Главная / Начальные классы / Рабочая программа и КТП по окружающему миру "Перспективная начальная школа" 4 класс

Рабочая программа и КТП по окружающему миру "Перспективная начальная школа" 4 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Гранитный»

Новоорского района Оренбургской области













Рабочая программа окружающему миру

4 класс

Авторы О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова,Л.Г. Кудрова

2 часа в неделю

Учителя начальных классов

первой квалификационной категории

Рогановой А.В.





Программа принята

на педагогическом совете

Протокол № 1

от « 28» августа 2014









2014 -2015 учебный год

Содержание программы


1. Пояснительная записка

1.1. Статус документа

1.2. Место предмета в учебном плане

1.3. Цели и задачи изучения предмета (курса)

1.4. Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной программой

1.5. Планируемые результаты освоения программ по курсу

1.6. Сроки реализации рабочей учебной программы

1.7. Программы формирования УУД (по ФГОС)

2. Тематическое планирование

3. Календарно-тематическое планирование

4. Список литературы































Пояснительная записка

1.Статус документа

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г), на основе авторской программы по окружающему миру О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, Л.Г. Кудровой «Программы по учебным предметам», М. Академкнига/учебник , 2011г. – Ч.1: 240 с) Проект «Перспективная начальная школа», основной образовательной программы учреждения и программы формирования УУД.

В основу рабочей программы лёг учебно-методический комплект «Перспективная начальная школа»

Программа допущена Министерством образования РФ.


2. Место учебного предмета «Окружающий мир » в учебном плане

Согласно базисному учебному плану общеобразовательных учреждений РФ на изучение предмета в 4 классе – 68 часов (2 ч в неделю, 34 учебные недели).


3. Цели и задачи изучения предмета


Цель курса «Окружающий мир» - формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентов единого мира; практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных способов действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных).

Основные задачи курса:

  • дальнейшее общее развитие личности ребёнка на основе его жизненного опыта;

  • последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребёнка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений - работать с научно - популярной, справочной литературой и проводить фенологические наблюдения, физические опыты, пользоваться простейшими методами измерений;

  • изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребёнка мира и методах его познания;

  • воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательному отношению к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, навыков нравственного поведения в быту и обществе.




4. Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной программой


Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, готовит поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля. Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико­ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо - и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в развитии и воспитании личности. Существенная особенность курса состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы.

Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней общеобразовательной начальной школы. В единый курс объединены такие образовательные области, как «Естествознание» и «Обществознание».

Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяющий в равной мере природоведческие, исторические, обществоведческие и другие знания, что даёт возможность ознакомить учащихся с некоторыми доступными для их понимания положениями естественных и социально-гуманитарных наук. Интегрированный характер самого курса, а также реализация межпредметных связей с литературным чтением, русским языком, математикой, технологией в УМК «Перспективная начальная школа» обеспечивают в полной мере формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение своего места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой.

Курс начального образования по окружающему миру ориентирован на ознакомление обучающихся с некоторыми элементарными способами изучения природы и общества методами наблюдения и постановки опытов, на выявление и понимание причинно-следственных связей в мире, окружающем ребёнка, с привлечением многообразного материала о природе и культуре родного края.

С внедрением стандартов второго поколения важнейшей задачей образования в начальной школе становится формирование универсальных (метапредметных) и предметных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе. Предметное содержание и планируемые для усвоения детьми способы действий представлены в УМК во взаимосвязи и взаимозависимости через систему вопросов и заданий.

5. Планируемые результаты освоения программы по предмету

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4 – м классе является формирование следующих умений:

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:


Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.


Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.



Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.


Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир»

в 4-м классе является формирование следующих умений:


  • объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;

  • применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);

  • называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;

  • объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;

  • объяснять, в чём главное отличие человека от животных;

  • находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.

  • оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;

  • доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

  • по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;

  • отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;

  • объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.

  • объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;

  • замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.





Планируемые результаты освоения учебной программы

по предмету «Окружающий мир» к концу 4-го года обучения:


В результате изучения раздела «Человек и природа»


Обучающиеся научатся:

  • находить на карте природные зоны России, свой регион, главный город своего региона;

  • читать условные обозначения карт;

  • использовать готовые модели и иллюстрации учебника для объяснения причины смены дня и ночи, смены времен года;

  • находить общие и отличительные признаки природных зон России (климат, растительность, животный мир);

  • понимать необходимость соблюдения правил экологического поведения на природе;

  • понимать необходимость посильного участия в охране природы родного края;

  • характеризовать основные функции систем органов человека;

  • измерять температуру, вес, рост человека;

  • понимать необходимость использования знаний о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;

  • извлекать необходимую информацию из учебника и его иллюстраций.


Обучающиеся получат возможность научиться:

  • осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за ее сохранение;

  • использовать знаний о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;

  • выбирать оптимальные формы поведения на основе изученных правил безопасности.


В результате изучения раздела «Человек и общество»


Обучающиеся научатся:

  • рассказывать с использованием информации из Интернета о государственной символике России;

  • самостоятельно работать с текстом, иллюстрациями, словарем в условиях коллективной работы;

  • обмениваться сведениями о событиях в стране;

  • готовить необходимые сообщения по Конституции нашей страны;

  • находить на политико – административной карте России местоположение своего края;

  • работать с глобусом и картой;

  • пересказывать своими словами тексты из учебника о событиях связанных с историей Отечества;

  • определять последовательность событий на ленте времени;

  • рассказывать с использованием подобранных иллюстраций о памятниках истории страны;

  • рассказывать об особенностях труда людей родного края.


Обучающиеся получат возможность научиться:

  • научатся определять часовой пояс своего края;

  • находить дополнительную информацию о государственной символике России, о прошлом страны и края в Интернете;

  • составлять представление о единстве духовно – нравственного смысла всех традиционных религий в обрядовой практике.


В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения»

Обучающиеся научатся:

  • понимать необходимость соблюдать правила безопасного поведения в лесу, у водоемов, во время купания летом, при переправе через водные пространства;

  • понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения во время приема пищи;

  • понимать необходимость сохранения своего физического и нравственного здоровья(вред курения, наркотиков, громкой музыки).


Обучающиеся получат возможность научиться:

  • соблюдать правила безопасного поведения в лесу, у водоемов, во время купания летом, при переправе через водные пространства;

  • соблюдения правил безопасного поведения во время приема пищи;

  • заботиться о здоровье и безопасности окружающих людей, сохранения своего физического и нравственного здоровье.



6. Сроки реализации рабочей учебной программы

Данная программа реализуется в течение 1 учебного года.

7. Программа формирования УУД

Личностные универсальные учебные действия

Сфера личностных УУД обеспечивается, прежде всего, сюжетной основой курса и диалоговым характером учебных текстов. Сюжет позволяет построить диалоги персонажей учебников (героев), которые, в свою очередь, обеспечивают возможность организации диалога ученика с учебным текстом или диалога между детьми.

Сюжетная основа учебников и диалоговый характер учебных текстов позволяет демонстрировать учащимся образцы рассуждения и разрешения проблем, создает предпосылки для таких общих интеллектуальных умений, как умение планировать свою деятельность, оценивать свои действия, предвосхищать их результаты, аргументированно отстаивать свою точку зрения. В процессе диалога учащимся задаются вопросы типа: «В чем причина ошибки рассуждений «героя»»?, «Сравните и оцените два подхода», и т. д.


Метапредметные универсальные учебные действия

«Человек и природа».

1. Различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы.

Тема «Береги свои лёгкие». У каких из перечисленных организмов состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха отличается от нашего: у березы, дождевого червя, воробья? (4 кл., ч. 2, с. 35).

Тема «Могут ли кусты бегать по степи?». Рассмотри семена (рисунки) разных растений. Какие «приспособления» имеют эти семена для своих путешествий? (4 кл., ч. 1, с. 172).

Аналогичные задания: 4 кл., ч. 1: с. 54, 59, 64, 73…; ч. 2: с. 9, 13, 25, 29…

2. Описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое.

Тема «Ледяная зона». Задание для всех присутствующих на заседании школьного клуба: подготовить доклад об Арктике. Можно воспользоваться планом (предлагается готовый план) (4 кл., ч. 1, с. 65).

Тема «Зона лесов». Помнишь ли ты план изучения природных зон? Перескажи его соседу по парте. Воспользуйтесь им при изучении зоны лесов (4 кл., ч. 1, с. 84).

Тема «Зона пустынь». Все растения пустыни умеют доставать, запасать, экономить пресную воду или «пить» соленую. Что лучше других умеют делать такие растения, как саксаул, кактус, солянка? (4 кл., ч. 1, с. 109).

Аналогичные задания: 4 кл., ч. 1: с. 55, 64, 65, 84…; ч. 2: с. 13, 17, 18, 19, 32…

3. Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов.

Тема «Самый большой орган чувств». Подними иголку со стола двумя пальцами. Затем тщательно вымой руки с мылом и насухо вытри. Попробуй теперь опять поднять иголку. Это будет не так-то просто сделать, потому что ты смыл(а) липкую пленку. Не волнуйся —

защитная пленка скоро образуется вновь (4 кл., ч. 2, с. 16).

Тема «Познакомимся с дыхательной системой». Положи руку на грудь и глубоко вздохни. Ты заметил(а), что твоя грудная клетка расширилась? Теперь выдохни и ты почувствуешь, как грудная клетка возвращается к своему обычному размеру. Ты только что ощутил(а)

силу своих лёгких (4 кл., ч. 2, с. 29).

Аналогичные задания: 4 кл., ч. 1: с. 55, 58...; ч. 2: с. 16, 17, 29, 38, 41, 119, 123, 124, 134, 139.

4. Использовать словарь учебника (словари УМК), определители (гербарии) растений, дополнительный материал в Интернете в процессе изучения нового материала или при составлении плана рассказа, доклада, презентации.

Тема «Про дельфинов». Если хочешь больше узнать о дельфинах, найди дополнительный материал в Интернете (4 кл., ч. 1, с. 178).

«Растения твоего края». По своим наблюдениям, а также используя гербарий растений своего края и краеведческую литературу, назови растения и животных своего края. Составь соответствующие таблицы (4 кл., ч. 1, с. 136).

Тема «Что за зверь?». А каких еще животных пустыни ты знаешь? Если хочешь больше узнать о пустынях, найди дополнительный материал в Интернете (4 кл., ч. 1, с. 173).

Аналогичные задания: 4 кл., ч. 1: с. 49, 51, 72, 86, 110, 112, 115, 119, …168, …172…;

ч. 2: с. 18…

5. Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий, как этапы постановки опытов или выполнения задания.

Задания: 4 кл., ч. 1: с. 90, 95, 99, 105, 117…; ч. 2: с. 26...

6. Использовать готовые модели (условные знаки, глобус, план, план-карту, карту) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов.

Тема «Как мы воспринимаем окружающий мир». Четвертое заседание клуба. Задание для каждого из членов клуба: познакомиться с планом работы клуба на месяц, подготовить для учащихся вторых и третьих классов доклад об одном из органов чувств. Можешь придерживаться такой последовательности изложения: 1) название органа чувств;

2) значение этого органа для жизни человека (или что человек чувствует с его помощью);

3) строение органа; 4) предупреждение заболевания органа (4 кл., ч. 2, с. 43).

Аналогичные задания: 4 кл., ч. 1: с. 59, 66, 80, 83, 84, 112, 122, 162…; ч. 2: с. 45…

7. Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе (осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение).

Тема «Солнечная система». Костя считает, что надо изучать Вселенную, так как наша планета неотделима от мира космоса и развивается по единым с ней законам природы. Это необходимо еще и потому, что у людей Земли есть ответственность перед будущим Вселенной. Мы должны сохранять самое удивительное явление Вселенной — ЖИЗНЬ — на одной из ее крохотных песчинок — Земле. Как ты думаешь, Костя прав? (4 кл., ч. 1, с. 53).

Аналогичные задания: 4 кл., ч. 1: с. 73, 83, 92, 94, 103…

8. Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека (соблюдать правила экологического поведения в быту).

Тема «Готовимся к школьной олимпиаде». Почему использование саксаула для отопления жилищ можно считать экологическим преступлением? (4 кл., ч. 1, с. 122).

Аналогичные задания: 4 кл., ч. 1: с. 120, 122, 180…; ч. 2: с. 33, 47…

9. Использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья; осознанно выполнять режим дня, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.

Тема «Советы врача». Как помочь человеку, если он ничего не сломал, но у него из носа идет кровь? Отклонить голову назад? НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ! (4 кл., ч. 2, с. 66).

Тема «А не хочешь ли ты стать выше ростом?». Проделай небольшой эксперимент... (4 кл., ч. 2, с. 128).

Аналогичные задания: 4 кл., ч. 2: с. 21, 23, 64, 65, 128, 129–137, 139, 141.


«Человек и общество»

1. Работать с картой: находить и показывать на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России, г. Санкт-Петербург, свой регион, главный город своего региона, города Золотого кольца, сухопутные и морские границы России; показывать и называть страны, граничащие с Россией, и др.

Тема «Полезные ископаемые твоего края». Рассмотри карту полезных ископаемых России на с. 134–135. Какими условными знаками обозначены на карте различные полезные ископаемые? Определи положение твоего края на этой карте. Какие полезные ископаемые

добывают в твоем крае? (4 кл., ч. 1, с. 133).

Аналогичные задания: 4 кл., ч. 1: с. 8, 9, 134–135, 136, 142–144,146, 147...; ч. 2: с. 69, 70, 71.

2. Различать государственную символику РФ, символику городов России, описывать достопримечательности Москвы, Санкт-Петербурга, городов Золотого кольца, своего края.

Задания: 4 кл., ч. 2: с. 69–71.

3. Различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить изученные исторические события с датами (ориентироваться в важнейших для страны событиях), конкретную дату с веком; находить место изученных событий на ленте времени.

Тема «Древние славяне». Найди в прочитанном тексте параграфа абзацы, где говорится, что жизнь древних славян тесно связана с природой и зависит от нее (4 кл., ч. 1, с. 14).

Тема «Древние славяне». Сколько веков отделяет время возведения первых стен Московского Кремля от нашего века? Кого считают основателем Москвы? Какие более древние города ты знаешь? (4 кл., ч. 1, с. 7).

Тема «Первые Московские князья». Рассмотри свиток на с. 37. Назови годы правления первого московского князя Даниила Александровича, московских князей Ивана Даниловича (Калиты) и его внука Дмитрия Донского (4 кл., ч. 1, с. 36).

Аналогичные задания: 4 кл., ч. 1: с. 7, 8, 9, 11, 14…

4. Используя дополнительные источники информации (словарик учебника, словари русского языка УМК, Интернет, книги из школьной библиотеки, материалы краеведческого музея и др.), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и

верованиям наших предков.

4 кл., ч. 1, с. 187; ч. 2, форзац, темы: «Начальная русская летопись», «Верования древних славян», «Праздники древних славян», «Древняя Русь».

5. Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (школьный коллектив, семья, общество).

Тема «Поверхность и водоемы твоего края». А что можешь сделать ты? Обсудите план мероприятий по охране поверхности земли родного края. Включите его в общий план школьных мероприятий по охране окружающей среды (4 кл., ч. 1, с. 132).

6. Соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни.

Тема «Готовимся к школьной олимпиаде». Во время еды пища изо рта попадает в глотку. От глотки по трахее воздух направляется к легким. Зная все это, что ты должен посоветовать первокласснику, который весело смеется в школьной столовой с набитым пищей ртом?

(4 кл., ч. 2, с. 68).

Аналогичные задания: 4 кл., ч. 2: с. 19, 23, 33–35, 42, 47, 61, 64–66…

7. Воспитывать пиетет к культовым сооружениям и уважение к чувствам верующих людей.

Тема «Вера в Единого Бога и сохранение традиционной обрядовости». Почему люди, которые признают Единого Бога (христиане, мусульмане, иудеи), ходят в разные храмы? Так, например, друзья Маши и Миши вместе с родителями ходят в ХРИСТИАНСКИЙ ХРАМ. Они верят в ИИСУСА ХРИСТА. А дедушка и бабушка Рашида, друга Кости, ходят в МЕЧЕТЬ. Они верят в АЛЛАХА. Родители Сени ходят в СИНАГОГ У и верят во ВСЕВЫШНЕГО БОГА . А у Тани Перовой прабабушка живет в Бурятии. Она поклоняется БУДДЕ и ходит в БУДДИЙСКИЙ ХРАМ (4 кл., ч. 1: с. 39, 40).

4 кл., ч. 1: с. 39–48, 185–186.

Иллюстрации:

храмовый комплекс в Москве в районе Владыкино, включающий

храмы трех религий. Конец XX века (с. 40–41);

памятники иудейской культуры, XIX век (с. 46);

памятники буддийской культуры, Индия, Аджанта, VI–VII века (с. 46);

памятник христианской культуры, начало XV века (с. 47);

памятники мусульманской культуры, VII и XVI века (с. 47).

































Учебно-тематический план




п/п


Содержание


Количество

часов


1


История Отечества

7


2


Земля – планета Солнечной системы

4


3


Путешествие по природным зонам

13


4


Родной край – часть великой России

11


5


Человеческий организм

11


6


Изучаем органы чувств

8


7


Путешествуем по странам мира

6


8


Москва как летопись истории России

5


9


Мы – граждане России

3


Итого:


68









Календарно – тематическое планирование



п/п


Дата



Тема урока


Тип урока

Планируемые результаты


д/з


личностные

метапредметные


предметные


1.




Древние славяне


Урок первичного предъявления

новых знаний и УУД



Личностные УУД:

базовые историко-культурные представления.

Регулятивные УУД:

управлять познавательной и учебной деятельностью по средствам постановки целей, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения материала.

Коммуникативные УУД:

участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Познавательные УУД:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Уметь: работать с толковым слова­рем; работать с картой «Восточные славяне»; анализировать рисунки предметов труда и быта древних славян и определять их назначение.

С. 7-11

ответы на во­просы


2.




Занятия древних славян


Комбинированный урок



Регулятивные УУД:

формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные УУД:

поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах.

Коммуникативные УУД: формулировать свои затруднения.


Знать: названия древних городов.

Уметь: рассказывать о занятиях древних славян, от кого защищались, как обожествля­ли природу; называть имена богов и духов древних славян.


С.17 отвечать на вопросы


3.




Древняя Русь


Комбинированный урок



Регулятивные УУД:

ставить новые учебные задачи.

Познавательные УУД: обучение работе с разными видами информации; умение применять правила, пользоваться инструкциями.

Коммуникативные УУД: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, и отвечать на них.

Знать: когда и где произошло объединение Новгородского и Киевского княжеств.



С.18-20 пересказ


4.


Путь «из варяг в греки»


Комбинированный урок



Уметь: работать с картой «Путь «из варяг в греки»»; пользоваться толковым словарем; называть имена и годы правления киевских князей.


С. 21 работа с картой


5.




Крещение Руси


Комбинированный урок



Регулятивные УУД:

составлять план и последовательность действий.

Познавательные УУД: оценка достоверности получаемой информации.

Коммуникативные УУД: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, и отвечать на них.

Знать: во что верили древние славя­не; почему славянская письменность названа кириллицей.

Уметь: объяснять важность крещения Руси в истории нашей стра­ны; называть годы правления Влади­мира Мономаха; объяснять, почему князя Ярослава Владимировича про­звали Ярославом Мудрым.


С. 25-29.

Ответы на во­просы


6.


Борьба Руси с западными завоевателями

Урок применения предметных

ЗУНов и УУД





Личностные УУД:

осознание своей этнической принадлежности, целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Познавательные УУД:

обучение работе с разными видами информации.

Коммуникативные УУД: взаимодействие, учёт позиции собеседника.

Знать военные победы Александра Невского.

Уметь: работать по карте «Невская битва»; описывать Ледовое побоище.

С.30-33.

Ответы на вопросы


7.


Возникновение Москвы.

Урок применения предметных

ЗУНов и УУД

Регулятивные УУД:

ставить новые учебные задачи.


Познавательные УУД:

сбор, обработка и передача информации.


Коммуникативные УУД:

обращаться за помощью.

Знать: когда была основана Москва; в какое княжество входила Москва при Юрии Долгоруком.

С.34-36,

пересказ



8.


Первые Московские князья

Урок применения предметных

ЗУНов и УУД

Уметь: называть московских князей и киевских князей; располагать на «ленте времени» периоды правления московских и киевских князей; анализировать «ленту времени» и читать по ней даты.

С.37 -38.

Ответы

на вопросы


9.


Первое заседание клуба

«Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости»


Урок применения предметных

ЗУНов и УУД





Личностные УУД:

уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре всех народов Земли.

Регулятивные УУД:

адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей.

Познавательные УУД:

извлечение информации из разных источников.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию.

Иметь представление: о мировых религиях.

Уметь: отвечать на вопросы по тексту; работать со справочной литературой.

С. 39-48.

Ответы

на вопросы


10.



Обобщение по теме

«Древние

славяне»

Урок обобщения и систематизации предметных

ЗУНов,

универсальных действий


Регулятивные УУД:

выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить.

Познавательные УУД:

выделять и обобщённо фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.

Коммуникативные УУД: осуществлять взаимный контроль.

Знать: историю Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена.

С. 49-53.

читать


11.



Солнечная

система


Урок первичного предъявления

новых знаний и УУД





Личностные УУД:

оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, умение находить ответ на вопрос





Регулятивные УУД:

организация учащимся собственной учебной деятельности.

Познавательные УУД:

смысловое чтение художественных и познавательных текстов, с выделением существенной информации

Коммуникативные УУД:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание.

Знать: названия планет Солнечной системы; что Земля один оборот во­круг Солнца делает за один год.

Уметь: называть космические тела; рассказывать о возникновении Солнечной системы; выполнять модель Солнечной системы; объяснять появ­ление в календаре високосного года.

Сообще­ние о планетах Солнечной системы


12.


Вращение Земли вокруг своей оси и её движение вокруг Солнца

Урок первичного предъявления

новых знаний и УУД


Знать: причины смены дня и ночи, смены времен года на Земле.

Уметь: проводить простейшие опыты, делать выводы; объяснять смену времен года, смену дня и ночи на Земле.

С. 54-58.

Ответы

на

вопросы


13.




Природные зоны нашей страны


Комбинированный урок



Познавательные УУД:

моделировать, т.е. выделять и обобщённо фиксировать существенные признаки объектов, с целью решения конкретных задач.

Регулятивные УУД:

активно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Коммуникативные УУД: взаимодействие, учёт позиции собеседника.




Знать: понятие «природные зоны»; причины смены с севера на юг нескольких природных зон.

Уметь: работать с картой «Природные зоны России»; объяснять условные обозначение на карте; называть природные зоны.

С.59-63.

Ответы

на вопросы


14.


Второе заседание клуба

«Ледяная зона. Особенности неживой природы ледяной зоны».



Урок первичного предъявления

новых знаний и УУД








Личностные УУД:

экологическая культура: ценное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.















Личностные УУД:

экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.

Регулятивные УУД:

ставить новые учебные задачи.

Познавательные УУД:

использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг дуга событий как этапы постановки опытов.

Коммуникативные УУД: договориться о распределении функций и ролей совместной деятельности.

Иметь представление: об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в зоне арктических пустынь.

Уметь: работать с картой «Природные зоны России»; сравнивать природные условия своей местности с природными условиями Арктики; называть характерные растения и животных для арктической зоны; составлять цепи питания, которые сложились в Арктике; объяснять, почему люди с давних пор осваивают Арктику; называть за­поведники Арктики; рассказывать о мерах защиты и охраны природы.

С. 65-73,

пересказ



15.


Растения ледяной зоны.

Животные ледяной зоны.

Арктика и человек.


Комбинированный урок


Сообщение о расти­тельном или жи­вотном мире Арктики


16.




Тундра




Урок решения практических и проектных задач






Регулятивные УУД:

ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные УУД:

узнавать, называть объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием.


Коммуникативные УУД:

аргументировать свою позицию и координирование ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.


Иметь представление: об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности чело­века в тундре.




Уметь: находить зону тундры на кар­те «Природные зоны России»; объяс­нять, почему в тундре много болот; приводить примеры животных тунд­ры, которые отличаются способом питания; составлять цепи питания, которые сложились в Арктике; расска­зывать, как растения и животные при­способились к суровым условиям тун­дры; сравнивать природу Арктики и тундры; показывать на карте Мур­манск и другие города, расположен­ные в зоне тундры.

С. 74-83,

пересказ





17.



Тундра.

Тундра и человек



Урок решения практических и проектных задач




Сообщение

о расти­тельном или жи­вотном мире тундры.


18.




Зона лесов


Урок решения практических и проектных задач



Личностные УУД:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи

Регулятивные УУД:

выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.




Познавательные УУД:

выявление общих и отличительных признаков

природных зон России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, положительное и отрицательное влияния деятельности человека на

природу.

Коммуникативные УУД:

адекватно использовать средства устной речи для

решения различных коммуникативных задач.

Знать: о роли леса в природе и жизни людей.

Иметь представление: об особенно­стях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности чело­века в зоне лесов; как меняется харак­тер лесов с севера на юг.



Уметь: находить зону лесов на карте «Природные зоны России»; пользоваться толковым словарем; называть основные деревья тайги, смешанного леса, широколиственного леса; называть животных зоны лесов; составлять цепи питания между обитателями зоны лесов; рассказывать о заповедниках, расположенных в лесной зоне России.

С. 84-94,

пересказ


19.




Животные леса. Роль леса в природе и жизни человека



Комбинированный урок


Сообщение о растительном

или




животном

мире лесов


20.



Зона степей.



Комбинированный урок



Личностные УУД:

ориентация на понимание причин успеха в

учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ

соответствия результатов требованиям

конкретной задачи.


Регулятивные УУД:

следовать установленным правилам, в планировании и контроле способа решения.



Познавательные УУД:

осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях; осуществлять запись (фиксацию) информации об окружающем мире.






Коммуникативные УУД:

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов.

Иметь представление: об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в степи.

Уметь: находить зону степей на карте «Природные зоны России»; сравнивать зону степей и зону лесов; объяс­нять название промежуточной зоны «лесостепь»; называть редких животных степей, занесенных в Красную книгу; составлять цепи питания между

обитателями степей; находить в Ин­тернете материал о растениях и жи­вотных степей; рассказывать о запо­ведниках и охранной деятельности человека в зоне степей.

С. 95-103.

Сообщение о зоне степей по плану


21.



Деятельность людей в зоне степей.

Охрана природной зоны.




Комбинированный урок


Сообщение о растительном или жи­вотном мире степей


22.




Зона пустынь


Урок применения предметных ЗУНов и УУД








Личностные УУД: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой

задачи.

Регулятивные УУД:

вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Познавательные УУД:

строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; находить в содружестве с одноклассниками

разнообразные способы решения учебной задачи; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные УУД:

допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Иметь представление: об особенно­стях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности чело­века в пустыне.

Уметь: находить зону пустынь на карте «Природные зоны России»; пользоваться толковым словарем; называть растения и животных зоны пустынь; составлять цепи питания между обитателями зоны пустынь.

С.104-

111


23.


Жизнь челове­ка в пустыне

Урок применения предметных

ЗУНов и УУД


Сообщение о растительном или жи­вотном мире пустынь



24.


Третье заседание клуба

«Субтропическая зона»


Урок применения предметных

ЗУНов и УУД







Личностные УУД: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

следовать установленным правилам, в планировании и контроле способа решения;


выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные УУД:

анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез, как составление целого из частей; проводить сравнение и классификацию изученных

объектов.

Коммуникативные УУД:

уметь договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре).


Уметь: находить зону субтропиков на карте «Природные зоны России»; называть особенности неживой природы Черноморского побережья; называть растения Черноморского побережья; делить животных субтропической зо­ны по месту обитания (на суше, в мо­ре); составлять цепи питания между обитателями субтропической зоны; рассказывать об охранной деятельно­сти человека на Черноморском побережье.

Знать: правила поведения во время отдыха на Черноморском побережье.

С.112-

121


25.




Растения и жи­вотный мир Черноморского побережья Кавказа



Урок применения предметных

ЗУНов и УУД


Сообщение о растительном или жи­вотном мире субтропиков.




26.





Твой родной край


Урок первичного предъявления

новых знаний и УУД


Личностные УУД:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной

действительности.








Личностные УУД:

широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Регулятивные УУД:

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

Познавательные УУД:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая при возможности электронные,

цифровые)

в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета.

Коммуникативные УУД:

владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе, при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения.

Знать: название родного края.

Уметь: работать с толковым слова­рем; анализировать политико- административную карту России; объяснять условные обозначения; рассказывать, в каком направлении от Москвы находится родной город (поселок); показывать границы родного края.




С.123-

125. Ответы на вопросы


27.


Московское время


Комбинированный урок


Иметь представление: о часовых поясах.

Уметь: определять, в каких часовых поясах находятся данные города; работать с картой «Часовые пояса России».

С. 126-

128.

Ответы на вопросы


28.


Карта твоего края. Поверхность и водоемы твоего края. А что можешь сделать ты?


Комбинированный урок


Уметь: работать с физической картой России и с картой родного города (поселка); определять положение родного края на карте России.

С. 128.

Ответы

на вопросы


29.




Полезные ископаемые твоего края



Комбинированный урок



Регулятивные УУД:

предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.


Познавательные УУД:

ставить, формулировать и решать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности по решению проблем различного характера.


Коммуникативные УУД: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров.

Знать: понятия «месторождения», «бассейн», «полезные ископаемые».

Уметь: работать с картой «Полезные ископаемые»; определять положение родного края на карте; указывать, ка­кие полезные ископаемые добывают в родном крае

С. 133-

135.

Ответы

на во­просы


30.


Растения твоего края

Урок применения предметных ЗУНов и УУД


Знать отрасли растениеводства.

Уметь: определять положение родно­го края на карте «Природные зоны России»; называть растения и живот­ных родного края; проводить наблю­дения за неживой природой

родного края; называть отрасли растениевод­ства родного края; проводить «учет» и описание растений и животных, кото­рые обитают на школьном дворе


С.136-137. Сообще­ние о редких растениях родного края


31.




Отрасли животноводства твоего края и домашние животные



Урок применения предметных ЗУНов и УУД


Личностные УУД:

принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранительного поведения; чувства прекрасного на основе знакомства с миром природы и лучшими образцами отечественной культуры.

Регулятивные УУД:

удерживать учебную задачу, ставить новые учебные задачи.


Познавательные УУД:

поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, карта).

Коммуникативные УУД:

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов.

Знать: отрасли животноводства.

Уметь: называть домашних животных родного края; называть отрасли животноводства родного края

С.138-

139. Сообщение о редких животных родного края


32.




Народные промыслы твоего края


Урок решения практических и проектных задач


Уметь: работать с картой «Народные промыслы»; называть народные промыслы; описывать народные промыслы родного края.

С. 140-

143. Сообщение о народных промыс­лах родного края


33.




Заповедные места твоего края


Урок решения практических и проектных задач


Личностные УУД:

ориентация на понимание причин успеха в

учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей.


Регулятивные УУД:

устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.



Познавательные УУД:

проводить несложные наблюдения, поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, карта).

Коммуникативные УУД:

контролировать действия партнера; использовать речь для регуляции своего действия.

Знать: понятие «заповедник».

Уметь: работать с картой; пользоваться тол­ковым словарем; описывать заповед­ные и охраняемые места родного края.


С.144-

147.

Ответы на во­просы


34.


Обобщение по теме «Родной край - часть великой России».

Проверочная работа по теме: «Родной край – часть великой России»




Контрольный урок


Знать: историю, достопримечательности родного края.

Уметь: составлять цепи питания между обитателями родного края; описывать водоем родного края по плану; называть растения и животных родного края; рассказывать о родной школе.

С. 148.

Ответы

на вопросы


35.



Письмо руководителей клуба школьникам.

Забота о здоровье.


Комбинированный урок






Личностные УУД:

ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей.





Регулятивные УУД:

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.





Познавательные УУД:

проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.



Коммуникативные УУД:

адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

Уметь: объяснять необходимость соблюдения оптимальных форм поведения на основе изученных правил сохранения и укрепления здоровья;

измерять температуру тела, вес и рост человека

Знать: правила оказания первой помощи при несчастных случаях.



Составить режим дня


36.




Как устроен организм человека



Урок первичного предъявления новых знаний и УУД


Знать: понятия «орган», «система ор­ганов».

Иметь представление: о строении и значении костной системы, мышечной системы, системы пищеварения, ды­хания,

кровообращения, мочевой, нервной систем.

Уметь: называть основные части тела человека; рассказывать о значении каждой части тела человека.


ТПО


37.




Путешествие мир клеток

Урок формирования первоначальных

предметных

навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями




Личностные УУД:

способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.











Личностные УУД:

принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам здоровьесберегающего поведения.

Регулятивные УУД:

принимать установленные правила в планировании

и контроле способа решения.

Познавательные УУД:

умению смыслового восприятия познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей.

Коммуникативные УУД:

строить сообщение в соответствии с учебной задачей.


Знать: понятие «ткань».

Уметь: сравнивать внешний вид ткани разных органов (нервная ткань, ткань носовой полости, жировая ткань, мышечная ткань) под микроскопом.

С. 12-13.

Ответы

на вопросы



38.




Самый большой орган чувств



Комбинированный урок


Знать: термин «кожа»; строение кожи (эпидермис, меланин, дерма, подкож­ный слой).

Уметь: проводить простейшие опы­ты; рассказывать о значении кожи для организма человека; показывать на схеме структурные части кожного покрова.

С.

14-16.

Ответы на во­просы



39.




Как человек двигается?



Комбинированный урок


Регулятивные УУД:

выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.


Познавательные УУД:

осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях.



Коммуникативные УУД:

адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате.

Знать: термины «кости», «мышцы», «скелетные мышцы», «суставы».


Иметь представление: о значении мышце-сгибателе и мышце-разгибате­ле; о строении костей; что кости «де­лают» кровь.

Уметь: называть части скелета (че­реп, позвоночник); рассказывать о назначении костей скелета человека.

С.

17-20.

Ответы на во­просы



40.




Пищеварительная система.

Ее роль в жизнедеятельности человека.




Комбинированный урок


Знать: понятия «пищеварение», «пищеварительная система».

Уметь: выполнять правила питания; рассказывать о процессе пищеварения; называть необходимые для роста организма питательные вещества (углеводы, белки, кальций).

С.

21-24.

Ответы на вопросы


41.



Система кровообращения.

Ее роль в жизнедеятельности человек.




Комбинированный урок



Личностные УУД:

ориентация на понимание причин успеха в

учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ

соответствия результатов требованиям конкретной задачи.


Регулятивные УУД:

вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.



Познавательные УУД:

проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях.

Коммуникативные УУД:

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов.

Знать: что в теле человека находятся полости, занимаемые органами.

Уметь: называть органы кровеносной системы; рассказывать о работе сердца; рассказывать о циркуляции крови по организму; называть состав крови; рассказывать о строении сердца.

С.

25-28.

Ответы

на вопросы



42.




Познакомимся с дыхательной системой.



Комбинированный урок


Знать: какие внутренние органы защищены грудной клеткой; понятия «диафрагма», «трахеи», «бронхи», «брон­хиолы», «альвеолы», «капилляры».

Уметь: проводить простейшие опы­ты; называть органы системы дыха­ния; рассказывать о путешествии воз­духа в организме человека; сравнивать вдыхаемый и выдыхаемый воздух.

С.

29-31,

пересказ




43.




Всё о вдохе и выдохе



Комбинированный урок



Личностные УУД:

самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.

Регулятивные УУД:

осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.


Познавательные УУД:

поиск и выделение необходимой информации из различных источников.

Коммуникативные УУД:

обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них.

Иметь представление: о том, что лег­кие необходимы не только для дыха­ния, но и для того, чтобы говорить.

Уметь: рассказывать о работе голосовых связок; выполнять режим дня; отказываться от вредных привычек.

Сообщение на тему «Как у челове­ка проис­ходят вдохи выдох»


44.




Береги свои легкие


Урок решения практических и проектных задач


Уметь: объяснять негативное влияния курения, алкоголизма, табакокурения, токсикомании.

Знать: что курение вредно для человека; последствия употребления психоактивных веществ.

С.32-35.

Сообще­ние «Сохрани свои лег­кие здоровыми!»


45.


Как почки удаляют из организма вредные вещества


Комбинированный урок


Личностные УУД:

принятие установки на здоровый образ жизни.

Регулятивные УУД:

адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок.

Познавательные УУД:

осознанно и произвольно строить сообщение в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

Коммуникативные УУД:

допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Знать: строение мочевой системы.

Иметь представление: о роли почек.

Уметь: называть органы мочевой системы (мочевой пузырь, почки, мочеточники, мочеиспускательный канал, почечная артерия, почечная вена).

С.

36-37.

Ответы

на вопросы



46.




Нервная система человека



Комбинированный урок




Личностные УУД:

использование знаний о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья, для соблюдения правил гигиены систем органов.



Регулятивные УУД:

вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил.

Познавательные УУД:

осуществление поиска информации из рассказа учителя, из материалов учебника, личного опыта.





Коммуникативные УУД:

следование правилам общения при осуществлении сотрудничества: грамотно задавать вопросы, внимательно слушать и корректно отвечать на вопросы других.

Знать: строение нервной системы; какие сведения об окружающем мире мы получаем с помощью органов чувств.

Иметь представление: о защитных рефлексах организма.

Уметь: называть все органы чувств; рассказывать о строении нервной системы (головной мозг, спинной мозг, нервы).

С.

38-40.

Ответы

на вопросы


47.


Обобщение

по теме

«Человеческий организм»

Проверочная работа по теме «Человеческий организм»


Урок обобщения и систематизации предметных

ЗУНов,

универсальных действий


Уметь: называть системы опорно-двигательного аппарата;

называть органы пищеварения, кровообращения и дыхания; называть роль нервной системы; называть известные клетки крови

С.

41-42.




Ответы

на вопросы


48.


Четвертое заседание клуба

«Как мы воспринимаем окружающий мир»


Урок первичного предъявления

новых знаний и УУД



Личностные УУД:

оценивание значимости усваиваемого содержания, исходя из личностных ценностей.


Регулятивные УУД:

выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Познавательные УУД:

извлечение информации из различных источников.

Коммуникативные УУД:

умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре).

Знать: органы чувств; правила ухода за органом обоняния.

Уметь: проводить простей­шие опыты и наблюдения.

С. 43-45.



49.




Спроси у носа; что такое запах


Комбинированный урок


Иметь представление: об органе равновесия; о строении носа.

Уметь: готовить сообщение об орга­нах чувств по плану; рассказывать о значении носа.

С. 46-48.

Ответы на во­просы


50.


Высуни язык и скажи: «А»


Комбинированный урок






Личностные УУД:

принятие установки на здоровый образ жизни.


Регулятивные УУД:

самостоятельное определение цели учебной деятельности и способов ее достижения.

Познавательные УУД:

построение рассуждений в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Коммуникативные УУД:

сотрудничество в поиске и сборе информации.

Иметь представление: о строении языка.

Уметь: рассказывать о значении языка; проводить простейшие опыты и наблюдения.

С. 49-52.

Ответы

на вопросы


51.



«Взгляд» на глаз

Береги зрение


Комбинированный урок


Знать: правила ухода за глазами.

Иметь представление: о строении глаза.

Уметь: рассказывать о значении глаза; проводить простейшие опыты и наблюдения.

С. 53-56.

Ответы

на вопросы


52.


Ухо не только орган слуха.

Ухо – орган равновесия


Комбинированный урок





Личностные УУД:

использование знаний о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья, для соблюдения правил гигиены систем органов.

Регулятивные УУД:

самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне.

Познавательные УУД:

пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами; строить небольшие сообщения в устной и письменной форме.

Коммуникативные УУД:

адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

Знать: правила ухода за органом слуха.

Уметь: выполнять правила ухода за органом слуха; проводить простейшие опыты и наблюдения.

С. 57-61.

Ответы на во­просы


53.


Распознавание предметов путем соприкосновения с ними


Комбинированный урок


Знать правила ухода за органом осязания.

Иметь представление о строении кожи.

Уметь: рассказывать о значении ор­гана осязания; проводить простейшие опыты и наблюдения.

С. 62-63. Ответы на во­просы


54.


Советы школьного врача.

Игры детей и дорожная безопасность.

Урок решения практических и проектных задач


Уметь: выполнять советы врача.

Знать: как помочь человеку до приезда врача.

С. 64-66.

Ответы

на вопросы

55.



Границы России


Урок применения предметных

ЗУНов и УУД




Личностные УУД:

гражданская идентичность (восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий).










Личностные УУД:

уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов.





Регулятивные УУД:

самостоятельное определение цели учебной деятельности и способов ее достижения.

Познавательные УУД:

построение рассуждений в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.




Коммуникативные УУД:

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.


Знать: границы России; с какими государствами граничит Россия; понятие «государства».

Уметь: работать с физической картой России; называть соседние государства и их столицы.

С. 69-73.

Ответы

на вопросы


56.




Границы России.

Москва - столица России.



Урок применения предметных

ЗУНов и УУД


Уметь: рассказывать о соседних с Россией государствах; называть основные

достопримечательности, исторические памятники соседних с Россией государств, находить местонахождение Москвы и других крупнейших городов (2-3) на карте России.

С. 74-79.




Ответы на во­просы


57.




Соединенные Штаты Америки


Комбинированный урок


Регулятивные УУД:

проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве.

Познавательные УУД:

умение грамотно отвечать на простые и сложные вопросы учителя и одноклассников по теме, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.


Коммуникативные УУД:

активное участие в работе группы, распределение ролей.

Уметь: работать с картой; называть основные достопримечательности, исторические памятники США; называть столицу и главные города США.

Иметь представление: о терроризме.

С. 80-83.

Ответы

на вопросы


58.




Великобритания



Комбинированный урок


Уметь: работать с картой; называть основные достопримечательности, исторические памятники Великобри­тании; называть столицу и главные города Великобритании.

С. 84-86.

Ответы

на вопросы


59.




Франция



Комбинированный урок


Уметь: работать с картой; называть основные достопримечательности, исторические памятники Франции; называть столицу и главные города Франции.

С. 87-90.

Ответы

на вопросы







60.








День народного единства






Урок первичного предъявления

новых знаний и УУД






Личностные УУД:

личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия.











Личностные УУД:

гражданская идентичность (осознание себя гражданином России, своей этнической и национальной принадлежности)











Личностные УУД:

гражданская идентичность (осознание себя гражданином России, своей этнической и национальной принадлежности)












Личностные УУД:

гражданская идентичность (осознание себя гражданином России, своей этнической и национальной принадлежности)



Регулятивные УУД:

контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при

сотрудничестве с учителем, одноклассниками.


Познавательные УУД:

ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач; воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие

их компоненты – тексты.








Коммуникативные УУД:

допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе, не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.



Знать: государственные праздники России;

историю создания памятника на Красной площади «Гражданину Минину и князю Пожарскому от бла­годарной России».

Уметь: рассказывать об истории Мо­сквы, возведении Кремля, о Красной площади, Спасской башне, Кремлев­ских курантах, о московских князьях и их победах над иноземными захватчиками; рассказывать о подвиге Минина и Пожарского.





С. 93-95.


Ответы

на вопросы


61.




Москва: память о войне 1812 года


Урок первичного предъявления

новых знаний и УУД


Знать: государственные праздники России; историю создания памятника «Триумфальная арка».

Иметь представление: о значении войны 1812 года.

Уметь: рассказывать об Отечествен­ной войне 1812 года; называть памят­ники, посвященные Отечественной войне 1812 года.

С. 96-99.

Ответы на вопросы


62.




Память Москвы о героях

Великой Отечественной войны 1941-1945 годов


Комбинированный урок


Знать: когда началась и закончилась Великая Отечественная война.


Уметь: рассказывать о героях Вели­кой Отечественной войны.

С. 100-103


63.


Памятники Москвы покорителям космоса


Комбинированный урок


Знать: государственные праздники России; имя первого космонавта.

Уметь: рассказывать об истории ос­воения космоса; называть памятники, посвященные космонавтам; рассказы­вать о достижениях России в освоении космоса.


С. 104-107. Ответы на во­просы


64.



Имя нашей страны – Россия; или Российская

Федерация


Урок первичного предъявления

новых знаний и УУД


Регулятивные УУД:

следовать, установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.


Познавательные УУД:

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; строить логическое рассуждение , включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов.

Знать: все названия нашего государ­ства (Русь, Древнерусское государст­во, Россия); исторические столицы России; государственные символы России.

Уметь: читать наизусть Государственный гимн России; рассказывать, что изображено на Государственном гербе России; описывать Государст­венный флаг Российской Федерации.

С. 109-111. Ответы на во­просы


65.


Основной закон страны – Конституция России.



Комбинированный урок


Знать, что Россия объединяет 89 равноправных членов - субъектов Российской Федерации.

Уметь: подписывать адрес на конвер­те; называть Основной закон страны - Конституцию России; называть права и обязанности граждан России; объяс­нять, почему охрана природы является одной из важнейших обязанностей граждан; объяснять, почему государ­ство заинтересовано в получении гра­жданами основного общего образования.

С.112-116


66.




Президент

России


Личностные УУД:

гражданская идентичность (осознание себя гражданином России, своей этнической и национальной принадлежности)

Комбинированный урок


Регулятивные УУД:

адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок.


Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить сообщение в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.


Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них.

Знать, что главой наше­го государства является Президент РФ; главные задачи парламента; по­нятия «федерация», «республика».

Уметь: называть имена депутатов, кото­рые представляют интересы твоего региона в парламенте.


С.116. Ответы на во­просы


67.




Олимпиадные задания


Урок применения предметных

ЗУНов и УУД

Знать: понятия, изученные в разделе

«Мы – граждане России».



68.




Подведение итогов года


Урок обобщения и систематизации предметных

ЗУНов,

универсальных действий


Знать: историческое значение и основные достопримечательности род­ного города (поселка), родного края.

Уметь: показывать на карте; расска­зывать об основных достопримечательностях родного поселка.

Летние

задания

Список литературы

Методические пособия для учащихся:

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 4 класс: Учебник.

  • М: Академкнига/ Учебник.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 4класс. Тетрадь для самостоятельной работы - М: Академкнига/ Учебник.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. Хрестоматия. 4класс. - М: Академкнига/ Учебник.

Учебно-методические пособия для учителя

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Методическое пособие для учителя. - М: Академкнига/ Учебник.

Программа по курсу «Окружающий мир»:

Авторская программа по окружающему миру О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, Л.Г. Кудровой «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2011 г. - Ч.1: 240 с. Проект «Перспективная начальная школа», разработанная на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г).



Рабочая программа и КТП по окружающему миру "Перспективная начальная школа" 4 класс
  • Начальные классы
Описание:

    Рабочая программа по предмету  «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования  на основе авторской программы по окружающему миру  О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, Л.Г. Кудровой. 

   В основу рабочей программы лёг учебно-методический комплект «Перспективная начальная школа".

     Программа содержит программу формирования УУД и развернутое  календарно- тематическое планирование.

      

      

 

Автор Роганова Алла Владимировна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 3103
Номер материала 52600
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓