Главная / Начальные классы / рабочая программа и КТП по русскому языку 4кл (по системе Л.Занкова)ФГОС

рабочая программа и КТП по русскому языку 4кл (по системе Л.Занкова)ФГОС


Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г.), с учетом авторской программы Н.В.Нечаевой. (Сборник программ развивающего обучения Л.В. Занкова. Самара: ИД «Федоров» 2011 г. Личностно ориентированный и деятельностный подходы к обучению, составляющие основу ФГОС нового поколения, предполагают установление взаимосвязи между процессами изучения и использования языка. В основу данного курса заложена идея реализации объективно существующего единства двух форм языка: системы языка и речи. Язык универсальное средство общения (кодовая система), речь функция языка, его индивидуальное воплощение в конкретной практике. Это представление соответствует и ожиданиям новой информационной эпохи, которая требует от человека коммуникативной грамотности (владение средствами обмена информацией и ее накопления) как необходимой его характеристики в ХХI веке. Такое понимание языка соответствует и требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования.

Предмет «Русский язык» занимает особое место среди предметов, входящих в учебный план начальной школы. Русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения, и его изучение способствует формированию у младших школьников представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания. Специфика предмета «Русский язык» заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Успехи в изучении данного предмета во многом определяют результаты освоения других школьных дисциплин. Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Русский язык» реализует две основные цели:

- познавательную - ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

- социокультурную - формирование коммуникативной компетенции учащихся; развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленных целей необходимо решать следующие практические задачи:

- развивать речь, мышление, воображение школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

- обеспечивать освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

- обеспечивать овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания (в том числе рассуждения) и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объема;

- воспитывать у учеников позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, пробуждать познавательный интерес к языку, стремление совершенствовать свою речь.

Общая характеристика курса

Данный курс русского языка разработан на основе концепции Л.В. Занкова. Развивающие возможности системы развивающего обучения Л.В. Занкова связаны с реализацией дидактических принципов, богатым содержанием учебного материала, особой организацией деятельности учащихся, включением эмоциональной сферы, индивидуализацией обучения. Соответственно дидактические принципы системы


Л.В. Занкова включают:

обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности;

ведущую роль теоретических знаний в обучении;

быстрый темп в изучении материала, обеспечивающий высокую познавательную активность учащихся;

осознание школьниками процесса обучения;

систематическую работу над развитием каждого ребенка, включая самого слабого.

Эти принципы обусловливают расширение в курсе объема инвариантного содержания предмета и особый подход к его структурированию, определяющий последовательность изучения учебного материала. Содержание курса - совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, - представлено следующими разделами:

- основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

- орфография и пунктуация;

- развитие речи.

Языковой материал призван обеспечить формирование первоначального представления о структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также усвоение норм русского литературного языка. Изучение орфографических и пунктуационных правил, развитие устной и письменной речи учащихся служат решению практических задач общения и формируют навыки, определяющие языковой уровень культуры учащихся как будущих членов общества.

В программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности», обеспечивающий ориентацию детей в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности.

В курсе представлены не только система знаний и умений по русскому языку, но и конкретные учебные действия, помогающие эффективному усвоению содержания предмета на основе реализации дидактических принципов системы развивающего обучения Л.В. Занкова. Программа ориентирует на организацию учебного процесса как сотрудничества учителя и учащихся, а также детей между собой. В этом сотрудничестве и происходит первичное постижение родного языка как предмета изучения, осуществляется анализ различных его сторон. Центральным звеном изучения предмета является раскрытие коммуникативной функции языка, средством осуществления которой является речь.

Программа нацеливает на систематическое обращение к языковому опыту учащихся, опору на языковое чутье, обогащение речи новыми лексическими и грамматическими категориями.

Содержание курса предусматривает целенаправленную работу по развитию у младших школьников обще-учебных умений, навыков и способов деятельности:

интеллектуальных (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.);

познавательных (учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, а также умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);

организационных (планировать свою деятельность, осуществлять самооценку и контроль своих действий, организовывать сотрудничество).

При освоении программы у учащихся формируются умения связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться словарями, справочниками и другими дополнительными материалами.

Изучение курса обеспечивает формирование у учащихся позитивного эмоционально ценностного отношения к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека.

На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах и условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.

Курс обеспечивает реализацию основных задач образовательной области «Филология»: формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; развитие диалогической и монологической устной и письменной речи; развитие коммуникативных умений; развитие нравственных и эстетических чувств; развитие способностей к творческой деятельности.


Место курса «Русский язык» в учебном плане

На предмет «Русский язык» в 4 классе базисным учебным планом начального общего образования выделяется 170 часов (5часов в неделю).


Результаты изучения курса

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы личностных метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к наиболее точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи имён собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объёме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.

Цель курса: организовать исследование «жизни» уже изученных языковых норм в речи, а также многоаспектный анализ чужого текста, опыт собственной речевой деятельности в устной и письменной формах, в том числе и включение в проектноисследовательскую деятельность.

Задачи курса:

  • сформировать первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

  • способствовать пониманию обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознанию значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

  • сформировать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

  • овладеть первоначальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;

  • уметь ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

  • овладеть учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать

знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Особенности организации учебного процесса

На урочные формы занятий из учебного времени отводится 80% , на неурочные формы – 20%.

Неурочные формы индивидуальной, групповой коллективно-распределенной деятельности: образовательное путешествие, творческая мастерская, индивидуальные занятия, соревнования, проекты, лаборатории, тренинги и т.д

При проведении уроков используются различные формы организации деятельности обучающихся:

• индивидуальная работа

• групповая работа (в т.ч. в паре)

• коллективная работа

• самостоятельная работа

Уроки имеют различные формы: урок-игра, урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-театрализация. При проведении уроков используются: сюжетно-ролевые, дидактические игры, беседы.

Уроки строятся на основе технологии РО Л. В. Занкова, деятельностного метода обучения, проблемного обучения, дифференцированного обучения, игровой технологии, носят личностно- ориентированный характер, включают:

• широкий спектр заданий развивающего направления;

• использование эвристических приёмов;

• регулярное включение моментов рефлексивного характера;

• чёткую логику построения;

• оптимальный для данного класса темп;

• использование ситуаций диалога, обмена мнениями;

• создание ситуации успеха, обеспечение сохранения самооценки ученика;

• учёт индивидуальных особенностей уч-ся;

• использование самостоятельных работ для инициации творчества учащихся

Приоритетными общедидактическими методами обучения являются проблемно-поисковые, индуктивные, дедуктивные, наглядно-иллюстративные, репродуктивные, словесные, практические.


Требования к уровню подготовки учащихся к концу 4-го года обучения

Должны иметь общее представление:

о личных местоимениях;

о предлогах перед местоимениями;

о наречиях: разряды наречий по значению, правописание наречий. Должны знать:

склонение имен прилагательных в единственном числе мужского, женского и среднего рода;

склонение имен прилагательных во множественном числе;

правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе;

понятие о неопределенной форме глагола;

изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спряжение);

глаголы 1-го и 2-го спряжения;

правописание безударных личных окончаний глаголов;

правописание мягкого знака после шипящих в окончании глаголов 2-го лица в единственном числе;

изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам;

обозначение гласных и согласных в приставках;

правописание частицы не с глаголами;

правописание неопределенной формы и 3-го лица глаголов (-ться; -тся)

виды предложений.

Должны уметь:

ставить знаки препинания в предложениях простых, простых с однородными членами;

устанавливать связь слов в предложениях по вопросам, выделять главные члены предложе¬ния (основу предложения) и словосочетания;

распознавать местоимения, определять их число и лицо;

писать раздельно местоимение с предлогами;

оправильно писать падежные окончания прилагательных;

подбирать к прилагательным слова, близкие и противоположные по значению;

определять время, число и спряжение глаголов;

спрягать глаголы, правильно писать личные окончания;

распознавать неопределенную форму глаголов;

писать мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица в единственном числе;

писать не с глаголами раздельно;

писать -ться в неопределенной форме и -тся в 3-м лице глаголов;

писать диктанты различных видов;

объяснять орфограммы по пройденному материалу.

Владеть компетенциями:

коммуникативной;

рефлексивной;

ценностно-ориентированной;

личностного саморазвития,

смыслопоисковой.

Жизненно-практические задачи:

адекватно воспринимать звучащую речь (высказывания взрослых и сверстников, детские радиопередачи, аудиозаписи и др.);

работать со словарями (алфавит);

соблюдать орфоэпические нормы;

создавать в устной и письменной форме несложные тексты по интересующей младшего школьника тематике;

владеть нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного речевого общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).


Количество контрольных работ за год

Контрольных диктантов- 9.

Списывание -2.

Изложение -1

Тест – 1(итоговый)















Содержание предмета


Развитие речи

Устная речь

Практика устного общения в повседневных и в специально создаваемых ситуациях. Соответствие языковых и неязыковых средств устного общения речевой ситуации (на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста).

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение основными нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.

Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение, смешанный тип).

Речь - отражение культуры и развития человека. Голос, движения, мимика, жесты - отражение индивидуальных особенностей человека. Соответствие речи орфоэпическим нормам.

Письменная речь

Текст (высказывание, связная речь) - результат говорения или письма, результат речевой деятельности, основная коммуникативная единица, которой человек пользуется в процессе речевой деятельности.

Признаки текста: единство темы и замысла, связность, целостность и законченность. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Ознакомление со стилями языка. Анализ научного (учебного) текста: тема, заголовок, структурные части (вступление, основная часть, заключение); смысловые связи между частями, абзацами, предложениями; научные слова (понятия), ключевые (опорные) слова.

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). Выделение в тексте главного, высказывание собственного мнения по поводу прочитанного, услышанного, увиденного с соблюдением правил построения связного монологического высказывания.

Определение основной мысли текста. План текста. Составление плана к данному

тексту. Создание собственных текстов по предложенным планам.

Подробное воспроизведение текста, его пересказ выборочно, от другого лица.

Опыт самостоятельного составления письма, поздравительной открытки, инструкции, словарной статьи, отзыва об услышанном, увиденном, прочитанном. Заполнение бланка телеграммы, анкеты, оформление конвертов (добавление к работе с другими малыми жанрами).

Репродуктивные и творческие сочинения как результат индивидуальной и групповой работы. Подбор материала для сочинений.

Редактирование. Использование письменных ученических работ в качестве содержания на уроках по различным учебным предметам. Составление альбомов, выставки детских работ.

Работа со справочной литературой, телеинформацией, Интернетом.

Исследовательская работа (по выбору): «Великие люди России»; «Темы природы,

добра и зла, взаимоотношений между людьми в творчестве твоего народа». Проведение исследования, оформление работы, подготовка доклада, его представление с сопровождением на бумажном или электронном носителе.






Система языка

Фонетика и орфоэпия

Актуализация фонетического материала в соответствии с изучаемыми правилами правописания и орфоэпии: гласные безударные и ударные; согласные звонкие, глухие парные, непарные; согласные твердые, мягкие парные, непарные; шипящие, всегда твердые, всегда мягкие. Расширение представлений об исторических чередованиях гласных

и согласных в корне слов. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка (см. «Справочник произношения» в учебнике). Фонетический разбор слова (алгоритм см. в учебнике).

Графика

Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа

звезда, коньки; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с разделительными ь, ъ (вьюга, съел); в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробел между словами, знак

переноса, абзац.

Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Совершенствование навыка клавиатурного письма.

Лексика

Понимание слова как единства звучания, значения и грамматических признаков. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Употребление в речи синонимов, антонимов, фразеологизмов.

Работа со справочниками в учебнике: орфографическим, произношения, эпитетов,

синонимов. Желательный список словарей для работы: словообразовательный, морфемно-орфографический (по алфавиту), обратный, толковый, иностранных слов, этимологический, сравнений, антонимов, фразеологический, фразеологических синонимов.

Состав слова

Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, основы, корня, приставки, суффикса, постфикса, соединительного гласного (интерфикса). Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о смысловых, эмоциональных, изобразительных возможностях суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов, приставок, сложения основ.

Разбор слова по составу

Морфология

Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена

собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и

«что?» (одушевленные, неодушевленные). Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма. Изменение существительных по падежам (падежные вопросы). Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3_му склонению. Морфологический разбор имен существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Начальная форма. Наблюдение зависимости форм прилагательного от форм имени существительного: род, число, падеж. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на _ий, _ья, _ов, _ин. Морфологический разбор имен прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение

и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3_го лица единственного и множественного числа. Представление о склонении личных местоимений.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Различение

глаголов, отвечающих на вопросы «что делать?» и «что сделать?», ознакомление с категорией вида глагола. Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.

Наречие. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие

предлогов от приставок.

Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, ее значение.

Синтаксис



Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Грамматическая основа предложения. Различение главных и второстепенных членов предложения. Ознакомление с дифференциацией второстепенных членов на определения, дополнения и обстоятельства. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.

Предложения с однородными членами с союзами и (без перечислений), а, но и без союзов. Интонация при перечислении однородных членов предложения.

Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами

без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Ознакомление с обращениями. Наблюдение смысловой зависимости содержания предложения от использованных грамматических средств.




Орфография и пунктуация

Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря.

Применение правил правописания:

- сочетания жи_ши, ча_ща, чу_щу в положении под ударением;

- сочетание чк_чн, чт, щн, рщ;

- перенос слов;

- прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

- проверяемые безударные гласные в корне слова;

- парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

- непроизносимые согласные;

- непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в т.ч. с удвоенными согласными;

- гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

- разделительные ъ и ь;

- ь после шипящих на конце существительных (ночь, нож, мышь, (нет) туч);

- безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на _мя, _ий, _ья, _ье, _ия, _ов, _ин);

- безударные окончания имен прилагательных;

- раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

- не с глаголами;

- ь после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (читаешь, красишь);

- мягкий знак в глаголах в сочетании _ться;

- безударные личные окончания глаголов;

- раздельное написание предлогов с другими словами;

- знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

- знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.

Практическое ознакомление с написанием приставок на з- и с-, гласных в суффиксах -ик, -ек; о, е в падежных окончаниях после шипящих и ц; и, ы после ц в разных частях слова; соединительных гласных о, е в сложных словах.





















Работа по курсу обеспечивается для реализации программы используется

учебно-методический комплекс:

УМК

Материально-технической базой

Для учащихся

Для учителя

1. Нечаева Н.В., Яковлева С.Г. Русский язык: Учебник для 4 кл.: В 2 частях. - Самара: Издательство «Учебная литература»:

Издательский дом «Федоров». 2014

2. Яковлева С.Г. Тетради по русскому языку для 4 кл.: В 4 частях / Н.В.

Нечаевой. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2014.

3.В.Т.Голуб Зачетная тетрадь. Тематический контроль знаний учащихся. Русский язык. 4 класс. Практическое пособие для начальной школы. – Воронеж: ИП Лакоценин С.С., 2014г.

1. Нечаева Н.В., Антохина В.А. Методические рекомендации к курсу «Русский

язык». 4 кл. - Самара: Издательство

«Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». 2013

2. 5.Словари, упомянутые в программе, а также энциклопедии, справочники,

художественные альбомы, необходимые для проведения проектно-исследовательских

работ, предусмотренных курсом русского языка (по возможности).


Наглядные пособия:

- таблицы к основным разделам грамматического материала (в соответствии с программой);

- наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе;

- интерактивная доска;

- наборы ролевых игр (по темам инсценировок);

- настольные развивающие игры;

- аудиозаписи в соответствии с программой обучения;

- слайды и видеофильмы, соответствующие тематике программы (по возможности).

































Планируемые результаты

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы

Обучающийся получит возможность для формирования

– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;

– широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

– учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

– способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

– осознание своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, русский язык;

– осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей;

– знание основных моральных норм и проекция этих норм на собственные поступки;

– этические чувства – сочувствия, стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения;

– понимание чувств одноклассников, учителей,

других людей и сопереживание им;

– чувство прекрасного и эстетические чувства на основе материалов курса русского языка.

– внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

– устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

– адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

– адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

– компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

– морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

– осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится

Обучающийся получит возможность научиться

– принимать и сохранять учебную задачу;

– учитывать выделенные учителем ориентиры

действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

– планировать свои действия в соответствии

с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

– различать способ и результат действия;

– вносить необходимые коррективы в действия

на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

– выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;

– преобразовывать практическую задачу в познавательную;

– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

– осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится

Обучающийся получит возможность научиться

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы (включая электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;

– осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации о русском языке, в том числе с помощью



инструментов ИКТ;

– использовать знаково-символические средства, в т.ч. схемы (включая концептуальные) для решения учебных задач;

– строить сообщения в устной и письменной форме;

– ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

– воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты;

– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

– обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);

– подводить анализируемые объекты (явления) под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза (например: часть речи – самостоятельная часть речи; глагол – глаголы I и II спряжения, единственного и множественного числа и т.д.);

– устанавливать аналогии.

– осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

– записывать, фиксировать информацию о русском языке с



помощью инструментов ИКТ;

– создавать и преобразовывать схемы для решения учебных задач;

– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

– осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;

– осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

– осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);

– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

– произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.


Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится

Обучающийся получит возможность научиться

– строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

– учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов;

– строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

– задавать вопросы;

– контролировать действия партнера;

– использовать речь для регуляции своего действия.

– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

– понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

– аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;

– продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;

– с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

– допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

– осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

– адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

– адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.































Тематическое планирование по русскому языку 2014 – 2015 учебный год 4 А класс

Дидактическая система Л.В. Занкова

Учебник «Русский язык. 4 класс», автор Н.В. Нечаева. – Самара: ИД «Федоров», 2014.

Программа рассчитана: 5 ч. х 34 недели 170 часов

п/п

Тема уроков





Дата

проведения

Педагогические средства

Вид
деятельности учащихся

Планируемые предметные результаты

упражнений в учебнике; домашнее задание

Компетенции


Характеристика деятельности обучающихся (УУД)

Информационная

Предметные результаты

Возможные виды деятельности обучающихся

1

2


3

4

5

6

7

8


Первая четверть


I. Что нужно для общения ( 17 часов)



1


Средства устного общения. Речевая ситуация.


Урок-наблюдение

Орфограммы гласного и согласного Систематизация знаний по темам русского языка

Разделы языка. Части речи, члены предложения, однородные члены, состав слова, склонение сущ

Должны уметь распознавать предложения по цели высказывания и интонации и распознавать их в тексте

Алгоритм обобщения.

4а,б

2-3

Предложение, средства связи слов в предложении, виды предложений. Речь. Текст.



Урок-наблюдение

Фронтальный, работа в паре

Должны уметь ставить в конце предложения нужные знаки препинания, используя интонацию, темп высказывания, голос, мимику, жесты в соответствии с конкретной ситуацией общения

Должны уметь распознавать предложения по цели высказывания и интонации и распознавать их в тексте

Должны иметь представление о лексической сочетаемости; средствах художественной выразительности

8 (а); б – по выбору

4

Работа со словарём, словарной статьёй. Синонимы, стилистически окрашенные слова


Урок-наблюдение

Работа в парах,группах

Имена сущ. Имеющие форму ед. числа. Составление текста-рассуждения, описания.

Особенности употребления синонимов. Лексическая сочетаемость. Паронимы. Многозначность слова и синонимы.

Должны уметь анализировать и классифицировать ошибки

Должны уметь определять лексическое и грамматическое значение слова

23в

5

Диалог, Преобразование предложения. Выбор темы исследования «Великие люди России», Творчество моего народа


Урок-наблюдение

Работа в парах


Должны уметь определять лексическое и грамматическое значение слова


28

6

Обобщение знаний, систематизация по разделам.Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова


Урок-практикум

Работа в парах

Должны уметь выделять лексическое и грамматическое значение. Составлять предложения.

Должны уметь определять лексическое и грамматическое значение слова

Должны иметь представление о влиянии многозначности на лексическую сочетаемость.

По выбору: № 22, сочинить стихи

7

Входной контроль № 1. Диктант с грамматическим заданием


Урок-контроль

Индивидуальный

Должны уметь обобщать знания.


Должны уметь выполнить диктант, применяя полученные знания

Алгоритм обобщения.


8

Анализ работ. Роль Ь т Ъ знака. Работа с репродукциями. Развитие речи. Виды текстов.Связный текст.


Урок-тренинг


Работа

в паре

Составление текста-рассуждения, описания.

Особенности употребления синонимов. Лексическая сочетаемость. Паронимы. Многозначность слова и синонимы. Тема, микротема. Языковые средства научного и художественного стиля

Должны уметь анализировать и классифицировать ошибки. Языковые средства оформления текста. Орфографическая работа

Правописание букв Е, О в безударных окончаниях имен существительных. Должны иметь представление о стилевой окраске слов; стилистических синонимах


36,37

9

Правописание безударных окончаний сущ. в дат. предлож. падежах.



Урок-наблюдение

Фронтальный

Должны иметь представление об основе как о части слова; уметь сравнивать основы по составу; выполнять морфемный разбор слова; выделять корень
и отличать его от основы

Должны уметь дописать фразеологизм

Словарь фразеологизмов.

Схема «Состав слова»

45-46

10

Словарная статья, эпитеты, их роль в тексте.


Урок-практикум

Фронтальный, работа в паре

Должны уметь ставить в конце предложения нужные знаки препинания, используя интонацию, темп высказывания, голос, мимику, жесты в соответствии с конкретной ситуацией общения

Должны уметь распознавать предложения по цели высказывания и интонации



49

Орфограммы 1-5, РНО

11-12

Словарная статья, синонимы, лексическая сочетаемость


Орфограммы в корне слова. Главные члены предложения и части речи. Повторение: состав слова.


Урок-наблюдение

Индивидуальный

Должны уметь выделять главные члены предложения, производить разбор по частям речи, выделять основы предложения

Должны уметь осознавать, что подлежащие, выраженные существительными, должны стоять в именительном падеже

Словарь морфем. Словарно-орфографи-ческая работа

53-54

13

Склонение имен существительных. Редактирование текста.


Урок-наблюдение

фронтальный

Восстановление таблицы «Склонение имен существительных»

Правописание безударных падежных окончаний имени существительного

Должны уметь отличать словосочетания от предложений.

Реконструкция алгоритма определения падежей.

Книга правил

Задания олимпиадного уровня

Орфограммы 6-8; по выбору: 40, 41, 44, 45

14

Определение лексического и грамматического значения слов. Произношение. Составление текста. Фонетический анализ.


Урок-практикум

Групповой

Должны иметь представление о лексическом и грамматическом значении слов.

Должны уметь использовать словари русского языка.


по выбору: 50, 51, 52

15

Стилистические синонимы. Падежные окончания имен существительных.


Урок-наблюдение

фронтальный

Должны получить представление о лексической сочетаемости; оформлении реплик в письменной речи;



Не задано

16

Проверочная работа..

Тест 1.


Урок-контроль

Индивидуальный

Должны уметь обобщать знания.


Должны уметь выполнить диктант, применяя полученные знания

Алгоритм обобщения.

20 слов из словаря

17

Анализ работ. Фразеологизмы, их роль в языке


Урок-наблюдение

Индивидуальный

Должны уметь группировать ошибки по видам орфографии

Должны уметь анализировать свои ошибки

Работа над текстом диктанта, использовать памятку работы над ошибками

20 слов из словаря


II. Обращение ( 6 часов)(упр.60-92)

18-21

Обращение. Предложение. Поздравительная открытка. Текст. Орфограммы.


Урок-наблюдение

фронтальный

Должны иметь представление о том, обращение не является членом предложения.

Должны уметь находить обращение в предложении, выделять запятыми при письме.


По выбору № 66, 68, 75, 77, словарь

22

Проверочная работа. Выполнение теста.


Урок-контроль

Индивидуальный

Должны уметь обобщать знания.


Должны уметь выполнить диктант, применяя полученные знания

Алгоритм обобщения.

87 – устно, №89

23

Анализ работ. Повторение частей речи.


Урок-наблюдение

Индивидуальный

Должны уметь группировать ошибки по видам орфографии

Должны уметь анализировать свои ошибки

Работа над текстом диктанта, использовать памятку работы над ошибками

Памятка работы над ошибками


III. Части речи.3ч.(упр.93-103) Имя существительное. (18 часов)


24

Самостоятельные и служебные части речи.


Урок-наблюдение

Индивидуальный

Должны уметь составить определение самостоятельных и служебных частей речи.

Должны иметь представление о смысловом значении служебных частей речи

Схема в книге правил

Схема в книге правил

25

Лексическая работа: фразеологизмы, их роль в языке.


Урок-наблюдение

Индивидуальный

Должны иметь представление о типах и стилях текста.

Должны уметь создавать собственные тексты, точно использовать части речи

Алгоритм определения в книге правил

По выбору № 101, 102, 106, 108

26

Работа с текстом. Определение частей речи в тексте.




Должны иметь представление о типах и стилях текста.

Должны уметь создавать собственные тексты, точно использовать части речи


103


Склонение имен существительных в форме единственного числа (упр. 104-141) 8ч.

27-28

Склонение имен существительных в единственном числе. Проверочная работа.


Урок-наблюдение

Индивидуальный

Должны иметь представление о необходимости склонения для правильной речи; что имена существительные могут иметь форму только единственного числа.

Должны уметь определять падежи имен существительных и правильно писать их окончания

Книга правил

По выбору № 112, 117, 116, 118

122, 126, 132, 135

29

Окончания существительных 3 склонения в Т.п.


Урок-наблюдение

Индивидуальный

Должны иметь представление о необходимости склонения для правильной речи; что имена существительные могут иметь форму только единственного числа.

Должны уметь определять падежи имен существительных и правильно писать их окончания



30

Грамматические признаки

имени существительного.. Изменение

существительных 1, 2, 3 склонения по падежам. Окончания существительных

1, 3 склонения в форме Р., Д., П. падежей.


Урок-наблюдение


Должны иметь представление о необходимости склонения для правильной речи; что имена существительные могут иметь форму только единственного числа.

Должны уметь определять падежи имен существительных и правильно писать их окончания


124

31

Обобщение знаний: составление таблицы «Правописание безударных окончаний существительного в форме Р., Д., П. падежей». Проверочная работа.

Тест «Определи склонение»


Урок-контроль

Индивидуальный

Должны уметь обобщать знания.




144 а или б

32

Текст: стиль, тип, тема, структурные части, главная мысль.


Урок-наблюдение

Индивидуальный

Должны уметь группировать ошибки по видам орфографии

Должны уметь анализировать свои ошибки

Памятка работы над ошибками

Орфограммы 1-8

33-34

Обучающее сочинение по картине «Осень» Анализ работ. Редактирование сочинений.


Урок-сочинение


Должны уметь составлять текст на заданную тему, правильно оформлять предложения; учиться редактировать предложения

Должны уметь использовать в письменной речи разные по цели высказывания предложения; соблюдать орфографические нормы


Редакция сочинения


Склонение имен существительных в форме множественного числа ( 7 ч)

35

Склонение имен существительных во множественном числе.


Урок-наблюдение

фронтальный

Должны иметь представление о том, что имена существительные могут иметь форму только единственного или множественного числа.

Должны уметь определять постоянные и непостоянные признаки имени существительного


Книга правил

Орфограммы 1-8

150

36

Склонение имен существительных во множественном числе. Тест.


Урок-практикум

Групповой

Должны иметь представление о том, что имена существительные могут иметь форму только единственного или множественного числа.

Должны уметь определять постоянные и непостоянные признаки имени существительного



155

37

Контрольный диктант №2

за 1 четверть


Урок-контроль

Индивидуальный

Уметь воспринимать диктуемый текст, правильно писать слова с изученными орфограммами


Должны уметь выполнить диктант, применяя полученные знания

Работа над текстом диктанта, использовать памятку работы над ошибками


38

Анализ работ. Работа над ошибками

Окончание как грамматический показатель (проверка домашнего задания). Р.п. множественного числа существительных


Урок-практикум

Групповой

Должны иметь представление о том, что имена существительные могут иметь форму только единственного или множественного числа.

Должны уметь определять постоянные и непостоянные признаки имени существительного


158-161

39

Контрольное списывание


Урок-контроль






40

Словообразование. Т.п. множественного числа существительного.

Работа с текстом: тема, заголовок, план; составление характеристики человека на основе текста и репродукции


Урок-практикум

Групповой

Актуализация знаний: однородные члены предложения, знаки препинания при

них; словосочетание; согласование существительного и прилагательного



160

41

«Проверь себя!» Обобщение знаний по теме «Склонение имен существительных»








42

Контрольный диктант №3 по теме « Имя существительное»


Урок-контроль







IV. Части речи. Склонение имен прилагательных (13 часов) (упр.162-213)

43

Анализ работ Имя прилагательное как часть речи.


Урок-наблюдение

Фронтальный

Должны овладеть алгоритмом определения прилагательного

Должны понимать и уметь находить имя прилагательное в тексте

Должны получить представление о твердой и мягкой основе и влиянии на окончание

Д. № 165 а; б – по выбору

44

Образование имен прилагательных.


Урок-наблюдение

Фронтальный

Должны овладеть алгоритмом составления опорной схемы имени прилагательного

Должны понимать и уметь находить признаки имени прилагательного в тексте

Должны получить представление о согласовании прилагательного и существительного

Д. № 171а; б – по выбору

45

Работа с текстом: структурные части, повтор слов как

стилистический прием. Правописание падежн. оконч. прилаг.




Урок-наблюдение

Фронтальный

Должны овладеть опорной схемой имени прилагательного

Должны понимать и уметь рассказывать признаки имени прилагательного

Должны получить представление о согласовании прилагательного и существительного

179;


46

Лексическая и грамматическая связь между существительным и прилагательным.



Урок-практикум


Должны овладеть опорной схемой имени прилагательного и умение работать по алгоритму

Лексическая работа: объяснение значения слова через словообразование. Лексическая работа: анализ смысла пословиц, синонимы, многозначность, переносное значение

Должны получить представление о согласовании прилагательного и существительного

186а,б

47

Окончание у прилагательных м., ж., ср. рода в Р.п. Роль имен прилаг. и

сущ. в предложении.



Урок-практикум

Индивидуальный

Должны овладеть опорной схемой имени прилагательного

Должны понимать и уметь определять признаки имени прилагательного

Должны получить представление о согласовании прилагательного и существительного

187а,б

48

Грамматические признаки. Особенности склонения прилагательных

м. и ср. рода. Правописание безударных окончаний прилаг. Т.п. и П.п. прилаг. м. рода


Урок-практикум

Фронтальный

Должны овладеть опорной схемой имени прилагательного и умение работать по алгоритму

Должны понимать и уметь определять признаки имени прилагательного; анализировать свои ошибки

Должны получить представление о согласовании прилагательного и существительного

190 б;

194

49

Особенности склонения прилагательных женского рода. В.п. и Т.п. прилагательных

женского рода. Роль прилагательных в тексте.


Урок-практикум

Фронтальный

Должны овладеть опорной схемой имени прилагательного и умение работать по алгоритму

Должны понимать и уметь определять признаки имени прилагательного;

Умение склонять имена прилагательные и определять падежные окончания

Должны получить представление об особенностях окончаний прилагательных мужского, женского и среднего рода

199

50-51

Правописание безударных окончаний прилагательных (Р.п., Т.п. мужского рода, В.п., Т.п. женского рода.).


Урок-практикум

Фронтальный

210

52

о–е после шипящих и ц в окончании прилагательных. Прилагательные-паронимы,

лексическая сочетаемость.


Урок-практикум

Фронтальный

204

53

Обобщение. Склонение имен прилагательных. Тест.


Урок-практикум

Работа в паре

С. 125 №4

54

Повторение. Склонение имен прилагательных.


Урок-практикум

Работа в паре

Книга правил.

С. 125 №3

55

Контрольный диктант №4 по теме «Имя прилагательное»


Урок-контроль

Работа в паре

Уметь сравнивать окончания имен прилагательных множественного числа

Должны уметь писать окончания имен прилагательных, выполнять грамматическое задание, самопроверку

Должны получить представление об особенностях окончаний прилагательных множественного числа

Словарь, 20 слов


. V. Части речи. Местоимение. (17 часов) (упр.214-259)

56

Местоимение как часть речи.

Анализ работ. Работа над ошибками


Урок-наблюдение

Фронтальный

Должны иметь представление о том, что местоимение – это часть речи, которая имеет свои грамматические признаки.

Должны уметь находить местоимения в тексте

Должны получить представление об особенностях местоимений

220; правило


57

Роль местоимений в речи. Местоимение – член предложения.




Грамматическая связь местоимения с

сущ., на которое оно указывает. Грамматическая связь местоимения с глаголом

Устранение стилистических ошибок, связанных с повтором слов.


219










58-59

Личные местоимения. Обобщение.


Урок-наблюдение

Фронтальный

Должны иметь представление о том, что местоимение – это часть речи, которая имеет свои грамматические признаки.

Определение личных местоимений, их использование в речи

Должны получить представление об использования местоимений


234

238 (б, в)

60

Лексическая работа: синонимы. Работа с репродукцией картины. Употребления местоимений в речи. Развитие устной речи: инсценирование.


Урок-практикум


Грамматическая связь личных местоимений и глаголов. Актуализация знаний: грамматические признаки глагола, грамматическая связь существительного

с прилагательным

Лексическая работа: переносное значение слов. Ошибки, связанные

с употреблением местоимений


233

61

Грамматические признаки личн. местоимений. Синтаксическая роль личн. местоимений


Урок-практикум

Индивидуальный

Должны иметь представление о частях речи и их грамматических признаках

Должны уметь определять часть речи по грамматическим признакам


тест КИМ №7

62

Грамматические признаки личн. местоимений. Синтаксическая роль личн. местоимений.


Урок-практикум



Связь грамматических признаков местоимения и существительного, на которое оно указывает.


237,239

63

Склонение личных местоимений. Повторение парных согласных.


Урок-практикум

Работа в паре

Должны иметь представление о том, что местоимение склоняются.

Определение личных местоимений, их использование в различных падежах

Должны получить представление об использования местоимений

247, 249

253

260


64


Правописание предлогов с личными местоимениями . Самостоятельная работа.


Урок-практикум

Работа в паре

Должны иметь представление о том, что местоимение – это часть речи, которая имеет свои грамматические признаки.

Определение личных местоимений, их использование в речи

Должны получить представление об использования местоимений

С. 153 № 3

65

Контрольная работа по теме «Личные местоимения»


Урок-контроль

Индивидуальный

Уметь воспринимать диктуемый текст, правильно писать слова с изученными орфограммами

Урок-контроль

Индивидуальный


66

Грамматическая связь глагола с личным местоимением

Орфограммы.


Урок-контроль

Индивидуальный

Уметь воспринимать диктуемый текст, правильно писать слова с изученными орфограммами

Должны уметь обобщать знания.

Должны уметь выполнить диктант, применяя полученные знания


253,254

67

Работа с текстом: преобразование текста в связи с заменой лица рассказчика.


Урок-наблюдение

Индивидуальный

Должны уметь группировать ошибки по видам орфографии

Должны уметь анализировать свои ошибки

Работа над текстом диктанта, использовать памятку работы над ошибками

Работа над ошибками


VI. Изменение форм глагола: форм времени, числа, рода, лица. ( 23 часа) (упр.260-289)

68-69


Глагол как часть речи.

Урок-наблюдение

Фронтальный

Должны уметь выделять глаголы в тексте

Иметь обобщенное представление о глаголе как части речи

А.В. Лемов. Школьный лингвистический словарь.

263

70-71



Грамматические признаки глагола. Виды глагола.

Урок-наблюдение

Работа в паре

Должны уметь выделять признаки глагола


Работа со схемой.

Задания олимпиадного уровня

270,С.7, теория. 10слов из словаря


72



Время глагола.



Урок-наблюдение

У3

Фронтальный


Должны уметь правильно использовать времена глагола



Работа со схемой.

Задания олимпиадного уровня


С. 10, теория

73



Изложение(285)







74


Обобщение темы. Тест




Глагольные суффикс, разбор по составу неопр.формы

Безударные окончания сущ. и прилаг. Обнаружение орфограмм.


75


Простое и составное сказуемое.

Повторение: орфограммы безударных гласных.

Урок-наблюдение

Работа в паре

Должны уметь определять грамматические признаки глагола

Иметь представление о простом и составном сказуемом. Роль приставки, суффикса

Работа с тестами.

Задания олимпиадного уровня

КИМ №8

76


Работа с текстом. Конспектирование.

Урок-наблюдение

Работа в паре

Должны уметь правильно использовать времена глагола

Иметь представление о составлении конспекта-изложения

Работа с текстом

КИМ №9

77-78



Прошедшее время глагола

Урок-наблюдение

Работа в паре

Должны уметь определять грамматические признаки глагола




79


Контрольный диктант№ 5 за

I полугодие.

Урок-контроль

Индивидуальный

Уметь воспринимать диктуемый текст, правильно писать слова с изученными орфограммами

Урок-контроль

Индивидуальный


80


Глагол. Работа с текстом.

Урок-практикум

Работа в паре

Должны уметь выделять глаголы в тексте и правильно их применять

Должны уметь выполнить работу самостоятельно, применяя полученные знания

Должны получить представление об использования частей речи и их замене


81-82


Повторение. Прошедшее время глагола.

Тест

Урок-наблюдение

Работа в паре

Должны уметь определять грамматические признаки глагола



Словарь

292

83-84


Суффикс в глаголах прошедшего времени. Использование глаголов прошедшего времени.

Урок-наблюдение

Работа в паре

Должны уметь определять грамматические признаки глагола

Иметь представление о простом и составном сказуемом. Роль приставки, суффикса


307, схема в книге правил

85-86


Настоящее и будущее время. Постфикс – СЯ, его влияние на значение глагола.

Урок-наблюдение

Фронтальный

Должны уметь разбирать по составу глаголы прошедшего времени с постфиксом -СЯ

Должны уметь восстанавливать непунктированный текст

И.М. Голь. Занимательный этимологический словарь.

Задания олимпиадного уровня

Словарь на «ж»,собрать словарные слова в одно предложение

87


Работа с деформированным текстом. Редактирование.

Урок-наблюдение

Работа в паре

Должны уметь определять грамматические признаки глагола

Иметь представление о простом и составном сказуемом. Роль приставки, суффикса

Работа с тестами.

Задания олимпиадного уровня

332 (6 пр)

88


Лицо глагола. Повторение парных согласных.

Урок-наблюдение

Фронтальный

Должны уметь определять грамматические признаки глагола

Иметь представление о лице глагола, его значении

327 или 328

89


Личные глаголы

Урок-наблюдение

Фронтальный

Должны уметь определять грамматические признаки глагола

Иметь представление о лице глагола, его значении


КИМ №10

90


Самостоятельная работа в форме комбинированного теста.

Контроль

Индивидуальный

Должны уметь понимать инструкцию теста, правильно выполнять задания с изученными орфограммами


Должны уметь обобщать и дифференцировать знания.

Работа с тестами: способы и приемы

332

91


Работа над ошибками

Урок-наблюдение

Работа в паре

Должны уметь анализировать ошибки и находить их причины


Должны уметь структурировать и обобщать, представлять схемы.

Работа с тестами: способы и приемы

КИМ №11

92



Правописание «ь» знака в глаголах 2 лица, ед. числа.

Урок-наблюдение

Работа в паре

Должны уметь определять грамматические признаки глагола

Иметь представление о лице глагола, его значении

Работа в книге правил

Схема «ь» в книге правил

93


Контрольная работа по теме «Лицо глагола»



Контроль


Грамматические признаки глагола и сущ., фонетический и звукобуквенный анализ




94


Правописание «ь» в окончаниях глаголов. Лексико-грамматические признаки. Повторение орфограмм.

Урок-наблюдение

Фронтальный

Должны уметь работать с текстом. Определять роль и лицо глаголов

Иметь представление о лице, совершенном и несовершенном виде глагола

А.В. Лемов. Школьный лингвистический словарь.

344;

350


VII. Изменение форм глагола: форм времени, числа, рода, лица. Спряжение глагола (22 часов)

95-96


Спряжение глаголов. Понятие

Урок-наблюдение

Фронтальный

Должны уметь определять лицо, число глаголов

Иметь получить представление о спряжении глагола

Работа в книге правил

353 или 354

97


Ударные и безударные окончания глаголов и спряжение. Чередование согласных в корне.

Урок-наблюдение

Фронтальный


356;

Словарь (предложение)

98


Проверочное тестирование:

« I и II спряжение глаголов».







99-100


Глаголы исключения.

Урок-наблюдение

Фронтальный

Должны иметь представление о спряжении. Определять роль и лицо глаголов

Иметь представление о лице, совершенном и несовершенном виде глагола

Работа в книге правил


377

С.71, таблица

101


Проверочная работа.по теме: « Глаголы исключения»

Урок-контроль

Индивидуальный

Уметь воспринимать инструкцию, правильно писать слова с изученными орфограммами

Должны уметь обобщать знания.

406

102-106


Правописание безударных личных окончаний глаголов

Урок-наблюдение

Фронтальный

Должны иметь представление о спряжении. Определять глаголы исключения.

389, 393, деф.текст, КИМ12

107


Контрольный диктант

6 по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов»





108-112


Обобщение по теме. Закрепление знаний о глаголе.

Урок-наблюдение

Работа в паре

Умение работать с тестами

С. 85 №3

Тест, сочинение Кем хочу стать?

113


Закрепление знаний о глаголе.

Урок-контроль

Индивидуальный

Уметь воспринимать инструкцию, правильно писать слова с изученными орфограммами

Должны уметь обобщать знания.

Должны уметь самостоятельно выполнить задания, применяя полученные знания

Умение работать со справочной литературой

406

114-115


Тестовая работа

Урок-контроль

Индивидуальный

Умение работать с тестом

Словарь, предложение

116


Работа над ошибками



Должны уметь группировать ошибки по видам орфограмм

Должны уметь анализировать свои ошибки

Работа со способами проверки

413


VIII. Наречие. Образование и правописание. (10 часов)

117



Наречие – часть речи

Урок-наблюдение

Фронтальный

Должны иметь представление о наречии.


Книга правил

449

118


Отличие наречий от существительных

Урок-наблюдение

Фронтальный

Должны иметь представление о наречии. Умение находить их в тексте

Иметь представление о способах отличия наречий от имен существительных

Книга правил

455

119


Наречия и фразеологизмы.

Урок-наблюдение

Фронтальный

Должны иметь представление о роли наречия в речи.

Иметь представление о способах отличия наречий от других частей речи.

Словарь фразеологизмов

457, с.168 - 6 глаголов и предложение

120



Роль наречий. Повторение изученных орфограмм.

Урок-наблюдение

Фронтальный

Должны иметь представление о роли и значении наречий в речи. Определять наречия в тексте.

Иметь представление о способах взаимодействия наречий с другими частями речи.

Книга правил

465, б

121


Р.р. Сочинение – описание «Зимний день»



Формирование умения определять и раскрывать тему и главную мысль в собственном сочинении. Формирование умения составлять текст



122


Образование наречий. Повторение изученных орфограмм.

Урок-наблюдение

Фронтальный

Иметь представление о том, как образуются наречия от других частей речи.

Книга правил

Ким 15

123


Контрольный диктант №7 за 3 чет

Урок-контроль

Индивидуальный

Уметь воспринимать диктуемый текст, правильно писать слова с изученными орфограммами

Должны уметь обобщать знания.


Должны уметь выполнить диктант, применяя полученные знания

Умение выполнять грамматические задания.

Словарь, предложение

Ким 16

124


Работа над ошибками.

Урок-наблюдение

Работа в паре

Должны уметь анализировать ошибки и находить их причины


Должны уметь структурировать и обобщать, представлять схемы.

Работа с тестами: способы и приемы

Словарь, предложение

125



Проверочная тестовая работа по теме «Наречия»

Урок-контроль

Индивидуальный

Уметь воспринимать инструкцию, правильно писать слова с изученными орфограммами

Должны уметь обобщать знания.

Должны уметь самостоятельно выполнить задания, применяя полученные знания

Умение работать со справочной литературой

Ким 17

126


Работа над ошибками. Обобщение

Урок-наблюдение

Работа в паре

Должны уметь анализировать ошибки и находить их причины


Должны уметь структурировать и обобщать, представлять схемы.

Работа с тестами: способы и приемы

Ким 18


IX. Сложное предложении е (6 часов)

127


Понятие о сложном предложении

Урок-наблюдение

Фронтальный

Должны иметь представление о сложном предложении.

Иметь представление о том, как образуются сложные предложения.

Схема в книге правил

418 б.

423

128


Знаки препинания в сложном предложении.

Урок-наблюдение

Фронтальный

Должны иметь представление о сложном предложении и постановке знаков препинания.


Ким 19

129



Работа с текстом. Сложное предложение.

Урок-наблюдение

Фронтальный

Должны иметь представление о роли сложного предложения в тексте.



431 а.


4 четверть

130


Обобщение. Сложное предложение

Урок-наблюдение

Работа в паре

Должны иметь представление о сложном предложении и уметь обобщить знания.

Иметь представление о том, как образуются сложные предложения.

Книга правил

436

439

131


Тест по теме «Сложное предложение»

Урок-контроль

Индивидуальный

Уметь воспринимать инструкцию, правильно писать слова с изученными орфограммами

Должны уметь обобщать знания.

Должны уметь самостоятельно выполнить задания, применяя полученные знания

Умение работать со справочной литературой

440

132


Анализ ошибок. Работа над ошибками.

Урок-наблюдение

Работа в паре

Должны уметь анализировать ошибки и находить их причины


Должны уметь структурировать и обобщать, представлять схемы.

Работа с тестами: способы и приемы

Ким 20


X. Повторение за год (11 часов)

133-134


Текст. Тип текста. Стиль текста. Тема.

Урок-наблюдение

Фронтальная работа

Тема, микротема. Языковые средства научного и художественного стиля

Должны уметь структурировать языковые средства оформления текста.

Орфографическая работа

Словарь

Ким 21

135


Состав слова. Классификация слов по различным орфограммам

Урок-наблюдение

Фронтальный

Должны уметь определять морфемный состав слова, выполнять фонетический анализ слова


Книга правил

Ким 22; 23

136



Правописание парных согласных
в корне слова

Урок-практикум

Индивидуальный

Должны уметь грамотно писать слова с парными согласными в корне слова

Должны уметь распознавать антонимичные прилагательные

Книга правил

336

Ким 24

137


Р.р. Изложение «Ливень»



Формировать навык написания изложений, повторить алгоритм написания изложения.




138


Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова.

Урок-практикум

Фронтальный

Должны уметь списывать текст, выделяя изученные орфограммы; подбирать проверочные слова; выполнять синтаксический разбор предложения

Должны уметь закончить фразеологизм и использовать его в речи

Книга правил

Ким 27

139-140


Правописание слов
с непроизносимыми согласными Правописание удвоенных согласных

Урок-наблюдение

Фронтальный

Должны уметь образовывать слова с непроизносимыми согласными и подбирать проверочное слово; графически устно определять связь слов в предложении; выделять в тексте слова с непроизносимыми согласными

Должны уметь сделать вывод о способе проверки слов с непроизносимым согласным; анализировать звуки речи, различать произношение и написание слов, использовать знания и умения в практической деятельности, соблюдать орфографические нормы

Книга правил

Ким 28; 29

141


Работа с текстом. Сложное предложение.

Урок-наблюдение

Фронтальный

Должны иметь представление о роли сложного предложения в тексте.

Должны уметь самостоятельно составлять сложное предложение


Словарь, с 168

142



Контрольный словарный диктант

Урок-контроль

Индивидуальный

Уметь воспринимать инструкцию, правильно писать слова с изученными орфограммами

Должны уметь обобщать знания.

Должны уметь самостоятельно выполнить задания, применяя полученные знания



143


Анализ ошибок. Работа над ошибками.

Урок-наблюдение

Работа в паре

Должны уметь анализировать ошибки и находить их причины


Должны уметь структурировать и обобщать, представлять схемы.

Работа с тестами: способы и приемы



XI. Законы языка в практике речи (27 часов)

144-146


Законы языка в речи. Понятие.

Урок-наблюдение

Фронтальный

Должны иметь представление о способах и средствах передачи чувств в речи

Умение анализировать текст


492

495

147-148


Использование антонимов в речи.

Урок-наблюдение

Фронтальный

Должны иметь представление о роли антонимов в речи

Должны уметь самостоятельно подбирать антонимы


499 в

149-150


Значение законов орфографии в письменной речи

Урок-наблюдение

Фронтальный

Должны иметь представление о роли орфографии в письменной речи

Должны уметь классифицировать орфограммы изученные в начальной школе

Книга правил

502, словарь с. 168

151-152



Использование в речи омонимов.

Урок-наблюдение

Фронтальный

Должны иметь представление о роли омонимов в речи

Должны уметь самостоятельно подбирать омонимы



153-155



Повторение. Правописание безударных окончаний имён существительных

Урок-наблюдение

Фронтальная работа

Тема, микротема. Языковые средства научного и художественного стиля

Должны уметь структурировать языковые средства оформления текста.

Орфографическая работа

Минисочинение «Мой друг»

156-157


Текст. Тип текста. Стиль текста. Тема. Обучающее изложение.

Урок-наблюдение

Фронтальная работа

Тема, микротема. Языковые средства научного и художественного стиля

Должны уметь структурировать языковые средства оформления текста.

Орфографическая работа

Минисочинение «Мой 1 класс»

158


Контрольное списывание.


Урок-контроль

Индивидуальный

Уметь воспринимать инструкцию, правильно писать слова с изученными орфограммами

Должны уметь обобщать знания.

Должны уметь самостоятельно выполнить задания, применяя полученные знания


159-162


Обучающее сочинение по картине А. Саврасова «грачи прилетели».

Урок-сочинение

Индивидуальный

Должны уметь составлять текст на заданную тему, правильно оформлять предложения; учиться редактировать предложения

Должны уметь использовать в письменной речи разные по цели высказывания предложения; соблюдать орфографические нормы


Редакция сочинения

163-164


Повторение пройденного



Должны уметь составлять пересказ текста на заданную тему, правильно оформлять предложения; учиться редактировать предложения

Должны уметь использовать в письменной речи разные по цели высказывания предложения; соблюдать орфографические нормы

Орфографическая работа

Кроссворд

165


Контрольная работа №8 за год


Урок-контроль

Индивидуальный

Уметь воспринимать инструкцию, правильно писать слова с изученными орфограммами

Должны уметь обобщать знания.

Должны уметь самостоятельно выполнить задания, применяя полученные знания


166-168


Работа над ошибками.

Текст. Тип текста.

Урок-сочинение

Индивидуальный

Должны уметь составлять текст на заданную тему, правильно оформлять предложения; учиться редактировать предложения

Должны уметь структурировать языковые средства оформления текста.

Орфографическая работа

Кроссворд

169-


Текст. Тип текста. Стиль текста.

Урок-наблюдение

Фронтальная работа

Тема, микротема. Языковые средства научного и художественного стиля

Должны уметь структурировать языковые средства оформления текста.

Орфографическая работа

Вести читательский дневник

170


Обобщение знаний. Итоговый урок.























рабочая программа и КТП по русскому языку 4кл (по системе Л.Занкова)ФГОС
  • Начальные классы
Описание:

           Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г.), с учетом авторской программы Н.В.Нечаевой.  (Сборник программ развивающего обучения Л.В. Занкова. Самара: ИД «Федоров» 2011 г.                  Личностно ориентированный и деятельностный  подходы   к  обучению,  составляющие  основу  ФГОС нового  поколения, предполагают установление взаимосвязи между процессами изучения  и  использования языка.  В  основу данного курса  заложена идея реализации объективно существующего единства  двух  форм  языка:  системы  языка и речи. Язык универсальное средство общения  (кодовая  система),  речь функция языка, его индивидуальное воплощение в конкретной практике. Это представление соответствует и ожиданиям новой  информационной эпохи,  которая требует  от человека коммуникативной грамотности (владение средствами обмена  информацией и ее накопления) как  необходимой его  характеристики в ХХI веке. Такое  понимание языка соответствует и требованиям Федеральных государственных  образовательных  стандартов  начального общего  образования.

Результаты изучения курса

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы личностных метапредметных и предметных результатов.

Личностными  результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к наиболее точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

 

Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи имён собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объёме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.

Автор Сучкова Наталья Павловна
Дата добавления 26.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Планирования
Просмотров 2469
Номер материала 55026
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓