Главная / Русский язык и литература / Рабочая программа элективного курса "В лабиринте орфографии" 9 класс

Рабочая программа элективного курса "В лабиринте орфографии" 9 класс


Утверждаю

Директор МБОУ «Двинская средняя школа»

__________В.Н. Михиенко

«___»_______ 2014 г.



МБОУ «Двинская средняя общеобразовательная школа»







Рабочая программа


по элективному курсу


«В лабиринте орфографии».


(9 класс)









Акулинина Марина Васильевна,

учитель русского языка и литературы

высшая квалификационная категория














2014

Пояснительная записка.



Рабочая программа по элективному курсу составлена в соответствии с авторской программой (М.В. Акулинина Программа элективного курса «В лабиринте орфографии». – Двинской, 2012; согласована с районным экспертным советом 10.09.2010)

Структура школьного курса русского языка в 5-9 классах выстроена таким образом, что изучение орфографии заканчивается в 7 классе, в 8-9 классах предметом изучения является систематический курс синтаксиса. Несмотря на то, что в 8-9 классах продолжается планомерная работа по повторению орфографических правил, наблюдается некоторое снижение орфографической грамотности учащихся, поэтому предлагается введение данного элективного курса.

Программа элективного курса «В лабиринте орфографии» предназначена для учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений и рассчитана на 17 часов в год.

Содержание программы соответствует образовательному стандарту основного общего образования по русскому языку, требованиям к уровню подготовки выпускников основной школы. При составлении программы использовались Примерные программы основного общего образования, рекомендованные Министерством образования и науки РФ, Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, для проведения в 2015 году государственной (итоговой) аттестации по русскому языку.

Основная цель курса – обобщить и систематизировать знания учащихся по орфографии, необходимые для выполнения заданий контрольно-измерительных материалов экзаменационной работы по русскому языку, способствовать формированию навыков грамотного письма, а также повысить интерес к изучению данного предмета.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

  1. повторить основные орфографические правила;

  2. сформировать умения делать орфографический анализ слова;

  3. научить применять правила на практике.

Обучающимся предлагается система работы, назначение которой – помочь ликвидировать пробелы в орфографической подготовке, а значит, повысить уровень орфографической грамотности. Для этого предполагается использование на занятиях таких видов заданий, как тесты, диктанты (словарный, выборочный, объяснительный, распределительный и др.), орфографический разбор, составление алгоритмов, таблиц, схем и т.д. Занимательный материал, различные формы проведения занятий будут способствовать развитию интереса к изучению русского языка, что поможет обучающимся с определением дальнейшего профиля обучения в 10-11 классах.









Учебно-тематический план


Наименование раздела темы


Кол-во часов

  1. Кто командует корнями?


4

  1. Приставки-труженицы.


2

  1. В гостях у суффиксов.


5

  1. Там, где кончается слово.


4

  1. Диагностическая работа.

2


Итого:

17

































Поурочное планирование


Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

(план)

Дата проведения

(факт)


Кто командует корнями?

4




1.

Безударные гласные в корнях слов.


1

8.09


2-3.

Чередующиеся гласные в корнях слов.


2

15.09

22.09


4.

Гласные после шипящих в корнях слов.


1

29.09



Приставки-труженицы

3




5.

Правописание гласных и согласных в приставках.

1

6.10


6.

Буквы з и с на конце приставок.


1

13.10


7.

Правописание приставок пре- и при-.


1

20.10



В гостях у суффиксов.

5




8.

Правописание суффиксов существительных.

1


27.10


9.

Правописание суффиксов прилагательных.

1


17.11


10-11.

Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий.

2

24.11

1.12



12.

Правописание суффиксов глагола.

1


8.12



Там, где кончается слово.

4




13.

Слитное и дефисное написание сложных слов.

1


15.12


14.

Правописание предлогов.


1

22.12


15

Правописание союзов.


1

29.12


16.

Правописание частиц.


1

19.01


17.

Итоговое занятие – игра «Орфографический лабиринт»

1

26.01











Содержание элективного курса


  1. Кто командует корнями? (4 часа)


Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож- - -лаг-, -рос- - -раст-, - кас- - -кос-, op- — -гар-. Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бuр-, -дер- , -дuр-, мер- , -.м.uр-, -nер- , -nuр-, -тер- , -тuр-, -стел- , -стuл-. Гласные после шипящих в корнях слов.


  1. Приставки-труженицы. (2 часа)


Правописание гласных и согласных в приставках. Буквы з и с на конце приставок. Правописание приставок пре- и при-.


  1. В гостях у суффиксов. (5 часов)


Правописание гласных в суффиксах -ек, -ик; буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах -ок (-ек), -онк, -онок. Согласные ч и щ в суффиксе -чик (-щик).

Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных; правописание гласных и согласных в суффиксах -ан- (-ян-), -ин-, -онн- (-енн-) в именах прилагательных; различение на письме суффиксов -к- и –ск.

Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.

Правописание гласных в суффиксах глагола -ова(ть), -ева(ть) и -ыва(ть), -ива(ть).


  1. Там, где кончается слово. (4 часа)

Слитные и раздельные написания предлогом (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под. Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же. Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.


  1. Диагностическая работа. (2 часа)















Требования к уровню подготовки обучающихся


В результате изучения элективного курса учащиеся должны

знать:

  • правописание корней слова,

  • правописание приставок,

  • правописание суффиксов разных частей речи,

  • слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи

уметь:

  • находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор,

  • правильно писать слова с изученными орфограммами,

  • проводить орфографический анализ текста.


































Учебно-методическое обеспечение


  1. Баранов М.Т. и др. Русский язык: справ. материалы: Учеб. пособие для учащихся / М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова; Под ред. Н.М. Шанского. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 1988. – 288 с.

  2. Блинов Г.И., Антохина В.А. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1986. – 224 с.

  3. Волина В.В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. – М.: АСТ, 1996. – 444 с.

  4. Граник Г.Г. Секреты орфографии: Кн. для учащихся 5-7 кл. / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. – М.: Просвещение, 1991. – 222 с.

  5. Кленицкая И.Я. Весёлые горошины: Сборник диктантов для комментированного письма и диктантов. 2-7 классы. – М.: Новая школа, 1996. – 80 с.

  6. Лебедев Н.М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1991. – 144 с.

  7. Львова С.И. Там, где кончается слово…: (О слитных, дефисных и раздельных написаниях): Кн. для учащихся 8-11 кл. сред.шк. – М.: Просвещение, 1991. – 159 с.

  8. Охременко Н.В., Федина О.В. 400 диктантов и тестов по русскому языку. 8-9 классы. – М.: Аквариум, 1999. – 224 с.

  9. Петрановская Л. Игры на уроках русского языка: Пособие для учителя. – М.: МИРОС – МАИК «Наука/Интерпериодика», 2000. – 144 с.

  10. Приступа Г.Н. Орфография и пунктуация в таблицах и заданиях. – М.: высшая школа, 1979. – 120 с.

  11. Розенталь Д.Э. Справочник по орфографии и пунктуации. - ООО «Гамма-С.А.», 1999. – 368 с.

  12. Сидоренков В.А. Углублённое изучение русского языка: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1996. – 271 с.

  13. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык 9 класс / В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, М.Н. Махонина, Г.А. Богданова, М.В. Шульга, М.А. Пильгун, А.О. Татур. – М.: «Интеллект-центр», 2005. – 96 с.

  14. Соловьева Н.Н. 1500 вопросов и ответов по русскому языку. М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998. – 240 с.



Рабочая программа элективного курса "В лабиринте орфографии" 9 класс
  • Русский язык и литература
Описание:



     Программа элективного курса «В лабиринте орфографии» предназначена для учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений и рассчитана на 17 часов в год.

Содержание программы соответствует образовательному стандарту основного общего образования по русскому языку, требованиям к уровню подготовки выпускников основной школы. При составлении программы использовались Примерные программы основного общего образования, рекомендованные Министерством образования и науки РФ, Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, для проведения в 2015 году государственной (итоговой) аттестации по русскому языку.

      Основная цель курса – обобщить и систематизировать знания учащихся по орфографии, необходимые для выполнения заданий контрольно-измерительных материалов экзаменационной работы по русскому языку, способствовать формированию навыков грамотного письма, а также повысить интерес к изучению данного предмета.

Автор Акулинина Марина Васильевна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 394
Номер материала 17423
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓