Муниципальное
бюджетное образовательное учреждение
«Кош-Агачская
средняя общеобразовательная школа имени Валерия Ивановича Чаптынова»
«Согласовано»
Руководитель ШМО
Ильясов Б.Ж. _________
Протокол №___ от
«___» _____________ 2014
г.
|
«Согласовано»
Зам. директора по УВР
Банкунова А.М. __________
«___» _____________ 2014
г.
|
«Утверждаю»
Директор МБОУ «КошАгачская СОШ
им.В.И.Чаптынова»
Пушпаков С.А. ___________
Приказ № ____ от
«___» _____________ 2014
г.
|
Рабочая программа элективного
курса
по обществознанию
для 11 класса
«Многообразие
современного общества»
(профильный
уровень)
Составитель:
Елеусузова А.Т,
учитель истории и
социально-гуманитарных дисциплин
с. Кош-Агач,
2014 год
Пояснительная
записка
Содержание
элективного курса обеспечивает преемственность по отношению к основной школе
путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее.
Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных проблем, понимание которых
необходимо современному человеку; изучаются вопросы, являющиеся основой для
будущей профессиональной подготовки в области социальных дисциплин.
Изучение курса
направлено на достижение следующих целей:
Ø Развитие личности
в период ранней юности, ее духовной культуры, социального мышления, познавательного
интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин; критического мышления,
позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно
ориентироваться в ее потоке;
Ø Воспитание
общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности;
приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу
Конституции РФ;
Ø Освоение системы
знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной
психологии, необходимые для эффективного взаимодействия с социальной средой и
успешного получения последующего профессионального образования и
самообразования;
Ø Овладение умениями
получения и осмысления социальной информации, систематизация полученных данных;
освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности в
характерных социальных ролях;
Ø Формирование опыта
применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области
социальных отношений; в сферах: гражданской и общественной деятельности,
межличностных отношений, отношений между людьми разных национальностей и
вероисповеданий, познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности.
Особенности преподавания.
Используемые педагогические технологии:
Технология
|
Ожидаемый результат
|
Практическое применение
|
Технология
критического мышления
|
Развитие
навыков самостоятельной продуктивной деятельности по выработке собственного
мнения решения проблемы.
-Повышения
интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
- культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;
- информационной грамотности: развития способности к самостоятельной
аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
- социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности
за знание.
|
-
«Устный конспект»,
-
построение кластеров – схем,
-
составление планов ответа, изучение логики эссе: тема –контекст – проблема –
аргументы – вывод.
-
инсерт;
-
мозговая атака;
-
чтение с вопросами;
-
синквейны,
-
«продвинутая лекция»,
-
эссе.
-
ключевые термины,
-
перепутанные логические цепочки,
-
взаимоопрос.
|
Технология
проектного обучения
|
Умение
взаимодействовать в команде, распределять роли. Умения конструировать
собственные знания, ориентироваться в информационном пространстве.
Презентация результатов собственной деятельности.
|
Через
создание проектов разного вида:
Учебные,
информационные, исследовательские, творческие, ролевые, игровые.
|
ИКТ
– технологии
|
Экономия
времени, наглядность, своевременный индивидуальный и фронтальный контроль
усвоения темы, раздела. Повышение познавательного интереса обучающихся,
создание ситуации успешности на уроке.
|
Презентации
MS PowerPoint как лекции, задания, наглядность. Индивидуальное
тестирование через программу My test.
Работа в сети Интернет по поиску, классификации информации при создании
проектов, изучения новой темы.
|
Технология
интерактивного обучения
|
-
Постоянное, активное взаимодействие всех учащихся.
|
Моделирование
жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем
через
работу в парах, дискуссии, дебаты, «аквариум», «карусель».
|
Используемые формы и методы:
Цель
|
Формы и методы
|
Формирование
понятийного аппарата учащихся
|
Изучение
логики составления определения, тестовые и логические задания на систему
запоминания, понимания и воспроизведения основных понятий и терминов; игровые
моменты.
|
Психологическая
и технологическая подготовка обучающихся к ЕГЭ.
|
Контроль
знаний в форме тестов с различными типами заданий.
|
Восполнение
пробелов в усвоении курса отдельных учащихся (отсутствие базовых знаний,
пропуски уроков и т.п.)
|
Индивидуальные
карточки - задания (работа с текстом учебника)
|
Развитие
умений работать с печатной информацией.
|
Различные
варианты работы с текстом: устный конспект, перевод текста в схему или
таблицу, ответы на поставленные учителем вопросы; постановка вопросов по
тексту; составление тестов и т.д.
|
Используемая система оценивания:
|
Виды письменных работ учащихся.
|
Виды устных работ учащихся
|
1
|
Тесты
разного уровня (А, B, C)
|
Работа
над понятиями
|
2
|
Письменные
источники (документы)
|
Работа
в группах при дискуссиях, дебатах – анализ явлений и ситуаций.
|
3
|
Составление
плана ответа
|
Ответы
на вопросы по содержанию параграфа.
|
4
|
Эссе
|
Устные
сообщения по дополнительному материалу.
|
5
|
Решения
практических задач.
|
Публичная
защита проекта.
|
6
|
Составление
письменного ответа по заданному объему (например, два предложения)
|
Поиск
информации в сети Интернет по решению практических задач.
|
7
|
Составление
кластера – схемы.
|
Участие
в ролевых играх.
|
8
|
Составление
таблицы
|
Объяснение
внутренних и внешних связей (причинно-следственные и функциональные)
изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества,
общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов
социальной системы, социальных качеств человека)
|
9
|
Подготовка
письменных сообщений, рефератов.
|
Оценка
различных суждений о социальных объектах.
|
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ
В результате изучения курса
ученик должен
знать/понимать
·
социальные свойства
человека, его место в системе общественных отношений;
·
закономерности развития
общества как сложной самоорганизующейся системы;
·
основные социальные
институты и процессы;
·
различные подходы к
исследованию проблем человека и общества;
·
особенности различных
общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного
познания;
уметь
·
характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления,
процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной
системы; проблемы человека в современном обществе;
·
осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной
информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов
(философских, научных, правовых, политических, публицистических);
·
анализировать и
классифицировать социальную
информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема,
таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой
системы в другую;
·
сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать
соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и
обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные
подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
·
объяснять внутренние и внешние связи
(причинно-следст-венные и функциональные) изученных социальных объектов
(включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и
культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных
качеств человека);
·
раскрывать на
примерах важнейшие
теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
·
участвовать в
дискуссиях по актуальным социальным проблемам;
·
формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные
суждения и аргументы по определенным проблемам;
·
оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных
наук;
·
подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую
работу, устное выступление;
·
осуществлять индивидуальные и групповые учебные
исследования по социальной проблематике;
·
применять социально-экономические и гуманитарные знания
в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные
проблемы жизни человека и общества;
использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
·
эффективного
выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с
социальными институтами;
·
ориентировки
в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной
гражданской позиции;
·
оценки
общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических
ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;
·
самостоятельного
поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений;
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и
массовой коммуникации;
·
нравственной
оценки социального поведения людей;
·
предвидения
возможных последствий определенных социальных действий субъектов общественных
отношений;
·
ориентации
в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях
среднего и высшего профессионального образования;
·
осуществления
конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными
ценностями и социальным положением.
11 класс
– 34 часа
|
|
Модульный
блок «Экономика» 11 часов
|
|
1
|
Социальное
взаимодействие и общественные отношения
|
1
|
Лекция с
элементами беседы
|
Решение
практических заданий части А, В, С
|
|
2
|
Социальные
группы, их классификация
|
1
|
Лекция с
элементами беседы
|
Решение
практических заданий части А, В, С
|
|
3
|
Социальный
статус. Социальная роль
|
1
|
Лекция с
элементами беседы
|
Решение практических
заданий части А, В, С
|
|
4
|
Неравенство
и социальная стратификация. Социальная мобильность
|
1
|
Лекция с
элементами беседы
|
Решение
практических заданий части А, В, С
|
|
5
|
Социальные
нормы. Отклоняющееся поведение
|
1
|
Лекция с
элементами беседы
|
Решение
практических заданий части А, В, С
|
|
6
|
Семья и
брак как социальные институты
|
1
|
Лекция с
элементами беседы
|
Решение
практических заданий части А, В, С
|
|
7
|
Молодежь
как социальная группа
|
1
|
Лекция с
элементами беседы
|
Решение
практических заданий части А, В, С
|
|
8
|
Этнические
общности. Межнациональные отношения
|
1
|
Лекция с
элементами беседы
|
Решение
практических заданий части А, В, С
|
|
9
|
Социальный
конфликт и пути его разрешения
|
1
|
Лекция с
элементами беседы
|
Решение
практических заданий части А, В, С
|
|
10
|
Социальные
процессы в современной России
|
1
|
Лекция с
элементами беседы
|
Решение
практических заданий части А, В, С
|
|
11
|
Контрольная
работа по модульному блоку
«Социальные
отношения»
|
1
|
Практическая
контрольная работа
|
Решение
практических заданий части А, В, С
|
12
|
Социальное
взаимодействие и общественные отношения
|
1
|
Лекция с
элементами беседы
|
Решение
практических заданий части А, В, С
|
|
13
|
Социальные
группы, их классификация
|
1
|
Лекция с
элементами беседы
|
Решение
практических заданий части А, В, С
|
|
14
|
Социальный
статус. Социальная роль
|
1
|
Лекция с
элементами беседы
|
Решение
практических заданий части А, В, С
|
|
15
|
Неравенство
и социальная стратификация. Социальная мобильность
|
1
|
Лекция с
элементами беседы
|
Решение
практических заданий части А, В, С
|
|
16
|
Социальные
нормы. Отклоняющееся поведение
|
1
|
Лекция с
элементами беседы
|
Решение
практических заданий части А, В, С
|
|
17
|
Семья и
брак как социальные институты
|
1
|
Лекция с
элементами беседы
|
Решение
практических заданий части А, В, С
|
|
18
|
Молодежь
как социальная группа
|
1
|
Лекция с
элементами беседы
|
Решение
практических заданий части А, В, С
|
|
19
|
Этнические
общности. Межнациональные отношения
|
1
|
Лекция с
элементами беседы
|
Решение
практических заданий части А, В, С
|
|
20
|
Социальный
конфликт и пути его разрешения
|
1
|
Лекция с
элементами беседы
|
Решение
практических заданий части А, В, С
|
|
21
|
Социальные
процессы в современной России
|
1
|
Лекция с
элементами беседы
|
Решение
практических заданий части А, В, С
|
|
22
|
Контрольная
работа по модульному блоку «Социальные отношения»
|
1
|
Практическая
контрольная работа
|
Решение
практических заданий части А, В, С
|
|
Модульный
блок «Право» 8 часов
|
|
23-24
|
Право в
системе социальных норм
Источники
права. Правовые акты
|
1
|
Лекция с
элементами беседы
|
Решение
практических заданий части А, В, С
|
|
25
|
Система
права: основные отрасли, институты, отношения
|
1
|
Лекция с
элементами беседы
|
Решение
практических заданий части А, В, С
|
|
26
|
Правонарушения
|
1
|
Лекция с
элементами беседы
|
Решение
практических заданий части А, В, С
|
|
27-28
|
Конституция
РФ
|
2
|
Лекция с
элементами беседы
|
Решение
практических заданий части А, В, С
|
|
29
|
Юридическая
ответственность и ее виды
|
1
|
Лекция с
элементами беседы
|
Решение
практических заданий части А, В, С
|
|
30
|
Основные
понятия и нормы административного, гражданского, трудового, семейного и
уголовного права в Российской Федерации
|
1
|
Лекция с
элементами беседы
|
Решение
практических заданий части А, В, С
|
|
231
|
Международные
документы о правах человека
Правовая
культура
|
1
|
Лекция с
элементами беседы
|
Решение
практических заданий части А, В, С
|
|
Итоговый
контроль – 3 часа
|
|
32-34
|
Пробный
ЕГЭ
|
3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Лист внесения
изменений и дополнений в учебную программу.
Дата
|
Содержание
|
Причина
|
Подпись
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.