Главная / Русский язык и литература / Рабочая программа факультатива "Литература Дона" 6 класс

Рабочая программа факультатива "Литература Дона" 6 класс

Ростовская область Багаевский район х. Красный.

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Красненская средняя общеобразовательная школа.





«Утверждаю»

Директор МБОУ Красненской СОШ_______________ Букша О.Н.

Приказ от ____________ № ______





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



факультативного курса «Литература Дона»



Уровень общего образования (класс) основное общее 6 класс

Количество часов 18

Учитель Барышникова Татьяна Викторовна

Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы (Примерные программы по учебным предметам. Основная школа. В 2-х частях, М.: «Просвещение», 2011 год); с авторской программой Т.Ф.Курдюмовой («Литература: программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. / Т.Ф. Курдюмова, Н.А. Демидова, Е.Н. Колокольцев и др.; под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006).

СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО





Протокол заседания Заместитель директора по УВР

методического совета

МБОУ Красненской СОШ ________________ Ларина А.И.

от 28.08 2014 года № _____

_____________ Ларина А.И. ___________________2014 года

















СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1. Пояснительная записка.

Раздел 2. Общая характеристика учебного предмета.

Раздел 3. Место учебного предмета в учебном плане.

Раздел 4. Содержание учебного предмета.

Раздел 5. Тематическое планирование.

Раздел 6. Календарно - тематическое планирование.

Раздел 7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Раздел 8. Результаты (в рамках ФГОС общего образования – личностные, метапредметные и предметные) освоения конкретного учебного предмета и система их оценки.











1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе:

  1. Закона Российской Федерации «Об образовании».

  2. Областного Закона «Об образовании в Ростовской области».

  3. Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, утверждённого приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. №1089.

  4. Федерального базисного учебного плана и примерного учебного плана для образовательных учреждений РФ, программы общего образования. Приказ Министерства образования Российской федерации от 9 марта 2004 г. №1312 в редакции от 30.08.2010 г. №889.

  5. Приказа Минобразования России «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, на 2014-2015 учебный год».

  6. Санитарных правил и норм. (Сан Пин 2.42.- 282110).

  7. Учебного плана МБОУ Красненской СОШ – 2014 – 2015 учебный год.

  8. Примерной программы по литературе (Примерные программы по учебным предметам. Основная школа. В 2-х частях, М.: «Просвещение», 2011 год); с авторской программой Т.Ф.Курдюмовой («Литература: программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. / Т.Ф. Курдюмова, Н.А. Демидова, Е.Н. Колокольцев и др.; под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006).


Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы. На этих уроках ученики:

- формируют представление о художественной литературе как искусстве слова и её месте в культуре страны и народа;

- осознают своеобразие и богатство литературы как искусства;

- осваивают теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

- овладевают знаниями и умениями аналитического характера и теми, которые связаны с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика;

- используют различные формы общения с искусством слова для совершенствования собственной устной и письменной речи.

Данная программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений, связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика. Осваивая программу, учащийся накапливает солидный читательский багаж, формирует представление о литературе как виде искусства, постигает ее специфические внутренние законы, знакомится с литературным процессом, учится понимать его связь с процессом историческим.

В 6 классе продолжается формирование умения осознанного чтения произведений разных жанров, умения выявлять авторскую оценку и выражение собственного отношения к  изображаемому в произведении.





2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Данная программа реализуется на изучении художественных произведений из регионального компонента. Рабочая программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения. Количество часов (из расчёта 0,5ч. в неделю)-18.

Изучение литературы Дона представляется необходимым шагом в освоении культуры донского края.

Эта программа даёт возможность познакомить учащихся со складом мышления народа Дона, раскрыть значимость слова в жизни человека, вникнуть в смысл сказок, былин, стихотворений, рассказов и т.д.

Необходимо направить интерес сегодняшнего ученика к истокам родной литературы, к осмыслению жизни своего народа. Без знания донской литературы невозможно восприятие художественной литературы в целом.

Учебный курс «Литература Дона» очень разнообразен. Он включает сведения из самых различных разделов литературы.

Задачи курса:

дать представление о Доне посредством различных художественных произведений; расширить читательский кругозор учащихся.

Главнейшая цель школы – подготовка каждого ученика к жизни в обществе, к практической деятельности. Она может быть плодотворной лишь тогда, когда ее реализует человек, осознающий свою роль в окружающем мире. Цель литературного образования – способствовать духовному становлению личности, формированию нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.

Осваивая программу, ученик накапливает солидный читательский багаж, формирует представление о литературе как виде искусства, познает ее специфические внутренние законы, знакомится с литературным процессом, учится понимать его связь с процессом историческим.

Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы. На этих уроках ученики:

- формируют представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;

- осознают своеобразие и богатство литературы как искусства;

- осваивают теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

- овладевают знаниями и умениями аналитического характера и теми, которые связаны с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика;

- используют различные формы общения с искусством слова для совершенствования устной и письменной речи.


3.МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

Вариантная часть учебного плана МБОУ Красненской СОШ предусматривает изучение факультативного курса «Литература Дона» в размере 0.5 часа в неделю. Всего 18 часов в год.


Программа предусматривает возможность проведения уроков, совпавших с праздничными днями, за счёт уплотнения программы и резерва.

4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.


1.Русские поэты о Доне

1). Александр Сергеевич Пушкин «был я среди донцов», «Делибаш».

2).Кондратий Фёдорович Рылеев «Дмитрий Донской»

3). Михаил Юрьевич Лермонтов «Черкесы» (отрывки из поэмы).

4). Алексей Васильевич Кольцов «По-над Доном сад цветёт…»

5). Иван Саввич Никитин « Донцам»( всокращении)

6). Николай Платонович Огарев «Дон»

7).Аполлон Николаевич Майков «Емшан»

8). Николай Фёдорович Щербина « Не в вёдро тихое по ясной глади вод…», «Поле битвы».

9). Константин Дмитриевич Бальмонт «Ковыль».

10).Алексей Алексеевич Леонов «Возвращение на Родину», «Вы узнали нашу лаву…»

11). Евгений Аронович Долматовский «Сенокос»

12).Анатолий Владимирович Сафронов « Мы с тобою из Ростова», «Вот снова Дон»

13). Николай Константинович Доризо «Дон», «Бинокль»

14).Юлия Владимировна Друнина «В степи»

15). Александр Трифонович Твардовский «Бойцу южного фронта»

16). Николай Николаевич Ушаков «Лето 1941 года»

17). Алексей Иванович Недогонов «Пулемётчик», « Солдатам большого мужества». «Под Выборгом», «22 июня 1941 года», « Я, гвардии сержант Петров»

18).Даниил Маркович Долинский «Донская предвечерняя волна»

19). Николай Михайлович Скрёбов «У меня на душе хорошо в сентябре…»

20). Виктор Михайлович Гусев «Казак уходил на войну»

21). Ашот Георгиевич Гернакерьян «Ледоход»

22), Владимир Григорьевич Калмыков «Хороши на Дону вечера»

23). Владимир Иосифович Фролов «Дон»

2. Сказки донских писателей.

1). Пётр Васильевич Лебеденко «Сказки Тихого Дона»

2).Петроний Гай Аматуни «Королевство Восемью Восемь» (Главы из сказочной повести)

3). Юрий Александрович Дьяконов « Восемь волшебных желудей» (Главы из сказочной повести)

4). Наталья Алексеевна Суханова «В пещерах мурозавра» (Главы из фантастической повести), Многоэтажная планета» ( Отрывок из фантастической повести).










5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.



п.п

Тема

Кол-во часов


Русские поэты о Доне.

11ч

1.

Вводное занятие. Русские поэты о Доне.


2.

А.С. Пушкин «Был я среди Донцов…», «Делибаш».


3.

К.Ф. Рылеев «Дмитрий Донской».


4.

М.Ю. Лермонтов, А.В. Кольцов о Доне.


5.

И.С. Никитин «Донцам», Н.П. Огарев «Дон», А.Н. Майков «Емшан».


6.

Н.Ф. Щербина «После битвы», К.Д. Бальмонт «Ковыль», А.А. Леонов «Возвращение на Родину».


7.

Е.А. Долматовский «Сенокос», А.В. Сафронов «Мы с тобою из Ростова», Н.К. Доризо «Дон».


8.

Ю.Б. Друнина «В степи», Н.Н. Ушаков «Лето 1941 года».


9.

А.Т. Твардовский «Бойцу Южного фронта».


10

А.И. Недогонов «Солдатам большого мужества», Д.М. Долинский «Донская предвечерняя волна…».


11.

«По-над Доном сад цветёт…».



Сказки донских писателей.

12.

Вводное занятие. Сказки донских писателей.


13.

П.В. Лебеденко «Сказки тихого Дона».


14.

П.Г. Аматуни «Королевство Восемью восемь».


15.

Ю.А. Дьяконов «Восемь волшебных желудей».


16.

Н.А. Суханова «В пещерах мурозавра)


17.

Итоговый тест. Обобщение и систематизация изученного.



18.

Резерв.









Виды универсальных учебных действий.

Личностные – жизненное, личностное, профессиональное самоопределение, действия нравственно-этического оценивания (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умения выделять нравственный аспект поведения), а также ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные – действия, обеспечивающие организацию учащимися своей учебной деятельности

( целеполагание, планирование, прогнозирование результатов деятельности, коррекция, оценка.)

Познавательные – общеучебные, включая специально-предметные действия, определяющиеся содержанием конкретной дисциплины (постановка и решение проблем и т. д.)

Коммуникативные – социальная компетентность, учёт позиции других людей, умение слушать, участвовать в коллективном обсуждении проблем, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

- Владеть всеми видами речевой деятельности.

- Извлекать информацию из различных источников.

- Перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами.

- Строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми в процессе коллективной деятельности.

- Осуществлять речевой контроль.

- Оценивать речь с точки зрения её содержания и языкового оформления.

- Управлять своей деятельностью (постановка и формулирование цели, планирование последовательности, прогнозирование результатов деятельности).

- Контролировать и оценивать достигнутые результаты своей и чужой деятельности и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; вносить необходимую коррекцию в процессе деятельности.

- Самостоятельное формулирование познавательной цели.

- Применение методов информационного поиска.

- Выбор наиболее эффективных способов решения задач.

- Извлечение информации из прослушанного текста.

- Выполнять логические операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, установление аналогий, подведение под понятие и др.

- Выдвижение гипотез и их обоснование.









6. Календарно-тематическое планирование факультативного курса по литературе «Литература Дона» в 6 классе.



Тема урока.

Кол-во ча-сов

Элементы основного содержания

Виды деятельности обучающихся и обучающих

Предметные умения.

Метапредметные универсальные учебные действия.

Дата


План

Факт


Русские поэты о Доне.







1.

Вводное занятие. Русские поэты о Доне.


Поэтические произведения. Русские поэты о Доне.

Лекция учителя, сообщения уч-ся.

Ученик должен знать:

- авторов и содержание изученных художественных произведений;












Читать осознанно художественное произведение

23.01


2.

А.С. Пушкин «Был я среди Донцов…», «Делибаш».


Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина.

Беседа.

- основные теоретические понятия, предусмотренные программой и связанные с изучением образов героев произведений

эмоционально откликаться на прочитанное

30.01


3.

К.Ф. Рылеев «Дмитрий Донской».


Жизненный и творческий путь К.Ф. Рылеева.

Урок-размышление.

литературных героев (герой литературный, имя героя, портрет, поступки и характер, речевая характеристика, отношения с другими героями, авторская оценка и др.).

выражать личное читательское отношение к прочитанному

06.02


4.

М.Ю. Лермонтов, А.В. Кольцов о Доне.


Жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова.

Сопоставительный анализ.

литературных героев (герой литературный, имя героя, портрет, поступки и характер, речевая характеристика, отношения с другими героями, авторская оценка и др.).

эмоционально откликаться на прочитанное

13.02


5.

И.С. Никитин «Донцам», Н.П. Огарев «Дон», А.Н. Майков «Емшан».


Поэтические произведения о Доне русских классиков.

Обзор элементами беседы.

Уч-ся должен уметь: отличать стих от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении

эмоционально откликаться на прочитанное

20.02


6.

Н.Ф. Щербина «После битвы», К.Д. Бальмонт «Ковыль», А.А. Леонов «Возвращение на Родину».


Произведения о Доне.

Читательская конференция.

- отличать стих от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения.


27.02


7.

Е.А. Долматовский «Сенокос», А.В. Сафронов «Мы с тобою из Ростова», Н.К. Доризо «Дон».


Жизненный и творческий путь Е.А. Долматовского, Н.К. Доризо, А.В. Сафронова.

Обзор с элементами беседы.

- отличать стих от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении

Читать осознанно художественное произведение,

06.03


8.

Ю.Б. Друнина «В степи», Н.Н. Ушаков «Лето 1941 года».


Ю.Б. Друнина о Доне.

Сопоставительный анализ.

- привлекать сведения по теории литературы в процессе обсуждения художественных произведений;


эмоционально откликаться на прочитанное,

13.03


9.

А.Т. Твардовский «Бойцу Южного фронта».


Жизненный и творческий путь А.Т. Твардовсккого.

Беседа.

- использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика и др.);


выражать личное читательское отношение к прочитанному.

20.03


10

А.И. Недогонов «Солдатам большого мужества», Д.М. Долинский «Донская предвечерняя волна…».


Жизненный и творческий путь А.И. Недогонова, Д.М. Долинского.

Сообщения учащихся.

- создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, дневники, «журналы», автобиографии

Воспринимать текст литературного произведения.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

03.04


11.

«По-над Доном сад цветёт…».


Поэты о Доне.

Урок-концерт.

Ученик должен уметь:

- характеризовать героев изученных произведений и показывать связь этой характеристики с сюжетом произведения, а также с происходящими в нём событиями.


Выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы .




10.04



Сказки донских писателей.







12.

Вводное занятие. Сказки донских писателей.


Сказки донских писателей.

Лекция учителя, сообщения уч-ся.

Уч-ся должен знать: литературных героев (герой литературный, имя героя, портрет, поступки и характер, речевая характеристика, отношения с другими героями, авторская оценка и др.).

Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы

17.04


13.

П.В. Лебеденко «Сказки тихого Дона».


Жизненный и творческий путь П.В. Лебеденко.

Урок-викторина.

Уч-ся должен уметь: работать со справочными материалами

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.


24.04


14.

П.Г. Аматуни «Королевство Восемью восемь».


Жизненный и творческий путь П.Г. Аматуни.

Читательская конференция.

Уч-ся должен знать: литературных героев (герой литературный, имя героя, портрет, поступки и характер, речевая характеристика, отношения с другими героями, авторская оценка и др.).

Характеризовать героя русской литературы XIX в

08.05


15.

Ю.А. Дьяконов «Восемь волшебных желудей».


Страницы биографии Ю.А. Дьяконова.

Беседа.

литературных героев (герой литературный, имя героя, портрет, поступки и характер, речевая характеристика, отношения с другими героями, авторская оценка и др.).

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения.



Формулировать вопросы по тексту произведения.

15.05


16.

Н.А. Суханова «В пещерах мурозавра)


Жизненный и творческий путь Н.А. Суханова.

Викторина

литературных героев (герой литературный, имя героя, портрет, поступки и характер, речевая характеристика, отношения с другими героями, авторская оценка и др.)

Выявлять характерные для произведений русской литературы темы, образы и приёмы изображения человека

22.05


17.

Итоговый тест. Обобщение и систематизация изученного.




Тест.

Уч-ся должен уметь: владеть приёмами анализа образа, используя при этом портрет персонажа и его имя, поступки и взгляды, речевую характеристику и др.;

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения.


29.05


18.

Резерв.









7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.


Литература.

Для учащихся.

Александр Сергеевич Пушкин.

«Был и я среди донцов…»

«Делибаш».

Кондратий Федорович Рылеев.

«Дмитрий Донской».

Михаил Юрьевич Лермонтов.

«Черкесы» (Отрывок из поэмы).

Алексей Васильевич Кольцов

«По-над Доном сад цветёт…»

Иван Савич Никитин.

«Донцам» (В сокращении).

Николай Платонович Огарёв.

«Дон».

Аполлон Николаевич Майков.

«Ешман».

Николай Фёдорович Щербина.

«Не в вёдро тихое на ясной глади вод…»

«После битвы».

Константин Дмитриевич Бальмонт.

«Ковыль».

Алексей Алексеевич Леонов.

«Возвращение на Родину».

«Вы узнали нашу лаву…»

Евгений Аронович Долматовский.

«Сенокос».

Анатолий Владимирович Софронов.

«Мы с тобою из Ростова».

«Вот снова Дон».

Николай Константинович Доризо.

«Дон».

«Бинокль».

Юлия Владимировна Друнина.

«В степи».

Александр Трифонович Твардовский.

«Бойцу Южного фронта».

Николай Николаевич Ушаков.

«Лето 1941 года».

Алексей Иванович Недогонов.

«Пулемётчик».

«Солдатам большого мужества».

«Под Выборгом».

«22 июня 1941 года».

«Я, гвардии сержант Петров».

Даниил Маркович Долинский.

«Донская предвечерняя волна…»

Пётр Васильевич Лебеденко.

«Сказки Тихого Дона».

Петроний Гай Аматуни.

«Королевство Восемью Восемь» (Главы из сказочной повести).

Юрий Александрович Дьяконов.

«Восемь волшебных желудей» (Главы из сказочной повести).

Наталья Алексеевна Суханова.

«В пещерах мурозавра» (Главы из фантастической повести)-Хрестоматия для чтения в 5-7 классах. – Ростов н/Д: ЗАО «Книга».


Для учителя.

«Донские писатели». – Ростов н/Д: ЗАО «Книга».

Василий Петрович Гнутов.

«Поэт в краю степей необозримых».

Виталий Дмитриевич Седегов.

«Родной край в произведениях».

Георгий Яковлевич Сивоволов».

«М. Шолохов. Страницы биографии». – Хрестоматия для чтения в 5-7 классах. Ростов н/Д6 ЗАО «Книга».

Долгачев, И. Г. Язык земли родного края. – Волгоград, 1989.

Стародуб, К. Литературное краеведение в школе. – М.: Дрофа, 2003.


Интернет-ресурсы

Стихи России - Сайт для тех, кто любит стихи от классики до современности.
http://www.feb-web.ru - Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» - полнотекстовая информационная система по произведениям русской словесности, библиографии, научным исследованиям и историко-биографическим работам. Произведения А.С.Пушкина, К.Н.Батюшкова, А.С.Грибоедова, Е.А.Боратынского, Ф.И.Тютчева, И.А.Гончарова, Н.В.Гоголя, С.А.Есенина, М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого, М.А.Шолохова, А.П.Чехова. Фонотека (романсы, песни)

Русская живопись - обширнейший материал о русской живописи. Информацию о русских художниках начиная с древности и до наших дней. Приведены биографии художников и их наиболее значительные работы.

Я иду на урок литературы - материалы к урокам литературы

В мире мудрых мыслей - высказывания великих людей от древности до современности.

8. РЕЗУЛЬТАТЫ (ВРАМКАХ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ – ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ) ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА И СИСТЕМА ИХ ОЦЕНКИ).

Результаты изучения факультатива «Литература Дона»

Личностные результаты выпускников основной школы, формируемые при изучении предмета «Литература»:

совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе:

умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников основной школы:

познавательные:

понимание ключевых проблем изученных произведений фольклора и литературы;

понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

ценностно-ориентационные:

приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

понимание авторской позиции и определение собственного отношения к ней;

коммуникативные:

восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

эстетические:

понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.


Требования к знаниям и умениям учащихся 6 класса.



Учащиеся должны знать:

авторов и содержание изученных художественных произведений;

основные теоретические понятия, предусмотренные программой и связанные с изучением образов героев произведений – литературных героев (герой литературный, имя героя, портрет, поступки и характер, речевая характеристика, отношения с другими героями, авторская оценка и др.).

Ученик должен уметь:

характеризовать героев изученных произведений и показывать связь этой характеристики с сюжетом произведения, а также с происходящими в нем событиями. Владеть приемами анализа образа, используя при этом портрет персонажа и его имя, поступки и взгляды, речевую характеристику и др.;

использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика и др.);

создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, дневники, «журналы», автобиографии;

отличать стих от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении (пять стихотворных размеров силлабо – тонического стихосложения и др.);

привлекать сведения по теории литературы в процессе обсуждения художественных произведений;

работать со справочными материалами.


Формы контроля: тесты, мини-сочинения по изученным произведениям.





НОРМЫ   ОЦЕНКИ  ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ  И  НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

ПО   ЛИТЕРАТУРЕ

 Оценка  знаний  по   литературе   и  навыков  письменной  речи производится также на основании сочинений  и  других  письменных  проверочных работ ( ответ  на вопрос,  устное  сообщение  и  пр.). Они проводятся в определенной последовательности  и  составляют важное средство развития речи.

Объем сочинений должен быть примерно таким: в 5 классе — 1 —1,5 тетрадные страницы, в 6 классе—1,5—2, в 7 классе — 2—2,5, в 8 классе — 2,5—3, в 9 классе — 3—4, в 10 классе — 4—5, в 11 классе — 5—7.

Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в 5-8-м  и  10 дней в 9-11 классах  и  оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание  и  речь, вторая — за грамотность. В 5-9 классах  оценка  за содержание  и  речь относится к  литературе , вторая — к русскому языку.

  ОЦЕНКА   УСТНЫХ   ОТВЕТОВ 

При  оценке   устных   ответов  учитель руководствуется следующими основными  критериями  в пределах программы данного класса:

Знание текста  и  понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.

Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.

Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.

Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.

Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи и общественной борьбой.

Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность  ответа ; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.

В соответствии с этим:

Отметкой «5» оценивается  ответ , обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (9—11 кл.); свободное владение монологической литературной речью.

Отметкой «4» оценивается  ответ , который показывает прочное знание  и  достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры  и  поступки героев  и  роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями  и  навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью.

Однако допускается одна-две неточности в  ответе .

Отметкой «3» оценивается  ответ , свидетельствующий в основном о знании  и  понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры  и  поступки героев  и  роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора  и  недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.

Допускается несколько ошибок в содержании  ответа , недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции  и  языке  ответа , несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Отметкой «2» оценивается  ответ , обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение  и  характеры основных героев  и  роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью  и  техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Отметкой «1» оценивается  ответ , показывающий полное незнание содержания произведения  и  непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание; низкий уровень техники чтения.

 ОЦЕНКА  СОЧИНЕНИЙ

В основу  оценки  сочинений  по   литературе  должны быть положены следующие главные  критерии  в пределах программы данного класса:

правильное понимание темы, глубина  и  полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;

точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

 Оценка  за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Отметка «5» ставится за сочинение:

глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;

написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.

Отметка «4» ставится за сочинение:

достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

логичное и последовательное изложение содержания;

написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.

Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:

в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

обнаруживается владение основами письменной речи;

в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.

Отметка «2» ставится за сочинение, которое:

не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Отметка «1» ставится за сочинение:

совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли;

содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки «2».










Контрольно-измерительные материалы.

Тест №1

  1. Что собирается привезти с собой в память битвы герой стихотворения А.С. Пушкина «Был я среди донцов»?

а) балалайку; б) ружьё; в) нагайку.

2.Что такое делибаш?

а)казачья атака; б) конный солдат турецкой армии; в) конный солдат донской армии.

3.О каком историческом полководце рассказывает в своём стихотворении К.Ф. Рылеев?

а) Дмитрий Донской; б) Евпатий Коловрат; в) Александр Невский.

4.Как называется стихотворение М.Ю. Лермонтова?

а) татары; б) черкесы; в) узбеки

5.Соотнесите автора и название стихотворения.

1.Алексей Васильевич Кольцов а) «Емшан»

2.Иван Саввич Никитин б) «Дон»

3. Николай Платонович Огарев в). «Донцам»

4. Аполлон Николаевич Майков г) «По-над Доном сад цветёт…»

5.Николай Фёдорович Щербина д) «Бинокль»

6.Константин Дмитриевич Бальмонт е) «Мы с тобою из Ростова»

7.Алексей Алексеевич Леонов ж) «Сенокос»

8. Евгений Аронович Долматовский з) «Возвращение на Родину»

9. Анатолий Владимирович Сафронов и) «Поле битвы»

10. Николай Константинович Доризо к) «Ковыль».

6. О каком времени суток рассказывается в стихотворении В.Г. Калмыкова?

а) утро; б) вечер; в) ночь

7. Бойцу какого фронта адресовано стихотворение А.Т. Твардовского?

а) южного; б) северного; в) восточного





Тест №2

  1. Соотнесите автора и название сказки:

1). Пётр Васильевич Лебеденко а) « В пещерах мурозавра».

2). Петроний Гай Аматуни б) «Восемь волшебных желудей»

3). Юрий Александрович Дьяконов в) «Королевство Восемью Восемь»

4). Наталья Алексеевна Суханова г). «Сказки Тихого Дона»

2. Как прозвали Макара в сказке Петра Васильевича Лебеденко?

А) безмолвный; б)безрукий; в) бесслёзный.

3. Как звали героиню сказки «Игнатка»?

а) Пи-ли-кви-ли; б) Пи-кви-ли-ви; в) Кви-пи-ли-ви

4. Кому посвящена сказка П.Г. Аматуни «Королевство Восемью Восемь»?

а) дочке; б) внучке; в) племяннице

5. О какой птице рассказывается в сказке Ю.А. Дьяконова « Восемь волшебных желудей»?

а) ласточка; б) кукушка; в) воробей

6. О каком дереве рассказывается в сказке Ю.А. Дьяконова « Восемь волшебных желудей»?

а) дуб; б) берёза; в) липа

7. В кого превратились герои сказки Н.А. Сухановой «В пещерах мурозавра»?

а) в карликов; б) в великанов; в) в животнызх

Рабочая программа факультатива "Литература Дона" 6 класс
  • Русский язык и литература
Описание:

Данная программа реализуется на изучении художественных произведений из регионального компонента. Рабочая программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения. Количество часов (из расчёта 0,5ч. в неделю)-18.

Изучение литературы Дона представляется необходимым шагом в освоении культуры донского края.

Эта программа даёт возможность познакомить учащихся со складом мышления народа Дона, раскрыть значимость слова в жизни человека, вникнуть в смысл сказок, былин, стихотворений, рассказов и т.д.

Необходимо направить интерес сегодняшнего ученика к истокам родной литературы, к осмыслению жизни своего народа. Без знания донской литературы невозможно восприятие художественной литературы в целом.

Учебный курс «Литература Дона» очень разнообразен. Он включает сведения из самых различных разделов литературы.

 

Автор Барышникова Татьяна Викторовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1616
Номер материала 29977
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓