Главная / Русский язык и литература / Рабочая программа элективного курса "Роль орфографии и пунктуации в письменном общении"

Рабочая программа элективного курса "Роль орфографии и пунктуации в письменном общении"















Рабочая программа

основного общего образования

по элективному курсу «Роль орфографии и пунктуации

в письменном общении»







Составитель:

учитель русского языка

и литературы

Мирошниченко Л.А.



















Рабочая программа

основного общего образования

«Роль орфографии и пунктуации в письменном общении»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса «Роль орфографии и пунктуации в письменном общении» для обучающихся 9 класса составлена на основе следующих документов:

  • Федерального компонента государственного общего образования (приказ МОиН РФ от 05. 03. 2004г. №1089);

  • Примерной программы основного общего образования (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. №03-1263);

  • Программы факультативных и элективных курсов С.И.Львова. Русский язык: 7 – 11 классы

  • Учебного плана МОУ «СОШ №19» г.Абакана.


Структура документа

Данная программа по русскому языку для обучающихся 9 классов представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, требования к уровню подготовки обучающихся 9 классов, календарно-тематическое планирование.

Содержание дисциплины: Программа предусматривает изучение языковых средств, с помощью которых можно наиболее точно и правильно передавать смысл устного или письменного высказывания в разных ситуациях общения. В связи с эти основное внимание на занятиях данного курса уделяется формированию системы коммуникативных умений и навыков, которые дают возможность овладеть секретами эффективного общения. Особенностью данного курса является его нацеленность на совершенствование основных видов речевой деятельности в их един­стве и взаимосвязи: на развитие способности осознанно воспри­нимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно переда­вать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения (умение говорить и писать). Также данная дисциплина предполагает совершенствование правописных навыков обучающихся на основе повторения и обобщения грамматики русского языка: рассматриваются основные принципы орфографии и пунктуации, обобщаются правила правописания слов и постановки знаков препинания в различных синтаксических конструкциях, формируется орфографическая и пунктуационная зоркость и способность к более осмысленному выбору языковых средств.

Цели и задачи дисциплины

Целью изучения дисциплины «Роль орфографии и пунктуации в письменном общении» является обучение осознанному выбору и ор­ганизации языковых единиц для коммуникативного совершенствова­ния речевого высказывания, обобщение основных правил и норм русского литературного языка, пропедевтическое изучение методических основ русского правописания.





В число задач курса входит:

  • углубление, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по орфографии и пунктуации русского языка;

  • знакомство обучающихся с теоретическими основами русской орфографии и пунктуации, позволяющее установить связи орфографии и фонологии, орфографии и морфологии, пунктуации и синтаксиса и сделать грамотное письмо осознанным;

  • овладение методическими приемами анализа сведений по орфографии и пунктуации русского языка и их представления в качестве дидактических материалов.


Место предмета в Учебном плане МОУ «СОШ №19»

Согласно Учебному плану МОУ «СОШ №19», на изучение предмета «Роль орфографии и пунктуации в письменном общении» в 9 классе предусмотрено в год – 34 часа, в неделю – 1 час.

Данная рабочая программа составлена с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся 9Б классов. Основная часть обучающихся имеет низкий уровень обучаемости. Работоспособность ниже нормы, темп деятельности средний. Развитие кругозор отстает от возрастной нормы. Отмечается недостаточный уровень развития самостоятельности мышления, рефлексивных навыков, долговременной памяти. У ряда учеников проблемы с фонематическим слухом, также низкая скорость письма.

Практикум имеет направленность на развитие общепредметных, общеинтеллектуальных умений, которые реализуются в обобщении изученного материала,в анализе и классификации практического материала, в анализе и классификации орфографических и пунктуационных ошибок в «деформированном» тексте.
Курс имеет практический характер. Базовый теоретический материал усваивается в активной форме на практических занятиях, а также в ходе самостоятельной работы обучающихся. Главное внимание в курсе уделяется овладению на новом уровне теоретическим материалом, а также совершенствованию навыков правописания и пунктуации. На занятиях используются приемы коммуникативно ориентированного обучения, обучения в сотрудничестве: коллективная работа в малых группах, работа в парах и т.д. Значительное внимание уделяется самостоятельной работе обучающихся, результаты которой контролируются учителем.

Основное содержание программы курса «Роль орфографии и пунктуации в письменном общении» для 9 класса


п/п

Раздел

Кол-во часов

Основные вопросы

1

Особенности письменного общения

5

Устное и письменное общение между людьми. Возникно­вение и развитие письма как средства общения. Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли (буквы, знаки препинания, дефис, пробел); ориентация на зрительное восприятие текста и невозможность учитывать немедленную реакцию адресата; возможность возвра­щения к написанному, совершенствования текста и т. п. Основные требования к содержанию и языковому оформле­нию письменного высказывания. Особенности речевого этикета при письменном дистанционном общении (SМS-сообщения, электронная почта, телефакс и др.). Основные правила письменного общения в виртуальных дис­куссиях, конференциях на тематических чатах Интернета.

2

Роль орфографии в письменном общении

18

Возможности орфографии для более точной передачи смысловой стороны речи. Разделы русской орфографии и принципы написания. Звукобуквенные орфограммы и морфологический принцип написания. Роль смыслового и грамматического анализа при вы­боре слитного, дефисного и раздельного написания. Смысловой анализ при выборе строчной и прописной буквы.

Основные правила графического сокращения слов и исполь­зование этих правил в практике современного письма.

3

Роль пунктуации в письменном общении

11

Некоторые сведения из истории русской пунктуации. Основное назначение пунктуации — расчленять письменную речь для облегчения её понимания. Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный. Смысловая роль знаков препинания. Структура предложения и пунктуация. Интонация и пунктуация. Основные функции пунктуационных знаков. Разделительные, выделительные знаки препинания, знаки завершения. Разделы русской пунктуации: 1) знаки препинания в конце предложения; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препина­ния в связном тексте. Способы оформления на письме прямой речи. Цитирование.



Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

По результатам изучения дисциплины обучающиеся должны:

  • повторить, систематизировать и углубить сведения из области орфоэпии и интонации, орфогра­фии и пунктуации;

  • рассмотреть различные языковые средства с точки зрения их практического использования в речи для нужд обще­ния;

  • формировать навыки правильного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения для развития таких качеств речи, как правильность, точность, ясность, стилистическая уместность и выразительность;

  • обучить правилам речевого этикета;

  • знать принципы русской орфографии и пунктуации, уметь увидеть обусловленность написания слов и постановки пунктуационных знаков языковыми факторами (особенностями организации формы и значения языкового знака);

  • владеть навыками грамотного письма, осуществлять самоконтроль и саморедактирование письменных текстов (как репродуцируемых, так и продуцируемых);

  • знать основные методы, формы, средства формирования и контроля орфографических и пунктуационных знаний, умений и навыков (включая компьютерные технологии, тестовые материалы и др.);

  • уметь отбирать и дидактически обрабатывать теоретический материал по орфографии и пунктуации, составлять алгоритмы, схемы, опорные конспекты по различным орфографическим и пунктуационным правилам / темам;

  • уметь видеть и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки в чужой письменной речи.



Календарно-тематическое планирование

п/п

Дата проведения

Кол-во часов

Раздел

Тема урока

Тип урока

Результаты обучения (ключевые и предметные компетенции)

Содержание

урока

Примечание

План

Факт

Особенности письменного общения (5ч.)

1



1

Устное и письменное общение между людьми.

Повторитель-но-обобщаю-щие уроки

Знать: понятия «устная и письменная форма общения»; гипотезы происхождения языка, понятие «искусственные языки»; преимущества языка сравнительно с неязыковыми средствами общения (жесты, сигналы, коды, символы и т.д.), способы общения животных; возникновение и развитие письма как средства общения

П. 50 – 54, работа по карточкам.


2-3





2

Особенности письменной речи

Повторитель-но-обобщаю-щий урок

Знать: основные особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли (буквы, знаки препинания, дефис, пробел); ориентация на зрительное восприятие текста и невозможность учитывать немедленную реакцию адресата; возможность возвращения к написанному, совершенствования текста и т.п.

Уметь: строить высказывание в устной и письменной форме.

П. 49, 49, 37, объяснительный диктант


4



1

Основные требования к содержанию и языковому оформле­нию письменного высказывания.

Урок изучения нового

Знать: основные требования к содержанию и языковому оформле­нию письменного высказывания; особенности речевого этикета при письменном дистанционном общении (SMS-сообщения, электронная почта, телефакс и др.)

Владеть нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения.

П. 53 – 54. Выборочный диктант, осложненное списывание


5



1

Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на тематических чатах Интернета.

Урок изучения нового

Знать: основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на тематических чатах Интернета.

Уметь: применять полученные знаки на практике.

Повторить: П. 75 – 77, 89 – 91. Осложненное списывание, работа по карточкам, проверочная работа


Роль орфографии в письменном общении (18ч.)

6-7



2

Возможности орфографии для более точной передачи смысловой стороны речи

Повторитель-но-обобщаю-щий урок

Знать: возможности орфографии для более точной передачи смысловой стороны речи

П. 88, 136 – 138. Комментированное письмо, работа в группах, тест


8-9



2

Разделы русской орфографии и принципы написания

Повторитель-но-обобщаю-щий урок

Знать: разделы русской орфографии и принципы написания (традиционный, фонетический, морфемный, морфологический и т.д.)

П. 80, 142, 118, 139. Работа с тренажерами, осложненное списывание, комментированное письмо


10-11



2

Звукобуквенные орфограммы и морфологический принцип написания

Повторитель-но-обобщаю-щий урок

Знать: какие орфограммы регулируются морфологическим принципом написания; уметь: грамотно писать.

П. 81, 82, 106, 118, 140, 142. Осложненное списывание, составления алгоритма применения правила, работа по карточкам, проверочная работа


12-13



2

Роль смыслового и грамматического анализа при выборе слитного, дефисного и раздельного написания

Повторитель-но-обобщаю-щий урок

Знать: роль смыслового и грамматического анализа при выборе слитного, дефисного и раздельного написания, условия слитного, раздельного и дефисного написания слов различных частей речи, обосновывать выбор написания, безошибочно писать.

П. 153. Комментированное письмо, работа по карточкам


14-15



2

Смысловой анализ при выборе строчной и прописной буквы

Повторитель-но-обобщаю-щий урок

Уметь: производить смысловой анализ при выборе строчной и прописной буквы

П.81, 107, 118, 147. Выборочный диктант, осложненное списывание, тест


16-17



2

Основные правила графического сокращения слов

Повторитель-но-обобщаю-щий урок

Знать: основные правила графического сокращения слов. Уметь: использовать эти правила в практике современного письма

Дополнительный материал


18-19



2

Повторение правописания гласных (проверяемых, чередующихся, непроверяемых) в корне слова. Гласные о\е после шипящих и ц в корнях, суффиксах и окончаниях.



Повторитель-но-обобщаю-щие уроки

Уметь опираться на основной принцип написания морфем: сохранение единообразного их облика независимо от звучания, обнаруживать орфограммы в корне, группировать слова по видам орфограмм корня

П. 50 – 54, работа по карточкам, проверочная работа


20-21



2

Повторение. Правописание согласных в корне слова, правописание приставок

Повторитель-но-обобщаю-щие уроки

Уметь опираться на основной принцип написания морфем: сохранение единообразного их облика независимо от звучания, обнаруживать орфограммы в корне, группировать слова по видам орфограмм корня

Уметь безошибочно писать приставки с опорой на морфемно-словообразовательный анализ слова, различать приставки ПРИ-ПРЕ на семантической основе, приставку НЕ и частицу НЕ, объяснять выбор орфограммы-буквы

П. 49, 49, 37, объяснительный диктант



П. 53 – 54. Выборочный диктант, осложненное списывание


22



1

Правописание окончаний существительных и глаголов

Повторитель-но-обобщаю-щие уроки

Уметь определять морфологические формы существительных и глаголов, безошибочно писать окончания в них

П. 75 – 77, 89 – 91. Осложненное списывание, работа по карточкам, проверочная работа


23



1

Контрольная работа

Урок контроля

Знать и применять на практике правила и приемы письменного общения, грамотно писать.

Дополнительный материал


Роль пунктуации в письменном общении (11ч.)

24



1

Сведения из истории русской пунктуации

Повторитель-но-обобщаю-щий урок

Знать: некоторые сведения из истории русской пунктуации, основное назначение пунктуации – расчленять письменную речь для облегчения её понимания.

П.174, 185. Объяснительный диктант, моделирование предложений по схемам


25



1

Принципы русской пунктуации

Урок изучения нового

Знать: принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой интонационный.

П. 186 – 189. Работа со схемами предложений с однородными членами, работа по карточкам


26



1

Интонация и пунктуация

Повторитель-но-обобщаю-щий урок

Знать: смысловую роль знаков препинания, зависимость структуры предложения и пунктуации, роль интонации при постановке знаков препинания.

П. 198. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений, выписывание из текстов изученных художественных произведений предложений с уточняющими членами


27



1

Основные функции пунктуационных знаков

Повторитель-но-обобщаю-щий урок

Знать: основные функции пунктуационных знаков: разделительная, выделительная, функция завершения. Уметь: выбирать знак препинания, опираясь на его функцию.

П. 190 – 197. Повторение причастных и деепричастных оборотов, работа со схемами, объяснительный диктант


28



1

Разделы русской пунктуации. Знаки препинания в конце предложения

Повторитель-но-обобщаю-щий урок

Знать: разделы русской пунктуации; уметь аргументировано выбирать знаки препинания в конце предложения в зависимости интонации и смысла предложения

П. 194. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений, выписывание из текстов изученных художественных произведений


29



1

Знаки препинания внутри простого предложения

Повторитель-но-обобщаю-щий урок

Уметь: расставлять знаки препинания внутри простого предложения при однородных членах, вводных словах и обращениях, причастных и деепричастных оборотах, между подлежащим и сказуемым

П. 186 – 189. Работа со схемами предложений с однородными членами, работа по карточкам


30



1

Знаки препинания между частями сложного предложения

Повторитель-но-обобщаю-щий урок

Знать различия сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, уметь конструировать сложные предложения, правильно расставлять знаки препинания в них

П. 204, 205. Конструирование сложных предложений по схемам, объяснительный диктант, работа по карточкам


31



1

Знаки препинания при передаче чужой речи. Цитирование

Повторитель-но-обобщаю-щий урок

Уметь различать слова автора и прямую речь, строить предложения с прямой речью, правильно расставлять знаки препинания в них

П. 218. Работа с текстами художественных произведений.


32



1

Знаки препинания в связном тексте

Повторитель-но-обобщаю-щий урок

Воспринимать текст на слух, применяя полученные знания по орфографии и пунктуации

Дополнительный материал


33



1

Контрольная работа

Урок контроля

Воспринимать текст на слух, применяя полученные знания по орфографии и пунктуации

Диктант


34



1

Справочники по русскому правописанию

Урок закрепления ЗУН

Знать: словари, справочники, регулирующие нормы русского правописания; уметь работать с ними.

Дополнительный материал



Список литературы

Для обучающихся:

  1. Ветвицкий ВТ., Иванова В.Ф., Моисеев А.И. Современное русское письмо: Факультативный курс. — М., 1974.

  2. Голуб И.Б., Розенталъ Д.Э. Занимательная стилистика. — М., 1989.

  3. Гольдин В.Е. Речь и этикет. — М., 1983.

  4. Горбачевич К.С. Русский язык. Прошлое. Настоящее. Буду­щее. - М., 1984.

  5. Горелов И.Н., Житников В.Ф., Зюзько М.В. и др. Умеете ли вы общаться? — М., 1991.

  6. Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации. — М., 1986.

  7. Граудина Л.К. Беседы о русской грамматике. — М., 1983.

  8. Донских О. А. К истокам языка. — Новосибирск, 1988.

  9. Дроздова О.Е. Уроки языкознания для школьников. — М., 2001.

  10. Костомаров В.Г. Жизнь языка. — М., 1994.

  11. Львова С.И. «Позвольте пригласить Вас...», или Речевой эти­кет - М., 2004. -,.

  12. Львова С.И. Русская орфография: Самоучитель. — М., 2005.

  13. Львова С.И. Схемы-таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация: Раздаточные материалы. — М., 2005.

  14. Львова С.И. Там, где кончается слово: Книга для учащихся. — М., 1991.

  15. Львова СЛ. Язык в речевом общении. Книга для учащихся. — М., 1992.

  16. Львова С.И. Язык и речь. Учебное пособие для 8—9 классов. — М., 2000.

  17. 18

  18. Люстрова З.Л., Скворцов Л. Л., Дерягин ВЯ. Беседы о рус­ском слове. — М., !987.

  19. Милославский ИТ. Зачем нужна грамматика? — М., 1988.

  20. Милославский ИТ. Культура речи и русская грамматика. — М., 2002.

  21. Моисеев А.И. Звуки и буквы, буквы и цифры. — М.. 1986.

  22. Панов Л.В. Занимательная орфография. — М., 1984.

  23. Панов М.В. А все-таки она хорошая. Рассказ о русской орфо­графии, ее достоинствах и недостатках. — М., 1964.

  24. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. — М., 1991.

  25. Розенталъ Д.Э. А как сказать лучше? — М., 1988.

  26. Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? — М., 1983.

  27. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. — М., 1989.

  28. Цыбулько И.П., Львова С.И., Коханова В.А. ЕГЭ 2004. Русский язык. Эффективная подготовка. — М., 2004.

  29. Словари

  30. Дмитриев Л.И., Клокова Л.Н., Павлова В.В. Словарь языка жестов. — М., 2003.

  31. Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический сло­варь русского языка. — 3-е изд. — М., 1994.

  32. Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. — М., 1997.

  33. Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского язы­ка. - М., 2004.

  34. Львова С.И. Краткий орфографический словарь с этимологи­ческими комментариями. — М., 2004.

  35. Скворцов Л.И. Культура русской речи: Словарь-справоч­ник. — М., 2003.

  36. Шанский Н.М., Боброва ТА. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. (Любое издание.)

  37. Школьный словарь иностранных слов / под ред. В.В. Ивано­ва. — 4-е изд. — М., 1999.

  38. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / сост. М.В. Панов. — М., 1984.


Для учителя:

  1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. — 6-е изд., перераб. и доп. — М., 1984.

  2. Волгина Н.С. Трудности современной пунктуации. — М., 2000.

  3. Волгина Н.С. Трудные вопросы пунктуации. — М., 1983.

  4. Гойхман ОЛ., Надеина Т.М. Основы речевой коммуника­ции. - М., 1997.

  5. Донских ОЛ. Происхождение языка как философская проб­лема. — Новосибирск, 1984.

  6. Иванов В.В„ Потиха З.А. Исторический комментарий к за­нятиям по русскому языку в средней шкале. — М., 1985.

  7. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. — М., 1982.

  8. Казарцева ОМ. Культура речевого общения: теория и прак­тика обучения. — М., 1998.

  9. Культура русской речи / под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ши­ряева. - М., 1998.

  10. Ладыженская ТА. Живое слово. Устная речь как средство и предмет обучения. — М., 1986.

  11. Львов В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе. 5—9 классы. — М., 1989.

  12. Львова С.И. Комплект наглядных пособий по орфографии и пунктуации. — М., 2004.

  13. Львова С.И. Орфография. Этимология на службе орфогра­фии: Пособие для учителя. — М., 2000.

  14. Львова С.И. Работа со схемами-таблицами по орфографии и пунктуации: Методические рекомендации к комплекту нагляд­ных пособий. — М., 2004.

  15. Львова С.И., Рыбченкова Л.М. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников основной школы по русскому языку: 9 класс. — М., 2002.

  16. Львова С.И. Язык в речевом общении: Книга для учителя. — М., 1991.

  17. Львова С.И. Язык и речь. Книга для учителя: 8—9 класс. — М., 2000.

  18. Милославский И.Г. Культура речи и русская грамматика. — М., 2002.

  19. Основы культуры речи: Хрестоматия / сост. Л.И. Скворцов. — М., 1984.

  20. Панов Е.Н. Знаки, символы, языки. — М., 1983.

  21. Петрянкина В.И. Функционально-семантический аспект интонации. — М., 1988.

  22. Раэумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. — М., 1996.

  23. Русская грамматика. Т. I. — М., 1980.

  24. Торсуева И.Г. Интонация и смысл высказывания. — М., 1979.

  25. Трофимова Г.К. Русский язык и культура речи: Курс лекций. — М., 2004.

  26. Черемисина-Ениколопова Н.В. Законы и правила русской интонации. — М., 1999.

  27. Черепанова Л_В. Аудирование: теория и практика обучения. — Чита, 2002.

  28. Якушкин В.В. Гипотезы о происхождении языка. — М., 1985.



Рабочая программа элективного курса "Роль орфографии и пунктуации в письменном общении"
  • Русский язык и литература
Описание:
add-material.html;0.506458482476665

  

Особенностью данного курса является его нацеленность на совершенствование основных видов речевой деятельности в их един­стве и взаимосвязи: на развитие способности осознанно воспри­нимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно переда­вать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения (умение говорить и писать).

      Данная дисциплина предполагает совершенствование правописных навыков обучающихся на основе повторения и обобщения грамматики русского языка: рассматриваются основные принципы орфографии и пунктуации, обобщаются правила правописания слов и постановки знаков препинания в различных синтаксических конструкциях, формируется орфографическая и пунктуационная зоркость и способность к более осмысленному выбору языковых средств.

Автор Мирошниченко Лариса Александровна
Дата добавления 20.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Планирования
Просмотров 812
Номер материала 4182
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓