Главная / Информатика / Рабочая программа элективного курса по информатике 9 класс

Рабочая программа элективного курса по информатике 9 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №9

г. Новый Уренгой


«Согласовано»

Руководитель методического объединения


___________________/О.А. Вельчинская/



Протокол № _____ от «____» ______ 2014 г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №9


_____________________/В. Г. Житникова/



«____»__________ 2014г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №9


_________________/С.Н. Демидова/



Приказ № ____ от «____»________ 2014г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА


Вельчинской Ольги Александровны, 1 квалификационная категория

Ф.И.О., квалификационная категория


по информатике и ИКТ

элективный курс «Технология создания мультимедиа продукта»

предмет

9

класс


Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №__________

от «_____»______2014г.

2014/2015 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы О.Л. Колпакова «Музыкальный компьютер», В.П. Жулановой «Мультимедийный проект в программе PoewrPoint», изданных в одноименных сборниках – В.: КРИПК и ПРО, 2009.

Общая характеристика учебного предмета

Развитие компьютерных технологий предъявляет современному человеку новые функциональные требования. От него требуются хорошо развитые умения проектировать, принимать самостоятельные решения и выполнять творческую работу, презентовать себя. Эти умения должны формироваться с самого начала обучения информатики. Раннее приобщение ребенка к применению компьютерных технологий имеет ряд положительных сторон, как в плане развития его личности, так и для последующего изучения школьных предметов и в дальнейшей профессиональной подготовке, облегчая дальнейшую социализацию ребенка, вхождение его в информационное общество.

Компьютерные технологии в учебном процессе способствуют формированию познавательных и творческих способностей ребенка. Развивающая сторона занятий по приобщению к информационным технологиям направлена на формирование приемов учебной деятельности в условиях информатизации. Изучение информатики имеет важное значение для развития мышления школьников. В современной психологии отмечается значительное влияние изучения информатики и использования компьютеров в обучении на развитие у школьников теоретического, творческого мышления, а также формирование нового типа мышления, так называемого операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений.

Цель курса

Научить учащихся применять основные инструментальные средства программы мультимедийных презентаций Power Point, а также средства графического редактора Adobe Photoshop для создания мультимедийных проектов.

Задачи курса

Образовательные:

  • создать условия для формирования у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций;

  • дать общие знания и представления о приложении Power Point;

  • обучить основным приемам работы с инструментальными средствами программы для создания презентаций;

  • научить создавать сложные мультимедийные презентации;

  • дать основные понятия растровой графики;

  • научить создавать простые иллюстрации в программе Adobe Photoshop;

  • научить применять инструментальные средства графического редактора для оформления презентации графическими изображениями.

  • формирование информационной культуры школьника, под которой понимается умение целенаправленно работать с информацией и использование для этого возможностей компьютера;

  • обучение системному подходу к анализу и исследованию структуры и взаимосвязей информационных объектов, которые являются моделями реальных объектов и процессов;

Развивающие:

  • развитие логического мышления, творческого и познавательного потенциала школьника, его коммуникативных способностей с использованием для этого богатейшего компьютерного инструментария.

  • создать условия для развития познавательной активности в области информационных компьютерных технологий;

  • заинтересовать учащихся изучением информатики, помочь реализовать их замыслы в процессе создания презентаций;

  • получать и развивать теоретические знания и практические навыки в области компьютерного дизайна;

  • формировать и развивать навыки самостоятельной работы, самообучения и творческого подхода при выполнении задания.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство товарищества, чувство личной ответственности;

Место и роль учебного предмета в учебном плане

В учебном плане школы на изучение элективного курса по информатике в 9-х классах отводится 1 час в неделю (в первом полугодии), 17 часов в год.

Формы организации учебного процесса, технологии обучения, формы контроля

Курс ориентирован на допрофильную подготовку учащихся и строится на основе информатики и технологии, с использованием методов исследовательской, проектной деятельности. Программа курса построена по модульному принципу и предполагает практическое выполнение индивидуальных и групповых заданий, а также выполнение и защиту проектной работы в области мультимедийных технологий.

Задания и навыки, полученные учащимися, окажутся полезными при дальнейшем изучении предметов не только информационно- технологического профиля, но всех других и будут способствовать осознанному выбору профиля для дальнейшего обучения. Курс предусматривает самостоятельную работу учащихся по изучению дополнительной литературы в области ИКТ, а также дополнительных программ работы с графическими изображениями.

Применяются технологии обучения: личностно – ориентированные, информационно-коммуникационная и здоровье-сберегающая.

Формы проведения занятий.

  • Мини-лекции и семинары с элементами дискуссии.

  • Создание эвристических ситуаций.

  • Практическая работа.

. Занятия включают лекционную и практическую часть. Практическая часть курса организована в форме уроков. Важной составляющей каждого урока является самостоятельная работа учащихся

Представляемый курс нацелен на формирование компьютерной грамотности, ИКТ- компетентности, что соответствует образовательным целям самих учащихся и, в целом общества и предназначен для вовлечения учащихся 9 класса в творческую работу с применение одного из направлений компьютерных технологий, а именно мультимедийных технологий и графики. Так как такой вид деятельности наиболее понятен и интересен для учащихся любого возраста. Он удачно сочетается с элементами игры и участия ребят в конкурсах, олимпиадах, смотрах и т.п.

Количество учащихся, планирующих посещать элективный курс 7 человек. Принципиально новым является создание для каждого учащегося индивидуальной образовательной траектории, которая позволила всем участникам проекта полностью раскрыть свои способности в изучаемой области знаний, помочь им углубить научное мировоззрение, развить творческие способности.

Система оценивания

При выставлении оценок учитываются следующие критерии:

    • Оценка «отлично» (5) – учащийся демонстрирует сознательное и ответственное отношение, сопровождающееся ярко выраженным интересом к учению; освоил теоретический материал курса; получил навыки в его применении при решении конкретных задач; в работе над индивидуальными домашними заданиями он продемонстрировал умение работать самостоятельно.

    • Оценка «хорошо» (4) – учащийся освоил идеи и методы данного курса в такой степени, что может справиться со стандартными заданиями; выполняет домашние задания прилежно (без проявления явных творческих способностей); наблюдаются определенные положительные результаты, свидетельствующие об интеллектуальном росте и возрастании общих умений.

    • Оценка «удовлетворительно» (3) – учащийся освоил наиболее простые идеи и методы курса, что позволило ему достаточно успешно выполнять простые задания.

    • Оценка «неудовлетворительно» (2) – учащийся не проявил ни прилежания, ни заинтересованности в освоении курса, не справляется с решением простых задач.





УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Тема курса

Всего часов

лекция

практика

Контроль знаний

1

Знакомство с Microsoft Power Point

6

1

5


2

Изучаем компьютерную графику в программе PhotoShop

9

1

8


3

Создание и защита мультимедийных проектов

2

-

-

2


Итого

17

2

13

2

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Знакомство с Microsoft Power Point (6 часов)

Изучается приложение PowerPoint. Как запустить PowerPoint. Как создать первый пустой слайд. Какие панели инструментов должны быть на экране. Как установить нужные панели. Какими свойствами обладают объекты PowerPoint. Создание презентации. Добавление эффектов мультимедиа. Создание презентации состоящей нескольких слайдов. Эффекты анимация для смены слайдов. Эффекты анимации для объектов презентации. Настройка анимации. Работа с сортировщиком слайдов. Настройка времени перехода слайдов. Ручной просмотр. Автоматический переход. Режим докладчика. Фон. Текстура. Создание фона. Использование фоновых шаблонов. Градиент. Градиентная заливка и ее настройка.

Понятие «Гиперссылка». Создание гиперссылок. Управляющие кнопки. Нас тройка действия. Создание управляющих кнопок средствами программы. Настройка гиперссылки на другие файлы. Форматы звуковой информации. Форматы видеоинформации. Вставка звука. Вставка видео в слайды. Настройка звука при смене слайда. Создание объектов WordArt и оформление слайдов при помощи этих объектов. Рациональное размещение текстовых блоков на слайде. Вставка, встроенных в программу, графических изображении. Создание диаграмм средствами программы PowerPoint.

.

Изучаем компьютерную графику в программе PhotoShop (9 часов)

Изучается растровая графика. Достоинства растровой графики. Недостатки растровой графики. Растровые форматы. Интерфейс программы Photoshop. Особенности меню. Рабочее поле. Организация панели инструментов. Панель свойств. Панель – вспомогательные окна. Эффекты. Настройка стилей. Назначение фильтров. Виды фильтров: искажение, мазок кистью, резкость, рендер, пиксели, свободное преобразование, стиль, текстура, художество, эскиз. Методы сжатия графических данных сохранение изображений в стандартных форматах, а также в собственных форматах графических программ. Знакомство с форматами исходных и промежуточных изображений (PSD, TIFF, BMP, JPEG). Недостатки и достоинство форматов TIFF, JPEG. Преобразование фалов одного растрового формата в другой. Проблема выделения областей в растровых программах. Использование различных инструментов выделения: Область, Лассо, Волшебная палочка. Перемещение и изменение границы выделения. Преобразование над выделенной областью. Выбор основного и фонового цветов. Использование инструментов рисования: карандаша, кисти, ластика, заливки, градиента. Раскрашивание черно-белых фотографий.

Создание и защита мультимедийных проектов (2 часа)

Представление созданных проектов мультимедийных презентаций.

Требования к уровню подготовки учащихся

  • представление о презентационной деятельности;

  • основные объекты при подготовке презентации;

  • параметры основных объектов;

  • как подготовить страницу для размещения в ней документа;

  • технологию редактирования текста;

  • уметь изменять начертания шрифта, форматировать абзацы и т.д.;

  • графические возможности PowerPoint;

  • анимационные возможности PowerPoint;

  • назначение и функциональные возможности PowerPoint;

  • объекты и инструменты PowerPoint, создать слайд, создавать управляющие кнопки, создавать презентации из нескольких слайдов.

  • назначение и функциональные возможности Adobe Photoshop;

  • назначение фильтров и эффектов Adobe Photoshop;

  • использование функциональных возможностей Adobe Photoshop для ретуширования фотографий и изображений.

  • выделять фрагменты изображений с использованием различных инструментов (область, лассо, волшебная палочка и др.);

  • перемещать, дублировать, вращать выделенные области;

  • редактировать фотографии с использованием различных средств художественного оформления;

  • сохранять выделенные области для последующего использования;

  • раскрашивать черно-белые эскизы и фотографии;

  • выполнять тоновую коррекцию фотографий;

  • выполнять цветовую коррекцию фотографий;

  • ретушировать фотографии.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

  1. Министерстов образования и науки Российской Федерации, «Сборник нормативных документов «Информатика и ИКТ», Федеральный компонент государственного стандарта, федеральный базисный учебный план и примерные учебные программы по информатике и ИКТ», изд-во Дрофа, Москва, 2008г.

  2. О.Л. Колпакова «Музыкальный компьютер», В.П. Жулановой «Мультимедийный проект в программе PoewrPoint», изданных в одноименных сборниках – В.: КРИПК и ПРО, 2009.

  3. А. Г. Гейн и др. Информатика. 2003 год.

  4. Симонович С.В. и др. Общая информатика. Учебное пособие для средней школы. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.

  5. Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2002. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.

  6. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002.

  7. Информатика. 10-11 класс. /Под редакцией Макаровой Н.В. .—СПб: Питер, 2002

  8. Информатика. 7 – 9 класс. Базовый курс/Под ред. Макаровой Н.В.—СПб: Питер, 2002

  9. Информатика. 7 – 9 класс. Практикум по информационным технологиям/Под ред. Макаровой Н.В.—СПб: Питер, 2003

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ

  1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый курс 9 класс. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002.

  2. Угринович Н.Д. Практикум по информатике и информационным технологиям 10-11 класс. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002.

  3. Электронный самоучитель «Изучаем фотошоп».

  4. Информатика. 10-11 класс. /Под редакцией Макаровой Н.В. .—СПб.: Питер, 2002

  5. Информатика. 7 – 9 класс. Базовый курс / Под ред. Макаровой Н.В.—СПб.: Питер, 2002

  6. Информатика. 7 – 9 класс. Практикум по информационным технологиям/Под ред. Макаровой Н.В.—СПб.: Питер, 2003.

  7. http://www.klyaksa.net.ru – сайт учителей информатики;

  8. http://www.lbz.ru/ - сайт издательства Лаборатория Базовых Знаний;

  9. http://www.college.ru/ - Открытый колледж;

  10. http://www.videouroki.net – сайт учителя информатики из Белоруссии;

  11. http://www.rusedu.info – архив учебных программ.


Типы уроков:

УОНМ — урок ознакомления с новым материалом.

УЗИМ — урок закрепления изученного материала.

УПЗУ — урок применения знаний и умений.

УОСЗ — урок обобщения и систематизации знаний.

УПКЗУ — урок проверки и коррекции знаний и умений.

КУ — комбинированный урок.























Приложение 1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания

Тип урока

Знания, умения

Домашнее задание

Дата

Знакомство с Microsoft Power Point (6 часов)

1

Инструктаж по ТБ. Введение в курс. Знакомство с программой PowerPoint

1

приложение PowerPoint

УОНМ

Знание как запустить PowerPoint, создать первый пустой слайд. какие панели инструментов должны быть на экране, установить нужные панели, какими свойствами обладают объекты PowerPoint.

Умение создать презентации состоящей нескольких слайдов, эффекты анимации для объектов презентации, настроить анимации, настроить время перехода слайдов, создание фона, использования фоновых шаблонов, создание гиперссылок, настройка гиперссылки на другие файлы.

Задачи для сам.реш.


2

Добавление в слайды эффектов анимации.

1

эффекты мультимедиа эффекты анимация для смены слайдов.

УОСЗ

Задачи для сам.реш.


3

Управление презентацией

Создание и фоновое оформление мультимедийной презентации

1

сортировщик слайдов ручной просмотр автоматический переход, режим докладчика

УПЗУ

Задачи для сам.реш.


4

Вставка в слайды гиперссылок

1

Фон. Текстура Градиент. Градиентная заливка и ее настройка Понятие «Гиперссылка»

УПЗУ

Задачи для сам.реш.


5

Добавление в презентацию аудио и видеоинформации

1

Управляющие кнопки Форматы звуковой информации. Форматы видеоинформации.

УПЗУ

Умение: Вставка звука. Вставка видео в слайды. Настройка звука при смене слайда. Создание объектов WordArt и оформление слайдов при помощи этих объектов. Рациональное размещение текстовых блоков на слайде. Вставка, встроенных в программу, графических изображении. Создание диаграмм средствами программы PowerPoint.

Задачи для сам.реш.


6

Форматирование текста и размещение графики

1

УОСЗ

Задачи для сам.реш.


Изучаем компьютерную графику в программе PhotoShop (9 часов)

7

Знакомство с программой растровой графики Adobe Photoshop

1

функциональные возможности Adobe Photoshop

УОНМ

Знать назначение и функциональные возможности Adobe Photoshop; назначение фильтров и эффектов Adobe Photoshop; использование функциональных возможностей Adobe Photoshop для ретуширования фотографий и изображений.

Задачи для сам.реш.


8

Использование различных инструментов выделения: Область, Лассо, Волшебная палочка.

1

фильтры и эффекты Adobe Photoshop

КУ

Задачи для сам.реш.


9

Использование инструментов рисования: карандаша, кисти, ластика, заливки, градиента.

1

УПЗУ

Задачи для сам.реш.


10

Преобразование фалов одного растрового формата в другой.

1

УПКЗУ

Задачи для сам.реш.


11

Использование эффектов и фильтров при создании фонов.

1

область, лассо, волшебная палочка

УОСЗ

Уметь выделять фрагменты изображений с использованием различных инструментов (область, лассо, волшебная палочка и др.);

перемещать, дублировать, вращать выделенные области;

Задачи для сам.реш.


12

Методы сжатия графических данных сохранение изображений в стандартных форматах, а также в собственных форматах графических программ

1

средства художественного оформления

КУ

Уметь редактировать фотографии с использованием различных средств художественного оформления;

Задачи для сам.реш.


13

Основные форматы для графики.

1

Методы сжатия графических данных

УПЗУ

Уметь сохранять выделенные области для последующего использования;

Задачи для сам.реш.


14

Раскрашивание черно-белых фотографий.

1

тоновая коррекция фотографий

УПКЗУ

Уметь раскрашивать черно-белые эскизы и фотографии; выполнять тоновую коррекцию фотографий;

выполнять цветовую коррекцию фотографий; ретушировать фотографии.

Задачи для сам.реш.


15

Ретуширование фотографий

1

цветовая коррекция фотографий

УОСЗ

Задачи для сам.реш.


Создание и защита мультимедийных проектов (2 часа)

16

Представление созданных проектов мультимедийных презентаций

1


УОСЗ

уметь создавать, оформлять мультимедийные презентации, работать с растровыми изображениями в среде графического редактора Photoshop

Задачи для сам.реш.


17

1

УПКЗУ

Задачи для сам.реш.




Рабочая программа элективного курса по информатике 9 класс
  • Информатика
Описание:

1. Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы  О.Л. Колпакова «Музыкальный компьютер», В.П. Жулановой «Мультимедийный проект в программе PoewrPoint»,  изданных в одноименных сборниках – В.: КРИПК и ПРО, 2009.

2. УМК:

·         Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый курс 9 класс. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002.

·         Угринович Н.Д. Практикум по информатике и информационным технологиям 10-11 класс. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002.

·         Электронный самоучитель «Изучаем фотошоп».

·         Информатика. 10-11 класс. /Под редакцией Макаровой Н.В. .—СПб.: Питер, 2002

·         Информатика. 7 – 9 класс. Базовый курс / Под ред. Макаровой Н.В.—СПб.: Питер, 2002

·         Информатика. 7 – 9 класс. Практикум по информационным технологиям/Под ред. Макаровой Н.В.—СПб.: Питер, 2003

3. Место программы в учебном плане: в учебном плане школы на изучение элективного курса по информатике в 9-х классах отводится  1 час в неделю (в первом полугодии), 17 часов в год.

4. Цели

Научить  учащихся применять основные инструментальные средства программы мультимедийных презентаций PowerPoint, а также средства графического редактора AdobePhotoshopдля создания мультимедийных проектов.

Задачи курса

Образовательные:

Ø   создать  условия для формирования у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций;

Ø  дать общие знания и представления о приложении PowerPoint;

Ø   обучить  основным приемам работы с инструментальными средствами программы для создания презентаций;

Ø  научить создавать сложные мультимедийные презентации;

Ø  дать основные понятия растровой графики;

Ø  научить создавать простые иллюстрации в программе AdobePhotoshop;

Ø  научить применять инструментальные средства графического редактора для оформления презентации графическими изображениями.

Ø  формирование информационной культуры школьника, под которой понимается умение целенаправленно работать с информацией и использование для этого возможностей компьютера;

Ø  обучение системному подходу к анализу и исследованию структуры и взаимосвязей информационных объектов, которые являются моделями реальных объектов и процессов;

Развивающие:

Ø  развитие логического мышления, творческого и познавательного потенциала школьника, его коммуникативных способностей с использованием для этого богатейшего компьютерного инструментария.

Ø  создать условия для развития познавательной активности в области информационных компьютерных технологий;

Ø  заинтересовать учащихся изучением информатики, помочь реализовать их замыслы в процессе создания презентаций;

Ø  получать и развивать теоретические знания и практические навыки в области компьютерного дизайна;

Ø   формировать и развивать навыки самостоятельной работы, самообучения и творческого подхода при выполнении задания.

Воспитательные: воспитывать чувство товарищества, чувство личной ответственности;

5.       УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Тема курса

Всего часов

лекция

практика

Контроль знаний

1

Знакомство с MicrosoftPowerPoint

6

1

5

 

2

Изучаем компьютерную графику в программе PhotoShop

9

1

8

 

3

Создание и защита мультимедийных проектов

2

-

-

2

 

Итого

17

2

13

2

6. Система оценивания

v  Оценка «отлично» (5) – учащийся демонстрирует сознательное и ответственное отношение, сопровождающееся ярко выраженным интересом к учению; освоил теоретический материал курса; получил навыки в его применении при решении конкретных задач; в работе над индивидуальными домашними заданиями он продемонстрировал умение работать самостоятельно.

v  Оценка «хорошо» (4) – учащийся освоил идеи и методы данного курса в такой степени, что может справиться со стандартными заданиями; выполняет домашние задания прилежно (без проявления явных творческих способностей); наблюдаются определенные положительные результаты, свидетельствующие об интеллектуальном росте и возрастании общих умений.

v  Оценка «удовлетворительно» (3) – учащийся освоил наиболее простые идеи и методы курса, что позволило ему достаточно успешно выполнять простые задания.

v  Оценка «неудовлетворительно» (2) – учащийся не проявил ни прилежания, ни заинтересованности в освоении курса, не справляется с решением простых задач.

7. Требования к уровню подготовки учащихся

·         представление о презентационной деятельности; основные объекты при подготовке презентации;

·         параметры основных объектов; как подготовить страницу для размещения в ней документа;

·         технологию редактирования текста; уметь изменять начертания шрифта, форматировать абзацы и т.д.;

·         графические возможности PowerPoint; анимационные возможности PowerPoint;

·         назначение и функциональные возможности PowerPoint;

·         объекты и инструменты PowerPoint, создать слайд, создавать управляющие кнопки, создавать презентации из нескольких слайдов.

·         назначение и функциональные возможности AdobePhotoshop; назначение фильтров и эффектов AdobePhotoshop;

·         использование функциональных возможностей AdobePhotoshop для ретуширования фотографий и изображений.

·         выделять фрагменты изображений с использованием различных инструментов (область, лассо, волшебная палочка и др.); перемещать, дублировать, вращать выделенные области;

·         редактировать фотографии с использованием различных средств художественного оформления;

·         сохранять выделенные области для последующего использования;

·         раскрашивать черно-белые эскизы и фотографии; выполнять тоновую коррекцию фотографий;

 

·         выполнять цветовую коррекцию фотографий; ретушировать фотографии.

Автор Вельчинская Ольга Александровна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 2357
Номер материала 45640
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓