Главная / Математика / Рабочая программа элективного курса по математике для 9 класса по теме «Трудные вопросы по математике: геометрия»

Рабочая программа элективного курса по математике для 9 класса по теме «Трудные вопросы по математике: геометрия»

















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса по математике для 9 класса по теме «Трудные вопросы по математике: геометрия»












Составитель программы:

Бакунина Ольга Анатольевна













г. БАРНАУЛ




ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА КУРСА

Концепция модернизации российского образования предусматривает создание «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, в том числе с учётом реальных потребностей рынка труда». Необходимым условием создания образовательного пространства основной школы, которое способствовало бы самоопределению подростка, является, прежде всего, введение предпрофильной подготовки через организацию курсов по выбору.

Так как выбор профиля является делом ответственным, то соответствующие шаги для профессионального самоопределения будущих выпускников средней школы должны быть предприняты в среднем звене школьной системы образования. Такими шагами является – система предпрофильной подготовки учащихся основной школы.

Основными задачами предпрофильной подготовки являются:

  • выявление интересов, склонностей, способностей учащихся и формирование практического опыта в различных сферах профессиональной деятельности, ориентированного на выбор профиля обучения в старшей школе;

  • развитие широкого спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности;

  • формирование способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования.

Выявление личностного потенциала ученика невозможно без его деятельного участия. Одним из видов такой деятельности может быть изучение элективных курсов, позволяющих углубить и расширить базовые учебные предметы.

Достаточно много важных и интересных тем не нашли достойного отражения в школьном курсе математики. Именно поэтому более глубокие знания и умения, полученные при изучении таких тем, были бы полезны каждому ученику для успешного обучения в старших профильных классах, для успешной сдачи выпускных и вступительных экзаменов, для участия в математических конкурсах и олимпиадах.

Хотелось бы отметить, что в последнее время качественно меняются условия выпускных и вступительных экзаменов по математике, приближаясь к более объективной своей форме – тестированию. Такие изменения диктуют и новые методы подготовки к экзаменам. Тестовые задания составляются так, что даже небольшие пробелы в знаниях ведут к существенным потерям в баллах. Геометрия – наиболее уязвимое звено школьной математики. Это связано как с обилием различных типов геометрических задач, так и с многообразием приемов и методов их решения. Данный элективный курс может быть полезен школьникам, желающим научиться решать задачи по планиметрии. Он может быть эффективно использован учителем как для работы на уроках в обычном классе при повторении и обобщении курса геометрии, так и при подготовке учащихся в классах с углубленным изучением математики (8 – 9 класс), так как систематизирует и углубляет весь курс геометрии.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Элективный курс «Трудные вопросы по математике: геометрия» разработан в рамках реализации концепции профильного (углубленного) обучения и соответствует Государственному стандарту среднего образования по математике. При разработке данной программы учитывалось то, что элективный курс как компонент образования должен быть направлен на удовлетворение познавательных потребностей и интересов учащихся, на формирование у них новых видов познавательной и практической деятельности, которые не характерны для традиционных учебных курсов.

При изучении курса угроза перегрузок учащихся отсутствует, соотношение между объемом предлагаемого материала и временем, необходимым для его усвоения оптимально. Курс соответствует возрастным особенностям школьников и предусматривает индивидуальную работу.

Предлагаемый элективный курс является практико-ориентированным и предназначен для учащихся 9 класса. Занятия проводятся один раз в неделю и включают в себя теоретическую и практическую части. Содержание курса согласовано с государственными стандартами общего среднего образования и примерными программами по математике.

Общее количество учебных часов в программе курса «Трудные вопросы по математике: геометрия» – 34 часа. Однако данный курс состоит из трех разделов: «Золотая пропорция» (8 часов), «Симметрия вокруг нас» (8 часов) и «Решение планиметрических задач» (18 часов). Каждый параграф данного курса содержит несколько занятий. При нагрузке в 34 часа начало каждого первого занятия по новой теме, безусловно, должно иметь характер вводной лекции, его продолжение может быть организовано в виде беседы. Последующие занятия должны иметь характер практикума по решению задач с элементами семинарского занятия, либо в виде семинарского занятия с большой долей урока-практикума по решению задач соответствующей тематики. Завершающим этапом изучения одного или двух параграфов курса может стать «зачетное занятие».

Тема курса актуальна и может быть использована учителями математики других общеобразовательных учреждений.

Курс «Золотая пропорция»

Курс «Золотая пропорция» направлен на интеграцию знаний, формирование общекультурной компетентности, создание представлений о математике как науке, возникшей из потребностей человеческой практики и развивающейся из них. Для учащихся классов с углубленным изучением математики данный курс призван помочь представить математику в контексте культуры и истории.

Задачи курса:

  • расширить сферу математических знаний учащихся: познакомить учащихся с золотой пропорцией и связанных с нею соотношениях;

  • развить эстетическое восприятие математических фактов: расширить представление учащихся о сферах применения математики не только в естественных науках, но и в такой области гуманитарной сферы деятельности, как искусство;

  • расширить общекультурный кругозор учащихся посредством знакомства их с лучшими образцами произведений искусства;

  • продемонстрировать разнообразное применение математики в реальной жизни;

  • помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы.

Учебно-тематический план

п/п

Наименование тем курса

Всего часов

В том числе

лекция

практика

семинар

1

Золотая пропорция. Общие сведения.

1

0,5

0,5


2

Золотая пропорция и связанные с нею соотношения.

2

1

1


3

Золотая пропорция в природе.

2

0,5

0,5

1

4

Золотая пропорция в искусстве.

3

1


2


Курс «Симметрия вокруг нас»

Курс «Симметрия вокруг нас» создан как для реализации в классах гуманитарного профиля, так и для учащихся 9 классов, ориентированных на углубленное изучение математики, так как направлен на интеграцию знаний, способствует формированию общекультурной компетентности учащихся. Для учащихся классов с углубленным изучением математики данный курс призван помочь представить математику в контексте культуры и истории.

Цели курса:

  • показать связь между разными областями знаний;

  • расширить кругозор учащихся;

  • стимулировать познавательные интересы.

Задачи курса:

  • расширить представления учащихся о сферах применения математики (не только в естественных науках, но и в такой области гуманитарной сферы деятельности, как искусство);

  • расширить сферу математических знаний учащихся (пространственные фигуры, виды симметрии);

  • убедить в практической необходимости владения способами выполнения математических действий;

  • помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы.



Учебно-тематический план

п/п

Наименование тем курса

Всего часов

В том числе

лекция

практика

семинар

1

Симметрия. Виды симметрий.

1

0,5

0,5


2

Симметрия фигур. Распределение по классам.

1

0,5

0,5


3

Симметрия в природе.

1



1

4

Симметрия в физике.

1

0,5


0,5

5

Симметрия в искусстве.

1



1

6

Симметрия в предметах декоративно-прикладного искусства.

1

1



7

Симметрические многочлены. Симметрические системы.

1

0,5

0,5


8

Симметрия в геометрических преобразованиях графиков функций.

1

0,5

0,5


Курсы «Золотая пропорция» «Симметрия вокруг нас» станут дополнительным фактором формирования положительной мотивации в изучении математики, а также понимания учащимися философского постулата о единстве мира и осознания положения об универсальности математических знаний.

Предполагается, что результатами освоения учащимися данных курсов, могут стать следующие умения:

  • использовать математические знания, алгебраический и геометрический материал для описания и решения задач в будущей профессиональной деятельности;

  • применять приобретенные геометрические представления, алгебраические преобразования для описания и анализа закономерностей, существующих в окружающем мире;

  • владея геометрическим языком и изобразительными навыками, понимать и уметь изображать рисунки, схемы;

  • проводить обобщения и открывать закономерности на основе анализа частных примеров, эксперимента, выдвигать гипотезы и делать необходимые проверки;

  • уметь соотносить свою точку зрения с мнением авторитетных источников, находить информацию в разнообразных источниках, обобщать и систематизировать ее;

  • уметь ясно и точно выражать свои мысли в устной и письменной речи.


Курс «Решение планиметрических задач»

Курс «Решение планиметрических задач» соответствует современным тенденциям развития школьного курса геометрии, идеям дифференциации, углубления и расширения знаний учащихся. Данный курс направлен на расширение и углубление базового курса геометрии, он дает учащимся возможность познакомиться с нестандартными способами решения планиметрических задач, способствует формированию и развитию таких качеств, как интеллектуальная восприимчивость и способность к усвоению новой информации, гибкость и независимость логического мышления.

Цели курса:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся по основным разделам планиметрии;

  • познакомить учащихся с некоторыми методами и приемами решения планиметрических задач;

  • сформировать умения применять полученные знания при решении «нетипичных», нестандартных задач.

Задачи курса:

  • дополнить знания учащихся теоремами прикладного характера, областью применения которых являются задачи;

  • расширить и углубить представления учащихся о приемах и методах решения планиметрических задач;

  • помочь овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне свободного их использования;

  • развить интерес и положительную мотивацию изучения геометрии.


Учебно-тематический план

п/п

Наименование тем курса

Всего часов

В том числе

лекция

практика

семинар

1

Треугольники.

4

1

3


2

Четырехугольники.

3

1

2


3

Окружности.

2

0,5

1,5


4

Окружности и треугольники.

3

1

2


5

Окружности и четырехугольники.

3

1

2


6

Решение задач по всему курсу.

2


2


7

Итоговый контроль.

1


1



В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

  • точно и грамотно формулировать теоретические положения и излагать собственные рассуждения в ходе решения заданий;

  • уверенно решать задачи на вычисление, доказательство и построение;

  • применять аппарат алгебры и тригонометрии к решению геометрических задач;

  • применять свойства геометрических преобразований к решению задач.


Возможные критерии оценок

Оценка «отлично». Учащийся освоил теоретический материал курса, получил навыки его применения при решении конкретных задач; в работе над индивидуальными домашними заданиями учащийся продемонстрировал умение работать самостоятельно.

Оценка «хорошо». Учащийся освоил идеи и методы данного курса в такой степени, что может справиться со стандартными заданиями; выполняет домашние задания прилежно; наблюдаются определенные положительные результаты, свидетельствующие об определенном интеллектуальном росте и о возрастании общих умений учащегося.

Оценка «удовлетворительно». Учащийся освоил наиболее простые идеи и методы решений, что позволяет ему достаточно успешно решать простые задачи.


9Б класс

Календарно-тематическое планирование

уроков математики (элективный курс)


занятия

Наименование темы

Общее кол-во

часов


I четверть

1 занятие в неделю, всего 9 занятий за четверть


1.

Золотая пропорция. Общие сведения.

1

2-3.

Золотая пропорция и связанные с нею соотношения.

2

4-5.

Золотая пропорция в природе.

2

6-8.

Золотая пропорция в искусстве.

3

9.

Симметрия. Виды симметрий.

1


II четверть

1 занятие в неделю, всего 7 занятий за четверть


10.

Симметрия фигур. Распределение по классам.

1

11.

Симметрия в природе.

1

12.

Симметрия в физике.

1

13.

Симметрия в искусстве.

1

14.

Симметрия в предметах декоративно-прикладного искусства.

1

15.

Симметрические многочлены. Симметрические системы.

1

16.

Симметрия в геометрических преобразованиях графиков функций.

1


III четверть

1 занятие в неделю, всего 10 занятий за четверть


17-20.

Треугольники.

4

21-23.

Четырехугольники.

3

24-25.

Окружности.

2

26.

Окружности и треугольники.



IV четверть

1 занятие в неделю, всего 8 занятий за четверть


27-28.

Окружности и треугольники.

3

29-31.

Окружности и четырехугольники.

3

32-33.

Решение задач по всему курсу.


2

34.

Итоговый контроль.


1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

  1. Геометрия. Решаем задачи по планиметрии. Практикум: элективный курс / авт.-сост. Л.С. Сагателова. – Волгоград: Учитель, 2009

  2. Геометрия: красота и гармония. Простейшие задачи аналитической геометрии на плоскости. Золотая пропорция. Симметрия вокруг нас. 8–9 классы: элективные курсы / авт.-сост. Л.С. Сагателова, В.Н. Студенецкая. – Волгоград: Учитель, 2007

  3. Б.Г. Зив, В.М. Мейлер, А.П. Баханский. Задачи по геометрии для 7 – 11 классов. – М.: Просвещение, 2007.

  4. Дополнительные главы к школьному учебнику 9 класса: Учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики /Л.С.Атанасян, В.Ф. Бутузов и др. – М.: Просвещение, 2005

  5. С.М. Саакян, В.Ф. Бутузов. Изучение геометрии в 7-9 классах: Методические рекомендации к учебнику. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2010.

  6. Научно-теоретический и методический журнал «Математика в школе».

  7. http://www.alleng.ru/d/math/math_gia-tr.htm

Рабочая программа элективного курса по математике для 9 класса по теме «Трудные вопросы по математике: геометрия»
  • Математика
Описание:

Концепция модернизации российского образования предусматривает создание «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, в том числе с учётом реальных потребностей рынка труда». Необходимым условием создания образовательного пространства основной школы, которое способствовало бы самоопределению подростка, является, прежде всего, введение предпрофильной  подготовки через организацию курсов по выбору.

 

Так как выбор профиля является делом ответственным, то соответствующие шаги для профессионального самоопределения будущих выпускников средней школы должны быть предприняты в среднем звене школьной системы образования. Такими шагами является – система предпрофильной подготовки учащихся основной школы. 

Автор Бакунина Ольга Анатольевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 1728
Номер материала 28200
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓