Главная / Химия / Рабочая программа элективного курса по химии «Решение задач повышенной сложности 9-ый класс»

Рабочая программа элективного курса по химии «Решение задач повышенной сложности 9-ый класс»









Рабочая программа элективного курса по химии

«Решение задач повышенной сложности 9-ый класс»





Составила:

учитель химии ИвановаЛМ

МБОУ «Лицей »г.Черногорск РХ































Элективный курс

« Решение задач по химии повышенного уровня сложности»

9 класс(17 часов)



Пояснительная записка

Элективный курс « Решение задач по химии повышенного уровня сложности» предназначен для учащихся 9 классов (1-ое полугодие), носит предметно- ориентированный характер. Данный курс помогает учащимся подготовиться к поступлению на избранный профиль, получить реальный опыт формирования индивидуального учебного плана, опыт решения сложных задач.

Цели элективного курса:

- проверить готовность учащихся, ориентированных на химический профиль обучения, к усвоению материала повышенного уровня сложности по предмету

- устранить пробелы в знаниях

-познакомить учащихся с видами деятельности, необходимыми для успешного усвоения профильной программы

Задачи:

-изучение важнейших факторов, понятий, химических законов, теорий, химической символики и применение их в решении задач.

- Ознакомление с технологическим применением законов химии, с научными основами химического производства, применение их в решении задач.

-Формирование умений сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, самостоятельно применять, пополнять и систематизировать знания. Формирование умений организовывать свой учебный труд, пользоваться справочной литературой.


Тематический план



п/п



Название темы



Колич.

часов



Дата




Вид деятельности





1.

Основные типы расчетных задач по химии(избыток,w(выхода),w(примеси) Основные физические и химические величины.



3






5.09

12.09

19.09


Лекция,

Входная контрольная работа



2.

Газовые законы : закона Авогадро, Гей-Люссака,Бойля –Мариотта, Менделеева-Клапейрона.Закон кратных отношений.

4

26.09

3.10

24.10


Решение задач

3

Вывод химических формул различными способами.

3

31.10



14.11

21.11


Решение задач



4.

Концентрация растворов: %-ная, молярная и нормальная концентрации. Смешивание растворов. Растворимость. Объемная доля растворенного вещества.

3

28.11

5.12


Лекция.

Решение задач



5.

Решение задач алгебраическим способом(смеси, параллельные реакции, ∆m).

3

12.12



19.12

Решение задач



6

Итоговое занятие.

2

19.12

26.12

Зачет, составление не менее 3 авторских задач

Этапы решения задач.

Психологами обнаружена закономерность в поведении человека при решении задач. Он разбивает задачу на некоторые число более простых, т.е. ставит пред собой промежуточные вопросы (анализ задачи). Затем приступает к очередной проверке ряда простых задач, накапливая количественную информацию. Решив их, переходит к решению сложной – синтезирует. Таким образом, задачи решаются путем анализа и синтеза в совокупности. Иногда анализ протекает в скрытом виде (решающий провел анализ быстро, по шаблону), в таком случае создается впечатление, что имеет место только синтез. Поэтому цель учителя – не только подобрать задачи к уроку, но и обдумать, как он будет обучать учащихся разбивать подобранные задачи на более простые.

Решение задачи состоит из многих операций, которые связаны между собой и применяются в некоторой логической последовательности. Выявление этих связей и определение последовательности логических и математических операций лежат в основе умения решать задачи.

Решение предполагает поисковую деятельность, включение в этот процесс интеллектуальных операций. С точки зрения дидактики важно иметь в виду и то обстоятельство, что при решении любой задачи (математической, физической, химической и др.) задаются цель, условия и требования к учебно-познавательной деятельности. Естественно предположить существование закономерностей для процесса овладения общей процедурой деятельности. Отсюда вытекает необходимость использования общей методологии решения задач, т.е. объективном процессе интеграции естественнонаучных и математических знаний и умений, неизбежности связи предметных языков. Таким образом, главная дидактическая цель учителя химии при обучении решению расчетных задач: формирование общих логических основ стехиометрических знаний и общепредметных умений на базе общенаучных методов.

В общем виде способ решения химических задач можно представить следующим порядком действий:

1) краткая запись условия задачи (вначале указывают буквенные обозначения заданных величин и их значения, а затем — искомые величины), которые при необходимости приводятся в единую систему единиц (количественны сторона);

2) выявление химической сущности задачи, составление уравнений всех химических процессов и явлений, о которых идет речь в условии задачи (качественная сторона);

3) соотношения между качественными и количественными данными задачи, т.е. установление связей между приводимыми в задаче величинами с помощью алгебраических уравнений (формул) – законов химии и физики;

4) математические расчеты

Примеры задач для элективного курса

Расчеты по химическим формулам:

1.Имеются образцы магния и свинца массой 2 кг каждый. Сколько атомов содержится в каждом образце металла

2. Определите простейшую формулу вещества, если известно, что оно содержит 7,69% Ag, 23,08% N, 46,15 H, 23,08% O.

3. Определите простейшую формулу щавелевой кислоты, если известно, что в 20 г этой кислоты содержится 0Ю444 г водорода, 5,33 г углерода, остальное кислород. 4. Каких атомов – кремния или кислорода – больше в земной коре и во сколько раз? Массовые доли кремния и кислорода в земной коре равны 27,6% и 47,2% соответственно.

5. Рассчитайте среднюю молярную массу воздуха, имеющего следующий объемный состав: 21% O2, 78% N2, 0,5% Ar и 0,5% CO2.

Растворы:

1. В 40 г ненасыщенного безводного раствора хлорида железа(II) внесли 10 г безводной соли. Полученную смесь нагрели до полного растворения, а затем охладили до исходной температуры. При этом выпало 24,3 г осадка кристаллогидрата. Установите формулу кристаллогидрата, если известно, что насыщенный раствор содержит 38,5% безводной соли.

2. К 50 мл раствора карбоната калия с концентрацией 3 моль/л и плотностью 1,30 г/мл медленно добавлено 35,7 мл 17%-ного раствора хлорида цинка с плотностью 1,12 г/мл. Выпавший осадок отфильтрован. Вычислите массовые доли соединений, содержащихся в полученном фильтрате.

3. Какой объем формальдегида нужно растворить в воде, чтобы получить 1 л формалина (40%-ный раствор формальдегида с плотностью 1.11 г/мл)?

4. Растворимость хлорида меди при 20оC 73 г на 100 г воды. В насыщенном растворе хлорида меди(II) при нагревании растворили еще 5 г соли, а затем охладили раствор до исходной температуры. Выделилось 7,87 г кристаллов. Определите массовую долю безводной соли в кристаллогидрате.

Вычисления по химическим уравнениям:

1.При сжигании 9,4 г метана и ацетилена получено 15,68 л углекислого газа (объем измерен при н.у.). Определите массовые доли газов в смеси.

2. Какая масса соли образуется при растворении 1,95 г цинка в 100 г раствора серной кислоты с массовой долей 6,86%? Каковы массовые доли веществ в образовавшемся растворе?

3. Смешали 100 г раствора гидроксида калия с массовой долей 11,2% с 50 г ортофосфорной кислоты с массовой долей 29,4%. Какие соли и в каком количестве получились?

4. На восстановление 4,5 г оксида четырехвалентного металла потребовалось 0,18 г водорода. Какой это металл?

5. При полном растворении в воде смеси гидрида и фосфида щелочного металла с равными массовыми долями образовалась газовая смесь с плотностью по углекислому газу 0,2.Установите состав исходных соединений

.

Определение неизвестных веществ по их свойствам:1. Бесцветный газ А с резким характерным запахом окисляется кислородом в присутствии катализатора в соединение В, представляющее собой летучую жидкость. В, соединяясь с негашеной известью, образует соль С. Что из себя представляют вещества А. В. С? Приведите сравнения всех реакций.

2. При нагревании раствора соли А образуется осадок В. Этот же осадок образуется при действии щелочи на раствор соли А. При действии кислоты на соль А выделяется газ С, обесцвечивающий раствор перманганата калия, Что из себя представляют вещества А, В, С? Напишите сравнения реакций.

3. При окислении газа А концентрированной серной кислотой образуются простое вещество В, сложное вещество С и вода. Растворы веществ А и С реагируют между собой с образованием осадка вещества В. Назовите А, В, С. Напишите уравнения реакций.

4. При пропускании удушливого газа А через бромную воду выпадает осадок простого вещества В, которое растворяется в концентрированном растворе сульфита натрия с образованием соли С. При приливании раствора соли С к осажденным галогенидам серебра образуется прозрачный раствор. Назовите вещества А, В, С. Напишите уравнения реакций.

Химическая кинетика:

1.Растворение образца цинка в соляной кислоте при 20оCзаканчивается через 27 мин, а при 40оС такой же образец металла растворяется за 3 мин. За какое время данный образец цинка растворится при 55оС?

2. Вещество А в растворе с концентрацией 0,4 моль/л участвует в реакции первого порядка с начальной скоростью 0,004 моль/л с. Рассчитайте константу скорости этой реакции.

3. Как изменится скорость реакции А2 + 2В  2АВ, протекающей непосредственно между молекулами в закрытом сосуде, если увеличить давление в 6 раз?

4. В колбу объемом 2 л поместили смесь газообразных водорода и иода. В результате реакции образования иодоводорода количество иода уменьшилось на 0.002 моль за 25 с. Рассчитайте скорость реакции по изменениям концентраций каждого из веществ.

Список литературы

  1. Архангельская О.В., Тюльков И.А. Трудная задача? Начнем по порядку…

// Химия в школе. 2003, № 2. – С. 51-55.

  1. Бондарь Д.А., Гариев И.А. Трудная задача? Начнем по порядку… // Химия в школе. 1997, № 3. – С. 44-48.

  2. Бондарь Д.А., Тюльков И.А. Трудная задача? Начнем по порядку. // Химия в школе. 1999, №2. – С. 31-34.

  3. Бондарь Д.А., Гариев И.А. Трудная задача? Начнем по порядку… // Химия в школе. 1997, № 6. – С. 61-64.

  4. Ерыгин Д.П., Шишкин Е.А. Методика решения задач по химии. М.: Просвещение, 1989. – 176 с.

  5. Кушнарев А.А. Учимся решать задачи по химии. // Химия в школе. 1993, № 5. – С. 46-54.

  6. Кушнарев А.А. Учимся решать задачи по химии. // Химия в школе. 1994, № 2. – С. 44-51.

  7. Кушнарев А.А. Учимся решать задачи по химии. // Химия в школе. 1995, № 5. – С. 51-57.

  8. Лабий Ю.Н. Решение задач по химии с помощью уравнений и неравенств. М.: Просвещение, 1987. – 80 с.

  9. Магдесиева Н.Н., Кузьменко Н.Е. Учись решать задачи по химии. М.: Просвещение, 1986. – 259 с.

  10. Мациевский А.Э. К методике решения задач на тепловые эффекты. // Химия в школе. 1979 № 4. – С. 54-57.

  11. Методика преподавания химии. Под редакцией Кузнецовой Н.Е. М.: Просвещение, 1984. – 406 с.

  12. Мурзина Т.Б, Оржековский П.А. Новые подходы в обучении решению расчетных задач по химии. // Химия и методика преподавания. 2002, № 8. – С. 28-33.

  13. Пичугина Г.В. Задание для самостоятельной работы по курсу прикладной химии. // Химия в школе. 1997, № 3. – С. 29-31.

  14. Плетнер Ю.В., Полосин В.С. Практикум по методике преподавания химии. М.: Просвещение, 1981. – 210 с.

  15. Протасов П.Н., Цитович И.К. Методика решения расчетных задач по химии. М.: Просвещение, 1978. – 123 с.

  16. Хомченко Г.П. Пособие по химии для поступающих в ВУЗы. М.: Новая волна, 1997. – 447 с.

  17. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в ВУЗы. М.: Новая волна, 2001. – 271 с.

  18. Цитович И.К., Протасов П.Н. Методика решения расчетных задач по химии. М.: Просвещение, 1983. – 245 с.













































Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей»



Рекомендована Утверждаю:

Кафедрой учителей естественнонаучного Директор МБОУ «Лицей»

цикла С.М. Малюченко

Протокол № 1от «_31_»_09__2013 г. «_02__»_09__2013г.

Рабочая программа курса

По Химии «Открой для себя мир органической химии через решение задач.»

10-11А. В класс

(наименование учебного предмета, курса

2013-2014учебный год

(срок реализации программы)

Составлена на основе примерной программы

_химия 10-11-ый класс______________ Лихмановская Н.К.___

(наименование программы) (автор программы

Иванова Лидия Михайловна

(Ф.И.О, учителя (преподавателя), составившего рабочую учебную программу)

г.Черногорск



2013 год









Пояснительная записка

Данный курс предназначен для учащихся 10 класса, проявляющих повышенный интерес к химии и собирающихся продолжить образование в учебных заведениях естественнонаучного профиля, а также успешно сдать ЕГЭ.

Курс рассчитан в первую очередь на учащихся, обладающих прочными знаниями основных химических законов и способных к творческому и осмысленному восприятию материала.

Элективный курс «Теоретические основы органической химии» предназначен для учащихся профильного класса естественно-научного направления с целью расширения и углубления их знаний по органической химии.

Данный курс предполагает изучение на более высоком теоретическом уровне взаимного влияния атомов в молекуле, подробное изучение механизмов химических реакций. Большое значение придается отслеживанию причинно-следственных связей: «состав – строение – свойства». Данный курс позволит учащимся изучить общие подходы к составлению уравнения химических реакций и отработать умение находить реакционные центры молекулы, благодаря этому прогнозировать продукты реакции.

Программа курса рассчитана на 34 часа.

Цель курса:

  • Расширить и углубить знаний по теоретическим основам органической химии.

  • Формировать у учащихся умений и навыков решения расчетных задач различных типов, составления уравнений окислительно-восстановительных реакций органической химии.

  • Научить осуществлять схемы превращений между различными гомологическими рядами в органической химии.

Задачи курса:

  1. Рассмотрение различных способов решения расчетных задач;

  2. Развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно – следственные связи при решении задач;

  3. Рассмотрение различных ОВР, закономерности их протекания, методику составления ОВР различными способами;

  4. Ознакомление с методикой выполнения цепочек превращений органических веществ на основании системно – деятельностного подхода;

  5. Развитие умений осуществлять переходы, характеризующие генетическую связь между органическими соединениями

  6. Развитие умений применять знания в конкретных ситуациях;

  7. Расширение кругозора учащихся, повышать мотивацию к обучению, социализацию учащихся через самостоятельную деятельность;

  8. Оказание помощи учащимся получить реальный опыт решения нестандартных заданий;

  9. Развитие учебно-коммуникативных умений.

  10. Развитие у детей умений осуществлять самооценку и контроль своей деятельности.

Содержание курса

Тема 1 - 17часов

«Органическая химия в расчетных задачах »

Определение молекулярной формулы вещества по массовым долям образующихся элементов.

  • Определение молекулярной формулы вещества с использованием плотности или относительной плотности газов.

  • Определение молекулярной формулы вещества по продуктам его сгорания.

  • Определение молекулярной формулы вещества по отношению атомных масс элементов, входящих в состав данного вещества.

  • Задачи на смеси газов, не реагирующих между собой.

  • Задачи на смеси газов, реагирующие между собой.

  • Задачи на смеси веществ, если компоненты смеси проявляют сходные свойства.

  • Задачи на смеси веществ по их мольным, массовым соотношениям.

  • Задачи по химическим уравнениям.

  • Комбинированные задачи.

  • Задачи с нестандартным содержанием.

  • Задачи повышенной сложности.



Тема 2 - 8 часов

«Окислительно – восстановительные реакции в органической химии»

Степень окисления. Положительная и отрицательная, минимальная и максимальная, промежуточная, нулевая степени окисления. Определение степеней окисления атомов на основе их строения. Окислители, восстановители. Процессы окисления и восстановления. Окислительно – восстановительные реакции. Классификация окислительно – восстановительных реакций. Метод электронного баланса. Метод полуреакций. Метод кислородного балланса. Окисление и восстановление органических соединений. Классификация реакций окисления и восстановления в органической химии.

Тема 3 - 9часов

«Генетические цепочки по органической химии»

Классификация цепочек превращений. Цепочки по форме: линейные, разветвленные, циклические. Цепочки однородные и разнородные. Цепочки открытые и полуоткрытые, полузакрытые и закрытые. Комбинированные цепочки. Программа деятельности по решению цепочек превращений органических соединений.

3. Тематическое планирование



/п



Поурочное содержание курса



Кол-во часов


Дата проведения урока



1

Определение молекулярной формулы вещества по массовым долям образующихся элементов.

1


3.09





2

Определение молекулярной формулы вещества с использованием плотности или относительной плотности газов.



1

10.09



3

Определение молекулярной формулы вещества по продуктам его сгорания.



1

24.09



4

Определение молекулярной формулы вещества по отношению атомных масс элементов, входящих в состав данного вещества.



1

1.10



5

Задачи на смеси газов, не реагирующих между собой.

1

8.10



6

Задачи на смеси газов, реагирующие между собой.

1


29.10



7

Задачи на смеси веществ, если компоненты смеси проявляют сходные свойства.

1

12.11



8

Задачи на смеси веществ по их мольным, массовым соотношениям.

1

19.11



9



Задачи по химическим уравнениям.

1

10.12



10



Задачи по химическим уравнениям.

1

17.12



11



Комбинированные задачи.

1

24.12



12



Комбинированные задачи.



1

31.12



13



Комбинированные задачи.



1

14.01



14



Задачи с нестандартным содержанием.

1


21.01



15




Задачи повышенной сложности.

1

28.01

16



Задачи повышенной сложности.

1

4.02



17



Степень окисления. Определение степеней окисления атомов на основе их строения.

1

11.02



18



Окислитель. Восстановитель. Процессы окисления и восстановления. Окислительно – восстановительные реакции их классификация.

1

18.02



19



Окислительно-восстановительные реакции в органической химии.

1

25.02



20



Реакции окисления: углеводороды.

1

4.03



21



Реакции окисления: алкены.

1

11.03



22



Реакции окисления: алкины.

1

18.03



23



Реакции окисления: арены.

1

1.04



24



Реакции окисления: ксилол.

1

8.04



25



Реакции окисления: спирты и альдегиды

1

15.04



26



Реакции окисления: карбоновые кислоты.

1

22.04



27



Комбинированные цепочки. С 3.

1

29.04



28



Комбинированные цепочки. С 3.

1

6.05



29



Комбинированные цепочки. С 3.

1

6.05



30



Программа деятельности по решению цепочек превращений органических соединений. С 3.

1

13.05



31



Программа деятельности по решению цепочек превращений органических соединений. С 3.

1

13.05



32



Программа деятельности по решению цепочек превращений органических соединений. С 3.

1

20.05



33-34



Оригинальные цепочки разных видов. С 3.

1

27.05



4. Требования, предъявляемые к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

  • Расчётные формулы для любых типов задач;

  • Строение, физические и химические свойства неорганических веществ.

  • Типичные окислители и восстановители,

  • Типы ОВР,

  • Закономерности протекания ОВР,

  • Методику составления ОВР различными способами,

  • Классификация цепочек превращений органических соединений.

Учащиеся должны уметь:

  • Определять тип расчётных задач;

  • Анализировать условия задач;

  • Выявлять химическую сущность задачи;

  • Составлять уравнения всех химических процессов, заданных в условиях задачи;

  • Производить математические расчёты;

  • Использовать несколько способов при решении задачи,

  • Свободно ориентироваться в ОВР в органической и неорганической химии

  • Составлять уравнения ОВР органических соединений на основании методов: электронного и кислородного баланса, полуреакций, метода микроподстановки,

  • Осуществлять схемы превращений– деятельностный подход.

6. Литература для учителя и учащихся

  1. Габриелян О.С., П.В.Решетов, И.Г.Остроумов Задачи по химии и способы их решения. 10-11 кл, - М:. «Дрофа» 2006;

  2. Хомченко И.Г. Решение задач по химии 8 -11 кл , - М:. «Новая волна» 2005;

  3. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Начала химии: современный курс для поступающих в вузы. – М.: Оникс 21 век, 2001.

  4. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Сборник задач и упражнений по химии. – М.: Оникс 21 век, 2001.

  5. МедведевЮ.Н.Химия. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий




15


Рабочая программа элективного курса по химии «Решение задач повышенной сложности 9-ый класс»
  • Химия
Описание:

Цели элективного курса:

- проверить готовность  учащихся, ориентированных на химический профиль обучения, к усвоению материала повышенного уровня сложности по предмету

- устранить пробелы в знаниях

-познакомить учащихся с видами деятельности, необходимыми для успешного усвоения профильной программы

  Задачи:    

-изучение важнейших факторов, понятий, химических законов, теорий, химической символики и применение их в решении задач.

- Ознакомление с технологическим применением законов химии, с научными основами химического производства, применение их в решении задач.

 

-Формирование умений сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, самостоятельно применять, пополнять и систематизировать знания. Формирование умений организовывать свой учебный труд, пользоваться справочной литературой.

Автор Иванова Лидия Михайловна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 1349
Номер материала 17924
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓