Главная / Биология / Рабочая программа элективного курса по биологии 9 класс

Рабочая программа элективного курса по биологии 9 класс

Введение в молекулярную биологию.

9 класс

Пояснительная записка.

Современная система школьного биологического образования ставит задачу приобретения учащимися интегративных умений и навыков, которые позволят лучше понимать и усваивать изучаемый материал, формирует более высокие способности применять полученные знания на практике.

Элективные курсы по биологии позволяют повысить мотивацию к изучению базового учебного предмета «Биология», улучшить качество знаний, выявить проблемные зоны в усвоении учебного материала школьниками, дают возможность заинтересовать широкий круг учеников и популяризировать биологические знания.

Содержательный материал курсов расширяет, конкретизирует блоки «Основы цитологии», «Основы биохимии», которые изучаются в базовом курсе биологии 9 -11 классов.

В последнее время в материалах КИМов ЕГЭ и ОГЭ по биологии данные темы являются одними из основополагающих и встречаются в тестах разного уровня сложности, но более часто в части С в виде задач. Поэтому, главным в содержании курса является его практическая направленность, связь теоретических и практических знаний, умений и навыков. Она включает в себя элементы:

  • наблюдение

  • измерение

  • экспериментирование

  • математический анализ полученных данных

  • работа с информационными источниками, в том числе и Интернет

Особое место в курсе занимает материал, который посвящен биохимии и генетике человека. В современном обществе количество наследственных заболеваний увеличилось и составляет более 4000 наименований. Профилактика, причины и последствия возникновения заболеваний человека это одни из вопросов, которые рассматриваются в элективном курсе.

Данный курс соответствует положению концепции профильного обучения, то есть позволяет ребенку оценить свои потребности и возможности, сделать обоснованный выбор биологического профиля, позволяет школьнику составить свою индивидуальную траекторию подготовки к будущей профессии. Логичность и последовательность материала осуществляется в связи последующих тем с предыдущими.

Программа позволяет установить степень достижения промежуточных и итоговых результатов и выявить сбой в прохождении программы в любой момент процесса обучения, создание индивидуальных коррекционных планов для каждого ученика.


Цели курса:

  1. Формирование современных знаний в области биохимии и молекулярной биологии,

  1. Развитие способности использовать знания, полученные на занятиях

по биологии при изучении других школьных дисциплин естественно - научного цикла.


Задачи: Создание условий для формирования и развития у обучающихся:

  • Интеллектуальных и практических умений в области биохимии и цитологии живых организмов и человека в том числе.

  • Умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, применять знания в практической жизни.

  • Способствовать развитию творческих способностей учащихся, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, умения рефлексии и самооценки.

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и окружающему миру.


Содержание курса составляют знания по молекулярной биологии .

Курс рассчитан на 17 часов.

Методы:

  • лекционный метод передачи знаний;

  • практический метод: решение задач, лабораторные и практические работы;

  • методы социально-психологического тренинга: дискуссионный метод обсуждения различных генетических проблем, метод анализа конкретных ситуаций, учебно-игровая деятельность.

Основная форма проведения занятий - урок, который можно проводить на базе кабинета биологии в школе. На каждом уроке нужно формулировать цель для учащихся, это цель должна быть им понятна и интересна. Активизация познавательной активности учащихся достигается за счет работы в творческих проблемных группах, выполнение сообщений и других творческих работ. Подведение итогов желательно проводить в виде рефлексивного обсуждения, в которой делается акцент на связь теоретических знаний с практическими. Курс предполагает работу по совершенствованию понятийного аппарата по генетике.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:

  1. Находить нуклеотидный состав ДНК, РНК на основе принципа комплементарности и в соответствии с правилом Чаргаффа.

  2. Составлять биохимические уравнения синтеза белка из аминокислот.


  1. Объяснять механизм наследования генетических признаков у живых организмов, в том числе и у человека.

  2. Решать задачи на нахождение количества наборов и хромосом у живых организмов, нуклеотидный состав участка гена, м-ИНК, транслирующегося при этом белка, используя таблицу генетического кода.

5. Владеть биологической терминологией, применять термины и понятия в
зависимости от темы.

  1. Объяснять причины возникновения атипичных признаков у организмов, действием фенотипической экспрессии мутантных генов, в том числе и в популяции человека, при этом связывая мейоз, митоз и мутагенные факторы.

  2. Оценивать генетические последствия загрязнения окружающей среды, смешения генофондов ранее изолированных популяций.


Перечисленные умения формируются на основе следующих знаний:

  • Строение и функции ДНК и РНК в клетке.

  • Аминокислотный состав белковой молекулы и принципы ее построения.

  • Строение и функционирование клетки, как функциональной единицы живых систем.

  • Особенности митоза и мейоза клеток.

  • Закономерности эмбрионального развития организмов на стадиях бластулы, гаструлы и нейрулы.

  • Определение и свойства генетического кода.

  • Геном организмов и генетические карты.

  • Методы изучения наследственности человека.

  • Способы решения задач по молекулярной биологии и биохимии.

Содержание программы. 1.Белки как биополимеры 3 часа.

Строение и свойства белковой молекулы как биополимера. Аминокислотный состав белковой молекулы. Составление биохимических уравнений синтеза белковой молекулы, пептидная связь. Свойства и функции белка. Ферментативная функция белков в клетке. Современные представления о ферментах.

2. ДНК и РНК как биополимеры 4 часа.

Нуклеиновые кислоты как биополимеры. Решение задач на репликацию ДНК по принципу комплементарности, правило Э. Чаргаффа, нахождение состава и формульных размеров нуклеиновых кислот.

3. Генетический код и его свойства 3 часа.

Генетический код и его свойства. Связь транскрипции ДНК и трансляции белка. Влияние факторов внешней среды и вредных привычек человека на проявление мутаций в ДНК и синтезируемом белке. Связующая роль ферментов в транскрипции и трансляции. Решение задач на транскрипцию ДНК и трансляцию белка.

4.Строение клетки 2 часа.

Клеточная теория и ее значение. Двумембранные и одномембранные органоиды клетки. Отличительные особенности животной, растительной, грибной клетки. Прокариоты и эукариоты.

5.Деленне клетки - митоз и мейоз 4 часа.

Мейоз и митоз как способы деления клеток. Сравнительная характеристика митоза и мейоза. Влияние факторов внешней среды и вредных привычек человека на ход и результаты митоза и мейоза. Биологическое значение митоза и мейоза. Решение задач на нахождение числа гаплоидного набора хромосом у организма.

6.Защита проектов. 1 час




hello_html_2cb121a.gif


























Календарно — тематическое планирование.




Тема

Количество часов

Дата проведения

1.

Белки как биополимеры.


1

02.09

2

Свойства и функции белка.


1

09.09

3

Ферментативная функция белков в клетке. Современные представления о ферментах.

1

16.09

4.

ДНК и РНК как биополимеры.


1

23.09

5

Решение задач на репликацию ДНК по принципу комплементарности.

1

30.09

6

Правило Э. Чаргаффа.


1

07.10

7

Нахождение состава и формульных размеров нуклеиновых кислот.

1

14.10

8

Генетический код и его свойства.

1

21.10

9

Связь транскрипции ДНК и трансляции белка. Влияние факторов внешней среды и вредных привычек человека на проявление мутаций в ДНК и синтезируемом белке.

1

28.10

10


Связующая роль ферментов в транскрипции и

трансляции. Решение задач на транскрипцию ДНК и трансляцию белка.

1


11.11

11

Строение клетки. Клеточная теория и ее значение. Двумембранные и одномембранные органоиды клетки.

1

18..11

12

Отличительные особенности животной, растительной, грибной клетки. Прокариоты и эукариоты.

1

25.11

13

Деление клетки как способ передачи наследственной информации. Способы деления клетки.

1

02.12

14

Мейоз и митоз как способы деления клеток. Биологическое значение митоза и мейоза.

1

09.12

15

Сравнительная характеристика митоза и мейоза. Влияние факторов внешней среды и вредных привычек человека на ход и результаты митоза и мейоза.

1

16.12


16

Решение задач на нахождение числа гаплоидного набора хромосом у организма.

1

23.12

17

Итоговый зачет. Защита проектов.

1

23.12


Всего

17 часов



Литература


1.А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник. Биология. Введение в общую биологию и экологию. М. Дрофа,2013.

2.Шустанова Т.А. Молекулярная биология. Ростов-на-Дону, Феникс, 2010.

3. Анастасова Л.П. Самостоятельная работа учащихся по общей биологии. М.: Просвещение, 1989.

4.Анастасова Л.А. Способы решения задач по биохимии и молекулярной биологии. «Биология в школе» №8 2002.

5.Беркинблит М.Б. Почти 200 задач по генетике и биохимии. М.:Мирос.1992



Рабочая программа элективного курса по биологии 9 класс
  • Биология
Описание:

Современная система школьного биологического образования ставит задачу приобретения учащимися интегративных  умений и навыков, которые позволят лучше понимать и усваивать изучаемый материал, формирует более высокие способности применять полученные знания на практике.

Элективные курсы по биологии позволяют повысить мотивацию к изучению базового учебного предмета «Биология», улучшить качество знаний, выявить проблемные зоны в усвоении учебного материала школьниками, дают возможность заинтересовать широкий круг учеников и популяризировать биологические знания.

Автор Селянина Елена Владимировна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 2038
Номер материала 42022
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓