Главная / Начальные классы / Рабочая программа и КТП для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (VII вид)по предмету «Родной язык и литература» во 2 классе

Рабочая программа и КТП для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (VII вид)по предмету «Родной язык и литература» во 2 классе

Пояснительная записка


Рабочая программа для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (VII вид) МАОУ Новолоктинская СОШ по предмету «Родной язык и литература» во 2 классе разработана на основе:

  • Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования,

  • примерной коррекционной программы (Сост. Л. А. Вохмянина);

  • авторской программы коррекционно-развивающего обучения по русскому языку (Сост. Р. Д. Триггер, Н. А. Цыпина)


При обучении русскому языку детей с ЗПР следует полностью руководствоваться задачами, поставленными перед общеобразова­тельной школой: обеспечить усвоение учениками знаний, умений, навыков в пределах программных требований, необходимых для развития речи, грамотного письма и сознательного, правильного, выразительного чтения; расширить кругозор школьников; зало­жить основы навыков учебной работы; привить интерес к родному языку, к чтению, книге; сформировать нравственные и эстетичес­кие представления; способствовать развитию наглядно-образного и логического мышления.

Эффективность обучения детей с ЗПР зависит от решения коррекционно-развивающих, коррекционно-образовательных и коррекционно-воспитательных задач.

В начальном обучении русскому языку предусматриваются:

• максимальное внимание к развитию фонематического вос­приятия, формированию звукового анализа и синтеза;

  • уточнение и обогащение словарного запаса путем расширения и закрепления непосредственных впечатлений об окружающем мире;

  • развитие связной речи: формирование и совершенствование умения создавать текст, т.е. связно выражать свои мысли, точно и разнообразно употреблять слова, говорить внятно и выразительно; воспитание интереса к родному языку;

  • формирование навыков учебной работы;

• развитие приемов умственной деятельности, необходимых для овладения программой русского языка: умения наблюдать, сравнивать и обобщать языковые явления.

Программа по русскому языку включает разделы: «Обучение гра­моте», «Фонетика и графика», «Морфология» (части речи, состав слова), «Синтаксис и пунктуация».

Изучение наиболее трудных орфографических и грамматичес­ких тем предваряется накоплением устного речевого опыта, на­блюдениями за явлениями языка и практическими языковыми обобщениями.

Обучение русскому языку следует организовывать в соответ­ствии со следующими общими требованиями:

  • преподносить новый материал предельно развернуто;

  • отводить значительное место практической деятельности обу­чающихся: работе со схемами, таблицами, разрезной азбукой и т.д.;

  • систематически повторять пройденный материал для закреп­ления изученного и полноценного усвоения нового;

  • уточнять и расширять словарный запас на основе ознакомле­ния с окружающим миром;

  • предварять выполнение письменных заданий анализом язы­кового материала с целью предупреждения ошибок;

  • уделять должное внимание формированию культуры обще­ния;

  • находить любой повод, чтобы вовремя и обоснованно похвалить ученика (школьник должен понимать, какие конкретные действия и умения вызвали одобрение учителя).

Все эти требования необходимо сочетать с индивидуальным подходом к детям: учитывать уровень их подготовленности, осо­бенности личности учащегося, его работоспособности, внимания, целенаправленности при выполнении заданий.

Учебный курс «Литература» является разделом предмета «Русский язык». Литературное чтение в начальных классах для детей с трудностями в обучении является органичес­кой частью систематического курса русского языка и литерату­ры. На ступени начальной школы чтение объединяет цель и средство обучения, воспитания и развития учащихся. Основное предназначение курса — обучение детей навыку чтения и пони­мания прочитанного, введение ребенка в мир художественной литературы.

На уроках чтения решаются как общие с общеобразовательной школой, так и специфические, коррекционные задачи обучения детей. Важнейшими задачами уроков чтения являются:

  • формирование фонематического восприятия, звукового ана­лиза и синтеза;

  • формирование, закрепление и постепенное совершенствова­ние навыков чтения — сознательного, правильного, беглого и вы­
    разительного чтения вслух и про себя;

  • уточнение и обогащение словарного запаса путем расширения
    и дифференциации непосредственных впечатлений и представле­ний, полученных при чтении;

  • формирование умений полноценно воспринимать литератур­ное произведение в его эмоциональном, образном и логическом
    единстве, преодоление недостатков в развитии эмоционально-во­левой сферы детей;

• развитие нравственных и эстетических представлений и
чувств, художественного вкуса, творческого и воссоздающего во­ображения, коррекция личностного развития ребенка;

  • преодоление недостатков в развитии речи учащихся, форми­рование речевых умений и навыков, знаний о родном языке;

  • развитие и расширение первоначальных знаний и представле­ний детей об окружающем мире, обогащение чувственного опыта
    ребенка, развитие его мыслительной деятельности и познаватель­ной активности;

  • привитие интереса к книге, к самостоятельному чтению.

Разнообразные задачи обучения детей чтению решаются в про­цессе работы над текстами учебных книг для чтения, художествен­ной и научно-популярной литературы, периодической печати. Чтение художественных произведений создает условия для воспи­тания в детях честности, доброты, уважения к старшим, любви к природе, труду.


Общая характеристика учебного предмета


Фонетика, графика, морфология, синтаксис, пунктуация, развитие речи.

В начальный курс грамматики, правописания, синтаксиса вхо­дит материал, необходимый для понимания состава и строя рус­ской речи, формирования прочных умений и навыков по языку. Обучение охватывает широкий круг языковых явлений: звуки и бу­квы и их соотношение, гласные и согласные звуки, ударение, слог, ударные и безударные гласные, глухие и звонкие согласные, состав слова (корень, окончание, приставка, суффикс), части речи и их различие на основе лексического значения, вопросов, форм слово­изменения (склонения и спряжения).

Усвоение этого обширного материала детьми с ЗПР возможно при предварительном изучении наиболее трудных грамматических тем путем подготовительных упражнений, которые включают на­копление устного речевого опыта, наблюдения за явлениями язы­ка, практические языковые обобщения; ознакомление с соответ­ствующей терминологией. Так, изучение морфологического соста­ва слова и правил правописания проверяемых безударных гласных и парных звонких и глухих согласных в корнях слов начинается в подготовительный период. Программой предусмотрено также раз­витие практических умений по преобразованию формы един­ственного и множественного числа существительных, подбору од-нокоренных слов с последующим анализом их лексического зна­чения и звукобуквенного состава. В дальнейшем в системе подготовки изучения грамматики и правописания вводится тема «Родственные слова», в рамках которой проводится работа по сло­вообразованию как один из эффективных способов пополнения словарного запаса учеников. Словарь школьников обогащается и путем расширения и уточнения их непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире, знакомства с синонимами и антонимами, составления предложений с обозначением действу­ющего лица существительными и местоимениями.

При знакомстве с элементами синтаксиса и пунктуации обуча­ющиеся в начальных классах узнают о предложении, его основных » видах по интонации, о главных и второстепенных членах предло­жения, о связи между словами, об однородных членах предложе­ния. У детей формируются орфографические, речевые, пунктуаци­онные навыки, умения в области языкового анализа: фонетичес­кого, морфологического, орфографического и синтаксического.

Обучение правописанию опирается на усвоенный грамматичес­кий материал и на развитие орфографической зоркости. В процес­се обучения правописанию рекомендуется использовать словарно-орфографические и разнообразные синтаксические упражнения. Такая постановка орфографической работы включает ее в систему занятий по развитию речи и способствует сознательному усвоению изучаемого материала и прочности орфографических навыков.

Формирование связной речи предполагает организацию активной речевой деятельности обучающихся: усвоение правильного произно­шения, уточнение и обогащение словарного запаса, овладение грам­матическим строем речи, умением строить связные высказывания и слушать чужую речь. Развитие речи связано также с широким кругом общения, в которое вступает ребенок не только в школе, но и за ее пределами. При обучении связной речи обогащается содержательная сторона высказываний учащихся и формируются умения в построе­нии связного текста. Упражнения в связной речи проводятся на уро­ках русского языка в устной и письменной форме, в виде изложений и сочинений. При выборе тем учитывается их характер: близость опыту и интересам детей, доступность содержания и посильность композиционного и речевого оформления. Изложения, сочинения в начальных классах носят обучающий характер.

В процессе усвоения элементов грамматики и правописания у детей развиваются умения анализировать языковой материал, со­поставлять, группировать языковые явления, т.е. средствами учеб­ной дисциплины осуществляется умственное и речевое развитие школьников.

Чистописание составная часть обучения русскому языку, включающая формирование и совершенствование графических навыков.

Задачами этого раздела являются: развитие глазомера обучаю­щихся; формирование двигательных навыков руки, умения распо­лагать написанное на листе тетради, отработка правильного спосо­ба удержания ручки, развитие движений пальцев руки при письме; развитие умения писать по строке, в нужном месте начинать и за­канчивать ее; письмо букв в порядке усложнения их начертаний, дифференциация сходных по начертанию букв, соединение букв; письмо слов, предложений и связных текстов.

Содержание графических упражнений составляют письмо на­иболее трудных для обучающихся букв и соединений, списывание с рукописного и печатного текста, письмо под диктовку, письмо под счет. В состав заданий входит также исправление графических ошибок, допущенных в предыдущих работах. Письмо обучающих­ся должно быть опрятным, четким и правильным.

В результате обучения письму ученик должен уметь «перевести» звук в букву (имеются в виду фонетико-грамматические написа­ния), правильно и четко написать букву, слово, предложение, спи­сать с книги и с доски, написать под диктовку, проверить написан­ное и исправить ошибки.

Программа по литературному чтению содержит следующие раз­делы: «Тематика чтения»; «Умения и навыки чтения, работа над текстом»; «Внеклассное чтение»; «Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся».

Тематика чтения. Произведения устного народного творчества — стихи, песни, загадки, считалки и потешки, сказки; небольшие по объему художественные произведения писателей и поэтов прошло­го и современности — в соответствии с текстами учебной книги (для классного чтения) и в отдельном красочном издании (для вне-классного чтения). Традиционная тематика детского чтения: карти­ны родной природы в разные времена года, труд людей, жизнь жи­вотных, бережное отношение к природе, жизнь и дружба детей.

Умения и навыки чтения. Правильное, плавное, сознательное чтение вслух целыми словами (чтение трудных слов по слогам) в темпе 30—40 слов в минуту. Соблюдение ударений в слове, пауз и интонаций, соответствующих знакам препинания в конце предло­жения, при перечислении. Отчетливое произнесение слов, умение слушать чтение и рассказывание учителя.

Работа над текстом. Формирование знаний, необходимых для правильного восприятия произведений: знание названия произве­дения и фамилии его автора, последовательности событий; умение ответить на вопросы по содержанию прочитанного; найти в тексте подтверждение своему ответу или отрывок по предлагаемому заданию; различать действующие лица и оценивать их поступки; со­ставлять рассказ по воображению на основе прочитанного, устно рисовать «словесную картину» — описание по прочитанному; раз­делить текст на части по вопросам, определить с помощью учите­ля основную мысль прочитанного, пересказать содержание.

Формирование речевых умений в связи с чтением: умение нахо­дить в выделенном отрывке меткие слова или выражения, ярко ха­рактеризующие героя, природу, события, определять их значение и объяснять, почему это слово выбрано автором, как оно характери­зует героя; различать простейшие случаи многозначности слова (крошка сын крошка хлеба); близко к тексту и выразительно пе­ресказывать сказку, басню в прозе, рассказ; связно передавать свои наблюдения за природой.

Формирование умений, необходимых для ориентировки в учеб­ной книге: умение находить задания и вопросы к читаемому про­изведению, выполнять их с помощью учителя; по названию нахо­дить произведение в оглавлении и на нужной странице книги.

Наблюдения за сезонными изменениями в природе и труде лю­дей в разное время года по изучаемым произведениям (в соответ­ствии с программой курса «Окружающий мир»).

Экскурсии в природу, на близлежащие предприятия и к памят­ным местам для приобретения непосредственных впечатлений, подготавливающих к восприятию читаемых текстов.

Формирование умений самостоятельно работать с книгой (прово­дится на уроках внеклассного чтения один раз в неделю). Воспро­изведение по вопросам содержания самостоятельно прочитанных произведений. Ориентировка в группе книг (из двух—четырех) для определения темы произведения и выбора книги по заданной те­ме. Знание основных элементов книги: переплет (обложка), коре­шок, страницы; названий нескольких детских книг, фамилий дет­ских писателей.




Описание места учебного предмета в учебном плане


В учебном плане для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (VII вид) МАОУ Новолоктинская СОШ на изучение предмета «Родной язык и литература» во 2 классе отведено 204 часа в год из расчёта 6 часов в неделю.

Учебно – тематический план


Наименование раздела

Всего часов

1

Фонетика и графика


40

2

Морфология

64

3

Синтаксис и пунктуация

27

4

Связная речь .Чистописание

5

5

Устное творчество русского народа


7

6

Русские писатели

16

7

Писатели детям

41

8

Литература народов мира

4


Итого

204


Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета



Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден; поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважения к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета



Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

  • различать гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки, ударные и безударные гласные, правильно произносить звуки и называть буквы, соотносить количество зву­ков и букв в словах; использовать в активной речи соответствую­щие термины;

  • обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами и, е, ё, ю, я и мягким знаком (ь);

  • делить слова на слоги, переносить слова по слогам;

  • правильно писать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн;

  • писать часто употребляемые слова с удвоенными согласными и слова, не проверяемые написанием, предусмотренные програм­мой;

  • раздельно писать предлоги со словами;

  • писать с заглавной буквы фамилии, имена, отчества людей, клички животных, названия населенных пунктов, улиц;

  • употреблять заглавную букву в начале предложения и точку в его конце;

  • списывать слова и предложения с печатного и рукописного текста;

  • писать под диктовку текст в 35—40 слов; проверять правиль­ность написанного;

  • составлять предложения из отдельных слов и 3—4 предложе­ния на заданную учителем тему;

  • восстанавливать деформированный текст;

  • различать имена существительные, глаголы, имена прилага­тельные; преобразовывать словоформы имен существительных в начальную форму и ставить вопросы кто? что?;

  • различать слова, отвечающие на вопрос кто?, и слова, отвечающие на вопрос что?, знать, что грамматический вопрос глагола состоит из двух слов;

  • ставить вопросы какой?какая?какое?какие?к словам, обозначаю­щим признаки предметов;

  • пользоваться словарем, данным в учебнике;

  • различать в учебнике задание, текст упражнения, образец, слова для справок;

  • употреблять слова приветствия, прощания, извинения, благо­дарности.

фамилии трех-четырех писателей и названия их произведений для детей;

• наизусть 7—8 стихотворений.
Учащиеся должны уметь:

  • читать вслух сознательно, правильно, целыми словами (труд­ные по смыслу и по структуре слова — по слогам) в темпе 30—40 слов в минуту; соблюдать паузы и интонации, соответствующие знакам препинания;

  • находить в тексте предложения, подтверждающие устное вы­сказывание;

  • давать подробный пересказ небольшого доступного текста;

  • составлять устно небольшой рассказ на темы, близкие интере­сам учащихся, связанные с наблюдениями по заданию учителя;

  • самостоятельно знакомиться с детской книгой (фамилия авто­ра, название, иллюстрации), читать ее под наблюдением учителя.

Личностными результатами изучения предмета «Родной язык и литература» являются следующие умения:

- осознавать роль языка и речи в жизни людей;

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.

Метапредметными результатами изучения курса «Родной язык и литература» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

-проговаривать последовательность действий на уроке;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

- учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

- выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, оценки и самооценки и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.

Ученики должны сделать первый шаг в осознании себя носителями языка, почувствовать интерес к его изучению и осознать смысл этого изучения: родной язык необходимо изучать, чтобы лучше, успешнее им пользоваться при общении с другими людьми, чтобы понимать других и самому быть понятым.

Содержание учебного предмета


Фонетика и графика (40 ч)

Повторение и дальнейшее углубление знаний, полученных в I классе, на более сложном материале: создание моделей звукового анализа слов1, соотнесение количества звуков и букв в слове (конь,

спички). Обозначение мягкости согласных гласными. Различение и и й- Мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова. Буква э, умение писать слова с буквой э. Правопи­сание жи — ши, ча — ща, чу — шу, чк — чн.

Слог. Деление слов на слоги. Перенос слов по слогам, перенос слов с буквами и, ь.

Ударение. Устные упражнения в выделении ударного слога в сло­ве. Произнесение слов с правильным ударением. Использование алфавитного указателя учебника «Произноси правильно слова». Обозначение ударной гласной в написанных словах. Выделение безударных слогов в словах с одной и несколькими безударными гласными (типа молодой). Различие в звучании гласных в ударном и безударном положении. Выделение в словах орфограмм, содер­жащих безударные гласные. Наблюдение за единообразием напи­сания ударных и безударных гласных в корне однокоренных слов как подготовка к изучению правила правописания безударных гласных в корне слова.

Парные звонкие и глухие согласные звуки. Различение их изолиро­ванно и в словах (устно и при письме). Сопоставление значений слов в связи с изменением букв, обозначающих парные звонкие и глухие согласные (лук — луг). Наблюдение за единообразным на­писанием глухих и звонких согласных в конце слов, перед другими согласными и перед гласными (грибы — гриб). Нахождение в сло­вах орфограмм, содержащих парные звонкие и глухие согласные, как подготовка к изучению правила правописания звонких и глу­хих согласных в конце слова.

Двойные согласные в наиболее употребительных словах.

Разделительный мягкий знак.

Письмо под диктовку предложений и слов, в которые входят из­ученные орфограммы.

Алфавит. Значение алфавита. Нахождение слова в словаре учеб­ника и в орфографическом словаре, распределение под руковод­ством учителя слов в алфавитном порядке (по первой букве).

Морфология (64 ч)

Подготовительные упражнения в использовании наименований предметов и явлений окружающего мира, их признаков и дей­ствий. Уточнение и обогащение словарного запаса путем употреб­ления слов, обозначающих растения, животных, природные явле-ния, профессии людей, родственные отношения, предметы труда и быта и др.; свойства и признаки предметов по цвету, форме, ве­личине, по материалу изготовления как подготовка к изучению ча­стей речи.

Предметы и их названия^. Слова, обозначающие предметы. Имя существительное (введение термина в пассивный словарь). Во­просы начальной формы имен существительных кто? что? Пре­образование формы слов, обозначающих предмет, в начальную форму. Постановка грамматических вопросов к именам существи­тельным в начальной форме и в косвенных падежах (без термино­логии).

Действия и их названия. Слова, обозначающие действия и отвеча­ющие на вопросы что делает? что делают? что делал! что дела­ли ? что сделает ? что сделают ? Глагол (введение термина в пассив­ный словарь). Постановка грамматических вопросов. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу. Переносное значение гла­голов.

Признаки и их названия. Слова, обозначающие признаки, их связь со словами, обозначающими предметы. Имя прилагательное (вве­дение в пассивный словарь). Вопросы начальной формы имен прилагательных какой? какая? какое? какие? Имена прилагатель­ные, близкие и противоположные по смыслу.

Практические упражнения в употреблении имен и фамилий од­ноклассников, родителей, имен и отчеств учителей, названия род­ного города (села, деревни), улицы, ближайшей реки (озера), кли­чек животных. Заглавная буква в именах, фамилиях людей, в клич­ках животных, в названиях городов, деревень, улиц, рек, озер.

Изменение формы имен существительных (один — много, мно­го — один).

Употребление (устно и письменно) слов с наиболее распростра­ненными предлогами (в, из, к, на, над, от, по, под, с, у, между, за). Раздельное написание предлогов со словами.

Выделение изменяемой части слова. Окончание — изменяемая часть слова. Родственные слова. Подбор родственных слов. Выде­ление их общей части. Корень слова. Однокоренные слова. На­блюдение за единообразием написания гласных, парных звонких

и глухих согласных в слабой и сильной позиции в однокоренных словах. Использование школьного орфографического словаря. Употребление имен существительных, глаголов, имен прилага­тельных в предложениях о широком круге явлений окружающего мира.

Синтаксис и пунктуация (27 ч)

Членение речи на предложения, составление предложений. Условно-графические модели предложений. Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды). Распространение и сокра­щение предложений, конструирование предложений из заданных слов.

Устные упражнения в составлении предложений с разной эмо­циональной окраской: повествование, выражение радости, вос­торга, удивления, вопроса. Предложения повествовательные, восклицательные, вопросительные. Знаки препинания, обозна­чающие конец предложения. Заглавная буква в начале предложе­ния.

Подготовительные упражнения в составлении словосочета­ний. Выделение главного слова, постановка вопроса от главного слова словосочетания к зависимому (устно и письменно). Выде­ление из небольших предложений (3—4 слова) пар слов (словосо­четаний).

Связная речь. Чистописание. (5 ч)

Устные и письменные ответы на вопросы, близкие интересам учеников (под руководством учителя). Составление предложений по сюжетным картинам. Составление и запись (под руководством учителя) нескольких предложений, объединенных одной темой. Озаглавливание (под руководством учителя) частей небольшого текста и текста в целом.

Изложение (под руководством учителя) рассказа об играх, заба­вах, работе как первоначальный опыт обучения описанию, рас­суждению, повествованию.

Речевой этикет: обращение на ты, Вы, приветствие, прощание, слова извинения, благодарности. Написание своего почтового ад­реса, поздравительной открытки.


Закрепление гигиенических навыков письма.

Правильное написание букв и их соединений в порядке услож­нения начертаний. Различение сходных по начертаниям букв. Письмо в тетради с разлиновкой в одну линейку, связное, ритмич­ное письмо слов и предложений.

Списывание с печатного текста. Различение способов чтения при списывании (орфографическое) и с целью ознакомления с его содержанием (орфоэпическое). Совпадение темпа самодиктовки и написания букв в словах. Самопроверка написанного.

Слова с непроверяемыми написаниями: адрес, береза, быстро, вдруг, весело, ветер, воробей, ворона, город, девочка, дежурный, дерев­ня, завод, заяц, здравствуй(-те), капуста, карандаш, класс, коньки, корова, лопата, машина, медведь, медведица, молоко, мороз, Москва, народ, одежда, пальто, пенал, платок, посуда, работа, ребята, Роди­на, русский, сапоги, скоро, собака, сорока, спасибо, суббота, тетрадь, товарищ, урожай, ученик, учитель, фамилия, хорошо, ягода, язык.

Устное творчество русского народа (7 ч)

Русские народные песни, потешки, скороговорки, приговорки, считалки, небылицы, загадки, пословицы и поговорки. Сказки («Лиса и журавль», «Петушок и бобовое зернышко», «У страха гла­за велики», «Гуси-лебеди», «Два Мороза»).

Русские писатели (16 ч)

А.С.Пушкин («...Вот север, тучи нагоняя.. », «Сказка о рыбаке и рыбке», «У лукоморья дуб зеленый...»); В.А.Жуковский («Жил ма­ленький мальчик...», «Жаворонок»); И А.Крылов («Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и Муравей»); В.И.Даль («Старик-годовик», «Де­вочка Снегурочка»); А.К.Толстой («Осень. Обсыпается наш бед­ный сад...», «Колокольчики мои...»); Л.Н.Толстой («Старый дед и внучек», «Отец и сыновья», «Лгун», «Как мужик убрал камень», «Филипок», «Правда всего дороже»).

Писатели — детям (41 ч)

К-И.Чуковский («Про Деда», «Путаница», «Радость», «Федори-но горе»); А.П.Гайдар («Совесть», «Чук и Гек» (отрывок); С.Я.Мар­шак («Как отец отстал от поезда», «Кот и лодыри», «Терем-тере­мок»); С.В.Михалков («Мой секрет», «Мой щенок», «Чистописа­ние», «А что у вас?», «Зяблик»); АЛ.Барто («Веревочка», «Шла вчера я по Садовой...», «Мы не заметили жука», «В школу»); Н.Н.Носов («Живая шляпа», «Нагорке», «Заплатка»); М.М.Приш­вин («Ребята и утята»); В.В.Бианки («Музыкант»; «Аришка-тру-сишка»); Б.С.Житков («Храбрый утенок», «Как слон спас хозяина от тигра»); Е.И.Чарушин («Страшный рассказ», «Кот Епифан»); Н.И.Сладков («Всему свое время», «Лиса-плясунья», «Сорока и Заяц»), Э.Н.Успенский («Чебурашка», «Если бы я был девочкой»), В.Д.Берестов («Знакомый», «Где право, где лево», «Приятная весть»); В.А.Осеева («Волшебное слово», «Сыновья», «Синие лис­тья», «Три товарища», «Хорошее»); Л.М.Квитко («Бабушкины ру­ки»); С.А.Есенин («Береза», «Поет зима — аукает...»); А.Т.Твардов­ский («Зима»); И.С.Соколов-Микитов («Лесные картинки»); А.А.Прокофьев («Мороз — Красный нос»); В.Ю.Драгунский («За­колдованная буква», «Тайное становится явным»); Д.Хармс («Очень-очень вкусный пирог»); А.И.Приставкин («Портрет от­ца»); Я.М.Тайц («Приказ»).

Литература народов мира (4 ч)

Сказки («Колосок», «Легкий хлеб», «Три дочери»); Ш.Перро («Красная Шапочка»); Г.Х.Андерсен («Дюймовочка»); стихи («Храбрецы», «Перчатки», «Бульдог по кличке Дог», «Шалтай-Болтай»).


Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса



1. Дополнительная литература:

1. Р.Д.Тригер, Ю.А.Костенкова, С.Г.Шевченко, Г.М.Капустина, Н.А.Цыпина, Г.И.Жаренкова, Т.В.Кузьмичева, Е.Б.Новикова, Е.Н.Морсакова, И.Н.Волкова Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида. – М.: Издательство ПАРАДИГМА, 2010.

2. Бунеев, Р. Н. Орфографическая тетрадь по русскому языку. 2 класс / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Л. А. Фролова. – М. : Баласс, 2010.

2. Слова с непроверяемыми написаниями / сост. Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. – М. : Баласс, 2009.

3. Яковлева, М. А. Тетрадь по чистописанию к учебнику «Русский язык». 2 класс / М. А. Яковлева ; под ред. Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой. – М. : Баласс, 2010.

4. Агеенко, Ф. Л. Словарь ударений русского языка. – М. : Рольф, 2000.

5. Бетенькова, Н. М. Игры и упражнения на уроках русского языка / Н. М. Бетенькова, Д. С. Фонин. – М. : АСТРЕЛЬ, 2006.

6. Волина, В. В. 1000 игр с буквами и словами на уроках и дома / В. В. Волина. – М. : АРТ-ПРЕСС, 2006.

7. Волина, В. В. Веселая грамматика / В. В. Волина. – М. : АРТ-ПРЕСС, 2006.

8. Волина, В. В. Учимся играя: занимательное азбуковедение, веселая грамматика, в гостях у слова / В. В. Волина. – М. : АРТ-ПРЕСС, 2006.

9. Комлев, Н. Г. Словарь иностранных языков / Н. Г. Комлев. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2001.

10. Лопатин, В. В. Малый толковый словарь / В. В. Лопатин. – М. : Русский язык, 1990.

11. Лопатин, В. В. Русский орфографический словарь / В. В. Лопатин. – М. : Азбуковедник, 1999.

12. Степанова, О. А. Дидактические игры на уроках в начальной школе / О. А. Степанова, О. А. Рыдзе. – М. : Сфера, 2005.

13. Тикунова, Л. И. 1200 диктантов и творческих работ по русскому языку : пособие для учителя / Л. И. Тикунова, Т. В. Игнатьева. – М. : Дрофа, 2003.

2. Интернет-ресурсы:

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов : http://school-collection.edu.ru

2. Справочно-информационный Интернет-портал «Русский язык» : http://www.gramota.ru

3. Официальный сайт Образовательной системы «Школа 2100» : http://www.school2100.ru

3. Наглядные пособия

Комплект наглядных пособий : 2 класс : Русский язык : в 2 ч. / сост. Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, М. А. Яковлева. – М. : Баласс, 2010.








Календарно – тематическое планирование для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (VII вид) по предмету «Родной язык и литература» во 2 классе


№ п/п

Тема

Содержание

Коррекционная работа

Дата

план

факт

1

Выявление знаний по письму, звуковому анализу и синтезу

Повторение и дальнейшее углубление знаний, полученных в I классе, на более сложном материале: создание моделей звукового анализа слов1, соотнесение количества звуков и букв в слове (конь,

спички).

Коррекция в произношении звуков.

01.09.

01.09.

2

Выявление умений слушать учителя, отвечать на вопросы, выполнять учебные действия, готовить своё рабочее место

02.09.

02.09.

3

Русские народные песни, потешки, скороговорки, приговорки.

Коррекция в произношении звуков.

03.09.

03.09.

4

Русские народные считалки, небылицы, загадки, пословицы и поговорки.

04.09.

04.09.

5

Выявление умений слушать учителя, отвечать на вопросы, выполнять учебные действия, готовить своё рабочее место

Повторение и дальнейшее углубление знаний, полученных в I классе, на более сложном материале: создание моделей звукового анализа слов1, соотнесение количества звуков и букв в слове .

Коррекция в произношении звуков..

04.09.

04.09.

6

Звуки речи

05.09.

05.09.

7

Различение звуков в слове на слух

08.09.

08.09.

8

Звуки гласные и согласные

09.09.

09.09.

9

Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко»

Коррекция в произношении звуков. Умение правильно произносить слова.

10.09.

10.09.

10

Русская народная сказка «У страха гла­за велики»

11.09.

11.09.

11

Последовательное выделение звуков в односложных словах

Повторение и дальнейшее углубление знаний, полученных в I классе, на более сложном материале: создание моделей звукового анализа слов1, соотнесение количества звуков и букв в слове

Коррекция в произношении звуков.

11.09.

11.09.

12

Последовательное выделение звуков в двусложных словах

12.09.

12.09.

13

Соотнесение звука с буквой

15.09.

15.09.

14

Постановка ударения

16.09.

16.09.

15

Русская народная сказка «Лиса и журавль»

Коррекция в произношении звуков. Умение правильно произносить слова.

17.09.

17.09.

16

Русская народная сказка «Гуси-лебеди»

18.09.

18.09.

17-18

Предложение, слово

Членение речи на предложения, составление предложений. Условно-графические модели предложений. Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды). Распространение и сокра­щение предложений, конструирование предложений из заданных слов.


18-19.09.

18-19.09.

19-20

Составление нераспространённых и распространённых предложений

22-23.09.

22-23.09.

21

Русская народная сказка «Два Мороза»

Коррекция в произношении звуков. Умение правильно произносить слова, составлять небольшие предложения.

24.09.

24.09.

22

А.С.Пушкин «...Вот север, тучи нагоняя.. »

25.09.

25.09.

23-24

Составление предложений с предлогами

Членение речи на предложения, составление предложений. Условно-графические модели предложений. Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды). Распространение и сокра­щение предложений, конструирование предложений из заданных слов.


Коррекция в произношении звуков.. Умение правильно произносить слова, составлять небольшие предложения с использованием предлогов.

25-26.09.

25-26.09.

25-26

Выделение предложений из рассказа

29-30.09.

29-30.09.

27

Г.Х.Андерсен «Дюймовочка»

01.10.

01.10.

28

Г.Х.Андерсен «Дюймовочка»

02.10.

02.10.

29

Составление и запись нескольких предложений

Устные упражнения в составлении предложений с разной эмо­циональной окраской: повествование, выражение радости, вос­торга, удивления, вопроса. Предложения повествовательные, восклицательные, вопросительные. Знаки препинания, обозна­чающие конец предложения. Заглавная буква в начале предложе­ния.


Коррекция в произношении звуков. Умение правильно произносить слова, составлять небольшие предложения.

02.10.

02.10.

30

Работа над ошибками. Предложение, слово

03.10.

03.10.

31-32

Выделение слов в предложении, определение их числа

06-07.10.

06-07.10.

33

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Коррекция в произношении звуков. Умение правильно произносить слова, составлять небольшие предложения.

08.09.

08.09.

34

А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зеленый...»

09.09.

09.09.

35

Уточнение значений слов

Обозначение мягкости согласных гласными. Различение и и й- Мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова.

Коррекция в произношении звуков. Умение правильно произносить слова, составлять небольшие предложения, правильно произносить мягкие согласные.

09.09.

09.09.

36-37

Соотношение количества звуков и букв в слове

10-13.10.

10-13.10.

38

Обозначение мягкости согласных гласными буквами

14.10.

14.10.

39

В.А.Жуковский «Жил ма­ленький мальчик...»

15.10.

15.10.

40

В.А.Жуковский «Жаворонок»

16.10.

16.10.

41

Обозначение мягкости согласных гласными буквами

Обозначение мягкости согласных гласными. Различение и и й- Мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова.

Коррекция в произношении звуков. Умение правильно произносить слова, составлять небольшие предложения, правильно произносить мягкие согласные.

16.10.

16.10.

42

Различение букв и и й

17.10.

17.10.

43

Мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце слова

20.10.

20.10.

44

Мягкий знак для обозначения мягкости согласных в середине слова

21.10.

21.10.

45

И А.Крылов «Лебедь, Щука и Рак»

22.10.

22.10.

46

И А.Крылов «Стрекоза и Муравей»

23.10.

23.10.

47-48

Правописание сочетаний жи-ши

. Буква э, умение писать слова с буквой э. Правопи­сание жи — ши, ча — ща, чу — шу, чк — чн.


23-24.10.

23-24.10.

49-50

Правописание сочетаний ча-ща

27-28.10.

27-28.10.

51

В.И.Даль «Старик-годовик»

Коррекция в произношении шипящих звуков. Умение правильно произносить слова, составлять небольшие предложения, правильно произносить мягкие согласные.

29.10.

29.10.

52

В.И.Даль «Де­вочка Снегурочка»

30.10.

30.10.

53-54

Правописание сочетаний чу-щу

. Буква э, умение писать слова с буквой э. Правопи­сание жи — ши, ча — ща, чу — шу, чк — чн.


31.10.

10.11.

31.10.


55-56

Алфавит



57

А.К.Толстой «Осень. Обсыпается наш бед­ный сад...»

Деление слов на слоги. Перенос слов по слогам, перенос слов с буквами и, ь.


Коррекция в произношении шипящих звуков. Умение правильно произносить слова, составлять небольшие предложения, правильно произносить мягкие согласные.



58

А.К.Толстой «Колокольчики мои...»



59-60

Деление слов на слоги



61-62

Перенос слов по слогам



63

Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек», «Отец и сыновья»,



64

Л.Н.Толстой«Лгун»



65

Перенос слов с буквами й, ь

Деление слов на слоги. Перенос слов по слогам, перенос слов с буквами и, ь. Устные упражнения в выделении ударного слога в сло­ве. Произнесение слов с правильным ударением


Коррекция в произношении шипящих звуков. Умение правильно произносить слова, составлять небольшие предложения, правильно произносить мягкие согласные.



66-67

Ударение



68

Обозначение ударной гласной в написанных словах



69

Л.Н.Толстой «Как мужик убрал камень»



70

Л.Н.Толстой «Филиппок»



71-72

Выделение безударных гласных в словах с несколькими безударными гласными

Устные упражнения в выделении ударного слога в сло­ве. Произнесение слов с правильным ударением

Коррекция в постановке ударения в словах.



73-74

Разница в звучании гласных в ударном и безударном положении



75

Л.Н.Толстой «Правда всего дороже»

Устные упражнения в выделении ударного слога в сло­ве. Произнесение слов с правильным ударением



76

К-И.Чуковский «Про Деда»



77-78

Выделение в словах орфограмм, содержащих безударные гласные



79-80

Парные звонкие и глухие согласные



81

К-И.Чуковский «Путаница», «Радость»

. Различение их изолиро­ванно и в словах (устно и при письме). Сопоставление значений слов в связи с изменением букв, обозначающих парные звонкие и глухие согласные

Коррекция в постановке ударения в словах. Коррекция в произношении звуков. Умение правильно произносить слова, составлять небольшие предложения, правильно произносить мягкие согласные.



82

К-И.Чуковский «Федорино горе»



83-84

Различение парных согласных изолированно и в словах



85-86

Сопоставление значения слов в связи с изменением букв, обозначающих парные звонкие и глухие согласные (лук-луг)



87

А.П.Гайдар «Совесть»



88

А.П.Гайдар «Чук и Гек» (отрывок)



89-90

Звонкие и глухие согласные в конце слов

. Различение их изолиро­ванно и в словах (устно и при письме). Сопоставление значений слов в связи с изменением букв, обозначающих парные звонкие и глухие согласные

Коррекция в произношении звуков. Умение правильно произносить слова, составлять небольшие предложения, правильно произносить мягкие согласные.



91-92

Звонкие и глухие согласные в середине слов



93

С.Я.Мар­шак «Как отец отстал от поезда», «Кот и лодыри»



94

С.Я.Мар­шак «Терем-тере­мок»



95-96

Звонкие и глухие согласные перед гласными

. Различение их изолиро­ванно и в словах (устно и при письме). Сопоставление значений слов в связи с изменением букв, обозначающих парные звонкие и глухие согласные



97-98

Нахождение в словах орфограмм, содержащих парные по звонкости-глухости согласные



99

С.В.Михалков «Мой секрет», «Мой щенок», «Зяблик»



100

С.В.Михалков «Чистописа­ние», «А что у вас?»



101

Наблюдение за единообразным написанием глухих и звонких согласных в конце слов

. Различение их изолиро­ванно и в словах (устно и при письме). Сопоставление значений слов в связи с изменением букв, обозначающих парные звонкие и глухие согласные

Коррекция в произношении глухих и звонких звуков. Умение правильно произносить слова, составлять небольшие предложения, правильно произносить мягкие согласные.



102

Наблюдение за единообразным написанием глухих и звонких согласных перед глухими согласными



103

Наблюдение за единообразным написанием глухих и звонких согласных перед гласными



104

Двойные согласные



105

А.Л.Барто «Веревочка», «Шла вчера я по Садовой...»

Коррекция в произношении мягких согласных звуков. Умение правильно произносить слова, составлять небольшие предложения, правильно произносить мягкие согласные.



106

А.Л.Барто «Мы не заметили жука», «В школу»



107

Двойные согласные

Письмо под диктовку предложений и слов, в которые входят из­ученные орфограммы.




108-109

Разделительный мягкий знак



110

Предметы и их названия



111

Н.Н.Носов «Живая шляпа»



112

Н.Н.Носов «На горке»



113

Предметы и их названия

Имя существительное (введение термина в пассивный словарь). Во­просы начальной формы имен существительных кто? что? Пре­образование формы слов, обозначающих предмет, в начальную форму. Постановка грамматических вопросов к именам существи­тельным в начальной форме и в косвенных падежах (без термино­логии).


Коррекция в произношении звуков. Умение правильно произносить слова, составлять небольшие предложения, правильно произносить мягкие согласные.



114-115

Слова, обозначающие предметы и отвечающие на вопросы КТО? ЧТО?



116

Преобразование формы слов в начальную форму



117

Н.Н.Носов «Заплатка»



118

М.М.Приш­вин «Ребята и утята»



119

Преобразование формы слов в начальную форму

Действия и их названия. Слова, обозначающие действия и отвеча­ющие на вопросы что делает? что делают? что делал! что дела­ли ? что сделает ? что сделают ? Глагол (введение термина в пассив­ный словарь). Постановка грамматических вопросов. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу. Переносное значение гла­голов.

Коррекция в произношении звуков. Умение правильно произносить слова, составлять небольшие предложения, правильно произносить мягкие согласные.



120-121

Действия и их названия



122

Слова, обозначающие действия предмета и отвечающие на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЛ?



123

В.В.Бианки «Музыкант»

Коррекция в произношении звуков. Умение правильно произносить слова, составлять небольшие предложения, правильно произносить мягкие согласные.



124

В.В.Бианки «Аришка-трусишка»



125

Слова, обозначающие действия предмета и отвечающие на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЛ?

Действия и их названия. Слова, обозначающие действия и отвеча­ющие на вопросы что делает? что делают? что делал! что дела­ли ? что сделает ? что сделают ? Глагол (введение термина в пассив­ный словарь). Постановка грамматических вопросов. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу. Переносное значение гла­голов.



126-127

Признаки и их названия



128

Слова, обозначающие признаки предмета и отвечающие на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ?



129

Б.С.Житков «Храбрый утенок»



130

Б.С.Житков «Как слон спас хозяина от тигра»



131

Слова, обозначающие признаки предмета и отвечающие на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ?

Признаки и их названия. Слова, обозначающие признаки, их связь со словами, обозначающими предметы. Имя прилагательное (вве­дение в пассивный словарь). Вопросы начальной формы имен прилагательных какой? какая? какое? какие? Имена прилагатель­ные, близкие и противоположные по смыслу.


Коррекция в произношении звуков. Умение правильно произносить слова, составлять небольшие предложения, правильно произносить мягкие согласные.



132

Связь названий признаков со словами, обозначающими предметы



133

Описание предмета



134

Работа над ошибками. Слово.



135

Е.И.Чарушин «Страшный рассказ»



136

Е.И.Чарушин «Кот Епифан»



137-138

Родственные слова

Использование школьного орфографического словаря. Употребление имен существительных, глаголов, имен прилага­тельных в предложениях о широком круге явлений окружающего мира.


Упражнение в подборе однокоренных слов.



139-140

Подбор родственных слов



141

Н.И.Сладков «Лиса-плясунья»



142

Н.И.Сладков «Всему свое время»



143-144

Общее понятие о корне слова

Использование школьного орфографического словаря. Употребление имен существительных, глаголов, имен прилага­тельных в предложениях о широком круге явлений окружающего мира.


Коррекция в произношении звуков. Умение правильно произносить слова, составлять небольшие предложения, правильно произносить мягкие согласные.



145-146

Однокоренные слова



147

Н.И.Сладков «Сорока и Заяц»



148

Э.Н.Успенский «Чебурашка»



149

Однокоренные слова

Использование школьного орфографического словаря. Употребление имен существительных, глаголов, имен прилага­тельных в предложениях о широком круге явлений окружающего мира.




150-151

Наблюдения за единообразием написания гласных в однокоренных словах



152

Наблюдения за единообразием написания парных звонких и глухих согласных в однокоренных словах



153

Э.Н.Успенский «Если бы я был девочкой»



154

В.Д.Берестов «Приятная весть»



155

Наблюдения за единообразием написания парных звонких и глухих согласных в однокоренных словах

Использование школьного орфографического словаря. Употребление имен существительных, глаголов, имен прилага­тельных в предложениях о широком круге явлений окружающего мира.


Коррекция в произношении глухих и звонких звуков. Умение правильно произносить слова, составлять небольшие предложения, правильно произносить мягкие согласные.



156-157

Большая буква в именах собственных



158

Предлог



159

В.Д.Берестов «Знакомый», «Где право, где лево»




160

В.А.Осеева «Волшебное слово»



161

Предлог

Устные и письменные ответы на вопросы, близкие интересам учеников (под руководством учителя). Составление предложений по сюжетным картинам. Составление и запись (под руководством учителя) нескольких предложений, объединенных одной темой. Озаглавливание (под руководством учителя) частей небольшого текста и текста в целом.


Коррекция в произношении глухих и звонких звуков. Умение правильно произносить слова, составлять небольшие предложения, правильно произносить мягкие согласные.



162-163

Разделительное написание предлогов со словами



164

Написание поздравительной открытки.



165

В.А.Осеева «Сыновья», «Синие лис­тья»



166

В.А.Осеева «Три товарища», «Хорошее»



167

Работа над ошибками. Однокоренные слова.

Устные и письменные ответы на вопросы, близкие интересам учеников (под руководством учителя). Составление предложений по сюжетным картинам. Составление и запись (под руководством учителя) нескольких предложений, объединенных одной темой. Озаглавливание (под руководством учителя) частей небольшого текста и текста в целом.


Коррекция в произношении глухих и звонких звуков. Умение правильно произносить слова, составлять небольшие предложения, правильно произносить мягкие согласные.



168

Членение речи на предложения



169

Составление предложений



170

Выделение в предложении слов, обозначающих, о ком или о чём говорится, что говорится.



171

Л.М.Квитко «Бабушкины ру­ки»

Устные и письменные ответы на вопросы, близкие интересам учеников (под руководством учителя). Составление предложений по сюжетным картинам. Составление и запись (под руководством учителя) нескольких предложений, объединенных одной темой. Озаглавливание (под руководством учителя) частей небольшого текста и текста в целом.





172

С.А.Есенин «Береза», «Поет зима — аукает...»



173

Выделение в предложении слов, обозначающих, о ком или о чём говорится, что говорится.

Коррекция в произношении глухих и звонких звуков. Умение правильно произносить слова, составлять небольшие предложения, правильно произносить мягкие согласные.



174-175

Употребление слов, обозначающих предметы, действия, признаки, в предложениях о широком круге явлений окружающего мира



176

Устные упражнения в составлении предложений с разной эмоциональной окраской



177

А.Т.Твардов­ский «Зима»

Коррекция в произношении глухих и звонких звуков. Умение правильно произносить слова, составлять небольшие предложения, правильно произносить мягкие согласные.



178

И.С.Соколов-Микитов «Лесные картинки»



179-180

Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое

Устные упражнения в составлении предложений с разной эмо­циональной окраской: повествование, выражение радости, вос­торга, удивления, вопроса. Предложения повествовательные, восклицательные, вопросительные. Знаки препинания, обозна­чающие конец предложения. Заглавная буква в начале предложе­ния.




181-182

Второстепенные члены предложения



183

А.А.Прокофьев «Мороз — Красный нос»



184

В.Ю.Драгунский «За­колдованная буква»



185

Подготовительные упражнения в составлении словосочетаний

Устные упражнения в составлении предложений с разной эмо­циональной окраской: повествование, выражение радости, вос­торга, удивления, вопроса. Предложения повествовательные, восклицательные, вопросительные. Знаки препинания, обозна­чающие конец предложения. Заглавная буква в начале предложе­ния.


Коррекция в произношении глухих и звонких звуков. Умение правильно произносить слова, составлять небольшие предложения, правильно произносить мягкие согласные.



186

Постановка вопроса от главного слова к зависимому



187-188

Установление связи между словами при помощи вопросов



189

В.Ю.Драгунский «Тайное становится явным»

Коррекция в произношении глухих и звонких звуков. Умение правильно произносить слова, составлять небольшие предложения, правильно произносить мягкие согласные.



190

Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог»



191-192

Выделение из предложений пар слов без предлогов и с предлогами

Устные упражнения в составлении предложений с разной эмо­циональной окраской: повествование, выражение радости, вос­торга, удивления, вопроса. Предложения повествовательные, восклицательные, вопросительные. Знаки препинания, обозна­чающие конец предложения. Заглавная буква в начале предложе­ния.




193-194

Составление предложений со словами, обозначающими предметы, признаки, действия



195

А.И.Приставкин «Портрет от­ца»



196

Я.М.Тайц «Приказ»

Коррекция в произношении глухих и звонких звуков. Умение правильно произносить слова, составлять небольшие предложения, правильно произносить мягкие согласные.



197-198

Распространение предложений

Устные упражнения в составлении предложений с разной эмо­циональной окраской: повествование, выражение радости, вос­торга, удивления, вопроса. Предложения повествовательные, восклицательные, вопросительные. Знаки препинания, обозна­чающие конец предложения. Заглавная буква в начале предложе­ния.




199-200

Знаки препинания, обозначающие конец предложения



201

Сказки «Колосок», «Легкий хлеб»



202

Стихотворения «Бульдог по кличке Дог», «Шалтай-Болтай»



203

Диктант № 1 по теме «Предложение».

упражнения в составлении предложений с разной эмо­циональной окраской: повествование, выражение радости, вос­торга, удивления, вопроса. Предложения повествовательные, восклицательные, вопросительные. Знаки препинания, обозна­чающие конец предложения. Заглавная буква в начале предложе­ния.


Коррекция в произношении глухих и звонких звуков. Умение правильно произносить слова, составлять небольшие предложения, правильно произносить мягкие согласные.



204

Работа над ошибками. Предложение




Рабочая программа и КТП для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (VII вид)по предмету «Родной язык и литература» во 2 классе
  • Начальные классы
Описание:

Рабочая программа для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (VII вид) по предмету «Родной язык и литература» во 2 классе разработана на основе примерной коррекционной программы Л.А. Вохмяниной и авторской программы коррекционно - развивающего обучения по русскому языку Р.Д.Триггер и Н.А.Цыпиной. На изучение предмета «Родной язык и литература» во 2 классе отведено 204 часа в год из расчёта 6 часов в неделю.Рабочая программа состоит из 7 разделов, соответствующих ФГОС. КТП состоит из следующих разделов: тема, содержание урока, коррекционная работа, дата (план - факт).

Автор Драгунова Мария Сергеевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1229
Номер материала 47856
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓