Главная / Русский язык и литература / Рабочая программа и КТП по литературе в 10 классе

Рабочая программа и КТП по литературе в 10 классе

Краснодарский край Кавказский район станица Кавказская

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №14 имени А.И.Покрышкина

(полное наименование образовательного учреждения)







УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол №__

от ______20__ года

Председатель педсовета

___________ / Зозуля Е.А./

подпись руководителя ОУ Ф.И.О.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

(указать предмет, курс, модуль)


Ступень обучения среднее (полное) общее образование 10 класс

(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)


Количество часов 102 часа Уровень базовый

(базовый, профильный)

Учитель Ахмерова Светлана Николаевна

Программа разработана на основе авторской «Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 класс. Под редакцией В.Я. Коровиной. Москва, «Просвещение», 2009 г.

(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)










1. Пояснительная записка

Рабочая программа 1 вида по литературе для учащихся 10 класса составлена на основе авторской «Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5 – 11 класс. 8-е издание, переработанное, дополненное. Под редакцией В.Я. Коровиной. Москва, «Просвещение», 2009 в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта.


Литература как искусство словесного образа – особый способ познания жизни. Как один из ведущих гуманитарных учебных предметов литература содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина и патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей – необходимое условие становления человека.


Главными целями изучения предмета являются:

- формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и саморазвитии личности;

- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

- использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Выбор авторской программы мотивирован тем, что она

-рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов

- соответствует стандарту основного общего образования по литературе, социальному заказу родителей;

- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;

- способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;

- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.



Таблица тематического распределения количества часов:

П/П



Разделы, темы

Количество часов

Авторская программа

Количество часов

Рабочая программа

1.

Русская литература Х1Х века в контексте мировой культуры.


1

2.

Введение. Россия в первой половине Х1Х века.

1

3.

Пушкина А.С.

7+3рр

4.

М.Ю. Лермонтов.

7+2рр

5.

Н.В. Гоголь.

4+1рр

6.

Литература второй половины Х1Х века.

6.1. И.А. Гончаров

6.2. А.Н. Островский

6.3. И.С. Тургенев

6.4. Ф.И. Тютчев

6.5. А.А. Фет

6.6. А.К. Толстой

6.7. Н.А. Некрасов

6.8. М.Е. Салтыков-Щедрин.

6.9. Л.Н. Толстой

6.10. Ф.М. Достоевский

6.11. Н.С. Лесков

6.12. А.П. Чехов.

1 час

5 часов

5+1рр

6+2рр

3 часа

3 часа

1 час

9+1рр

3 часа

11+2рр

7+2рр

2 часа

6+2рр

7

Из зарубежной литературы.

4 часа


Итого:

102 часа

102 часа



2. Содержание обучения.

Русская литература Х1Х века в контексте мировой культуры. (1 час)

Введение. Россия в первой половине Х1Х века. Отечественная война 1812 года. Движение декабристов. Россия во второй половине Х1Х века. Расцвет русского романа. (1 час)

А.С. Пушкин. (7+3рр)

А.С. Пушкин . Жизнь и творчество. Лирика Пушкина, её гуманизм. Красота, Добро, Истина – три принципа пушкинского творчества. «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятель пустынный…». Национально-историческое и общечеловеческое содержание пушкинского творчества. «Поэту», Преодоление трагического представления о мире и месте человека в нём через приобщение к ходу истории. «Вновь я посетил…», «Осень». Слияние гражданских, философских и личных мотивов в лирике А.С. Пушкина. «Вольность», «Из Пиндемонти». Вера в неостановимый поток жизни и преемственность поколений. «Разговор книгопродавца с поэтом».

РР. Сочинение – рассуждение по лирике А.С. Пушкина «Вновь я посетил…» или «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» (анализ).

Романтическая лирика и романтические поэмы А.С. Пушкина. Историзм и народность – основа реализма Пушкина. Развитие реализма в лирике и поэмах. «Медный всадник».

Р.р. Классное сочинение по творчеству А.С.Пушкина. Подготовка.

Р.р. Классное сочинение по творчеству А.С.Пушкина.

М.Ю. Лермонтов. (7+2рр)

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Ранние романтические стихотворения и поэмы. "Нет, я не Байрон, я другой…» Основные настроения: чувство трагического одиночества, мятежный порыв в иной мир. Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире. « Как часто, пестрою толпою окружен…» Тема Родины в творчестве Лермонтова. Стихотворение «Родина». Романтизм и реализм в творчестве поэта. «Валерик», «Завещание». Углубление понятий о романтизме. Чудесный мир природы Кавказа в лирике Лермонтова.

Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю.Лермонтова .

Тема любви в лирике М.Ю. Лермонтова.

Своеобразие художественного мира Лермонтова. «Выхожу один я на дорогу…», «Сон».

РР. Классное сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова (подготовка)

РР. Классное сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова.

Н.В. Гоголь. (4+1рр)

Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество. Обзор.

Романтические произведения. "Вечера на хуторе близ Диканьки". Народная фантастика. Сборник «Миргород». Сатирическое («Повесть о том , как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») и эпико-героическое («Тарас Бульба») начало в сборнике. Противоречивое Романтические произведения. "Вечера на хуторе близ Диканьки". Народная фантастика. Сборник «Миргород». Сатирическое («Повесть о том , как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») и эпико-героическое («Тарас Бульба») начало в сборнике. Противоречивое слияние положительных и отрицательных начал.

"Петербургские повести" Н.В. Гоголя. (Обзор). Сочетание трагедийности и комизма, лирики и сатиры. "Невский проспект" Н.В. Гоголя. Реальность и фантастика. Петербург как мифический образ бездушного и обманного города.

РР. Классное сочинение-рассуждение по творчеству Н.В. Гоголя.

Литература второй половины Х1Х века. (1 час)

Обзор русской литературы второй половины 19 века. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Традиции и новаторство в поэзии Формирование национального театра.

И.А. Гончаров. (5 часов)

И.А. Гончаров. Жизнь и творчество. (Обзор).

Роман "Обломов". Его социальная и нравственная проблематика. И.А. Гончаров. Роман "Обломов". Хорошее и дурное в характере героя. Смысл его жизни и смерти. «Обломовщина» как общественное явление. Типическое как слияние общего и индивидуального. Герои романа и их отношение к Обломову. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. «Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике.

А. Н. Островский. (5+1рр)

А.Н.Островский. Жизнь и творчество. (Обзор.) Периодизация творчества. Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Создатель русского сценического репертуара. Драма "Гроза", ее народные истоки, смысл названия. Духовное самосознание Катерины. Нравственно ценное и косное в патриархальном быту. Драма «Гроза» Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Прием антитезы в пьесе. Драма «Гроза». Образ города Калинова. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Жанровое своеобразие пьесы. Драматургическое мастерство автора. А.Н.Островский в критике. Н.А.Добролюбов «Луч света в темном царстве».

РР. Сочинение - развёрнутый ответ на вопрос: «Почему погибла Катерина?»

И.С.Тургенев. (6+2рр)

И.С. Тургенев. Жизнь и творчество. (Обзор) Роман «Отцы и дети». Духовный конфликт между поколениями. Базаров. Герой в ситуации русского человека на рандеву. Сторонники и противники Базарова. Трагическое одиночество героя. Споры вокруг романа. Авторская позиция Тургенева.

Р.р. Сочинение - анализ эпизода: 1. «Базаров и Одинцова».

2. «Дуэль Базарова с Павлом Петровичем» .

Критика о Тургеневе ( «Базаров» Д.И.Писарева).

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по роману «Отцы и дети» И.С.Тургенева.


Ф.И. Тютчев. (3 часа).

Ф.И.Тютчев. Жизнь и творчество. Философский характер тютчевского романтизма. Слияние человека с Природой и Историей. «Еще земли печален вид…», « Как хорошо ты, о море ночное…»

Сочетание разномасштабных образов природы. Основной жанр – лирический фрагмент. «Нам не дано предугадать…», «Умом Россию не понять…»

Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». «О, как убийственно мы любим…»,

«Я встретил вас…»


А.А. Фет. ( 3 часа)


А.А. Фет. Жизнь и творчество. (Обзор). Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа. «Даль», «Ещё майская ночь…», «Это утро, радость эта…», «Шёпот, робкое дыханье…» .

Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней лирике Фета. «Одним толчком согнать ладью живую…», «На качелях».

Лирика А.А. Фета. Композиция лирического стихотворения. «Я пришёл к тебе с приветом…», «Певице».

А.К. Толстой. (1 час)

А.К. Толстой. Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира. Основные темы, мотивы, образы поэзии. «Слеза дрожит в твоём ревнивом взоре…», «Против течения…»

Н.А. Некрасов. (9+1рр)

Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество. (Обзор). Переход на позиции реализма. Социальная трагедия народа в городе и деревне. Судьба народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта."В дороге", "Еду ли ночью по улице тёмной..."

Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. «Рыцарь на час», «Умру я скоро…», «Блажен незлобивый поэт…»

Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. "Элегия", "Вчерашний день часу в шестом...", "Музе"...

Психологизм и бытовая конкретизация любовной лирики Н.А. Некрасова. «Мы с тобой бестолковые люди…», «Тройка», «Я не люблю иронии твоей».

Поэмы Н.А. Некрасова, их содержание, язык. Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

Образы крестьян в поэме "Кому на Руси жить хорошо".

Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Тема социального и духовного рабства.

Образы народных заступников в поэме "Кому на Руси жить хорошо".

Особенности языка поэмы "Кому на Руси жить хорошо". Фольклорное начало в поэме.

РР. Классное сочинение-рассуждение по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».


М.Е. Салтыков-Щедрин. (3 часа)

М.Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. (Обзор). «История одного города" – ключевое художественное произведение. Сатирико-гротесковая хроника.

Терпение народа как национальная отрицательная черта. Фантастика, гротеск и эзопов язык.

Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина (по выбору). Сатирическое негодование против произвола властей и насмешка над покорностью народа.




Л.Н. Толстой. (11+2рр)


Л.Н. Толстой. Жизнь и творчество. (Обзор). Духовные искания и их отражение в трилогии "Детство. Отрочество. Юность". Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека.

"Война и мир"- роман-эпопея. Творческая история романа. Своеобразие жанра и стиля. Образ автора как объединяющее идейно-стилевое начало "Войны и мира".

Народ и мысль народная в изображении писателя.

"Война и мир". Духовные искания Андрея Болконского. Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души». Роман "Война и мир". Духовные искания Пьера Безухова.

Нравственно-психологический облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен.

Философские, нравственные и эстетические искания Л.Н. Толстого, реализованные в образах Наташи и Марьи.

Философский смысл образа Платона Каратаева. Толстовская мысль об истории.

РР. Сочинение - психологический портрет героя. Образ Платона Каратаева.

Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления.

Патриотизм ложный и патриотизм истинный в романе "Война и мир".

Всемирное значение Толстого-художника и мыслителя. Его влияние на русскую и мировую литературу. Психологизм прозы Толстого Л.Н.

РР. Подготовка к домашнему сочинению по роману "Война и мир" Л.Н. Толстого.

Ф.М. Достоевский (7+2рр)

Ф.М. Достоевский. Жизнь и судьба.(Обзор). Достоевский, Гоголь и «натуральная школа».

Роман "Преступление и наказание" - первый идеологический роман. Творческая история. Уголовно-авантюрная основа и её преобразование в сюжете произведения.

Маленькие люди" в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя.

РР. Сочинение – рассуждение по теме: «Каким я увидел образ Петербурга по роману «Преступление и наказание» Ф.И. Достоевского?»

Противопоставление преступления и наказания в композиции романа.

Исповедальное начало как способ самораскрытия души героя.

Композиционная роль снов Раскольникова, его психология, преступление и судьба в свете религиозно-нравственных и социальных представлений.

Полифонизм романа и диалоги героев. Достоевский и его значение для русской и мировой культуры.

РР. Классное сочинение по роману "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского.


Н.С. Лесков. (2 часа)


Н.С. Лесков . Жизнь и творчество. (Обзор). Бытовые повести и жанр «русской новеллы». Правдоискатели и народные праведники. Повесть «Очарованный странник» и её герой Иван Флягин.

Н.С. Лесков. Поэтика названия повести "Очарованный странник". Особенности жанра. Фольклорное начало. Талант и творческий дух человека из народа.


А.П. Чехов. (6+2рр)


А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 1880-1890-х годов. "Человек в футляре".

Проблематика и поэтика рассказов 1890-х годов. "Дом с мезонином", "Студент", "Дама с собачкой", "Чёрный монах". Рассказ "Ионыч". Душевная деградация человека.

РР. Сочинение по рассказу "Ионыч". Смысл названия.

Пьеса "Вишнёвый сад": история создания, жанр, система образов. Разрушение дворянского гнезда.

Образ вишнёвого сада в пьесе А.П. Чехова. Старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России.

Своеобразие чеховского стиля: психологизация ремарок, "подводное течение", "бессобытийность".

РР. Домашнее сочинение. В художественной мастерской А.П. Чехова.



Из зарубежной литературы. Обзор. (4 часа)


Обзор зарубежной литературы второй половины Х1Х века. Основные тенденции. Поздний романтизм. Символизм Ги де Мопассана. Слово о писателе. «Ожерелье». Психологическая острота сюжета.

Генрик Ибсен. Слово о писателе. «Кукольный дом». Проблема неравенства и права женщины. Мораль естественная и мораль ложная.

Артюр Рембо. Слово о писателе. «Пьяный корабль». Пафос разрыва со всем закосневшим.

Нравственные уроки русской и зарубежной литературы Х1Х века. Произведения писателей русской и мировой литературы Х1Х века, их значение и роль. Урок-презентация.

3. Перечень практических работ: сочинений – 16.

4. Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 10 класса:


- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора, древнерусской литературы, литературы 18 века, русских писателей Х1Х века, зарубежной литературы ;

- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них нравственных ценностей и их современное звучание;

- уметь анализировать художественное произведение: определять его принадлежность к роду и жанру литературы, понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

- определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительных средств языка;

- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры;

- формулирование собственного отношения к произведению, его оценка;

- понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

- умение пересказывать прозаическое произведение, создавать устные монологические высказывания, вести диалог;

- умение писать сочинения на темы, связанные с проблематикой изучаемых произведений.



5. Список рекомендуемой учебно-методической литературы

5.1. Литература для учащихся:

1. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений . В 2-х частях. Под ред. В.Я. Коровиной. 18-е изд. Авторы-составители: В.П. Полухина и др. . М.: «Просвещение», 2010.

5.2. Литература для учителя:

1. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. Под ред. В.Я. Коровиной, Москва, «Просвещение», 2010г.

2. Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И. Литература: 11 кл.: Метод. советы. – М.: Просвещение, 2003.

5. Программа общеобразовательных учреждений. Литература. 5 – 11 класс. Под редакцией В.Я. Коровиной. Москва, «Просвещение», 2006 год.

6. Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, общего, основного и среднего(полного) общего образования».

7. Методические рекомендации для общеобразовательных учреждений Краснодарского края о преподавании литературы в 2014-2015 году.

5.3. Дополнительные информационные ресурсы:

1. www.mon.gov.ru - Министерство Образования и науки Российской Федерации

2. www.vestnik.edu.ru – Вестник образования.

3. www.edu.ru - Российское образование Федеральный портал

4. www.edukuban.ru – Министерство образования и науки Краснодарского края

5. www.idppo.kubannet.ru - ККИДППО






РАССМОТРЕНО

Протокол заседания школьного

МО учителей русского языка и литературы

от _25.08.2014 года №_1_

Руководитель ШМО

____________/Ахмерова С.Н./


























СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_____________/Лукьяненко Т.А./

«29» августа 2014 г.

Согласовано

заместитель директора по УВР

__________________________

«___» __________ 20___ года


Краснодарский край, Кавказский район, станица Кавказская

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя _

общеобразовательная школа №14 имени А.И.Покрышкина

(полное наименование образовательного учреждения)






КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ



по________литературе__ ____________

(указать предмет, курс, модуль)

Класс___________10 « А »


Учитель _____Ахмерова Светлана Николаевна


Количество часов: всего ___102__ часа; в неделю ___3__ часа;






Планирование составлено на основе рабочей программы __по литературе

___ Ахмеровой Светланы Николаевны, учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ№14 имени А.И. Покрышкина, утвержденной педсоветом № 1 от 29.08.2014

(указать ФИО учителя, реквизиты утверждения рабочей программы с датой)












КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ уроков литературы в 10 классе по программе В.Я. Коровиной

Предмет литература . 10 класс

Недельная нагрузка 3 часа Всего 102 часа


/№

урока в теме


Содержание

(раздел, тема)

Кол-во часов

Дата



план

проведения


факт

Оборудование

урока

1.

1.

Русская литература Х1Х века в контексте мировой культуры.

1



2.

2.

Введение. Россия в первой половине Х1Х века. Отечественная война 1812 года. Движение декабристов. Россия во второй половине Х1Х века. Расцвет русского романа.

1



А.С. Пушкин.

7+3рр



3.

1.

А.С. Пушкин . Жизнь и творчество. Лирика Пушкина, её гуманизм. Красота, Добро, Истина – три принципа пушкинского творчества. «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятель пустынный…».

1



4.

2.

Национально-историческое и общечеловеческое содержание пушкинского творчества. «Поэту», "Подражания Корану ", «Элегия»".

1



5.

3.

Преодоление трагического представления о мире и месте человека в нём через приобщение к ходу истории. «Вновь я посетил…», «Осень».

1



6.

4.

Слияние гражданских, философских и личных мотивов в лирике А.С. Пушкина. «Вольность», «Из Пиндемонти».

1



7.

5.

Вера в неостановимый поток жизни и преемственность поколений. «Разговор книгопродавца с поэтом».

1



8.

6.

РР. Сочинение – рассуждение по лирике А.С. Пушкина «Вновь я посетил…» или «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» (анализ).

1



9.

7.

Романтическая лирика и романтические поэмы А.С. Пушкина.

1



10.

8.

Историзм и народность – основа реализма Пушкина. Развитие реализма в лирике и поэмах. «Медный всадник».

1



11.

9.

Р.р .Классное сочинение по творчеству А.С.Пушкина. Подготовка.

1



12.

10.

Р.р. Классное сочинение по творчеству А.С.Пушкина.

1



М.Ю. Лермонтов

7+2рр



13.

1.

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Ранние романтические стихотворения и поэмы. "Нет, я не Байрон, я другой…»

1



14.

2.

Основные настроения: чувство трагического одиночества, мятежный порыв в иной мир. Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире. « Как часто, пестрою толпою окружен…»

1



15.

3.

Тема Родины в творчестве Лермонтова. Стихотворение «Родина».

1



16.

4.

Романтизм и реализм в творчестве поэта. «Валерик», «Завещание». Углубление понятий о романтизме.

Чудесный мир природы Кавказа в лирике Лермонтова.

1



17.

5.

Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю.Лермонтова .

1



18.

6.

Тема любви в лирике М.Ю. Лермонтова.

1



19.

7.

Своеобразие художественного мира Лермонтова. «Выхожу один я на дорогу…», «Сон».

1



20.

8.

РР. Классное сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова (подготовка)

1



21.

9.

РР. Классное сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова.

1



Н.В. Гоголь

4+1рр



22.

1.

Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество. Обзор.

1



23.

2.

Романтические произведения. "Вечера на хуторе близ Диканьки". Народная фантастика. Сборник «Миргород». Сатирическое («Повесть о том , как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») и эпико-героическое («Тарас Бульба») начало в сборнике. Противоречивое слияние положительных и отрицательных начал.

1



24.

3.

"Петербургские повести" Н.В. Гоголя. (Обзор).

Сочетание трагедийности и комизма, лирики и сатиры.

1



25.

4.

"Невский проспект" Н.В. Гоголя. Реальность и фантастика. Петербург как мифический образ бездушного и обманного города.

1



26.

5.

РР. Классное сочинение-рассуждение по творчеству Н.В. Гоголя.

1



Литература второй половины Х1Х века.




27.

1.

Обзор русской литературы второй половины 19 века. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Традиции и новаторство в поэзии Формирование национального театра.

1



И.А. Гончаров

5 часов



28.

1.

И.А. Гончаров. Жизнь и творчество. (Обзор).

Роман "Обломов". Его социальная и нравственная проблематика.

1



29.

2.

И.А. Гончаров. Роман "Обломов". Хорошее и дурное в характере героя. Смысл его жизни и смерти.

1



30.

3.

«Обломовщина» как общественное явление. Типическое как слияние общего и индивидуального.

1



31.

4.

Герои романа и их отношение к Обломову. Авторская позиция и способы ее выражения в романе.

1



32.

5.

«Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике.

1



А. Н. Островский

5+1рр



33.

1.

А.Н.Островский. Жизнь и творчество. (Обзор.) Периодизация творчества. Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Создатель русского сценического репертуара.

1



34.

2.

Драма "Гроза", ее народные истоки, смысл названия. Духовное самосознание Катерины. Нравственно ценное и косное в патриархальном быту.

1



35.

3.

Драма «Гроза» Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Прием антитезы в пьесе.

1



36.

4.

Драма «Гроза». Образ города Калинова. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины.

1



37.

5.

Жанровое своеобразие пьесы. Драматургическое мастерство автора. А.Н.Островский в критике. Н.А.Добролюбов «Луч света в темном царстве».

1



38.

6.

РР. Сочинение - развёрнутый ответ на вопрос: «Почему погибла Катерина?»

1



И.С.Тургенев.

6+2рр



39.

1.

И.С. Тургенев. Жизнь и творчество. (Обзор) Роман «Отцы и дети». Духовный конфликт между поколениями.

1



40.

2.

Базаров. Герой в ситуации русского человека на рандеву.

1



41.

3.

Сторонники и противники Базарова.

1



42.

4.

Трагическое одиночество героя.

1



43.

5.

Споры вокруг романа. Авторская позиция Тургенева.

1



44.

6.

Р.р. Сочинение - анализ эпизода: 1. «Базаров и Одинцова».

2. «Дуэль Базарова с Павлом Петровичем» .

1



45.

7.

Критика о Тургеневе ( «Базаров» Д.И.Писарева).

1



46.

8.

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по роману «Отцы и дети» И.С.Тургенева.

1



Ф.И. Тютчев.

3 часа



47.

1.

Ф.И.Тютчев. Жизнь и творчество. Философский характер тютчевского романтизма. Слияние человека с Природой и Историей. «Еще земли печален вид…», « Как хорошо ты, о море ночное…»

1



48.

2.


Сочетание разномасштабных образов природы. Основной жанр – лирический фрагмент. «Нам не дано предугадать…», «Умом Россию не понять…»

1




49.

3.

Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». «О, как убийственно мы любим…», «Я встретил вас…»

1



А.А. Фет.

3 часа



50.

1.

А.А. Фет. Жизнь и творчество. (Обзор). Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа. «Даль», «Ещё майская ночь…», «Это утро, радость эта…», «Шёпот, робкое дыханье…» .

1



51.

2.

Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней лирике Фета. «Одним толчком согнать ладью живую…», «На качелях».

1



52.

3.

Лирика А.А. Фета. Композиция лирического стихотворения. «Я пришёл к тебе с приветом…», «Певице».

1



А.К. Толстой.

1 час



53.

1

А.К. Толстой. Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира. Основные темы, мотивы, образы поэзии. «Слеза дрожит в твоём ревнивом взоре…», «Против течения…»

1




Н.А. Некрасов.

9+1рр



54.

1.

Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество. (Обзор). Переход на позиции реализма. Социальная трагедия народа в городе и деревне. Судьба народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта."В дороге", "Еду ли ночью по улице тёмной..."

1



55.

2.

Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. «Рыцарь на час», «Умру я скоро…», «Блажен незлобивый поэт…»

1



56.

3.

Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. "Элегия", "Вчерашний день часу в шестом...", "Музе"...

1



57.

4.

Психологизм и бытовая конкретизация любовной лирики Н.А. Некрасова. «Мы с тобой бестолковые люди…», «Тройка», «Я не люблю иронии твоей».

1



58.

5.

Поэмы Н.А. Некрасова, их содержание, язык. Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

Кубан. Образы хлеборобов-кормильцев в поэзии К.Обойщикова.

1



59.

6.

Образы крестьян в поэме "Кому на Руси жить хорошо".

1



60.

7.

Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Тема социального и духовного рабства.

1



61.

8.

Образы народных заступников в поэме "Кому на Руси жить хорошо".

1



62.

9.

Особенности языка поэмы "Кому на Руси жить хорошо". Фольклорное начало в поэме.

1



63.

10.

РР. Классное сочинение-рассуждение по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

1



М.Е. Салтыков-Щедрин.

3 часа



64.


1.

М.Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. (Обзор). «История одного города" – ключевое художественное произведение. Сатирико-гротесковая хроника.

1



65.

2.

Терпение народа как национальная отрицательная черта. Фантастика, гротеск и эзопов язык.

1



66.

3.

Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина (по выбору). Сатирическое негодование против произвола властей и насмешка над покорностью народа.

1



Л.Н. Толстой.

11+2рр



67.

1.

Л.Н. Толстой. Жизнь и творчество. (Обзор). Духовные искания и их отражение в трилогии "Детство. Отрочество. Юность". Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека.

1



68.

2.

"Война и мир"- роман-эпопея. Творческая история романа. Своеобразие жанра и стиля. Образ автора как объединяющее идейно-стилевое начало "Войны и мира"

1



69.

3.

Народ и мысль народная в изображении писателя.

1



70.

4.

"Война и мир". Духовные искания Андрея Болконского. Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души».

1



71.

5.

Роман "Война и мир". Духовные искания Пьера Безухова.

1



72.

6.

Нравственно-психологический облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен.

1



73.

7.

Философские, нравственные и эстетические искания Л.Н. Толстого, реализованные в образах Наташи и Марьи.

1



74.

8.

Философский смысл образа Платона Каратаева. Толстовская мысль об истории.

1



75.

9.

РР. Сочинение - психологический портрет героя. Образ Платона Каратаева.

1



76.

10.

Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления.

1



77.

11.

Патриотизм ложный и патриотизм истинный в романе "Война и мир".

1



78.

12.

Всемирное значение Толстого-художника и мыслителя. Его влияние на русскую и мировую литературу. Психологизм прозы Толстого Л.Н.

1



79.

13.

РР. Подготовка к домашнему сочинению по роману "Война и мир" Л.Н. Толстого.

1



Ф.М. Достоевский

7+2рр



80.

1.

Ф.М. Достоевский. Жизнь и судьба.(Обзор). Достоевский, Гоголь и «натуральная школа».

1



81.

2.

Роман "Преступление и наказание" - первый идеологический роман. Творческая история. Уголовно-авантюрная основа и её преобразование в сюжете произведения.

1



82.

3.

Маленькие люди" в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя.

1



83.

4.

РР. Сочинение – рассуждение по теме: «Каким я увидел образ Петербурга по роману «Преступление и наказание» Ф.И. Достоевского?»

1



84.

5.

Противопоставление преступления и наказания в композиции романа.

1



85.

6.

Исповедальное начало как способ самораскрытия души героя.

1



86.

7.

Композиционная роль снов Раскольникова, его психология, преступление и судьба в свете религиозно-нравственных и социальных представлений.

1



87.

8.

Полифонизм романа и диалоги героев. Достоевский и его значение для русской и мировой культуры.

1



88.

9.

РР. Классное сочинение по роману "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского.

1



Н.С. Лесков.

2 часа



89.

1.

Н.С. Лесков . Жизнь и творчество. (Обзор). Бытовые повести и жанр «русской новеллы». Правдоискатели и народные праведники. Повесть «Очарованный странник» и её герой Иван Флягин.

1



90.

2.

Н.С. Лесков. Поэтика названия повести "Очарованный странник". Особенности жанра. Фольклорное начало. Талант и творческий дух человека из народа.

1



А.П. Чехов.

6+2рр



91.

1.

А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 1880-1890-х годов. "Человек в футляре".

1



92.

2.

Проблематика и поэтика рассказов 1890-х годов. "Дом с мезонином", "Студент", "Дама с собачкой", "Чёрный монах".

1



93.

3.

Рассказ "Ионыч". Душевная деградация человека.

1



94.

4.

РР. Сочинение по рассказу "Ионыч". Смысл названия.

1



95.

5.

Пьеса "Вишнёвый сад": история создания, жанр, система образов. Разрушение дворянского гнезда.

1



96.

6.

Образ вишнёвого сада в пьесе А.П. Чехова. Старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России.

1



97.

7.

Своеобразие чеховского стиля: психологизация ремарок, "подводное течение", "бессобытийность".

1



98.

8.

РР. Домашнее сочинение. В художественной мастерской А.П. Чехова.

1



Из зарубежной литературы. Обзор.

4 часа



99.

1.

Обзор Зарубежной литературы второй половины Х1Х века. Основные тенденции. Поздний романтизм. Символизм Ги де Мопассана. Слово о писателе. «Ожерелье». Психологическая острота сюжета.

1



100.

2.

Генрик Ибсен. Слово о писателе. «Кукольный дом». Проблема неравенства и права женщины. Мораль естественная и мораль ложная.

1



101.

3.

Артюр Рембо. Слово о писателе. «Пьяный корабль». Пафос разрыва со всем закосневшим.

1



102.

4.

Нравственные уроки русской и зарубежной литературы Х1Х века. Произведения писателей русской и мировой литературы Х1Х века, их значение и роль. Урок-презентация.

1





















Рабочая программа и КТП по литературе в 10 классе
  • Русский язык и литература
Описание:

Рабочая программа 1 вида по литературе для  учащихся  10  класса составлена на основе авторской    «Программы общеобразовательных  учреждений. Литература.  5 – 11 класс. 8-е издание, переработанное, дополненное.  Под редакцией  В.Я.  Коровиной. Москва,  «Просвещение», 2009         в соответствии  с  федеральным компонентом  государственного  образовательного стандарта. Рассчитана на 3 часа в неделю. 

      Литература как искусство словесного образа – особый способ познания жизни. Как один из ведущих гуманитарных учебных предметов литература содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина и патриота.  Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие  творческих способностей – необходимое  условие становления человека.

 

 

Автор Ахмерова Светлана Николаевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1714
Номер материала 42761
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓