Инфоурок Биология Другие методич. материалыРабочая программа элективного курса по биологии 9 класс

Рабочая программа элективного курса по биологии 9 класс

Скачать материал

Введение в молекулярную биологию.

9 класс

Пояснительная записка.

Современная система школьного биологического образования ставит задачу приобретения учащимися интегративных  умений и навыков, которые позволят лучше понимать и усваивать изучаемый материал, формирует более высокие способности применять полученные знания на практике.

Элективные курсы по биологии позволяют повысить мотивацию к изучению базового учебного предмета «Биология», улучшить качество знаний, выявить проблемные зоны в усвоении учебного материала школьниками, дают возможность заинтересовать широкий круг учеников и популяризировать биологические знания.

Содержательный материал курсов расширяет, конкретизирует блоки «Основы цитологии», «Основы биохимии», которые изучаются в базовом курсе биологии 9 -11 классов.

В последнее время в материалах КИМов ЕГЭ и ОГЭ по биологии данные темы являются одними из основополагающих и встречаются в тестах разного уровня сложности, но более часто в части С в виде задач. Поэтому, главным в содержании курса является его практическая направленность, связь теоретических и практических знаний, умений и навыков. Она включает в себя элементы:

         наблюдение

         измерение

         экспериментирование

         математический анализ полученных данных

         работа с информационными источниками, в том числе и Интернет

Особое место в курсе занимает материал, который посвящен биохимии и генетике человека. В современном обществе количество наследственных заболеваний увеличилось и составляет более 4000 наименований. Профилактика, причины и последствия возникновения заболеваний человека это одни из вопросов, которые рассматриваются в элективном курсе.

Данный курс соответствует положению концепции профильного обучения, то есть позволяет ребенку оценить свои потребности и возможности, сделать обоснованный выбор биологического профиля, позволяет школьнику составить свою индивидуальную траекторию подготовки к будущей профессии. Логичность и последовательность материала осуществляется в связи последующих тем с предыдущими.

Программа позволяет установить степень достижения промежуточных и итоговых результатов и выявить сбой в прохождении программы в любой момент процесса обучения, создание индивидуальных коррекционных планов для каждого ученика.

 

Цели курса:

1.       Формирование современных знаний в области биохимии и молекулярной биологии,

2.       Развитие способности использовать знания, полученные на занятиях

по биологии при изучении других школьных дисциплин естественно - научного цикла.

 

Задачи: Создание условий для формирования и развития у обучающихся:

         Интеллектуальных и практических умений в области биохимии и цитологии живых организмов и человека в том числе.

         Умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, применять знания в практической жизни.

         Способствовать развитию творческих способностей учащихся, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, умения рефлексии и самооценки.

      •      Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и окружающему миру.

 

Содержание курса составляют знания по молекулярной биологии .

Курс рассчитан на 17 часов.

Методы:

           лекционный метод передачи знаний;

           практический метод: решение  задач, лабораторные и практические работы;

           методы социально-психологического тренинга: дискуссионный метод обсуждения различных генетических проблем, метод анализа конкретных ситуаций, учебно-игровая деятельность.

Основная форма проведения занятий - урок, который можно проводить на базе кабинета биологии в школе. На каждом уроке нужно формулировать цель для учащихся, это цель должна быть им понятна и интересна. Активизация познавательной активности учащихся достигается за счет работы в творческих проблемных группах, выполнение сообщений и других творческих работ. Подведение итогов желательно проводить в виде рефлексивного обсуждения, в которой делается акцент на связь теоретических знаний  с практическими. Курс предполагает работу по совершенствованию понятийного аппарата по генетике.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:

1.  Находить нуклеотидный состав ДНК, РНК на основе принципа комплементарности и в соответствии с правилом Чаргаффа.

2.  Составлять биохимические уравнения синтеза белка из аминокислот.

 

3.  Объяснять механизм наследования генетических признаков у живых организмов, в том числе и у человека.

4.  Решать задачи на нахождение количества наборов и хромосом у живых организмов, нуклеотидный состав участка гена, м-ИНК, транслирующегося при этом белка, используя таблицу генетического кода.

5.    Владеть биологической терминологией, применять термины и понятия в
зависимости от темы.

6.   Объяснять причины возникновения атипичных признаков у организмов, действием фенотипической экспрессии мутантных генов, в том числе и в популяции человека, при этом связывая мейоз, митоз и мутагенные факторы.

7.   Оценивать генетические последствия загрязнения окружающей среды, смешения генофондов ранее изолированных популяций.

 

Перечисленные умения формируются на основе следующих знаний:

          Строение и функции ДНК и РНК в клетке.

          Аминокислотный состав белковой молекулы и принципы ее построения.

          Строение и функционирование клетки, как функциональной единицы живых систем.

          Особенности митоза и мейоза клеток.

          Закономерности   эмбрионального развития организмов на стадиях бластулы, гаструлы и нейрулы.

          Определение и свойства генетического кода.

          Геном организмов и генетические карты.

          Методы изучения наследственности человека.

          Способы решения задач по молекулярной биологии и биохимии.

Содержание программы. 1.Белки как биополимеры 3 часа.

Строение и свойства белковой молекулы как биополимера. Аминокислотный состав белковой молекулы. Составление биохимических уравнений синтеза белковой молекулы, пептидная связь. Свойства и функции белка. Ферментативная функция белков в клетке. Современные представления о ферментах.

 2. ДНК и РНК как биополимеры 4 часа.

Нуклеиновые кислоты как биополимеры. Решение задач на репликацию ДНК по принципу комплементарности, правило Э. Чаргаффа, нахождение состава и формульных размеров нуклеиновых кислот.

3. Генетический код и его свойства 3 часа.

Генетический код и его свойства. Связь транскрипции ДНК и трансляции белка. Влияние факторов внешней среды и вредных привычек человека на проявление мутаций в ДНК и синтезируемом белке. Связующая роль ферментов в транскрипции и трансляции. Решение задач на транскрипцию ДНК и трансляцию белка.

 4.Строение клетки 2 часа.

Клеточная теория и ее значение. Двумембранные и одномембранные органоиды клетки. Отличительные особенности животной, растительной, грибной клетки. Прокариоты и эукариоты.

5.Деленне клетки - митоз и мейоз 4 часа.

Мейоз и митоз как способы деления клеток. Сравнительная характеристика митоза и мейоза. Влияние факторов внешней среды и вредных привычек человека на ход и результаты митоза и мейоза. Биологическое значение митоза и мейоза. Решение задач на нахождение числа гаплоидного набора хромосом у организма.

6.Защита проектов. 1 час


 


 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно — тематическое планирование.

 

 

Тема

Количество часов

Дата проведения

1.

Белки как биополимеры.

 

1

02.09

2

Свойства и функции белка.

 

1

09.09

3

Ферментативная функция белков в клетке. Современные представления о ферментах.

1

16.09

4.

ДНК и РНК как биополимеры.

 

1

23.09

5

Решение задач на репликацию ДНК по принципу комплементарности.

1

30.09

6

Правило Э. Чаргаффа.

 

1

07.10

7

Нахождение    состава    и    формульных    размеров нуклеиновых кислот.

1

14.10

8

Генетический код и его свойства.

1

21.10

9

Связь транскрипции ДНК и трансляции белка. Влияние факторов внешней среды и вредных привычек человека на проявление мутаций в ДНК и синтезируемом белке.

1

28.10

10

 

Связующая   роль   ферментов   в   транскрипции   и

трансляции. Решение задач на транскрипцию ДНК и трансляцию белка.    

1               

 

11.11

11

Строение клетки. Клеточная теория и ее значение. Двумембранные и одномембранные органоиды клетки.

1

18..11

12

Отличительные особенности животной, растительной, грибной клетки. Прокариоты и эукариоты.

1

25.11

13

Деление клетки как способ передачи наследственной информации. Способы деления клетки.

1

02.12

14

Мейоз   и   митоз   как   способы   деления   клеток. Биологическое значение митоза и мейоза.

1

09.12

15

Сравнительная   характеристика   митоза   и   мейоза. Влияние факторов внешней среды и вредных привычек человека на ход и результаты митоза и мейоза.

1

16.12

 

16

Решение задач на нахождение числа  гаплоидного набора хромосом у организма.

1

23.12

17

Итоговый зачет. Защита проектов.  

1

23.12

 

Всего

17 часов

 

 

Литература

 

1.А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник. Биология. Введение в общую биологию и экологию. М. Дрофа,2013.

2.Шустанова Т.А. Молекулярная биология. Ростов-на-Дону, Феникс, 2010.

3. Анастасова Л.П. Самостоятельная работа учащихся по общей биологии. М.: Просвещение, 1989.

4.Анастасова Л.А. Способы решения задач по биохимии и молекулярной биологии. «Биология в школе» №8 2002.

5.Беркинблит М.Б. Почти 200 задач по генетике и биохимии. М.:Мирос.1992


 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа элективного курса по биологии 9 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель ремонтной службы

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Современная система школьного биологического образования ставит задачу приобретения учащимися интегративных  умений и навыков, которые позволят лучше понимать и усваивать изучаемый материал, формирует более высокие способности применять полученные знания на практике.

Элективные курсы по биологии позволяют повысить мотивацию к изучению базового учебного предмета «Биология», улучшить качество знаний, выявить проблемные зоны в усвоении учебного материала школьниками, дают возможность заинтересовать широкий круг учеников и популяризировать биологические знания.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 350 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация научно-исследовательской работы "Лишайники, как индикаторы экологической обстановки окружающей среды района"
  • Учебник: «Биология. Многообразие живых организмов», Захаров В.Б., Сонин Н.И.
  • Тема: Группа Лишайники
  • 30.09.2020
  • 882
  • 7
«Биология. Многообразие живых организмов», Захаров В.Б., Сонин Н.И.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.01.2015 545
    • DOCX 74 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Селянина Елена Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Селянина Елена Владимировна
    Селянина Елена Владимировна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 41619
    • Всего материалов: 9

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Биология» в условиях реализации ФГОС СОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 157 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по биологии в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 62 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 489 человек
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания биологии в условиях реализации ФГОС

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 66 человек из 35 регионов
  • Этот курс уже прошли 806 человек

Мини-курс

Информационные технологии в науке и бизнесе: от концепции до реализации

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психические защиты и психоаналитический взгляд на личное развитие

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 16 регионов
  • Этот курс уже прошли 15 человек

Мини-курс

Раннее развитие: комплексный подход к развитию и воспитанию детей от 0 до 7 лет.

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 50 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 21 человек