Введение в молекулярную биологию.
9 класс
Пояснительная записка.
Современная система школьного биологического образования ставит задачу
приобретения учащимися интегративных умений и навыков, которые позволят лучше
понимать и усваивать изучаемый материал, формирует более высокие способности
применять полученные знания на практике.
Элективные курсы по биологии позволяют повысить
мотивацию к изучению базового учебного предмета «Биология», улучшить качество
знаний, выявить проблемные зоны в усвоении учебного материала школьниками, дают
возможность заинтересовать широкий круг учеников и популяризировать
биологические знания.
Содержательный материал курсов расширяет,
конкретизирует блоки «Основы цитологии», «Основы биохимии», которые изучаются в
базовом курсе биологии 9 -11 классов.
В последнее время в
материалах КИМов ЕГЭ и ОГЭ по биологии данные темы являются одними из
основополагающих и встречаются в тестах разного уровня сложности, но более
часто в части С в виде задач. Поэтому, главным в содержании курса является его
практическая направленность, связь теоретических и практических знаний, умений
и навыков. Она включает в себя элементы:
•
наблюдение
•
измерение
•
экспериментирование
•
математический
анализ полученных данных
•
работа с
информационными источниками, в том числе и Интернет
Особое место в курсе занимает материал, который
посвящен биохимии и генетике человека. В современном обществе количество
наследственных заболеваний увеличилось и составляет более 4000 наименований.
Профилактика, причины и последствия возникновения заболеваний человека это одни
из вопросов, которые рассматриваются в элективном курсе.
Данный курс соответствует положению концепции
профильного обучения, то есть позволяет ребенку оценить свои потребности и
возможности, сделать обоснованный выбор биологического профиля, позволяет
школьнику составить свою индивидуальную траекторию подготовки к будущей
профессии. Логичность и последовательность материала осуществляется в связи
последующих тем с предыдущими.
Программа позволяет установить степень достижения
промежуточных и итоговых результатов и выявить сбой в прохождении программы в
любой момент процесса обучения, создание индивидуальных коррекционных планов
для каждого ученика.
Цели курса:
1.
Формирование
современных знаний в области биохимии и молекулярной биологии,
2.
Развитие способности
использовать знания, полученные на занятиях
по биологии при изучении других школьных
дисциплин естественно - научного цикла.
Задачи: Создание условий для формирования и развития у обучающихся:
•
Интеллектуальных и
практических умений в области биохимии и цитологии живых организмов и человека
в том числе.
•
Умения
самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию,
применять знания в практической жизни.
•
Способствовать
развитию творческих способностей учащихся, умения работать в группе, вести
дискуссию, отстаивать свою точку зрения, умения рефлексии и самооценки.
• Воспитывать бережное отношение к
своему здоровью и окружающему миру.
Содержание курса составляют знания по молекулярной биологии .
Курс рассчитан на 17
часов.
Методы:
•
лекционный метод
передачи знаний;
•
практический метод:
решение задач, лабораторные и практические работы;
•
методы
социально-психологического тренинга: дискуссионный метод обсуждения различных
генетических проблем, метод анализа конкретных ситуаций, учебно-игровая
деятельность.
Основная форма проведения занятий - урок, который можно проводить на базе кабинета биологии в школе. На
каждом уроке нужно формулировать цель для учащихся, это цель должна быть им
понятна и интересна. Активизация познавательной активности учащихся достигается
за счет работы в творческих проблемных группах, выполнение сообщений и других
творческих работ. Подведение итогов желательно проводить в виде рефлексивного
обсуждения, в которой делается акцент на связь теоретических знаний с
практическими. Курс предполагает работу по совершенствованию понятийного
аппарата по генетике.
В процессе обучения
учащиеся приобретают следующие конкретные умения:
1.
Находить
нуклеотидный состав ДНК, РНК на основе принципа комплементарности и в
соответствии с правилом Чаргаффа.
2. Составлять биохимические уравнения синтеза
белка из аминокислот.
3.
Объяснять механизм
наследования генетических признаков у живых организмов, в том числе и у
человека.
4.
Решать задачи на
нахождение количества наборов и хромосом у живых организмов, нуклеотидный
состав участка гена, м-ИНК, транслирующегося при этом белка, используя таблицу
генетического кода.
5. Владеть биологической терминологией,
применять термины и понятия в
зависимости от темы.
6.
Объяснять причины
возникновения атипичных признаков у организмов, действием фенотипической
экспрессии мутантных генов, в том числе и в популяции человека, при этом
связывая мейоз, митоз и мутагенные факторы.
7.
Оценивать генетические
последствия загрязнения окружающей среды, смешения генофондов ранее
изолированных популяций.
Перечисленные умения формируются на основе
следующих знаний:
•
Строение и функции
ДНК и РНК в клетке.
•
Аминокислотный
состав белковой молекулы и принципы ее построения.
•
Строение и
функционирование клетки, как функциональной единицы живых систем.
•
Особенности митоза и
мейоза клеток.
•
Закономерности
эмбрионального развития организмов на стадиях бластулы, гаструлы и нейрулы.
•
Определение и
свойства генетического кода.
•
Геном организмов и
генетические карты.
•
Методы изучения
наследственности человека.
•
Способы решения
задач по молекулярной биологии и биохимии.
Содержание программы. 1.Белки как биополимеры 3 часа.
Строение и свойства белковой молекулы как биополимера. Аминокислотный
состав белковой молекулы. Составление биохимических уравнений синтеза белковой
молекулы, пептидная связь. Свойства и функции белка. Ферментативная функция
белков в клетке. Современные представления о ферментах.
2. ДНК и РНК как
биополимеры 4 часа.
Нуклеиновые кислоты как биополимеры. Решение
задач на репликацию ДНК по принципу
комплементарности, правило Э. Чаргаффа, нахождение состава и формульных
размеров нуклеиновых кислот.
3. Генетический код и его свойства 3 часа.
Генетический код и его свойства. Связь транскрипции ДНК и трансляции
белка. Влияние факторов внешней среды и вредных привычек человека на проявление
мутаций в ДНК и синтезируемом белке. Связующая роль ферментов в транскрипции и
трансляции. Решение задач на транскрипцию ДНК и трансляцию белка.
4.Строение клетки
2 часа.
Клеточная теория и ее значение. Двумембранные и
одномембранные органоиды клетки. Отличительные особенности животной,
растительной, грибной клетки. Прокариоты и эукариоты.
5.Деленне клетки - митоз и мейоз 4 часа.
Мейоз и митоз как способы деления клеток. Сравнительная характеристика
митоза и мейоза. Влияние факторов внешней среды и вредных привычек человека на
ход и результаты митоза и мейоза. Биологическое значение митоза и мейоза. Решение
задач на нахождение числа гаплоидного набора хромосом у организма.
6.Защита проектов. 1 час
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.