Главная / Физика / Рабочая программа ДОД "Физика.Жизнь.Экология"

Рабочая программа ДОД "Физика.Жизнь.Экология"



















ФИЗИКА. ЖИЗНЬ. ЭКОЛОГИЯ.

Дополнительная образовательная программа для учащихся

5-6 классов, срок реализации – два года обучения.















Составитель: Леонова С.В.,

педагог дополнительного

образования, учитель физики

















Пояснительная записка.

Программа физического кружка составлена для учащихся 5-6 классов и спланирована так, что занятия кружка приучают к самостоятельной творческой работе, развивают инициативу учащихся, вносят элементы исследования в их работу, содействуют выбору будущей профессии. Кроме того они имеют большое воспитательное значение, способствуя развитию личности учащегося как члена коллектива, воспитывают чувство ответственности за порученное дело, готовят к трудовой деятельности.

Работая в кружке, ребята могут заниматься подготовкой докладов, проведением экспериментальных исследований, чтением литературы, изготовлением и конструированием физических приборов и игр, организацией массовых мероприятий и т.д., не отдавая предпочтение какому-либо одному виду деятельности. Это позволяет развить общий кругозор учащихся, усовершенствовать их умение работать с научно-популярной литературой, справочниками, техническим оборудованием, открывает широкие возможности для творчества. В процессе обучения школьники получат представление об экспериментальном методе познания в физике, взаимосвязи теории и эксперимента. Курс рассчитан не просто на формирование у учащихся экспериментальных умений, расширение и углубление знания материала курса физики по программе основной школы, а на привитие интереса к изучаемому предмету, поэтому часть времени отводится обучению учащихся постановке и проведению физического эксперимента в домашних условиях и наблюдению за физическими явлениями в природе.

Интерес, проявляемый учащимися к физике и технике, общеизвестен. Задача учителя физики – вовремя подметить этот пробуждающийся интерес и создать условия для его дальнейшего развития. Ведь именно таких интересующихся учащихся, как показывает опыт, вырастает в дальнейшем хорошие специалисты, ученые. Отсюда возникает необходимость в организации внеклассной работы с учащимися.

Внеклассная работа имеет важное воспитательное и образовательное значение. Она способствует воспитанию у учащихся инициативы, самостоятельности, умения творчески подходить к решению различных задач. Внеклассная работа оказывает влияние на учебный процесс, делает все преподавание более живым, увлекательным и интересным.

Обновление школы, в том числе школьного физического образования, проходит, прежде всего, в направлении создания оптимальных условий для развития каждого ученика, для формирования человека с новым уровнем создания, способного к самооценке и практическому мышлению. Перед учителями всех предметов, как и перед учителями физики, стоит важнейшая задача: сообщить учащимся определенную сумму знаний, развивать их умения и навыки, учить школьников применять полученные знания на практике. Для этого и внеурочную работу по физике необходимо направлять на углубление знаний и умений, полученных учащимися на уроках, на связь теории с практикой, на знакомство с техническими и научными достижениями, на расширение знаний в области истории, науки и техники.

Опыт самостоятельного выполнения сначала простых физических эксперимен­тов, затем заданий исследовательского типа позво­лит ученику либо убедиться в правильности своего предварительного выбора, либо изменить свой выбор и испытать свои способности на каком-то ином направлении. Программой предусмотрено знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения физических знаний на практике, формирование целостной естественнонаучной картины мира учащихся на основе принципов здоровьесберегающей педагогики. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как связан изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье. Занятия необходимо начинать с физкультминуток, разработанных с целью профилактики болезней глаз.

Отличительной особенностью этой программы является то, что изучение материала идёт на уровне осязания, так как практически каждое занятие предусматривает лабораторное исследование. Проведение небольших исследований, лабораторных работ позволяет ребёнку научиться наблюдать, анализировать, делать выводы


Цель программы: формирование познавательного интереса школьников, создание условий для развития творческих способностей и самосовершенствования личности, нацеливание на обоснованный выбор профиля дальнейшего обучения.

Задачи:

создание условий для формирования развития у учащихся:

  • интеллектуальных и практических умений в области тепловой физики, электричества и оптических явлений;

  • умению самостоятельно приобретать и применять на практике знания, полученные на занятиях кружка;

  • творческих способностей;

  • коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в группе, вести дискуссию;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и техники для дальнейшего развития человеческого общества;

  • использования полученных знаний и умений для решения практических задач

повседневной жизни, рационального использования природных ресурсов и охраны

окружающей среды.


В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:

  • наблюдать и описывать различные физические явления и свойства;

  • планировать исследования, выдвигать гипотезы;

  • отбирать необходимые для проведения эксперимента приборы, выполнять простейшие лабораторные работы;

  • представлять результаты в виде графиков, таблиц;

делать выводы обсуждать результаты эксперимента.

Методы и средства обучения.

В программе используются эвристические исследовательские методы обучении: анализ информации, постановка эксперимента, проведение демонстрационных и лабораторных исследований. Эти методы в наибольшей степени должны обеспечить развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, в самостоятельности в приобретении знаний при выполнении творческих заданий, экспериментальных исследовании, умение анализировать полученные результаты. Роль учителя в обучении меняется: он выступает как организатор, консультант, эксперт самого процесса деятельности учащихся и её результатов. По каждой теме предлагается проведение ряда фронтальных практических работ, наблюдений, исследований, а так же самостоятельные лабораторные работы в качестве контроля за усвоением изученного материала.


Ожидаемый результат:

  • успешная самореализация учащихся в учебной деятельности;

  • сознательный, обоснованный выбор профиля;

  • знание явлений природы, физики этих явлений;

  • умения ставить перед собой задачи, решать их доступными средствами, представлять полученные результаты;

  • знание своих обязанностей по охране природы и бережное отношение к природе;

  • формирование четкого представления по соблюдению правил техники безопасности в быту;

  • преодоление самооценки « физика – сложный предмет, и мне он в жизни не понадобится».

В результате изучения учащиеся должны знать и понимать:

  • смысл понятий: механические, тепловые, электрические, магнитные, световые явления, их существенные признаки; механическое движение, траектория, путь, скорость, относительность механического движения, звук, источники звука; температура, теплопередача, виды теплопередач, агрегатные переходы; электрический ток, сила тока, напряжение, источники тока, виды соединений потребителей тока, тепловое, химическое, магнитное действие электрического тока; свет, луч света, тень, отражение и преломление света, атмосфера, влажность воздуха; механическая работа, энергия;

  • роль эксперимента в изучении физических явлений; методы научного познания;

  • особенности проведения физических исследований;

  • роль человека в изменении окружающей среды.

Учащиеся должны уметь:

  • описывать изучаемые физические явления и процессы;

  • использовать физические приборы для измерения размеров физического тела, температуры, объёма, силы, силы тока, напряжения, атмосферного давления, влажности воздуха;

  • на основе результатов исследований выявлять следующие закономерности: зависимость интенсивности протекания диффузии от агрегатного состояния и температуры тела; зависимость силы взаимодействия частиц от расстояния между ними; зависимость силы упругости от деформации; зависимость силы трения от массы тела и от обработки поверхности; зависимость давления тела от площади опоры; зависимость высоты звука от частоты колебаний; увеличении длины (объёма) тела при нагревании и уменьшение длины (объёма) тела при охлаждении; зависимость скорости испарения жидкости от температуры, площади поверхности, рода вещества и ветра; понижение температуры жидкости при испарении; сила тока одинакова во всех участках цепи при последовательном соединении; напряжение при параллельном соединении проводников одинаково; общее напряжение при последовательном соединении равно сумме напряжений на отдельных участках цепи; сила тока в неразветвленной цепи равно сумме силы токов в отдельных участках цепи; зависимость изображения в линзе от расстояния от предмета до линзы;

  • приводить примеры практического использования знаний о физических явлениях; вредного воздействия человека на окружающую среду;

  • проектировать пути решения экологических проблем;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественно научного содержания с использованием различных источников.


Основные формы организации занятий.

В соответствии с целями спецкурса, его содержанием и методами обучения наиболее оптимальной формой занятия является самостоятельная исследовательская работа.
Необходимо отдавать предпочтение следующим формам работы:

  • лекции с элементами беседы;

  • ролевые и познавательные игры

  • дискуссии

  • консультация с учителем;

  • работа в малых группах (2-3 человека) при выполнении исследовательских заданий;

  • подготовка отчетных материалов по результатам проведения исследований.

Демонстрации, наблюдения, исследования рассчитаны на использование типового оборудования кабинета физики.




Для реализации программы необходимо:

- кабинет, оборудование, дидактический материал;

- ТСО (компьютер, видеомагнитофон, фотоаппарат);

- схемы, таблицы;

- микролаборатории.


Программа ориентирована на учащихся 5-6 классов и рассчитана на 2 года обучения


Предполагаемые формы контроля.

В качестве контроля предполагается написание мини проектов по предложенным темам.

1. История измерительных приборов.

2. Термометры и их виды.

3. Э. Резерфорд - создатель планетарной модели строения атома.

4. Звуки в природе.

5. Учет и использование трения в технике.

6. Архимед - древнегреческий математик, инженер, физик.

7. Исследование морских глубин.



График работы над проектами.

Время работы

Содержание работы

Сентябрь

Выбор тем проектов

Октябрь

Консультации по выбранным темам

Ноябрь

Декабрь

Январь

Предзащита проектов

Февраль

Консультации и доработка проектов

Март

Апрель

Защита проектов

Май


Тематическое планирование.

п/п

Тема

Кол-во часов

1.

Введение

6

2.

Тела и вещества

18

3.

Взаимодействие тел

19

4.

Механические явления

12

5.

Тепловые явления

10

6.

Работа над проектами

4

7.

Защита проектов

2

8.

Подведение итогов

1

Всего

72









Учебно-тематический план.

Наименование тем.

Всего часов

Из них

теория

практика

1.

Введение.

6

4

2

1/1

Природа. Человек часть природы.

1

1


1/2

Тела и вещества. Что изучает физика

1

1


1/4

Методы исследования природы. Лабораторное оборудование

1

1


1/5

Измерения. Измерительные приборы.

1

1


1/6

Лабораторная работа №1 « Измерение размеров физического тела».

1


1


Лабораторная работа №2 «Опыты с мерным цилиндром».

1


1

2.

Тела и вещества.

18

10

8

2/1

Характеристики тел и веществ

1

1


2/2

Состояние вещества.

1

1


2/3

Масса.

1

1


2/4

Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах».

1


1

2/5

Температура.

1

1


2/6

Лабораторная работа №4 «Измерение температуры воды и воздуха».

1


1

2/7-2/8

Строение вещества: молекулы, атомы, ионы.

2

2


2/9

Движение частиц

1

1


2/10

Взаимодействие частиц. Строение твердых тел, жидкостей, газов с молекулярной точки зрения.

1

1


2/11

Строение атома.

1

1


2/12

Плотность. Объем

1

1


2/13-2/15

Решение задач на связь между массой, объемом и плотностью.

3


3

2/16

Лабораторная работа № 5 «Определение плотности вещества».

1


1

2/17-2/18

Итоговый урок по теме« Тела и вещества».

2


2

3.

Взаимодействие тел.

19

15

4

3/1

К чему приводит действие одного тела на другое? Силы.

1

1


3/2

Всемирное тяготение.

1

1


3/3

Деформация.

1

1


3/4

Сила упругости.

1

1


3/5

Условие равновесия тел.

1

1


3/6

Измерение силы. Трение .

1

1


3/7

Трение.

1

1


3/8

Электрические силы.

1

1


3/9

Магнитное взаимодействие.

1

1


3/10

Давление.

1

1


3/11

Задачи на вычисление давления.

1


1

3/12

Давление в жидкостях и газах.

1

1


3/13

Давление на глубине.

1

1


3/14

Сообщающиеся сосуды.

1

1


3/15

Архимедова сила.

1

1


3/16

Изучение архимедовой силы.

1

1


3/17

Лабораторная работа №6 «Изучение выталкивающей силы».

1


1

3/18-3/19

Итоговый урок по теме «Взаимодействие тел».

2


2

4.

Механические явления.

12

6

6

4/1-4/2

Механическое движение.

2

2


4/3

Скорость движения.

1

1


4/4-4/7

Решение задач на связь между скоростью, расстоянием и временем.

4


4

4/8

Относительность механического движения.

1

1


4/9

Звук.

1

1


4/10

Скорость звука.

1

1


4/11-4/12

Обобщающий урок по теме «Механические явления».

2


2

5.

Тепловые явления.

10



5/1-5/2

Тепловое расширение.

2



5/3-5/4

Плавление и отвердевание

2



5/5-5/6

Испарение и конденсация.

2



5/7-5/8

Теплопередача.

2



5/9-5/10

Обобщающий урок по теме «Тепловые явления».

2



6.

Работа над проектами.

4


4


Защита проектов.

2




Подведение итогов.

1




Содержание дополнительной образовательной программы (5 класс).

Введение (6ч).

1/1. Введение. Природа. Человек часть природы.

Основной материал. Природа живая и неживая. Понятие о явлениях природы. Человек – часть природы, зависит от нее, преобразует ее. Физика – наука о природе.

1/2. Тела и вещества. Что изучает физика.

Основной материал. Тела и вещества. Многообразие явлений природы. Физические явления: механические, тепловые, электромагнитные, световые, атомные.

1/3. Методы исследования природы. Лабораторное оборудование.

Основной материал. Описание явлений природы в литературе и искусстве. Наблюдение, опыт, теория. Лабораторное оборудование. Правила пользования и правила безопасности.

1/4. Измерения. Измерительные приборы.

Основной материал. Роль измерений в научных исследованиях и в практике. Простейшие измерительные приборы и инструменты: линейка, измерительный цилиндр, динамометр. Шкала прибора: цена деления, предел измерений. Алгоритм нахождения цены деления и предела измерений.

1/5. Лабораторная работа №1 « Измерение размеров физического тела».

1/6. Лабораторная работа №2 «Опыты с мерным цилиндром».

Тела и вещества (18ч).

2/1. Характеристики тел и веществ.

Основной материал. Характеристики тел и веществ: форма, объем, цвет, запах.

2/2. Состояние вещества.

Основной материал. Твердое, жидкое и газообразное состояния вещества и их характеристики.

2/3. Масса

Основной материал. Масса. Первые представления о массе как о количестве вещества. Необходимость измерения массы. Из истории измерения массы. Меры и эталон массы. Виды весов. Правила работы с лабораторными весами.

2/4. Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах».

2/5. Температура.

Основной материал. Температура как важная характеристика тел и веществ, различных явлений природы. Измерение температуры. Термометры и правила работы с ними.

2/6. Лабораторная работа №4 «Измерение температуры воды и воздуха».

2/7-2/8. Строение вещества: молекулы, атомы, ионы.

Основной материал. Значение знаний о строении вещества. Делимость вещества. Строение вещества: молекулы, атомы, ионы. Представление о размерах этих частиц.

2/9. Движение частиц.

Основной материал. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Движение частиц и температура тела. Примеры диффузии в природе, технике, быту.

2/10. Взаимодействие частиц. Строение твердых тел, жидкостей, газов с молекулярной точки зрения.

Основной материал. Доказательства существования притяжения между частицами вещества. Склеивание и сварка.

2/11. Строение атома.

Основной материал. Роль исследований строения атома в науке. Э. Резерфорд - создатель планетарной модели строения атома. Строение атома: ядро (протоны и нейтроны), электроны; массы этих частиц. Заряды протонов и электронов, их взаимодействие, заряд ядра.

2/12. Плотность. Объем.

Основной материал. Плотность и объем как характеристики вещества. Задачи на вычисление плотности, объема и массы.

2/13 - 2/15. Решение задач на связь между массой, объемом и плотностью.

2/16. Лабораторная работа № 5 «Определение плотности вещества».

2/17 -2/18. Итоговый урок по теме« Тела и вещества».

Взаимодействие тел (19ч).

3/1. К чему приводит действие одного тела на другое? Силы.

Основной материал. Измерение скорости и формы тела при действии на него других тел. Сила как характеристика взаимодействия. Силы различной природы: сила тяжести, сила упругости, электрическая и магнитная силы, сила трения, сила давления. Зависимость результата действия силы от ее значения, направления, точки приложения.

3/2. Всемирное тяготение.

Основной материал. Всемирное тяготение, его проявления: падение тел на Землю, движение планет и спутников, приливы и отливы. Сила тяжести, ее зависимость от массы тела. Открытие закона всемирного тяготения И.Ньютоном. Единица измерения силы – 1 ньютон (Н). Вычисление силы тяжести по формуле Fт = 9,8 Н/кг * m.

3/3.Деформация.

Основной материал. Различные виды деформации: растяжение, сжатие, изгиб, сдвиг и кручение. Проявление деформации в природе, в быту, учет и использование в технике.

3/4. Сила упругости.

Основной материал. Возникновение силы упругости при деформации тел. Направление силы упругости. Зависимость силы упругости от деформации. Проявление силы упругости в природе, в быту, учет и использование ее в технике.

3/5. Условие равновесия тел.

Основной материал. Выяснение условия, при котором тело находится в покое или движется равномерно и прямолинейно.

3/6. Измерение силы. Трение.

Основной материал. Динамометр. Сила трения и ее проявление в природе и быту.

3/7. Трение.

Основной материал. Зависимость силы трения от силы тяжести тела. Учет и использование трения в технике.

3/8. Электрические силы.

Основной материал. Объяснение электрического взаимодействия на основе электронной теории. Электризация тел трением. Взаимодействие одноименно и разноименно заряженных тел. Принцип действия электроскопа.

3/9. Магнитное взаимодействие.

Основной материал. Постоянные магниты. Полюса магнита. Магнитная стрелка. Земля как магнит. Компас. Применение постоянных магнитов.

3/10. Давление.

Основной материал. Сила давления и давление. Единица давления. Способы увеличения и уменьшения давления ( гусеницы трактора, фундамент здания, острие колющего предмета и др.).

3/11. Задачи на вычисление давления.

3/12. Давление в жидкостях и газах.

Основной материал. Закон Паскаля. Учет и использование передачи давления жидкостями и газами по всем направлениям в технике. Артериальное давление.

3/13. Давление на глубине.

Основной материал. Наличие давления внутри жидкости, его возрастание с глубиной. Равенство давлений внутри жидкости на одной глубине по всем направлениям.

3/14. Сообщающиеся сосуды.

Основной материал. Закон сообщающихся сосудов, его объяснение. Примеры сообщающихся сосудов. Применение сообщающихся сосудов: шлюз, водопровод, фонтан.

3/15. Архимедова сила.

Основной материал. Выталкивающая сила, ее измерение. Объяснение причин возникновения выталкивающей силы.

3/16. Изучение архимедовой силы.

Основной материал. Действие выталкивающей силы на различные тела.

3/17.Лабораторная работа №6 «Изучение выталкивающей силы».

3/18 - 3/19. Итоговый урок по теме «Взаимодействие тел».

Механические явления (12ч).

4/1 – 4/2. Механическое движение.

Основной материал. Определение механического движения. Траектория. Различные виды движения: прямолинейное, криволинейное, движение по окружности, вращательное, колебательное, волны. Примеры различных видов движения в природе и технике. Измерение пути и его единицы измерения.

4/3. Скорость движения.

Основной материал. Скорость, путь, время – единицы измерения. Формулы, связывающие скорость, путь, время.

4/4 – 4/7. Решение задач на связь между скоростью, расстоянием и временем.

4/8. Относительность механического движения.

Основной материал. Представление об относительности движения.

4/9. Звук.

Основной материал. Звук как источник информации человека об окружающем мире. Источники звука.

4/10. Скорость звука.

Основной материал. Скорость звука в различных средах. Явление отражения звука. Эхо. Использование явления отражения звука в технике. Голос и слух, гортань и ухо.

4/11 – 4/12 . Обобщающий урок по теме «Механические явления».

Тепловые явления (12ч).

5/1 -5/2. Тепловое расширение.

Основной материал. Тепловое расширение жидкостей и газов. Примеры учета и использования теплового расширения в технике.

5/3 -5/4. Плавление и отвердевание.

Основной материал. Процессы плавления и отвердевания, и объяснение с точки зрения строения вещества.

5/5-5/6. Испарение и конденсация.

Основной материал. Процессы испарения и конденсации, их объяснение с точки зрения строения вещества. Испарение и конденсация в природе. Зависимость скорости испарения жидкости от рода жидкости, температуры, площади свободной поверхности.

5/7-5/8. Теплопередача.

Основной материал. Процесс теплопередачи, примеры проявления теплопередачи в природе, учета и использования в технике.

5/9-5/10 . Обобщающий урок по теме «Тепловые явления».

Работа над проектами.

Защита проектов.

Подведение итогов.


6 класс.

Предполагаемые формы контроля.

В качестве контроля предполагается написание мини проектов по предложенным темам:

  1. Электрический ток на службе человека.

  2. Очки.

  3. Солнечные и лунные затмения и их влияние на жизнь людей.

  4. Основные факторы вредного влияния деятельности человека на окружающую среду.

  5. Вредные выбросы производства.

  6. Необходимость контроля над состоянием атмосферы и основные способы его осуществления.

  7. Необходимость экономии природных ресурсов и использования новых технологий.


График работы над проектами.

Время работы

Содержание работы

Сентябрь

Выбор тем проектов

Октябрь

Консультации по выбранным темам

Ноябрь

Декабрь

Январь

Предзащита проектов

Февраль

Консультации и доработка проектов

Март

Апрель

Защита проектов

Май


Тематическое планирование.

п/п

Тема

Кол-во часов

1.

Электромагнитные явления

12

2.

Световые явления

12

3.

Земля - планета Солнечной системы

9

4.

Земля - место обитания человека

9

5.

Человек дополняет природу

16

6.

Беречь природу

8

7.

Работа над проектами. Защита проектов.

4

7.

Подведение итогов

2

Всего

72



Учебно-тематический план.

Наименование тем.

Всего часов

Из них

теория

практика

1.

Электромагнитные явления.

12

7

5

1/1

Электрический ток. Напряжение.

1

1


1/2

Напряжение. Источники тока.

1

1


1/3

Электрическое сопротивление.

1

1


1/4

Закон Ома для участка цепи.

1

1


1/5-1/6

Электрические цепи.

2

1

1

1/7

Последовательное и параллельное соединение цепей.

1

1


1/8

Лабораторная работа " Изучение последовательного соединения проводников".

1


1

1/9

Лабораторная работа " Изучение параллельного соединения проводников".

1


1

1/10

Действие тока.

1

1


1/11-1/12

Итоговый урок по теме "Электромагнитные явления".

2


2

2.

Световые явления.

12

8

4

2/1

Свет. Источники света.

1

1


2/2

Свет и тень.

1

1


2/3

Отражение света.

1

1


2/4

Изображение в плоском зеркале.

1


1

2/5

Преломление света.

1

1


2/6

Линзы.

1

1


2/7

Лабораторная работа №1 " Наблюдение изображений предмета в линзе в зависимости от их взаимного расположения".

1


1

2/8

Оптические приборы.

1

1


2/9

Глаз и очки.

1

1


2/10

Разложение белого света в спектр.

1

1


2/11-2/12

Итоговый урок по теме "Световые явления".

2


2

3.

Земля-планета солнечной системы.

9

8

1

3/1

Древняя наука астрономия. В мире звезд.

1

1


3/2

Карта звездного неба. Азимут и высота светил

1

1


3/3

Солнце. Солнечная система.

1

1


3/4-3/5

Планеты солнечной системы.

2

2


3/6

Годичное и суточное движение Земли.

1

1


3/7

Луна - естественный спутник Земли.

1

1


3/8

Космические исследования.

1

1


3/9

Обобщающий урок по теме « Земля – планета Солнечной системы».

1


1

4.

Земля-место обитания человека.

9

6

3

4/1

Строение земного шара.

1

1


4/2

Атмосфера.

1

1


4/3

Измерение атмосферного давления. Барометры.

1


1

4/4

Влажность.

1


1

4/5

Атмосферные явления.

1

1


4/6-4/7

Из истории развития авиации.

2

2


4/8

Освоение космического пространства.

1

1


4/9

Обобщающий урок по теме "Земля - местообитания человека".

1


1

5.

Человек дополняет природу.

16

12

4

5/1

Простые механизмы.

1

1


5/2

Лабораторная работа № 2 по теме "Знакомство с простыми механизмами".

1


1

5/3

Лабораторная работа № 3 по теме "Знакомство с простыми механизмами".

1


1

5/4

Механическая работа.

1

1


5/5

Решение задач на вычисление механической работы.

1


1

5/6

Энергия.

1

1


5/7

Источники энергии.

1

1


5/8

Тепловые двигатели.

1

1


5/9

Двигатель внутреннего сгорания.

1

1


5/10

Электростанции.

1

1


5/11

Ядерная энергетика. Радиация.

1

1


5/12

Автоматика в нашей жизни.

1

1


5/13

Средства связи.

1

1


5/14

Наука в жизни общества.

1

1


5/15

Материалы для современной техники.

1

1


5/16

Обобщающий урок по теме «Человек дополняет природу».

1


1

6.

Беречь природу.

8



6/1-6/2

Влияние человека на окружающую среду.

2

2


6/3-6/4

Экология.

2

2


6/5-6/6

Конференция, посвященная проблемам экологии.

2


2

6/7-6/8

Экскурсия.

2




Работа над проектами. Защита проектов.

4




Подведение итогов.

2





Содержание дополнительной образовательной программы (6 класс).

1.Электромагнитные явления (12ч).

1 /1. Электрический ток. Напряжение.

Основной материал. Вводный инструктаж по ТБ. Электрический ток как направленное движение заряженных частиц. Напряжение как условие возникновения электрического тока. Источники постоянного и переменного тока.

1 /2. Напряжение. Источники тока.

Основной материал. Сила тока, единица измерения силы тока - 1 Ампер (А). Примеры различных значений силы тока. Напряжение, единица измерения напряжения - 1 Вольт (В). Примеры различных значений напряжения. Амперметр и вольтметр, и их подключение к электрической цепи. Зависимость силы тока от напряжения.

1/3. Электрическое сопротивление.

Основной материал. Электрическое сопротивление, единица измерения сопротивления - 1 Ом (Ом). Зависимость сопротивления проводника от его длины, толщины и материала, из которого сделан проводник.

1/4. Закон Ома для участка цепи.

Основной материал. Закон Ома для участка цепи и его применение для решения задач.

1/5 -1/6. Электрические цепи.

Основной материал. Составные части электрических цепей и их обозначения на схеме.

1/7. Последовательное и параллельное соединение цепей.

Основной материал. Последовательное и параллельное соединение проводников, их отличия, использование в различных цепях.

1/8. Лабораторная работа " Изучение последовательного соединения проводников".

1/9. Лабораторная работа " Изучение параллельного соединения проводников".

1/10. Действие тока.

Основной материал. Нагревательное действие тока, его применение в бытовых приборах. Магнитное действие тока. Электромагниты и их применение. Химическое действие тока, его применение.

1/11-1/12 . Итоговый урок по теме "Электромагнитные явления".

2.Световые явления (12 ч).

2/1. Свет. Источники света.

Основной материал. Световые явления. Свет как источник информации человека об окружающем мире. Источники света: горячие и холодные.

2/2. Свет и тень.

Основной материал. Образование тени от преграды. Прохождение света сквозь отверстие. Объяснение солнечных и лунных затмений.

2/3. Отражение света.

Основной материал. Зеркальное и рассеянное отражение. Зеркала плоские выпуклые и вогнутые. Использование зеркал

2/4. Изображение в плоском зеркале.

Основной материал. Характер изображения в плоском зеркале. Объяснение возникновения мнимого изображения с помощью построения.

2/5. Преломление света.

Основной материал. Явление преломления света. Изменение направления светового луча при переходе из одной среды в другую.

2/6. Линзы.

Основной материал. Различные типы линз: собирающие и рассеивающие. Фокус линзы. Увеличение линзы.

2/7. Лабораторная работа №1 " Наблюдение изображений предмета в линзе в зависимости от их взаимного расположения".

2/8. Оптические приборы.

Основной материал. Назначение и использование оптических приборов: фотоаппарата, микроскопа, телескопа.

2/9. Глаз и очки.

Основной материал. Строение глаза, некоторые функции его отдельных частей. Изображение, получаемое на сетчатке. Недостатки зрения: дальнозоркость и близорукость, использование очков для их исправления.

2/10. Разложение белого света в спектр.

Основной материал. Разложение белого света с помощью призмы. Спектр. Порядок следования цветов в спектре. Радуга. Объяснение цвета тел.

2/11 -2/12 . Итоговый урок по теме "Световые явления".

3.Земля - планета Солнечной системы (9 ч).

3/1. Древняя наука астрономия. В мире звезд.

Основной материал. Задачи, которые решает астрономия, знакомство с звездным небом, созвездия. Древние астрономические инструменты и современные методы астрономических исследований.

3/2. Карта звездного неба. Азимут и высота светил.

Основной материал. Карта звездного неба. Нахождение на карте созвездий и наиболее ярких звезд. Азимут и высота светил.

3/3. Солнце. Солнечная система.

Основной материал. Солнце. Первые представления о его составе и температуре. Изменения солнечной активности. Солнце и жизнь на Земле. Солнечная система и ее строение.

3/4-3/5. Планеты солнечной системы.

Основной материал. Краткая характеристика планет Солнечной системы.

3/6. Годичное и суточное движение Земли.

Основной материал. Движение Земли: вращение вокруг своей оси и обращение вокруг Солнца. Причины смены дня и ночи, времен года.

3/7. Луна - естественный спутник Земли.

Основной материал. Луна - естественный спутник Земли. Движения Луны вокруг Земли и вокруг своей оси. Отсутствие атмосферы и связанные с этим физические условия на Луне. Фазы Луны.

3/8. Космические исследования.

Основной материал. Основные этапы космических исследований.

3/9. Обобщающий урок по теме " Земля - планета Солнечной системы".

4.Земля - место обитания человека (9 ч).

4/1.Строение земного шара.

Основной материал. Строение земного шара. Увеличение плотности и температуры с глубиной. Состав гидросферы. Роль гидросферы для жизни на Земле. Исследования морских глубин. Судоходство. Процессы, происходящие в земных недрах и в гидросфере, их влияние на жизнь людей, необходимость их изучения.

4/2. Атмосфера.

Основной материал. Состав и строение атмосферы. Атмосферное давление. Опыт Торричелли.

4/3. Измерение атмосферного давления. Барометры.

Основной материал. Барометры: ртутный и анероид, их принцип действия. Единицы измерения атмосферного давления.

4/4. Влажность.

Основной материал. Содержание водяного пара в атмосфере. Ненасыщенный и насыщенный пар. Относительная влажность воздуха и ее измерение. С помощью гигрометров и психрометров.

4/5. Атмосферные явления.

Основной материал. Туман, облака, дождь, роса - объяснение причин их возникновения. Гроза, молниеотвод.

4/6-4/7. Из истории развития авиации.

Основной материал. Этапы становления и развития авиации. Выдающиеся летчики и конструкторы самолетов.

4/8. Освоение космического пространства.

Основной материал. Основные этапы освоения космического пространства. Подготовка к полетам в космос.

4/9. Обобщающий урок по теме "Земля - местообитания человека".

5.Человек дополняет природу (16 ч).

5/1. Простые механизмы.

Основной материал. Простые механизмы - рычаг, наклонная плоскость, блок. Назначение простых механизмов.

5/2. Лабораторная работа № 2 по теме "Знакомство с простыми механизмами".

5/3. Лабораторная работа № 3 по теме "Знакомство с простыми механизмами".

5/4.Механическая работа.

Основной материал. Определение механической работы. Единицы работы.

5/5. Решение задач на вычисление механической работы.

5/6. Энергия.

Основной материал. Виды энергии. От чего зависят виды энергии?

5/7. Источники энергии.

Основной материал. Источники энергии. Различные виды источников энергии: солнечная энергия, минеральное топливо, ядерное горючее. Восполняемые источники энергии. Пищеварение как процесс восполнения энергии человеком. Значение солнечной энергии для жизни на Земле.

5/8. Тепловые двигатели.

Основной материал. Тепловые двигатели - машины, преобразующие энергию топлива в энергию движения. Из истории тепловых двигателей. Паровые машины Дж. Уатта, И.И. Ползунова. Применение современных тепловых двигателей.

5/9. Двигатель внутреннего сгорания.

Основной материал. Двигатель внутреннего сгорания. Принцип его действия и его использование.

5/10. Электростанции.

Основной материал. Роль электроэнергии в жизни общества. Виды электростанций.

5/11. Ядерная энергетика. Радиация.

Основной материал. Проблемы захоронения радиоактивных отходов АЭС. Техника безопасности на ядерных установках. Новые виды оружия. Воздействие радиации на организм человека.

5/12. Автоматика в нашей жизни.

Основной материал. Что такое автоматическое устройство. Иллюстрация действия автоматов на конкретных примерах на производстве и в быту.

5/13. Средства связи.

Основной материал. Средства связи. Сведения из истории их развития. Телеграф. Телефон. Радио и телевидение.

5/14. Наука в жизни общества.

Основной материал. Выдающиеся естествоиспытатели, их роль в создании основ естествознания. Основные направления современных научных исследований в области физики.

5/15. Материалы для современной техники.

Основной материал. Необходимость создания искусственных материалов. Примеры искусственных материалов и их использование: керамика, ферриты, сверхпрочные сплавы, жидкие кристаллы и т.д.

5/16. Обобщающий урок по теме "Человек дополняет природу".

6.Беречь природу (8 ч).

6/1-6/2. Влияние человека на окружающую среду.

Основной материал. Основные факторы вредного влияния деятельности человека на окружающую среду. Экологические катастрофы, военные действия. Вредные выбросы производства. Необходимость контроля над состоянием атмосферы и основные способы его осуществления. Необходимость экономии природных ресурсов и использования новых технологий.

6/3-6/4. Экология.

Основной материал. Необходимость борьбы с загрязнением окружающей среды. Обсуждение экологического состояния в школе и на территории, прилегающей к ней.

6/5-6/6 Конференция, посвященная проблемам экологии.

6/7-6/8. Экскурсия.

Работа над проектами. Защита проектов.

Подведение итогов.
















Методическое обеспечение

дополнительной образовательной программы.


5 класс.

Раздел

Часто используемые формы и методы работы с детьми

Необходимый дидактический материал, физ. Оборудование

Способы проверки результатов

1.Введение.

Формы: лекция, лабораторная работа, работа с учебной и научно-популярной литературой, самостоятельная работа учащихся.

Методы:

метод эвристической беседы, метод наблюдения и сравнения, метод проблемного обучения, метод эксперимента.

Таблицы, плакаты по теме «Измерительные приборы», справочники, приборы: линейка, мензурка

Анализ практических работ, решение задач.

2.Тела и вещества.


Формы: лекция, семинар, лабораторная работа, урок-игра, работа с учебной и научно-популярной литературой, самостоятельная работа учащихся. Методы:

метод эвристической беседы, метод наблюдения и сравнения, метод проблемного обучения, метод эксперимента.

Таблицы, плакаты по теме « Правила работы с физическими приборами», справочники, приборы:

термометр, мензурка, весы.

Анализ практических работ, решение задач.

3.Взаимодействие

тел.


Формы: лекция, семинар, лабораторная работа, урок-игра, работа с учебной и научно-популярной литературой, самостоятельная работа учащихся. Методы:

метод эвристической беседы, метод наблюдения и сравнения, метод проблемного обучения, метод эксперимента.

Таблицы, плакаты по теме « Правила работы с физическими приборами», «Сила трения», «Сила упругости», Сила тяготения», справочники, приборы:

термометр, динамометр,

мензурка, сообщающиеся сосуды, шар Паскаля, магниты, компас

Анализ практических работ, решение зада, сообщения.

4.Механические явления.



Формы: лекция, семинар, работа с учебной и научно-популярной литературой, самостоятельная работа учащихся.Методы:

метод эвристической беседы, метод наблюдения и сравнения, метод проблемного обучения, метод эксперимента.

Таблицы «Относительность механического движения», справочники.

Решение задач.

5.Тепловые явления.

Формы: лекция, семинар, лабораторная работа, урок-игра, работа с учебной и научно-популярной литературой, самостоятельная работа учащихся. Методы:

метод эвристической беседы, метод наблюдения и сравнения, метод проблемного обучения, метод эксперимента.

Таблицы, плакаты по теме « Правила работы с физическими приборами», справочники, приборы:

термометр, динамометр,

мензурка, сообщающиеся сосуды, шар Паскаля, магниты, компас


Анализ практических работ, решение задач.


6 класс.

Раздел

Часто используемые формы и методы работы с детьми

Необходимый дидактический материал, физ. оборудование

Способы проверки результатов

1.Электромагнит-ные явления.

Формы: лекция, семинар, лабораторная работа, работа с учебной и научно-популярной литературой, самостоятельная работа учащихся. Методы:

метод эвристической беседы, метод наблюдения и сравнения, метод проблемного обучения, метод эксперимента.

Таблицы, плакаты «Закон Ома», «Электрические цепи», «Виды соединений», «Виды источников тока», справочники, приборы: источник тока, амперметр, вольтметр, провода, ключ, резистор.

Анализ практических работ, решение задач.

2.Световые явления.

Формы: лекция, семинар, лабораторная работа, работа с учебной и научно-популярной литературой, самостоятельная работа учащихся.

Методы:

метод эвристической беседы, метод наблюдения и сравнения, метод проблемного обучения, метод эксперимента

Таблицы, плакаты «Отражение и преломление света», «Линзы», «Оптические приборы», приборы: линзы. Презентации по оптике.

Анализ практических работ, решение задач, сообщения.

3.Земля-планета солнечной системы.


Формы: лекция, семинар, работа с учебной и научно-популярной литературой, самостоятельная работа учащихся.

Методы:

метод эвристической беседы, метод наблюдения и сравнения, метод проблемного обучения, метод эксперимента

Таблицы и презентации по астрономии.

Сообщения.

4.Земля место обитания человека.

Формы: лекция, семинар, работа с учебной и научно-популярной литературой, самостоятельная работа учащихся. Методы:

метод эвристической беседы, метод наблюдения и сравнения, метод проблемного обучения, метод эксперимента

Таблицы, плакаты «Космонавтика», «Атмосфера», приборы: барометр, психрометр, справочники.

Анализ практических работ, решение задач, сообщения.

5.Человек дополняет природу.

Формы: лекция, семинар, лабораторная работа, работа с учебной и научно-популярной литературой, самостоятельная работа учащихся.

Методы:

метод эвристической беседы, метод наблюдения и сравнения, метод проблемного обучения, метод эксперимента

Таблицы «Тепловые двигатели», «Простые механизмы», приборы: ДВС, рычаг, блок.

Анализ практических работ, решение задач, сообщения.

6.Беречь природу.

Формы: лекция, семинар, работа с учебной и научно-популярной литературой, самостоятельная работа учащихся.

Методы:

метод эвристической беседы, метод наблюдения и сравнения, метод проблемного обучения, метод эксперимента

Презентации по экологии.

Сообщения, защита проектов.























Литература для учителя.

  1. Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. Преподавание физики и химии в 5-6 классах средней школы. - М.:Просвещение,1994.

  2. Дуков В.М. Исторические обзоры в курсе физики в средней школы. -М.:Просвещение,1983.

  3. Кудрявцев П.С. Курс истории физики. - М.:Просвещение,1982.

  4. Мощанский В.Н., Савелова Е.В., История физики в средней школе.-М.:Просвещение,1981.

  5. Спасский Б.И. История физики. - М.: Высшая школа, 1977, ч 1,2.

  6. Храмов Ю.А. Физики: Биографический справочник. - М.:Наука,1983.

  7. Ланина И.Я. Внеклассная работа по физике.- М.:Просвещение,2000.

  8. Лукашик В.И. Сборник вопросов и задач по физике для 7-9 класса в средней школе. - М.:Просвещение, 2005

  9. Детская энциклопедия. - М.:Педагогика,2001.

  10. Хрестоматия по физике/Под редакцией Б.И.Спасского.-М.:Просвещение,1982.

  11. Блудов М.И. Беседы по физике. - М.:Просвещение,1984.

  12. Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты.- М.: Детская литература,2005.

  13. Бесчастная Н.С. Физика в рисунках. - М.:Просвещение,1981.

  14. Книга для чтения по физике: Учебное пособие для учащихся 6-7 классов средней школы / Сост. И.Г.Кириллова.- М.:Просвещение,1986


Литература для учащихся.

1. Балашов М.М. О природе. (7,8 кл.).- М.: Просвещение, 1991.

2. Балашов М.М. Физика-9. -М.:Просвещение, 1994.

3. Кириллова И.Г. Книга для чтения по физике.- М.: Просвещение, 1988.

4. Ракин А. Волны большие и маленькие.- М.: Детская литература,1985.

5. Экология. Город. Здоровье. Азбука экологической безопасности.- Волгоград: Центр экологического обучения, 2001.

6. Энциклопедия для детей. Т. 18. Человек. Ч.1. для детей. Т.18. Человек. Ч.1. Происхождение и природа человека. Как работает тело. Искусство быть здоровым/ Глав. ред. В.А.Володин.- М.: Аванта+, 2002.





















Рабочая программа ДОД "Физика.Жизнь.Экология"
  • Физика
Описание:

Дополнительная образовательная программа  для учащихся 5-6 классов, срок реализации –  два года  обучения.Данная программа актуальна потому, что в этом возрасте велик интерес учащихся, проявляемый ими при изучении курса физики, а внеклассная работа дает возможность углубить и расширить этот интерес.Курс рассчитан не просто на формирование у учащихся экспериментальных умений, расширение и углубление знаний материала курса физики по программе основной школы, а на привитие интереса к изучаемому предмету, поэтому часть времени отводится обучению учащихся постановке и проведению физического эксперимента в домашних условиях и наблюдению за физическими явлениями в природе.

 

 

 

Автор Леонова Светлана Владимировна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Физика
Подраздел
Просмотров 277
Номер материала 34984
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓