ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса по русскому языку
для 10-11 класса ЛГ МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» разработана на
основе:
·
Федерального
закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»
(№
273-ФЗ от 29.12.2012).
·
Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего
и среднего (полного) общего образования, утвержденным приказом Минобразования
России от 05.03.2004 №1089;
·
Базисного
учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации утвержденным
приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении
федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для
общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы
общего образования» (в редакции приказов от 20.08.2008 №241, от 30.08.2010
№889, от 03.06.2011 №1994);
·
Требований
к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным
наполнением учебных предметов федерального государственного образовательного
стандарта.
·
Основной
образовательной программы начального общего, основного общего, среднего
(полного) общего образования ЛГ МБОУ «СОШ №2» (приказ от 27.08.2012г. №409-о)
Общая характеристика элективного курса
Предлагаемый
подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 10-11 классов и
рассчитан на 70 часов. Он обеспечивает осмысление системы знаний о языке,
углубление основных разделов русского языка, формирование устойчивых навыков
владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен
при организации занятий, ориентированных на подготовку итоговой аттестации,
где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать
результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры
устной и письменной речи.
Цели
изучения русского языка на профильном уровне.
Изучение
элективного курса «Русский язык для говорения и письма» по русскому языку в
старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
·
углубление и систематизация знаний о языке
и речи;
·
развитие коммуникативно-речевой культуры;
·
расширение лингвистического кругозора
учащихся.
Из
поставленных целей вытекают следующие задачи:
·
овладение основными нормами русского
литературного языка;
·
создание прочной, надежной базы
орфографических навыков;
·
совершенствование общеучебных умений:
обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать, оценивать;
·
обучение анализу текста, его
интерпретации;
·
формирование языковой и лингвистической
компетенций;
·
формирование умений создавать собственный
текст, аргументировать собственное мнение, использовать в речи разнообразные
грамматические формы и лексическое богатство языка;
·
развитие ассоциативного мышления учащихся.
Место элективного курса «Русский язык для
говорения и письма» в учебном плане
Согласно
учебному плану школы на 2014-1015 учебный год обучение элективному курсу по
русскому языку в 10-11-классах является обязательным и планируется из расчета 1-го
часа в неделю. Курс подготовки к ЕГЭ по русскому языку 10-11 классы «Говорим и
пишем правильно» рассчитан на 70 часов.
Распределение
часов в течение 2014-2015 учебного года
1
четверть
|
2
четверть
|
3
четверть
|
4
четверть
|
Итого
за учебный год
|
9
часов
|
7 часов
|
11 часов
|
8 часов
|
35 часов
|
Распределение
часов в течение 2015-2016 учебного года
1
четверть
|
2
четверть
|
3
четверть
|
4
четверть
|
Итого
за учебный год
|
9
часов
|
7 часов
|
11 часов
|
8 часов
|
35 часов
|
Рабочая программа составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому
языку профильный уровень для 10-11 классов, курса подготовки к ЕГЭ по русскому
языку 10-11 классы «Говорим и пишем правильно» ( аторы С.А.Войтас, Н.Г.Акопова.
Профильное обучение. Программы элективных курсов. Русский язык. Литература.
9-11 классы., М., «Айрис Пресс», 2007.
В содержание рабочей программы элективного курса включен час на организацию и
проведение контрольной работы по материалам и форме ЕГЭ в количестве 1 часа на
предмет готовности (содержательная и технологическая стороны) во внеурочное
время, что отражено в учебно-тематическом и календарно-тематическом
планировании.
Обучение
элективному курсу по русскому языку в 10-11 классе осуществляется с
использованием следующих педагогических технологий:
·
проблемное обучение (характерно выполнение следующих действий
учащимися: выявление проблемы, формулирование ее, поиск решения, решение);
·
информационно-коммуникационные технологии (электронные
презентации, электронные плакаты, мультимедийные тренировочные упражнения);
Используются следующие методы: словесные,
наглядные, практические, методы контроля и самоконтроля; поисковые,
дедуктивные.
Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа,
самостоятельная работа, работа по парам.
На каждом занятии предусматривается двусторонний подход:
1.
теоретическая часть (повторение правил, изучение
трудных случаев правописания, определения этапов создания текста);
2.
практическая часть (выполнение различных
упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную
компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил,
приобрести устойчивые навыки).
Использование системы упражнений предусматривает
различные формы и приемы работы учащихся:
·
упражнения по аналогии;
·
исследования;
·
использование разных каналов поиска информации
(энциклопедические и специальные словари, библиотечные и электронные каталоги,
Интернет и др.);
·
решение тестов по типу ЕГЭ на заданное время;
·
написание текстов по заданной проблеме.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
|
Тема занятия
|
Кол-во часов
|
Основные виды учебной деятельности
|
1-3
|
Фонетика
|
3
|
Повторение основных фонетических правил.
Использование транскрипции слов. Фонетический анализ слов.
|
4-6
|
Орфоэпия
|
3
|
Знакомство с современными орфоэпическими
правилами. Работа с орфоэпическим словарем. Сравнительный анализ звукового и
буквенного состава слов.
|
7-9
|
Лексика и фразеология
|
3
|
Повторение основных понятий лексики. Работа со
словарями синонимов, антонимов. Лексический анализ текстов. Использование
средств художественной выразительности
|
10-11
|
Словообразование
|
2
|
Сопоставительный анализ слов.
Словообразовательный разбор. Работа со словообразовательным словарем.
|
12-16
|
Морфология
|
5
|
Различение самостоятельных и служебных частей
речи. Определение роли частей речи в тексте. Употребление самостоятельных и
служебных частей речи в разговорной и художественной речи
|
17-35
|
Орфография
|
19
|
Повторение основных орфографических правил.
Словарные диктанты, различные виды разбора слов. Работа с тестами по
орфографии. Исправление искаженного текста. Работа с материалами банка
открытых заданий по подготовке к ЕГЭ, раздел «Орфография»
|
36
|
Синтаксис и пунктуация. Словосочетание.
|
1
|
Разбор словосочетаний. Составление
словосочетаний различных видов. Работа с текстом, выявление из него
словосочетаний с различными видами связи.
|
37-44
|
Простое предложение
|
8
|
Синтаксический разбор и моделирование простых
предложений. Редактирование предложений, в которых нарушены синтаксические
нормы. Конструирование предложений с обособленными членами предложения.
Использование инверсии в текстах разных стилей. Работа с материалами банка
открытых заданий по подготовке к ЕГЭ, раздел «Синтаксис»
|
45-46
|
Прямая речь. Диалог. Цитата
|
2
|
Составление предложений с прямой речью,
преображение их в предложения с косвенной речью. Тренинг по оформлению цитат.
|
47-55
|
Сложное предложение
|
9
|
Синтаксический разбор и моделирование сложных
предложений. Использование в художественных текстах сложных предложений.
Работа с тестами. Пунктуационные диктанты.
|
56-70
|
Текстоведение
|
15
|
Анализ текстов, выявление их стилевых
особенностей. Устные и письменные высказывания о теме и проблеме текста.
Авторская позиция в тексте. Аргументация собственного мнения с использованием
литературного и жизненного материала. Работа над сочинением-рассуждением.
|
Итого:
70 ч
|
Содержание элективного
курса
Тема
1. Фонетика. Орфоэпия ( 6 ч )
Речь устная и
письменная. Смыслоразличительная роль звука в слове. Особенности словесного
ударения в русском языке. Гласные звуки и их произношение. Гласные ударные и
безударные. Согласные звуки и их произношение. Смягчение и несмягчение
согласных перед следующим согласным звуком. Произношение двойных согласных.
Произношение сочетаний согласных. Произношение сочетаний с непроизносимыми
согласными. Трудности фонетического анализа слов. Орфоэпические нормы русского
языка. Орфоэпические и другие словари, имеющие орфоэпические пометы. Варианты
произношения.
Тема
2. Лексика ( 3 ч )
Особенности
лексического состава слов. Основные выразительные средства лексики и
фразеологии. Употребление слов, использованных в переносном значении, в
художественном тексте (тропов). Лексическое значение слова: прямое, переносное.
Книжная и разговорная лексика. Исконно русская и заимствованная лексика.
Трудности лексического анализа слов.
Тема
3. Словообразование (2 ч )
Морфемный анализ
слов. Способы словообразования в русском языке: приставочный, суффиксальный,
приставочно-суффиксальный, сложение, переход из одной части речи в другую.
Лексическое значение морфем. Слова с суффиксами оценки в художественной речи.
Словообразование наречий. Морфемные модели наречий.
Тема
4. Морфология ( 5 ч )
Система частей
речи в русском языке. Грамматическое значение, морфологические признаки,
синтаксическая роль. Способы определения частей речи по морфологическим
признакам. Способы выражения самостоятельных частей речи в предложении.
Служебные части речи. Орфоэпические нормы. Правильное употребление служебных
частей речи. Роль служебных частей речи. Трудные случаи разграничения языковых
явлений.
Тема
5. Орфография ( 19 ч )
Орфография в
системе лингвистики. Роль грамотного письма в процессе речевого общения.
Трудные случаи правописания приставок. Правописание Ы/И после приставок на
согласную. Виды орфограмм в корне слова. Правописание О/Ё после шипящих во всех
частях речи. Трудные случаи правописания окончаний. Правописание падежных и
родовых окончаний. Правописание суффиксов –ЧИК/-ЩИК; -ЕК-/-ИК; -К-/-СК-;
-Н-/-НН- в словах различных частей речи. Правописание Ъ и Ь и Ь после шипящих.
Правописание служебных частей речи. Трудные случаи правописания НЕ и НИ.
Слитное, раздельное и дефисное написание слов.
Тема
6. Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Простое предложение.( 9 ч )
Особенности связи
слов в словосочетаниях. Правильное употребление словосочетаний. Типы
словосочетаний и виды связи в них. Предложение как речевое высказывание.
Односоставные и двусоставные предложения. Инверсия в текстах разных стилей. Простое
осложненное предложение. Однородные и неоднородные определения. Знаки
препинания при однородных членах предложения. Обособленные члены предложения.
Обособленные члены предложения в текстах разных стилей и типов речи. Уточняющие
члены предложений.
Тема
7. Прямая речь. Диалог. Цитата ( 2 ч )
Синтаксические
конструкции с чужой речью. Прямая и косвенная речь. Способы оформления прямой
речи на письме. Способы оформления диалога. Различные способы цитирования.
Тема
8. Сложное предложение. ( 8 ч )
Знаки препинания в
БСП. Использование БСП в художественном тексте. ССП. Использование ССП в художественном
тексте. Знаки препинания в СПП. Использование СПП в художественном тексте.
Сложные синтаксические конструкции и знаки препинания в них.
Тема
9. Текст и его особенности ( 13 ч )
Текст и его
признаки. Развитие мысли в тексте. Виды связи предложений. Стили и типы речи.
Стилевые особенности текстов. Текст и его анализ. Чтение и изложение (подробное
и сжатое). Создание текста и его редактирование.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 10-11-м КЛАССЕ
Полученные учащимися
новые знания и представления о языке, осознание неразрывной связи развития
языка с развитием общества в целом ( в идеале – в виде сформированного
лингвистического мировоззрения, позволяющего выпускнику адекватно и компетентно
оценивать складывающиеся языковые ситуации); практические умения и навыки по
самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности,
приобретение опыта проведения первых научных исследований в области
предполагаемой профессиональной деятельности и, как следствие, мотивированный
выбор будущей профессии.
Метапредметные
результаты:
Обучение
элективному курсу по русскому языку в 10-11-м классе способствует формированию
и развитию метапредметных умений обучающихся:
•
определять
цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной),
последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно
формулировать их в устной и письменной форме;
•
уметь
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать
нормы построения текста (логичность, последовательность, связность,
соответствие теме и др.);
•
уметь
воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью
свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
•
участвовать
в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать
жесты, мимику в процессе речевого общения;
•
осуществлять
речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике
речевого общения;
•
оценивать
свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления;
•
уметь
находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их;
совершенствовать и редактировать собственные тексты;
•
уметь
выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом,
рефератом; участвовать в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием
различных средств аргументации;
Личностные
результаты:
•
формирование
ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
•
формирование
целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики;
•
развитие
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
•
формирование
коммуникативной компетентности в процессе образовательной, творческой и других
видов деятельности.
Система КОНТРОЛя и оценки достижения
планируемых результатов
Система
контроля и оценки достижения планируемых результатов освоения программы
элективного курса по русскому языку в 10-11 классе осуществляется
учителем-предметником и включает в себя текущий контроль –
осуществляется контроль за правильностью, полнотой и последовательностью
выполнения операций, входящих в состав действия В данный период обучающийся должен иметь право на ошибку,
на пробный, совместный с
учителем анализ последовательности учебных действий. Это определяет усиление
значения оценки в виде аналитических суждений, объясняющих возможные пути
исправления ошибок. Такой подход поддерживает ситуацию успеха и формирует
правильное отношение обучающегося к контролю.
Текущий
контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:
- учитываются умения учащегося производить
разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические
знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;
- учитываются речевые умения учащегося,
практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости
слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией
русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами
орфографии и пунктуации;
- учитывается способность учащегося
выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с
коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.
Основными формами организации учебной деятельности являются практические
занятия, тренинги.
Формы
контроля : промежуточный: тестовые работы с проставлением «зачет/незачет»;
итоговый – тест по материалам и форме ЕГЭ.
Система
оценивания - зачет
Перечень
обязательных проверочных письменных работ для обучающихся
№
п/п
|
Вид
проверочной работы
|
Примерные
сроки выполнения
|
Объекты
контроля
|
1.
|
Контрольная
работа (тест в форме ЕГЭ часть А, Б)
|
II полугодие,
май 2014-2015 уч. г.
|
Проверка правописных умений и навыков,
промежуточный контроль
|
2.
|
Контрольная
работа (тест в форме ЕГЭ часть А, Б, С)
|
II полугодие,
апрель 2015-2016 уч. г.
|
Проверка правописных умений и навыков,
готовность к сдаче ЕГЭ
|
Учебно-методическое и материально-техническое
обеспечение образовательного процесса
Технические
средства:
мультимедийный
проектор и экран; принтер монохромный; цифровой фотоаппарат; сканер;
оборудование компьютерной сети; доска со средствами, обеспечивающими обратную
связь.
Экранно-звуковые
пособия:
Уроки
русского языка «Кирилла и Мефодия». 5-9 класс [Электронный ресурс].-М.: Кирилл
и Мефодий,2004 интеракт. Видеодиск (CD-DVI).
Литература
Для
учителя
1. Антонова
Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. М., 2005
2. Архарова
Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А.П. Анализ текста и написание рецензии. Курс
подготовки к написанию сочинения (задания типа С)
3. Баранов
М.Т., Костяева Т.А. Русский язык. Справочные материалы. М., 2006
4.
.Гольцова, Н.Г., Шамшин, И.В., Мищерина,
М.А. Единый государственный экзамен. Русский язык: Учебное пособие/ Под ред.
проф. Н.Г.Гольцовой. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006. – 256с.
5.
Гольцова, Н.Г., Шамшин, И.В. Контрольные
тесты: орфография и пунктуация. Для 10-11 классов общеобразовательных
учреждений. – 2 изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006. – 48с.
6.
Львов
В.В. и др. Русский язык. ЕГЭ - 2014. Типовые тестовые задания, М., «Экзамен»,
2014г.
Для
учащихся
1. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В.,Мищерина М.А. учебник
«Русский язык. 10-11 классы», М., «Русское слово», 2006.
2. Баранов М.Т. Русский язык: Справочные
материалы/М.Т.Баранов,, Т.А.Костяева, А.В.Прудникова; под ред.
Н.М.Шанского.-8-е изд.,
перераб.- М.: Русский язык, 2005.
3.
Комплект цифровых образовательных ресурсов (далее ЦОР), помещенный в Единую
коллекцию
ЦОР (http://school-collection.edu.ru/).
4.
Львов В.В. и др. Русский язык. ЕГЭ - 2014. Типовые тестовые задания, М.,
«Экзамен», 2014г.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.