Главная / Начальные классы / рабочая программа и календарно тематическое планирование (надомное обучение) по окружающему миру

рабочая программа и календарно тематическое планирование (надомное обучение) по окружающему миру

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия №1 г. Лаишево

Лаишевского муниципального района Республики Татарстан




«Рассмотрено»

Руководитель МО


_______________/Каюмова Р.Р./

Протокол №________

«_____» _____________2014 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УР


______________/Аникина Е.В./

«_____» _______________2014 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ Гимназия №1

________________/_Шарипова Г.Х./

Приказ № _____________

от «____» ________________ 2014 г.





Рабочая программа

по учебному предмету «окружающий мир»

2 класс (надомное обучение)

Кузововой Светланы Вячеславны











2014-2015 учебный год




Пояснительная записка


Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» разработана на основе: Федерального государственного стандарта начального общего образования, 2010 г, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания, Планируемых результатов начального общего образования, авторской рабочей программы А.А.Плешакова «Окружающий мир».

Специфика предмета «Окружающий мир» во 2 классе состоит в том, что:

  • имеет экологическую направленность, которая обусловлена особой актуальностью экологического образования в современных условиях;

  • имеет ярко выраженный интегративный характер;

  • соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания;

  • даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Учебный курс «Окружающий мир» во 2 классе соответствует образовательным областям «Естествознание» и «Обществознание» базисного учебного плана.

Цель изучения предмета:

  • развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

  • освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного т социального; о человеке и его месте в природе и обществе;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.


Изучение окружающего мира направлено на решение следующих задач:

  • формирование у учащихся единого, целостно окрашенного образа мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого;

  • воспитание нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля;

  • овладение основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, осмысление причинно - следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края;

  • формирование у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни;

  • систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта обучающихся, воспитание у них любви к своему городу, к своей Родине;

  • освоение основ адекватного природо - и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде;

  • знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях;

  • существенное воздействие на развитие у обучающихся речи и познавательных процессов (сенсорное развитие, развитие мышления, внимания, памяти, воображения), а также эмоциональной сферы и творческих способностей.

УМК «Школа России», учебник- Школа России. А. А. Плешаков. «Окружающий мир». Москва «Просвещение» 2012;

На изучение предмета « Окружающий мир» отводится 0.5 часа в неделю, 17 часов в год.


Результаты освоения курса


Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.



Требования к уровню подготовки учащихся


2 класс

Личностные результаты


У обучающегося будут сформированы:


  • более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка*;

  • представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);

  • представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов  России, выступающей в форме национального  языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;

  • овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;

  • понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;

  • познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;

  • представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям*;

  • эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран;

  • этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях  людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;

  • способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов*;

  • установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;

  • бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых ценностей.

 

Метапредметные результаты
Регулятивные

Обучающийся научится:


  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;

  • сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);

  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);

  • планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;

  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

  • оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;

  • соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;

  • контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.

 

Познавательные


Обучающийся научится:


  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;

  • находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;

  • использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;

  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;

  • анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;

  • классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

  • сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);

  • осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;

  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;

  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;

  • моделировать объекты,  явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).

Коммуникативные


Обучающийся научится:


  • включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;

  • формулировать ответы на вопросы;

  • слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

  • договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;

  • высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);

  • поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;

  • признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

  • понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;

  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм); 

  • готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;

  • составлять небольшие рассказы на заданную тему.

Предметные результаты
Обучающийся научится:


  • находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;

  • называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;

  • различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;

  • приводить примеры народов России;

  • сравнивать город и село, городской и сельский дома;

  • различать объекты природы и предметы рукотворного мира;

  • оценивать отношение людей к окружающему миру;

  • различать объекты и явления неживой и живой природы;

  • находить связи в природе, между природой  и человеком;

  • проводить наблюдения и ставить опыты;

  • измерять температуру воздуха, воды, тела человека;

  • определять объекты природы с помощью атласа-определителя;

  • сравнивать объекты природы, делить их на группы;

  • ухаживать за комнатными растениями  и животными живого уголка;

  • находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;

  • соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;

  • различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;

  • прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;

  • узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;

  • различать виды транспорта;

  • приводить примеры учреждений  культуры и образования;

  • определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;

  • различать внешнее и внутреннее строение тела человека;

  • правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;

  • соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;

  • различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;

  • соблюдать основные правила противопожарной безопасности;

  • правильно вести себя при контактах с незнакомцами;

  • оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;

  • приводить примеры семейных традиций;

  • соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и  других общественных местах;

  • различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;

  • ориентироваться на местности разными  способами;

  • различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;

  • различать водоёмы, узнавать их по описанию;

  • читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;

  • находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;

  • различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.


Учебно-тематический план




Наименование разделов и тем

Всего часов

Экскурсии

Проекты


Тесты



1

Где мы живем?


2

-

1

-

2

Природа


4

1

-

1

3

Жизнь города и села


2

-

-

-

4

Здоровье и безопасность


3

-

-

1

5

Общение


2

-

1

-

6

Путешествия


4

1

-

1



Итого

17

2

2

3



Календарно-тематическое планирование



урока

Тема урока

Характеристика деятельности обучающихся

Дата

план

факт

Раздел «Где мы живём?» (2 ч)

1

Родная страна. Город и село. Проект «Родной город (село)»

Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить; различать государственные символы России (герб, флаг, гимн), отличать герб и флаг России от гербов и флагов других стран; исполнять гимн Российской Федерации; анализировать информацию учебника о федеративном устройстве России, о многонациональном составе населения страны; приводить примеры народов России; различать национальные языки и государственный язык России; обсуждать, почему народы России называют братскими; работать со взрослыми: извлекать из различных источников (энциклопедии, краеведческая литература, интервью с родителями, работниками музеев) сведения о гербе своего региона и города, национальном составе населения региона, гербах других государств, представленных в рабочей тетради и сборнике тестов; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

сравнивать с помощью фотографий и по личным наблюдениям город и село; находить изображения города и села, обозначать их цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию; рассказывать о своём городе (селе) по плану; сравнивать городской и сельский дома; описывать интерьер городской квартиры и сельского дома; оценивать преимущества и недостатки городских и сельских жилищ; рассказывать о своём доме по плану; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.



2

Природа и рукотворный мир.


Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; различать объекты природы и предметы рукотворного мира; работать в паре: классифицировать объекты окружающего мира, обозначать их цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию; приводить примеры объектов природы и предметов рукотворного мира, заполнять таблицу в рабочей тетради; обсуждать и оценивать отношение людей к окружающему миру, отбирать из списка необходимые слова для характеристики отношения к миру, рассказывать о своём отношении к окружающему; обсуждать название книги «Великан на поляне» и предисловие к ней; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Выполнять тестовые задания учебника; оценивать свои достижения и достижения других учащихся



Раздел «»Природа (4 ч)

3

Неживая и живая природа. Явления природы. Что такое погода. В гости к осени (заочная экскурсия и урок). Звездное небо



Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить; классифицировать объекты природы по существенным признакам; различать объекты неживой и живой природы; осуществлять контроль и коррекцию; приводить примеры объектов живой и неживой природы; анализировать существенные признаки живых существ, обсуждать свои выводы, осуществлять самопроверку; устанавливать связи между живой и неживой природой; различать объекты и явления природы, рассказывать об изменениях, происходящих с природными объектами, как о природных явлениях; практическая работа: знакомиться с устройством термометра, проводить опыты с термометром, измерять температуру воздуха, воды, тела человека и фиксировать результаты измерений; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра; приводить примеры погодных явлений (дождь, гроза, метель и др.); находить на рисунке знакомые созвездия; сопоставлять иллюстрацию учебника с описанием созвездий; моделировать созвездия Орион, Лебедь, Кассиопея; знакомиться по учебнику с зодиакальными созвездиями, осуществлять самопроверку; работать со взрослыми: наблюдать звёздное небо, находить на нём изученные созвездия;



4

Заглянем в кладовые Земли. Про воздух и про воду. Какие бывают растения и животные.

Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; рассказывать о значении воздуха и воды для растений, животных и человека; анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воздуха и воды; описывать эстетическое воздействие созерцания неба и водных просторов на человека; наблюдать небо за окном и рассказывать о нём, пользуясь освоенными средствами выразительности; работать со взрослыми: находить информацию об охране воздуха и воды в родном крае; наблюдать небо, водные пейзажи, описать свои впечатления; готовить фоторассказы о красоте неба и воды; устанавливать по схеме различия между группами растений; работать в паре: называть и классифицировать растения, осуществлять самопроверку; приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края; определять растения с помощью атласа-определителя;

оценивать эстетическое воздействие растений на человека; соотносить группы животных и их существенные признаки; знакомиться с разнообразием животных, находить в рассказах новую информацию о них, выступать с сообщениями; сравнивать животных (лягушек и жаб) на основании материала книги «Зелёные страницы», выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке



5

Невидимые нити. Дикорастущие и культурные растения. Дикие и домашние животные


Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

устанавливать взаимосвязи в природе: между неживой и живой природой, растениями и животными, различными животными;

работать в паре: моделировать изучаемые взаимосвязи; выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей;

читать и обсуждать стихотворение Б. Заходера «Про всех на свете», делать вывод о необходимости бережного отношения к природе и сохранения природных связей;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке




Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, обозначать соответствующие рисунки цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию; приводить примеры дикорастущих и культурных растений; классифицировать культурные растения по определённым признакам; находить новую информацию в текстах о растениях, обсуждать материалы книги «Великан на поляне»;

сочинять и рассказывать сказочную историю о дикорастущем или культурном растении (по своему выбору);

сравнивать и различать диких и домашних животных, обозначать соответствующие рисунки цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию; приводить примеры диких и домашних животных, моделировать значение домашних животных для человека, рассказывать о значении домашних животных и уходе за ними; находить в тексте нужную информацию, обсуждать материалы книги «Зелёные страницы»;


6

Комнатные растения. Животные живого уголка. Про кошек и собак. Красная книга.

Тест по теме «Природа»

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; узнавать комнатные растения на рисунках, осуществлять самопроверку; работать в паре: определять с помощью атласа-определителя комнатные растения своего класса, находить в атласе-определителе информацию о них; оценивать роль комнатных растений для физического и психического здоровья человека; осваивать приёмы ухода за комнатными растениями в соответствии с инструкцией

рассказывать о животных живого уголка и уходе за ними; определять животных живого уголка с помощью атласа-определителя и учебника; использовать информацию из атласа-определителя для подготовки сообщения; рассказывать о своём отношении к животным живого уголка, объяснять их роль в создании благоприятной психологической атмосферы; осваивать приёмы содержания животных живого уголка в соответствии с инструкциями; характеризовать предметы ухода за животными в зависимости от их назначения;

определять породы кошек и собак, пользуясь иллюстрациями учебника, атласом-определителем; приводить примеры пород собак с помощью атласа-определителя; обсуждать роль кошки и собаки в хозяйстве человека и создании благоприятной психологической атмосферы в доме, объяснять необходимость ответственного отношения к домашнему питомцу;

выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; предлагать и обсуждать меры по их охране; использовать полученную информацию для подготовки собственного рассказа о Красной книге; составлять общий план рассказа о редком растении и животном; рассказывать о редких растениях и животных по составленному плану;

работать со взрослыми: узнать, какие растения и животные родного края внесены в Красную книгу; подготовить с помощью дополнительной литературы, Интернета сообщение о растении или животном из Красной книги России (по своему выбору);

по схеме в учебнике анализировать факторы, угрожающие живой природе, рассказывать о них; знакомиться с Правилами друзей природы и экологическими знаками, договариваться о соблюдении этих правил; предлагать аналогичные правила, рисовать условные знаки к ним;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Выполнять тестовые задания учебника; оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; оценивать бережное или потребительское отношение к природе; формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами



Раздел «Жизнь города и села» (2 ч)

7

Что такое экономика. Из чего что сделано. Как построить дом. Какой бывает транспорт

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану; анализировать взаимосвязи отраслей экономики при производстве определённых продуктов; моделировать взаимосвязи отраслей экономики самостоятельно предложенным способом; извлекать из различных источников сведения об экономике и важнейших предприятиях региона и своего города (села) и готовить сообщения; читать предложенный текст, находить в нём ответы на поставленные вопросы, формулировать собственные вопросы к тексту; определять по фотографии деньги разных стран; работать со взрослыми: находить в дополнительной литературе информацию о деньгах разных стран, готовить сообщение;

классифицировать предметы по характеру материала, обозначать соответствующие иллюстрации цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию; по рисункам учебника прослеживать производственные цепочки, моделировать их, составлять рассказ, приводить другие примеры использования природных материалов для производства изделий;

рассказывать (по своим наблюдениям) о строительстве городского и сельского домов; работать в паре: сравнивать технологию возведения многоэтажного городского дома и одноэтажного сельского; узнавать на иллюстрациях учебника строительные машины и строительные материалы, объяснять их на значение, проводить строительные материалы, объяснять их на значение, проводить самопроверку, рассказывать о строительных объектах в своём городе (селе); читать текст учебника, находить названные в нём машины на рисунке, рассказывать о строительных машинах, пользуясь информацией учебника, предлагать вопросы к тексту, оценивать ответы одноклассников;

классифицировать средства транспорта (предлагать варианты классификации, анализировать схемы и выделять основания для классификации, приводить примеры транспортных средств каждого вида); узнавать по фотографиям транспорт служб экстренного вызова, соотносить его с номерами телефонов экстренного вызова, обозначать соответствие стрелками из цветной бумаги, осуществлять контроль и коррекцию; запомнить номера телефонов экстренного вызова 01, 02, 03

работать в группе: рассказывать об истории водного и воздушного транспорта, используя информацию из учебника и дополнительных источников, составлять общий план рассказа об истории различных видов транспорта; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке



8

Культура и образование. Все профессии важны. В гости к зиме












Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; различать учреждения культуры и образования, узнавать их по фотографиям, приводить примеры учреждений культуры и образования, в том числе в своём регионе; извлекать из текста учебника нужную информацию, предлагать вопросы к тексту; обсуждать роль учреждений культуры и образования в нашей жизни; работать со взрослыми: посещать музеи и рассказывать о них; с помощью Интернета совершать виртуальную экскурсию в любой музей (по своему выбору);

рассказывать о труде людей известных детям профессий, о профессиях своих родителей и старших членов семьи, о том, кем бы детям хотелось стать; определять названия профессий по характеру деятельности и находить их представителей на фотографиях; обсуждать роль людей различных профессий в нашей жизни; читать и обсуждать рассказ «Кто сделал хлеб», устанавливать взаимосвязь труда людей разных профессий; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

обобщать наблюдения над зимними природными явлениями, проведёнными во время экскурсий и в предшествующие дни зимы; знакомиться по материалам учебника с изменениями в неживой и живой природе зимой, готовить сообщения и выступать с ними; формулировать правила безопасного поведения на улице зимой; обсуждать правила охраны природы зимой по материалам книги «Великан на поляне»; подкармливать зимующих птиц; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.



Раздел «Здоровье и безопасность» (3 ч)

9

Строение тела человека. Если хочешь быть здоров

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; называть и показывать внешние части тела человека; определять на рисунке учебника или на муляже положение внутренних органов человека; моделировать внутреннее строение тела человека; извлекать из текста учебника информацию о строении и работе внутренних органов человека, предлагать вопросы по содержанию текста

рассказывать о своём режиме дня; составлять рациональный режим дня школьника; обсуждать сбалансированное питание школьника; различать продукты растительного и животного происхождения, осуществлять самопроверку; формулировать правила личной гигиены;

характеризовать назначение предметов гигиены, выделять среди них те, которые у каждого человека должны быть собственными; демонстрировать умения чистить зубы, полученные в 1 классе, на основе текста учебника дополнять правила ухода за зубами; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке



10

Берегись автомобиля! Школа пешехода.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; моделировать сигналы светофоров; характеризовать свои действия как пешехода при различных сигналах; соотносить изображения и названия дорожных знаков, обозначать соответствие стрелками из цветной бумаги, осуществлять контроль и коррекцию; моделировать сигналы светофоров; характеризовать свои действия как пешехода при различных сигналах;

формулировать правила безопасности на основе прочитанных рассказов; практическая работа: учиться соблюдать изученные правила безопасности под руководством учителя или инструктора ДПС. формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке



11

Домашние опасности. Пожар.

На воде и в лесу. Опасные незнакомцы. Тест по теме «Здоровье и безопасность»


Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; объяснять с опорой на иллюстрации учебника потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций; на основе текста учебника формулировать правила безопасного поведения в быту, моделировать их с помощью условных знаков, узнавать («расшифровывать») правила по предложенным в учебнике знакам, сравнивать свои знаки с представленными в учебнике;

характеризовать пожароопасные предметы (раскалённые предметы, воспламеняющиеся вещества, открытый огонь); запомнить правила предупреждения пожара; моделировать вызов пожарной охраны по обычному и мобильному телефону, по номеру МЧС;

характеризовать потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу;

запомнить правила поведения во время купания; различать съедобные и ядовитые грибы. Характеризовать потенциальные опасности при контактах с незнакомыми людьми (с опорой на иллюстрации учебника); предлагать и обсуждать варианты поведения в подобных ситуациях, запомнить правила поведения при контактах с незнакомцами; моделировать звонок по телефону (обычному и мобильному) в милицию и МЧС. Выполнять тестовые задания учебника; оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами



Раздел «Общение» (2 ч)

12

Наша дружная семья. Проект «Родословная»

Понимать учебные задачи при изучении материала раздела «Общение» и данного урока и стремиться её выполнить; рассказывать по рисунку и фотографиям учебника о семенных взаимоотношениях, о семейной атмосфере, общих занятиях; формулировать понятие «культура общения»; обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи;

моделировать ситуации семейного чтения и семейных обедов; В ходе выполнения проекта дети учатся: интервьюировать родителей о представителях старшего поколения, их именах, отчествах, фамилиях; отбирать фотографии из семейного архива (желательно отсканировать в едином формате); составлять родословное древо семьи; презентовать свой проект с демонстрацией родословного древа; оценивать свои достижения



13

В школе. Правила вежливости.

Ты и твои друзья. Мы – зрители и пассажиры




Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; обсуждать вопрос о культуре общения в школе; формулировать правила общения с одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне её; оценивать с нравственных позиций формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе и других общественных местах; моделировать различные ситуации общения на уроке и переменах; обсуждать, какие формулы вежливости имеются в русском языке и как они применяются в различных ситуациях общения; моделировать ситуации общения в различных ситуациях; обсуждать морально-этические аспекты дружбы на примере пословиц народов России; обсуждать проблему подарка в день рождения друга; обсуждать правила поведения за столом; моделировать правила поведения за столом (практическая работа); формулировать правила этикета в гостях; обсуждать правила поведения в театре (кинотеатре, консерватории) и формулировать их, возражая Советам Попугая;



Раздел «Путешествия» (4 ч)

14

Посмотри вокруг. Ориентирование на местности.

Формы земной поверхности. Водные богатства. В гости к весне (заочная экскурсия)

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; сравнивать фотографии в учебнике, находить линию горизонта; различать стороны горизонта, обозначать их на схеме; находить на схеме и называть указанные стороны горизонта, моделировать стороны горизонта; анализировать текст учебника, на его основе объяснять различия внешнего вида нашей планеты, сопоставлять вид Земли с самолёта (аэрофотосъёмка) с видом Земли из космоса, формулировать вывод о форме Земли; находить ориентиры на рисунке учебника, в своём городе (селе); знакомиться с устройством компаса и правилами работы с ним, осваивать приёмы ориентирования по компасу; знакомиться со способами ориентирования по солнцу, по местным природным признакам; различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию; анализировать схему частей реки, рассказывать о частях реки по схеме, осуществлять самопроверку; на основе наблюдений рассказывать о водных богатствах своего края; рассказывать о своих весенних наблюдениях в природе родного края; знакомиться по учебнику с изменениями в неживой и живой природе весной; находить в книге «Зелёные страницы» информацию на заданную тему, различать известную и новую для себя информацию; узнавать перелётных птиц на рисунке, осуществлять самопроверку; моделировать взаимосвязи весенних явлений в неживой и живой природе; работать с взрослыми: наблюдать весенние явления в природе, фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради («Мой научный дневник»), формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке



15

Россия на карте. Путешествие по Москве. Московский Кремль. Город на Неве.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; сравнивать изображение России на глобусе и карте; соотносить пейзажи России на фотографиях учебника с местоположением их на физической карте России, обозначать их фишками с соответствующими номерами; осваивать приёмы чтения карты (определение сторон горизонта, форм земной поверхности, других объектов с помощью условных знаков); учиться правильно, показывать объекты на настенной карте (по инструкции учебника); находить Москву на карте России; знакомиться с планом Москвы, находить на нём достопримечательности столицы; соотносить фотографии достопримечательностей Москвы с собственными наблюдениями, отмечать фишками знакомые объекты, описывать достопримечательности по фотографиям и своим впечатлениям; отличать герб Москвы от гербов других городов; работать с взрослыми: совершить виртуальную экскурсию по Москве с помощью Интернета;

обсуждать значение Московского Кремля для каждого жителя России;

находить на фотографии в учебнике достопримечательности Кремля, рассказывать о них по фотографии; читать текст учебника, находить в нём сведения из истории Кремля в соответствии с предложенными вопросами; сопоставлять современный облик Кремля с видами Кремля в прошлом на картинах А. Васнецова; рассказывать о Красной площади по фотографиям в учебнике и своим впечатлениям, описывать достопримечательности Красной площади по фотографиям;

находить Санкт-Петербург на карте России; знакомиться с планом Санкт-Петербурга, находить на нём достопримечательности города; работать в паре: соотносить фотографии достопримечательностей Санкт-Петербурга с собственными наблюдениями, отличать герб Санкт-Петербурга от гербов других городов; работать со взрослыми: совершить виртуальную экскурсию по Санкт-Петербургу с помощью Интернета; читать рассказ об истории создания памятника Петру Первому, предлагать вопросы к рассказу, оценивать ответы одноклассников; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке



16

Путешествие по планете и по материкам. Страны мира. Проект «Страны мира»

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; сравнивать глобус и карту мира; находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки; соотносить фотографии, сделанные на разных материках, с местоположением этих районов на карте мира, обозначать их фишками с соответствующими номерами;

находить материки на карте мира; знакомиться с особенностями материков с помощью учебника и других источников информации;

сравнивать физическую и политическую карты мира; находить и показывать на политической карте мира территорию России, других стран; соотносить фотографии достопримечательностей отдельных стран с местоположением этих стран на политической карте, обозначать эти страны соответствующими фишками; рассказывать по фотографиям о том, что можно увидеть в разных странах; с помощью карты приводить примеры стран, расположенных на разных материках;

пользуясь дополнительной литературой, определять, каким странам принадлежат представленные флаги; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке



17

Впереди лето. Тест по теме «Путешествия»



Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; определять цветущие летом травы, насекомых и других животных с помощью атласа-определителя «От земли до неба», осуществлять самопроверку; читать и обсуждать рассказ «Разговор в лесу» в книге «Великан на поляне», разыгрывать сценку по этому рассказу; приводить примеры летних явлений в неживой и живой природе; рассказывать о красоте животных по своим наблюдениям; работать со взрослыми: за лето подготовить фоторассказы или выполнить рисунки по темам «Красота лета», «Красота животных»;

Выполнять тестовые задания учебника; оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами








Нормы и критерии оценивания по окружающему миру


Оценивание устных ответов

В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота.

Ошибки:

- неправильный ответ на поставленный вопрос;

- неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя;

- при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения.


Недочеты:

- неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;

- при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать его;

- медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника.


Оценка «5»

  • уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного;

  • отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу;

  • не более одного недочета;

  • логичность и полнота изложения.


Оценка «4»

  • уровень выполнения требований выше удовлетворительного;

  • использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса;

  • самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения.

  • наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу;

  • не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу;

  • незначительные нарушения логики изложения материала;

  • использование нерациональных приемов решения учебной задачи;

  • отдельные неточности в изложении материала.


Оценка «3»

  • достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе;

  • не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу;

  • не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу;

  • отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.


Оценка «2»

  • уровень выполнения требований ниже удовлетворительного;

  • наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу;

  • более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу;

  • нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.





























Учебно-методическое обеспечение


1. А. А. Плешаков. «Окружающий мир». Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В двух частях, 3-е издание. Москва «Просвещение» 2012;

2. А. А. Плешаков. «Окружающий мир». Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений в двух частях. Москва «Просвещение», 2012;

3. Т. Н. Максимова Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 2 класс. М.: «ВАКО», 2013;



Список литературы


1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М. «Просвещение», 2010 г.

2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. — М.: Просвещение, 2010 г

3. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.- М. «Просвещение». 2009 г.

4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Под редакцией А. Г. Асмолова – М. «Просвещение», 2008 г.

5. Планируемые результаты начального общего образования. под редакцией Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой –М. « Просвещение», 2009 г.

6. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. – М. «Просвещение», 2009 г.

7. Сборник рабочих программ 1-4 классы «Школа России»— М.: Просвещение, 2011г.






рабочая программа и календарно тематическое планирование (надомное обучение) по окружающему миру
  • Начальные классы
Описание:

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» разработана на основе: Федерального государственного  стандарта начального общего образования, 2010 г, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания,  Планируемых результатов начального общего образования,  авторской рабочей программы А.А.Плешакова «Окружающий мир».УМК «Школа России», учебник- Школа России. А. А. Плешаков.  «Окружающий мир». Москва «Просвещение» 2012; На изучение предмета « Окружающий мир» отводится 0.5 часа в  неделю, 17 часов в год.

Автор Кузовова Светлана Вячеславна
Дата добавления 19.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Планирования
Просмотров 1772
Номер материала 3590
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓