Инфоурок Школьному психологу Другие методич. материалыРабочая программа факультативной дисциплины "Гармоничное развитие личности"

Рабочая программа факультативной дисциплины "Гармоничное развитие личности"

Скачать материал

 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Курганский педагогический колледж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

 

 

 

факультативной дисциплины

«ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРГАН  2013

 

 

Одобрена предметно-                                                          

цикловой комиссией                                                      

 

 

 

 

Составлена в соответствии с Государственными требованиями

        к минимуму содержания и уровню

        подготовки выпускника

 

 

 

 

 

 

Председатель ПЦК Дубровских Е.Н.                         Заместитель директора

                                                                                            по учебной работе

                                                                                            Кузменкина Г.Н.

 

 

 

Автор: Никулина Л.Ю., педагог-психолог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

     Российское общество переживает в настоящее время глобальный  кризис личности. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Россия стоит на качественно новом этапе развития.

 Общество веками определяет собственные традиции и всячески старается их сохранить. Личность, которая исключает традиции своего общества, становится неинтересной, деградирует, остается в прошлом. С позиции целостного, научного мышления – развитая, гармоничная личность – это созидающая самооснова человеческого общества. Проявляя свою индивидуальность и неповторимость, она образует внутренний творческий потенциал общества и целостный гармоничный организм.

     Развивающийся социальный мир, сама жизнь с её активностью и непредсказуемостью предъявляет требования к личности современного человека. В настоящее время любой человек должен стремиться быть всесторонне развитой личностью, особенно это касается молодых людей.  

      Государственная система образования в нашей стране должна основываться на общественных исторических традициях и позиции самоактуализации и саморазвитии личности.

      Только та страна имеет будущее, история которой продолжается в её народе. Систему образования в кризисный период можно сформулировать лишь обретя точку опоры, осознав свой корни, только с этой позиции возможен личностный рост.

      Становление личности становится актуально в подростковом возрасте. Происходит формирование морально- нравственного компонента, волевых черт, становление характера. Именно в этот период педагогам и психологам необходимо обратить внимание на всестороннее развитие подростка, помочь ему «раскрыться», реализовать себя, самоактуализироваться; учитывая все компоненты личности.

      Целью данной факультативной дисциплины является создание условий для активной работы студентов по развитию и осознанию отдельных компонентов своей личности, своего «Я». На протяжении курса составные элементы объединяются, образуя гармоничное начало: духовное, нравственное, эстетическое, личностное.

      В качестве основных задач дисциплины мы предусматриваем:

- развитие активной и ответственной позиции подростка по отношению к своей личности;

- формирование компонентов гармоничной личности;

- распространение ценностей толерантности, нравственности, этики;

- создание условий для обеспечения возможности ребятам использовать полученные знания и умения на практике;

- формирование представлений у студентов о  способах саморегуляции, возможностях самоактуализации.

Применение данной дисциплины может осуществляться:

- в рамках часов учебного курса по психологии в СПО и НПО;

- в рамках часов школьного компонента Базисного учебного плана, в старших классах;

- во внеурочное время в течение учебного года, факультативно.

         Факультатив может проводиться  на базе учреждений и организаций системы образования, в центрах социальной защиты, психологических службах.

Дисциплина включает в себя новые знания для студентов и учащихся, а так же формирует умение практического применения психологических методов саморегуляции. Важной частью разработки является умение подростка разбираться в своих внутренних переживаниях и мыслях, искать пути саморазвития, стремиться к духовно- нравственной реализации. Основная цель программы – обратить внимание ребят на проблему дефицита духовно-нравственных ценностей современного подростка, а так же активизировать развитие «Я-духовного».

Поставленная цель требует решения следующих задач:

1)формировать у обучающихся потребность к самопознанию (понимание себя через чувства, эмпатия, ресурсы эмоций, индивидуальность);

2) учить подростков анализировать и сознательно изменять свое  поведение (вербальные и невербальные навыки, эффективность межличностного восприятия и познания);

3)знать и практически применять навыки психологической саморегуляции;

4)воспитать у обучающихся нравственные качества личности (реализовывать на практике ценностные стремления).

Факультатив «Гармоничное развитие личности» предполагает проведение 2-часовых занятий с использованием широкого спектра методических средств и приемов. На каждом  предусматривается получение теоретических знаний и вовлечение обучающихся в практическую деятельность (тренинги, тесты, упражнения) и  процесс обсуждения (рефлексия).

 Итогом прохождения курса является создание и защита социальных проектов, а в дальнейшем разработка программы молодежного движения.

Ожидаемые результаты

Знать:

1)      понятие «личность», её компоненты;

2)      закономерности и структуру общения, роль жестов и мимики;

3)      духовное содержание личности, понятие «нравственность»;

4)      этапы разработки социального проекта, его реализация.    

Уметь:

1)       анализировать свою личность, применять методы саморегуляции в кризисные моменты жизни;

2)       целенаправленно заниматься саморазвитием;

3)       использовать навыки совместной работы, эффективного общения;

4)       распознавать элементы нравственности и безнравственности;

5)       организовывать работу по реализации социального проекта.

Факультативная дисциплина эффективного и всестороннего развития личности подростка, представленная в данной разработке имеет курс теоретического материала и практических разработок, может применятся в готовом виде педагогами-психологами системы образования. 

Паспорт программы

 

Наименование факультативной дисциплины

Гармоничное развитие личности

Тип образовательной программы

Проект всестороннего развития

Объем часов: всего

-  теоретических

-  практических

40

16 (40%)

24 (60%)

Продолжительность обучения (дней)

20

Форма освоения программы (очная, дистанционная, смешанная)

Очная

Категория обучающихся

Учащиеся 9 – 11 классов, студенты НПО, СПО

Междисциплинарные связи с другими дисциплинами

Обществознание, социология, культурология, история, психология.

Содержание программы психолого-педагогического сопровождения «Гармоничное развитие личности»

п

п

тема

Кол-во часов

 

Форма проведения

Образовательный продукт

всего

теор

практ

1

2

3

4

5

6

7

1.

Личность

6

 

 

 

 

1.1

Понятие о личности

2

1

1

Лекция

Конспект лекции

Тест «Личность»

Игра «Иван Сусанин»

Тестирование на выявление

индивидуальных особенностей личности

1.2

Ценностные ориентации  личности

2

1

1

Лекция

Записи беседы

Упражнение «Кто я»

Осмысление целостности образа собственного «Я».

Рефлексия

1.3

Социализация личности

2

1

1

Лекция

Конспект лекции

Игровая разминка

Элементы тренинга

Психологические игры

Обсуждение

2.

«Я-телесное»

6

 

 

 

 

2.1

Способы саморегуляции

2

1

1

Лекция

Конспект лекции

Практикум

Обучение упражнениям для расслабления мышц лица

2.2

Правильное дыхание

2

1

1

Лекция

Конспект лекции

Практикум

Обучение дыхательным упражнениям

2.3

Сознательная концентрация

2

1

1

Лекция

Конспект лекции

Практикум

Концентрация сознания на объектах

3

«Я-эмоциональное»

 

5

 

 

 

 

3.1

Навыки распознания эмоций и чувств

2

1

1

Лекция

Конспект лекции

Тестирование

Ролевые игры

Анализ тестирования

Обсуждение

3.2

Занятие-тренинг «Умей прочувствовать эмоции другого человека»

1

_

1

Занятие с элементами тренинга

Рефлексия

3.3

Способы профилактики неблагоприятных эмоциональных состояний

2

1

1

Лекция

Конспект лекции

Практикум

Практический навык позитивного оценивания событий и ситуаций

4

«Я-умственное»

4

 

 

 

 

4.1

Что такое интеллект

2

0,5

1,5

Лекция

Конспект лекции

4.2

Результаты диагностики

1

_

1

Диагностика интеллекта

Подсчет и интерпретация результатов диагностики

4.3

Занятие-тренинг «Креатив»

1

_

1

Занятие с эл-ми тренинга

Практический навык творческого подхода

5

«Я-социальное»

5

 

 

 

 

5.1

Общение

2

1

1

Лекция

Конспект лекции

Тестирование

Результаты тестирования

Практикум

Практический навык межличностного восприятия и познания

5.2

Вербальные и невербальные средства общеня

2

1

1

Лекция

Конспект лекции

Психологические игры

Практический навык распознания невербальных знаков

5.3

Тренинг эффективной коммуникации

1

_

1

Занятие с элементами тренинга

Развитие навыков совместной работы

6

«Я-духовное»

15

 

 

 

 

6.1

Понятие о духовном содержании личности

2

0,5

1,5

Просмотр фильма «Интервью с Богом»

Рефлексия

Обсуждение за круглым столом

Практические навыки предлагать и отстаивать свою точку зрения

6.2

Понятие нравственности

2

1,5

0,5

Беседа

Записи беседы

Письменная творческая работа

Сочинение «Нравственность для меня»

6.3

Что такое Библия

3

1,5

1,5

Беседа

Записи беседы

Просмотр слайд-презентации «Библейские сюжеты»

Рефлексия

Дискуссия

Устное рассуждение об актуальности Библейских Заповедей в наши дни

6.4

Толерантность

3

1

2

Беседа

Записи беседы

Диагностика

Рефлексия

6.5

Практическая реализация социальной программы

4

1

3

Лекция

Конспект лекции

Работа в творческих группах

Создание и защита социальных проектов

Работа в творческих группах

Разработка программы молодежного движения «Мы за нравственность»

 

Итого:

40

16

24

 

 

 

План факультативной дисциплины «Гармоничное развитие личности»

1. Введение

Знакомство с обучающимися, формирование в коллективе благоприятного психологического климата, сплочение группы. Ознакомление обучающихся с целью и задачами курса.

1.1 Понятие о личности

Дать определение понятия «Личность», сознание - как отличие от других живых существ, подверженность личности воздействиям со стороны общества на макроуровне и микроуровне.

Практические упражнения: тест «Личность», упражнение «Иван Сусанин».

1.2 Ценностные ориентации личности

Составляющих личности, классификация ценностей по Р.Роккичу, полярные качества личности.

Практические упражнения: упражнение «Кто я», выявляющее актуализацию личности. Рефлексия.

1.3 Социализация личности

Усвое­ние и последующее активное воспроизводство личностью со­циального опыта.

Практические упражнения: разминка «Как я себя чувствую», упражнения «Я рад с вами общаться», «Слепая геометрия».

2. «Я – телесное»

2.1 Способы саморегуляции

Понятие о повышении тонуса скелетной мускулатуры,  знакомство с упражнениями на саморегуляцию. Совершенствование навыков расслабления мимических мышц.

Практические упражнения: Упражнения для расслабления мышц лица.

2.2 Правильное дыхание

Роль в стабилизации своего состояния совершенствование дыхания. Виды дыхания. Типы дыхания.

Практические упражнения: Варианты дыхательных упражнений «Диафрагмальное дыхание», «Грудное дыхание», «Ключичное дыхание».

2.3 Сознательная концентрация внимания

Сосредоточение сознания на определенном объекте своей деятельности, на эмоциях и настроениях, чувствах и переживаниях, потоке своих мыслей, на образах, которые возникают  в сознании.

Практические упражнения: Варианты концентрационных упражнений «Сосредоточение на слове», «Концентрация на звуке» и др.

3. «Я – эмоциональное»

3.1 Навыки распознания эмоций и чувств

Понятие эмоций. Понимание людей, понимание себя через чувства. Жесты и мимика как невербальные выражения эмоций человека.    

Практические упражнения: Тест «Понимаете ли вы язык мимики?», упражнение «Монета», ролевые игры «Мафия», «Таможня».

3.2 Занятие-тренинг «Умей прочувствовать эмоции другого человека»

Понятие эмпатии и толерантности. Практическое применение навыков невербального общения, распознание чувств и эмоций другого человека. Развитие эмпатических способностей. Развитие фантазии, творческого мышления, кругозора.

Практические упражнения: тест «Приятно ли с вами общаться», упражнения «Зеркало», «Найди любящий взгляд»,  творческое задание «Незнакомец».

3.3 Способы профилактики неблагоприятных эмоциональных состояний

 Обучение экономно расходовать эмоционально-энергетические ресурсы психики. Позитивное оцени­вание событий и ситуаций. Признание за любым человеком право на свободное про­явление его индивидуальности.

Практические упражнения: «Это Я», ролик «Улучши настроение».

4. «Я – умственное»

4. 1 Что такое интеллект

Общий уровень интеллекта. Быстроты мышления. способности оперировать математическими символами и числами. Словесно-логическое  мышление.

Практические упражнения: Тест умственных способностей Амтхауэра (ТУС).

4.2 Подсчет и интерпретация результатов.

4.3 Занятие – тренинг «Креатив»

Развитие фантазии, творческого мышления, кругозора. Развитие умения работать в случайных малых группах.

Практические упражнения: «Пословицы», «Слоги», «Признание в любви» и др.

5. «Я – социальное»

5.1 Общение

Общение как процесс межличностного взаимодействия. Эффективность межличностного восприятия и познания.

Практические упражнения: тест «Общительность», практикум по развитию навыков общения.

5.2 Вербальные и невербальные средства общения.

Речевой (вербаль­ный, словесный) и нерече­вой (невербальный) каналы общения. Структура речевого общения. Роль мимики и жестов.

Практические упражнения: «Подарок», «Сообщение», «Передача чувств».

5. 3 Тренинг эффективной коммуникации

Практическое усвоение учащимися норм общения. Развитие навыков совместной работы, чувства коллективизма. Укрепление доверительных отношений в группе.

Практические упражнения: «Внутренний голос», «Мои сильные стороны», «Животный мир», ответы за другого» и др.

6. «Я – духовное»

6.1 Понятие о духовном содержании личности

Ценностное содержание сознания человека.

Практические упражнения: просмотр фильма «Интервью с Богом». Обсуждение за круглым столом.

6.2 Понятие нравственности

Личностные образования, раскрывающие отношение человека к обществу, труду, гуманное отношение к людям и принципиально-требовательное к самому себе. Уровни нрав­ственности по Кольбергу.

Практические упражнения: написание сочинения «Нравственность для меня».

6.3 Что такое Библия

Библия – одна из самых древних книг на Земле. Краткое повествование о сотворении мира и человека. Нагорная проповедь. Семь смертных. Семь смертных грехов человечества.

Практические упражнения: Слайд-презентация «Библейские сюжеты». Дискуссия об актуальности Библейских заповедей в наши дни.

6.4 Толерантность

Понятие толерантности.

Практические упражнения: Методика Магуна. Обсуждение результатов.

6.5 Практическая реализация социальной программы

Понятие волонтерства. Труд волонтеров в различных видах деятельности.

Практические упражнения: Обсуждение.

1 этап – создание и защита социальных проектов;

2 этап – разработка программы молодежного движения «Мы за нравственность».

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа факультативной дисциплины "Гармоничное развитие личности""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Маркетолог

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Дисциплина включает в себя новые знания для студентов и учащихся, формирует умение практического применения психологических методов саморегуляции. Важной частью разработки является умение подростка разбираться в своих внутренних переживаниях и мыслях, искать пути саморазвития, стремиться к духовно- нравственной реализации. Основная цель программы – обратить внимание обучающихся на проблему дефицита духовно-нравственных ценностей современного подростка, активизировать развитие «Я-духовного».

Поставленная цель требует решения следующих задач:

1) формировать у обучающихся потребность к самопознанию (понимание себя через чувства, эмпатия, ресурсы эмоций, индивидуальность);

2) учить подростков анализировать и сознательно изменять свое  поведение (вербальные и невербальные навыки, эффективность межличностного восприятия и познания);

3) знать и практически применять навыки психологической саморегуляции;

4) воспитать у обучающихся нравственные качества личности (реализовывать на практике ценностные стремления).

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 617 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 473
    • DOCX 168 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Никулина Людмила Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Никулина Людмила Юрьевна
    Никулина Людмила Юрьевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 3527
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 130 человек из 45 регионов

Курс повышения квалификации

Организация работы по профилактике суицидального поведения подростков

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 381 человек из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 192 человека

Курс повышения квалификации

Буллинг: вызовы и решения в воспитании и образовании детей

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 308 человек из 62 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 415 человек

Курс повышения квалификации

Организация деятельности олигофренопедагога

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 231 человек

Мини-курс

Стартап: от идеи к успеху

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 18 регионов

Мини-курс

Теория вероятности и комбинаторика в современной математике

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы классической механики

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
Сейчас в эфире

Информационная интоксикация: методы исцеления

Перейти к трансляции