Главная / Начальные классы / Рабочая программа факультативного курса «Логика» для 2 класса

Рабочая программа факультативного курса «Логика» для 2 класса

Пояснительная записка

Рабочая программа факультативного курса «Логика» для 2 класса составлена на основании:

  1. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Статей 11, 12, 13.

  2. Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373.

  3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г.
    № 1015
    «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

  4. «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждённых Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

  5. Учебного плана МБОУ « СОШ № 36» на 2013-2014 учебный год.

  6. Программы курса «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей»  (базовый уровень) под редакцией О.А.Холодовой;


Переход общества к новому социально – экономическому и политическому укладу вызывает острую необходимость в людях высокообразованных, инициативных и предприимчивых, обладающих чувством социальной ответственности, способных приумножить духовные и материальные богатства общества. Это предъявляет повышенные требования к выпускникам школы, которые должны быть подготовлены к новым общественным отношениям; вооружены средствами к непрерывному саморазвитию: развитыми потребностями в области познания и достаточным уровнем интеллектуальной компетентности, связанной с обработкой информации.

Программа актуальна как пропедевтическая для развития самостоятельности мышления в подростковом периоде. Современному подростку необходимы наличие учебно-познавательной мотивации, умении ставить цель исследования, планировать деятельность, оперировать логическими приемами мышления, владеть самоконтролем и самооценкой как важнейшими учебными действиями.

Поэтому есть необходимость в разработке комплексной программы, сочетающей в себе решение нескольких задач: развитие познавательного интереса, развитие познавательных психических процессов в определенной последовательности и с усложнением и возможностью обеспечить решение этих задач дидактическим материалом для каждого ученика.

Таким образом, в основе данной авторской адаптационной разработки лежит концепция экспериментальной программы О.Холодовой «Юным умникам и умницам: развитие познавательных способностей», собственные разработки автора.

В данную программу внесены следующие изменения.

1.Проанализировав все задания курса О.Холодовой, оформленные в рабочие тетради учащихся, определила в каждом занятии основное упражнение, работе над которым будет посвящен урок, исходя из принципа постепенности. Таким образом, выполняется решение заданий от простого к сложному с точки зрения развития мыслительных операций для формирования универсальных учебных действий.

2.Составила учебно-тематический план на каждый год обучения с учетом задач развития мыслительных операций от простого к сложному.

3.В учебно-тематическом плане предусмотрела постепенное знакомство с различными видами головоломок.

Особенность, новизна данной разработки заключается в отборе и новом структурировании содержания, современных подходах, основанных на теоретических положениях, заложенных в концепции обновления образования.


Методологическое обоснование

Содержание данной программы и рекомендуемая методика проведения предлагают именно такую систему, при которой требуется внимательное прочтение задания, точное принятие учебной задачи, планирование действий при решении задач, применение схем и таблиц в ходе рассуждений, как выбираемого метода решения задач конкретного типа, доказательств при предъявлении ответа, что невозможно без развитых навыков учебной деятельности и высших психических функций.

В соответствии со стандартами второго поколения универсальные учебные действия включают:

-личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные действия.

К познавательным универсальным действиям относятся: общеучебные универсальные действия, постановка и решение проблемы и

логические универсальные действия:

-анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

-синтез (составление целого из частей или самостоятельное достраивание)

-выбор оснований или критериев для сравнения, сериации, классификации

- подведение под понятие, выведение следствий

-установление причинно – следственных связей

-построение логической цепи рассуждений

-доказательство

-выдвижение гипотез и их обоснование.


Цель курса: Создать условия для развития у детей познавательных логических универсальных учебных действий

Задачи курса :

  1. способствовать развитию познавательных психических процессов: внимания, памяти, восприятия, различных видов мышления, воображения и речи;

  2. способствовать развитию приемов мышления: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение;

  3. познакомить учащихся с различными типами логических задач, головоломок;

  4. способствовать освоению учащимися различными способами решения логических задач и поиску закономерностей в решении логических цепочек.

К концу обучения ожидаемые результаты реализации программы:

-повышение уровня словесно – логического мышления учащихся.


Структура и содержание разделов программы

В структуре программы выделяют: обучающий и диагностический разделы. Содержание программы разделено по классам. Работа над содержанием программы идет с постепенным расширением задач и увеличением сложности познавательных заданий. Содержание программы располагается по принципу усложнения в развитии познавательных процессов: развитие внимания - памяти – восприятия – воображения – мышления. И углубление: развитие внимания (концентрации, переключения), разных видов памяти (от механической к логической, обучению приемам мнемотехники), разных приемов мышления ( от анализа и синтеза к обобщению, классификации, проведению аналогий на основе разных видов отношений). Параллельно идет работа по развитию психического процесса – речи (обогащение словаря, связной речи).

Содержание курса «Логика»

2 класс

Логические познавательные задания (ЛПЗ) с рассуждениями. Работа над развитием словаря: работа с фразеологизмами. Проведение аналогий между объектами с функциональными отношениями и отношениями часть- целое. Правила решения головоломок: изографы, уникурсальные фигуры, перестановки спичек, букв, слоговица, ребусы.

Итоговая диагностика.

К концу обучении учащиеся должны уметь:

- выполнить сравнение, обобщение, классификацию, провести аналогию на содержании, соответствующем учебным программам основных предметов начальной школы.


Методические рекомендации к проведению занятий

2.1. Форма занятий - факультатив.

2.2. Используемые методы и приемы:

  • Дискуссия

  • Упражнения (на развитие познавательных способностей)

  • Психотехнические игры (приемы мнемотехники)

  • Ролевые игры (при решении логических задач и рассуждений)

  • Информирование (о правилах решения головоломок)

  • Тестирование

2.3. Сроки и временной режим занятий

Занятия проводятся с учащимися 1 раз в неделю по 1 часу в течение 4 лет (с 1 по 4 классы).

2.4. Оптимальная численность группы

7-12 человек

2.5. Обоснованные критерии ограничения и противопоказания на участие в занятиях

В связи с тем, что содержание занятий может представлять некоторую сложность для детей разного интеллектуального уровня развития можно изменить объем дополнительных упражнений на занятии из рабочей тетради и использовать другие методы работы.

2.6. Описание контингента

Программа рассчитана на учащихся начальных классов с 1-4 класс общеобразовательных школ и гимназий.

2.7. Особенности проведения занятия:



Рекомендуемая структура занятия:

-интеллектуальная разминка или дискуссия по познавательному вопросу, проблеме

-знакомство и отработка навыков в решении основного задания по теме,

-индивидуальная самостоятельная работа в рабочей тетради по отработке навыков предыдущих занятий с дифференциацией содержания по трудности и объему,

-творческое задание (дорисуй, сочини и т.д.)

-рефлексия

2.8. Критерии и механизмы оценки достижения планируемых результатов

Входная и итоговая диагностика проводятся в начале курса и по итогам каждого года обучения с использованием следующих тестов:

-умение обобщать

(субтест «Исключи лишнее» в тесте Э.Ф.Замбацявичене «Уровень словесно – логического мышления»)

-умение классифицировать

(субтест «Назови общим словом или словосочетанием», там же)

-умение проводить аналогии

(субтест «Подбери подходящее по смыслу слово», там же).

2.9. Система организации контроля за реализацией программы.

Осуществляется самим педагогом или педагогом - психологом в конце года и в конце курса по итогам диагностики.

2.10. Требования к специалистам, реализующим программу.

Педагог – психолог образовательного учреждения или учитель начальных классов.

2.11. Способы взаимодействия с родителями, педагогами, другими специалистами.

Заинтересовать родителей в оказании поддержки детям: развитие самостоятельности в познавательном поиске и поддержании интереса к чтению литературы данного направления.

2.12. Перечень учебных и методических материалов, необходимых для реализации программы:

-рабочие тетради учащегося к программе О.Холодовой «Умники и умницы: развитие познавательных способностей» для 1-4 классов,

-методические рекомендации к программе О.Холодовой для учителя 1-4 классов.

2.13. Требования к материально-технической оснащенности учреждения для реализации программы:

рабочие тетради, цветные карандаши, школьная доска.


Список литературы

1. Агафонова И.Н. «Учимся думать. Сборник занимательных логических задач и упражнений», С-П., «МиМ-Экспрес», 1996

2. Акимова М.К., Козлова В.Т. «Коррекционные упражнения для учащихся 3--5 классов», Обнинск, 1993

3. Анашина Н.Ю.»Энциклопедия интересных игр», Ярославль, Академия развития, 2006

4. Бабкина Н.В. «Радость познания. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников», М., «Аркти», 2000

5. Винокурова Н. «Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих способностей», М., «ИМПЭТО», 1995

Глазунов Д.А. «Психология. Развивающие занятия. 1-2 класс», М.,»Глобус» 2009

6.Зак А.З. «Развитие умственных способностей младших школьников», М., «Просвещение», 1996

7.Зак А.З. «Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-9 лет», М., «Новая школа», 1996

8.«Изучение развития учащихся учителем», НИИ Общей педагогики, М,,1992

9.«Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», под редакцией Асмолова А.Г., М.,»Просвещение», 2008

10.Пуляевская Т.И. «Курс логики в начальном звене непрерывного общего образования», гимназия №1, 1999

11.Талызина Н.Ф. «Формирование познавательной деятельности младших школьников», М., «Просвещение», 1988

12.Тихомирова Л.Ф. «Развитие творческих способностей», Ярославль, «Академия развития», 1996

13.Холодова О. «Юным умникам и умницам. Курс по развитию познавательных способностей», М., РОСТ книга, 2006















Учебно-тематический план работы по курсу «Логика»

2 класс


Н.



Тема урока



Цели

Номер основного

задания в этом занятии рабочей тетради



Коли

чество

часов

1.

Концентрация внимания

Развивать концентрацию внимания.

Занятие 1,

упражнения

1

1

2

Логические познавательные

Задания (ЛПЗ) с рассуждениями

Способствовать развитию умения рассуждать логически.

Занятие 2,

упражнения

5-6,9

1

3

Логические задачи

на распределение

Способствовать развитию умения рассуждать логически.

Занятие 3,

упражнения

9

1

4

ЛПЗ: часть - целое

Способствовать развитию умения рассуждать логически.

Занятие 4 ,

упражнения

4

1

5

Логические рассуждения

Способствовать развитию умения рассуждать логически.

Занятие 5,

упражнения

6,8-9

1

6

Логические задачи

на распределение

Способствовать развитию умения рассуждать логически.

Занятие 6,

упражнения

8-9

1

7

Изографы.

Уникурсальные фигуры.

Развивать пространственное мышление. Познакомить со способами решения заданий данного вида.

Занятие 7,

упражнения

2,4

1

8

Пространственное мышление. Перестановка спичек.

Развивать пространственное мышление. Познакомить со способами решения заданий данного вида.

Занятие 8,

упражнения

7-10

1

9

ЛПЗ: слоговица.

Способствовать развитию умения рассуждать логически. Познакомить с решением заданий нового вида.

Занятие 9,

упражнения

7

1

10

Логические рассуждения

Способствовать развитию умения рассуждать логически.

Занятие 10,

упражнения

5-9

1

11

ЛПЗ

Способствовать развитию умения рассуждать логически.

Занятие 11,

упражнения

4-9

1

12

ЛПЗ

Способствовать развитию умения рассуждать логически.

Занятие 12,

упражнения

6-9

1

13

Аналогия: часть - целое

Продолжать знакомить с видами отношений между объектами и правилами проведения аналогий. Формировать приемы мышления.

Занятие 13,

упражнения

2-5,9

1

14

ЛПЗ: ребусы

Способствовать развитию сообразительности.

Занятие 14,

упражнения

8

1

15

Пространственное мышление. Перестановка букв.

Развивать пространственное мышление. Познакомить со способами решения заданий данного вида.

Занятие 15,

упражнения

1-4

1

16

ЛПЗ

Способствовать развитию умения рассуждать логически.

Занятие 16,

упражнения

5-9

1

17

Аналогия: отношения противоположности

Продолжать знакомить с видами отношений между объектами и правилами проведения аналогий. Формировать приемы мышления.

Занятие 17,

упражнения

8

1

18

ЛПЗ. Конкурс эрудитов

Способствовать развитию сообразительности. Поддерживать познавательный интерес.

Занятие 18.

1

19

Аналогия: отношения противоположности

Продолжать знакомить с видами отношений между объектами и правилами проведения аналогий. Формировать приемы мышления.

Занятие 19,

упражнения

6

1

20

Логические задачи

на распределение

Способствовать развитию умения рассуждать логически.

Занятие 20,

упражнения

9

1

21

ЛПЗ: ребусы

Способствовать развитию сообразительности.

Занятие 21,

упражнения

8

1

22

Аналогия: отношения противоположности

Продолжать знакомить с видами отношений между объектами и правилами проведения аналогий. Формировать приемы мышления.

Занятие 22,

упражнения

8

1

23

Аналогия: отношения противоположности

Продолжать знакомить с видами отношений между объектами и правилами проведения аналогий. Формировать приемы мышления.

Занятие 23,

упражнения

7

1

24

Аналогия: отношения противоположности

Продолжать знакомить с видами отношений между объектами и правилами проведения аналогий. Формировать приемы мышления.

Занятие 24,

упражнения

9

1

25

ЛПЗ

Способствовать развитию умения рассуждать логически.

Занятие 25,

упражнения

5

1

26

Аналогия: отношения противоположности

Продолжать знакомить с видами отношений между объектами и правилами проведения аналогий. Формировать приемы мышления.

Занятие 26 ,

упражнения

9

1

27

Аналогия

Продолжать знакомить с видами отношений между объектами и правилами проведения аналогий. Формировать приемы мышления.

Занятие 27,

упражнения

4,8-9

1

28

Пространственное мышление.

Перестановка спичек.

Развивать пространственное мышление. Познакомить со способами решения заданий данного вида.

Занятие 28,

упражнения

8-10

1

29

Работа над словарем речи.

Фразеологизмы.

Обогатить словарь учащихся. Познакомить с фразеологизмами.

Занятие 29,

упражнения

9

1

30

Логические задачи

Способствовать развитию умения рассуждать логически.

Занятие 30,

упражнения

5,8,10

1

31

Работа над словарем речи.

Фразеологизмы.

Обогатить словарь учащихся

Занятие 31,

упражнения

6-8,10

1

32

Аналогия: функциональные отношения.

Продолжать знакомить с видами отношений между объектами и правилами проведения аналогий. Формировать приемы мышления.

Занятие 32,

упражнения

4

1

33

Пространственное мышление. Перестановка спичек.

Развивать пространственное мышление. Познакомить со способами решения заданий данного вида.

Занятие 33,

упражнения

8-10

1

34

Итоговая диагностика.

Конкурс эрудитов.

Определить уровень развития мышления и познавательного интереса учащихся.

Занятие 34


1


итого



36










Рабочая программа факультативного курса «Логика» для 2 класса
  • Начальные классы
Описание:

Переход общества к новому социально – экономическому и политическому укладу вызывает острую необходимость в людях высокообразованных, инициативных и предприимчивых, обладающих чувством социальной  ответственности, способных приумножить духовные и материальные богатства общества. Это предъявляет повышенные требования к выпускникам школы, которые должны быть подготовлены к новым общественным отношениям;  вооружены средствами к непрерывному саморазвитию: развитыми потребностями в области познания  и достаточным уровнем  интеллектуальной компетентности, связанной с обработкой информации.

Автор Пензина Ольга Васильевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1739
Номер материала 22062
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓