Муниципальное общеобразовательное
учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3
Рассмотрена
Утверждена
на
заседании МО Приказ по школе
№
протокол
№ __ от «___» ________201__ г. от «___» ________ 201__ г.
Рассмотрена
на
заседании методического совета
протокол
№__ от «___» ________ 201__ г.
Рабочая
программа
по
русскому языку для 6 класса
Едзаева
Артура Тамбиевича
пгт.
Алагир, 2011 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Статус документа
Настоящая программа по русскому языку для 6 класса
создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного
общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта,
определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами
учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые
определены стандартом.
Структура
документа
Рабочая программа по русскому языку представляет
собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку;
основное содержание; требования к уровню подготовки
учащихся.
Содержание курса русского языка представлено в
программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование
коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой
компетенций.
Общая характеристика учебного
предмета
Язык – по своей специфике и
социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и
формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью
духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской
культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык
Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов
России.
Владение родным языком, умение
общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми
характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека
практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к
изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования
учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только
объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания
действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и
творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и
воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности,
самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения
различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами
и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе
способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку
отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 6 классе формируются и
развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и
культуроведческая компетенции.
Коммуникативная
компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности
и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками
использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях
общения.
Языковая
и лингвистическая (языковедческая) компетенции –
освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном
явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными
нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и
грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и
оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и
ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая
компетенция – осознание языка как формы выражения
национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа,
национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского
речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для 6 класса направлен на совершенствование
речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве
русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на
базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.
Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях,
когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного
языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано
на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего
нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства
в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая
программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как
различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в
различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с
условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное
развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем
не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и
тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы
включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые
явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет
основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения
данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного
подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение
и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех
тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы,
обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические
единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития
речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие
историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент
курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы.
Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают
соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и
совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки,
а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном
феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт
использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно
связанными друг с другом.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение
следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного,
когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
·
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного
отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения
знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к
русскому языку;
·
совершенствование
речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих
свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его
использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи
учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
·
освоение
знаний
о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и
ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах
русского литературного языка; о русском речевом этикете;
·
формирование
умений
опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с
точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений
работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и
преобразовывать необходимую информацию.
Место
предмета «Русский язык» в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план
для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает
обязательное изучение русского (родного) языка в 6 классе –170 часа.
Общие учебные умения, навыки и способы
деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и
интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной
функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В
процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные
умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой
деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе
изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие
общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами
речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми
умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и
ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление,
соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные
(умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных
источников, умение работать с текстом), организационные (умение
формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль,
самооценку, самокоррекцию).
Результаты обучения
ТРЕБОВАНИЯ
К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Речевая деятельность.
Аудирование. Воспринимая
устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную информацию;
определять и формулировать основную мысль аудируемого текста; вычленять
структурные части исходного текста, составлять простой план.
Чтение. Осмысленно
читать, понимать и пересказывать учебные тексты лингвистического содержания;
дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста;
разбивать текст на смысловые части и составлять сложный план; самостоятельно
формулировать вопросы по содержанию прочитанного текста; прогнозировать
содержание текста, опираясь на средства зрительной наглядности (заголовки,
иллюстрации, различные шрифтовые выделения информации); выразительно читать
художественные и научно-учебные тексты.
Говорение. Пересказывать
основное содержание прослушанного или прочитанного текста — рассуждения;
подробно и выборочно пересказывать повествовательные художественные тексты;
сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые
средства выразительности; строить небольшое по объему устное высказывание на
заданную тему; соблюдать последовательность и связность изложения.
Письмо.
Подробно и выборочно пересказывать
содержание прослушанного или прочитанного текста; сохранять в тексте подробного
изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности;
строить письменное высказывание на заданную тему; соблюдать последовательность
и связность изложения; собирать материал к сочинению и систематизировать его;
составлять сложный план и на его основе создавать текст; использовать цепную
связь предложений в текстах разных стилей; употреблять синонимы, повтор слова,
однокоренные слова как средство выразительности текста и связи предложений;
исправлять неоправданный речевой повтор различными способами: заменой слова местоимением
или синонимом, заменой синтаксической конструкции.
Текстоведение.
Определять основную мысль текста, подбирать
наиболее удачный заголовок, делить текст на смысловые части, составлять простой
и сложный план анализируемого текста; определять вид связи (цепная,
параллельная) и средства связи предложений в тексте (местоимения, лексический
повтор, синонимы, однокоренные слова и др.); устанавливать принадлежность
текста к определенной функциональной разновидности языка и стилю речи.
Фонетика
и орфоэпия. Проводить
фонетический и орфоэпический разбор слова; использовать транскрипцию;
правильно произносить широко употребляемые слова и формы слов изученных частей
речи; пользоваться орфоэпическим словарем; обнаруживать орфоэпические ошибки в
звучащей речи.
Морфемика
и словообразование. Выделять морфемы
на основе словообразовательного анализа (в словах более сложной структуры);
давать структурно-грамматическую характеристику словам по морфемной модели;
выделять исходную часть слова и словообразующую морфему при проведении
словообразовательного анализа слова; различать изученные способы словообразования
существительных, прилагательных и глаголов; составлять словообразовательные
пары и словообразовательные, цепочки слов; давать комментарии к
словообразовательному гнезду, объясняя смысловую и структурную связь
однокоренных слов; пользоваться словообразовательным словарем, а также словарем
морфемных моделей слов.
Лексикология
и фразеология. Пользоваться
разными способами толкования лексического значения слова. Употреблять слова
(термины, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, а
также с условиями и задачами общения; толковать лексическое значение слов и
фразеологизмов; подбирать синонимы и антонимы; выбирать из синонимического ряда
наиболее точное и уместное слово в данной речевой ситуации; пользоваться
различными видами словарей (синонимов антонимов,
иностранных слов, фразеологизмов, эпитетов и др.); анализировать примеры
использования слов в переносном значении; проводить лексический разбор слова.
Морфология.
Указывать морфологические признаки изученных частей речи, правильно
образовывать и употреблять соответствующие грамматические формы; уместно и
выразительно употреблять слова изученных частей речи; опираться на морфологические
признаки слова при решении задач правописания.
Орфография.
Обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов;
объяснять суть основного принципа русской орфографии (единообразное написание
морфем) и с этой позиции анализировать написание морфем; свободно
пользоваться орфографическим словарем; владеть приемом поморфемного письма.
Синтаксис
и пунктуация. Составлять схемы
словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания по предложенной
схеме; анализировать разные виды сложных предложений (простые случаи);
определять синтаксическую роль изученных частей речи; правильно строить
предложения с причастными и деепричастными оборотами, стилистически оправданно
употреблять их в речи. Правильно применять изученные пунктуационные правила;
устно объяснять пунктуацию предложения, использовать на письме специальные
графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений;
самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.
Учебно-тематическое
планирование по русскому языку
Класс 6 а
Количество часов в год 170, в неделю 5 часов
Плановых контрольных работ
1 четверть 3
2 четверть 1
3 четверть 1
4 четверть 2
Плановых часов на развитие речи учащихся
1 четверть 6
2 четверть 15
3 четверть 5
4 четверть 5
Планирование
составлено на основе следующих документов:
1. Программа
для 6 класса по русскому языку. Авторы: С.И. Львова, В.В. Львов, изд-во
«Мнемозина»
2.
Минимум образования
Программа
соответствует учебнику "Русский язык" для 6 класса общеобразовательных
учреждений М. "Мнемозина"
Преподавание
ведется 5 часов в неделю, всего 170 часа.
Целью
преподавания русского языка является
формирование языковой коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Одно из
основных направлений преподавания – организация работы по овладению
осознанными знаниями. Усвоение теоретических сведений осуществляется в
практической деятельности учащихся при анализе, составлении и группировке
фактов языка, при проведении фонетического, морфемного и других видов разбора.
Важнейшим
направлением в работе является формирование навыков грамотного письма.
Закрепление орфографических и пунктуационных навыков является обязательным при
изучении всех разделов программы, тем самым создается непрерывность в
совершенствовании навыков правописания. Изучение каждого раздела, каждой темы направлено
на развитие логического мышления и речи учащегося. Развитие речи способствует
совершенствованию всех видов речевой деятельности. В программе специально
выделены часы на развитие связной речи, которые пропорционально распределяются
между изучаемым материалом.
Программа
предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней
отводится повторению. Оно дано в начале и в конце года, а также перед началом
изучения каждой темы.
Учебник «Русский язык» для 6 класса авторы С.И.
Львова, В.В. Львов
издательство «Мнемозина», 2010
Учебный
год 2011/2012
Тематическое планирование
I четверть (8,5 недель (42
часа))
Уроков
развития речи 6 часов, контрольных работ – 3
Раздел
|
Кол-во часов
|
Тема
|
Кол-во
часов
|
Родной язык
Русская орфография как система
правил
|
3
15
|
§
1 Родной язык (урок 1)
|
1
|
§
2 Функциональные разновидности языка (уроки 2 – 3)
|
2
|
§
3 Правописание корней (уроки 4 – 7)
|
4
|
§
4 Правописание приставок (уроки 8 – 9)
|
2
|
§
5 Правописание суффиксов (урок 10)
|
1
|
§
6 Правописание окончаний (урок 11)
|
1
|
§ 7 Употребление букв ё (е) – о после шипящих
и ц (урок 12)
|
1
|
§
8 Употребление ь и ъ (урок 13)
|
1
|
§
9 Слитные, дефисные и раздельные написания (урок 14)
|
1
|
Синтаксис и пунктуация
|
14
|
Синтаксис
и Пунктуация (урок 15)
|
1
|
Контрольная работа № 1 (Диктант с грамматическим заданием) (уроки 16 – 17)
|
2
|
§
10 Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса
·
Предложение
и словосочетание как единица синтаксиса (урок 18)
·
Члены
предложения (урок 19)
·
Грамматическая
основа (урок 20)
·
Второстепенные
члены предложения (урок 21)
|
4
|
§11
Простое осложнённое предложение (урок 22)
|
1
|
Контрольная работа № 2 (Изложение «Заячьи лапы») (уроки 23 – 24)
|
2
|
Предложение
с обращением (урок 25)
|
1
|
§
12 Сложное предложение и его виды (уроки 26 – 27)
|
2
|
§ 13 Предложения с прямой речью. Диалог (урок 28)
|
1
|
§
14 Пунктуация как система правил (урок 29)
|
1
|
Разученный
диктант (урок 30)
|
1
|
Текстоведение
|
16
|
§
15 Текст как единое целое (уроки 31 – 32)
|
2
|
§
16 Простой и сложный план текста (урок 33)
|
1
|
§
17 Связь предложений в тексте
- Способы
и средства связи предложений в тексте (урок 34)
- Сочетание
разных способов связи предложений (урок 35)
|
3
|
Контрольная работа № 3 (Диктант с языковым анализом по разделу
«Синтаксис и пунктуация») (уроки 36 – 37)
|
2
|
- Смысловая
связь предложений в тексте (урок 38)
|
|
§
18 Лексический повтор как средство связи предложений в тексте (урок 39)
|
1
|
§
19 Повествование как тип речи. Рассказ (уроки 40 – 41)
|
2
|
§
20 Описание как тип речи (урок
42)
|
1
|
|
|
Итого
|
42
|
II четверть (34 часов (7
недель))
Уроков
развития речи 15 часов, контрольных работ – 1
Раздел
|
Кол-во часов
|
Тема
|
Кол-во часов
|
Текстоведение
Имя существительное
|
14
14
|
Композиция
текста (урок
43)
|
1
|
Простой
и сложный план (урок
44)
|
1
|
Субботняя
работа. Проверка освоенности изученного материала (урок 45)
|
1
|
Связь
предложений в тексте (урок 46)
|
1
|
Последовательная
(цепная) связь (урок 47)
|
1
|
Параллельная
связь предложений в тексте (урок 48)
|
1
|
Сочетание
разных способов связи предложений (урок 49)
|
1
|
Субботняя
работа. Проверка освоенности изученного материала (урок 50)
|
1
|
Смысловая
связь предложений в тексте (урок 51)
|
1
|
Использование
лексического повтора (урок 52)
|
1
|
Типы
речи (урок
53)
|
1
|
Повествование
с элементами описания и рассуждения (урок 54)
|
1
|
Субботняя
работа. Проверка освоенности изученного материала (урок 55)
|
1
|
Рассказ.
Описание и его виды (урок 56)
|
1
|
Виды
описания (урок 57)
|
1
|
Контрольная работа № 4 (Сочинение-описание
по картине В.Серова «Девочка с персиками») (уроки
58 – 59)
|
2
|
Субботняя
работа. Проверка освоенности изученного материала (урок 60)
|
1
|
Морфология
как раздел лингвистики (уроки 61 – 62)
|
2
|
§
21 Имя существительное как часть речи (уроки 63 – 64)
|
2
|
§
22 Словообразование имён существительных (уроки 65 – 66)
|
2
|
§
23 Правописание сложных имён существительных (уроки 67 – 68)
|
2
|
Субботняя
работа. Проверка освоенности изученного материала (урок 69)
|
1
|
§
24 Культура речи. Правильное употребление имён существительных (урок 70)
|
1
|
§
25 Имя существительное в словосочетании и предложении (уроки 71 – 72)
|
2
|
§
26 Имя существительное в тексте (уроки 73 – 74)
|
2
|
Повторение и закрепление (уроки
75 – 76)
|
2
|
Итого
|
34
|
III четверть (50 часов (10
недель))
Уроков
развития речи 5 часов, Контрольных
диктантов – 1
Раздел
|
Кол-во часов
|
Тема
|
Кол-во часов
|
Имя прилагательное
Глагол
Деепричастие
|
16
11
10
|
§
27 Имя прилагательное как часть речи (уроки 77 – 78)
|
2
|
Субботняя
работа. Проверка освоенности изученного материала (урок 79)
|
1
|
§
28 Словообразование имён прилагательных (уроки 80 – 81)
|
2
|
§
29 Правописание букв н-нн в именах прилагательных образованных от
существительных (уроки 82 – 83)
|
2
|
§
30 Правописание сложных имён прилагательных (уроки 84 – 85)
|
2
|
§
31 Слитное и раздельное написание не с именами существительными и
прилагательными (урок 86)
|
1
|
§
32 Культура речи. Правильное употребление имён прилагательных (уроки 87 – 88)
|
2
|
§
33 Имя прилагательное в словосочетании и предложении (уроки 89 – 90)
|
2
|
§
34 Имя прилагательное в тексте (уроки 91 – 92)
|
2
|
§
35 Глагол как часть речи.
- Морфологические
признаки глагола (урок 93)
- Постоянные
признаки глагола (урок 94)
- Непостоянные
морфологические признаки глагола (урок 95 – 96)
|
4
|
§
36 Словообразование глаголов (урок 97)
|
1
|
§
37 Культура речи. Правильное употребление глаголов (уроки 98 – 99)
|
2
|
§
38 Глагол в словосочетании и предложении (уроки 100 – 101)
|
2
|
§
39 Глагол в тексте (уроки 102 – 103)
|
2
|
Деепричастие
и причастие как особые формы глагола (урок 104)
|
1
|
§
40 Морфологические признаки деепричастия (уроки 105 – 106)
|
2
|
§
41 Деепричастный оборот (уроки 107 – 108)
|
2
|
§
42 Деепричастия несовершенного и совершенного вида (уроки 109 –
110)
|
2
|
§
43 Правописание не с деепричастиями (урок 111)
|
1
|
§
44 Культура речи. Правильное употребление деепричастий (урок 112)
|
1
|
Контрольная работа № 5 (Диктант с языковым заданием по теме «Деепричастие») (уроки 113 – 114)
|
2
|
Причастие
|
21
|
§ 45 Морфологические признаки причастия
- Постоянные и непостоянные
признаки причастия (урок 115)
- Роль причастия в
художественном описании (урок 116)
- Правописание безударных
окончаний причастий (урок 117)
- Общие и отличительные
признаки причастий и деепричастий (урок 118)
|
4
|
§
46 Причастный оборот (уроки 119 – 121)
|
3
|
§
47 Действительные и страдательные причастия (уроки 122 – 126)
|
5
|
Итого
|
50
|
I V четверть (40 часов (8 недель))
Уроков развития речи - 5
часов, контрольных работ – 2
Раздел
|
Кол-во
часов
|
Тема
|
Кол-во часов
|
Имя
числительное
Местоимение
|
15
23
|
§ 48 Полные и краткие причастия (уроки 127
– 128)
|
2
|
§ 49 Культура речи.
Правильное употребление причастий (уроки 129 – 130)
|
2
|
§ 50 Деепричастие и причастие в словосочетании
и предложении (урок 131)
|
1
|
§ 51 Деепричастие и причастие в тексте (уроки 132
– 133)
|
2
|
Контрольная работа № 6
(Диктант по теме «Глагол и его формы») (уроки 132 – 133)
|
2
|
§
52 Общее значение числительного и употребление в речи (урок 134)
|
1
|
§
53 Разряды имён числительных (уроки 135 – 137)
|
3
|
§ 54 Склонение числительных
- Склонение числительных от 5
до 30 и от 50 до 80 (урок 136)
- Склонение числительных 200,
300, 400 и оканчивающихся на –сот. Склонение числительных 40, 90, 100
(урок 137)
- Склонение числительных 1, 2,
3, 4 (урок 138)
- Склонение собирательных
числительных (урок 139)
- Склонение дробных
числительных (урок 140)
- Склонение составных
количественных числительных (урок 141)
|
6
|
§ 55 Склонение порядковых имён числительных (урок
142)
|
1
|
§ 56 Культура речи.
Правильное употребление имён числительных (уроки 143 – 144)
|
2
|
§ 57 Имя числительное в предложении (урок
145)
|
1
|
§ 58 Имя числительное в тексте (урок 146)
|
1
|
§ 59 Общее значение местоимений и
употребление их в речи (урок 147)
|
1
|
§ 60 Разряды местоимений (урок 148)
|
1
|
§ 61 Личные местоимения (урок 149 – 150)
|
2
|
§ 62 Возвратное местоимение (урок 151)
|
1
|
§ 63 Притяжательные местоимения (уроки 152
– 153)
|
2
|
§ 64 Вопросительно-относительные (урок
154)
|
1
|
§ 65 Неопределённые местоимения (уроки 155
– 156)
|
2
|
§ 66 Отрицательные местоимения (уроки 157
– 158)
|
2
|
§ 67 Указательные местоимения (урок 159)
|
1
|
§ 68 Определительные местоимения (уроки 160 –
161)
|
2
|
§ 69 Культура речи. Правильное
употребление местоимений (уроки
162)
|
2
|
§ 70 Местоимение в словосочетании и предложении
(урок 163)
|
1
|
§ 71 Местоимение в тексте (урок 164)
|
1
|
Контрольная работа № 7
(Диктант с языковым анализом по итогам повторения) (уроки 165 – 166)
|
1
|
Повторение и подведение итогов (уроки 167 – 170)
|
4
|
Содержание
тем учебного курса.
Родной язык – 3 часа
Язык как
основное средство общения в определенном национальном коллективе.
Русский
язык – национальный язык русского народа.
Русская орфография как система правил
– 15 часов
Разделы и
основные принципы русской орфографии.
Понятие
орфограммы.
Правописание
гласных и согласных в корнях слов.
Правописание
гласных и согласных в приставках.
Правописание
суффиксов в словах разных частей речи.
Правописание
окончаний в словах разных частей речи.
н и нн
в словах разных частей речи.
Употребление
ъ и ь.
Правописание
гласных после шипящих и ц.
Слитное и
дефисное написание слов.
Слитное и
раздельное написание не и ни со словами разных частей
речи.
Употребление
строчной и прописной букв.
Правила
переноса.
Синтаксис и пунктуация – 14 часов
Синтаксис
как раздел грамматики.
Словосочетание
и предложение как единицы синтаксиса.
Виды и
средства синтаксической связи.
Словосочетание. Основные
признаки словосочетания.
Предложение.
Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое
высказывание. Основные признаки предложения и его отличия от других языковых
единиц.
Виды
предложений по цели высказывания.
Виды
предложений по эмоциональной окраске.
Грамматическая
(предикативная) основа предложения.
Простое
предложение. Главные члены двусоставного предложения.
Второстепенные
члены предложения: определение дополнение, обстоятельство.
Односоставные
предложения.
Предложения
распространенные и нераспространенные.
Предложения
с однородными членами.
Предложения
с обособленными членами.
Обращение.
Вводные слова.
Сложное
предложение. Основные средства синтаксической связи между частями
сложного предложения. Бессоюзные и союзные (сложносочиненные и
сложноподчиненные) сложные предложения.
Пунктуация как система
правил правописания предложений.
Знаки
препинания в конце предложения.
Знаки
препинания в простом предложении (тире между подлежащим и сказуемым, тире в
неполном предложении и др.).
Знаки
препинания в предложениях с однородными членами и обособленными членами предложения.
Знаки
препинания в предложениях с прямой речью.
Текстоведение
– 30 часов
Текст.
Средства
связи предложений и частей текста.
Абзац.
Соблюдение
основных синтаксических норм русского литературного языка в собственной речи.
Имя
существительное – 14 часов
Имя
существительное как часть речи.
Одушевленные
и неодушевленные имена существительные.
Нарицательные
и собственные имена существительные.
Род как
постоянный признак существительного.
Существительные
мужского, женского, среднего, общего рода; существительные, не имеющие родовой
характеристики.
Число имен
существительных.
Существительные,
имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Система
падежей в русском языке.
Типы
склонений имен существительных.
Склоняемые
и несклоняемые имена существительные.
Разносклоняемые
существительные.
Правильное
употребление имен существительных в речи.
Имя прилагательное – 16 часов
Имя
прилагательное как часть речи.
Прилагательные
качественные, относительные и притяжательные.
Род, число
и падеж имен прилагательных.
Зависимость
рода, числа и падежа прилагательного от существительного.
Степени
сравнения качественных прилагательных, их образование.
Полные и
краткие качественные прилагательные.
Особенности
употребления прилагательных в разных стилях речи.
Правильное
употребление имен прилагательных в речи.
Глагол
– 11 часов
Глагол как
часть речи.
Инфинитив.
Глаголы
совершенного и несовершенного вида.
Безличные
глаголы.
Изъявительное,
повелительное и условное (сослагательное) наклонения глагола.
Настоящее,
будущее и прошедшее время глагола в изъявительном наклонении.
Спряжение
глаголов.
Лицо и
число.
Изменение
по родам глаголов в форме условного (сослагательного) наклонения и
изъявительного наклонения (прошедшее время).
Разноспрягаемые
глаголы.
Правильное
употребление глаголов в речи.
Деепричастие – 10 часов
Деепричастие, его
наречные и глагольные признаки.
Деепричастия
совершенного и несовершенного вида.
Наблюдение за
особенностями употребления деепричастий в текстах. Правильное употребление
деепричастий в речи.
Причастие – 21 час
Причастие,
его грамматические признаки.
Признаки
глагола и прилагательного в причастии.
Причастия
настоящего и прошедшего времени.
Действительные
и страдательные причастия.
Полные и
краткие формы страдательных причастий.
Наблюдение
за особенностями употребления причастий в текстах.
Правильное
употребление причастий в речи.
Имя
числительное – 15 часов
Имя
числительное как часть речи.
Разряды
числительных по значению и строению.
Склонение
числительных.
Правильное
употребление числительных в речи.
Местоимение – 18 часов
Местоимение
как часть речи.
Разряды
местоимений по значению и грамматическим признакам.
Склонение
местоимений.
Использование
местоимений как средства связи предложений в тексте.
Правильное
употребление местоимений в речи.
Повторение
изученного в 6 классе – 4 часа
Критерии и нормы оценки
знаний обучающихся
Особенности организации
контроля по русскому языку
Контроль за уровнем достижений
учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ:
диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых
заданий.
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и
навыков.
Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на
возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество
изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст
не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие
слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова,
правописание которых находится на стадии изучения.
В качестве
диктанта предлагаются связные тексты – либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо
составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям:
о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения
должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из
2 – 8 слов с включением синтаксических
категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).
Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых
грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные
работы, в содержание которых вводится не более 2 видов грамматического разбора.
Хорошо
успевающим учащимся целесообразно предложить дополнительное задание повышенной
трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.
Контрольное списывание, как и диктант, – способ проверки усвоенных
орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков.
Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать
орфограммы, находить границы предложения,
устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Для
контрольных списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками
препинания.
Изложение (обучающее) проверяет, как
идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное
содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать
письменный пересказ, соблюдая правила русского языка.
Для
изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной
линией. Постепенно можно использовать тексты с несложными описаниями – пейзажа, портрета и т.п.
Тестовые задания – динамичная форма проверки,
направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои
знания в нестандартных учебных ситуациях.
Классификация ошибок и
недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
–
нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска,
перестановки, замены и вставки лишних букв в словах;
–
неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых
очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
–
отсутствие изученных знаков препинания в тексте {в конце предложения
и заглавной буквы в начале предложения);
–
наличие ошибок на изученные правила по орфографии;
–
существенные отступления от авторского текста при написании изложения,
искажающие смысл произведения;
–
отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных
в авторском тексте;
–
употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).
Недочеты:
–
отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее
предложение написано с большой буквы; отсутствие «красной» строки;
–
неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких
таких слов) на одно и то же правило;
–
незначительные нарушения логики событий авторского текста при
написании изложения.
При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность
ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку (за
исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только
последнее написание. Оформление работы также не должно влиять на оценку, ибо в
таком случае проверяющий может быть недостаточно объективным. При оценивании
работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.
При оценивании работы принимается во внимание не только
количество, но и характер ошибок. Например, ошибка на невнимание в меньшей мере
влияет на оценку, чем ошибки на изученные орфограммы.
При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту
передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов
в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной
части повествования.
Характеристика цифровой оценки
(отметки)
«5» («отлично») – уровень выполнения
требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по
текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета;
логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») – уровень выполнения
требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала,
полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение
своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6
недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по
пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала;
использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные
неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно») –
достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к
конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному
материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному
учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота
раскрытия вопроса.
«2» («плохо») – уровень выполнения
требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по
текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному
материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса,
отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Оценка письменных работ по
русскому языку.
Диктант
• «5»
– за работу, в которой нет ошибок.
• «4»
– за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.
• «3»
– за работу, в которой допущено 3 – 5 ошибок.
• «2»
– за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Примечание:
Повторная ошибка в одном и том же слове считается за одну ошибку,
а ошибки, допущенные на одно и то же правило в разных словах считаются как две.
Грамматическое задание
• «5»
– без ошибок.
• «4»
– правильно выполнено не менее З/4 заданий.
• «3»
– правильно выполнено не менее 1/2 заданий.
• «2»
– правильно выполнено менее 1/2 заданий.
Контрольное списывание
• «5»
– за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.
• «4»
– за работу, в которой допущена 1 ошибка, 1 – 2 исправления.
• «3»
– за работу, в которой допущено 2 – 3 ошибки.
• «2»
– за работу, в которой допущены > 4 ошибки.
Словарный диктант
• «5»
– без ошибок.
• «4»
– 1 ошибка и 1 исправление.
• «3»
– 2 ошибки и 1 исправление.
• «2»
– 3 – 5 ошибок.
Тест
• «5»
– верно выполнено более 3/4 заданий.
• «4»
– верно выполнено 3/4 заданий.
• «3»
– верно выполнено 1/2 заданий.
• «2»
– верно выполнено менее 1/2 заданий.
Изложение
• «5»
– правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и
орфографических ошибок, допущено 1 – 2 исправления.
• «4»
– незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются
единичные (1 – 2) фактические и речевые неточности, 1 – 2 орфографические
ошибки, 1 – 2 исправления.
• «3»
– имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные
нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении двух-трех
предложений, беден словарь, 3 – 6 орфографических ошибки и 1 – 2 исправления.
• «2»
– имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных
эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность
изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями,
крайне однообразен словарь, 7 – 8 орфографических ошибок, 3 – 5 исправлений.
Сочинение
• «5»
– логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических
ошибок, допущено 1—2 исправления.
• «4»
– незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются
единичные (1 – 2) фактические и речевые неточности, 1 – 2 орфографические
ошибки, 1 – 2 исправления.
• «3»
– имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в
последовательности изложения мыслей, в построении 2 – 3 предложений, беден
словарь, 3 – 6 орфографических ошибки и 1 – 2 исправления.
• «2»
– имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной
части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует
связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7 –
8 орфографических ошибок, 3 – 5 исправлений.
Примечание:
Учитывая, что вид работ в начальной школе носит обучающий
характер, неудовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные»
изложения и сочинения.
Характеристика словесной
оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая
характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного
суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной
деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью
словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая
фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не
должны касаться личностных характеристик учащегося.
Оценочное суждение сопровождает
любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как
положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения
недочетов и ошибок.
Используемый учебно-методический комплект
1.
Программа
по русскому языку для 5-11 классов общеобраз. учрежд./Автор-составитель С.И.
Львова – М.:Мнемозина, 2006.
2.
Русский
язык. 6 кл. В 3 ч. Ч.1: учеб. для общеобразоват. учреждений/ С.И. Львова, В.В.
Львов. – 2-е изд., испр. – М.: Мнемозина, 2010.
3.
И.П.Васильевых. Уроки русского языка в 6
классе / Под ред. С.И.Львовой.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.