Главная / Биология / Рабочая программа для спо (по госам)

Рабочая программа для спо (по госам)



Министерство труда, занятости и социальной защиты

ГАОУ СПО «Чистопольский политехнический колледж»











ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ


260502 Технология продукции общественного питания






























Составила: преподаватель

первой квалификационной

категории Милицкова Н.Е.





г. Чистополь



ОДОБРЕНА СОСТАВЛЕНА

предметно-цикловой комиссией в соответствии с Государственными

преподавателей общеобразовательных требованиями к минимуму содержания

дисциплин Председатель ПЦК: и уровню подготовки выпускников

__________________Т.Ж. Миронова Заместитель директора

преподаватель первой квалификационной по ТО__________А.М. Гатауллина

категории преподаватель первой

квалификационной категории.


Автор: Милицкова Н.Е. –преподаватель первой кв. категории химии /биологии ГАОУ

СПО «Чистопольский политехнический колледж»










































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа учебной дисциплины "Экологические основы природопользования" предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям среднего профессионального образования (СПО).

Учебная дисциплина " Экологические основы природопользования " является естественнонаучной и направлена на формирование у студента экологического мировоззрения и способностей оценки профессиональной деятельности с позиции охраны окружающей среды.

В результате изучения дисциплины студент должен:


иметь представление:

  1. о взаимосвязи организмов и среды обитания;

  2. об условиях устойчивого состояния экосистем и причина возникновения экологического кризиса;

  3. о природных ресурсах России и мониторинг окружающей среды;

  4. об экологических принципах рационального природопользования;


знать:

  • правовые вопросы экологической безопасности;


Учебная программа "Экологические основы природопользования" базируется на биолого-экологических знаниях студентов, полученных в период обучения в общеобразовательном учреждении и является основой для изучения общепрофессиональных дисциплин "Безопасность жизнедеятельности" и "Охрана труда".

Программа рассчитана на 32 теоретических и 15 самостоятельных работ (макс. кол-во часов 47) часа для базового уровня профессионального образования.

При изучении учебной дисциплины необходимо постоянно обращать внимание студентов на ее прикладной характер, где и когда изучаемые теоретические положения и практические умения могут быть использованы в будущей практической деятельности. Изучение материала необходимо вести в форме, доступной пониманию студентов.

Для проведения занятий целесообразно использовать лекционно-семинарные занятия, организационно-деятельностные и деловые игры, разбор производственных ситуаций, проводить дискуссии по актуальным вопросам экологии, работать с методическими и справочными материалами, применять технические средства обучения и компьютерную технику, организовывать экскурсии на предприятия и учреждения отрасли.

При изложении учебной дисциплины по соответствующим разделам и темам следует использовать нормативные документы Российской Федерации, а также инструктивные руководящие материалы отраслевых Министерств и ведомств.

Для развития творческой активности студентов рекомендуется выполнение ими самостоятельных творческих работ по проблемам природопользования.

В процессе изучения учебной дисциплины "Экологические основы природопользования" проводится итоговая контрольная работа, задание для который разрабатывается преподавателем образовательного учреждения и утверждаются предметной (цикловой) комиссией.











ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ




Наименование разделов и тем

Количество аудиторных часов при очной форме обучения

Количество часов сам. работы при очной форме обучения

Раздел 1.

Особенности взаимодействия общества и природы

24

10

Тема 1.1.

Введение

2


Тема 1.1.

Природоохранный потенциал

12


Тема 1.2.

Природные ресурсы и рациональное природопользование


10


Раздел 2.

Правовые и социальные вопросы природопользования

6

5

Тема 2.1.

Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу. Природоохранный надзор


2


Тема 2.2.

Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду


4



Итоговая контрольная работа

2


Всего по дисциплине:

32 теория

15

Всего по дисциплине:

47



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ВВЕДЕНИЕ

Раздел 1. ОСОБЕННОСТИ ВЗОИМОДЕЙСТИЯ

ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА


Тема 1.1. Природоохранный потенциал


Студент должен:


иметь представление:

  • о современном состоянии окружающей среды России и планеты;

  • о воздействии негативных экологических факторов на человека, их прогнозировании и предотвращении;

  • о планетарных экологических проблемах, о путях ликвидации экологических катастроф.


Природа и общество. Общие и специфические черты.

Развитие производительных сил общества; увеличение массы веществ и материалов, вовлекаемых в хозяйственный оборот; преднамеренные и непреднамеренные воздействия человека на условия существования.

Охрана биосферы от загрязнения выбросами хозяйственной деятельности. Влияние урбанизации на биосферу.

Роль человеческого фактора в решении проблем экологии.

Научно-технический прогресс и природа в современную эпоху.

Утилизация бытовых и промышленных отходов. Перспективы и принципы создания неразрушающих природу производств.

Признаки экологического кризиса. Глобальные проблемы экологии: разрушение озонового слоя, истощение энергетических ресурсов, “парниковый” эффект и др. Пути их решения.


Тема 1.2. Природные ресурсы и рациональное природовользование


Студент должен:


иметь представление:

  • о взаимосвязи рационального использования природных ресурсов и экологического равновесия окружающей среды.

Природные ресурсы и их классификация.

Проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов, их взаимосвязь с размещением производства.

Пищевые ресурсы человечества. Проблемы питания и производства сельскохозяйственной продукции.

Проблемы сохранения человеческих ресурсов.



Тема 1.3. Загрязнение окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами


Студент должен:


иметь представление:


  • об основных источниках загрязнения окружающей среды;

  • о классификации загрязнителей и путях из воздействия на человека;

  • об экологических последствиях заражения окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами.


Загрязнение биосферы. Антропогенное и естественное загрязнение. Прямое и косвенное воздействие на человека загрязнений биосферы.

Основные загрязнители, их классификация.

Основные пути миграции и накопления в биосфере токсичных и радиоактивных веществ.

“Зеленая” революция и ее последствия. Значение и экологическая роль применения удобрений и пестицидов.

Способы ликвидации последствий заражения токсичными и радиоактивными веществами окружающей среды. Понятие экологического риска.

Основные задачи мониторинга окружающей среды: наблюдение за факторами, воздействующими на окружающую среду; оценка и прогнозирование состояния окружающей среды.


Раздел 2. ПРАВОВЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ


Тема 2.1. Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу.

Природоохранный надзор


Студент должен:


иметь представление:

  • об истории становления Российского природоохранного законодательства;

  • о международных связях, взаимоотношениях по вопросам охраны окружающей среды;


знать:

  • задачи и цели природоохранных органов управления и надзора.


История Российского природоохранного законодательства.

Природоохранные постановления 1970-1990 годов, принятые законодательными органами СССР. Закон “Об охране окружающей природной среды” 1991 года. Нормативные акты по рациональному природопользованию окружающей среды.

Участие России в деятельности международных природоохранных организаций; международные соглашения, конвенции, договоры. Создание в рамках ООН в 1983 году независимой международной комиссии по охране окружающей среды.

Новые эколого-экономические подходы к природоохранной деятельности.

Органы управления и надзора по охране природы. Их цели и задачи.

Природоохранное просвещение.


Тема 2.2. Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду


Студент должен:


знать:

  • правовые вопросы экологической безопасности.;

Правовая и юридическая ответственность предприятий за нарушение экологии окружающей среды. Понятие об экологической оценке производств и предприятий.



ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ И КОНФЕРЕНЦИЙ


Рефераты


  1. Экология и здоровье человека.

  2. Биологические, медицинские и социальные аспекты взаимодействия человека со средой его обитания.

  3. Экологические, эстетические и этические причины, побуждающие охранять природу.

  4. Экология человека и социальные проблемы.

  5. Экологическая культура человека.

  6. Прогноз последствий взаимодействия человека с природой.

  7. Город - новая среда обитания человека и животных.

  8. Экологические проблемы, связанные с будущей производительной деятельностью студентов.

  9. Значение невозделываемых и исключаемых из хозяйственного оборота земель для поддержания экологического равновесия и биосферы (заповедники и др. охраняемые территории). Заповедное дело в России.

  10. Задачи сохранения генофонда планеты. Изменение видового и популяционного состава фауны и флоры, вызванные деятельностью человека. Красные книги.


Конференции


  1. Экология России.

  2. Экология вашего города.

  3. Международное сотрудничество по вопросам охраны окружающей среды и его роль в возрождении России.

  4. Промышленные предприятия нашего города и проблема утилизации отходов.


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


Основная


1.Константинов В.М. Экологические основы природопользования. – М.; Академия, НМЦ СПО, 2001

2.Хатунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность. – М.; Академия, 2002 г.

3. Миркин Б. М., Наумова Л. Г. Экология России. - М.: АО “МДС”, 1995

4. Андреева А. Е., Тюрюканов А. Н., Гурова Т. Ф. Беседы по экологии. - М.:1997

5. Путилов А. В. Охрана окружающей среды. - М.: Химия, 1991

6. Поменский Ю. И. Общая биология. - М.: Просвещение, 1993


Дополнительная

1. Рувинский А. О. Общая биология. - М.: Просвещение, 1993

2. Под редакцией Данилова-Данильяна В. И. Проблемы экологии России. - М.: ВИНИТИ, 1993



АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ


Диафильмы


1. Оздоровление воздушной среды промышленных предприятий, в 2-х частях.

2. Охрана окружающей среды города.

3. Охрана внутренних вод.

4. Биосфера. Охрана природы.


Видеофильмы


1. В гостях у природы, в 3-х частях, 120 мин.

2. Многоликая среда обитания, 2 частях, 120 мин.

3. Воздействие окружающей среды, в 3-х частях, 120 мин.

4. Экологические системы и их охрана, 1 частях.

5. Охрана окружающей среды города, 2 частях.

6. Экология. Нетрадиционная энергетика.

7. Жить или не жить.

8. Экология охраны природы.

Календарно-тематический план и содержание учебной дисциплины

Экологические основы природопользования

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов


1

2

3


Раздел 1.

Особенности взаимодействия общества и природы

24+10 сам.


Раздел 1.1

Введение

2

1-

Экология и природопользование


Что изучат предмет. Понятие экология. Среда обитания. Глобальные экологические проблемы.

1

2

Экологическая обстановка по региону.

Экологически неблагополучные регионы России, причины. Карта загрязнения региона.

1


Раздел 1.2.

Природоохранный потенциал

12

3


Понятие «охрана природы»


Хозяйственная деятельность человека и ее воздействие на природу. Понятие «охрана природы» и его составляющие. Локальные, региональные и глобальные проблемы экологии.

Роль человеческого фактора в решении проблем экологии.

Научно-технический прогресс и природа в современную эпоху.

Определение экологического кризиса. Основные причины экологического кризиса.

Прогнозирование. Определение экологической катастрофы. Причины и виды катастроф.

2

4

Роль человеческого фактора в решении проблем экологии.


5.


Природные ресурсы.

Природные ресурсы и их классификация.

Проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов, их взаимосвязь с размещением производства.

Пищевые ресурсы человечества. Проблемы питания и производства сельскохозяйственной продукции.

Проблемы сохранения человеческих ресурсов.

2

6

Классификация ресурсов.

7


Понятия «Природопользование».

Определение понятия «Природопользование». Основные аспекты охраны природы.

Принципы и правила охраны природы.

Ресурсные циклы. Система управления отходами.

Практическая работа (Решение задач)

2

8

Система охраны окружающей среды.

9

Мониторинг окружающей среды.


Определение понятия «Мониторинг окружающей среды».

Виды мониторинга. Мониторинг качества и степени загрязнения атмосферы, гидросферы и земельных ресурсов.

Основные задачи мониторинга окружающей среды: наблюдение за факторами, воздействующими на окружающую среду; оценка и прогнозирование состояния окружающей среды. Тестовая работа.

2

10

Задачи мониторинга окружающей среды

11

Естественные загрязнения, основные группы.

Естественные и антропогенные источники загрязнений атмосферы, гидросферы и земельных степени загрязнения.

Классификация загрязняющих веществ. Определение степени загрязнения. Способы ликвидации последствий заражения токсичными и радиоактивными веществами окружающей среды. Понятие экологического риска.



2

12

Искусственные загрязнение

13

Способы ликвидации.

Виды очистных сооружений, способы очистки воды. Способы ликвидации радиоактивных загрязнений. Шумовое, электромагнитное, тепловое, световое, радиоактивное загрязнение окружающей среды.

2

14

Загрязнение вызывание деятельностью человекаа



Самостоятельная работа

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Воздействие негативных экологических факторов на человека, проживающего в нашем регионе, их прогнозирование и предотвращение.

Утилизация бытовых и промышленных отходов в нашем регионе

5


Раздел 2.

Природные ресурсы и рациональное природопользование

10

15

Рациональное использование атмосферы

Строение и газовый состав атмосферы. Баланс газов в атмосфере. Последствие загрязнение и нарушения газового баланса атмосферы. Химические и фотохимические превращения вредных веществ в атмосфере.

Меры по предотвращению загрязнения и охране атмосферного воздуха: очистные фильтры, безотходные технологии, защита от выхлопных газов автомобилей, озеленение городов и промышленных центров.

2

16

Охрана атмосферы.

17

Рациональное использование водных ресурсов


Природная вода и ее распространение. Истощение и загрязнение водных ресурсов. Рациональное использование водных ресурсов, меры по предотвращению их истощения и загрязнения. Рациональное использование подземных вод.

Очистные сооружения и оборотные системы водоснабжения. Экологические проблемы химии гидросферы.

2

18

Охрана водных ресурсов.

19

Рациональное использование недр.

Полезные ископаемые и их распространение. Распределение и запасы минерального сырья в мире. Минерально-сырьевые ресурсы России. Использование недр человеком. Исчерпаемость минеральных ресурсов.

Основные направления по использованию и охране недр. Охрана природных комплексов при разработке минеральных ресурсов. Рекультивация и восстановление земель.

2

20

Охрана недр.

21

Рациональное использование земельных ресурсов.


Почва, ее состав и строение. Роль почвы в круговороте веществ в природе. Хозяйственное значение почв. Естественная и ускоренная эрозия почв. Система мероприятий по защите земель от эрозии. Результаты антропогенного воздействия на почвы и меры по ее охране. Практическая работа ( Решение задач)

2

22

Охрана земельных ресурсов.

23

Ландшафты. Виды, формы

Охрана ландшафтов. Их классификация. Особо охраняемые территории.

Антропогенные формы ландшафтов, их охрана.


2

24

Антропогенные формы ландшафтов



Самостоятельная работа

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Экологические проблемы, связанные с будущей производительной деятельностью студентов.

Значение невозделываемых и исключаемых из хозяйственного оборота земель для поддержания экологического равновесия и биосферы (заповедники и др. охраняемые территории). Заповедное дело в России.

Задачи сохранения генофонда планеты. Изменение видового и популяционного состава фауны и флоры, вызванные деятельностью человека. Красные книги.


5


Тема 2.1.

Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу. Природоохранный надзор


2

25

Экологическая экспертиза

Государственная экологическая экспертиза предприятий и территорий. Экологическая общественная экспертиза. Паспортизация промышленных предприятий. Контроль и регулирование рационального использования природных ресурсов и окружающей среды. Федеральные органы власти, отвечающие за рациональное природопользование. Организация рационального природопользования в России.


2

26

Экологический паспорт предприятия


Тема 2.2.

Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду


4

27

Правовые основы защиты среды обитания.

Правовые основы охраны атмосферы, гидросферы, недр, земель, растительного и животного мира, ландшафтов. Социальные вопросы экологического воспитания и образования подрастающего поколения. Природоохранное просвещение и экологические права населения

2

28

Природоохранное просвещение

30


Экологическое право.


Экологическое право. История международного природоохранного движения. Природоохранные конвенции и межгосударственные соглашения. Роль международных организаций в охране природы


2

31

Международное сотрудничество



Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 2.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Участие России в деятельности международных природоохранных организаций.

Новые эколого-экономические подходы к природоохранной деятельности.

Описать подробно тематику соглашений, конвенций, принятые законы.

5

32


Контрольная работа по пройденному курсу «Экологические основы природопользования».

2



32


ВСЕГО ( 32+15 c/p)

47 час.




Рабочая программа для спо (по госам)
  • Биология
Описание:

Рабочая программа по предмету "Экологические основы природопользования" для спо (по госам), для специальности код 260502, "Технология продукции общественного питания".

Учебная программа "Экологические основы природопользования" базируется на биолого-экологических знаниях студентов, полученных в период обучения в общеобразовательном учреждении и является основой для изучения общепрофессиональных дисциплин "Безопасность жизнедеятельности" и "Охрана труда".

Программа рассчитана на 32 теоретических и 15 самостоятельных работ (макс. кол-во часов 47) часа для базового уровня профессионального образования.  

Автор Милицкова Нина Егоровна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 1426
Номер материала 36369
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓