Инфоурок Биология Другие методич. материалыРабочая программа для спо (по госам)

Рабочая программа для спо (по госам)

Скачать материал

 

 

Министерство труда, занятости и социальной защиты

ГАОУ СПО «Чистопольский политехнический колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

 

260502   Технология продукции общественного питания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                               Составила: преподаватель

                                                                                первой квалификационной

                                                                                 категории Милицкова Н.Е.

 

 

 

 

г. Чистополь

 

 

ОДОБРЕНА                                                          СОСТАВЛЕНА

предметно-цикловой        комиссией                                 в соответствии с Государственными

преподавателей общеобразовательных                            требованиями к минимуму содержания

 дисциплин Председатель ПЦК:                                       и уровню подготовки выпускников    

__________________Т.Ж. Миронова                              Заместитель директора

преподаватель первой  квалификационной                     по ТО__________А.М. Гатауллина

категории                                                                            преподаватель первой

                                                                                              квалификационной категории.     

 

Автор: Милицкова Н.Е. –преподаватель первой кв. категории химии /биологии  ГАОУ

СПО «Чистопольский политехнический колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа учебной дисциплины "Экологические основы природопользования" предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников  по специальностям среднего профессионального образования (СПО).

Учебная дисциплина " Экологические основы природопользования " является естественнонаучной и направлена на формирование у студента экологического мировоззрения и способностей оценки профессиональной деятельности с позиции охраны окружающей среды.

В результате изучения дисциплины студент должен:

 

иметь представление:

*      о взаимосвязи организмов и среды обитания;

*       об условиях устойчивого состояния экосистем и причина возникновения экологического кризиса;

*      о природных ресурсах России и мониторинг окружающей среды;

*      об экологических принципах рационального природопользования;

 

знать:

-         правовые вопросы экологической безопасности;

 

Учебная программа "Экологические основы природопользования" базируется на биолого-экологических знаниях студентов, полученных в период обучения в общеобразовательном учреждении и является основой для изучения общепрофессиональных дисциплин "Безопасность жизнедеятельности" и "Охрана труда".

Программа рассчитана на 32 теоретических и 15 самостоятельных работ (макс. кол-во часов 47) часа для базового уровня профессионального образования. 

При изучении учебной дисциплины необходимо постоянно обращать внимание студентов на ее прикладной характер, где и когда изучаемые теоретические положения и практические умения могут быть использованы в будущей практической деятельности. Изучение материала необходимо вести в форме, доступной пониманию студентов.

Для проведения занятий целесообразно использовать лекционно-семинарные занятия, организационно-деятельностные и деловые игры, разбор производственных ситуаций, проводить дискуссии по актуальным вопросам экологии, работать с методическими и справочными материалами, применять технические средства обучения и компьютерную технику, организовывать экскурсии на предприятия и учреждения отрасли.

 При изложении учебной дисциплины по соответствующим разделам и темам следует использовать нормативные документы Российской Федерации, а также инструктивные руководящие материалы отраслевых Министерств и ведомств.

Для развития творческой активности студентов рекомендуется выполнение ими самостоятельных творческих работ по проблемам природопользования.

В процессе изучения учебной дисциплины "Экологические основы природопользования" проводится итоговая  контрольная  работа, задание для который разрабатывается преподавателем образовательного учреждения и утверждаются предметной (цикловой) комиссией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

 

 Наименование разделов и тем

Количество аудиторных часов при очной форме обучения

Количество часов сам. работы при очной форме обучения

Раздел 1.

Особенности взаимодействия общества и природы

24

10

Тема 1.1.

Введение

2

 

Тема 1.1.

Природоохранный потенциал

12

 

Тема 1.2.

Природные ресурсы и рациональное природопользование

 

10

 

Раздел 2.

Правовые и социальные вопросы природопользования

6

5

Тема 2.1.

Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу. Природоохранный надзор

 

2

 

Тема 2.2.

Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду

 

4

 

 

Итоговая контрольная работа

2

 

Всего по дисциплине:

32 теория

15

Всего по дисциплине:

47

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

               

Раздел 1. ОСОБЕННОСТИ ВЗОИМОДЕЙСТИЯ

ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА

 

Тема 1.1. Природоохранный потенциал

 

Студент должен:

 

иметь представление:

-      о современном состоянии окружающей  среды России и планеты;

-      о воздействии негативных экологических факторов на человека, их прогнозировании и предотвращении;

-          о планетарных экологических проблемах, о путях ликвидации экологических катастроф.

 

Природа и общество. Общие и специфические черты.

Развитие производительных сил общества; увеличение массы веществ и материалов, вовлекаемых в хозяйственный оборот; преднамеренные и непреднамеренные воздействия человека на условия существования.

Охрана биосферы от загрязнения выбросами хозяйственной деятельности. Влияние урбанизации на биосферу.

Роль человеческого фактора в решении проблем экологии.

Научно-технический прогресс и природа в современную эпоху.

Утилизация бытовых и промышленных отходов. Перспективы и принципы создания неразрушающих природу производств.

Признаки экологического кризиса. Глобальные проблемы экологии: разрушение озонового слоя, истощение энергетических ресурсов, “парниковый” эффект и др. Пути их решения.

 

Тема 1.2. Природные ресурсы и рациональное природовользование

 

Студент должен:

 

иметь представление:

-          о взаимосвязи рационального использования природных ресурсов и экологического равновесия окружающей среды.

Природные ресурсы и их классификация.

Проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов, их взаимосвязь с размещением производства.

Пищевые ресурсы человечества. Проблемы питания и производства сельскохозяйственной продукции.

Проблемы сохранения человеческих ресурсов.

 

 

Тема 1.3. Загрязнение окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами

 

Студент должен:

 

иметь представление:

 

-      об основных источниках загрязнения окружающей среды;

-      о классификации загрязнителей и путях из воздействия на человека;

-      об экологических последствиях заражения окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами.

 

 Загрязнение биосферы. Антропогенное и естественное загрязнение. Прямое и косвенное воздействие на человека загрязнений биосферы.

Основные загрязнители, их классификация.

Основные пути миграции и накопления в биосфере токсичных и радиоактивных веществ.

“Зеленая” революция и ее последствия. Значение и экологическая роль применения удобрений и пестицидов.

Способы ликвидации последствий заражения токсичными и радиоактивными веществами окружающей среды. Понятие экологического риска.

Основные задачи мониторинга окружающей среды: наблюдение за факторами, воздействующими на окружающую среду; оценка и прогнозирование состояния окружающей среды.

 

               

Раздел 2. ПРАВОВЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ 

 

Тема 2.1. Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу.

Природоохранный надзор

 

Студент должен:

 

иметь представление:

-      об истории становления Российского природоохранного законодательства;

-          о международных связях, взаимоотношениях по вопросам охраны окружающей среды;

 

знать:

-          задачи и цели природоохранных органов управления и надзора.

 

История Российского природоохранного законодательства.

Природоохранные постановления 1970-1990 годов, принятые законодательными органами СССР. Закон “Об охране окружающей природной среды” 1991 года. Нормативные акты по рациональному природопользованию окружающей среды.

Участие России в деятельности международных природоохранных организаций; международные соглашения, конвенции, договоры. Создание в рамках ООН в 1983 году независимой международной комиссии по охране окружающей среды.

Новые эколого-экономические подходы к природоохранной деятельности.

Органы управления и надзора по охране природы. Их цели и задачи.

Природоохранное просвещение.

 

Тема 2.2. Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду

 

Студент должен:

 

знать:

-          правовые вопросы экологической безопасности.;

Правовая и юридическая ответственность предприятий за нарушение экологии окружающей среды. Понятие об экологической оценке производств и предприятий.

 

 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ И КОНФЕРЕНЦИЙ

 

Рефераты

 

1.     Экология и здоровье человека.

2.     Биологические, медицинские и социальные аспекты взаимодействия человека со средой его обитания.

3.     Экологические, эстетические и этические причины, побуждающие охранять природу.

4.     Экология человека и социальные проблемы.

5.     Экологическая культура человека.

6.     Прогноз последствий взаимодействия человека с природой.

7.     Город - новая среда обитания человека и животных.

8.     Экологические проблемы, связанные с будущей производительной деятельностью студентов.

9.     Значение невозделываемых и исключаемых из хозяйственного оборота земель для поддержания экологического равновесия и биосферы (заповедники и др. охраняемые территории). Заповедное дело в России.

10. Задачи сохранения генофонда планеты. Изменение видового и популяционного состава фауны и флоры, вызванные деятельностью человека. Красные книги.

 

Конференции

 

1.     Экология России.

2.     Экология вашего города.

3.     Международное сотрудничество по вопросам охраны окружающей среды и его роль в возрождении России.

4.     Промышленные предприятия нашего города и проблема утилизации отходов.

 

                                              РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Основная

 

1.Константинов В.М.  Экологические основы природопользования. – М.; Академия, НМЦ СПО, 2001

2.Хатунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность. – М.; Академия, 2002 г.

3. Миркин Б. М., Наумова Л. Г. Экология России. - М.: АО “МДС”, 1995

4. Андреева А. Е., Тюрюканов А. Н., Гурова Т. Ф. Беседы по экологии. - М.:1997

5. Путилов А. В. Охрана окружающей среды. - М.: Химия, 1991

6. Поменский Ю. И. Общая биология. - М.: Просвещение, 1993

 

Дополнительная

1. Рувинский А. О. Общая биология. - М.: Просвещение, 1993

2. Под редакцией Данилова-Данильяна В. И. Проблемы экологии России. -  М.: ВИНИТИ, 1993

 

 

АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

 

Диафильмы

 

1. Оздоровление воздушной среды промышленных предприятий, в 2-х частях.

2. Охрана окружающей среды города.

3. Охрана внутренних вод.

4. Биосфера. Охрана природы.

 

Видеофильмы

 

1. В гостях у природы, в 3-х частях, 120 мин.

2. Многоликая среда обитания, 2 частях, 120 мин.

3. Воздействие окружающей среды, в 3-х частях, 120 мин.

4. Экологические системы и их охрана, 1 частях.

5. Охрана окружающей среды города, 2 частях.

6. Экология. Нетрадиционная энергетика.

7. Жить или не жить.

8. Экология охраны природы.

             

           Календарно-тематический план и содержание учебной дисциплины

              Экологические основы природопользования                                    

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

 

1

2

3

 

Раздел 1.

Особенности взаимодействия общества и природы

24+10 сам.

 

Раздел 1.1

 Введение

2

1-

Экология и природопользование

 

 Что изучат предмет. Понятие экология.  Среда обитания.  Глобальные экологические проблемы.

1

2

Экологическая обстановка по региону.

Экологически неблагополучные регионы России, причины. Карта загрязнения   региона.

1

 

Раздел 1.2.

Природоохранный потенциал

12

3

 

 Понятие «охрана природы»

 

Хозяйственная деятельность человека и ее воздействие на природу. Понятие «охрана природы» и его составляющие. Локальные, региональные и глобальные проблемы экологии.

Роль человеческого фактора в решении проблем экологии.

Научно-технический прогресс и природа в современную эпоху.

Определение экологического кризиса. Основные причины экологического кризиса.

Прогнозирование. Определение экологической катастрофы. Причины и виды катастроф.

2

4

Роль человеческого фактора в решении проблем экологии.

 

5.

 

Природные ресурсы.

Природные ресурсы и их классификация.

Проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов, их взаимосвязь с размещением производства.

Пищевые ресурсы человечества. Проблемы питания и производства сельскохозяйственной продукции.

Проблемы сохранения человеческих ресурсов.   

2

6

 Классификация  ресурсов.

7

 

Понятия «Природопользование».

Определение понятия «Природопользование». Основные аспекты охраны природы.

 Принципы и правила охраны природы.

Ресурсные циклы. Система управления отходами.

Практическая работа (Решение задач)

2

8

Система охраны  окружающей среды.

9

Мониторинг окружающей среды.

 

Определение понятия «Мониторинг окружающей среды».

Виды мониторинга. Мониторинг качества и степени загрязнения атмосферы, гидросферы и земельных  ресурсов.

Основные задачи мониторинга окружающей среды: наблюдение за факторами, воздействующими на окружающую среду; оценка и прогнозирование состояния окружающей среды. Тестовая работа.

2

10

Задачи  мониторинга окружающей среды

11

Естественные загрязнения, основные группы.

Естественные и антропогенные источники загрязнений атмосферы, гидросферы и земельных степени загрязнения.

Классификация загрязняющих веществ.  Определение степени загрязнения. Способы ликвидации последствий заражения токсичными и радиоактивными веществами окружающей среды. Понятие экологического риска.

 

 

2

12

Искусственные загрязнение   

13

Способы ликвидации.

Виды очистных сооружений, способы очистки воды. Способы ликвидации радиоактивных загрязнений. Шумовое, электромагнитное, тепловое, световое, радиоактивное загрязнение окружающей среды.

2

14

 Загрязнение вызывание деятельностью человекаа

 

 

Самостоятельная работа

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Воздействие негативных экологических факторов на человека, проживающего в нашем регионе, их прогнозирование и предотвращение.

Утилизация бытовых и промышленных отходов в нашем регионе

  5

 

Раздел 2.

Природные ресурсы и рациональное природопользование

10

15

Рациональное использование атмосферы

Строение и газовый состав атмосферы. Баланс газов в атмосфере. Последствие загрязнение и нарушения  газового баланса атмосферы. Химические и фотохимические превращения вредных веществ в атмосфере.

Меры по предотвращению загрязнения и охране атмосферного воздуха: очистные фильтры, безотходные технологии, защита от выхлопных газов автомобилей, озеленение городов и промышленных центров.

2

16

Охрана  атмосферы.

17

Рациональное использование водных ресурсов

 

Природная вода и ее распространение. Истощение и загрязнение водных ресурсов. Рациональное использование водных ресурсов, меры по предотвращению их  истощения и загрязнения. Рациональное использование подземных вод.

Очистные сооружения и оборотные системы водоснабжения. Экологические проблемы химии гидросферы.

2

18

Охрана   водных ресурсов.

19

Рациональное использование недр.

Полезные ископаемые и их распространение. Распределение и запасы минерального сырья в мире. Минерально-сырьевые ресурсы    России. Использование недр человеком. Исчерпаемость минеральных ресурсов.

 Основные направления по использованию и охране недр. Охрана природных комплексов при разработке минеральных ресурсов. Рекультивация и восстановление земель.

2

20

Охрана  недр.

21

Рациональное использование земельных ресурсов.

 

Почва, ее состав и строение. Роль почвы в круговороте веществ в природе. Хозяйственное значение почв. Естественная и ускоренная эрозия почв. Система мероприятий по защите земель от эрозии. Результаты антропогенного воздействия на почвы и меры по ее охране.  Практическая работа ( Решение задач)

2

22

Охрана  земельных ресурсов.

23

Ландшафты. Виды, формы

Охрана ландшафтов. Их классификация. Особо охраняемые территории.

Антропогенные формы ландшафтов, их охрана.

 

2

24

Антропогенные формы ландшафтов

 

 

Самостоятельная работа

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Экологические проблемы, связанные с будущей производительной деятельностью студентов.

Значение невозделываемых и исключаемых из хозяйственного оборота земель для поддержания экологического равновесия и биосферы (заповедники и др. охраняемые территории). Заповедное дело в России.

Задачи сохранения генофонда планеты. Изменение видового и популяционного состава фауны и флоры, вызванные деятельностью человека. Красные книги.

 

  5

 

                    Тема 2.1.

Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу. Природоохранный надзор

 

2

25

Экологическая экспертиза

Государственная экологическая экспертиза предприятий и территорий. Экологическая общественная экспертиза. Паспортизация промышленных предприятий. Контроль и регулирование рационального использования природных ресурсов и окружающей среды. Федеральные органы власти, отвечающие за рациональное природопользование. Организация рационального природопользования в России.

 

2

26

Экологический паспорт предприятия

 

Тема 2.2.

Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду

 

4

27

Правовые основы защиты среды обитания.

Правовые основы охраны атмосферы, гидросферы, недр, земель, растительного и животного мира, ландшафтов. Социальные вопросы экологического воспитания и образования подрастающего поколения. Природоохранное просвещение и экологические права населения

2

28

Природоохранное просвещение

30

 

Экологическое право.

 

Экологическое право. История международного природоохранного движения. Природоохранные конвенции и межгосударственные соглашения. Роль международных организаций в охране природы

 

2

 

31

Международное сотрудничество

 

 

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 2.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Участие России в деятельности международных природоохранных организаций.

Новые эколого-экономические подходы к природоохранной деятельности.

Описать подробно тематику соглашений, конвенций, принятые законы.

5

32

 

Контрольная работа по пройденному курсу «Экологические основы природопользования».

2

 

 

32

 

  ВСЕГО ( 32+15 c/p)

47 час.

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа для спо (по госам)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по продажам

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Рабочая программа по предмету "Экологические основы природопользования" для спо (по госам), для специальности код 260502, "Технология продукции общественного питания".

Учебная программа "Экологические основы природопользования" базируется на биолого-экологических знаниях студентов, полученных в период обучения в общеобразовательном учреждении и является основой для изучения общепрофессиональных дисциплин "Безопасность жизнедеятельности" и "Охрана труда".

Программа рассчитана на 32 теоретических и 15 самостоятельных работ (макс. кол-во часов 47) часа для базового уровня профессионального образования.  

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 558 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 479
    • DOCX 175.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Милицкова Нина Егоровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Милицкова Нина Егоровна
    Милицкова Нина Егоровна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 5941
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по биологии в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 63 человека из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 490 человек

Курс профессиональной переподготовки

Биология и химия: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель биологии и химии

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4150 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 46 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 58 человек

Курс повышения квалификации

ФГОС общего образования: формирование универсальных учебных действий на уроке биологии

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 86 человек из 39 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 361 человек

Мини-курс

Карьера и развитие в современном мире

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология семейных отношений: понимание, следствия и решения

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 47 человек из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 18 человек

Мини-курс

Развитие коммуникации и речи у детей раннего возраста

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 18 человек