачем людям украше­ния


комплексный

освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных цен­ностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное ху­дожественное творчество разных народов, классические произведе­ния отечественного и зарубежного искусства, искусство современ­ности);


умение организовывать учебное сотрудничество и совместную дея­тельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на осно­ве согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргу­ментировать и отстаивать свое мнение.

Проявление учебно-познавательных мотивов; стремление к приобретению новых знаний

Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь.


Стр 196-107

18

27.01

Зачем людям украше­ния


Комбинированный

Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь.

Стр 99-103

19

3.02

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества


Комбинированный

владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;


; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного от­ношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культу­ре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Создавать эскизы украшений (брас­лет, ожерелье, алебастровая ваза) по мотивам декоративно-прикладного ис­кусства Древнего Египта.


.

Стр108-116

20

10.02

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества


Комбинированный

Стр108-116

21

17.02

Одежда «говорит» о человеке


комплексный

создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одеж­да, детали интерьера определенной эпохи);


умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

уважительного и доброжелательного от­ношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культу­ре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Соотносить образный строй одеж­ды с положением ее владельца в обще­стве.

Стр118-124

22

24.02

Одежда «говорит» о человеке

Комбинированный

Стр125-133

23

3.03

Парадная мебель и утварь.


Комбинированный

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

выполнение коллективной работы «Бал во дворце»


Стр125

24

10.03

О чем рассказывают нам гербы и эмблемы

комплексный

владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;


Проявление учебно-познавательных мотивов; стремление к приобретению новых знаний

Определять, называть символичес­кие элементы герба

Стр134-139

25

17.03

Символы и эмблемы в современном обществе

Комбинированный

Фамильный герб как знак досто­инства его владельца, символ чести рода.


26

31.03

.Эмблема класса, спортивного клуба

Комбинированный

развитие визуально-пространственного мышления как формы эмо­ционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориента­ции в художественном и нравственном пространстве культуры;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстети­ческого характера.

Изображение эмблемы класса, шко­лы, кабинета или спортивного клуба.

Стр139 зад 6


27

7.04

Герб России, Омска и Омской области.

Комбинированный

развитие визуально-пространственного мышления как формы эмо­ционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориента­ции в художественном и нравственном пространстве культуры;

Определять, называть символичес­кие элементы герба

Ст138

28

14.04

Роль декоративного искусства в обществе (обобщение темы)

Обобщающий

Украшение предмета, вещи.

Стр139

Декоративное искусство в современном мире (6 ч)

29

21.04

Современное выста­вочное искусство.


Комбинированный

осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

принятие ценности семейной жизни, уважительное и за­ботливое отношение к членам своей семьи;


Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства.

Стр142-152

30

28.04

. Ты сам — мастер


Комбинированный

развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся,


Стр152-156

31


5.05

Лоскутная аппликация, или коллаж.

Комбинированный

владеть навыком работы в конкретном материале (батик, витраж и т. п.);


умение организовывать учебное сотрудничество и сов­местную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разре­шать конфликты на основе согласования позиций и учёта ин­тересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

; формирование целостного мировоззрения, учитывающего культур­ное, языковое, духовное многообразие современного мира;


. различать по материалам, технике исполнения худо­жественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д.


Стр156-167

32

12.05

Витраж в оформлении интерьера школы.

Обобщающий

создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой.

Стр160-165

33

19.05

Нарядные декоративные вазы

Обобщающий

развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся,


Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ.

Стр 178-180

34

26.05

Декоративные игрушки.

Обобщающий

владеть навыком работы в конкретном материале (мочало, шпагат и т. п.);


Декоративные куклы.



Стр165


Список рекомендуемой литературы


учебник: – Горяева, Н. А., Островская, О. В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник. 5 кл. / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, не ранее 20010г.

дополнительные пособия для учителя:

О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5 класс. Поурочные планы по программе Б.М.Неменского – Волгоград: Учитель, 20010г.;

коллектив авторов под руководством Б.М.Неменского, Программа ИЗО и художественный труд. 1–9 классы. – М.: Просвещение, 20010;

Е.С. Туманова и др., Изобразительное искусство: 4-8 классы. В мире красок народного творчества – Волгоград: Учитель, 2009г.;

С.А.Казначеева, С.А.Бондарева., Изобразительное искусство. Развитие цветового восприятия у школьников. 1-6классы. – Волгоград: Учитель, 2009г.;

О.В.Павлова ., Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…– Волгоград: Учитель, 2009г.;

О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты– Волгоград: Учитель, 2009г.;


дополнительные пособия для учащихся:

– Рабочая тетрадь «Твоя мастерская» – М.: Просвещение, 2008

Рабочая программа и планирование ИЗО 5 класс (ФГОС)
  • ИЗО, МХК
Описание:

муниципальное КАЗЁННОЕ образовательное учреждение

«Путьленинская основная общеобразовательная школа»

черлакского муниципального района Омской области

 

646265 Омская область, Черлакский район, д. Путь Ленина, ул. Транспортная, 4, тел. (38153) 5-62-38, pleninaoosh@yandex.ru

 

 

«УТВЕРЖДАЮ»

 

Директор МКОУ «Путьленинская ООШ»

 

 

Т.А. Фролова

 

от «___» _________ 2014 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

на   2014-2015  учебный год

 

 

Фролова Николая Алексеевича

 

 

 

ИЗО  5 класс

 

Рабочая программа по «Изобразительному искусству» 5 класс

составил: Фролов Николай Алексеевич

 

В соответствии с п. 2 ст. 32 Закона РФ «Об об­разовании» в компетенцию образовательного учре­ждения входит разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин.

Рабочая программа составлена на основе авторской программы под редакцией Б.М. Неменского. Изобразительное искусство и художественный труд. 5-9 кл. Москва, «Просвещение», 2011г., в соответствии с требованиями Федерального государственного об­разовательного стандарта основного общего образо­вания (ФГОС НОО) с учетом примерных программ по учебному предмету на основе материала указанно­го учебника. Программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников, конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса, которое, также как и календарно-тематическое планирование, соответствует методическим рекомен­дациям авторов учебно-методических комплектов.

Программа включает следующие разделы:

   пояснительную записку,  где представлены общая  характеристика программы,  сведения о количестве учебных часов,  на которое рас­считана программа,  информация об исполь­зуемом учебно-методическом комплекте;  так­же в ней изложены цели и задачи обучения, основные требования к уровню подготовки учащихся с указанием личностных,  метапредметных и предметных результатов.

■ тематическое планирование учебного мате­риала;

   поурочное планирование с указанием темы и типа урока, подробным перечнем элементов содержания уроков, а также основных видов учебной деятельности и планируемых резуль­татов;

   описание учебно-методического и материаль­но-технического обеспечения.

Пояснительная записка

Статус документа

Настоящая программа по «Изобразительному искусству» для 5-го класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом.

 

Общая характеристика учебного предмета

5 класс, или первый год основной школы посвящён изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусств. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как народным формам, так и декоративным функциям искусства  в современной жизни. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.

Для формирования мировоззрения подростков особенно важно знакомство с народным, крестьянским декоративным искусством, которое наиболее полно хранит и передаёт новым поколениям национальные традиции, выработанные народом формы эстетического отношения к миру.

Образный язык декоративного искусства имеет свои особенности. Цвет и форма в декоративном искусстве часто имеют символичное значение.  Чувство гармонии и чувство материала особенно успешно можно развить у школьников в процессе изучения цветовых и линейных ритмов, композиционная стройность постепенно осваивается учащимися от урока к уроку.

Именно поэтому выработка у школьников способности чувствовать и понимать эстетические начала декоративного искусства, осознавать единство функционального и эстетического значения вещи важно для формирования культуры быта нашего народа, культуры его труда, культуры человеческих отношений.

 

Цель программы:

Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве:

- дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся;

- понимание роли декоративного искусства в утверждении общественных идеалов.

- осмысление места декоративного искусства в организации жизни общества, в утверждении социальной роли конкретного человека и общества.

Формирование художественно-творческой активности:

- учиться в ходе восприятия декоративного искусства и в процессе собственной практики обращать внимание  в первую очередь на содержательный смысл художественно-образного языка декоративного искусства, уметь связывать с теми явлениями в жизни общества, которыми порождается данный вид искусства;

- учиться выражать своё личное понимание значения декоративного искусства в жизни людей;

- проявлять наблюдательность, эрудицию и фантазию при разработке проектов оформления интерьеров школы, эмблем, одежды, различных видов украшений.

Формирование художественных знаний, умений, навыков.

 

 

          1 год обучения (5 класс)

          Учащиеся должны понимать:

-значение древних корней народного искусства;

-связь времён в народном искусстве;

-место и роль декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена;

-особенности народного (крестьянского) искусства России;

-знать несколько разных промыслов, историю их возникновения и развития (Гжель, Жостово, Хохлама):

-уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён: Египта, Древней Греции, средневековой Европы, эпохи барокко, классицизма;

-представлять тенденции развития современного повседневного и выставочного искусства.

 

Учащиеся должны уметь:

отражать в рисунках и проектах единство формы и декора (на доступном уровне);

создавать собственные проекты-импровизации в русле образного языка народного искусства, современных народных промыслов (ограничение цветовой палитры, вариации орнаментальных мотивов)

создавать проекты разных предметов среды, объединённых единой стилистикой (одежда, мебель, детали интерьера определённой эпохи);

объединять в индивидуально-коллективной работе творческие  усилия по созданию проектов украшения интерьера школы, или других декоративных работ, выполненных в материале.

 

 

,

 

Тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности: в 5 классах (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает ПК,  медиатекуи т. п.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная версия музеев мира.

 Промежуточную аттестацию запланировано проводить в форме обобщающих уроков. Устные проверки знаний проводятся в форме собеседования, защиты рефератов. Письменные проверки знаний проводятся в форме практических работ.

Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю.

 

Для изучения раздела программы «Древние корни народного  искусства»-8ч.

Для изучения раздела программы «Связь времен в  народном искусстве»-8ч.

Для изучения раздела программы «Декор-человек, общество, время»- 10ч.

Для изучения раздела программы «Декоративное искусство в современном мире»- 9ч.

 

Программа рассчитана на 35 часов; в том числе контрольных работ - 5.

 

 

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИЗО 5 КЛАСС

 

 

урока

п/п

Дата проведения

Тема  урока.

Элементы содержания

Тип урока

Планируемые  результаты

 

Характеристика деятельности учащихся

Стр. уч-ка

предметные

УУД

 

метапредметные

личностные

I четверть - 8 часов.

Древние корни народного искусства

1

8.09

ВВЕДЕНИЕ. Декоративно-прикладное искусство и человек.

 

 

 

Вводный

знать истоки и специфику образного языка декоративно-приклад­ного искусства;

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной де­ятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной де­ятельности;

формирование целостного мировоззрения, учитывающего культур­ное, языковое, духовное многообразие современного мира;

Уметь объяснять глубинные смыс­лы основных знаков-символов тради­ционного крестьянского прикладного искусства,

 Стр 6-9

2

15.09

Древние образы в на­родном искусстве

 

Обучение

 Стр 10-19

3

22.09

 

Убранство русской избы

 

 

комплексный

знать особенности уникального крестьянского искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни,конь, птица, солярные знаки);

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстети­ческого характера.

Создавать эскизы декоративного убранства избы.

 

Стр 20-29

4

29.09

Внутренний мир рус­ской избы

 

комплексный

знать несколько народных художественных промыслов России;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

.

Создавать эскизы декоративного убранства избы.

 

Стр30=35

5

6.10

Конструкция и декор предметов народного быта

 

комплексный

знать несколько народных художественных промыслов России;

Выстраивать орнаментальную ком­позицию в соответствии с традицией народного искусства.

Стр 36-43

6

13.10

Русская народная вышивка

комплексный

развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, '   формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Создавать самостоятельные вари­анты орнаментального построения вы­шивки с опорой на народную тради­цию.

Стр44-49

7

20.10

 Народный празднич­ный костюм

 

комплексный

приобретение опыта создания художественного образа в разных ви­дах и жанрах визуально-пространственных искусств:

формирование коммуникативной компетентности в общении и со­трудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образователь­ной, творческой деятельности;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

 

Осознавать значение традиционно­го праздничного костюма как бесцен­ного достояния культуры народа.

 

Стр 50-59

8

 

Народные праздничные обряды

 

Обобщающий

 

 приобретение опыта создания художественного образа в разных ви­дах и жанрах визуально-пространственных искусств:

Стр 60-63

II четверть - 8 часов

Связь времён в народном искусстве   (8 ч.)

9

11.11

 

Древние образы в сов­ременных народных игрушках

 

комплексный

воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выра­женной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в по­нимании красоты человека;

развитие морального сознания и компетентности в решении мо­ральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и от­ветственного отношения к собственным поступкам;

развитие морального сознания и компетентности в решении мо­ральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и от­ветственного отношения к собственным поступкам;

Сравнивать, оценивать форму, де­кор игрушек, принадлежащих различ­ным художественным промыслам.

 

Стр 66-75

10

18.11

 

Искусство Гжели

 

комплексный

воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выра­женной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в по­нимании красоты человека;

Осуществлять собственный художе­ственный замысел, связанный с созда­нием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов.

Стр 76-81

 

11

25.11

Городецкая роспись

 

комплексный

. приобретение опыта

создания художественного образа в разных ви­дах и жанрах визуально-пространственных искусств:

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстети­ческого характера.

Создавать

композицию росписи в процессе практической творческой работы

Стр 82-85

12

2.12

Хохлома

 

Комбинированный

развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, '   формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Осваивать приемы хохломского кистевого мазка — «мазка с тенями».

Стр 86-91

13

9.12

Жостово. Роспись по металлу

 

комплексный

развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, '   формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

формирование целостного мировоззрения, учитывающего культур­ное, языковое, духовное многообразие современного мира;

Создавать композицию травной росписи в единстве с формой, исполь­зуя основные элементы травного узора.

 

Стр 92-95

14

16.12

Щепа. Роспись по лубу и дереву.

 

Комбинированный

осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

Проявление учебно-познавательных мотивов; стремление к приобретению новых знаний

Объяснять, что значит единство материала, формы и декора в берестя­ной и деревянной утвари.

Стр 96-103

15

23.12

Тиснение и резьба по бересте

Комбинированный

осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

 

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата

Осознавать единство формы и де­кора в изделиях мастеров.

 

Стр103

16

13.01

Роль народных художественных промыслов в современной жизни  (обобщение темы).

 

Обобщающий

развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, '   формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата

Создавать фраг-т жостовской росписи в живописной импровизаци­онной манере в процессе выполнения творческой работы.

 

Декор – человек, общество, время (12 ч)

 

17

20.01

Зачем людям украше­ния

 

комплексный

освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения         духовных цен­ностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное ху­дожественное творчество разных народов, классические произведе­ния отечественного и зарубежного искусства, искусство современ­ности);

 

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную дея­тельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на осно­ве согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргу­ментировать и отстаивать свое мнение.

Проявление учебно-познавательных мотивов; стремление к приобретению новых знаний

Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь.

 

Стр 196-107

18

27.01

Зачем людям украше­ния

 

Комбинированный

Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь.

Стр 99-103

19

3.02

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества

 

Комбинированный

владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

 

 

; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного от­ношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культу­ре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Создавать эскизы украшений (брас­лет, ожерелье, алебастровая ваза) по мотивам декоративно-прикладного ис­кусства Древнего Египта.

 

.

Стр108-116

20

10.02

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества

 

Комбинированный

Стр108-116

21

17.02

Одежда «говорит» о человеке

 

комплексный

создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одеж­да, детали интерьера определенной эпохи);

 

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

уважительного и доброжелательного от­ношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культу­ре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Соотносить образный строй одеж­ды с положением ее владельца в обще­стве.

Стр118-124

22

24.02

Одежда «говорит» о человеке

Комбинированный

Стр125-133

23

3.03

Парадная мебель и утварь.

 

Комбинированный

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

выполнение коллективной работы «Бал во дворце»

 

Стр125

24

10.03

О чем рассказывают нам гербы и эмблемы

комплексный

владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

 

Проявление учебно-познавательных мотивов; стремление к приобретению новых знаний

Определять, называть символичес­кие элементы герба

Стр134-139

25

17.03

Символы и эмблемы в современном обществе

Комбинированный

Фамильный герб как знак досто­инства его владельца, символ чести рода.

 

26

31.03

.Эмблема класса, спортивного клуба

Комбинированный

развитие визуально-пространственного мышления как формы эмо­ционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориента­ции в художественном и нравственном пространстве культуры;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстети­ческого характера.

 Изображение эмблемы класса, шко­лы, кабинета или спортивного клуба.

Стр139 зад 6

 

27

7.04

Герб России, Омска и Омской области.

Комбинированный

развитие визуально-пространственного мышления как формы эмо­ционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориента­ции в художественном и нравственном пространстве культуры;

Определять, называть символичес­кие элементы герба

Ст138

28

14.04

Роль декоративного искусства в обществе (обобщение темы)

Обобщающий

Украшение предмета, вещи.

Стр139

Декоративное искусство в современном мире (6 ч)

29

21.04

Современное выста­вочное искусство.

 

Комбинированный

осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

принятие ценности семейной жизни, уважительное и за­ботливое отношение к членам своей семьи;

 

Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства.

Стр142-152

30

28.04

. Ты сам — мастер

 

Комбинированный

развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся,

 

Стр152-156

31

 

5.05

Лоскутная аппликация, или коллаж.

Комбинированный

владеть навыком работы в конкретном материале (батик, витраж и т. п.);

 

умение организовывать учебное сотрудничество и сов­местную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разре­шать конфликты на основе согласования позиций и учёта ин­тересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

; формирование целостного мировоззрения, учитывающего культур­ное, языковое, духовное многообразие современного мира;

 

. различать по материалам, технике исполнения худо­жественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д.

 

Стр156-167

32

12.05

Витраж в оформлении интерьера школы.

Обобщающий

создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой.

Стр160-165

33

19.05

Нарядные декоративные вазы

Обобщающий

развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся,

 

Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ.

Стр 178-180

34

26.05

Декоративные игрушки.

Обобщающий

владеть навыком работы в конкретном материале (мочало, шпагат и т. п.);

 

Декоративные куклы.

 

 

Стр165

 

Списокрекомендуемойлитературы

 

учебник: – Горяева, Н. А., Островская, О. В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник. 5 кл. / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, не ранее 20010г.

дополнительные пособия для учителя:

– О.В.Свиридова,  Изобразительное искусство: 5 класс. Поурочные планы по программе Б.М.Неменского – Волгоград: Учитель, 20010г.;

– коллектив авторов под руководством Б.М.Неменского, Программа ИЗО и художественный труд. 1–9 классы. – М.: Просвещение, 20010;

 – Е.С. Туманова и др.,  Изобразительное искусство: 4-8 классы. В мире красок народного творчества – Волгоград: Учитель, 2009г.;

– С.А.Казначеева, С.А.Бондарева.,  Изобразительное искусство. Развитие цветового восприятия у школьников. 1-6классы. – Волгоград: Учитель, 2009г.;

– О.В.Павлова .,  Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…– Волгоград: Учитель, 2009г.;

– О.В.Свиридова,  Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты– Волгоград: Учитель, 2009г.;

 

дополнительные пособия для учащихся:

– Рабочая тетрадь «Твоя мастерская» – М.: Просвещение, 2008

Автор Фролов Николай Алексеевич
Дата добавления 21.12.2014
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел
Просмотров 25123
Номер материала 9050
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓