Главная / Обществознание / Рабочая программа элективного курса "Мой выбор" (автор: Е. В. Шукшина)

Рабочая программа элективного курса "Мой выбор" (автор: Е. В. Шукшина)


Уhello_html_2b83eaa0.gifhello_html_m72cdaa89.gifтверждаю

Директор

МБОУ «Гимназия №7 «Ступени»

Приказ № __ от 30.08.13

_________ И.Р. Синицина

Согласовано

Зам. директора МБОУ

«Гимназия №7 «Ступени

27. 08. 13.


_________ Е. В. Легаева

Рhello_html_2b83eaa0.gifассмотрено на заседании кафедры МБОУ

«Гимназия №7 «Ступени

27. 08.13


_________Колесникова М.Я.















Рабочая программа

элективного курса

«Мой выбор»

для обучающихся 9 классов

на 2013 – 2014 учебный год







Составила:

Шукшина Елена Владимировна

педагог-психолог

высшая квалификационная категория

















Верхний Уфалей

2hello_html_m72cdaa89.gif013 год

Пояснительная записка


Элективный курс «Мой выбор» основан на новых подходах в обучении и нравственном воспитании подростков. Дело не только в конкретном содержании учебного материала – дело в концепции учебника, его принципиальной новизне. В целом это новый возможный вариант содержания школьного образования, а также новый методический алгоритм для работы педагога. Опираясь на этот курс как на точку опоры, можно перестроить всю систему педагогики. Это та возможная основа, на которой можно реформировать школу.

А что даёт изучение программы элективного курса «Мой выбор» ученику? Если говорить коротко, оно готовит его к жизни в обществе, даёт ему возможность выстраивать свою собственную позицию. Материалы курса научат обучающегося анализировать любую жизненную ситуацию, помогут сделать самостоятельный обоснованный выбор из многих возможных вариантов, принимая на себя личную ответственность. Ученики ставятся в такие условия, когда без всякого «подталкивания» со стороны педагога они проявляют пытливость, желание осмыслить получаемую информацию, самостоятельно исследовать проблему. Учебный материал помогает подростку самому строить свои отношения с окружающим миром и разбираться в себе.

Ученик приобретает ощущение собственного «Я» как частицы общества. Он начинает понимать, что он  индивид, живущий в обществе и являющийся его членом. В юности особенно хочется быть полезным и уважаемым другими людьми. В результате появляется потребность осмысливать и оценивать последствия своего решения, прежде чем действовать и совершать поступки.

В самой методике преподавания этого курса заложено ещё одно свойство: у педагога появляется потребность на основе предложенных рекомендаций и подходов вырабатывать свои собственные приёмы. Сама методика побуждает педагога творчески мыслить и подходить к процессу обучения, применяя новые педагогические технологии.

Цель программы элективного курса «Мой выбор» – формирование культуры выбора у обучающихся в различных социальных ситуациях.

Реализация данной цели предусматривает решение ряда задач, предполагающих:

  • знакомство с основами технологии выбора;

  • анализ наиболее типичных социальных ситуаций, предоставляющих возможность делать обоснованный выбор, принимая на себя личную ответственность за своё решение;

  • моделирование ситуаций, позволяющих научиться делать выбор с опорой на ценностную шкалу, включающую в себя такие основополагающие общечеловеческие ценности, как добро, ответственность, свобода, выбор, гражданственность, патриотизм, толерантность;

  • создание условий для отработки умения выстраивать своё поведение в ситуации выбора (в типичных жизненных ситуациях) в соответствии с принятой ценностной шкалой, оценивать свой выбор с точки зрения морали, права, осознания целесообразности и позитивности того или иного выбора;

  • приобретение опыта проигрывания различных социальных ролей в типичных ситуациях выбора: товарища, гражданина, члена семьи и др.;

  • развитие способностей к самоопределению и самореализации.

Программа элективного курса «Мой выбор» для гимназии включает в себя тематический и поурочный планы на весь курс прохождения программы.

Так как прохождение программы элективного курса «Мой выбор» рассчитано на обучающихся 9-х классов, то она составлена из расчёта 34 учебных часа в год – 1 урок в неделю. В программе указано количество часов на изучение каждой темы. При этом в программе учитывается, и резервное время при изучении десятой темы: «Свобода и ответственность – выбор XXI века. На пороге моего выбора» в количестве 1 час. Учитель может самостоятельно распределить часы по темам программы и выбрать конкретную форму проведения занятий в зависимости от уровня подготовленности обучающихся и формы работы.






1. Характеристика элективного курса «Мой выбор»


В основе данного курса лежит открытая позиция педагога, в соответствии с которой при проведении занятия он не настаивает на правильном ответе ученика и не требует от него «правильного» выбора. Главное другое – дать каждому ученику максимально полную информацию об основаниях и последствиях того или иного варианта выбора, научить делать свой собственный выбор и принимать на себя ответственность за его последствия. Однако учитель сохраняет за собой ключевую роль, направляет и выстраивает логику обсуждаемых проблем.

Элективный курс «Мой выбор» является практико-ориентированным, так как его основное содержание непосредственно связано с жизнью, потребностями и интересами самих школьников

Программа и разработки занятий по курсу «Мой выбор» могут использоваться с минимальной корректировкой для работы с родителями. Учитель может проводить занятия по курсу в смешанной группе (дети и родители).

Интересен вариант проведения родительских собраний по итогам обсуждения с обучающимися тех или иных тем на уроке (классном часе). В этом случае родители получают возможность не только ознакомиться с системой обучения детей (что само по себе очень важно), но и увидеть позитивное и негативное в развитии своих детей, вместе с педагогом наметить программу коррекции.

В структуре уроков в 9-х классах могут быть выделены следующие этапы:

1-й этап – учебная мотивация, которая осуществляется с помощью небольшого личностного теста, предъявления ситуации, игры и так далее. Основная задача этапа – усиление личностной включённости обучающихся в проблемы, которые формулируются преподавателем или с его помощью обучающимися и которые будут рассмотрены на уроке.

2-й этап – работа над основными понятиями, предполагающая процедуру уточнения используемых на уроке терминов. В конце этого этапа обучающиеся должны представить свой вариант понятий, используя различные способы: описание термина, его изображение и так далее.

3-й этап – изучение основных проблем урока, например, в малых группах или в парах. Это основная часть урока, в ходе которой обучающиеся всесторонне рассматривают как положительные, так и отрицательные стороны всех возможных вариантов предполагаемого выбора в той или иной ситуации.

4-й этап – итоговая дискуссия, которая предполагает представление парами и малыми группами результатов своей дискуссии классу. Основная задача этапа – получение максимально подробной информации обо всех вариантах выбора в каждой рассмотренной проблеме.

5-й этап – заключительный, в ходе которого подводятся итоги работы. Делает это педагог, не предлагая конкретного варианта выбора, а акцентируя внимание на праве и необходимости каждого человека делать самостоятельный выбор, а также на понимании личной ответственности за последствия этого выбора. На этом же этапе определяется домашнее задание, которое может быть как продолжением работы, проведённой на уроке, так и предусматривать определённую подготовку к предстоящему занятию.

Задания рабочей тетради позволят сделать самостоятельную работу обучающихся более многоплановой и личностно-ориентированной. Особую роль в подведении итогов занятия играет рефлексивный момент, который в рабочей тетради представлен конвертом «Мой выбор». Это индивидуальный конверт каждого ученика, в него помещаются все личностно-ориентированные работы школьника, выполненные на уроках и дома. Кроме того, в нём могут накапливаться нужные для школьника афоризмы, высказывания интересных людей, спорные точки зрения и т. д. Конверт становится одним из предметов саморефлексии на последнем занятии по курсу.

Возможны три уровня использования материала элективного курса «Мой выбор» в образовательном процессе.

Первый уровень. Педагог максимально использует то, что дано в методическом пособии для учителя и книге для обучающихся. Передаёт ученикам необходимую для обсуждения темы, информацию, предлагает оптимальные варианты её изучения, способы представления результатов самостоятельной работы классу.

Второй уровень. Акцент переносится на самостоятельную продуктивную деятельность обучающихся. Школьники сталкиваются с учебной проблемой, для решения которой им не хватает информации. Педагог помогает им, рекомендуя дополнительные источники информации. Обучающиеся самостоятельно находят недостающую информацию в литературе и Интернет-ресурсах по курсу, проводят её анализ и продумывают способы представления полученных результатов.

Третий уровень. Учитель формулирует дополнительные задачи по теме, над которыми обучающимся предстоит работать, продумывает структуру урока, а также методы и формы работы. В этом случае он вводит дополнительную информацию, используя комплекс учебно-методической литературы по курсу.

Выбор того или иного уровня использования материала зависит от различных факторов. Учителю рекомендуется первоначально проработать курс на первом уровне, чтобы увидеть весь материал в комплексе. В зависимости от степени подготовленности класса в дальнейшем возможен переход на второй и третий уровень.













































2. Содержание программы элективного курса «Мой выбор»


  1. Научность, предполагающая опору на наиболее прогрессивные современные достижения различных обществоведческих наук (социологии, политологии, конфликтологии, социальной психологии и др.), позитивные разработки в области педагогики и психологии.

  2. Соответствие требованиям современных нормативно-правовых документов стратегического и тактического плана (в том числе Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., федерального компонента образовательного стандарта по обществознанию и др.).

  3. Прикладной характер содержания: ориентация на освоение обучающимися новых социальных ролей, подчинение содержания общей идее социализации личности.

  4. Доступность, соответствие возрастным особенностям обучающихся.

  5. Предпрофильная направленность: создание информационных и иных условий, готовящих обучающихся 9 классов к обоснованному выбору профиля обучения (в 10 – 11-х классах), профессиональной специализации (при выпуске).

  6. Ресурсная обеспеченность (опора на учебно-методический комплект по курсу, дополнительную литературу для учителя и обучающихся, Интернет-ресурсы).

В содержание программы элективного курса «вошли» темы:

1. Человек свободного общества.

Основные ценности свободного общества. Понятие свободы. Свобода выбора. Ответственность и гражданская позиция.

2. Я выбираю.

Опыт выбора в конкретных жизненных ситуациях. Предмет выбора. Факторы выбора. Информированность о ситуации выбора и о различных последствиях того или иного выбора как одна из составляющих успешного выбора. Личностная готовность принять ответственность за результаты выбора. Ценностные основания выбора. Выбор и поступок.

3. Я среди людей.

Значение общепринятых моральных правил и норм как социальных регуляторов. Межличностные отношения: возможные проблемы и пути их решения. Конфликтная ситуация и способы выхода из неё. Договор как результат переговоров. Умение договариваться и его значение для позитивного развития межличностных отношений.

4. Моя семья.

Семья как малая социальная группа. Значение семьи для общества и человека. Семейные роли и взаимодействие в семье: дети (старшие-младшие), родители-дети, супруги, другие родственники. Распределение социальных ролей в семье. Соотношение прав и обязанностей в семье.

5. Мой выбор – моя малая родина.

Любовь к Родине и малой родине. Историческая память. Различные основания патриотизма как ценностной ориентации личности. Патриот малой родины. Гражданская ответственность по отношению к Отечеству и малой родине.

6. Моё здоровье.

Комплексный характер понятия «здоровье». Позитивные и негативные факторы, влияющие на здоровье современного человека. Социальная значимость здорового образа жизни. Полезные привычки и способы их формирования. Формирование собственного здорового образа жизни. Пути сохранения здоровья.

7. Я и политика.

Политическая сфера жизни общества. Роль политики в жизни каждого человека. Политическая активность: способы проявления и значение. Участие в выборах. Проблема неучастия в выборах. Моя гражданская позиция и моё гражданское участие в общественно-политической жизни страны.

8. Я и средства массовой информации.

Понятие информации и СМИ. Роль информации в современном обществе. Значение информации в жизни каждого человека. Виды современных СМИ. СМИ как четвёртая власть. Информация и ответственность.


9. Я и закон.

Понятие права. Значение права в жизни общества и каждого человека. Право и закон. Правонарушение и преступление. Правовая ответственность.

10. Свобода и ответственность – выбор XXI века. На пороге моего выбора.

Взаимосвязь и взаимозависимость основных понятий курса. Самооценка изученного курса и его влияния на будущее обучающегося. Профильные образовательные возможности муниципальной территории и региона. Возможности образовательного учреждения обучающегося. Предпрофильная подготовка как первый рубеж выбора профессии.
















































3. Тематическое планирование программы элективного курса «Мой выбор»


п/п

Название темы

Количество

часов


Вводное занятие

1

1

Человек свободного общества

2

2

Я выбираю

2

3

Я среди людей

4

4

Моя семья

2

5

Мой выбор – моя малая родина

2

6

Моё здоровье

5

7

Я и политика

4

8

Я и средства массовой информации

2

9

Я и закон

4

10

Свобода и ответственность – выбор XXI века. На пороге моего выбора

5 (1)


Итоговое занятие

1

Итого

34 (35) ч.






































4. Календарно-тематический план программы элективного курса «Мой выбор»


п/п

Тема

урока

Цель

урока

Домашнее

задание

Дата

урока

1

Вводное занятие

Привлечь внимание обучающихся к данному курсу; настроить их на понимание того, что выбор – весьма сложное социально-психологическое явление, которое оказывает влияние на весь жизненный путь человека



2

Человек свободного общества

Познакомить обучающихся с основными понятиями; сформировать умения работать в группе, высказывать своё мнение; воспитывать нравственные качества

Задание 5, стр. 8

(рабочая тетрадь)


3

Человек свободного общества

Задание 2, стр. 10

(рабочая тетрадь)


4

Я выбираю

Уточнить с обучающимися понятия «выбор», «личностный выбор»; сформулировать основные факторы, влияющие на осуществление выбора;

Задание 7, стр. 14

(рабочая тетрадь)


5

Я выбираю

Задание 1, стр. 16

(рабочая тетрадь)


6

Я среди людей

Рассмотреть с обучающимися понятия: «правило», «договор», «конфликт», «терпение»; убедиться в важности общепринятых норм и правил межличностного общения; узнать о возможных последствиях их нарушений

Задание 4, стр. 19

(рабочая тетрадь)


7

Я среди людей

Задание 1, стр. 23

(рабочая тетрадь)


8

Учимся строить отношения

Расширить знания обучающихся

о нормах морали и представления

о конфликтных ситуациях; научить обучающихся решать конфликтные ситуации без применения насилия; повысить ответственность подростков за свои действия

Задание на стр. 22

(рабочая тетрадь)


9

Учимся строить отношения

(коммуникативный практикум)

Задание 1, стр. 23

(рабочая тетрадь)


10

Моя семья

Уточнить с обучающимися понятие «семья», определить её основные функции и значения для человека и государства; применить ранее изученные понятия: «правило», «договор», «конфликт», «терпение»

к данной теме; разработать правила поведения в семье

Задание 1, стр. 29

(рабочая тетрадь)


11

Моя семья

Задание 2, стр. 29

(рабочая тетрадь)


12

Мой выбор – моя малая родина

Уточнить с обучающимися понятия «Родина», «малая родина», «патриотизм», «патриот», «Отечество», «долг перед Отечеством»; обсудить отношение к своей малой родине; почувствовать своё отношение к малой родине

Задания 2, 3 стр. 37

(рабочая тетрадь)


13

Мой выбор – моя малая родина

(коммуникативный практикум)

Задание 7, стр. 37

(рабочая тетрадь)



14

Моё здоровье

Рассмотреть здоровье как основную ценность человеческой жизни и человеческого общества; сформулировать понятия «здоровье человека» и «здоровье нации»

Задание 16, стр. 54

(рабочая тетрадь)


15

Моё здоровье

Задание 16, стр. 55

(рабочая тетрадь)


16

Мой выбор – не курить

Раскрыть позитивные и негативные факторы, влияющие на здоровье человека и здоровье нации; осознать влияние привычек на общее состояние здоровья человека; сформулировать убеждение, что ответственность за состояние своего здоровья несёт сам человек

Подготовка

к конференции

«Моё здоровье»


17

Мой выбор –

не принимать наркотики

и алкоголь


18

Конференция «Моё здоровье»

Сформулировать с обучающимися главные принципы современных путей сохранения здоровья; обсудить активную позицию общества и человечества в отношении сохранения здоровья



19

Я и политика

Дать обучающимся первичное представление о необходимости участия в политической жизни общества; осознать своё отношение к политической сфере жизни общества; получить представление

о возможностях участия в политической жизни общества

Задание 1, стр. 61

(рабочая тетрадь)


20

Я и политика

Задание 2, стр. 61

(рабочая тетрадь)


21

Я и политика

Подготовиться

к деловой игре

«Выборы президента класса»


22

Деловая игра «Выборы президента класса»

Формировать у обучающихся чувство личной ответственности за свою гражданскую позицию и свой личный выбор



23

Я и средства массовой информации

Познакомить обучающихся с возрастающей ролью информации в жизни человека и её влиянием на общество; расширить кругозор обучающихся и углубить понимание информации, полученной через СМИ; воспитывать критическое отношение к сообщениям СМИ

Задание 1, стр. 68

(рабочая тетрадь)


24

Я и средства массовой информации

Задание 2, стр. 68

(рабочая тетрадь)


25

Я и закон

Познакомить обучающихся с понятиями: «закон», «наказание», «правонарушение», «преступление»,

«уголовная ответственность»; отработать умения: взаимодействовать в группе, выражать свои взгляды, аргументировать ответ, вести дискуссию, моделировать своё поведение в проблемной ситуации

Задание 1, стр. 75

(рабочая тетрадь)


26

Я и закон

Задание 2, стр. 75

(рабочая тетрадь)


27

Я и закон

Задание 3, 4, стр. 75

(рабочая тетрадь)


28

«Если друг оказался вдруг…»

(коммуникативный практикум)

Формировать у обучающихся навыки самостоятельного принятия ответственного решения и воспитывать ответственность за свои поступки и проступки



29

Свобода и ответственность – выбор XXI века.

Определить, как связаны между собой основные понятия курса, систематизировать их; перенести изученные понятия на проблему ближайшего выбора

Задание на стр. 77

(рабочая тетрадь)


30

На пороге моего выбора

Дать обучающимся чёткие представления об основных социально-психологических характеристиках профессионального самоопределения и выработать у детей утверждение о необходимости осознанного выбора при дальнейшем профильном обучении

Задание на карточке


31

На пороге моего выбора

Задание на карточке


32

На пороге моего выбора

Задание на карточке


33

На пороге моего выбора

Задание на карточке


34

На пороге моего выбора

Задание на карточке


35

Итоговое занятие «Мой выбор – моя ответственность»

Сконцентрировать внимание обучающихся на важных аспектах курса; систематизировать и обобщить знания при изучении данного элективного курса



Итого

35 часов








































5. Требования к уровню подготовки обучающихся


По завершении изучения элективного курса у обучающихся будет накоплен определённый опыт, способный стать основой дальнейшего формирования ключевых компетентностей личности:

  • сформированность у обучающихся рефлексивно-ценностного отношения к здоровью, рефлексивно-нравственных отношений к другому человеку;

  • правовая грамотность обучающихся, терпимое отношение к другим взглядам и мнениям;

  • получение социально значимой информации по теме «Семья как одна из основных ценностей человека и общества», «Ответственность перед Родиной, малой родиной».

  • получение социально значимой информации из различных источников, её осмысление и интерпретация;

  • использование полученной информации в типичных жизненных ситуациях, предполагающих выбор (первоначально – в учебных моделируемых ситуациях, затем – в жизненных ситуациях);

  • оценочные суждения о моделях поведения в ситуациях выбора, о последствиях того или иного выбора;

  • участие в обучающих тренингах, играх, проектной деятельности, социальной практике;

  • взаимодействие со сверстниками: в паре, малой группе, большой группе;

  • взаимодействие со старшими: педагогами и работниками школы, родителями, жителями микрорайона, представителями различных общественных организаций и органов местного самоуправления и другими;

  • взаимодействие с младшими: обучающимися школы, воспитанниками системы дополнительного образования и т. д.;

  • конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и реальной жизни;

  • совместная деятельность в учебных социальных проектах;

  • сформированность умения разработать социальный проект;

  • умение реально влиять на проблемы социальной среды, разрешать социальные противоречия.


























6. Характеристика контрольно-измерительных материалов


Для диагностики уровня подготовленности обучающихся по программе элективного курса «Мой выбор» используются:

  1. «Портфель достижений обучающегося» по курсу, который может включать:

    • сочинения-эссе по темам курса;

    • результаты проектной деятельности;

    • подборки афоризмов, цитат к конкретным темам курса;

    • газетные статьи, списки интернет-сайтов, других дополнительных источников информации, которые использовались обучающимися для самостоятельной работы;

    • самостоятельно составленные кроссворды, ребусы по темам курса;

    • рисунки, схемы, таблицы и другие дополнительные материалы, созданные самим обучающимся;

    • «корзина понятий» (словарь по темам курса);

    • другие результаты самостоятельной деятельности обучающегося.

  2. Оценивается: полнота представленных материалов (по темам или по курсу в целом) и качество их выполнения (соответствие критериям, совместно разработанным педагогом и обучающимися).

  3. Оценивание формализованных знаний (понятия, факты, явления, процессы общественной жизни и т. д.) с помощью традиционных способов: тестирование (различных видов), выполнение контрольных и самостоятельных работ, устный и письменный опросы.

  4. Оценивание социального проекта, выполненного группой обучающихся.

  5. Оценка работы группы (пары) обучающихся.

  6. Самооценка, реализуемая через выполнение рефлексивных заданий, накапливаемых в конверте «Мой выбор». Материалы конверта не проверяются педагогом, поскольку могут носит сугубо личный характер, а обучающийся будет к ним обращаться по мере необходимости в ходе изучения курса.

Согласно Положению о предпрофильной подготовки учащихся МБОУ «Гимназия № 7 «Ступени» система оценивания результатов прохождения обучающимися курса производится зачётной системой оценивания (зачёт / незачёт).

























7. Учебно-методическое обеспечение и перечень рекомендуемой литературы (основной и дополнительной) для учителя и обучающихся


Учебно-методическая литература для учителя:

Правдина О.В., Просвирнова О.Е., Мишина С.Е., Коротеева Т.В. Методическое пособие по воспитательной работе. По курсу «Мой выбор». – М.: ИЖИЦА, 2003. – 176 с.


Учебное пособие для обучающихся:

Мой выбор: Рабочая тетрадь для учеников средней школы. Издание пятое, дополненное и расширенное. – М.: ИЖИЦА, 2004. – 88 с.



Рабочая программа элективного курса "Мой выбор" (автор: Е. В. Шукшина)
  • Обществознание
Описание:

Что даёт изучение программы элективного курса «Мой выбор» ученику? Если говорить коротко, оно готовит его к жизни в обществе, даёт ему возможность выстраивать свою собственную позицию. Материалы курса научат обучающегося анализировать любую жизненную ситуацию, помогут сделать самостоятельный обоснованный выбор из многих возможных вариантов, принимая на себя личную ответственность. Ученики ставятся в такие условия, когда без всякого «подталкивания» со стороны педагога они проявляют пытливость, желание осмыслить получаемую информацию, самостоятельно исследовать проблему. Учебный материал помогает подростку самому строить свои отношения с окружающим миром и разбираться в себе.

Ученик приобретает ощущение собственного «Я» как частицы общества. Он начинает понимать, что он  индивид, живущий в обществе и являющийся его членом. В юности особенно хочется быть полезным и уважаемым другими людьми. В результате появляется потребность осмысливать и оценивать последствия своего решения, прежде чем действовать и совершать поступки. 

В самой методике преподавания этого курса заложено ещё одно свойство: у педагога появляется потребность на основе предложенных рекомендаций и подходов вырабатывать свои собственные приёмы. Сама методика побуждает педагога творчески мыслить и подходить к процессу обучения, применяя новые педагогические технологии.

 

Автор Шукшина Елена Владимировна
Дата добавления 23.12.2014
Раздел Обществознание
Подраздел
Просмотров 1007
Номер материала 11241
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓