Главная / Русский язык и литература / Рабочая программа и КТП по русскому языку ФГОС 5 класс

Рабочая программа и КТП по русскому языку ФГОС 5 класс



Краснодарский край Кавказский район станица Кавказская (территориальный, административный округ (город, район, поселок)

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №14 им. А.И. Покрышкина

(полное наименование образовательного учреждения)

УТВЕРЖДЕНО

решением педсовета протокол №__

от 29 августа 2014 года

Председатель педсовета

_________ /Е.А. Зозуля/_

подпись руководителя ОУ Ф.И.О.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по русскому языку

(указать предмет, курс, модуль)


Ступень обучения (класс) основное общее образование 5__класс__

(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)


Количество часов 170 часов Уровень базовый

(базовый, профильный)


Учитель: Ахмерова Светлана Николаевна



Программа разработана на основе Примерных программ основного общего образования. Русский язык. Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2009 и авторской программы «Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и других. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н. М. Шанский и др. – 12-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2011.

(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии






Пояснительная записка.


Рабочая программа 1 вида по русскому языку для учащихся 5-го класса составлена на основе Примерных программ основного общего образования. Русский язык. Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2009 и авторской программы Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и других. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н. М. Шанский и др. – 12-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2011 (письмо министерства образования и науки Краснодарского края от 22.07.2013 № 47-10635/13-14 «Об учебных планах образовательных учреждений, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты общего образования в 2013-2014 учебном году).


Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.

Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.


Целями изучения русского (родного) языка в основной школе являются:

воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;

овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);

освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

Главная задача, которая должна быть решена при обучении русскому языку, состоит в том, чтобы процессы освоения знаний об устройстве и функционировании родного языка, процессы освоения основных норм современного русского литературного языка, формирования способности пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами органично сочетались с интенсивным развитием речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, а также духовно-нравственных и эстетических качеств личности школьника. В связи с этим программа направлена на то, чтобы обеспечить в преподавании е д и н с т в о процессов познания окружающего мира через родной язык, осмысления основных его закономерностей, усвоения основ лингвистики и разных видов языкового анализа, овладения коммуникативными умениями и навыками, развития абстрактного мышления, памяти, воображения, а также навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования, речевого самосовершенствования.

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса отличается ярко выраженной коммуникативной направленностью. Эта особенность курса определяется его нацеленностью на успешное овладение основными видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: способности осознанно воспринимать и понимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения (умения говорить и писать). Также главной особенностью программы является ее направленность на:
- достижение в преподавании единства процессов познания окружающего мира через родной язык;
- осмысления его основных закономерностей;
- усвоения основ лингвистики и разных видов языкового анализа;
- развития абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений;
- навыков самостоятельной учебной деятельности;
- самообразования, речевого самосовершенствования;
- успешное овладение видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи;
- способностью осознанно воспринимать и понимать звучащую речь и печатное слово;
- грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения.

Центральной единицей обучения становится текст как речевое произведение. При этом текст является объектом анализа и результатом речевой деятельности не только на традиционно выделяемых уроках связной речи, к проведению которых привык учитель, но и на каждом уроке, какой бы теме он ни был посвящен. В этом смысле к а ж д ы й урок русского языка является уроком р а з в и т и я р е ч и, поскольку происходит взаимосвязанное изучение языка и речи на фоне непрерывной работы над навыками чтения-понимания текстов разных стилей (в частности лингвистических текстов), аудирования, письма и говорения на разнообразные темы. При этом совершенствуются информационно-коммуникативные навыки, обеспечивающие целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, развиваются умения осмысленно выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативных задач, развернуто обосновывать свою позицию, приводить систему аргументов; оценивать и отредактировать текст и т.п.


Общая характеристика учебного предмета


Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.


Направленностькурса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре программы. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:

содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;

содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;

содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.

Первая содержательная линия представлена в примерной программе разделами, изучение которых направлено на сознательное формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка».

Вторая содержательная линия включает разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: «Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Культура речи», «Правописание: орфография и пунктуация».

Третья содержательная линия представлена в примерной программе разделом «Язык и культура», изучение которого позволит раскрыть связь языка с историей и культурой народа.

В учебном процессе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы. При изучении каждого раздела курса учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности, развивают различные коммуникативные умения, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. При таком подходе процесс осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных ситуациях общения оказываются неразрывно связанными. Именно поэтому последовательность разделов курса и количество часов, выделенных на изучение каждого из них, имеет примерный характер.

Курс отличается:
- ярко выраженной семантической направленностью в изучении грамматико – орфографического материала;
- усиленным вниманием к особенностям употребления в речи языковых единиц, к эстетической функции изучаемых явлений языка, формированию навыков использования справочной литературы, работы с различными видами лингвистических словарей;
- вниманием к вопросам истории русского языка, целенаправленным обращением к этимологии.

Программа реализует:
- идею межпредметных связей при обучении русскому языку, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам;
- идею дифференцированного подхода к обучению, это выражается прежде всего в выделении дополнительного материала, расширяющего основное содержание программы;
- культуроведческий аспект в обучении русскому языку, что проявляется в достаточно широком использовании сведений по истории языка и русистики, информации о русских ученых-лингвистах, материалов по этимологии.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся.
Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.


В основе реализации программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

— воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;

— формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

— ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

— признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

— учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

— разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одарённых детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются:

  • коммуникативные универсальные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и со взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.);

  • познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы. Строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её различными способами и др.);

  • регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять её; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.).

Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования. Русский язык. – М.: Просвещение, 2010. – 112 с. – (стандарты второго поколения), авторской программы Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и других. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н. М. Шанский и др. – 12-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2011.

Курс русского языка направлен на всестороннее развитие личности средствами предмета: развитие мышления и речи учащихся, их эмоционально-волевой сферы, логического мышления; понимания роли языка в жизни людей, осознание богатств русского языка, потребности в речевом самосовершенствовании, стремления приобрести языковую, коммуникативную компетенции, необходимые для успешной учебной и трудовой деятельности.

Основные идеи программы и ее содержание реализуются не только в учебнике, организующем процесс обучения, но и в других компонентах учебно-методического комплекса, адресованных учащимся: в справочниках и учебных словарях, предназначенных для каждодневной работы на уроках; в рабочих тетрадях, формирующих навыки организации и проведения самостоятельной работы в домашних условиях, навыки самопроверки и самооценки; в разнообразных учебных пособиях, с помощью которых поддерживается и развивается интерес к изучению родного языка.

В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с примерными программами начального общего образования.


Место учебного предмета в учебном плане

Место курса «Русский (родной) язык» в учебном (образовательном) плане:

в 5 классе — 170 часов (5 часов в неделю).

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в V классе – 170 часов, 6 класс – 204 часа, 7 класс – 136 часов, 8 класс – 102 часа, 9 класс – 102 часа.


Личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения предмета


Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

Аудирование и чтение:

адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к

определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.











Содержание учебного предмета




ЧАСТЬ 1.





  1. ЯЗЫК И ОБЩЕНИЕ (2 +1)


Язык и человек.

Читаем учебник.

Слушаем на уроке.







Общение устное и письменное.







Р. Р. Стили речи.






  1. ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ (17 + 3)


    1. Фонетика (1 час)


Звуки и буквы. Произношение и правописание.







    1. Орфограмма. Орфография ( 8+2рр)


Орфограмма.







Правописание проверяемых безударных гласных в корне.







Правописание проверяемых согласных в корне слова.







Правописание непроизносимых согласных в корне слова.







Буквы и, у, а после шипящих.







Разделительные ъ и ь.







Раздельное написание предлогов с другими словами.







Р. Р. Что мы знаем о тексте.







Р.Р. Обучающее изложение по Г. А. Скребицкому







    1. Морфология (8+1рр)


Части речи.







Глагол.







-Тся и –ться в глаголах.







Р. Р. Тема текста. Основная мысль текста







Личные окончания глаголов.







Имя существительное.







Имя прилагательное.







Местоимение.






  1. СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (23 + 7ч)


    1. Синтаксис. Пунктуация (4 + 4рр)


Синтаксис и пунктуация.







Словосочетание.

Разбор словосочетаний.







Предложение.

Виды предложений по цели высказывания.







РР. Сжатое изложение по рассказу В. П. Катаева.







Восклицательные предложения.







Р. Р. Сочинение на свободную тему. План.







    1. Члены предложения (8 часов)


Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее.







Сказуемое.







Тире между подлежащим и сказуемым.







Нераспространенные и распространенные предложения.







Второстепенные члены предложения.







Дополнение.







Определение.







Обстоятельство.







    1. Пунктуация простого и сложного предложений (11+3рр)


Предложения с однородными членами.







Знаки препинания в предложениях с однородными членами.







Предложения с обращениями







Р. Р. Письмо.







Синтаксический разбор простого предложения.







Р. Р. Сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Мальчишки»







Пунктуационный разбор простого предложения.







Простые и сложные предложения.







Синтаксический разбор сложного предложения.







Прямая речь.







Диалог.






  1. ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА.

ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (12 + 3)


Фонетика.

Гласные звуки.







Согласные звуки.







Изменение звуков в потоке речи.







Согласные твердые и мягкие.







Р. Р. Повествование. Обучающее изложение с элементами описания (по рассказу К. Г. Паустовского «Шкатулка»).







Согласные звонкие и глухие.







Графика. Алфавит.







Р. Р. Описание предмета в художественном стиле. Сочинение-описание предмета.







Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.







Двойная роль букв е, ё, ю, я.







Орфоэпия.







Фонетический разбор слова.







Р. Р. Описание предметов, изображенных на картине Ф. Толстой «Цветы, фрукты, птицы».






  1. ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ (6 + 2ч.)


Слово и его лексическое значение.







Однозначные и многозначные слова.







Прямое и переносное значение слов.







Омонимы.







Синонимы. Антонимы.







Р. Р. Контрольное сочинение по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь».







Р. Р. Изложение по рассказу К. Г. Паустовского «Первый снег».







ЧАСТЬ 2.








  1. МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (18 + 4ч)


    1. Морфемика ( 10+ 3рр )


Морфема - наименьшая значимая часть слова.







Изменение и образование слов.







Окончание.







Р. Р. Сочинение по личным впечатлениям.







Основа слова.







Корень слова.







Р. Р. Рассуждение. Сочинение – рассуждение.







Суффикс.







Приставка.







Р. Р. Выборочное изложение с изменением лица.







Чередование звуков. Беглые гласные.







Варианты морфем.







Морфемный разбор слова.







    1. Орфография и культура речи (8+1рр)


Правописание гласных и согласных в приставках.







Буквы З и С на конце приставок.








Буквы а – о в корнях –лаг- - -лож-.







Буквы а – о в корнях –раст-, -рос-, -ращ-.







Буквы О – Ё после шипящих в корне.







Буквы И – Ы после Ц.







Р. Р. Сочинение – описание изображенного по картине. (П. П. Кончаловский. «Сирень в корзине»).






  1. МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ.

    1. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (17+ 4ч)


      1. Имя существительное как часть речи ( 8+2рр)


Имя существительное как часть речи.







Р. Р. Доказательства в рассуждении.







Имена существительные одушевленные и неодушевленные.







Имена существительные собственные и нарицательные.







Род имен существительных.







Имена существительные, которые имеют только форму множественного числа.







Р. Р. Элементы рассуждения в повествовании. Сжатое изложение (Е. Пермяк. «Перо и чернильница»).







Имена существительные, которые имеют только форму единственного числа.







Три склонения имен существительных.







      1. Правописание имён существительных (9+2рр)


Падежи имен существительных.







Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.







Р. Р. Подробное изложение с изменением лица.







Множественное число имен существительных.







Правописание гласных в падежных окончаниях существительных во множественном числе.







Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.







Буквы О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.







Морфологический разбор имени существительного.







Р. Р. Устное сочинение по картине (Г. Г. Нисский. «Февраль. Подмосковье»).






7.2. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (10 +4ч.)


Имя прилагательное как часть речи.







Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.







Гласные в падежных окончаниях прилагательных.







Р. Р. Описание животного.







Полные имена прилагательные.







Полные и краткие имена прилагательные.







Р. Р. Описание животного на основе изображенного. Сочинение по картине (А. Н. Комаров. «Наводнение») (подготовка).







Р. Р. Контрольное сочинение по картине А. Н. Комарова «Наводнение».







Морфологический разбор имени прилагательного.







Р. Р. Контрольное изложение. Описание животного (отрывок из повести И. С. Тургенева «Муму»)






7.3. ГЛАГОЛ (24 +6ч.)


7.3.1. Глагол как часть речи (5+1рр)


Глагол как часть речи.







Не с глаголами.







Р. Р. Рассказ.







Неопределенная форма глагола.







Неопределённая форма глагола и личные формы глагола.







Правописание -ться и –тся в глаголах.







7.3.2. Виды глагола (4+1рр)


Виды глагола. Глаголы несовершенного вида.







Виды глагола. Глаголы совершенного вида.







Буквы е – и в корнях с чередованием.







Правописание корней с чередующимися гласными.







Р. Р. Невыдуманный рассказ (о себе).







7.3.3. Время глагола (5часов)


Время глагола.







Прошедшее время глагола.







Образование глаголов прошедшего времени.







Настоящее время глагола.







Будущее время глаголов.







7.3.4. Спряжение глагола (10+4рр)


Спряжение глаголов.







Глаголы 11 спряжения.







Глаголы 1 спряжения.







Правописание безударных личных окончаний глаголов.







Морфологический разбор глагола.







Р. Р. Сжатое изложение с изменением формы лица.







Р. Р. Сжатое изложение по рассказу А. Ф. Савчук. «Шоколадный торт».







Мягкий знак после шипящих в глаголах второго лица единственного числа.







Правописание глаголов 2 лица единственного числа.







Употребление времен.







Р. Р. Употребление «живописного настоящего» в повествовании.







Р. Р. Сочинение-рассказ по рисунку (О. Попович. «Не взяли на рыбалку»).






  1. ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО (5 + 2ч.)


Разделы науки о языке.








Р. Р. Контрольное сочинение на одну из тем по выбору







Орфограммы в приставках и корнях слов. Орфограммы в окончаниях слов.







Употребление букв Ъ и Ь. Раздельные написания.







Знаки препинания в простом и сложном предложении.










Тематическое планирование

Номер

п/п

Разделы, темы

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

I.

Язык и общение.

2+1

2+1

II.

Вспоминаем, повторяем, изучаем

17+3

17+3


2.1.Фонетика.


1


2.2. Орфограмма. Орфография

8+2рр


2.3. Морфология

8+1рр

III.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

23+7

23+7


3.1. Синтаксис. Пунктуация.


4+4рр


3.2. Члены предложения.

8


3.3. Пунктуация простого и сложного предложений.

11+3рр

IV.

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Культура речи.

12+3

12+3

V.

Лексика. Культура речи.

6+2

6+2

V1.

Морфемика. Орфография. Культура речи.

18+4

18+4


6.1. Морфемика


10+3рр


6.2. Орфография и культура речи.

8+1рр

V11.

Морфология. Орфография. Культура речи.




7.1. Имя существительное

17+4

17+4


7.1.1. Имя существительное как часть речи.


8+2рр


7.1.2. Правописание имён существительных

9+2рр


7.2. Имя прилагательное.

10+4

10+4


7.3. Глагол

29+6

24+6


7.3.1. Глагол как часть речи.


5+1рр


7.3.2. Виды глагола.

4+1рр


7.3.3. Время глагола.

5


7.3.4. Спряжение глагола

10+4рр

V111.

Повторение и систематизация изученного

5+2

5+2

ИТОГО: 175 ч. 170 ч



ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ПРОГРАММЫ.

Контрольный диктант

Обучающее сочинение

Обучающее изложение

9

13

11



Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса


Информация об используемом учебнике

Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. Русский язык. 5класс: Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2013.

Учебник входит в состав УМК по русскому языку для 5-го класса общеобразовательной школы (под редакцией Н.М. Шанского). Отличительные его особенности – ориентация на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся, связь родного языка с другими школьными предметами. Учебник построен так, что каждый урок русского языка становится уроком развития речи. Содержание учебника соответствует новому образовательному стандарту по русскому языку.

Состав УМК по русскому языку для 5 класса

(авторы –Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова)


  1. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и других. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н. М. Шанский и др. – 12-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2011.

  2. И. А. Бажанова, С. И. Львова. Учимся читать, слушать, говорить, писать: рабочая тетрадь по русскому языку. В 2-х ч. 5 класс.

  3. Уроки русского языка. 5 класс.

  4. Л.В. Черепанова. Дневник достижений учащегося по русскому языку. 5 кл. Пособие для учащихся

  5. Л.В. Прохватилина. Проверь себя. 5 клаcc. Рабочая тетрадь

  6. Л.Г. Ларионова. Русский язык. 5 кл. Подготовка к экзаменам шаг за шагом. Книга для учащихся

  7. С.И. Львова. Практикум по русскому языку: 5 кл. – М.: Просвещение, 2006 (Лингвистический тренажёр).

  8. В.В.Львов, Гостева Ю.Н. Тесты по русскому языку:5 класс: к учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова» Русский язык: учеб.для 5 кл. общеобразоват. учреждений»/В.В.Львов, Ю.Н.Гостева. – М.:Издательство «Экзамен»,2013 (Серия «Учебно-методический комплект»)


Для учащихся

Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку. — М., 1995.

Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. — М., 1987.

Вартаньян Э.Д. Из жизни слов. — М., I960.

Введенская Л. А., Колесников Н.П. От собственных имен к нарицательным. — М., 1981.

Ветвицкий В. Г. Занимательное языкознание (Фонетика. Имя существительное). — М. – Л., 1966.

Голуб И. Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. — М., 1989.

Гольдин В. Е. Речь и этикет. — М., 1983.

Горбачевич К. С. Русский язык: Прошлое. Настоящее. Будущее. — М., 1984.

Горшков А. И. Всё богатство, сила и гибкость языка: А. С. Пушкин в истории русского языка. — М., 1993.

Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. — М., 1994.

Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А., Владимирская Г.Н. Речь, язык и секреты пунктуации. — М., 1995,

Граудина Л. К. Беседы о русской грамматике. — М.,1983.

Колесов В. В. История русского языка в рассказах. — М., 1982.

Кодухов В. И. Рассказы о синонимах. — М., 1984.

Костомаров В. Г. Жизнь языка. — М., 1994.

Крысин Л. И. Жизнь слова. — М., 1980.

Львова С. И. «Позвольте пригласить Вас...», или Речевой этикет. - М., 2004.

Львова С. И. Русская орфография: Самоучитель. - М., 2005.

Львова С. И. Русский язык. 5 класс: За страницами школьного учебника. Пособие для учащихся.- М., 2002.

Львова С. И. Там, где кончается слово ... ( О слитных, дефисных и раздельных написаниях). - М, 1991.

Львова С. И., Бажанова И. А. Рабочая тетрадь по русскому языку. 5 класс. – Н. Новгород, 2005.

Люстрова 3. Н., Скворцов Л. И., Дерягин В. Я. Беседы о русском слове. — М., 1987.

Матвеева Н. П. Свидетели истории народа: Наследие пращуров— М., 1993.

Милославский И. Г. Зачем нужна грамматика? — М., 1988.

Милославский И. Г. Культура речи и русская грамматика. — М., 2002.

Мокиенко В. М. Образы русской речи— Л., 1986.

Мокиенко В. М. Почему так говорят? — Л., 2003.

Моисеев А. И. Буквы и звуки. Звуки и цифры. — М., 1986.

Одинцов В. В. Лингвистические парадоксы. — М., 1988.

Откупщиков Ю. Н. К истокам слова: Рассказы о науке этимологии. — М., 1986.

Постникова И. И. и др. Это непростое простое предложение. — М., 1985.

Розенталь Д. Э. А как сказать лучше? — М., 1988.

Сергеев В. Н. Новые значения старых слов. — М., 1987.

Сергеев В.Н. Словари — наши друзья и помощники.—М., 1984.

Скворцов Л. И. Правильно ли мы говорим по-русски?—М., 1983.

Солганик Г. Я. От слова к тексту. — М., 1993.

Тесты. Русский язык: Фонетика. Грамматика. Текст. 5 – 7 класс / Капинос В. И. и др. – М., 2002.

Успенский Л. В. По дорогам и тропам языка. — М.,1980.

Успенский Л. В. Слово о словах. (Любое издание.)

Цыбулько И. П., Львова С. И. Русский язык. Эффективная подготовка. 2004. - М., 2004

Шанский Н.М. Занимательный русский язык. В 2 ч. — М., 1996.

Шанский Н. М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. — М., 1986.


Школьные словари русского языка

Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова: Литературные цитаты, образные выражения. (любое издание )

Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка. — 4-е изд. — М., 1999.

Быстрова Е. А., Окунева А. П., Карашева Н. Б. Школьный толковый словарь русского языка. — М., 1998.

Жуков В. П., Жуков А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка. — 3-е изд. — М., 1994.

Квятковский А. П. Школьный поэтический словарь. — (любое издание )

Крысин Л. П. Школьный словарь иностранных слов. — М., 1997.

Лапатухин М. С., Скорлуповская Е. В., Снетова Г. П. Школьный толковый словарь русского языка. (любое издание )

Львов М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка. (любое издание )

Львов В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.

Львова С. И. Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями. - М, 2004.

Львова С. И. Краткий словообразовательный словарь школьника. - М, 2004.

Панов Б. Т., Текучев А. В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. (любое издание )

Потиха 3. А. Школьный словарь строения слов русского языка. — 2-е изд., испр. — М., 1998.

Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. — 2-е изд. — М., 1991.

Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь. Для учащихся средней школы. (любое издание )

Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. (любое издание )

Шанский Н. М., Зимин В. И., Филиппе в А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка: Значение и происхождение словосочетаний. (любое издание )

Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В. В. Иванова. — 4-е изд. — М., 1999.

Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/Сост. М; В. Панов. — М., 1984.


Для учителя

Антонова Е. С. Тайны текста. — М., 2001.

Бахтин М. М. Человек в мире слова. — М., 1995.

Быстрова Е. А. и др. Обучение русскому языку в школе / под ред. Е. А. Быстровой. - М., 2004

Валгина Н.С. Трудные вопросы пунктуации. — М., 1983.

Глебова Е. Ф. методические проблемы усиления речевой направленности синтаксиса в школе. — Горький, 1986.

Единый государственный экзамен: Контрольные измерительные материалы / Капинос В. И. и др. – М., 2002, 2003-2004, 2004 – 2005.

Иванов В. В., Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. — М., 1985.

Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. — М., 1982.

Капинос В.И., Сергеева Н. Н., Соловейчик М. С. Развитие речи: Теория и практика обучения. 5 - 7кл.— 2-е изд.- М., 1994.

Капинос В.И., Сергеева Н. Н., Соловейчик М. С. Изложения: тексты с лингвистическим анализом. — М., 1994.

Львов В. В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе: 5 – 9 классы. – М., 1989.

Львова С. И. Комплект наглядных пособий по орфографии и пунктуации. - М., 2004.

Львова С. И. Орфография. Этимология на службе орфографии. Пособие для учителя.- М., 2000.

Львова С. И. Работа со схемами-таблицами по орфографии и пунктуации: Методические рекомендации к комплекту наглядных пособий. - М., 2004.

Львова С. И. Уроки словесности: 5 - 9 классы. - М., Дрофа, 1996 и др. издания.

Львова С. И. Язык в речевом общении.- М., 1991.

Львова С. И., Рыбченкова Л. М. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников основной школы по русскому языку. 9 класс. - М., Дрофа, 2002.

Любичева Е. В. Посредством слова творю я мир... —Л., 2002.

Любичева Е. В., Ольховик Н. Г. Диалог с художественным текстом. — Л., 2002.

Любичева Е. В., Болдырева Л. И. О культуре слова, о тайнах звука и загадках буквы. — Л., 2002.

Мещеряков В. Н. и др. Основы школьного речеведения. Часть 1. Часть 2. – М.: Тольятти, 2004.

Мещеряков В. Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания.– М., 2000.

Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. — М., 1996.


Интернет-ресурсы, рекомендуемые в учебнике, ЦОР, образовательные сайты.


Материально-техническое обеспечение

Компьютер, мульти-медиа.



Планируемые результаты освоения предмета

Речевая деятельность.

Аудирование.Понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух; выделять основную мысль, структурные части исходного текста.

Чтение. Владеть техникой чтения; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; разбивать текст на смысловые части и составлять простой план; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; владеть ознакомительным и изучающим видами чтения; прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника; извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов; правильно расставлять логические ударения, паузы, выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух.

Говорение. Доказательно отвечать на вопросы учителя; подробно и сжато пересказывать прочитанный научно-учебный текст, сохраняя его строение, тип речи; создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль; выражать своё отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации.

Письмо. Подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи; создавать письменные высказывания разных типов речи; составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма; раскрывать тему и основную мысль высказывания; делить с текст на абзацы; писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры) разных стилей, в том числе и научного (например, отвечая на вопрос Для чего нужно знать алфавит?); пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста; выражать своё отношение к предмету речи.

Текстоведение. Определять тему, основную мысль текста, принадлежность его к функционально-смысловому типу речи; находить в тексте типовые фрагменты — описание, повествование, рассуждение; подбирать заголовок, отражающий тему или основную мысль текста; делить текст на абзацы; использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимения, избыточная информация, нарушение логики изложения и др.); исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении.

Фонетика и орфоэпия. Выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику; различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы; использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова; находить в художественном тексте явление звукописи. Правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи; работать с орфоэпическим словарем.

Графика. Правильно произносить буквы русского алфавита; свободно пользоваться алфавитом в работе со словарями; проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова.

Морфемика и словообразование. Выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова (в словах несложной структуры); подбирать однокоренные слова с учетом значения слов, учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; пользоваться словарём значения морфем и словарём морфемного строения слов; объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах.

Лексикология и фразеология. Объяснять лексическое значение слов разными способами (описание, краткое толкование значения слова, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов); пользоваться толковым словарем для определения и уточнения лексического значения слова; распределять слова на тематические группы; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; различать прямое и переносное значение слов; находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении; владеть лексикой русского речевого этикета; толковать значения употребительных фразеологизмов, отличать их от словосочетаний.

Морфология. Различать части речи (простые случаи); правильно указывать морфологические признаки имен существительных, прилагательных и глаголов; знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать, образовывать формы наклонения и т.п.; правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи.

Орфография. Находить орфограммы в морфемах, группировать слова по видам орфограмм; владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приёмами применения изученных правил орфографии; устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать слова на изученные правила.

Синтаксис и пунктуация. Выделять словосочетания в предложении, определять главное и зависимое слово; составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме; выделять основу предложения с двумя главными членами; конструировать предложения по заданным типам грамматических основ; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; составлять простые и сложные предложения изученных видов; соблюдать верную интонацию конца предложений; опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращением, вводными словами; находить предложения с прямой речью; анализировать и конструировать предложения с прямой речью. Владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации; устно объяснять пунктуацию предложения и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.


«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

______ /Ахмерова С.Н./


Протокол № 1 от « 25 » августа 2014 г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МБОУ СОШ №14

__________ / Т.А. Лукьяненко/

« 29 » августа 2014 г.



Рабочая программа и КТП по русскому языку ФГОС 5 класс
  • Русский язык и литература
Описание:

Рабочая программа 1 вида по русскому языку  для учащихся 5-го класса составлена на основе  Примерных  программ основного  общего  образования. Русский  язык. Стандарты  второго поколения. – М.: Просвещение, 2009 и авторской программы Русский  язык. Рабочие  программы.  Предметная  линия  учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и других. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская,  Н. М. Шанский и др. – 12-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2011 (письмо министерства образования и науки Краснодарского края от 22.07.2013 № 47-10635/13-14 «Об учебных планах образовательных учреждений, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты общего образования в 2013-2014 учебном году).

Автор Ахмерова Светлана Николаевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 6002
Номер материала 42711
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓