Главная / Русский язык и литература / Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 7 класса

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 7 класса

Название документа календарно-темат 7русс.docx



Календарно-тематическое планирование

п\п

Дата

Наименования раздела и тем

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Формы контроля

план

факт

прим

Речь-16ч

1-2



01.09



04-05.09



06.09 08.09

11.09 12.09



13.09

15.09

18- 19.09

20.22.09



26.25.09







27.09




Русский язык в современном мире

Роль языка в жизни общества

Знать о языке как инструменте познания мира, уметь составлять простой план статьи

План

2-3

Текст. Тема широкая и узкая

Богатство и выразительность русского языка

Знать , что такое текст , средства выразительности языка

Устное и письменное высказывание

4-5

Простой и сложный план

Цель общения, ситуация общения, правила общения

Компоненты речевых ситуаций

Устное и письменное высказывание

6-7

Чтение - основной вид речевой деятельности

Определение мысли и темы текста

Знать виды речевой деятельности

Работа с текстами

8-9

Типы и стили речи

Составление таблицы

Знать изученные стили речи.

Уметь определять стили текстов

Написать сочинение-миниатюру в художественном стиле об осени

10-11

Научно-учебный и научно-популярный стили

Работа с текстами

Знать основные понятия: стиль, тип речи, тема, абзац,


112-13

Публицистический стиль

Работа с текстами

Знать основные понятия: стиль, тип речи, тема, абзац,

Свободный диктант

14-15

Сочинение «С чего начинается родина»

Составление плана, подбор материала

развивать логическое мышление, внимание, речь и память; развивать коммуникативно - речевые умения; работать над расширением словарного запаса и правильностью речи

Сочинение

16

Работа над ошибками



Работа над ошибками

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-6 КЛАССАХ-(12+7 часов)

17

29.09









02.10





03.10



Фонетика. Орфоэпия

Обобщить знания по теме «Фонетика»; развивать логическое мышление, внимание, речь и память; развивать коммуникативно - речевые умения;

Знать основные фонетические понятия, характеристики звуков.

Уметь производить фонетический разбор

Буквенный диктант, орфографическая диктовка

18

Читаем, говорим, пишем. Работа с текстом И. Милославского

развивать логическое мышление, внимание, речь и память; развивать коммуникативно - речевые умения;

Знать план построения текста

Работа с текстом

19

Морфемика. Словообразование

Отрабатывать навык морфемного и словообразовательного разбора

Знать понятие морфемы, уметь производить морфемный и словообразовательный разборы, знать виды морфем, знать основные способы образования слов

Орфографическая диктовка

20

04.10







06.10







09.10





10.10









11.10



13.10



16.10

17.10



18.10



20.10





23.10

24.10



25.10



27.10





30.10



31.10










Читаем, говорим, пишем. Работа с отрывком из повести А.Алексина «В стране вечных каникул»

развивать логическое мышление, внимание, речь и память; развивать коммуникативно - речевые умения;

Знать план построения текста

Работа с отрывком из повести А.Алексина «В стране вечных каникул»

21

Лексика. Фразеология

Работа с основными понятиями лексики

Знать понятия: лексическое значение слова, прямое и переносное значение слова, синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы.

Уметь работать со словарями, систематизировать материал

Лексический диктант, самостоятельная работа

22

Читаем, говорим, пишем. Работа по стихотворению Н. Рубцова

развивать логическое мышление, внимание, речь и память; развивать коммуникативно - речевые умения;

Знать план построения текста

Работа по стихотворению Н. Рубцова

23

Морфология. Части речи. Имя существительное

Совершенствовать умение определять части речи и производить их морфологический разбор; совершенствовать соответствующие орфографические умения и навыки.

Знать признаки частей речи, уметь отличать самостоятельные части речи от служебных, понимать функциональность частей речи

Тест, распределительный диктант, орфографическая диктовка

24

Имя прилагательное

Повторить основные понятия по теме

Знать признаки прилагательного

Тест, орфографическая диктовка

25

Глагол

Повторить основные понятия по теме

Знать признаки частей речи глагола

Тест, орфографическая диктовка

26

Местоимение

Повторить основные понятия по теме

Знать признаки местоимения

Тест, орфографическая диктовка

27

Имя числительное

Повторить основные понятия по теме

Знать признаки числительного

Тест, орфографическая диктовка

28

Наречие

Повторить основные понятия по теме

Знать признаки наречия

Тест, орфографическая диктовка

29

Читаем, говорим, пишем. Работа с отрывком из повести А. Толстого Необыкновенное приключение Никиты Рощина»

Работа по тексту

развивать логическое мышление, внимание, речь и память; развивать коммуникативно - речевые умения;

Работа с текстом

30-31

Употребление в речи различных частей речи

Нахождение частей речи в текстах

развивать логическое мышление, внимание, речь и память; развивать коммуникативно - речевые умения;

Работа с текстом

32рр

Сжатое изложение

Работа над сжатием текста

Уметь сжимать текст

Сжатое изложение

33

Работа над ошибками, допущенными в сжатом изложении

Выявление ошибок, работа над ошибками

Знать основные виды ошибок

Работа в тетрадях, индивидуальные задания

34пр

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-6 классах»

Контрольный диктант

Уметь выполнять контрольную работу, организовывать свою деятельность

Контрольный диктант

35

Работа над ошибками

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

Знать основные виды ошибок

Работа в тетрадях, индивидуальные задания

Причастие 24+7

36

01.11







10.11

13.11



14.15.-11





17.20-11



21.22-11





24.11





27.11



28.29-11

01.12



4.5.6-12

8.11.12.13-12







15.12



18.19.20-12





22.12





25.26.12





27.12





12.01



15.01



Причастие, его грамматические признаки

находить грамматические признаки глагола в причастии

Уметь находить в тексте прич., отличать их от глаголов и прилагательных, знать грамматические признаки причастия

Распределительный диктант, тест

37-38

Причастный оборот

Выделение причастного оборота запятыми в различных упражнениях

Знать о ПО, уметь находить в тексте, знать постановку запятых при ПО, уметь конструировать предложения с ПО

Орфографическая диктовка, выборочный диктант, работа по карточкам

39-40

Действительные и страдательные причастия

Тренинг

Знать грамматические признаки действительных и страдательных причастий, уметь их отличать, уметь составлять текст и предложения с данными причастиями.

Орфографическая диктовка, выборочный диктант, работа по карточкам

41-42

Сочинение по картине И. Шишкина «Утро в сосновом бору»

Творческая работа

Знать признаки текста, типы речи, особенности текста-описания

Сочинение по картине

43-44

Образование причастий настоящего времени Правописание суффиксов причастий настоящего времени

Действительны причастия страдательные причастия (залог причастия)

Знать условия выбора гласной в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

Уметь применять изученную орфограмму

Выборочный диктант, тренировочные упражнения, работа по карточкам

45




Правописание суффиксов причастий настоящего времени

Применять орфограмму на практике. Уметь использовать в речи данные причастия.

Знать условия выбора гласной в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

Уметь применять изученную орфограмму

Выборочный диктант, тренировочные упражнения, работа по карточкам


46рр




Сочинение-рассуждение по тексту С. Тер-Минасовой

Творческая работа

Знать признаки текста, типы речи, особенности текста-рассуждения

Сочинение-рассуждение


47-49

Образование причастий прошедшего времени

Использование в речи данных причастий.

Знать образование причастий прошедшего времени.

Уметь применять изученную орфограмму

тренировочные упражнения, работа по карточкам

50-53

Полные и краткие причастия

Синтаксический разбор. Отличие полных от кратких

Знать образование полной и краткой форм причастий

тренировочные упражнения, работа по карточкам

54-57

Правописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных

Закрепление материала по теме

Знать правило н и нн в суф. прич. и прил., образованных от глаголов, умение разграничивать причастия и прилагательные, образованные от глаголов, умение правильно писать н и нн в суффиксах причастий

тренировочные упражнения, работа по карточкам

58

Комплексная работа с текстом 2

Работа с текстами

Уметь находить в текстах изученные орфограммы

Комплексный анализ текста

59-61

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

условия выбора слитного и раздельного написания не с причастием

Знать условия выбора слитного и раздельного написания не с причастием.

Уметь применять орфографические правила на практике

тренировочные упражнения, работа по карточкам

62

Тест «Правописание причастий»

Тест

Знать правило н и нн в, умение правильно писать н и нн в суффиксах причастий

Тест

63-64

Употребление причастий в речи

Познакомить с функциями причастий в предложении и тексте; учить определять назначение в предложении и тексте

Знать орфографические и пунктуационные знания и умения учащихся по теме «Причастие»

Работа с текстом

65

Читаем, говорим, пишем. Работа с текстом о выборе профессии (с. 163-164)


Знать признаки текста, типы речи, особенности текста-рассуждения

Работа с текстом

66пр

Проверочная работа по теме «Причастие»

Проконтролировать орфографические и пунктуационные знания и умения учащихся по теме «Причастие»

Знать орфографические и пунктуационные знания и умения учащихся по теме «Причастие

Проверочная работа

67

Работа над ошибками

Выявление ошибок, работа над ошибками

Знать основные виды ошибок

Работа в тетрадях, индивидуальные задания

Деепричастие 12+3

68-69

16.17-01





19.01

22.01









23.01







24.01









26.01







29.01



30.01

31.01



02.02



05.02-06.02







07.02

09.02



Что такое деепричастие. Место деепричастия в системе частей речи.

Изучение нового материала. Тренировочные упражнения по теме «Деепричастие»

Знать, что деепричастие самостоятельная часть речи.

Уметь находить деепричастие в предложении, определять их синтаксическую роль

Беседа, работа с учебником, запись под диктовку

70-71

Деепричастный оборот

Выяснение деепричастного оборота

Знать, что такое деепричастный оборот и правила выделения его запятыми на письме. Уметь находить деепричастия, деепричастные обороты, определять их границы, применять пунктуационные правила при деепричастных оборотах

Работа с учебником, комментированное письмо, тест

72

Деепричастия совершенного и несовершенного вида

Высказывания на лингвистическую тему, Работа с текстами.

Знать способы образования деепричастий Уметь образовывать деепричастия, сохраняя вид, применять орфограмму «Гласная перед суффиксом деепричастия»


Выборочный диктант, работа с учебником

73

Образование деепричастий

Образование деепричастий

Знать способы образования деепричастий Уметь образовывать деепричастия, сохраняя вид, применять орфограмму «Гласная перед суффиксом деепричастия»


Выборочный диктант, работа с учебником

74

Признаки глагола и наречия у деепричастия

Выявление признаков наречия на примере текстов

Знать признаки глагола и наречия у деепричастий Уметь образовывать деепричастия, сохраняя вид

Работа по карточкам, распределительный диктант

75

Читаем, говорим, пишем. Работа с отрывком из феерии А. Грина «Алые паруса»

Работа по тексту

развивать логическое мышление, внимание, речь и память; развивать коммуникативно - речевые умения;

Работа с текстом

76-77рр

Сжатое изложение по отрывку из феерии А. Грина «Алые паруса»

Работа над сжатием текста

Уметь сжимать текст

Сжатое изложение

78

Морфологический разбор деепричастия

Работа с учебником

Знать грамматические признаки, уметь их анализировать

Тренинг

79-80

Употребление деепричастий в речи.

Познакомить с функциями деепричастия в предложении и тексте; учить определять назначение в предложении и тексте

Знать орфографические и пунктуационные знания и умения учащихся по теме «Деепричастиег»

Работа с текстами

81-82

Проверочная работа по теме «Деепричастие»

Проконтролировать орфографические и пунктуационные знания и умения учащихся по теме «Деепричастие»; проверить их навык выполнять разборы и задания; проверить умение готовиться к контрольному диктанту

Знать орфографические и пунктуационные знания и умения учащихся по теме «Деепричастие»

Проверочная работа

Предлог 10+2


83-84

12.02

13.02









14.16.02



19.02



20.02

21.02-

24-02



26.27.02



28.02

02-03





05.03











06.03



Служебные части речи. Междометия

Совершенствовать умение определять части речи и производить их морфологический разбор; совершенствовать соответствующие орфографические умения и навыки.

Знать признаки частей речи, уметь отличать самостоятельные части речи от служебных, понимать функциональность частей речи

Тренинг

85-86

Разряды предлогов

Работа по таблице «Разряды предлогов»

Знать разряды предлогов

Работа по карточкам, распределительный диктант

87

Морфологический разбор предлога

Работа с учебником

Знать грамматические признаки, уметь их анализировать

Тренинг

88-89

Сочинение-рассуждение «Что значит беречь себя для чтения?»

Работа над сочинением- рассуждением текста

Уметь составлять план, выделять главную мысль

Сочинение-рассуждение

90

Производные и непроизводные предлоги

Редактирование по таблице

Знать грамматические признаки, уметь их анализировать

Работа по карточкам, распределительный диктант

91-92

Простые и составные предлоги Правописание предлогов


Знать грамматические признаки, уметь их анализировать

Распределительный диктант

93-94

Употребление предлогов в речи

Познакомить с функциями предлога в предложении и тексте; учить определять назначение предлога в предложении и тексте

Знать грамматические признаки, уметь определять синтаксическую роль в предложении


95пр

Проверочная работа по теме «Предлог»

Проконтролировать орфографические и пунктуационные знания и умения учащихся по теме «Предлог»; проверить их навык выполнять разборы и задания; проверить умение готовиться к контрольному диктанту.

Знать орфографические и пунктуационные знания и умения учащихся по теме «Предлог»

Проверочная работа

96

Работа над ошибками

Выявление ошибок, работа над ошибками

Знать основные виды ошибок

Работа в тетрадях, индивидуальные задания

Союз 13+5

97

07.03









12.03



13.02



14.03

16.03



19.03





20.03

21.03

02.04



03.04



04.04





06.04

09.04





10.04

11.04





13.04











16.04




Союз как служебная часть речи

Познакомить с функциями союза в предложении и тексте; учить определять роль союза в предложении и тексте.

Знать грамматические признаки союза, уметь определять синтаксическую роль союзов в предложении, уметь определять условия постановки знаков препинания при однородных членах и в СП, уметь различать простые и составные союзы

Орфографическая диктовка, работа с учебником, беседа

98-99

Сочинительные союзы, их разряды

Сочинительные и подчинительные союзы

сочинительная связь

подчинительная связь

Знать разряды сочинительных союзов по значению, уметь определять условия постановки запятых в ССП

Орфографическая диктовка, работа с учебником, беседа

100-101

Подчинительные союзы, их разряды

Сочинительные и подчинительные союзы

сочинительная связь

подчинительная связь

Знать разряды подчинительных союзов по значению, уметь определять условия постановки запятых в СПП

Орфографическая диктовка, работа с учебником, беседа

102

Союзы простые и составные

Работа с таблицей

Уметь различать простые и составные союзы

Орфографическая диктовка, работа с учебником, беседа

103

Морфологический разбор союза

Работа с учебником

Знать грамматические признаки союза, уметь их анализировать

Тренинг

104-105

Правописание союзов

Уметь правильно писать и применять союзы в речи, отличать союзы от наречий

Знать правила написания союзов тоже, также, чтобы, зато.


Орфографическая диктовка, работа с учебником, беседа

106

Тест по теме «Союз»

Знать правила написания союзов

Знать признаки союза

Тест

107

Правописание союзов

Уметь правильно писать и применять союзы в речи, отличать союзы от наречий

Знать правила написания союзов

Тренинг

108-109 рр

Сжатое изложение (по упр.326)

Совершенствовать умение выделять предложение в устной речи и правильно оформлять его на письме

Знать критерии сжатия текста

Написание сжатого изложения

110-111

Употребление союзов в речи

Познакомить с функциями союза в предложении и тексте; учить определять назначение союза в предложении и тексте

Знать грамматические признаки союза, уметь определять синтаксическую роль союзов в предложении, уметь определять условия постановки знаков препинания при однородных членах и в СП, уметь различать простые и составные союзы

Выборочный диктант, работа по карточкам

112пр

Проверочная работа по теме «Союз»

Систематизировать теоретические сведения о союзе; совершенствовать орфографические, пунктуационные навыки учащихся, а также навыки употребления союзов в соответствии с нормами русского языка.

Знать грамматические признаки союза, уметь определять синтаксическую роль союзов в предложении, уметь определять условия постановки знаков препинания при однородных членах и в СП, уметь различать простые и составные союзы

Проверочная работа

113

Работа над ошибками в изложении , сочинении, проверочной работе

Выявление ошибок, работа над ошибками

Знать основные виды ошибок

Работа в тетрадях, индивидуальные задания

Частица 17+4

114

17.04











18.04-20.04





23.24.04

















25.04

27.04



30.04









02.05

04.05









07.05



08.05









11.05

14.05



15.05

16.05





18.05







21.05



Частица как служебная часть речи

Дать понятие о частице как служебной части речи; освоить семантику частиц, их функции в языке и речи, совершенствовать умение доказывать принадлежность слова к частицам;

Знать особенности частицы как служебной части речи, их функции в речи и в языке.

изучить порядок морфологического разбора частицы

Работа с таблицей

Соответствующее овторение в конце года

115-116

Разряды частиц по значению и употреблению

Познакомить с разрядами частиц; показать роль формообразующих частиц

Знать роль частиц в предложении и при образовании форм слова

Выборочный диктант, работа по карточкам

117-118

Правописание частиц

Закрепить знания о том, какие частицы пишутся раздельно, какие – через дефис;
тренироваться в различении омонимичных частиц и морфем;
слитное, раздельное и дефисное написание прилагательных, знаки препинания в сложном предложении, при вводных словах, при диалоге

развивать умение учитывать стилистическую окраску частиц в речи. тренироваться в раздельном и дефисном написании частиц; повторить

работа по карточкам

119-120

Частицы НЕ и НИ

показать различение частиц НЕ и НИ; закрепить условие выбора частиц НЕ - НИ.

Знать понятия о двойном отрицании, понимать их значение

Словарный диктант, комментированное письмо

121-122

Употребление частиц НЕ и НИ

Закрепить орфографические умения и навыки, повторить правописание НЕ – НИ с разными частями речи и в составе предложения; письменной и устной речи.

Знать разряды частиц по значению и употреблению

Работа по таблице

123-124 рр

Сочинение-рассуждение (по упр. 362)

Совершенствовать умение выделять предложение в устной речи и правильно оформлять его на письме, умение восстанавливать последовательность событий текста.

Уметь выстраивать текст-повествование, определять основную мысль рассказа

Работа по тексту

125

Морфологический разбор частицы

Работа с учебником

Знать план анализа морфологического

Тренинг

126рр

Читаем, говорим, пишем. Работа с текстом А.Алексина (с. 255-256)

Совершенствовать умение выделять предложение в устной речи и правильно оформлять его на письме, умение восстанавливать последовательность событий текста.

Знать морфологические признаки частиц, орфографию частиц.

Уметь правильно писать частицы и употреблять их в речи

Работа стекстом

127-128

Употребление частиц в речи

Работа с текстами

закрепить навыки правописания слов с непроверяемыми орфограммами; формировать навыки письменной и устной речи.

Словарный диктант, комментированное письмо

129-131

Комплексная работа с текстами

Систематизировать теоретические сведения

закрепить навыки правописания слов с непроверяемыми орфограммами; формировать навыки письменной и устной речи.

Комплексный анализ текста

132пр

Годовая контрольная работа

совершенствовать орфографические, пунктуационные навыки учащихся

закрепить навыки правописания слов с непроверяемыми орфограммами; формировать навыки письменной и устной речи.

Годовая контрольная работа

133

Работа над ошибками

Выявление ошибок, работа над ошибками

Знать основные виды ошибок

Работа в тетрадях, индивидуальные задания

Междометия и звукоподражательные слова 3

134

22.05



23.05



28.05



Междометия как особый разряд слов

Обеспечить уяснение понятия междометия, как особой части речи; выявить отличие междометий от самостоятельных частей речи;

Знать грамматические признаки междометия, уметь определять условия знаков препинания при междометии, уметь находить в тексте и употреблять междометия в своей речи.

Работа в тетрадях, индивидуальные задания

135

Основные функции междометия. Семантические разряды междометий

Работа в тетрадях, индивидуальные задания

136

Звукоподражательные слова

Работа в тетрадях, индивидуальные задания



Название документа русский 7.doc



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Расцветская средняя общеобразовательная школа»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

_________________

Протокол № ______

от «____»_________2014г.


«Принято»

Педагогическим советом школы

Протокол № _______

от «____»__________2014 г.


«Утверждаю»

Директор

МБОУ «Расцветская СОШ»

________________________

Приказ № _____

от «___»____________2014 г.








РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПРЕДМЕТА «Русский язык»

7 класс

(вторая ступень обучения)



Составитель: О. П. Скляр,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной

категории

Расцвет, 2014







Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённый приказом Министерства образования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;- приказ Министерства образования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»; - примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку (письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.06.2005 г. № 03-1263);- с учетом учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Расцветская средняя общеобразовательная школа». Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. Настоящая рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по русскому языку, авторской программы Е.А. Быстровой, Л. В. Кибиревой М., «Русское слово», 2013 год В работе используется учебник русского языка для 7 класса (авторы Е.А. Быстрова, Л. В. Кибирева М., «Русское слово», 2013 год)

Общая характеристика учебного процесса

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для VII класса  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Цели обучения. Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного,  деятельностного подходов к обучению родному языку:

-воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как к явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;

-овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;

-освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;

-развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;

- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане МБОУ «Расцветская СОШ» Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в VII классе – 136 часов (из расчета 4 раза в неделю).  Срок реализации программы – 1 год.

Технологии, используемые в учебном процессе:

1. Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии,  построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения.

2. Технологии реализации межпредметных связей в учебном процессе.

3. Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала учащимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса.

4. Технология проблемного обучения  с целью развития творческих способностей учащихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное  усвоение учениками заданного предметного материала.

Методы и приёмы обучения:

- обобщающая беседа по изученному материалу;

- индивидуальный устный опрос;

- фронтальный опрос;

- опрос с помощью перфокарт;

- выборочная проверка упражнения;

- взаимопроверка;

- самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);

- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);

- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой;

- составление учащимися авторского текста в различных жанрах;

- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

- изложения (подробные и сжатые) на основе текстов типа описания, рассуждения;

- написание сочинений;

- письмо под диктовку;

- комментирование орфограмм и пунктограмм.

Виды деятельности учащихся на уроке:

- анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления.

Формы организации образовательного процесса: поурочная система обучения с использованием объяснительно- иллюстративного, репродуктивного, частично-поискового методов обучения. А также такие формы обучения: урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - лекция, урок - игра, урок- исследование, урок-практикум, урок развития речи.

Виды и формы контроля: контрольные диктанты, сочинения, изложения, тесты.


Результаты освоения учебного предмета. Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Личностные: 1)  понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные: 1) владение всеми видами речевой деятельности (понимание информации, владение разными видами чтения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей; способность извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала; способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью развернутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов; способность правильно и свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, при менять полученные знания и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с другими людьми в процессе речевого общения.

Предметные: 1) представление об основных функциях языка, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке;

4) освоение базовых понятий лингвистики;

5) освоение основными стилистическими ресурсами лексики фразеологии русского языка;

6) опознавание и анализ основных единиц языка;

7) проведение различных видов анализа слова

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;осознание эстетической функции родного языка.




Основное содержание тем учебного курса.

Раздел I.

Речь-16ч

Русский язык как развивающееся явление. Язык и культура народа. Лингвистика как наука о языке и речи. Необходимость бережного и сознательного отношения к русскому языку как к национальной ценности.

Раздел II.

Повторение пройденного в 5-6 классах. (12+7 часов) Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности. Орфографические, пунктуационные условия написания слов. Морфемные признаки слова.

Морфологические признаки частей речи. Опознавательные признаки морфемики, орфографии, морфологии, синтаксиса, пунктуации.

Раздел III. Морфология

Причастие(24+7)

Причастие. Повторение пройденного о глаголе. Свойства прилагательных и глагола у причастия. Синтаксическая роль. Действительные и страдательные причастия. Обособление причастного оборота. Не с причастиями. Правописание суффиксов причастий. Н и НН в суффиксах причастий. Описание внешности человека.

Деепричастие(12+3) Повторение пройденного о глаголе. Свойства наречия  и глагола у деепричастия. Синтаксическая роль. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Обособление деепричастного оборота и одиночного деепричастия. Не с деепричастиями. Рассказ по картине.

Раздел IV

Служебные части речи. Культура речи.

Предлог как служебная часть речи(.9+3)Синтаксическая роль предлогов. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные. Текстообразующая роль предлогов. Слитное и раздельное написания предлогов. Дефис в предлогах.

Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.

Союз как служебная часть речи.(13+5) Синтаксическая роль союзов. Сочинительные и подчинительные союзы. Простые и составные. Текстообразующая роль союзов. Слитное и раздельное написания союзов.

Устное рассуждение на дискуссионную тему, языковые особенности.

Частица  как служебная часть речи.(17+4)Синтаксическая роль частиц. Текстообразующая роль. Формообразующие и смысловые частицы. Различение НЕ и НИ, их правописание.

Рассказ по данному сюжету.

Междометие. Звукоподражательные слова(3)

Междометие как часть речи. Синтаксическая роль. Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.






Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.




Литература  для учителя

  1.  Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников (авторы Е.А. Быстрова, Л. В. Кибирева М., «Русское слово»)

  2. С.В. Абрамова Русский язык. Проектная работа старшеклассников- М.:Просвещение, 2011

  3.  Г.А. Богданова  Уроки русского языка в 7 кл. / Г. А. Богданова. - СПб., 2004.

  4.   Г.А. Богданова Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. / Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2005.

  5. М.Г. Бройде Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2012.

  6.  Г.Г. Граник Секреты орфографии / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. - М., 1991.

  7.  А.Д. Дейкина   Универсальные   дидактические   материалы   по   русскому   языку: 5-6 классы / А. Д. Дейкина, Т. М. Пахнова. - М.: АРКТИ, 1999.

  8.  Н.В. Егорова Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 7 класс – М.:ВАКО, 2010

  9.   П.Ф. Ивченков Обучающее изложение: 5-9 кл. / П. Ф. Ивченков. - М., 1994.

  10. В.И. Капинос   Развитие    речи:    теория    и    практика    обучения:    5-7    классы / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. Н. Соловейчик. - М., 1991.

  11. Н.А. Сенина Русский язык. Тесты для промежуточного контроля. 7 класс – Ростов н/Д: Легион, 2009

Литература для учащихся

  1.  С.В. Антонова, Т.И. Гулякова Русский язык: 7 класс: контрольные работы тестовой формы – М.: Вентана-Граф, 2012

  2. Кодухов В. И. Рассказы о синонимах/ В. И. Кодухов. - М., 1986

  3. Михайлова С. Ю. Ключи к орфографии / С. Ю. Михайлова. - М.: Просвещение, 2006.

  4. Олимпиады по русскому языку / Сост. О. Н. Белявская. - Минск, 1995.

  5. Русский     язык:     Учебник     для     7     кл.      общеобразовательных     учреждений (авторы Е.А. Быстрова, Л. В. Кибирева М., «Русское слово», 2013 год)

Контрольные работы и тестовые задания по русскому языку за курс 7 класса

Содержание:

1. Входной тест по теме «Повторение изученного в 5-6 классах» (2 варианта)

2. Контрольная работа  «Повторение изученного в 5-6 классах»

3. Контрольная работа  «Причастие. Причастный оборот»

4. Контрольная работа  «Причастие»

5. Контрольная работа  «Деепричастие»

6. Промежуточная аттестация (1 вариант тренировочный / 2 варианта/ 3 варианта для проведения работы над ошибками)

7. Проверочная работа по теме «Деепричастие» (3 варианта)







ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ


К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

-        определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

-        производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе;

-        производить синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами, а также сложных предложений с изученными союзами;

-        составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;

-        соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии.

-        Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.

Орфограммы, изученные в 7 классе:

  • Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени;

  • Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени;

  • Гласные перед одной и двумя буквами Н в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов;

  • Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов;

  • Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и кратких прилагательных;

  • Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями;

  • Буква Е-Ё после шипящих в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени;

  • Правописание НЕ с деепричастиями;

  • Слитное и раздельное написание производных предлогов;

  • Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато;

  • Раздельное и дефисное написание частиц;

  • Правописание частицы НЕ с различными частями речи;

  • Различение частицы НИ, союза НИ-НИ, приставки НИ.

-        правильно писать изученные в 7 классе слова с непроверяемыми орфограммами.

По пунктуации.

Выделять запятыми причастные обороты, стоящие после определяемого     существительного, деепричастные обороты.

По связной речи.

  • адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы;

  • подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания внешности человека, процессов труда;

  • писать рассказы на предложенные сюжеты, сочинения – рассуждения на материале жизненного опыта учащихся;

  • грамотно и чётко рассказывать о произошедших событиях;

  • собирать и систематизировать материал к сочинению с учётом темы и основной мысли;

  • совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста.

Аудирование и чтение

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную информацию);

  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой.

Говорение и письмо

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);

  • создавать тексты различных стилей и жанров (выступление, статья, интервью, очерк);

  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями);

  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

 

Система оценки планируемых результатов



Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:

- учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;

- учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;

- учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.

I. Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных, способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:

1) полноту и правильность ответа,

2) степень осознанности, понимания изученного,

3) языковое оформление ответа.

Отметка «5» ставится, если ученик:

1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка

Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 —2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание, большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Отметка «1» не ставится.

Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

II. Оценка диктантов

Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса. Объем диктанта устанавливается: для класса VI – 100-110 слов (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.). Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для VI класса – 20-25 слов. Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определённой теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретённых навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся по всем изученным темам. До конца первой четверти (а в V классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

1) на правила, которые не включены в школьную программу;

2) на еще не изученные правила;

3) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

4) в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля). При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибок. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

К негрубым относятся ошибки:

1) в исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

5) в написании ы и и после приставок;

6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);

7) в собственных именах нерусского происхождения;

8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в здании; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму). Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

Диктант оценивается одной отметкой.

Отметка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Отметка «4» выставляется при наличии в диктанте орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок.

Отметка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Отметка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В V классе допускается выставление отметки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках.

Отметка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Отметка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания, выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание).

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Отметка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Отметка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

Отметка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Отметка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Отметка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Отметка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.

Отметка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «2».

III. Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. Сочинения и изложения в V-IX классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи». Примерный объем текста для подробного изложения: вV классе – 70-110слов. При оценке учитывается следующий примерный объем классных сочинений: в V классе — 0,5-1стр. Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая за соблюдение орфографических и пунктуационных норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

- соответствие работы ученика теме и основной мысли;

- полнота раскрытия темы;

- правильность фактического материала;

- последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

- разнообразие словарного и грамматического строя речи;

- стилевое единство и выразительность речи;

- число языковых ошибок и стилистических недочетов.

Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (см. нормативы для оценки контрольных диктантов).

Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нормативам:

Отметка «5» ставится, если:

1) содержание работы полностью соответствует теме;

2) фактические ошибки отсутствуют;

3) содержание излагается последовательно;

4) работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления;

5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В работе допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета, 1 грамматическая ошибка.

Отметка «4» ставится, если:

I) содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы);

2) содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности;

3) имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей;

4) лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен;

5) стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В работе допускается не более 2 недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2 грамматических ошибок.

Отметка «3» ставится, если:

1) в работе допущены существенные отклонения от темы;

2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения;

4) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление;

5) стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В работе допускается не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибок.

Отметка «2» ставится, если:

1) работа не соответствует теме;

2) допущено много фактических неточностей;

3) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану;

4) крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления;

5) нарушено стилевое единство текста.

В работе допущено более 6 недочетов в содержании, более 7 речевых недочетов и более 7 грамматических ошибок.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

Учебно-тематический план


Название разделов и тем

Всего часов

Теоретическая часть

Практическая часть

1

Речь


16ч

14

2-сочинение

2

Повторение изученного в 5-6 классах

19

12

7

2-сочинение

2-изложение

1-контрольный диктант

2-комплексный анализ текста

3

Причастие

31

24

7

4-Сочинение

2-Комплексная работа с текстом

1-Тест

4

Деепричастие

15

12

3

2-изложение

1 проверочная работа

5

Предлог

12

9

3

2-сочинение

1-проверочная работа

6

Союз

18

13

5

2-изложение

2-проверочная работа

1-тест


7

Частица

21

17

4

2-сочинени2-комплексная работа с текстом

8

Междометия и звукоподражательные слова

3

3

-

9

Итоговая контрольная работа

1

-

1


Итого

136
























Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 7 класса
  • Русский язык и литература
Описание:

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 7 класса по учебнику "Русский язык7 класс" под редакцией Е. Быстровой, издательство "Русское слово".

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, общую характеристику предмета, цели и задачи, результаты освоения учебного предмета,  требования к обучающимся, основное содержание тем учебного курса, учебно-тематический план, учебно-методическое обеспечение.

Календарно-тематическое планирование представлено в виде таблицы, состоящей из разделов:элементы содержания, требования к обучающимся, формы контроля.

Автор Скляр ольга Петровна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Планирования
Просмотров 1260
Номер материала 2009
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓