ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Математика»
составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного
общеобразовательного стандарта начального общего образования, примерной
программы по математике и на основе авторской программы
М.И.Моро, Ю.М.Колягиной, М.А.Бантовой «Математика».
Изучение
математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- математическое развитие младшего школьника — формирование способности к
интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления),
пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения,
выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести
поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);
- освоение начальных математических знаний — понимание значения величин и
способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения
сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи
средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;
- воспитание интереса к математике, осознание возможностей и роли математики в
познании окружающего мира, понимание математики как части общечеловеческой
культуры, стремления использовать математические знания в повседневной
жизни.
Исходя из общих положений концепции математического образования,
начальный курс математики призван решать следующие задачи:
- создать условия для формирования
логического и абстрактного мышления у младших школьников на входе в основную
школу как основы их дальнейшего эффективного обучения;
- сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и
общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных
жизненных задач;
- обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических
знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для
изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить
интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для
математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
- сформировать представление об идеях и методах математики, о
математике как форме описания и методе познания окружающего мира;
- сформировать представление о математике как части общечеловеческой
культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
- сформировать устойчивый интерес к математике на основе
дифференцированного подхода к учащимся;
- выявить и развить математические и творческие способности на основе
заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.
Ведущие принципы обучения математике в младших классах —
органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие
познавательных способностей детей, практическая направленность обучения,
выработка необходимых для этого умений. Большое значение в связи со спецификой
математического материала придается учету возрастных и индивидуальных
особенностей детей и реализации дифференцированного подхода в обучении.
Общая характеристика учебного предмета
Начальный курс математики — курс интегрированный:
в нем объединен арифметический, алгебраический и геометрический материал. При
этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и
нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и
важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное
усвоение приемов устных и письменных вычислений.
Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление
с величинами и их измерением. Курс предполагает также формирование у детей
пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными
геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежными и
измерительными приборами.
Включение в программу элементов
алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень формируемых обобщений,
способствует развитию абстрактного мышления учащихся.
Ценностные
ориентиры содержания курса «Математика»
В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности
математики:
- понимание математических отношений является средством познания
закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений,
происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяжённость по
времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т. д.);
- математические представления о числах, величинах, геометрических
фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека
(памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);
- владение математическим языком, алгоритмами, элементами
математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную
деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки
рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения).
На первой ступени школьного обучения в ходе освоения
математического содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися
следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами обучающихся в 1 классе являются формирование
следующих умений:
Определять и высказывать
под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения
при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества,
опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор,
при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе
являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Готовность
ученика целенаправленно использовать знания в учении и в
повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления,
события, факта); - Определять и формулировать цель
деятельности на уроке с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
-
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией учебника.
-
Учиться работать по предложенному учителем плану.
-
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
-
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
- Способность характеризовать собственные знания по
предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных
математических задач могут быть им успешно решены;
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя.
- Делать
предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать
новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать
полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы
всего класса.
- Перерабатывать
полученную информацию: сравнивать и группировать такие
математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства,
плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять
математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей
(предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
- Познавательный интерес к математической науке.
- Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников
(включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том
числе контролируемом пространстве Интернета.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою
позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
-Читать и пересказывать текст. Находить в тексте конкретные
сведения, факты, заданные в явном виде.
- Совместно
договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
Предметными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе
являются формирование следующих умений.
Учащиеся
должны знать:
- названия и обозначения действий сложения и вычитания, таблицу
сложения чисел в пределах 20 и соответствующие случаи вычитания
Учащиеся должны уметь:
- Оценивать количество предметов числом и проверять сделанные
оценки подсчетом в пределах 20
- Вести счет, как в прямом, так и в обратном порядке в пределах 20
- Записывать и сравнивать числа в пределах 20
- Находить значение числового выражения в 1-2 действия в пределах 20
(без скобок)
- Решать задачи в 1-2 действия, раскрывающие конкретный смысл действий
сложения и вычитания, а также задачи на нахождение числа, которое на несколько
единиц больше (меньше) данного и
- Проводить измерение длины отрезка и длины ломаной
- Строить отрезок заданной длины
- Вычислять длину ломаной.
Учащиеся в совместной деятельности с учителем
имеют возможность научиться:
- использовать в процессе вычислений знание переместительного
свойства сложения; (повышенный уровень)
- использовать в процессе измерения знание единиц измерения
длины(сантиметр, дециметр), объёма (литр) и массы (килограмм);
- выделять как основание классификации такие признаки предметов,
как цвет, форма, размер, назначение, материал;
- выделять часть предметов из большей группы на основании общего
признака (видовое отличие);
- производить классификацию предметов, математических объектов по
одному основанию;
- решать задачи в два действия на сложение и вычитание;
- узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник,
четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; выделять из
множества четырёхугольников прямоугольники, из множества прямоугольников –
квадраты,
- определять длину данного отрезка;
- заполнять таблицу, содержащую не более трёх строк и трёх
столбцов; (повышенный уровень)
- решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие
не более двух действий
Основное содержание предмета.
Обучение математике по программе «Школа России» представлено
разделами:
1.«Числа и величины»,
2.«Арифметические действия»,
3.«Текстовые задачи»,
4.«Пространственные отношения»,
5. «Геометрические фигуры»,
6.«Геометрические величины»,
7.«Работа с информацией». Новый раздел «Работа с информацией» изучается
на основе содержания всех других разделов курса математики.
Содержание курса начального общего образования по учебному предмету.
1.Числа и величины
Счёт предметов. Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Классы и
разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение
и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Единицы массы
(грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости (литр), времени (секунда,
минута, час). Соотношения между единицами измерения однородных величин.
Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть,
четверть, десятая, сотая, тысячная).
2.Арифметические действия
Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов
арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения.
Связь между сложением и вычитанием, умножением и делением. Нахождение
неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком.
Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых
выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения.
Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и
группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы и
разности на число).
Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления
многозначных чисел. Способы проверки правильности вычислений (алгоритм,
обратное действие, оценка достоверности, прикидка результата, вычисление на
калькуляторе).
3.Работа с текстовыми задачами.
Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода
решения задачи. Представление текста задачи (таблица, схема, диаграмма и другие
модели).
Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на... «, «больше (меньше)
в...». Зависимости между величинами, характеризующими процессы движения,
работы, купли-продажи и др. Скорость, время, путь, объём работы, время,
производительность труда; количество товара, его цена и стоимость и др.
Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.
4.Пространственные отношения. Геометрические фигуры.
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше -
ниже, слева -справа, сверху – снизу, ближе— дальше, между и пр.).
Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая,
прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник,
квадрат, окружность, круг. Использование чертёжных инструментов для выполнения
построений.
Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб,
шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус.
5.Геометрические величины.
Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка.
Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Периметр.
Вычисление периметра многоугольника.
Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный сантиметр,
квадратный дециметр, квадратный метр). Точное и приближённое измерение площади
геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника.
6.Работа с информацией.
Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением
величин; фиксирование, анализ полученной информации.
Построение простейших логических выражений с помощью логических связок
и слов («… и/или …», «если …, то …», «верно/неверно, что …», «каждый», «все»,
«найдётся», «не»); истинность утверждений.
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел,
геометрических фигур и др. по правилу. Составление, запись и выполнение
простого алгоритма, плана поиска информации.
Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы.
Чтение столбчатой диаграммы.
Тематический план учебного курса (132 часа)
4 часа в неделю:
1 четверть – 36 часов; 2 четверть – 28 часов;
3 четверть – 36 часов; 4 четверть – 32 часа.
Подготовка к изучению чисел и действий с ними.
Сравнение предметов и групп предметов.
Пространственные
и временные представления.
Сравнение предметов по размеру (больше—меньше,
выше—ниже, длиннее—короче) и
форме (круглый, квадратный, треугольный и др.).
Пространственные представления, взаимное
расположение предметов: вверху,
внизу (выше, ниже), слева, справа (левее, правее), перед, за, между; рядом.
Направления движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх.
Временные представления: сначала, потом, до, после, раньше, позже.
Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же, больше (меньше) на....
Числа от 1 до 10 и число О.
Нумерация.
Названия, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Счет предметов. Получение числа прибавлением 1 к
предыдущему числу, вычитанием 1 из
числа, непосредственно следующего за ним при счете.
Число 0. Его получение и обозначение.
Сравнение чисел.
Равенство, неравенство. Знаки «>», «<», «=» .
Состав чисел 2, 3,4, 5. Монеты в 1 р., 2р., 5 р.
Точка, Линии: кривая, прямая, отрезок, ломаная.
Многоугольник. Углы, вершины,
стороны многоугольника. Длина отрезка. Сантиметр.
Решение задач в 1 действие на сложение и вычитание (на основе счета предметов).
Сложение и вычитание.
Конкретный смысл и названия действий. Знаки «+», «-», «=».
Названия компонентов и результатов сложения и
вычитания (их использование при
чтении и записи числовых выражений). Нахождение
значений числовых выражений в 1—2 действия без скобок.
Переместительное свойство суммы.
Приемы вычислений: при сложении (прибавление
числа по частям, перестановка
чисел); при вычитании (вычитание числа по частям и вычитание на основе знания соответствующего случая сложения).
Таблица сложения в пределах 10. Соответствующие случаи вычитания.
Сложение и вычитание с числом 0.
Нахождение числа, которое на несколько единиц больше или меньше данного.
Решение задач в 1 действие на сложение и вычитание.
Числа от 1 до 20.
Нумерация.
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Десятичный состав чисел
от 11 до 20. Чтение и запись чисел от 11 до 20. Сравнение чисел.
Сложение и вычитание вида 10+7,17- 7,16 — 10. Сравнение чисел с помощью
вычитания. Час. Определение времени по часам с точностью до часа.
Длина отрезка. Сантиметр и дециметр. Соотношение между ними.
Килограмм, литр.
Табличное сложение и вычитание.
Сложение двух однозначных чисел, сумма которых больше, чем 10, с использованием изученных приемов вычислений.
Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания.
Решение задач в 1 —2 действия на сложение и вычитание.
Итоговое повторение.
Учебно-методический комплект:
Моро М.И. Математика: учебник для 1 класса: в 2 частях / М.И. Моро,
М.А. Бантова. – М.: Просвещение, 2011
Моро М.И. Тетрадь по математике для 1 класса: в 2 частях / М.И. Моро,
М.А. Бантова. – М.: Просвещение, 2011
Демонстрационные пособия.
Объекты, предназначенные для демонстрации счёта: от 1 до 10; от 1 до
20; от 1 до 100
Наглядные пособия для изучения состава чисел (в том числе числовые
карточки и знаки отношений).
Демонстрационные измерительные инструменты и приспособления
(размеченные и неразмеченные линейки, циркули, наборы угольников, мерки).
Демонстрационные пособия для изучения геометрических фигур: модели геометрических
фигур и тел, развёртки геометрических тел.
Учебно-практическое оборудование
Объекты (предметы для счёта).
Пособия для изучения состава чисел.
Пособия для изучения геометрических величин, фигур, тел.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.