Главная / Русский язык и литература / Рабочая программа элективного учебного предмета

Рабочая программа элективного учебного предмета


Утверждаю

Директор МБОУ «Двинская средняя школа»

__________В.Н. Михиенко

«___»_______ 2014 г.



МБОУ «Двинская средняя общеобразовательная школа»







Рабочая программа


по элективному учебному предмету


«Русский язык: сочинение на «пять».


(11 класс)









Акулинина Марина Васильевна,

учитель русского языка и литературы

высшая квалификационная категория














2014

Пояснительная записка.


Рабочая программа по элективному учебному предмету составлена в соответствии с авторской программой (М.В. Акулинина Программа учебного элективного предмета «Русский язык: сочинение на «пять». – Двинской, 2010; согласована с районным экспертным советом 10.09.2010)

Часть 3 (С1) экзаменационной работы по русскому языку в 11 классе - задание открытого типа с развернутым ответом (сочинение) проверяет умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.

Таким образом, данное задание требует сформированности у учащихся коммуникативной компетентности, необходимой для понимания чужих и порождения собственных высказываний (текстов), компетентности выпускника, важной не только для успешной образовательной деятельности, но и для профессионального и жизненного его становления.

Для формирования коммуникативной компетентности необходимо развивать у школьников ключевые умения, проверяемые заданием части С ЕГЭ:
- умение анализировать содержание исходного текста;
- умение анализировать форму исходного текста;

- умение формулировать собственное мнение и связно, последовательно его излагать;
- умение аргументировано доказывать собственное мнение;

-умение ставить коммуникативные цели и достигать их через содержание текста сочинения;

- умение структурировать собственный текст и композиционно правильно оформлять письменную работу.

Но коммуникативная компетенция включает в себя не только способность понимания чужих и порождение своих собственных высказываний, речевого поведения, адекватного целям, сферам, ситуациям общения, но и знание основных речеведческих понятий: стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте, умение анализировать текст.

Цель данного элективного учебного предмета – научить школьников давать развернутый ответ в форме сочинения-рассуждения на основе предложенного текста.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

  1. обобщить и систематизировать знания учащихся о тексте;

  2. сформировать умения анализировать исходный текст (содержание, стиль и тип речи, композиция, языковые средства);

  3. научить создавать на основе проанализированного текста собственное высказывание.

Учащимся предлагается система работы, назначение которой – помочь в написании сочинения и овладении умениями, необходимыми в учебной и будущей профессиональной деятельности. Ученики учатся работать с информацией, заложенной в тексте, учатся четко формулировать, логично излагать и аргументированно доказывать собственную точку зрения.

Элективный учебный предмет рассчитан на учащихся 11 классов. Программа элективного учебного предмета составлена с учетом того, что учащиеся будут иметь возможность подготовиться к написанию развернутого ответа на основе предложенного текста.

Содержание программы соответствует Образовательному стандарту среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень).

Программа элективного учебного предмета рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).























































Учебно-тематический план.


Наименование раздела темы

Кол-во часов

1.

Стили речи

10

2.

Смысловые типы речи

8

3.

Формулировка проблемы, ее комментирование, определение позиции автора

8

4.

Определение собственного мнения по проблеме, аргументация своей позиции.

2

5.

Работа над смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения.

4


Итоговое сочинение по данному тексту.

2


Итого:

34









































Поурочное планирование


Тема занятия

Кол-во часов


Дата (план)


Дата (факт)

1. Определение функционального стиля текста.

1

15.01


2. Особенности публицистического стиля.

1

16.01


3. Анализ композиции публицистического текста.

1

22.02


4. Изобразительно-выразительные средства в публицистических текстах.

1

23.01


5. Комплексный анализ публицистического текста.

1

29.01


6. Сочинение на публицистическую тему.

1

30.01


7. Особенности художественного стиля.


1

5.02


8-9. Изобразительно-выразительные средства в художественных текстах.

2

6.02

12.02


10. Комплексный анализ художественного текста.

1

13.02


11. Работа со смысловыми типами речи.


1

19.02


12. Описание.


1

20.02


13. Повествование.


1

26.02


14. Рассуждение.


1

27.02


15. Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание, повествование, рассуждение.

1

5.03


16. Работа с языковыми средствами, обеспечивающими связность текста.

1

6.03


17-18. Сочинение-рассуждение на нравственную проблему.

2

12.03

13.03


19-20.Формулировка проблемы исходного текста.

2

19.03

20.03


21-22. Комментарий одной из проблем текста.

2

2.04

3.04


23. Типичные ошибки в определении проблемы, ее комментарии.

1

9.04


24. Работа по определению позиции автора текста. Типичные ошибки.

1

10.04



25-26. Обобщение по теме «Формулировка проблемы, ее комментирование, определение позиции автора».

2

16.04

17.04



27-28. Определение собственного мнения по проблеме, аргументация своей позиции.

2

23.04

24.04


29. Работа над смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения.

1

30.04


30. Способы моделирования вступления.


1

7.05


31. Способы моделирования заключительной части сочинения-рассуждения.

1

8.05


32. Композиция развернутого ответа в форме сочинения-рассуждения на основе предложенного текста.

1

14.05


33-34. Итоговое сочинение по данному тексту.


2

15.05

21.05




































Содержание элективного учебного предмета.


Стили речи (10 часов)

Определение функционального стиля текста. Стили речи: сфера употребления, задачи речи, стилевые черты, языковые средства, жанры.

Особенности публицистического стиля. Лексические, морфологические, синтаксические особенности публицистического стиля. Анализ композиции публицистического текста. Изобразительно-выразительные средства в публицистических текстах. Виды тропов и стилистических фигур, их роль в тексте. Комплексный анализ публицистического текста. Содержание и композиция текста. Изобразительно-выразительные средства. Сочинение на публицистическую тему.


Особенности художественного стиля. Сфера применения. Задачи речи. Стилевые черты. Языковые средства (лексические, морфологические, синтаксические особенности). Использование изобразительно-выразительных средств других стилей. Эстетическая функция художественного стиля речи. Изобразительно-выразительные средства в художественных текстах. Лексические образные средства. Комплексный анализ художественного текста. Содержание и композиция текста. Изобразительно-выразительные средства.


Смысловые типы речи (8 часов)

Работа со смысловыми типами речи. Типы речи. Основная цель, структура. Описание. Композиция текста. Работа с основной мыслью текста-описания. Повествование. Композиция текста. Работа с основной мыслью текста-повествования. Рассуждение. Композиция. Основные требования к построению текста-рассуждения. Работа с основной мыслью текста-рассуждения. Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание, повествование, рассуждение. Риторические фигуры. Работа с языковыми средствами, обеспечивающими связность текста. Микротема. Абзацное членение. Цепная, параллельная, смешанная связь. Средства выражения межфразовых связей в тексте. Сочинение-рассуждение на нравственную проблему.


Формулировка проблемы, ее комментирование, определение позиции автора (8 часов)

Формулировка проблемы исходного текста. Тема и проблема текста. Типы проблем. Варианты формулировки проблем. Типовые конструкции, помогающие сформулировать проблему. Комментарий одной из проблем текста. Текстуальный и концептуальный комментарий. Задачи комментария. Приемы сжатия текста. Типовые конструкции, помогающие написать комментарий к проблеме. Типичные ошибки в определении проблемы, ее комментарии. Работа по определению позиции автора текста. Типичные ошибки. Что значит сформулировать авторскую позицию? Конструктивные способы выражения авторской позиции. Авторская позиция в художественных текстах. Типовые конструкции выражения авторской позиции. Типичные ошибки.


Определение собственного мнения по проблеме, аргументация своей позиции (2 часа)

Определение собственного мнения по проблеме, аргументация своей позиции. Виды аргументов. Типичные ошибки аргументации. Способы выражения личностной позиции.


Работа над смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. (4 часа)

Способы моделирования вступления: именительный темы, вопросы-стимулы, «картина», название, пословица и др. Способы моделирования заключительной части сочинения-рассуждения: отклик, цитата, общий вывод, открытый финал и др. Композиция развернутого ответа в форме сочинения-рассуждения на основе предложенного текста.


Итоговое сочинение по данному тексту. (2 часа)

















































Требования к уровню подготовки учащихся


В результате изучения элективного учебного предмета учащиеся должны знать:

- основные речеведческие понятия: «текст», «стили речи», «типы речи», «основная мысль», «проблема», «цепная, параллельная, смешанная связь», «композиция текста».

- средства связи предложений: однокоренные слова, лексический повтор, синонимы, антонимы, союзы, местоименная замена, набор видо-временных форм глагола, вводные слова, числительные, наречия, неполные предложения.

- изобразительно-выразительные средства: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, гипербола, литота, перифраз, антитеза, градация, инверсия, парцелляция, лексический повтор, анафора, риторический вопрос, риторическое восклицание, синтаксический параллелизм.


В результате изучения элективного учебного предмета учащиеся должны уметь:

- определять стиль речи,

- определять типы речи,

- определять языковые средства, характерные для того или иного стиля или типа речи, в том числе используемые автором изобразительно-выразительные средства,

- определять средства связи предложений,

- анализировать текст с разнотипными частями и различными средствами связи между ними,

- формулировать проблему исходного текста,

- комментировать сформулированную проблему исходного текста,

- определять позицию автора исходного текста по прокомментированной проблеме,

- выражать свое мнение по сформулированной проблеме, поставленной автором текста,

- приводить аргументы по проблеме, опираясь на жизненный или читательский опыт,

- создавать на основе проанализированного текста собственное высказывание, писать сочинение – рассуждение по данному тексту.

























Учебно-методическое обеспечение


1. Александров В.Н. Единый государственный экзамен. Русский язык. Сочинение-рассуждение: Учеб. пособие для 10-11 кл. / Адександров В.Н., Александрова О.И. – 4-е изд, стереотип. – Челябинск: Взгляд, 2007. – 127 с.


2. Архарова Д.И.Русский язык. Единый государственный экзамен. Анализ текста и написание рецензии / Д.И. Архарова, Т.А. Долинина, А.П. Чудинов. – 5-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 192 с. (Домашний репетитор. Подготовка к ЕГЭ).


3. Владимирская Г.Н., Райский С.И. Тренажер для подготовки к экзамену. Русский язык. 10-11 классы. – М.: Изд. Дом «Новый учебник», 2004. – 144 с.


4. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 кл . – М.: Просвещение, 2004


5. Долинина Т.А. Русский язык. Как написать сочинение на Едином государственном экзамене / Т.А. Долинина. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 128 с. (Домашний репетитор. Подготовка к ЕГЭ).


6. ЕГЭ – 2007: Русский язык: сборник заданий / С.И. Львова, И.П. Цыбулько. – М.: Просвещение, Эксмо, 2007. – 192 с.


7. Золотарева И.В., Дмитриева Л.П., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс: Традиционная система планирования уроков и методика преподавания с целью подготовки к ЕГЭ. – 2-е изд., испр. и доп. – М: ВАКО, 2005. – 320 с. (В помощь школьному учителю).


8. Розенталь Д.Э, Голуб И.Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. – Изд. 6-е. – М: Айрис-пресс, 2006. – 208 с. – (Домашний репетитор).


9. Русский язык. На пути к экзамену: ЕГЭ. Сдаем без проблем! / Е.В. Любичева. – М.: Эксмо, 2007. – 224 с. – (ЕГЭ: сдаем без проблем!).


10. Русский язык: Система подготовки к единому государственному экзамену. Работа с текстом. Упражнения повышенной сложности / авт.-сост. Т.Ф. Сивокозова. – Волгоград: Учитель, 2005. – 83 с.


11. Русский язык. Эффективная подготовка. ЕГЭ 2004 / И.П. Цыбулько, С.И. Львова, В.А. Коханова. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 288 с.


12. Уроки словесности. Пособие для подготовки к сочинению и выполнению творческих заданий / Е.А. Владавская, Н.И. Ломилина, В.К. Сигов. – М.: Интеллект-центр, 2005. – 104 с.

Рабочая программа элективного учебного предмета
  • Русский язык и литература
Описание:

Элективный учебный предмет рассчитан на учащихся 11 классов. Программа элективного учебного предмета составлена с учетом того, что учащиеся будут иметь возможность подготовиться к написанию развернутого ответа  на основе предложенного текста.

Содержание программы соответствует Образовательному стандарту среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень).

    Программа   элективного учебного предмета рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).

 

Автор Акулинина Марина Васильевна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 328
Номер материала 17438
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓