Главная / Школьному психологу / Рабочая программа факультативной дисциплины "Гармоничное развитие личности"

Рабочая программа факультативной дисциплины "Гармоничное развитие личности"




Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Курганский педагогический колледж













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА




факультативной дисциплины

«ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ»


























КУРГАН 2013



Одобрена предметно-

цикловой комиссией

Составлена в соответствии с Государственными требованиями

к минимуму содержания и уровню

подготовки выпускника







Председатель ПЦК Дубровских Е.Н. Заместитель директора

по учебной работе

Кузменкина Г.Н.




Автор: Никулина Л.Ю., педагог-психолог






















Пояснительная записка


Российское общество переживает в настоящее время глобальный кризис личности. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Россия стоит на качественно новом этапе развития.

Общество веками определяет собственные традиции и всячески старается их сохранить. Личность, которая исключает традиции своего общества, становится неинтересной, деградирует, остается в прошлом. С позиции целостного, научного мышления – развитая, гармоничная личность – это созидающая самооснова человеческого общества. Проявляя свою индивидуальность и неповторимость, она образует внутренний творческий потенциал общества и целостный гармоничный организм.

Развивающийся социальный мир, сама жизнь с её активностью и непредсказуемостью предъявляет требования к личности современного человека. В настоящее время любой человек должен стремиться быть всесторонне развитой личностью, особенно это касается молодых людей.

Государственная система образования в нашей стране должна основываться на общественных исторических традициях и позиции самоактуализации и саморазвитии личности.

Только та страна имеет будущее, история которой продолжается в её народе. Систему образования в кризисный период можно сформулировать лишь обретя точку опоры, осознав свой корни, только с этой позиции возможен личностный рост.

Становление личности становится актуально в подростковом возрасте. Происходит формирование морально- нравственного компонента, волевых черт, становление характера. Именно в этот период педагогам и психологам необходимо обратить внимание на всестороннее развитие подростка, помочь ему «раскрыться», реализовать себя, самоактуализироваться; учитывая все компоненты личности.

Целью данной факультативной дисциплины является создание условий для активной работы студентов по развитию и осознанию отдельных компонентов своей личности, своего «Я». На протяжении курса составные элементы объединяются, образуя гармоничное начало: духовное, нравственное, эстетическое, личностное.

В качестве основных задач дисциплины мы предусматриваем:

- развитие активной и ответственной позиции подростка по отношению к своей личности;

- формирование компонентов гармоничной личности;

- распространение ценностей толерантности, нравственности, этики;

- создание условий для обеспечения возможности ребятам использовать полученные знания и умения на практике;

- формирование представлений у студентов о способах саморегуляции, возможностях самоактуализации.

Применение данной дисциплины может осуществляться:

- в рамках часов учебного курса по психологии в СПО и НПО;

- в рамках часов школьного компонента Базисного учебного плана, в старших классах;

- во внеурочное время в течение учебного года, факультативно.

Факультатив может проводиться на базе учреждений и организаций системы образования, в центрах социальной защиты, психологических службах.

Дисциплина включает в себя новые знания для студентов и учащихся, а так же формирует умение практического применения психологических методов саморегуляции. Важной частью разработки является умение подростка разбираться в своих внутренних переживаниях и мыслях, искать пути саморазвития, стремиться к духовно- нравственной реализации. Основная цель программы – обратить внимание ребят на проблему дефицита духовно-нравственных ценностей современного подростка, а так же активизировать развитие «Я-духовного».

Поставленная цель требует решения следующих задач:

1)формировать у обучающихся потребность к самопознанию (понимание себя через чувства, эмпатия, ресурсы эмоций, индивидуальность);

2) учить подростков анализировать и сознательно изменять свое поведение (вербальные и невербальные навыки, эффективность межличностного восприятия и познания);

3)знать и практически применять навыки психологической саморегуляции;

4)воспитать у обучающихся нравственные качества личности (реализовывать на практике ценностные стремления).

Факультатив «Гармоничное развитие личности» предполагает проведение 2-часовых занятий с использованием широкого спектра методических средств и приемов. На каждом предусматривается получение теоретических знаний и вовлечение обучающихся в практическую деятельность (тренинги, тесты, упражнения) и процесс обсуждения (рефлексия).

Итогом прохождения курса является создание и защита социальных проектов, а в дальнейшем разработка программы молодежного движения.

Ожидаемые результаты

Знать:

  1. понятие «личность», её компоненты;

  2. закономерности и структуру общения, роль жестов и мимики;

  3. духовное содержание личности, понятие «нравственность»;

  4. этапы разработки социального проекта, его реализация.

Уметь:

  1. анализировать свою личность, применять методы саморегуляции в кризисные моменты жизни;

  2. целенаправленно заниматься саморазвитием;

  3. использовать навыки совместной работы, эффективного общения;

  4. распознавать элементы нравственности и безнравственности;

  5. организовывать работу по реализации социального проекта.

Факультативная дисциплина эффективного и всестороннего развития личности подростка, представленная в данной разработке имеет курс теоретического материала и практических разработок, может применятся в готовом виде педагогами-психологами системы образования.

Паспорт программы


Наименование факультативной дисциплины

Гармоничное развитие личности

Тип образовательной программы

Проект всестороннего развития

Объем часов: всего

- теоретических

- практических

40

16 (40%)

24 (60%)

Продолжительность обучения (дней)

20

Форма освоения программы (очная, дистанционная, смешанная)

Очная

Категория обучающихся

Учащиеся 9 – 11 классов, студенты НПО, СПО

Междисциплинарные связи с другими дисциплинами

Обществознание, социология, культурология, история, психология.

Содержание программы психолого-педагогического сопровождения «Гармоничное развитие личности»

п

п

тема

Кол-во часов


Форма проведения

Образовательный продукт

всего

теор

практ

1

2

3

4

5

6

7

1.

Личность

6





1.1

Понятие о личности

2

1

1

Лекция

Конспект лекции

Тест «Личность»

Игра «Иван Сусанин»

Тестирование на выявление

индивидуальных особенностей личности

1.2

Ценностные ориентации личности

2

1

1

Лекция

Записи беседы

Упражнение «Кто я»

Осмысление целостности образа собственного «Я».

Рефлексия

1.3

Социализация личности

2

1

1

Лекция

Конспект лекции

Игровая разминка

Элементы тренинга

Психологические игры

Обсуждение

2.

«Я-телесное»

6

2.1

Способы саморегуляции

2

1

1

Лекция

Конспект лекции

Практикум

Обучение упражнениям для расслабления мышц лица

2.2

Правильное дыхание

2

1

1

Лекция

Конспект лекции

Практикум

Обучение дыхательным упражнениям

2.3

Сознательная концентрация

2

1

1

Лекция

Конспект лекции

Практикум

Концентрация сознания на объектах

3

«Я-эмоциональное»


5

3.1

Навыки распознания эмоций и чувств

2

1

1

Лекция

Конспект лекции

Тестирование

Ролевые игры

Анализ тестирования

Обсуждение

3.2

Занятие-тренинг «Умей прочувствовать эмоции другого человека»

1

_

1

Занятие с элементами тренинга

Рефлексия

3.3

Способы профилактики неблагоприятных эмоциональных состояний

2

1

1

Лекция

Конспект лекции

Практикум

Практический навык позитивного оценивания событий и ситуаций

4

«Я-умственное»

4





4.1

Что такое интеллект

2

0,5

1,5

Лекция

Конспект лекции

4.2

Результаты диагностики

1

_

1

Диагностика интеллекта

Подсчет и интерпретация результатов диагностики

4.3

Занятие-тренинг «Креатив»

1

_

1

Занятие с эл-ми тренинга

Практический навык творческого подхода

5

«Я-социальное»

5





5.1

Общение

2

1

1

Лекция

Конспект лекции

Тестирование

Результаты тестирования

Практикум

Практический навык межличностного восприятия и познания

5.2

Вербальные и невербальные средства общеня

2

1

1

Лекция

Конспект лекции

Психологические игры

Практический навык распознания невербальных знаков

5.3

Тренинг эффективной коммуникации

1

_

1

Занятие с элементами тренинга

Развитие навыков совместной работы

6

«Я-духовное»

15





6.1

Понятие о духовном содержании личности

2

0,5

1,5

Просмотр фильма «Интервью с Богом»

Рефлексия

Обсуждение за круглым столом

Практические навыки предлагать и отстаивать свою точку зрения

6.2

Понятие нравственности

2

1,5

0,5

Беседа

Записи беседы

Письменная творческая работа

Сочинение «Нравственность для меня»

6.3

Что такое Библия

3

1,5

1,5

Беседа

Записи беседы

Просмотр слайд-презентации «Библейские сюжеты»

Рефлексия

Дискуссия

Устное рассуждение об актуальности Библейских Заповедей в наши дни

6.4

Толерантность

3

1

2

Беседа

Записи беседы

Диагностика

Рефлексия

6.5

Практическая реализация социальной программы

4

1

3

Лекция

Конспект лекции

Работа в творческих группах

Создание и защита социальных проектов

Работа в творческих группах

Разработка программы молодежного движения «Мы за нравственность»


Итого:

40

16

24




План факультативной дисциплины «Гармоничное развитие личности»

1. Введение

Знакомство с обучающимися, формирование в коллективе благоприятного психологического климата, сплочение группы. Ознакомление обучающихся с целью и задачами курса.

    1. Понятие о личности

Дать определение понятия «Личность», сознание - как отличие от других живых существ, подверженность личности воздействиям со стороны общества на макроуровне и микроуровне.

Практические упражнения: тест «Личность», упражнение «Иван Сусанин».

    1. Ценностные ориентации личности

Составляющих личности, классификация ценностей по Р.Роккичу, полярные качества личности.

Практические упражнения: упражнение «Кто я», выявляющее актуализацию личности. Рефлексия.

1.3 Социализация личности

Усвое­ние и последующее активное воспроизводство личностью со­циального опыта.

Практические упражнения: разминка «Как я себя чувствую», упражнения «Я рад с вами общаться», «Слепая геометрия».

2. «Я – телесное»

2.1 Способы саморегуляции

Понятие о повышении тонуса скелетной мускулатуры, знакомство с упражнениями на саморегуляцию. Совершенствование навыков расслабления мимических мышц.

Практические упражнения: Упражнения для расслабления мышц лица.

2.2 Правильное дыхание

Роль в стабилизации своего состояния совершенствование дыхания. Виды дыхания. Типы дыхания.

Практические упражнения: Варианты дыхательных упражнений «Диафрагмальное дыхание», «Грудное дыхание», «Ключичное дыхание».

2.3 Сознательная концентрация внимания

Сосредоточение сознания на определенном объекте своей деятельности, на эмоциях и настроениях, чувствах и переживаниях, потоке своих мыслей, на образах, которые возникают в сознании.

Практические упражнения: Варианты концентрационных упражнений «Сосредоточение на слове», «Концентрация на звуке» и др.

3. «Я – эмоциональное»

3.1 Навыки распознания эмоций и чувств

Понятие эмоций. Понимание людей, понимание себя через чувства. Жесты и мимика как невербальные выражения эмоций человека.

Практические упражнения: Тест «Понимаете ли вы язык мимики?», упражнение «Монета», ролевые игры «Мафия», «Таможня».

3.2 Занятие-тренинг «Умей прочувствовать эмоции другого человека»

Понятие эмпатии и толерантности. Практическое применение навыков невербального общения, распознание чувств и эмоций другого человека. Развитие эмпатических способностей. Развитие фантазии, творческого мышления, кругозора.

Практические упражнения: тест «Приятно ли с вами общаться», упражнения «Зеркало», «Найди любящий взгляд», творческое задание «Незнакомец».

3.3 Способы профилактики неблагоприятных эмоциональных состояний

Обучение экономно расходовать эмоционально-энергетические ресурсы психики. Позитивное оцени­вание событий и ситуаций. Признание за любым человеком право на свободное про­явление его индивидуальности.

Практические упражнения: «Это Я», ролик «Улучши настроение».

4. «Я – умственное»

4. 1 Что такое интеллект

Общий уровень интеллекта. Быстроты мышления. способности оперировать математическими символами и числами. Словесно-логическое мышление.

Практические упражнения: Тест умственных способностей Амтхауэра (ТУС).

4.2 Подсчет и интерпретация результатов.

4.3 Занятие – тренинг «Креатив»

Развитие фантазии, творческого мышления, кругозора. Развитие умения работать в случайных малых группах.

Практические упражнения: «Пословицы», «Слоги», «Признание в любви» и др.

5. «Я – социальное»

5.1 Общение

Общение как процесс межличностного взаимодействия. Эффективность межличностного восприятия и познания.

Практические упражнения: тест «Общительность», практикум по развитию навыков общения.

5.2 Вербальные и невербальные средства общения.

Речевой (вербаль­ный, словесный) и нерече­вой (невербальный) каналы общения. Структура речевого общения. Роль мимики и жестов.

Практические упражнения: «Подарок», «Сообщение», «Передача чувств».

5. 3 Тренинг эффективной коммуникации

Практическое усвоение учащимися норм общения. Развитие навыков совместной работы, чувства коллективизма. Укрепление доверительных отношений в группе.

Практические упражнения: «Внутренний голос», «Мои сильные стороны», «Животный мир», ответы за другого» и др.

6. «Я – духовное»

6.1 Понятие о духовном содержании личности

Ценностное содержание сознания человека.

Практические упражнения: просмотр фильма «Интервью с Богом». Обсуждение за круглым столом.

6.2 Понятие нравственности

Личностные образования, раскрывающие отношение человека к обществу, труду, гуманное отношение к людям и принципиально-требовательное к самому себе. Уровни нрав­ственности по Кольбергу.

Практические упражнения: написание сочинения «Нравственность для меня».

6.3 Что такое Библия

Библия – одна из самых древних книг на Земле. Краткое повествование о сотворении мира и человека. Нагорная проповедь. Семь смертных. Семь смертных грехов человечества.

Практические упражнения: Слайд-презентация «Библейские сюжеты». Дискуссия об актуальности Библейских заповедей в наши дни.

6.4 Толерантность

Понятие толерантности.

Практические упражнения: Методика Магуна. Обсуждение результатов.

6.5 Практическая реализация социальной программы

Понятие волонтерства. Труд волонтеров в различных видах деятельности.

Практические упражнения: Обсуждение.

1 этап – создание и защита социальных проектов;

2 этап – разработка программы молодежного движения «Мы за нравственность».







Рабочая программа факультативной дисциплины "Гармоничное развитие личности"
  • Школьному психологу
Описание:

Дисциплина включает в себя новые знания для студентов и учащихся, формирует умение практического применения психологических методов саморегуляции. Важной частью разработки является умение подростка разбираться в своих внутренних переживаниях и мыслях, искать пути саморазвития, стремиться к духовно- нравственной реализации. Основная цель программы – обратить внимание обучающихся на проблему дефицита духовно-нравственных ценностей современного подростка, активизировать развитие «Я-духовного».

Поставленная цель требует решения следующих задач:

1) формировать у обучающихся потребность к самопознанию (понимание себя через чувства, эмпатия, ресурсы эмоций, индивидуальность);

2) учить подростков анализировать и сознательно изменять свое  поведение (вербальные и невербальные навыки, эффективность межличностного восприятия и познания);

3) знать и практически применять навыки психологической саморегуляции;

4) воспитать у обучающихся нравственные качества личности (реализовывать на практике ценностные стремления).

 

Автор Никулина Людмила Юрьевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Школьному психологу
Подраздел
Просмотров 419
Номер материала 25259
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы