Министерство
труда, занятости и социальной защиты
ГАОУ
СПО «Чистопольский политехнический колледж»
ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
260502
Технология продукции общественного питания
Составила: преподаватель
первой квалификационной
категории Милицкова Н.Е.
г. Чистополь
ОДОБРЕНА СОСТАВЛЕНА
предметно-цикловой
комиссией в соответствии с Государственными
преподавателей
общеобразовательных требованиями к минимуму
содержания
дисциплин
Председатель ПЦК: и уровню подготовки
выпускников
__________________Т.Ж.
Миронова Заместитель директора
преподаватель
первой квалификационной по ТО__________А.М. Гатауллина
категории
преподаватель
первой
квалификационной
категории.
Автор: Милицкова Н.Е. –преподаватель первой кв.
категории химии /биологии ГАОУ
СПО «Чистопольский политехнический колледж»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа
учебной дисциплины "Экологические основы природопользования"
предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и
уровню подготовки выпускников по специальностям среднего профессионального
образования (СПО).
Учебная
дисциплина " Экологические основы природопользования " является
естественнонаучной и направлена на формирование у студента экологического
мировоззрения и способностей оценки профессиональной деятельности с позиции
охраны окружающей среды.
В результате изучения дисциплины студент должен:
иметь представление:
*
о
взаимосвязи организмов и среды обитания;
* об условиях устойчивого
состояния экосистем и причина возникновения экологического кризиса;
*
о природных ресурсах
России и мониторинг окружающей среды;
*
об экологических принципах
рационального природопользования;
знать:
-
правовые вопросы
экологической безопасности;
Учебная программа "Экологические основы
природопользования" базируется на биолого-экологических знаниях студентов,
полученных в период обучения в общеобразовательном учреждении и является
основой для изучения общепрофессиональных дисциплин "Безопасность
жизнедеятельности" и "Охрана труда".
Программа рассчитана на 32 теоретических и 15
самостоятельных работ (макс. кол-во часов 47) часа для базового уровня профессионального
образования.
При изучении учебной дисциплины необходимо постоянно
обращать внимание студентов на ее прикладной характер, где и когда изучаемые теоретические
положения и практические умения могут быть использованы в будущей практической
деятельности. Изучение материала необходимо вести в форме, доступной пониманию
студентов.
Для проведения занятий целесообразно использовать
лекционно-семинарные занятия, организационно-деятельностные и деловые игры, разбор
производственных ситуаций, проводить дискуссии по актуальным вопросам экологии,
работать с методическими и справочными материалами, применять технические
средства обучения и компьютерную технику, организовывать экскурсии на
предприятия и учреждения отрасли.
При изложении учебной дисциплины по соответствующим
разделам и темам следует использовать нормативные документы Российской Федерации,
а также инструктивные руководящие материалы отраслевых Министерств и ведомств.
Для развития творческой активности студентов
рекомендуется выполнение ими самостоятельных творческих работ по проблемам
природопользования.
В процессе изучения учебной дисциплины
"Экологические основы природопользования" проводится итоговая
контрольная работа, задание для который разрабатывается преподавателем
образовательного учреждения и утверждаются предметной (цикловой) комиссией.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Наименование
разделов и тем
|
Количество аудиторных часов при очной форме обучения
|
Количество часов сам. работы при очной форме
обучения
|
Раздел 1.
|
Особенности
взаимодействия общества и природы
|
24
|
10
|
Тема 1.1.
|
Введение
|
2
|
|
Тема 1.1.
|
Природоохранный
потенциал
|
12
|
|
Тема 1.2.
|
Природные ресурсы
и рациональное природопользование
|
10
|
|
Раздел 2.
|
Правовые и социальные
вопросы природопользования
|
6
|
5
|
Тема 2.1.
|
Государственные и
общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу.
Природоохранный надзор
|
2
|
|
Тема 2.2.
|
Юридическая и
экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду
|
4
|
|
|
Итоговая
контрольная работа
|
2
|
|
Всего
по дисциплине:
|
32
теория
|
15
|
Всего
по дисциплине:
|
47
|
СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ВВЕДЕНИЕ
Раздел 1. ОСОБЕННОСТИ ВЗОИМОДЕЙСТИЯ
ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА
Тема 1.1. Природоохранный потенциал
Студент
должен:
иметь представление:
-
о современном состоянии окружающей среды России и
планеты;
-
о воздействии негативных экологических факторов на
человека, их прогнозировании и предотвращении;
-
о планетарных экологических проблемах, о путях
ликвидации экологических катастроф.
Природа
и общество. Общие и специфические черты.
Развитие
производительных сил общества; увеличение массы веществ и материалов,
вовлекаемых в хозяйственный оборот; преднамеренные и непреднамеренные воздействия
человека на условия существования.
Охрана
биосферы от загрязнения выбросами хозяйственной деятельности. Влияние
урбанизации на биосферу.
Роль
человеческого фактора в решении проблем экологии.
Научно-технический
прогресс и природа в современную эпоху.
Утилизация
бытовых и промышленных отходов. Перспективы и принципы создания неразрушающих
природу производств.
Признаки
экологического кризиса. Глобальные проблемы экологии: разрушение озонового
слоя, истощение энергетических ресурсов, “парниковый” эффект и др. Пути их
решения.
Тема 1.2. Природные
ресурсы и рациональное природовользование
Студент
должен:
иметь представление:
-
о взаимосвязи рационального использования природных
ресурсов и экологического равновесия окружающей среды.
Природные
ресурсы и их классификация.
Проблемы
использования и воспроизводства природных ресурсов, их взаимосвязь с
размещением производства.
Пищевые
ресурсы человечества. Проблемы питания и производства сельскохозяйственной
продукции.
Проблемы
сохранения человеческих ресурсов.
Тема 1.3. Загрязнение окружающей
среды токсичными и радиоактивными веществами
Студент
должен:
иметь представление:
-
об основных источниках загрязнения окружающей среды;
- о классификации загрязнителей и путях из
воздействия на человека;
-
об экологических последствиях заражения окружающей
среды токсичными и радиоактивными веществами.
Загрязнение биосферы. Антропогенное и
естественное загрязнение. Прямое и косвенное воздействие на человека
загрязнений биосферы.
Основные
загрязнители, их классификация.
Основные
пути миграции и накопления в биосфере токсичных и радиоактивных веществ.
“Зеленая”
революция и ее последствия. Значение и экологическая роль применения удобрений
и пестицидов.
Способы
ликвидации последствий заражения токсичными и радиоактивными веществами
окружающей среды. Понятие экологического риска.
Основные
задачи мониторинга окружающей среды: наблюдение за факторами, воздействующими
на окружающую среду; оценка и прогнозирование состояния окружающей среды.
Раздел
2. ПРАВОВЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Тема
2.1. Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих
воздействий на природу.
Природоохранный
надзор
Студент
должен:
иметь представление:
-
об истории становления Российского природоохранного
законодательства;
-
о международных связях, взаимоотношениях по вопросам
охраны окружающей среды;
знать:
-
задачи и цели природоохранных органов управления и
надзора.
История
Российского природоохранного законодательства.
Природоохранные
постановления 1970-1990 годов, принятые законодательными органами СССР. Закон
“Об охране окружающей природной среды” 1991 года. Нормативные акты по
рациональному природопользованию окружающей среды.
Участие
России в деятельности международных природоохранных организаций; международные
соглашения, конвенции, договоры. Создание в рамках ООН в 1983 году независимой
международной комиссии по охране окружающей среды.
Новые
эколого-экономические подходы к природоохранной деятельности.
Органы
управления и надзора по охране природы. Их цели и задачи.
Природоохранное
просвещение.
Тема
2.2. Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую
среду
Студент
должен:
знать:
-
правовые вопросы экологической безопасности.;
Правовая
и юридическая ответственность предприятий за нарушение экологии окружающей
среды. Понятие об экологической оценке производств и предприятий.
ПРИМЕРНАЯ
ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ И КОНФЕРЕНЦИЙ
Рефераты
1. Экология и здоровье человека.
2. Биологические, медицинские и социальные аспекты взаимодействия человека
со средой его обитания.
3. Экологические, эстетические и этические причины, побуждающие охранять
природу.
4. Экология человека и социальные проблемы.
5. Экологическая культура человека.
6. Прогноз последствий взаимодействия человека с природой.
7. Город - новая среда обитания человека и животных.
8. Экологические проблемы, связанные с будущей производительной деятельностью
студентов.
9. Значение невозделываемых и исключаемых из хозяйственного оборота земель
для поддержания экологического равновесия и биосферы (заповедники и др.
охраняемые территории). Заповедное дело в России.
10. Задачи сохранения генофонда планеты. Изменение видового и популяционного
состава фауны и флоры, вызванные деятельностью человека. Красные книги.
Конференции
1. Экология России.
2. Экология вашего города.
3. Международное сотрудничество по вопросам охраны окружающей среды и его
роль в возрождении России.
4. Промышленные предприятия нашего города и проблема утилизации отходов.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная
1.Константинов В.М. Экологические основы
природопользования. – М.; Академия, НМЦ СПО, 2001
2.Хатунцев Ю.Л. Экология и экологическая
безопасность. – М.; Академия, 2002 г.
3. Миркин Б. М., Наумова Л. Г. Экология
России. - М.: АО “МДС”, 1995
4. Андреева А. Е.,
Тюрюканов А. Н., Гурова Т. Ф. Беседы по экологии. - М.:1997
5. Путилов А. В. Охрана окружающей среды. -
М.: Химия, 1991
6. Поменский Ю. И. Общая биология. - М.:
Просвещение, 1993
Дополнительная
1. Рувинский А. О.
Общая биология. - М.: Просвещение, 1993
2. Под редакцией
Данилова-Данильяна В. И. Проблемы экологии России. - М.: ВИНИТИ, 1993
АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Диафильмы
1. Оздоровление воздушной среды промышленных
предприятий, в 2-х частях.
2. Охрана
окружающей среды города.
3. Охрана
внутренних вод.
4. Биосфера. Охрана
природы.
Видеофильмы
1. В гостях у
природы, в 3-х частях, 120 мин.
2. Многоликая среда
обитания, 2 частях, 120 мин.
3. Воздействие
окружающей среды, в 3-х частях, 120 мин.
4. Экологические
системы и их охрана, 1 частях.
5. Охрана
окружающей среды города, 2 частях.
6. Экология.
Нетрадиционная энергетика.
7. Жить или не
жить.
8. Экология охраны
природы.
Календарно-тематический
план и содержание учебной дисциплины
Экологические
основы природопользования
№
|
Наименование разделов и тем
|
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические
занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
|
Объем часов
|
|
1
|
2
|
3
|
|
Раздел 1.
|
Особенности взаимодействия общества и природы
|
24+10 сам.
|
|
Раздел 1.1
|
Введение
|
2
|
1-
|
Экология и
природопользование
|
Что
изучат предмет. Понятие экология. Среда обитания. Глобальные экологические
проблемы.
|
1
|
2
|
Экологическая
обстановка по региону.
|
Экологически
неблагополучные регионы России, причины. Карта загрязнения региона.
|
1
|
|
Раздел 1.2.
|
Природоохранный потенциал
|
12
|
3
|
Понятие
«охрана природы»
|
Хозяйственная деятельность человека и ее воздействие на природу.
Понятие «охрана природы» и его составляющие. Локальные, региональные и
глобальные проблемы экологии.
Роль человеческого фактора в решении проблем экологии.
Научно-технический прогресс и природа в современную эпоху.
Определение
экологического кризиса. Основные причины экологического кризиса.
Прогнозирование.
Определение экологической катастрофы. Причины и виды катастроф.
|
2
|
4
|
Роль человеческого фактора в решении проблем экологии.
|
5.
|
Природные
ресурсы.
|
Природные
ресурсы и их классификация.
Проблемы
использования и воспроизводства природных ресурсов, их взаимосвязь с
размещением производства.
Пищевые
ресурсы человечества. Проблемы питания и производства сельскохозяйственной
продукции.
Проблемы
сохранения человеческих ресурсов.
|
2
|
6
|
Классификация
ресурсов.
|
7
|
Понятия «Природопользование».
|
Определение
понятия «Природопользование». Основные аспекты охраны природы.
Принципы
и правила охраны природы.
Ресурсные
циклы. Система управления отходами.
Практическая
работа (Решение задач)
|
2
|
8
|
Система охраны окружающей среды.
|
9
|
Мониторинг окружающей среды.
|
Определение понятия «Мониторинг окружающей среды».
Виды мониторинга. Мониторинг качества и степени загрязнения атмосферы,
гидросферы и земельных ресурсов.
Основные задачи мониторинга окружающей среды: наблюдение за факторами,
воздействующими на окружающую среду; оценка и прогнозирование состояния
окружающей среды. Тестовая работа.
|
2
|
10
|
Задачи мониторинга окружающей среды
|
11
|
Естественные загрязнения, основные группы.
|
Естественные
и антропогенные источники загрязнений атмосферы, гидросферы и земельных
степени загрязнения.
Классификация
загрязняющих веществ. Определение степени загрязнения. Способы ликвидации
последствий заражения токсичными и радиоактивными веществами окружающей
среды. Понятие экологического риска.
|
2
|
12
|
Искусственные загрязнение
|
13
|
Способы ликвидации.
|
Виды
очистных сооружений, способы очистки воды. Способы ликвидации радиоактивных
загрязнений. Шумовое, электромагнитное, тепловое, световое, радиоактивное
загрязнение окружающей среды.
|
2
|
14
|
Загрязнение вызывание деятельностью человекаа
|
|
|
Самостоятельная
работа
Примерная
тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Воздействие негативных экологических факторов
на человека, проживающего в нашем регионе, их прогнозирование и
предотвращение.
Утилизация бытовых и промышленных отходов в
нашем регионе
|
5
|
|
Раздел 2.
|
Природные ресурсы и
рациональное природопользование
|
10
|
15
|
Рациональное
использование атмосферы
|
Строение и газовый состав атмосферы. Баланс газов в
атмосфере. Последствие загрязнение и нарушения газового баланса атмосферы.
Химические и фотохимические превращения вредных веществ в атмосфере.
Меры по предотвращению загрязнения и охране атмосферного
воздуха: очистные фильтры, безотходные технологии, защита от выхлопных газов
автомобилей, озеленение городов и промышленных центров.
|
2
|
16
|
Охрана атмосферы.
|
17
|
Рациональное
использование водных ресурсов
|
Природная вода и ее распространение. Истощение и
загрязнение водных ресурсов. Рациональное использование водных ресурсов, меры
по предотвращению их истощения и загрязнения. Рациональное использование
подземных вод.
Очистные сооружения и оборотные системы водоснабжения.
Экологические проблемы химии гидросферы.
|
2
|
18
|
Охрана водных ресурсов.
|
19
|
Рациональное использование недр.
|
Полезные ископаемые и их распространение. Распределение и
запасы минерального сырья в мире. Минерально-сырьевые ресурсы России.
Использование недр человеком. Исчерпаемость минеральных ресурсов.
Основные направления по использованию и охране недр.
Охрана природных комплексов при разработке минеральных ресурсов.
Рекультивация и восстановление земель.
|
2
|
20
|
Охрана недр.
|
21
|
Рациональное использование земельных ресурсов.
|
Почва, ее состав и строение. Роль почвы в круговороте
веществ в природе. Хозяйственное значение почв. Естественная и ускоренная
эрозия почв. Система мероприятий по защите земель от эрозии. Результаты
антропогенного воздействия на почвы и меры по ее охране. Практическая работа
( Решение задач)
|
2
|
22
|
Охрана земельных ресурсов.
|
23
|
Ландшафты. Виды, формы
|
Охрана ландшафтов. Их классификация. Особо охраняемые
территории.
Антропогенные формы ландшафтов, их охрана.
|
2
|
24
|
Антропогенные формы ландшафтов
|
|
|
Самостоятельная
работа
Примерная
тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Экологические
проблемы, связанные с будущей производительной деятельностью студентов.
Значение
невозделываемых и исключаемых из хозяйственного оборота земель для
поддержания экологического равновесия и биосферы (заповедники и др.
охраняемые территории). Заповедное дело в России.
Задачи сохранения
генофонда планеты. Изменение видового и популяционного состава фауны и флоры,
вызванные деятельностью человека. Красные книги.
|
5
|
|
Тема
2.1.
|
Государственные и общественные мероприятия по
предотвращению разрушающих воздействий на природу. Природоохранный надзор
|
2
|
25
|
Экологическая экспертиза
|
Государственная экологическая экспертиза предприятий и
территорий. Экологическая общественная экспертиза. Паспортизация промышленных
предприятий. Контроль и регулирование рационального использования природных
ресурсов и окружающей среды. Федеральные органы власти, отвечающие за
рациональное природопользование. Организация рационального природопользования
в России.
|
2
|
26
|
Экологический паспорт предприятия
|
|
Тема 2.2.
|
Юридическая и экономическая ответственность
предприятий, загрязняющих окружающую среду
|
4
|
27
|
Правовые основы защиты среды обитания.
|
Правовые основы охраны атмосферы, гидросферы, недр,
земель, растительного и животного мира, ландшафтов. Социальные вопросы
экологического воспитания и образования подрастающего поколения.
Природоохранное просвещение и экологические права населения
|
2
|
28
|
Природоохранное просвещение
|
30
|
Экологическое
право.
|
Экологическое право. История международного
природоохранного движения. Природоохранные конвенции и межгосударственные
соглашения. Роль международных организаций в охране природы
|
2
|
31
|
Международное сотрудничество
|
|
|
Самостоятельная
работа: выполнение домашних заданий по разделу 2.
Примерная тематика внеаудиторной
самостоятельной работы Участие России в деятельности
международных природоохранных организаций.
Новые эколого-экономические подходы к
природоохранной деятельности.
Описать подробно тематику соглашений,
конвенций, принятые законы.
|
5
|
32
|
|
Контрольная
работа по пройденному курсу «Экологические основы
природопользования».
|
2
|
|
|
32
|
|
ВСЕГО ( 32+15 c/p)
|
47
час.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.