Рабочая программа элективного курса
для обучающихся 11 класса
«Решение
нестандартных задач по физике»
Учитель физики Леонова С.В.
Пояснительная
записка.
Элективный курс предназначен для учащихся 11 класса и предполагает
совершенствование подготовки школьников по освоению основных разделов физики.
Курс рассчитан на 17 часов.
Основные цели курса:
- создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной
деятельности;
- углубление полученных в основном курсе знаний и умений;
- формирование представлений о постановке, классификации, приёмах и
методах решения школьных физических задач;
- развитие физических, интеллектуальных способностей учащихся,
обобщённых умственных умений.
Задачи курса:
- развить физическую интуицию, выработать определенную технику,
чтобы быстро улавливать физическое содержание задачи и справиться с
предложенными экзаменационными заданиями;
- обучить учащихся обобщённым методам решения вычислительных,
графических, качественных и экспериментальных задач как действенному средству
формирования физических знаний и учебных умений;
- способствовать развитию мышления учащихся, их познавательной
активности и самостоятельности, формированию современного понимания науки;
- способствовать интеллектуальному развитию учащихся, которое
обеспечит переход от обучения к самообразованию.
Программа элективного курса составлена на основе обязательного
минимума содержания физического образования, концентрической программы для
общеобразовательных школ и согласована с требованиями государственного
стандарта.
При изучении возможны различные формы
занятий: рассказ учителя, беседа, выступление учеников, подробное объяснение
приёмов решения задач, индивидуальная и коллективная работа по составлению
задач. В результате школьники должны уметь классифицировать предложенную
задачу, составлять простейшие задачи, последовательно выполнять и проговаривать
этапы решения задач средней сложности. Элективный курс создает условия для
различных способностей и позволяет воспитывать дух сотрудничества в процессе
совместного решения задач, уважительного отношения к мнению оппонента,
обоснованности высказанной позиции, а также позволяет использовать
приобретённые знания и умения для решения практических жизненных задач,
рационального природопользования и защиты окружающей среды, обеспечения
безопасности жизнедеятельности человека и общества.
Отличительная особенность
программы в максимальной ориентации на междисциплинарный подход в обучении на
развитие самостоятельности детей, их самопознания, самооценки, теоретическая и
исследовательская основа, гибкость и вариативность учебного процесса.
Программа составлена с учётом возрастных
особенностей и уровня подготовленности учащихся и ориентирована на развитие
логического мышления, умений и творческих способностей учащихся.
В результате изучения курса учащиеся должны:
• понимать сущность метода научного познания окружающего мира:
- приводить примеры опытов, обосновывающих научные представления и
законы: относительность механического движения; существование двух видов
(знаков) электрического заряда; закон Кулона;
- приводить примеры опытов, позволяющих проверить законы и их
следствия, подтвердить теоретические представления о природе физических
явлений; закон сохранения импульса;
- используя теоретические модели, объяснять физические явления:
независимость ускорения от массы тел при их свободном падении;
- указывать границы применимости научных моделей, закона сохранения
импульса; закона сохранения механической энергии; механики Ньютона.
• владеть понятиями и законами:
- раскрывать смысл физических законов: закона Ньютона, всемирного
тяготения, сохранения импульса и энергии, сохранения электрического заряда,
Кулона;
- вычислять: ускорение тела по заданным силам, действующим на тело,
и его массе; скорости тел после неупругого столкновения по заданным скоростям и
массам сталкивающихся тел; скорость тела, используя закон сохранения
механической энергии; силу взаимодействия между двумя точечными неподвижными
зарядами в вакууме; силу, действующую на электрический заряд в электрическом
поле
- определять вид движения электрического заряда в однородном
электрическом поле;
- описывать
преобразования энергии при свободном падении тел; движении тел с учётом трения.
Технологии, используемые в организации занятий:
• проблемное обучение,
• проектная технология, которая помогает готовить учащихся к жизни
в условиях динамично меняющегося общества.
При проведении занятий предусмотрена реализация дифференцированного
и личностно-ориентированного подходов, которые позволят ученикам двигаться внутри
курса по своей траектории и быть успешными.
Для организации занятий используются следующие формы:
• лекционное изложение материала;
• эвристические беседы;
• практикумы по решению задач;
• работа в малых группах; заданий;
Практическая часть по обучению учащихся умению решать задачи
выключает следующие элементы:
1) вооружение учащихся знанием структуры задач и их классификацией;
2) обучение, учащихся общей структуре решения физических задач;
3) обучение учащихся особенностям решения задач различных видов
(вычислительных, качественных, экспериментальных, графических, задач-оценок);
4) проведение специальной работы по усвоению учащимися структуры
алгоритма, раскрытие перед ними содержания отдельных действий;
5) «выработка»
алгоритмов решения задач по конкретным темам и на их основе
формулирование общего алгоритма решения физических задач;
6) осуществление перехода от решения
алгоритмических задач к эвристическим и творческим задачам.
Данный курс позволяет учитывать индивидуальные особенности
учащихся. Вариант учета индивидуальных особенностей учеников заключается в
подборе задач (уровни А, В и С) для отдельных учащихся в соответствии с их
подготовленностью. Ребенок сам выбирает сложность работы. После прохождения
части А он может перейти по желанию к части В
или С. Данный подход способствует более быстрому развитию навыков самостоятельного
решения физических задач у всех участников группы.
Формы контроля знаний.
Образовательные результаты изучения данного спецкурса могут быть
выявлены в рамках следующих форм контроля:
• текущий контроль (беседы с учащимися по изучаемым темам,
рецензирование сообщений учащихся и др.);
• тематический контроль (тестовые задания и тематические
зачеты);
• зачетный практикум (описание и практическое
выполнение обязательных практических заданий, связанных с изучением темы
курса);
• обобщающий контроль в форме
презентации личных достижений, полученных в результате образовательной
деятельности (самостоятельно подготовленных устных и письменных докладов и
сообщений, рефератов, описаний выполненных практических работ).
Основная форма организации работы:
классно-урочная.
В процессе обучения учащиеся
приобретают следующие конкретные умения:
1. использовать
алгоритмический способ решения физических задач;
2. определять
рациональность использования алгоритма в каждом конкретном случае;
3. выполнять
основные операции, из которых складывается алгоритм решения задач;
4. переносить
усвоенный метод решения задач по одному разделу на решение задач по другим разделам;
5. выполнять
преобразования с единицами измерения величин;
6. находить
функциональные зависимости между физическими величинами;
7. использовать
данные технических паспортов бытовой техники для составления физических задач;
8. находить
физические величины, характеризующие определенные объект, для составления
физических задач;
9. оценивать
реальность полученного результата.
Продуктом
деятельности является итоговое тестирование.
Ожидаемые образовательные результаты.
1.Знания основных законов и понятий.
2.Успешная самореализация учащихся.
3.Опыт работы в коллективе.
4.Умение искать, отбирать, оценивать информацию.
5.Систематизация знаний.
6.Возникновение потребности читать дополнительную литературу.
7.Опыт составления индивидуальной программы обучения.
УЧЕБНО -
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№
|
Тема
занятий
|
Количество
часов
|
Форма
проведения
|
Образовательный
продукт
|
всего
|
теория
|
практика
|
1
|
Что
такое физическая задача? Состав физической задачи. Классификация физических
задач. Общие требования. Этапы решения задач. Различные приемы и способы
решения: геометрические приемы, алгоритмы, аналогии.
|
1
|
1
|
|
Лекция
с элементами беседы
|
Конспект
|
2
|
Прямолинейное
равномерное движение. Графическое представление движения и решение задач на
РД различными способами (координатный и графический).
|
1
|
|
1
|
Практикум
|
Конспект
|
3
|
Ускорение.
Равнопеременное движение: движение при разгоне и торможении. Перемещение при
равноускоренном движении.
|
1
|
|
1
|
Лекция
с элементами беседы, практикум
|
Конспект
|
4
|
Графическое
представление РУД. Графический и координатный методы решения задач на РУД.
Графический способ решения задач на среднюю скорость при РУД.
|
1
|
|
1
|
Лекция
с элементами беседы,
практикум
|
Конспект
|
5
|
Координатный
метод решения задач: движение тел по наклонной плоскости.
|
1
|
|
1
|
Лекция,
практикум
|
Конспект
|
6
|
Координатный
метод решения задач: движение связанных тел и с блоками.
|
1
|
|
1
|
Лекция,
практикум
|
Конспект
|
7
|
Движение
тела, брошенного под углом к горизонту, и движение тела, брошенного
горизонтально: определение дальности, времени полета, максимальной высота
подъема.
|
1
|
|
1
|
Практикум
|
Самостоятельная
работа
|
8.
|
Импульс
силы. Решение задач на второй закон Ньютона в импульсной форме. Решение задач
на закон сохранения импульса и реактивное движение Алгоритм решения задач на
абсолютно упругий и абсолютно неупругий.
|
1
|
|
1
|
Практикум
|
Конспект
|
9.
|
Решение
задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов сохранения.
|
1
|
|
1
|
Практикум
|
|
10.
|
Давление
в жидкости. Закон Паскаля. Сила Архимеда. Вес тела в жидкости. Условия
плавания тел. Воздухоплавание.
Решение задач на гидростатику с элементами
статики
динамическим способом.
|
1
|
|
1
|
Практикум
|
|
11.
|
Решение
задач на основные характеристики частиц (масса, размер, скорость). Решение
задач на основное уравнение МКТ и его следствия.
|
1
|
|
1
|
Практикум
|
|
12.
|
Решение
задач на характеристики состояния газа в изопроцессах. Графические задачи на
изопроцессы.
|
1
|
|
1
|
Практикум
|
|
13.
|
Алгоритм
решения задач на уравнение теплового баланса.
|
1
|
|
1
|
Лекция,
практикум
|
Конспект
|
14.
|
Первый
закон термодинамики. Адиабатный процесс. Решение количественных графических
задач на вычисление работы, количества теплоты, изменение внутренней энергии.
|
1
|
|
1
|
Практикум
|
|
15.
|
Закон
сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Решение задач по алгоритму на
сложение электрических сил с учетом закона Кулона в вакууме и в среде.
|
1
|
|
1
|
Лекция,
практикум
|
Конспект
|
16.
|
Решение
задач на принцип суперпозиции полей (напряженность, потенциал). Решение задач
по алгоритму на сложение полей.
|
1
|
|
1
|
Практикум
|
|
17.
|
Итоговое занятие.
|
1
|
|
|
Тестирование
|
Результаты
тестирования
|
|
Итого
|
17
|
1
|
16
|
|
|
Содержание
программы
1. Правила
и примы решения физических задач (1 час)
Что такое физическая задача? Состав
физической задачи. Классификация физических задач по требованию, содержанию,
способу задания и решения. Примеры задач всех видов.
Общие требования при решении физических задач. Этапы решения
задачи. Анализ решения и оформление решения. Различные приемы и способы
решения: геометрические приемы, алгоритмы, аналогии.
2. Кинематика (3 часа)
Равномерное движение. Прямолинейное
равномерное движение и его характеристики: перемещение, путь. Графическое
представление движения РД. Графический и координатный способы решения задач на
РД.
Одномерное равнопеременное движение. Ускорение.
Равнопеременное движение: движение при разгоне и торможении.
Перемещение при равноускоренном движении. Графическое представление РУД.
Графический и координатный способы решения задач на РУД.
3. Динамика (3 часа)
Решение
задач на основы динамики . Решение задач по алгоритму на
законы Ньютона с различными силами (силы упругости, трения, сопротивления).
Координатный метод решения задач по динамике по алгоритму: наклонная плоскость,
вес тела, задачи с блоками и на связанные тела.
Движение под действием силы всемирного тяготения. Решение
задач на движение под действие сил тяготения: свободное падение, движение тела
брошенного вертикально вверх, движение тела брошенного под углом к горизонту.
Алгоритм решения задач на определение дальности полета, времени полета, максимальной
высоты подъема тела.
4. Законы сохранения (3 часа)
Импульс. Закон сохранения импульса. Импульс
тела и импульс силы. Решение задач на второй закон Ньютона в импульсной форме.
Замкнутые системы. Абсолютно упругое и неупругое столкновения. Алгоритм решение
задач на сохранение импульса и реактивное движение.
Закон изменения и сохранения механической
энергии. Потенциальная и кинетическая энергия.
Полная механическая энергия. Алгоритм решения задач на закон сохранения и
превращение механической энергии несколькими способами. Решение задач на
использование законов сохранения.
Гидростатика. Давление в жидкости.
Закон Паскаля. Сила Архимеда. Вес тела в жидкости. Условия плавания тел.
Воздухоплавание. Решение задач динамическим способом на плавание тел.
5.
Молекулярная физика (2 часа)
Строение и
свойства газов, жидкостей и твёрдых тел. Решение задач на
основные характеристики молекул на основе знаний по химии и физики. Решение
задач на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение
скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах. Графическое
решение задач на изопроцессы.
6. Основы термодинамики (2 часа)
Внутренняя энергия одноатомного газа.
Работа и количество теплоты.
Алгоритм решения задач на уравнение теплового баланса. Первый
закон термодинамики. Адиабатный процесс.
7. Электростатика (2 часа)
Электрическое
поле. Задачи
разных видов на описание электрического поля различными средствами: законами
сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью,
разностью потенциалов, энергией. Алгоритм решения задач: динамический и
энергетический.
Итоговое
занятие (1 час)
Литература для учащихся:
1. Орлов
В.А., Ханнанов Н.К. Единый государственный экзамен 2002: Контр, измер.
материалы: Физика; М-во образования РФ. - М.: Просвещение, 2003.
2. Орлов
В.А., Никифоров Г.Г. Единый государственный экзамен: Физика: Контр, измерит,
материалы; М-во образования РФ. - М.: Просвещение, 2004.
3. Ханнанов
Н.К., Орлов В.А., Никифоров Г.Г. Единый государственный экзамен: Физика:
Сборник заданий. - М.:Эксмо, Просвещение, 2005.
4.
Орлов В.А., Фадеева А .А., Ханнанов Н.К. Учебно-тренировочные
материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. Физика - М.:
Интеллект - Центр, 2004.
5. В.А.
Грибов, Ханнанов Н.К. Интенсивная подготовка. ЕГЭ физика. 2008. Москва.
Эксмо,2008
6. Балаш, В.
А. Задачи по физике и методы их решения / В.А. Балаш — М.: Просвещение, 1983.
7. Бутиков,
Б. И. Физика в задачах / Б. И. Бутиков, А.А. Быков, А.С. Кондратьев - Л.:
ЛГУ, 1976.
8. Гольдфарб,
И. И. Сборник вопросов и задач по физике /И.И. Гольдфарб — М.: Высшая школа,
1973.
9. Кабардин,
О. Ф. Международные физические олимпиады. / О.Ф. Кабардин, В. А. Орлов — М.:
Наука, 1985.
10. Ланге, В.
Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку / В.Н. Ланге — М.: Наука,
1985.
11. Меледин,
Г. В. Физика в задачах: экзаменационные задачи с решениями / Г.В. Меледин —
М.: Наука, 1985.
12. Низамов,
И. М. Задачи по физике с техническим содержанием / И.М. Низамов — М.:
Просвещение, 1980.
13. Пинский,
А. А. Задачи по физике / А.А. Пинский— М.: Наука, 1977.
14. Слободецкий,
И. Ш.. Задачи по физике / И.Ш. Слободецкий, Л.Г. Асламазов — М.: Наука, 1980.
15.
Задачи для подготовки к олимпиадам по физике в
10-11 классах: Механика (сост. Шевцов В.А.) - Волгоград: Учитель. 2003 г.
16. Гельфгаг, И.М., Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А.
1001 задача по физике с ответами, решениями, указаниями: Для учащихся старших
классов, абитуриентов. И.М.Гельфгаг, Л.Э. Генденштейн, Л.А. Кирик - М: «5 за
знания», 2003г.
Литература для
учителя:
1. Зильберман,
А. Р. Задачи для физиков / А. Р.Зильберман, Е.Л. Сурков — М.: Знание, 1971.
2. Каменецкий,
С. Е. Методика решения задач по физике в средней школе / С.Е. Каменецкий,
В.П.Орехов — М.: Просвещение, 1987.
3. Кобушкин,
В.Н. Методика решения задач по физике /В.Н. Кобушкин — Л.: ЛГУ, 1972.
4. Методика
факультативных занятий по физике / Под ред. О. Ф. Кабардина, В. А.
Орлова. — М.: Просвещение, 1988.
5. Тульчинский,
М.Е. Качественные задачи по физике / М.Е. Тульчинский — М.: Просвещение,
1972.
6. Тульчинский,
М.Е, Занимательные задачи-парадоксы и софизмы по физике / М.Е.
Тульчинский — М.: Просвещение, 1971.
7. Фридман,
Л. М. Как научиться решать задачи / Л.М. Фридман, Е.Н. Турецкий — М.:
Просвещение, 1984.
8. Методика
преподавания физики / Под ред. А.В. Усовой — М.: Просвещение, 1990.
9. Факультативный
курс физики / Под ред. О. Ф. Кабардина, В. А. Орлова, А.В. Пономарева
— М.: Просвещение, 1998.
10. Методика
преподавания физики в средней школе. Механика: Пособие для учителя / Э.Е.
Эвенчик, С.Я. Шамаш, В.А. Орлов. - М.: Просвещение, 1992.
11. Усова,
А.В. Практикум по решению физических задач: Учебное пособие для студентов
физико-математического факультета / А.В. Усова, Н.Н. Тулькибаева – М.:
Просвещение,1992.
12. Гутман,
В.И. Алгоритмы решения задач по механике в средней школе / В.И. Гутман, В.Н.
Мощанский — М.: Просвещение, 1988.
13. Усова,
А.В. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики / А.В.
Усова, А.А. Бобров — М.: Просвещение, 1998.
14.
Задачи для подготовки к олимпиадам по физике в
10-11 классах: Механика (сост. Шевцов В.А.) Волгоград: Учитель. 2003
г.
ПРИЛОЖЕНИЕ
КАЛЕНДАРНО —
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№
|
Кол.
час.
|
Тема
занятия
|
Сроки
проведения
|
1
|
1
|
Что
такое физическая задача? Состав физической задачи. Классификация физических
задач. Общие требования. Этапы решения задач. Различные приемы и способы
решения: геометрические приемы, алгоритмы, аналогии.
|
|
2
|
1
|
Прямолинейное
равномерное движение. Графическое представление движения и решение задач на
РД различными способами (координатный и графический).
|
|
3
|
1
|
Ускорение.
Равнопеременное движение: движение при разгоне и торможении. Перемещение при
равноускоренном движении.
|
|
4
|
1
|
Графическое
представление РУД. Графический и координатный методы решения задач на РУД.
Графический способ решения задач на среднюю скорость при РУД.
|
|
5
|
1
|
Координатный
метод решения задач: движение тел по наклонной плоскости.
|
|
6
|
1
|
Координатный
метод решения задач: движение связанных тел и с блоками.
|
|
7
|
1
|
Движение
тела, брошенного под углом к горизонту, и движение тела, брошенного
горизонтально: определение дальности, времени полета, максимальной высота
подъема.
|
|
8
|
1
|
Импульс
силы. Решение задач на второй закон Ньютона в импульсной форме. Решение задач
на закон сохранения импульса и реактивное движение Алгоритм решения задач на
абсолютно упругий и абсолютно неупругий.
|
|
9
|
1
|
Решение
задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов сохранения.
|
|
10
|
1
|
Давление
в жидкости. Закон Паскаля. Сила Архимеда. Вес тела в жидкости. Условия
плавания тел. Воздухоплавание.
Решение задач на гидростатику с элементами
статики
динамическим способом.
|
|
11
|
1
|
Решение
задач на основные характеристики частиц (масса, размер, скорость). Решение
задач на основное уравнение МКТ и его следствия.
|
|
12
|
1
|
Решение
задач на характеристики состояния газа в изопроцессах. Графические задачи на
изопроцессы.
|
|
13
|
1
|
Алгоритм
решения задач на уравнение теплового баланса.
|
|
14
|
1
|
Первый
закон термодинамики. Адиабатный процесс. Решение количественных графических
задач на вычисление работы, количества теплоты, изменение внутренней энергии.
|
|
15
|
1
|
Закон
сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Решение задач по алгоритму на
сложение электрических сил с учетом закона Кулона в вакууме и в среде.
|
|
16
|
1
|
Решение
задач на принцип суперпозиции полей (напряженность, потенциал). Решение задач
по алгоритму на сложение полей.
|
|
17
|
1
|
Итоговое тестирование.
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.