Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная
школа №9
г. Новый Уренгой
«Согласовано»
Руководитель методического объединения
___________________/О.А. Вельчинская/
Протокол № _____ от «____» ______ 2014 г.
|
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №9
_____________________/В.
Г. Житникова/
«____»__________ 2014г.
|
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №9
_________________/С.Н. Демидова/
Приказ № ____ от «____»________ 2014г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Вельчинской Ольги
Александровны, 1 квалификационная категория
Ф.И.О., квалификационная
категория
элективный курс по
информатике и ИКТ
«Готовимся к ЕГЭ по
информатике и ИКТ»
предмет
11
класс
Рассмотрено
на заседании
педагогического
совета
протокол
№__________
от
«_____»______2014г.
2014/2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы:
Н. Н. Самылкина, «Готовимся к ЕГЭ по информатике», учебное пособие, элективный
курс.
Общая характеристика
учебного предмета
Программа элективного курса «Готовимся к
ЕГЭ по информатике» предназначена для учащихся 10-11 классов и ориентирована на
систематизацию знаний и умений по предмету «Информатика и информационно-коммуникационные
технологии (ИКТ)» для подготовки к сдаче единого государственного экзамена
(ЕГЭ) и для подготовки к Интернет-олимпиаде по информатике. Программа
соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для
старшей ступени обучения и является естественным его углублением.
Данный элективный курс направлен на повышение мотивации
учащихся к изучению предмета и выбору сферы дальнейшего профессионального
обучения, связанной с информатикой и ее применением. Курс полностью предметно-ориентирован
на область информатики и ИКТ.
Предполагается, что учащиеся изучили базовый курс по
информатике и ИКТ за курс основного образования и знакомы с материалом по
основным разделам информатики на базовом уровне.
Цель
курса
Подготовка учащихся к сдаче единого государственного
экзамена по информатике и ИКТ.
Задачи
курса
-
познакомить учеников с видами и составом тестовых
заданий ЕГЭ, с кодификатором элементов содержания контрольных измерительных
материалов (КИМ);
-
научить работать с инструкциями по проведению
экзамена и эффективно распределять время на выполнение заданий;
-
проанализировать задачи демонстрационных версий ЕГЭ
прошлых лет и Интернет-олимпиад;
-
научить рациональным приемам решения тестовых задач
в формате ЕГЭ по различным темам курса;
-
предоставить ученикам набор задач для подготовки к
ЕГЭ.
Место и роль
учебного предмета в учебном плане
В учебном плане школы на изучение элективного курса по информатике
в 11 классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.
Формы
организации учебного процесса, технологии обучения, формы контроля
Элективный курс построен по принципу сочетания
теоретического материала с практическим решением заданий в формате ЕГЭ.
Обучение курсу сопровождается наличием у
каждого обучаемого раздаточного материала с тестовыми заданиями в формате ЕГЭ в
бумажном и электронном виде, а так же учебного пособия «Готовимся к ЕГЭ по
информатике» автора Н. Н. Самылкиной.
Занятия проводятся в форме лекций и
практических занятий по решению задач в формате ЕГЭ. Перед разбором задач
сначала предлагается краткая теория по определенной теме и важные комментарии о
том, на что в первую очередь надо обратить внимание, предлагается наиболее
эффективный способ решения. В качестве домашнего задания учащимся предлагается самостоятельное решение задач по мере освоения тем курса, а
так же выполнение тренировочных сессий Интернет-олимпиад по информатике,
проводимых Санкт-Петербургским университетом информационных технологий механики
и оптики (СПБГУИТМО), результаты которых доступны учителю через Интернет.
Применяются технологии обучения: личностно –
ориентированные, информационно-коммуникационная и здоровье-сберегающая.
Промежуточный контроль знаний
осуществляется в форме выполнения контрольных работ, тестов в бумажном варианте
и через Интернет в системе Инфостар-тест.
В качестве итогового контроля учащимся предлагается
выполнить одну из демонстрационных версий ЕГЭ прошлых лет (части А и В) через
Инфостар-тест, а так же в качестве итогового контроля засчитываются результаты
Интернет-олимпиад, которые учащиеся выполняют дома.
Но окончательная успешность освоения курса будет определена
после сдачи единого государственного экзамена по информатике и ИКТ.
Особенностью данного курса является использование системы
контроля знаний Инфостар-тест и тренировочных туров Интернет-олимпиад.
Программа составлена с учетом специфики данного класса. В
11 классе обучается 16 человек, 11 мальчиков и 5 девочек. По итогам прошлого
учебного года уровень качества знаний составил 62,5 %, уровень обученности
100%. 40% учащихся положительно мотивированы на получение знаний. Данный элективный курс выбрали 7 человек. В связи с
тем, что с 2009 года все 13 экзаменов за курс среднего (полного) общего
образования сдаются в формате ЕГЭ и ВУЗы принимают эти результаты в качестве
вступительного экзамена, возникла необходимость дополнительной подготовки
учащихся к Единому Государственному экзамену по информатике. Особенно это
касается тех образовательных учреждений, в которых в 10-11 классах на изучение
предмета «Информатика и ИКТ» выделяется от 1 до 2 часов в неделю (в нашей школе
1 час в неделю). За отведенное время невозможно на высоком уровне освоить
базовый курс, информационные технологии и подготовить учащихся к экзамену,
поэтому по желанию учащихся, вводится элективный курс «Готовимся к ЕГЭ» по
информатике, который позволит расширить базовые знания учащихся по предмету до
повышенного.
За время посещения элективного курса учащиеся должны
сделать вывод смогут ли они успешно сдать Единый Государственный экзамен и
правильно ли они выбрали свое дальнейшее профессиональное обучение.
Посещение элективного курса позволит учащимся попробовать
свои силы в Интерне-олимпиаде по информатике, проводимой Санкт-Петербургским
университетом информационных технологий механики и оптики (СПбГУИТМО),
результаты которой приравнены к Единому Государственному экзамену.
Система
оценивания
При выставлении оценок учитываются следующие критерии:
v Оценка
«отлично» (5) – учащийся демонстрирует
сознательное и ответственное отношение, сопровождающееся ярко выраженным
интересом к учению; освоил теоретический материал курса; получил навыки в его
применении при решении конкретных задач; в работе над индивидуальными домашними
заданиями он продемонстрировал умение работать самостоятельно.
v Оценка
«хорошо» (4) – учащийся освоил идеи и методы
данного курса в такой степени, что может справиться со стандартными заданиями;
выполняет домашние задания прилежно (без проявления явных творческих
способностей); наблюдаются определенные положительные результаты,
свидетельствующие об интеллектуальном росте и возрастании общих умений.
v Оценка
«удовлетворительно» (3) – учащийся освоил наиболее
простые идеи и методы курса, что позволило ему достаточно успешно выполнять
простые задания.
v Оценка
«неудовлетворительно» (2) – учащийся не проявил ни прилежания, ни
заинтересованности в освоении курса, не справляется с решением простых задач.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ
ПЛАН
№ п/п
|
Тема курса
|
Всего часов
|
лекция
|
практика
|
Контроль знаний
|
1
|
Основные подходы к
разработке контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по информатике
|
2
|
2
|
-
|
-
|
2
|
Информация и ее
кодирование
|
4
|
1
|
2
|
1
|
3
|
Алгоритмизация и
программирование
|
4
|
1
|
2
|
1
|
4
|
Моделирование и
компьютерный эксперимент
|
1
|
1
|
-
|
-
|
5
|
Основные устройства
информационных и коммуникационных технологий и Программные
средства информационных и коммуникационных технологий
|
2
|
1
|
-
|
1
|
6
|
Основы логики
|
5
|
1
|
3
|
1
|
7
|
Технология обработки текстовой, графической
и звуковой информации
|
3
|
1
|
1
|
1
|
8
|
Технология
обработки информации в электронных таблицах
|
2
|
1
|
-
|
1
|
9
|
Технология
хранения, поиска и сортировки информации в базах данных
|
3
|
1
|
1
|
1
|
10
|
Телекоммуникационные
технологии
|
2
|
1
|
-
|
1
|
11
|
Технология
программирования
|
6
|
2
|
2
|
2
|
|
Итого
|
34
|
13
|
11
|
10
|
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Основные подходы к
разработке контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по информатике (2 часа)
Содержание экзаменационной работы определяется на основе
утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации
обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования по
информатике (Приказ от 30.06.99 №56). Содержанием экзаменационной работы
охватывается основное содержание курса информатики, важнейшие его темы,
наиболее значимый в них материал, однозначно трактуемый в большинстве
преподаваемых в школе вариантов курса информатики. Работа состоит из 3-х
частей: часть (А) – с выбором варианта ответа, 18 заданий базового и
повышенного уровня сложности с выбором ответа, часть (В) – 10 заданий базового
повышенного уровня с кратким ответом и часть (С)- 4 задания повышенного и
высокого уровня сложности на проверку умения записи и анализа алгоритмов по
теме «Технология программирования». Будет рассказано о методике выставления
первичных баллов и распределении заданий по разделам курса, состав
контрольно-измерительных материалов (КИМ), будут продемонстрированы и
проанализированы результаты ЕГЭ по «Информатике и ИКТ» за предшествующие годы.
Информация
и ее кодирование (4 часа)
Теоретический материал по данной теме, разбор заданий из
частей А и В демонстрационных версий и Интернет-олимпиад.
Алгоритмизация
и программирование (4 часа)
Повторение основных алгоритмических конструкций, разбор
заданий из частей А и В демонстрационных версий и Интернет-олимпиад.
Моделирование
и компьютерный эксперимент (1 час)
Представлены одним заданием на проверку умения считывать
данные с графика или таблицы. В настоящее время формализация и моделирование
является частью технологии и программирования.
Основные устройства
информационных и коммуникационных технологий (2 часа)
Обобщение
изученного материала, разбор заданий из части А и В демонстрационных версий и
Интернет-олимпиад. Контрольный тест в бумажном варианте.
Основы
логики (5 часов)
Теоретический материал по данной теме. Основные формулы
Булевой алгебры. Разбор заданий из частей А и В демонстрационных версий и
Интернет-олимпиад.
Технология
обработки текстовой, графической и звуковой информации (3 часа)
Обобщение
материала по данной теме, разбор заданий из частей А и В демонстрационных
версий и Интернет-олимпиад.
Технология
обработки информации в электронных таблицах (2 часа)
Повторение основного теоретического материала по адресации
в электронных таблицах. Разбор заданий из демонстрационных версий.
Технология
хранения, поиска и сортировки информации в базах данных (3 часа)
Повторение основного теоретического материала по базам
данных особенно по построению сложных запросов, поиску и отбору информации.
Разбор заданий из демонстрационных версий и Интернет-олимпиад.
Телекоммуникационные
технологии (2 часа)
Повторение основного материала по адресации в сети Интернет
и построению запросов к поисковым системам. Разбор заданий из демонстрационных
версий и Интернет-олимпиад.
Технология
программирования (6 часов)
Разбор заданий части С повышенного и высокого уровня
сложности, оценивание и выставление баллов. Контрольная работа по решению одной
из демонстрационных версий части С.
Требования к уровню подготовки учащихся
-
знание учащимися видов и составов тестовых заданий
ЕГЭ, кодификатора элементов содержания контрольных измерительных материалов
(КИМ);
-
владеют навыками работать с инструкциями по
проведению экзамена и эффективно распределять время на выполнение заданий;
-
умение проанализировать задачи демонстрационных
версий ЕГЭ прошлых лет и Интернет-олимпиад;
-
знают рациональные приемы решения тестовых задач в
формате ЕГЭ по различным темам курса;
ПЕРЕЧЕНЬ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1.
Министерстов образования и науки Российской
Федерации, «Сборник нормативных документов «Информатика и ИКТ», Федеральный
компонент государственного стандарта, федеральный базисный учебный план и
примерные учебные программы по информатике и ИКТ», изд-во Дрофа, Москва,
2008г.
2.
Н.Н.Самылкина, «Готовимся к ЕГЭ по информатике»,
учебное пособие, элективный курс, изд-во Бином, Москва, 2008г.
3.
Федеральный банк экзаменационных материалов «ЕГЭ
2008. Информатика», изд-во Эксмо, Москва, 20008г.
4.
М.В.Зорин, Е.М.Зорина «Рекомендации по решению
заданий ЕГЭ», изд-во Учитель, Волгоград, 2008г.
5.
Центр тестирования Министерства образования РФ,
«Тесты. Пособие для подготовки к тестированию», Москва, 2001г.
6.
Н.В.Макарова, «Информатика и ИКТ. Подготовка к
ЕГЭ», изд-во Питер, Санкт-Петербург, 2008г.
7.
А.Кузнецов, «Тестовые задания. Информатика» -
методическое пособие, изд-во БИНОМ, Москва, 2003г.
8.
Л.Залогова, И.Семакин «Информатика. Задачник –
практикум», том 1 и 2, изд-во БИНОМ, Москва, 2004г.
9.
И.Семакин и др. Практикум «Информатика и ИКТ»,
изд-во Бином, Москва, 2007г.
10.
Педагогическое образование, Н.Н.Самылкина
«Современные средства оценивания результатов обучения», изд-во БИНОМ, Москва,
2007г.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ
1.
Н.Н.Самылкина, «Готовимся к ЕГЭ по информатике»,
учебное пособие, элективный курс, изд-во Бином, Москва, 2008г.
- Сайт информационной
поддержки по ЕГЭ http://www.ege.ru/.
- Сайт Федерального
института педагогических измерений ФИПИ http://www.fipi.ru
- Сайт РЦОКОиИТ http://ege.spb.ru/
- Образовательный
портал http://www.ege.edu.ru
- Интернет-олимпиада
по информатике СПбГУИТМО http://olymp.ifmo.ru
- Свободный форум
экспертов на сайте www.ege.spbinform.ru
Типы уроков:
УОНМ — урок ознакомления с
новым материалом.
УЗИМ — урок закрепления
изученного материала.
УПЗУ — урок применения
знаний и умений.
УОСЗ — урок
обобщения и систематизации знаний.
УПКЗУ — урок проверки и
коррекции знаний и умений.
КУ —
комбинированный урок.
Приложение 1
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока
|
Тема урока
|
Кол-во
часов
|
Элементы содержания
|
Тип урока
|
Знания, умения
|
Домашнее задание
|
Дата
|
Основные
подходы к разработке контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по информатике
(2 часа)
|
1
|
Содержание
экзаменационной работы
|
1
|
обязательный
минимум содержания среднего (полного) общего образования по информатике
|
УОНМ
|
Знать методику выставления первичных баллов и распределении заданий по
разделам курса, состав контрольно-измерительных материалов (КИМ)
|
Задачи для сам.реш.
|
|
2
|
Методика
выставления первичных баллов и распределение заданий по разделам курса,
состав контрольно-измерительных материалов
|
1
|
основное
содержание курса информатики, важнейшие его темы, наиболее значимый в них
материал, однозначно трактуемый в большинстве преподаваемых в школе
вариантов курса информатики
|
УОНМ
|
Задачи для сам.реш.
|
|
Информация и ее кодирование (4 часа)
|
3
|
Дискретное (цифровое)
представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации.
|
1
|
дискретизация
|
УОСЗ
|
Уметь определять
скорость передачи
информации при заданной
пропускной
способности канала, объем
памяти,
необходимый для хранения
звуковой и графической информации
|
Задачи для сам.реш.
|
|
4
|
Процесс передачи информации,
источник и приемник информации. Сигнал, кодирование и декодирование.
Искажение информации
|
1
|
декодирование
|
КУ
|
Задачи для сам.реш.
|
|
5
|
Единицы измерения количества
информации
|
1
|
Бит, байт
|
УПЗУ
|
Знания о методах
измерения количества информации
|
Задачи для сам.реш.
|
|
6
|
Скорость передачи информации
|
1
|
УПКЗУ
|
Задачи для сам.реш.
|
|
Алгоритмизация и программирование (4 часа)
|
7
|
Элементы теории
алгоритмов.
Формализация понятия
алгоритма
|
1
|
алгоритм
|
УОСЗ
|
Умение исполнить
алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд
Формальное исполнение
алгоритма,
записанного на
естественном языке
или умение создавать
линейный алгоритм для формального исполнителя с ограниченным набором команд
|
Задачи для сам.реш.
|
|
8
|
Вычислимость.
Эквивалентность алгоритмических моделей. Построение алгоритмов и
практические вычисления
|
1
|
Эквивалентность
|
КУ
|
Задачи для сам.реш.
|
|
9
|
Языки
программирования. Типы данных. Основные конструкции языка программирования. Система
программирования
|
1
|
Типы данных
|
УПЗУ
|
Знание основных
конструкций языка
программирования, понятия
переменной, оператора присваивания, анализ алгоритма, содержащего
вспомогательные алгоритмы, цикл и ветвление
|
Задачи для сам.реш.
|
|
10
|
Основные этапы
разработки программ. Разбиение задачи на подзадачи
|
1
|
этапы разработки программ
|
УПКЗУ
|
Задачи для сам.реш.
|
|
Моделирование и компьютерный эксперимент (1 час)
|
11
|
Описание реального объекта и
процесса, соответствие описания объекту и целям описания. Схемы, таблицы,
графики, формулы как описания
|
1
|
информационная модель
|
УОСЗ
|
Умение представлять и
считывать
данные в разных типах
информационных моделей (схемы, карты, таблицы, графики и формулы)
|
Задачи для сам.реш.
|
|
Основные устройства информационных и коммуникационных технологий (2
часа)
|
12
|
Специальное программное
обеспечение средств
телекоммуникационных технологий.
|
1
|
Инструменты создания
информационных объектов для
Интернета
|
УОСЗ
|
Умение осуществлять поиск информации в Интернете
|
Задачи для сам.реш.
|
|
13
|
Технологии управления,
планирования и организации деятельности человека
|
1
|
УПКЗУ
|
Задачи для сам.реш.
|
|
Основы логики (5 часов)
|
14
|
Высказывания,
логические операции, кванторы, истинность высказывания
|
1
|
Высказывания
|
УОСЗ
|
Знание основных понятий и законов математической
логики
|
Задачи для сам.реш.
|
|
15
|
Цепочки, деревья,
списки, графы, матрицы, псевдослучайные последовательности
|
1
|
конечные последовательности
массивы
|
УПЗУ
|
Задачи для сам.реш.
|
|
16
|
Индуктивное
определение объектов
|
1
|
индукция
|
КУ
|
Умение строить и преобразовывать
логические выражения
|
Задачи для сам.реш.
|
|
17
|
Вычислимые функции,
полнота формализации понятия вычислимости, универсальная вычислимая функция
|
1
|
полнота формализации
|
УЗИМ
|
Задачи для сам.реш.
|
|
18
|
Кодирование с исправлением
ошибок. Сортировка
|
1
|
Сортировка
|
УПКЗУ
|
|
Технология обработки текстовой, графической и звуковой информации (3
часа)
|
19
|
Технологии создания и обработки
текстовой информации
|
1
|
настольные
издательские системы компьютерные публикации
|
УОСЗ
|
Умение представлять и считывать
данные в разных типах информационных
моделей (схемы, карты, таблицы, графики и формулы)
|
Задачи для сам.реш.
|
|
20
|
Технология создания и обработки
графической и мультимедийной информации
|
1
|
Ввод и обработка
графических объектов
|
УПЗУ
|
Задачи для сам.реш.
|
|
21
|
Форматы графических и звуковых объектов
|
1
|
Ввод и обработка звуковых объектов
|
УПКЗУ
|
Задачи для сам.реш.
|
|
Технология обработки информации в электронных таблицах (2 часа)
|
22
|
Математическая обработка статистических
данных. Использование динамических (электронных) таблиц для выполнения
учебных заданий из различных предметных областей
|
1
|
статистические данные
|
УОСЗ
|
Знание технологии обработки информации в
электронных таблицах и методов визуализации данных с помощью диаграмм и
графиков
|
Задачи для сам.реш.
|
|
23
|
Использование инструментов решения
статистических и расчетно-графических задач
|
1
|
Числовая информация
|
УПКЗУ
|
Задачи для сам.реш.
|
|
Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных
(3 часа)
|
24
|
Технологии поиска и хранения
информации
|
1
|
Базы данных
|
УОСЗ
|
Знания о файловой системе организации данных или
о технологии хранения, поиска и сортировки информации
в базах данных
|
Задачи для сам.реш.
|
|
25
|
Системы управления базами данных.
Организация баз данных
|
1
|
Организация данных
|
УПЗУ
|
Задачи для сам.реш.
|
|
26
|
Использование инструментов
поисковых систем (формирование запросов)
|
1
|
Поисковые системы
|
УПКЗУ
|
Задачи для сам.реш.
|
|
Телекоммуникационные технологии (2 часа)
|
27
|
Специальное программное
обеспечение средств
телекоммуникационных технологий
Инструменты создания
информационных объектов для Интернета
|
1
|
Программное обеспечение
|
УОСЗ
|
Знание базовых принципов организации и
функционирования компьютерных сетей, адресации в сети
|
Задачи для сам.реш.
|
|
28
|
Технологии управления,
планирования и организации деятельности человека
|
1
|
Управление, планирование
|
УПКЗУ
|
Умение осуществлять поиск информации в Интернете
|
Задачи для сам.реш.
|
|
Технология программирования (6 часов)
|
29
|
Нахождение минимума и максимума
двух, трех, четырех данных чисел без использования массивов и циклов.
|
1
|
Массивы, циклы
|
УОСЗ
|
Умение прочесть фрагмент программы на языке
программирования и исправить допущенные ошибки
Умения написать короткую
(10–15 строк) простую программу
(например, обработки массива) на языке программирования или записать
алгоритм на естественном языке
Умение построить дерево игры по заданному
алгоритму и обосновать выигрышную стратегию
Умения создавать собственные программы (30–50
строк) для решения задач средней сложности
|
Задачи для сам.реш.
|
|
30
|
Использование цикла для решения
простых переборных задач (поиск наименьшего простого делителя данного
натурального числа, проверка
числа на простоту и т.д.).
|
1
|
Натуральные числа
|
УПЗУ
|
Задачи для сам.реш.
|
|
31
|
Операции с элементами массива. Линейный
поиск элемента. Вставка и удаление элементов в массиве.
|
1
|
Линейный поиск
|
КУ
|
Задачи для сам.реш.
|
|
32
|
Нахождение второго по величине
(второго максимального или второго минимального) значения в данном массиве
за однократный просмотр
массива.
|
1
|
Максимум и минимум
|
КУ
|
Задачи для сам.реш.
|
|
33
|
Работа с подстроками данной строки
с разбиением на слова по пробельным символам. Поиск подстроки внутри данной
строки, замена
найденной подстроки на другую строку.
|
1
|
Символьные переменные
|
УПКЗУ
|
Задачи для сам.реш.
|
|
34
|
Заключительное
занятие
|
1ч
|
|
УПКЗУ
|
Владение навыками
контроля и оценки своей деятельности
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.