ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Литературное чтение» для 3 класса на 2013 – 2014
учебный год составлена на основе стандарта начального общего образования;
примерной программы начального общего образования по литературному чтению для
образовательных учреждений с русским языком обучения; программы
общеобразовательных учреждений авторов Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецким, М.
В. Головановой «Литературное чтение. 1 – 4 классы» (2011), руководитель
проекта «Школа России» А.А.Плешаков; федеральных перечней
учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном
процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы
общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный
год
Цели курса:
·
развитие
художественно-творческих
и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении
художественных произведений, формирование эстетического отношения к
искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений
вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
·
овладение
осознанным,
правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе
образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение
опыта самостоятельной читательской деятельности;
·
воспитание
эстетического
отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в
общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта
младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и
честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов
многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства,
сознание, волю.
Задачи:
·
Освоение общекультурных
навыков чтения и понимания текста; воспитание
интереса к чтению и книге.
Решение этой задачи предполагает, прежде всего,
формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который
во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, т. е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты.
·
Овладение речевой, письменной
и коммуникативной культурой.
Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения
младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на
основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и
энциклопедиях.
·
Воспитание эстетического
отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.
Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается
умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие
разных жанров, используемых художественных средств.
·
Формирование нравственного
сознания и эстетического вкуса младшего
школьника; понимание духовной сущности произведений.
С учётом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение.
В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром,
получает навык анализа положительных и отрицательных действии
героев,
событий. Понимание значения эмоциональной
окрашенности всех сюжетных линий
произведения способствует воспитанию адекватного
эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.
Описание
изменений, внесенных в образовательную программу по предмету.
В соответствии с базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ и
приказом Министерства образования и науки РФ от 01 февраля 2012 г. №74, на
учебный предмет литературное чтение отводится 4 часа в неделю/136 часов в год.
В рабочей
программе, как форма контроля усвоения изученного материала и развития
читательских умений вводятся по мере прохождения тем тестовые задания. На
выполнение тестовых заданий учащимся отводится часть урока
Требования к
результатам освоения учебного курса русский язык учащимися
В результате работы по разделу «Виды речевой и
читательской деятельности» дети научатся:
·
осознавать
значимость чтения для дальнейшего обучения. Понимать цель обучения
(удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск
фактов и суждений, аргументаций, иной информации);
·
осознанно
воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание
различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный,
научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев
произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять
последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному
учебному, научно-популярному и художественному тексту;
·
оформлять
свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема
(повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по
предложенной теме или отвечая на вопрос;
·
вести
диалог в различных учебных и бытовых ситуациях обобщения, соблюдая правила
речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении
прослушанного/прочитанного произведения;
·
работать
со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его
многозначностью), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;
·
читать
(вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл
прочитанного;
·
читать
осознанно и выразительно доступные по объему произведения;
·
ориентироваться
в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев,
самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными
нормами;
·
ориентироваться
в специфике научно-популярного и учебного текста и использовать полученную
информацию в практической деятельности;
·
использовать
простейшие приемы анализа различных видов текстов: устанавливать
причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делить
текс на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить простые
средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора), определять
отношение автора к герою, событию;
·
использовать
различные формы интерпретации содержания текстов: интегрировать содержащиеся в
разных частях текста детали сообщения; устанавливать связи, не высказанные в
тексе напрямую; объяснять (пояснять) их, соотнося с общей идеей и содержанием
текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст,
опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру,
язык;
·
передавать
содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики
научно-популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание
текста в виде пересказа (полного или выборочного);
·
коллективно
обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или
собственный опыт;
·
ориентироваться
в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской
книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке
по заданной тематике, по собственному желанию;
·
составлять
краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на
литературное произведение по заданному образцу;
·
самостоятельно
пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и
справочной литературой.
В результате работы по разделу «Виды речевой и
читательской деятельности» дети получат возможность научиться:
·
воспринимать
художественную литературу как вид искусства;
·
осмысливать
эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать
собственное суждение;
·
осознанно
выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в
зависимости от цели чтения;
·
определять
авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;
·
доказывать
и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;
·
на
практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование –
создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание
– характеристика героя);
·
писать
отзыв о прочитанной книге;
·
работать
с тематическим каталогом;
·
работать
с детской периодикой.
В результате работы по разделу «Творческая
деятельность» дети научатся:
·
читать
по ролям литературное произведение;
·
использовать
различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать
причинно-следственные связи, последовательность событий; дать характеристику
героя; составлять текст на основе плана);
·
создавать
собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин
художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
В результате работы по разделу «Творческая
деятельность» дети получат возможность научиться:
·
творчески
пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
·
создавать
иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;
·
работать
в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;
·
способам
написания изложения
В результате работы по разделу «Литературоведческая
пропедевтика» дети научатся:
·
сравнивать,
сопоставлять делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три
существенных признака;
·
отличать
прозаический текст от поэтического;
·
распознавать
особенности фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы)
В результате работы по разделу «Литературоведческая
пропедевтика» дети получат возможность научиться:
·
сравнивать,
сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд
литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура
текста, герой, автор) и средства художественной выразительности (сравнение,
олицетворение, метафора);
·
определять
позиции героев и автора художественного текста;
·
создавать
прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста,
используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).
В результате изучения литературного чтения ученик
должен
знать/понимать:
·
наизусть
не менее 15 стихотворений;
·
названия,
основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
·
элементы
книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация).
уметь:
·
повышать
и понижать голос в соответствии со знаками препинания и характером содержания;
·
соблюдать
паузы и выбирать темп чтения в зависимости от смысла читаемого;
·
определять
тему и главную мысль произведения;
·
воспроизводить
содержание текста по вопросам или картинному плану, данному в учебнике;
·
подробно
пересказывать небольшие произведения с отчетливо выраженным сюжетом;
·
отвечать
на вопросы по содержанию текста, находить в нем предложения, подтверждающие
устное высказывание;
·
раскрывать
содержание иллюстраций к произведению; соотносить их с отрывками рассказа,
находить в тексте слова соответствующие им;
·
делить
текст на части, озаглавливать их, выявлять основную мысль прочитанного;
·
сопоставлять
слова близкие по значению; понимать значение слов и выражений в контексте:
различать простейшие случаи многозначности слов, отыскивать в тексте слов и
выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы;
·
ориентироваться
в учебной книге: знакомство с содержанием; нахождение в нем названия нужного
произведения; умение пользоваться заданиями и вопросами, помещёнными в учебных
книгах;
·
читать
стихотворные произведения наизусть (по выбору);
·
различать
жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки
народные и литературные;
·
приводить
примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки).
·
овладеть
навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при
темпе громкого чтения незнакомого текста не ниже 70 – 75 слов в минуту.
использовать приобретённые знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни для:
·
самостоятельного
чтения книг;
·
высказывания
оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
·
самостоятельного
выбора и определения содержания книги по её элементам;
·
работы
с различными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на
электронных носителях).
Тематическое
планирование
№
|
Наименование
разделов и тем
|
Всего часов
|
1
|
Самое великое
чудо на свете
|
5
|
2
|
Устное народное
творчество
|
14
|
3
|
Поэтическая
тетрадь 1
|
11
|
4
|
Великие русские
писатели
|
24
|
5
|
Поэтическая
тетрадь 2
|
6
|
6
|
Литературные сказки
|
8
|
7
|
Были-небылицы
|
10
|
8
|
Поэтическая
тетрадь 3
|
5
|
9
|
Люби живое
|
16
|
10
|
Поэтическая
тетрадь 4
|
8
|
11
|
Собирай по
ягодке – наберёшь кузовок
|
12
|
12
|
По страницам
детских журналов
|
7
|
13
|
Зарубежная
литература
|
8
|
14
|
Повторение
|
2
|
|
Итого:
|
136 часов
|
Учебно-методический
комплект, реализующий программу «Литературное чтение» включает:
Программа
|
Концепция и
программы для начальных классов.
|
Учебник
|
- Климанова Л.
Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение. 3 класс. Учебник
для учащихся образовательных учреждений. В четырех частях. Часть 1. М.:
Просвещение, 2013
-
Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение. 3
класс. Учебник для учащихся образовательных учреждений. Часть 2. М.:
Просвещение, 2013
|
Методическая
литература
|
Дмитриева О. И.
Тематическое планирование уроков по новому базисному учебному плану: 3 класс.
М.: ВАКО, 2013, 208 с. (Учебный год)
Кутявина
С. В. Поурочные разработки по литературному чтению: 3 класс. М.: ВАКО, 2011,
288 с. (В помощь школьному учителю)
|
Чтение и читательская деятельность
В начальной школе проверяются следующие
предметные результаты, связанные с читательской деятельностью: навык
осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя); умения выразительно
читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое
произведение.
При проверке умения пересказывать текст
произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного
содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета,
выразительности при характеристике образов. Кроме техники чтения учитель
контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение
ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и
особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты
(писал сказки, стихи о природе и т.п.).
Нормы оценивания по
литературному чтению
|
1-й
класс
|
2-й
класс
|
3-й
класс
|
4-й
класс
|
I
четверть
|
|
30-40сл/м
|
55-60
сл/м
|
75-80сл/м
|
Iп/г
|
10-15сл/м
|
40-50
сл/м
|
60-70
сл/м
|
80-90сл/м
|
2п/г
|
30-40
слов/м
|
55-60
слов/м
|
75-80
слов/м
|
100-140-слов/м
|
Контрольная проверка навыка чтения проводится
ежемесячно у каждого учащегося, отметка выставляется в классный журнал по
следующим критериям:
- беглость,
- правильность,
- осознанность,
- выразительность.
«5» -ставится, если выполнены все 4
требования.
«4» -ставится,
если выполняется норма чтения по беглости (в каждом классе и в каждой четверти
она разная), но не выполнено одно из остальных требований.
«3»
-ставится, если выполняется норма по беглости, но не выполнено два других требования.
«2» -ставится,
если выполняется норма беглости, но не выполнены остальные три требования
или не выполнена норма беглости, а остальные требования выдержаны.
В индивидуальном порядке, когда обучающийся прочитал правильно,
выразительно, понял прочитанное, но не уложился в норму по беглости на
небольшое количество слов, ставится положительная отметка.
ЧТЕНИЕ НАИЗУСТЬ
«5»-
твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.
«4»-
знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении
перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.
«3»-
читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.
«2»-
нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.
ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ
Требования
к выразительному чтению:
1.
Правильная постановка логического ударения;
2.
Соблюдение пауз;
3.
Правильный выбор темпа;
4.
Соблюдение нужной интонации;
5.
Безошибочное чтение:
«5»- выполнены правильно все требования;
«4»- не соблюдены 1-2 требования;
«3»-допущены ошибки по трем требованиям;
«2»- допущены ошибки более чем по трем
требованиям.
ЧТЕНИЕ ПО РОЛЯМ
Требования к чтению по ролям:
1. Своевременно начинать читать свои слова;
2. Подбирать правильную интонацию;
3. Читать безошибочно;
4. Читать выразительно.
«5»- выполнены все требования
«4»- допущены ошибки по одному какому-то
требованию
«3»- допущены ошибки по двум требованиям
«2»-допущены ошибки по трем требованиям
ПЕРЕСКАЗ
«5»- пересказывает содержание прочитанного
самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или
по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос
чтением соответствующих отрывков.
«4»-допускает 1-2ошибки, неточности, сам
исправляет их
«3»- пересказывает при помощи
наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать
содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
«2»- не может передать содержание
прочитанного.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.