Главная / Русский язык и литература / Рабочая программа и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование

  1. Пояснительная записка

Статус  учебной программы

Данная рабочая программа по русскому языку для 10-11 классов создана в соответствии с Примерной программой среднего (полного) общего образования, требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта общего (полного) образования базового уровня, на основе «Программы по русскому языку для средней (полной) школы (базовый уровень)», подготовленной Н. А. Николиной к учебнику Грекова В. Ф., Крючкова С. Е., Чешко Л. А. Русский язык. 10-11 классы. – М.: Просвещение, 2013. и ориентирована на работу по учебнику В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, Л. А. Чешко «Учебник для занятий по русскому языку в старших классах» (М.: Просвещение, 2013).

В цели курса входит:

Обучение родному языку не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьника. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Структура документа.

Рабочая программа включает 9 разделов: пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, описание места учебного предмета в учебном плане, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности, описание учебно-методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса, планируемые результаты изучения учебного предмета.

  1. Общая характеристика  программы по русскому языку



Программа «Русский язык» предназначена для изучения русского языка в 10 кл. на базовом уровне и составлена из расчета 2 часа в неделю. Цель курса – повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по русскому языку, полученных в основной школе. Программа охватывает все разделы курса «Русский язык», основное внимание уделяется грамматике, орфографии и культуре речи в их взаимосвязи и взаимодействии. При этом подразумевается подача материала крупными блоками, что поможет учащимся глубже осмыслить взаимосвязь между различными разделами науки о языке и представить русский язык как систему.

Система расположения материала, полнота изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие заданий направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Госстандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенций как результат освоения содержания курса «Русский язык».

Теоретические сведения носят инструментальный характер, их объем и особенности подчинены формированию конкретных умений и навыков. Данный учебник может быть использован как справочник по основным разделам русского языка, обеспечивая восполняющее повторение при подготовке к ЕГЭ по русскому языку

В соответствии с современными требованиями коммуникативной направленности в обучении русскому языку программа предусматривает анализ текстов разных жанров для языкового, стилистического и др. видов лингвистического анализа, а также считаю целесообразным введение такой темы, как «Текст. Основные виды переработки текста».

В соответствии с дидактическими целями и учётом возрастных особенностей учащихся приоритетными разделами являются «Орфография» (10 класс) и «Пунктуация» (11 класс). Однако это распределение чисто условно: в 10 классе работа по орфографии ведётся на грамматической основе, в 11 классе продолжается формирование и совершенствование орфографических навыков.

Важной особенностью предлагаемой программы является принципиальная новизна подходов к реализации преподавания русского языка в 10-11 классах. На первый план выдвигается компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание данной рабочей программы, направленное на развитие и совершенствование общеучебных знаний, умений и навыков, коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Предлагаемая рабочая программа предусматривает углубление, расширение и совершенствование знаний по орфоэпии, лексике, морфемике, орфографии и морфологии..

Повторение материала по синтаксису и пунктуации планируется проводить параллельно с выполнением заданий КИМов по каждой теме, что позволит вести подготовку к ЕГЭ на каждом уроке. В качестве контрольных работ учащимся предлагаются диктанты, проверочные тестовые работы, комплексный анализ текста, сочинения по исходному тексту.

Цели и задачи изучения русского языка в школе на ступени среднего общего образования:

    • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

    • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

    • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

    • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

    • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Задачи изучения русского языка в основной школе:

  • закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по орфоэпии, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;

  • закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;

  • совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;

  • обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;

  • развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.

  1. Описание места учебного предмета «Русский язык» в Базисном учебном плане:

Учитывая необходимость подготовки выпускников к государственной (итоговой) аттестации по русскому языку, из вариативной части учебного плана образовательного учреждения в 10 классе добавлен 1 час в неделю (всего 34 ч.) для систематизации знаний, более качественного повторения и обобщения программного материала. Таким образом, рабочая программа составлена в соответствии с Учебным планом МОБУ СОШ и рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю).



  1. Учебно-тематический план



Наименование темы, раздела

Примерное кол-во

часов

Контрольные работы (кол-во часов)

Введение

2


Повторение изученного в 5-9 классах

3

1

Текст. Основные виды переработки текста.

9

1

Фонетика. Орфоэпия. Орфография.

6

1

Лексика и фразеология

8

1

Морфемика и словообразование.

8

1

Морфология и орфография

21

1

Повторение

3

1

Развитие речи

6


Резерв

4



Итого:

70




  1. Информационно-методическое обеспечение


  1. Учебник для занятий по русскому языку в старших классах. В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко , М.: Просвещение, 2012г.

  2. Золотарёва И. В., Дмитриева Л. П. Поурочные разработки по русскому языку: 10 класс. – М.: ВАКО, 2010

  3. Раман Т. В. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку: 10-й кл.: К «Пособию для занятий по русскому языку в старших классах» В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, Л. А. Чешко/Т. В. Раман. — М.: Издательство «Экзамен», 2009.(Серия «Учебно-методический комплект»).Учебник «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». Власенков А.И., Рыбченкова– М.: Просвещение,2002

  4. Власенков А.И., Рыбченкова, Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы»: Кн. для учителя.-5-е изд. – М.: Просвещение,2002

  5. Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2005.

  6. И.П.Цыбулько. ЕГЭ 2013. Русский язык. Сборник экзаменационных заданий. М.: «Веко» 2011г.

  7. Н.А.Сенина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2014. Ростов-на-Дону: «Легион», 2013г.

  8. Разные типы словарей.


Электронные пособия

  1. 1С: Репетитор. Русский язык. (Фонетика, лексикология, словообразование, морфология, синтаксис, орфография, пунктуация)

  2. 1С: Репетитор. Тесты по пунктуации.

  3. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. Решение экзаменационных задач в интерактивном режиме

  4. Фраза. Лингвистический тренажёр.

  5. CD-ROM . «Орфографический практикум»

  6. CD-ROM . «Тесты по русскому языку»

  7. Презентации к урокам



  1. Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по русскому языку


  1. Общие учебные умения:

Ученик должен знать/понимать:

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;

  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной-учебно-научной, официально-деловой сферах общения.



  1. Специальные предметные умения (предметные результаты):

Ученик должен уметь:

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства



  1. .Метапредметные результаты:

  • владение всеми видами речевой деятельности;

  • применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни;

  • коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях;

  • овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

  1. Личностные результаты:

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

  • достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.



  1. Формы и средства контроля, знаний, умений и навыков c приложением всех контрольных (зачетных работ).



Перечень контрольных работ по темам


п/п

Тема

Дата

Контрольная работа №1.Тест в формате ЕГЭ


Контрольная работа №2.и Зачет по теме «Текст. Основные виды переработки текста».


Контрольная работа №3. по теме «Фонетика. Орфоэпия. Орфография».


Контрольная работа №4 по теме «Лексика и фразеология»


Контрольная работа №5по теме «Морфемика и словообразование»


Контрольная работа №6 . Диктант с грамматическим заданием по теме «Морфология и орфография»


Контрольная работа № 7 Тест в формате ЕГЭ


  1. Содержание тем учебного курса (70 часов)

Общие сведения о языке.

(2 ч.)


Русский язык в современном мире. Язык и общество. Язык и культура. Русский язык в современном мире: в международном и межнациональном общении. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Речевая ситуация и ее компоненты.

Понятие о норме литературного языка. Типы норм. Редактирование текстов. Активные процессы в русском языке на современном этапе. Понятие нормы, основные нормы русского языка: орфоэпические, лексические, стилистические, грамматические (морфологические и синтаксические).


Текст. Основные виды переработки текста. (9 часов)

Текст, его строение, виды его преобразования и основные признаки. Способы и средства связи между частями текста.

Типы речи. Стили речи. Абзац. Виды сокращений текста (план, тезис, выписки. Конспект. Тематический конспект. Аннотация. Рецензия. Реферат.

Лексика и фразеология.

(8 ч.)


Слово и его лексическое значение. Лексическая система русского языка. Систематизация изученного по темам: «Однозначные и многозначные слова», «Прямое и переносное значение», «Метафора, метонимия, синекдоха». Различение прямого и переносного значений слов.

Определение смысловых отношений между словами. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, их значения в контексте. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная лексика.

Русская лексика с точки зрения ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова.

Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки. Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами.

Сравнение статей в толковом словаре, определение значения многозначного слова.

Лексическая и стилистическая синонимия.


Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография

(6 часов)

Орфоэпические нормы современного русского языка. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Основные нормы современного литературного произношения (произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных; произношение некоторых грамматических форм; особенности произношения иноязычных слов, русских имен и отчеств).

Нормативные словари русского языка и справочники.


Морфемика, словообразование, орфография.

(8 ч.)


Принципы русской орфографии (фонетический, морфологический, традиционный).

Понятие орфограмма. Основные принципы и нормы современной русской орфографии: правописание морфем; слитные, дефисные и раздельные написания; употребление прописных и строчных букв; правила переноса слов; правила графического сокращения слов. Орфограммы, связанные с употреблением прописных букв, ъ и ь (ь после шипящих, в грамматических формах, в правописании суффиксов), безударных и чередующихся гласных в корне слова, правописанием гласных после шипящих и г/, приставок (на з-, с-, пре-, при- и т. д.).

Применение знаний по фонетике, морфемике и словообразованию в практике правописания и говорения.

Выразительные словообразовательные средства. Экспрессивно-стилистическая роль корней, суффиксов и приставок в структуре художественного слова.

Словообразовательный разбор.

Нормативные словари русского языка и справочники: справочник по русскому правописанию, словообразовательный словарь русского языка.


Морфология и орфография.

(21 ч.)


Систематизация знаний о частях речи. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова. Принципы русской орфографии. Морфологический разбор частей речи.

Систематизация изученного об именах существительном, прилагательном, числи тельном; местоимении, глаголе, наречии, служебных частях речи. Определение синтаксической роли склоняемых частей речи в предложении. Основные типы орфограмм склоняемых частей речи, изученных в 5-7 классах. Определение синтаксической роли местоимения в предложении. Особенности функционирования глаголов в речи. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов. Глагольные формы - причастие и деепричастие. Особенности функционирования глагольных форм в речи. Применение основных типов орфограмм и пунктограмм причастия и деепричастия, изученных в 7-8 классах.

Особенности правописания предлогов и частиц с самостоятельными частями речи.

Совершенствование навыков применения основных типов орфограмм служебных частей речи, изученных в 7-9 классах.

Грамматические и словообразовательные нормы современного русского литературного языка, их описание и закрепление в словарях, учебниках, справочниках.

Повторение и систематизация изученного в 10 классе.(3ч.)

Развитие речи (6 часов)























  1. Календарно-тематическое планирование.

Русский язык. 10 «А» класс.

урока

Дата

Факт

Тема урока

Тип урока

Виды контроля

текущий

итоговый

СР

Сл.д.

зачёт

К/р

Соч




Введение (2 часа)

01.09-02.09








Язык и общество. Язык и история народа. Язык с точки зрения его происхождения

Комбинированный урок








Активные процессы в современном русском языке

Комбинированный урок









Повторение изученного в 5-9 классах (3 часа)

08.09-15.09


1


1




Повторение изученного в 5-9 классах

Обобщение и систематизация ЗУН








Повторение изученного в 5-9 классах

Обобщение и систематизация ЗУН


*






Контрольная работа №1.Тест в формате ЕГЭ Входной контроль

Контрольный урок




*




РР Технология работы над заданием С

Комбинированный урок









Текст. Основные виды переработки текста. (9 часов)

22.09-20.10



1

1

1



Текст, его строение, виды его преобразования и основные признаки. Способы и средства связи между частями текста.

Обобщение и систематизация ЗУН








Типы речи.

Обобщение и систематизация ЗУН








Стили речи

Обобщение и систематизация ЗУН








Абзац.

Комбинированный урок








Виды сокращений текста (план, тезис, выписки)

Ознакомление с новым материалом








Конспект. Тематический конспект. Аннотация. Рецензия.

Комбинированный урок








Реферат.

Ознакомление с новым материалом








Реферат.

Обобщение и Комбинированный урок



*





Обобщение изученного материала о текстах, видах их переработки. К/р №2 Зачёт по теме «Текст. Основные виды переработки текста»

Контрольный урок




*




РР Технология работы над заданием С

Комбинированный урок





*




Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография (6 часов)

27.10-18.11

1

1



1



Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии.

Обобщение и систематизация ЗУН


*






Орфоэпия. Орфоэпическая норма. Акцентологическая норма.

Обобщение и систематизация ЗУН








Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке.

Обобщение и систематизация ЗУН








Фонетический разбор.

Комбинированный урок

*







Графика. Принципы русской орфографии.

Обобщение и систематизация ЗУН








Контрольная работа № 3 по теме «Фонетика. Орфоэпия. Орфография».

Контрольный урок





*



РР Технология работы над заданием С

Обобщение и систематизация ЗУН









Лексика и фразеология (8 часов)

25.11-23.12


1



1



Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления.

Комбинированный урок








Активный и пассивный словарный запас.

Комбинированный урок








Типы лексических единиц. Омонимы. Причины появления омонимов в языке. Разновидности омонимов. Паронимы. Паронимический ряд.

Обобщение и систематизация ЗУН


*






Речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов. Уточнение лексического значения слов-паронимов. Речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов. Уточнение лексического значения слов-паронимов.

Совершенствование ЗУН








Русская фразеология.

Обобщение и систематизация ЗУН








Словари русского языка

Обобщение и систематизация ЗУН








Контрольная работа №4по теме «Лексика и фразеология»

Контроль ЗУН





*



РР Технология работы над заданием С

Комбинированный урок








Анализ письменных работ

Комбинированный урок









Морфемика и словообразование (8 часов)

12.01-03.02

2

1

1

1

1



Обобщающее повторение по теме «Морфемика и словообразование».

Обобщение и систематизация ЗУН


*






О-Е-Ё после шипящих и Ц. Ы-И после Ц.

Комбинированный урок



*





Правописание приставок

Обобщение и систематизация ЗУН








Правописание приставок

Обобщение и систематизация ЗУН

*







Способы словообразования.

Обобщение и систематизация ЗУН








Способы словообразования.

Совершенствование ЗУН

*







Выразительные словообразовательные средства.

Комбинированный урок








Контрольная работа №5по теме «Морфемика и словообразование»

Контроль ЗУН





*



РР Технология работы над заданием С

Обобщение и систематизация ЗУН









Морфология и орфография (21час)

10.02-18.05

3

2


2

1



Обобщающее повторение частей речи

Обобщение и систематизация ЗУН


*






Морфологический разбор частей речи

Совершенствование ЗУН








Имя существительное

Комбинированный урок








Суффиксы и окончания имён существительных.

Комбинированный урок

*







Имя прилагательное

Комбинированный урок








Правописание –Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных

Обобщение и систематизация ЗУН








Правописание –Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных

Совершенствование ЗУН








Контрольная работа №6 . Диктант с грамматическим заданием по теме «Морфология и орфография»

Контроль ЗУН




*




Местоимение

Обобщение и систематизация ЗУН








Глагол. Суффиксы глагола.

Комбинированный урок








Правописание глаголов

Комбинированный урок

*







Причастие

Комбинированный урок








РР Технология работы над заданием С

Обобщение и систематизация ЗУН





*



Деепричастие

Обобщение и систематизация ЗУН








Правописание наречий(слитное, раздельное, дефисное написание)

Обобщение и систематизация ЗУН


*






Служебные части речи. Предлог

Обобщение и систематизация ЗУН








Служебные части речи. Частица

Обобщение и систематизация ЗУН








Слитное и раздельное написание не с разными частями речи.

Обобщение и систематизация ЗУН








Различение частиц НЕ и НИ

Совершенствование ЗУН

*







Различение служебных слов и омонимичных им форм

Совершенствование ЗУН






  1. 9



Различение служебных слов и омонимичных им форм

Совершенствование ЗУН








Контрольная работа № 7 Тест в формате ЕГЭ

Контроль ЗУН




*





Итоговое повторение (3 часа)

19.05-26.05








Повторение

Обобщение и систематизация ЗУН








Повторение

Обобщение и систематизация ЗУН








Повторение

Обобщение и систематизация ЗУН








РЕЗЕРВ









РЕЗЕРВ









РЕЗЕРВ









РЕЗЕРВ









НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ,

УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ


«Нормы оценки...» призваны обеспечивать одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов письменных работ;

4) критерии и количество отметок за различные виды письменных работ.

Оцениваются только такие знания, умения и навыки учащихся, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные умения и навыки; 3) речевые умения.

Проверка знаний, умений и навыков может проводиться как с целью определения их сформированности по этапам обучения (текущий контроль), так и для подведения итогов работы за год (итоговый контроль).

С целью повышения ответственности учащихся за качество знаний учитель, выставляя оценку, должен не только объявить, но и объяснить ее. Это относится к оценкам как за устные ответы, так и за все виды письменных работ.

Уровень знаний учащихся о языке в VXI классах устанавливается путем устного опроса (знание правил, определений, грамматический разбор) и выполнения различных упражнений (списывание с постановкой слов в нужной форме, дописывание окончаний, вставка предлогов, приставок и т. п.) Это дает возможность выявить грамматические знания и умения.

1. Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку, а также выявления у учащихся умений и навыков владения устной (монологической и диалогической) речью.

При устном опросе ответ ученика считается полным, если в нем содержится исчерпывающая характеристика того или иного языкового явления, приводятся формулировки правил, понятий и примеры, подтверждающие те или иные положения. При этом развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик; 1) полно излагает изученный материал (раскрывает тему), дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и полно с точки зрения норм литературного языка, при этом допущено не более одной речевой ошибки, не влияющей на содержание высказывания.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 2—3 речевые ошибки, которые сам же исправляет, 1 — 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно (раскрывает тему не полностью) и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и приводить свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого, допускает 4—5 речевых ошибок. При этом речь ученика недостаточно выразительна.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл (фактические ошибки), беспорядочно и неуверенно излагает материал, не умеет употреблять изученные слова и конструкции, допускает более 5—6 речевых и грамматических ошибок.

Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т. е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, что в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

При оценке диалогической речи учитывается умение учащихся вести разговор на определенную тему, правильно оформлять вопросы и ответы как грамматически, так и интонационно. Необходимо учитывать также количество реплик (вопросов, ответов), состоящих из полных или неполных предложений, умение включиться в диалог и поддерживать его.

Примерное количество реплик каждого участника диалога: в VVII классах — от трех до пяти, в VIIIXI классах — не меньше пяти—семи.

Оценка «5» ставится, если ученик умеет задавать вопросы по заданной теме, ситуации и отвечать на них, с достаточной полнотой раскрывая содержание картины, темы, особенности ситуации; правильно интонирует вопросительные и утвердительные предложения-реплики, употребляет слова в нужной грамматической форме, использует при этом разнообразные синтаксические конструкции. Допустимы 1—2 речевые ошибки.

Оценка «4» ставится, если ученик умеет задавать вопросы по заданной теме, ситуации и отвечать собеседнику, передавая основное содержание картины, темы, специфику ситуации, но допускает 2—3 речевые ошибки.

Оценка «3» ставится, если ученик может задавать, хотя и с трудом, вопросы и отвечать на некоторые из них, но при этом затрудняется в оформлении ответов и допускает 3—5 речевых ошибок.

Оценка «2» ставится, если ученик затрудняется в составлении вопросов и ответов на заданную тему, ситуацию и допускает большое количество ошибок, речь изобилует продолжительными паузами.

2. Оценка диктанта.

Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны быть доступными по содержанию и не иметь в своем составе неизвестных учащимся слов, грамматических форм и синтаксических конструкций. Если в тексте диктанта встречаются незнакомые слова или слова с неизученными орфограммами, то их необходимо объяснить и записать на доске.

При подсчете количества слов в диктанте принимаются во внимание все слова, включая заголовки. Служебные слова (предлоги и союзы) также считаются за отдельные слова.

Количество слов в диктанте в течение учебного года должно увеличиваться постепенно: в начале учебного года такое же количество слов, как в диктантах предыдущего класса, затем в каждой четверти текст постепенно увеличивается и в III четверти число слов в диктанте должно достигать указанной для каждого класса нормы.

Проверочный диктант по определенной теме должен включать основные орфограммы или пунктограммы не только этой темы, но и других программных разделов, изученных ранее. Итоговые контрольные диктанты должны выявлять подготовленность учащихся по всем изученным ранее темам.

Объем текстов для диктантов:

для V класса - 60—80 слов,

для VI класса - 80—100 слов,

для VII класса - 100—110 слов,

для VIII класса - 110—130 слов,

для IX класса - 130—150 слов,

для Х—XI классов - 150—200 слов.

При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.

При оценке диктантов (а также изложений и сочинений) исправляются, но не учитываются следующие орфографические и пунктуационные ошибки:

1) на правила, которые не включены в школьную программу;

2) на еще не изученные правила;

3) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

4) в переносе слов;

5) на единичные пропуски точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения начинается с заглавной буквы;

6) в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные

написания, искажающие звуковой облик слова.

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

1) в исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях:

- слитного или раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами;

трудного различения частиц не и ни в сочетаниях не кто иной, как...; не что иное, как..., никто иной не...; ничто иное не...;

- слитного и раздельного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

4) в написании ы и и после приставок;

5) в собственных именах нерусского происхождения;

6) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

7) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипной ошибкой считается написание орфограммы, регулируемой одним правилом, например, правописание безударных гласных, не с глаголами, дефис после приставок и наречиях, н и нн в прилагательных, образованных от существительных и т. д. При этом первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибки, то все они считаются на одну ошибку. При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений.

Диктант оценивается одной отметкой. Нормы оценки диктантов следующие:

Оценка «5» ставится за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии и работе трех орфографических и трех пунктуационных ошибок, или двух орфографических и четырех пунктуационных, или пяти пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок.

Оценка «3» выставляется при наличии пяти орфографических и пяти пунктуационных ошибок, или четырех орфографических и пяти пунктуационных ошибок, или девяти пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических.
В
V классе допускается выставление оценки «3» за диктант при шести орфографических и пяти пунктуационных ошибках.
Оценка
«2» ставится при наличии восьми орфографических и восьми пунктуационных ошибок, или семи орфографических и девяти пунктуационных, или шести орфографических и десяти пунктуационных, или девяти орфографических и семи пунктуационных.
При некоторой вариативности количества ошибок следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Такой предел для оценки «
З»— пять орфографических ошибок (для V класса — шесть орфографических ошибок). Для оценки.«2» — девять орфографических ошибок.
Усвоение орфографии по определенной теме или разделу можно проверить при помощи словарного диктанта1. Начиная с V класса, словарные диктанты могут быть как обучающие, так и контрольные.
Словарный диктант может состоять:

в V классе из 10 -15 слов,

в VI - из 15 - 20 слов,

в VII - из 20 -25 слов,

в VIII - из 25 - 30 слов,

в IX - из 30-35 слов,

в X-XI - из 35-40 слов.

В диктант целесообразно включать слова, содержащие специфические трудности (непроизносимые согласные, звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие согласные и т. д.).

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим.

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1—2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, 3—4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы. Объем диктанта может быть сокращен примерно на 15 слов, если он сопровождается дополнительным заданием.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

оценка «5» ставится, если все задание выполнено правильно;
оценка «4» ставится, если правильно выполнено не менее 2/3 задания;

оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины задания;

оценка «2» ставится за работу, в которой правильно выполнено менее половины задания;

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

3. Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения - основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Для изложения следует брать законченный отрывок из прочитанного ранее литературно-художественного произведения или законченные по смыслу, безукоризненные по языку тексты, принадлежащие к разным типам речи и стилю (в зависимости от программного учебного материала того или другого класса). Тексты для изложений должны отвечать требованиям нравственно-эстетического воспитания учащихся и содержанию учебной программы данного класса.

С помощью изложений проверяют умения раскрыть тему данного текста, передать его основную мысль, использовать языковые средства в соответствии с темой и задачей высказывания, а также грамматические знания, орфографические, пунктуационные умения и навыки.

Текст изложения должен быть доступен учащимся. Новые слова и выражения следует объяснить и в целях усвоения правописания выписать их на классной доске.
Примерный объем текстов для изложения:

в V классе 90—120 слов,

в VI классе — 120—170 слов,

в VII классе — 170—220 слов,

в VIII классе — 220—320 слов,

в IXXI классах — 320—420 слов.

Темы контрольных сочинений должны усложняться от класса к классу. При этом учитывается, насколько глубоко и полно раскрыта тема. При сдвоенном (двухчасовом) уроке объем контрольного классного сочинения должен быть примерно таким:

для VVI классов — 0,5—1 страница,

для VIIVIII классов -- 1—2 страницы,

для IX класса — 2—2,5 страницы,

для X класса — 2,5—3,5 страницы,

для XI класса — 3,5—6 страниц.

К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, от их общего развития.

С помощью сочинений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Кроме того, при оценке письменных работ следует обращать внимание на логическую последовательность как при передаче содержания готового текста (изложение), так и при построении самостоятельного высказывания (сочинение), на умение членить текст на абзацы, связывать предложения между собой, использовать разнообразные выразительные средства языка. Изложения и сочинения оцениваются двумя оценками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки — по русскому языку, за исключением тех случаев, когда сочинение проводят с целью проверки знаний по литературе. В этом случае первая оценка, за содержание и речь, считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оцениваются по следующим критериям:

- соответствие работы ученика теме и основной мысли;

- полнота раскрытия темы;

- правильность фактического материала;

- последовательность и логичность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

- разнообразие словаря и грамматического строя речи;

- стилевое единство и выразительность речи;

- число речевых ошибок и речевых недочетов в содержании. Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.

Критерии оценки изложений я сочинений:


Оценка

Основные критерии

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание изложено последовательно (по плану или без него).

4. Работа отличается богатством словаря и точностью словоупотребления, разнообразием используемых морфологических категорий и синтаксических конструкций (с учетом изученного материала).

5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

6. Допускаются 1 недочет в содержании и 1—2 речевые ошибки.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

132


«4»

1. Содержание работы в основном соответствует теме (с незначительными отклонениями от темы).

2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические ошибки.

3. Имеются незначительные нарушения в последовательности изложения мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи в целом достаточно разнообразен.

5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

6. Допускаются не более 2 недочетов в содержании и 3—4 речевые ошибки.


Допускается: 3 орфографические, 3 пунктуационные и 3 грамматические ошибки.


«3»

1. Допущены существенные отклонения от темы.

2. Имеются отдельные фактические неточности.

3. Допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей.

4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, ветречается неправильное словоупотребление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

6. Допускаются не более 4 речевых недочетов в содержании и 5—6 речевых ошибок.

Допускается: 5 орфографических, 5 пунктуационных и 5 грамматических ошибок


«2»

1. Работа не соответствует теме.

2. Допущено много фактических неточностей.

3. Нарушена последовательность в изложении, работа не соответствует плану.

4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями, нарушена связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

5. Нарушено стилевое единство текста.

6. В работе допущены 6 недочетов в содержании и до 7 речевых ошибок.

Допускается: 7—8

орфографических, 8 пунктуационных и 8 грамматических ошибок.



Примечания:

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

2. Первая оценка не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

3. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.

4. Оценка обучающих работ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающих работ учитываются: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимы и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

6. Выведение итоговых оценок

За учебную четверть и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.

Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки. Однако для того чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых оценок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.

При выведении итоговой оценки преимущественное значение придается оценкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая оценка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивалось баллом «2».

В старших классах обе оценки за сочинение, характеризующие знания учащихся по литературе и их грамотность, выставляются в виде дроби в классном журнале на страницах по литературе.

Нормативы оценок за устные ответы и письменные работы учащихся VIX классов нерусской национальности, обучающихся в массовых школах по программам и учебникам для русских школ, могут увеличиваться на 1—2 ошибки, допустимые для соответствующей оценки, или оцениваться в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся национальных (нерусских) школ по русскому языку», утвержденными Министерством образования РФ.




Рабочая программа и календарно-тематическое планирование
  • Русский язык и литература
Описание:

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку по УМК Грекова, Чешко для 10 класса. 

Данная рабочая программа по русскому языку для 10-11 классов создана в соответствии с Примерной программой среднего (полного) общего образования, требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта общего (полного) образования базового уровня, на основе  «Программы по русскому языку для  средней (полной) школы (базовый уровень)», подготовленной Н. А. Николиной к учебнику Грекова В. Ф., Крючкова С. Е., Чешко Л. А. Русский язык. 10-11 классы. – М.: Просвещение, 2013. и ориентирована на работу по учебнику В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, Л. А. Чешко «Учебник для занятий по русскому языку в старших классах» (М.: Просвещение, 2013).

 

Автор Коротич Светлана Вячеславовна
Дата добавления 28.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 292
Номер материала 13664
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓