Главная / Обществознание / Рабочая программа ЭКОНОМИКА профиль 10-11

Рабочая программа ЭКОНОМИКА профиль 10-11

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Программа по экономике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и предназначена для учащихся старшей школы изучающих профильный курс

экономики. Программа ориентирована на изучение школьниками базовых экономических понятий, формирование у школьников общих, и в то же время, достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью.

Структура документа

Программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным (в модальности «не менее») распределением учебных часов по темам курса; требования к уровню подготовки выпускников. Программа предлагает логичную последовательность изучения экономических вопросов.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание среднего (полного) общего образования на профильном уровне по экономике представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в том числе в международной сфере. Основные содержательные линии:

основные концепции экономики;

микроэкономика;

макроэкономика и международная экономика;

прикладная экономика.

Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят навыки, умения и ключевые компетентности, необходимые для будущей работы в экономической сфере.

Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения, прежде всего, экономики фирмы и государства. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо будущему образованному члену общества.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами обществоведения, математики, истории, географии, права, литературы и др.

Профильное экономическое образование предполагает развитие начальных профессиональных умений и навыков, а также освоение базовых навыков для будущей работы в экономической сфере.

Цели

Изучение экономики в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному

самоопределению и самореализации;

воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;

освоение системы знаний об экономической деятельности фирм и государства, об экономике

России для последующего изучения экономических дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства; выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам с применением элементов научного

анализа;

формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для профильного изучения учебного предмета «Экономика» на этапе среднего (полного) общего образования, из расчета 2 учебных часа в неделю.

Программа рассчитана на 136 учебных часов.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Экономика» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;

- применение математических знаний в экономической сфере;

- применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

- работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

- участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);

- пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и

практической деятельности;

- владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Экономика» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки

выпускников

Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися

Не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

работу с источниками экономической информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);

критическое осмысление актуальной экономической информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;

освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни (в школе, общественных местах и т.п.);

применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения;

аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;

написание творческих работ по экономическим вопросам.

Требования к уровню подготовки

В результате изучения экономики на профильном уровне ученик должен

Знать/Понимать

смысл основных теоретических положений экономической науки;

основные экономические принципы функционирования семьи, фирмы, рынка и государства, а также международных экономических отношений;

Уметь

приводить примеры: взаимодействия рынков; прямых и косвенных налогов; взаимовыгодной международной торговли;

описывать: предмет и метод экономической науки, факторы производства, цели фирмы, основные виды налогов, банковскую систему, рынок труда, экономические циклы, глобальные экономические проблемы;

объяснять: экономические явления с помощью альтернативной стоимости; выгоды обмена; закон

спроса; причины неравенства доходов; роль минимальной оплаты труда; последствия инфляции;

сравнивать (различать): спрос и величину спроса, предложение и величину предложения, рыночные структуры, безработных и незанятых, организационно-правовые формы предприятий, акции и облигации;

вычислять на условных примерах: величину рыночного спроса и предложения, изменение спроса (предложения) в зависимости от изменения формирующих его факторов, равновесную цену и объем продаж; экономические и бухгалтерские затраты и прибыль, смету (бюджет) доходов и расходов, спрос фирмы на труд; реальный и номинальный ВВП, темп инфляции, уровень безработицы;

применять для экономического анализа: кривые спроса и предложения, графики изменений рыночной ситуации в результате изменения цен на факторы производства, товары-заменители и дополняющие товары;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

исполнения типичных экономических ролей;

решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;

совершенствования собственной познавательной деятельности;

оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;

осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации.

10 класс


Часть 1. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЭКОНОМИКИ (12 час)


Урок 1-2.

ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ (2 час)

1.Понятие об экономической науке.

2.Цели и задачи экономики.

Что означает термин «экономика». Экономическая наука, ее предмет. Экономические модели.

Предпосылка рационального поведения. Микроэкономика и макроэкономика. Экономическая теория и

прикладная экономика. Экономическая наука и экономическая политика.




Урок 3-6.

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ СТОИМОСТЬ И ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА (4 час)

3.Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов.

4.Альтернативные затраты и кривая производственных возможностей.

5.Измерение экономических величин.

6.Способы решения фундаментальных проблем экономики.


Потребности, блага и услуги, ресурсы. Ограниченность ресурсов. Экономические и неэкономические (свободные) блага. Проблема выбора. Альтернативная стоимость (альтернативные издержки).

Кривая (граница) производственных возможностей. Факторы, влияющие на форму и сдвиги кривой производственных возможностей. Закон возрастающих альтернативных издержек.

Факторы производства: труд, земля, капитал и предпринимательские способности. Факторные

доходы: заработная плата, рента, процент и прибыль.





Урок 7-8

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ, СОБСТВЕННОСТЬ,

РАЦИОНАЛЬНОСТЬ И СТИМУЛЫ (2 час)

7.Типы экономических систем.

Командная экономика

8.Рыночная экономика


Понятие экономической системы. Традиционная, командная и рыночная экономические систе-

мы. Смешанная экономика. Эволюция экономических систем.

Понятие собственности. Владение, пользование и распоряжение. Формы собственности. Объек-

ты собственности.





Урок 9-12.

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ, ОБМЕН, АБСОЛЮТНЫЕ И СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА (4 час)

9.Специализация и разделение труда.

10.Абсолютные и сравнительные преимущества.

11.Понятие собственности.

12.Формы собственности.

Специализация и разделение труда. Обмен и взаимозависимость. Почему торговля рождает богатство. Абсолютные и сравнительные преимущества. Выгоды добровольного обмена. Условия взаимовыгодной и безубыточной торговли.




Часть 2. МИКРОЭКОНОМИКА (38 час)


Раздел I. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ (8 час)


Урок 13-20

СПРОС (8 час)

13.Спрос и предложение.

14.Равновесный объем и цена.

15-16.Решение задач по теме «Спрос и предложение».

17.Функции предложения.

18.Факторы, формирующие предложение.

19.Функционирование рынка.

20.Вмешательство государства в ценообразование.


Понятие рынка. Рынок одного товара.

Спрос. Величина спроса. Шкала спроса, кривая спроса. Закон спроса. Факторы, формирующие спрос. Понятие предложения. Величина предложения. Функция предложения, кривая предложения и шкала предложения. Закон предложения. Факторы, формирующие предложение. Функционирование рынка. Рыночное равновесие. Равновесная цена и равновесный объем продаж. Влияние изменений спроса и предложения на рыночное равновесие. Взаимосвязь рынков. Роль информации на рынке. Прямое и косвенное вмешательство государства в ценообразование. Избыточное предложение. Избыточный спрос.



Раздел II. ФИРМА. ТЕОРИЯ ПРОИЗВОДСТВА (10 час)


Урок 21-30

БУХГАЛТЕРСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИЗДЕРЖКИ И ПРИБЫЛЬ (10 час)

21.Фирма.

22.Бухгалтерские издержки.

23.Прибыль.

24.Фирма как производственная функция.

25.Производительность ресурсов (факторов производства).

26.Производительность труда.

27.Измерение и факторы производительности труда. 28.Фиксированные (постоянные) и переменные издержки.

29.Функции издержек: общие, средние,

средние переменные и предельные издержки.

30.Кривые издержек в краткосрочном периоде.

Фирма в экономической теории. Цели фирмы.

Бухгалтерские (внешние или явные) издержки. Амортизационные отчисления. Выручка. Бухгалтерская прибыль: валовая и чистая. Внутренние (неявные) издержки. Нормальная прибыль. Экономические издержки. Экономическая прибыль. Необратимые издержки.




Раздел III. ОТРАСЛЬ. КОНКУРЕНЦИЯ. РЫНОЧНЫЕ СТРУКТУРЫ (8 час)


Урок 31-32.

СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ (2 час)

31.Условия совершенной конкуренции.

32.Рынки, близкие к совершенной конкуренции.


Условия совершенной конкуренции. Конкурентная фирма, максимизация ее прибыли. Предложение конкурентной фирмы в краткосрочном периоде.

Долгосрочное равновесие на рынке совершенной конкуренции. Прибыль и поведение конкурентной фирмы в долгосрочном периоде.

Рынки, близкие к совершенной конкуренции.




Урок 33-34

МОНОПОЛИЯ (2 час)

33. Природа монополии.

34. Монополии в России.

Природа монополии. Виды монополий. Естественные монополии. Причины возникновения монополий. Монополии в России. Сравнительный анализ монополии и совершенной конкуренции. Монопольная прибыль.




Урок 35-38

МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ, ОЛИГОПОЛИЯ И МОНОПСОНИЯ. АНТИМОНО-

ПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО (4 час)

35.Олигополия.

36. Природа монополистической конкуренции.

37. Монопсония.

38.Российское антимонопольное законодательство.




Природа олигополии. Поведение олигополистов. Нескоординированная олигополия. Молчаливый сговор. Лидерство в ценах. Явный сговор (картель). Природа монополистической конкуренции. Дифференциация продукта. Рыночная власть покупателей. Монопсония. Простейшая модель монопсонии. Особенности ценообразования в условиях монопсонии.

Роль крупного бизнеса в прогрессе экономики. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Основные способы и ограничения регулирования монопольных рынков. Российское антимонопольное законодательство.



Раздел IV. РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА (6 час)


Урок 39-42

РЫНОК ТРУДА (4 час)

39.Производный спрос. Спрос фирмы на труд.

40.Равновесие на локальном рынке труда.

41.Минимальная оплата труда.

42.Роль профсоюзов.

Производный спрос. Спрос фирмы на труд. Заработная плата в экономической теории и практике. Предложение труда для отдельной фирмы. Равновесие на локальном рынке труда. Минимальная оплата труда. Роль профсоюзов.




Урок 43-44

РЫНКИ КАПИТАЛА И ЗЕМЛИ (2 час)

43.Понятия капитала и рынка капитала.

44. Рынок земли (природных ресурсов).

Понятия капитала и рынка капитала. Процент как цена капитала. Дисконтирование. Приведенная стоимость. Смысл ставки дисконтирования и ее выбор. Цена капитала.

Рынок земли (природных ресурсов). Цена земли. Земельная рента.



Раздел V. НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ РЫНКА И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ (6

час)


Урок 45-46

ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА (2 час)

45.Общественные блага и услуги, их свойства.

46.Эффективность общественных благ.

Понятия несостоятельности рынка и государства.

Общественные блага и услуги, их свойства.

Классификация благ по характеру получения и по характеру потребления.

Источники финансирования чистых общественных благ. Эффективность общественных благ.

Государственный механизм и принятие общественных решений.




Урок 47-48

ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ (2 час)

47.Положительные и отрицательные внешние эффекты.

48. Проблемы и способы государственного регулирования внешних эффектов.

Положительные и отрицательные внешние эффекты. Общественные и частные издержки. Экономический подход к экологии. Проблемы и способы государственного регулирования внешних эффектов.




Урок 49-50

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ (2 час)

49. Проблемы и способы государственного регулирования внешних эффектов.

50. Измерение неравенства доходов. Кривая Лоренца и коэффициент Джини.

Доходы населения и их источники. Дифференциация доходов. Опасность выравнивания доходов. Последствия сильной дифференциации доходов.

Измерение неравенства доходов. Кривая Лоренца и коэффициент Джини.



Часть 3. МАКРОЭКОНОМИКА и МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИКА (18 час)


Раздел I. ИНСТРУМЕНТЫ МАКРОЭКОНОМИКИ (14 час)


Урок 51-52.

ПРЕДМЕТ И ОСОБЕННОСТИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА (2 часа)

51.Предмет макроэкономики.

52. Кругооборот расходов и доходов.

Предмет макроэкономики. Основные макроэкономические проблемы. Макроэкономические агенты и макроэкономические рынки.

Кругооборот расходов и доходов.




Урок 53-56

ВАЛОВОЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ (4 час)

53.Валовой внутренний продукт (ВВП) и валовой национальный продукт (ВНП).

54.Методы измерения ВВП по расходам и по доходам.

55.Номинальные и реальные экономические показатели.

56.Индекс потребительских цен (ИПЦ) и дефлятор ВВП.

Понятие системы национальных счетов. Валовой внутренний продукт (ВВП) и валовой национальный продукт (ВНП). Конечная и промежуточная продукция. Добавленная стоимость. ВВП на душу населения.

Методы измерения ВВП по расходам и по доходам. Проблемы расчета ВВП (ВНП). Нерыночное производство. Проблема учета качества окружающей среды. Теневая экономика.

Номинальные и реальные экономические показатели. Номинальный и реальный ВВП. Индекс потребительских цен (ИПЦ) и дефлятор ВВП.




Урок 57-60

СОВОКУПНЫЙ СПРОС И СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (3 час)

57.Совокупный спрос.

58. Совокупное предложение.

59. Кейнсианская макроэкономическая модель.

60.Макроэкономическое равновесие.

Совокупный спрос. Причины отрицательного наклона кривой совокупного спроса. Неценовые

факторы совокупного спроса.

Совокупное предложение. Причины положительного наклона кривой совокупного предложения.

Неценовые факторы совокупного предложения.

Классическая модель. Закон Сэя. Кейнсианская макроэкономическая модель. Макроэкономическое равновесие.




Урок 61-64.

ДЕНЬГИ И БАНКИ (4 час)

61.Деньги. История денег.

62.Функции денег. Формы денег. 63.Банковская система.

64.Центральный банк и его функции.

Деньги. Функции денег. История денег. Формы денег. Банки. История банковского дела. Операции коммерческих банков. Российские коммерческие банки. Банковская система. Центральный банк и его функции.




Резерв (4 часа)

Урок 65-68.

65-68. Решение задач.




11 класс







Раздел I. ИНСТРУМЕНТЫ МАКРОЭКОНОМИКИ

(18 часов)

Урок 1-2.

ВВП





Урок 3-4.






Урок 5-6.

5-6.Номинальный и реальный ВВП.





Урок 7-8.

7.Совокупный спрос.

8.Индивидуальное рыночное предложение





Урок 9-10.

9.Кривая совокупного спроса

10.Кривая совокупного спроса и предложения





Урок 11-12

11-12.Эластичность спроса и предложения

Решение задач




Урок 13-14

13-14.Цели деятельности фирмы





Урок 15-16.

15.Индивидуальное рыночное равновесие

16.Совокупное предложение

Решение задач




Урок 17-18.

17-18.Факторы формирования предложения.

Решение задач



Раздел II. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ (12 час)


Урок 19-20.

ИНФЛЯЦИЯ (2 часа)

19. Инфляция: понятие, виды и причины.

20. Последствия и издержки инфляции.


Закон денежного обращения. Уравнение обмена Фишера. Инфляция: понятие, виды и причины.

Инфляция спроса и инфляция предложения. Дефляция.Последствия и издержки инфляции.




Урок 21-22.

БЕЗРАБОТИЦА (2 часа)

21. Понятие безработицы. Уровень и виды безработицы.

22. Государственная политика поддержки занятости.

Понятие безработицы. Уровень и виды безработицы. Полная занятость и потенциальный ВВП.

Последствия безработицы. Государственная политика поддержки занятости.




Урок 23-24.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И РАЗВИТИЕ (2 часа)

23. Понятие экономического роста.

24. Качество жизни. Индекс человеческого развития.


Понятие экономического роста. Темп экономического роста. Источники экономического роста. Экстенсивный и интенсивный рост. Экономическое и общественное развитие. Порочный круг бедности. Качество жизни. Индекс человеческого развития.




Урок 25-26.

ГЛОБАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ (2 час)

43. Краткая характеристика основных глобальных проблем.

44. Устойчивое развитие.

Понятие глобализации, ее выгоды и риски.

Краткая характеристика основных глобальных проблем. Взаимосвязь глобальных проблем. Раз-

витые и развивающиеся страны. Наиболее актуальные для России глобальные проблемы. Устойчивое развитие.




Урок 27-30

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ (2 часа)

25. Экономические циклы.

26. Причины экономических циклов. Фазы цикла.

Экономические циклы. Типы экономических циклов. Классические среднесрочные циклы деловой активности. Причины экономических циклов. Фазы цикла.



Раздел III. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА (8 час)


Урок 31-34

ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА (4 часа)

27. Что такое макроэкономическая политика.

28. Кредитные деньги или как банки «делают деньги».

29. Банковский мультипликатор.

30. Банковские резервы и кредитные возможности.

Что такое макроэкономическая политика. Кредитные деньги или как банки «делают деньги».

Обязательные резервы. Кредитная эмиссия. Банковский мультипликатор. Банковские резервы и кредитные возможности.





Урок 35-38

ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА (4 час)

31. Роль налогов в экономике. Основные виды налогов.

32. Налоговая система России.

33. Государственный бюджет.

34. Государственный долг.

Роль налогов в экономике. Основные виды налогов. Средняя и предельная ставки налога. Воздействие налогов на экономику. Кривая Лаффера. Налоговая система России.

Государственный бюджет. Дефицит государственного бюджета и способы его финансирования.Государственный долг. Фискальная политика.



Раздел IV. МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИКА (8 час)


Урок 39-42

МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ (4 час)

35. Преимущество в международной торговле.

36. Протекционизм

37. Свободная торговля.

38. Всемирная торговая организация (ВТО).

Абсолютное и сравнительное преимущество в международной торговле. Протекционизм: цели и средства. Импортные тарифы. Нетарифные барьеры. Экспортные субсидии.

Свободная торговля. Всемирная торговая организация (ВТО). Россия и ВТО. Региональная интеграция.




Урок 43-44

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСЫ (4 час)

39. Спрос и предложение на рынке валют.

40. Формирование валютного курса.

41. Валютные системы.

42. Валютные кризисы.

Спрос и предложение на рынке валют. Формирование валютного курса. Факторы, определяющие валютные курсы. Валютные риски. Валютные системы. Валютные кризисы.




Часть 4. ПРИКЛАДНАЯ ЭКОНОМИКА (24 час)


Раздел I. БИЗНЕС (12 час)


Урок 45-46.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ (2 час)

45. Коммерция и бизнес.

46. Предприниматель и фирма.

Коммерция и бизнес. Понятия предпринимательства и предпринимателя. Виды предпринимательства. Эволюция взглядов на предпринимательство. Роль предпринимательства в экономике. Характеристика предпринимателя. Склонность к риску. Мотивы предпринимателя. Предприниматель и фирма. Внутрифирменное предпринимательство.




Урок 47-50.

МЕНЕДЖМЕНТ (4 час)

47. Понятия менеджмента и менеджера.

48. Принципы менеджмента.

49. Организация производства.

50. Управление персоналом.

Понятия менеджмента и менеджера. Организационная структура. Принципы менеджмента.

Механизмы координации. Организация производства. Управление персоналом. Мотивация и контроль.




Урок 51-54.

МАРКЕТИНГ (4 час)

51. Понятие маркетинга

52. Поведение покупателей на рынке.

53-54. Жизненный цикл товара. Реклама. Качество.

Понятие маркетинга. История и эволюция маркетинга. Поведение покупателей на рынке. Сегментация рынка. Жизненный цикл товара. Реклама. Качество. Стимулирование сбыта.




Урок 55-56.

55-56.БИЗНЕС-ПЛАН (2 час)


Понятие бизнес-плана. Его назначение и структура. Процесс планирования.



Раздел II. ФИНАНСЫ

(6 час)


Урок 57-58.

ФИНАНСИРОВАНИЕ БИЗНЕСА. ЦЕННЫЕ БУМАГИ (2 часа)

57. Финансы и финансовые институты.

58. Фондовый рынок.

Финансы и финансовые институты. Основной и оборотный капитал. Источники финансирования: внутренние и внешние. Заемные средства. Ценные бумаги. Облигации предприятий. Государственные и муниципальные облигации. Акции. Цены и доходность акций и облигаций. Первичный и вторичный рынки ценных бумаг. Фондовый рынок. Стоимость фирмы. Защита интересов вкладчиков. Паевые (взаимные) фонды.




Урок 59-60.

СТРАХОВАНИЕ (2 часа)

59. Сущность страхования.

60. Страхование в России.

Сущность страхования. Формы и виды страхования. Страховые услуги. Основные понятия страхования. Страхование в России.




Урок 61-62

УЧЕТ (2 часа)

61. Учет: структура и основные понятия.

62. Бюджет

Учет: структура и основные понятия. Принципы бухгалтерского учета. Финансовая отчетность. Бюджет (смета).



Раздел III. РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА (6 час)


Урок 63-64.

СТАНОВЛЕНИЕ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (2 часа)

63. Краткая экономическая история России

64. Первые результаты и социальная цена реформ.

Краткая экономическая история России до 1917 года. Административно-командная экономика

Советского Союза. Попытки реформирования советской экономики. Старт рыночной экономики. Макроэкономическая стабилизация и институциональные преобразования. Первые результаты и социальная цена реформ.




Урок 65-68.

65-68.СОВРЕМЕННАЯ РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА (4 час)

Ресурсы российской экономики. Экономическая политика. Стратегия роста.





Рабочая программа ЭКОНОМИКА профиль 10-11
  • Обществознание
Описание:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Программа  по экономике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и  предназначена для учащихся старшей школы изучающих профильный курс

экономики. Программа ориентирована на изучение школьниками базовых экономических понятий, формирование у школьников общих, и в то же время, достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью.

Структура документа

Программа  включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным (в модальности «не менее») распределением учебных часов по темам курса; требования к уровню подготовки выпускников. Программа предлагает логичную последовательность  изучения экономических вопросов.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание среднего (полного) общего образования на профильном уровне по экономике представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в том числе в международной сфере. Основные содержательные линии:

основные концепции экономики;

микроэкономика;

макроэкономика и международная экономика;

прикладная экономика.

Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят навыки, умения и ключевые компетентности, необходимые для будущей работы в экономической сфере.

Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения, прежде всего, экономики фирмы и государства. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо будущему образованному члену общества.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами обществоведения, математики, истории, географии, права, литературы и др.

Профильное экономическое образование предполагает развитие начальных профессиональных умений и навыков, а также освоение базовых навыков для будущей работы в экономической сфере.

Цели

Изучение экономики в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному

самоопределению и самореализации;

воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;

освоение системы знаний об экономической деятельности  фирм и государства, об экономике

России для последующего изучения экономических дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства; выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам с применением элементов научного

анализа;

формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для профильного изучения учебного предмета «Экономика» на этапе среднего (полного) общего образования, из расчета 2 учебных часа в неделю.

Программа  рассчитана на 136 учебных часов.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Экономика» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;

- применение математических знаний в экономической сфере;

- применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

- работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

- участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);

- пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и

практической деятельности;

- владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Экономика» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки

выпускников

Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися

Не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

работу с источниками экономической информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);

критическое осмысление актуальной экономической информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;

освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни (в школе, общественных местах и т.п.);

применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения;

аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;

написание творческих работ по экономическим вопросам.

Требования к уровню подготовки

В результате изучения экономики на профильном уровне ученик должен

Знать/Понимать

смысл основных теоретических положений экономической науки;

основные экономические принципы функционирования семьи, фирмы, рынка и государства, а также международных экономических отношений;

Уметь

приводить примеры: взаимодействия рынков; прямых и косвенных налогов; взаимовыгодной международной торговли;

описывать: предмет и метод экономической науки, факторы производства, цели фирмы, основные виды налогов, банковскую систему, рынок труда, экономические циклы, глобальные экономические проблемы;

объяснять: экономические явления с помощью альтернативной стоимости; выгоды обмена; закон

спроса; причины неравенства доходов; роль минимальной оплаты труда; последствия инфляции;

сравнивать (различать): спрос и величину спроса, предложение и величину предложения, рыночные структуры, безработных и незанятых, организационно-правовые формы предприятий, акции и облигации;

вычислять на условных примерах: величину рыночного спроса и предложения, изменение спроса (предложения) в зависимости от изменения формирующих его факторов, равновесную цену и объем продаж; экономические и бухгалтерские затраты и прибыль, смету (бюджет) доходов и расходов, спрос фирмы на труд; реальный и номинальный ВВП, темп инфляции, уровень безработицы;

применять для экономического анализа: кривые спроса и предложения, графики изменений рыночной ситуации в результате изменения цен на факторы производства, товары-заменители и дополняющие товары;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

исполнения типичных экономических ролей;

решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;

совершенствования собственной познавательной деятельности;

оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;

 

осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации.

Автор Иванченко Валентина Васильевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Обществознание
Подраздел
Просмотров 436
Номер материала 27280
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓