Главная / Русский язык и литература / Рабочая программа для 6 класса по русскому языку по УМК С.И. Львовой, В.В. Львова

Рабочая программа для 6 класса по русскому языку по УМК С.И. Львовой, В.В. Львова

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3




Рассмотрена Утверждена

на заседании МО Приказ по школе №

протокол № __ от «___» ________201__ г. от «___» ________ 201__ г.



Рассмотрена

на заседании методического совета

протокол №__ от «___» ________ 201__ г.










Рабочая программа

по русскому языку для 6 класса

Едзаева Артура Тамбиевича



















пгт. Алагир, 2011 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Настоящая программа по русскому языку для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку; основное содержание; требования к уровню подготовки учащихся.

Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 6 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для 6 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.


Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 6 классе –170 часа.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).


Результаты обучения

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Речевая деятельность.

Аудирование. Воспринимая устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную информацию; опреде­лять и формулировать основную мысль аудируемого текста; вычленять структурные части исходного текста, составлять про­стой план.

Чтение. Осмысленно читать, понимать и пересказывать учеб­ные тексты лингвистического содержания; дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста; разбивать текст на смысловые части и составлять сложный план; самостоятельно формулировать вопросы по содержанию прочи­танного текста; прогнозировать содержание текста, опираясь на средства зрительной наглядности (заголовки, иллюстрации, различные шрифтовые выделения информации); выразительно читать художественные и научно-учебные тексты.

Говорение. Пересказывать основное содержание прослушан­ного или прочитанного текста — рассуждения; подробно и выбо­рочно пересказывать повествовательные художественные тексты; сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности; строить неболь­шое по объему устное высказывание на заданную тему; соблю­дать последовательность и связность изложения.

Письмо. Подробно и выборочно пересказывать содержание прослушанного или прочитанного текста; сохранять в тексте по­дробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности; строить письменное высказывание на заданную тему; соблюдать последовательность и связность изло­жения; собирать материал к сочинению и систематизировать его; составлять сложный план и на его основе создавать текст; использовать цепную связь предложений в текстах разных сти­лей; употреблять синонимы, повтор слова, однокоренные слова как средство выразительности текста и связи предложений; исправлять неоправданный речевой повтор различными способа­ми: заменой слова местоимением или синонимом, заменой син­таксической конструкции.

Текстоведение. Определять основную мысль текста, подби­рать наиболее удачный заголовок, делить текст на смысловые части, составлять простой и сложный план анализируемого тек­ста; определять вид связи (цепная, параллельная) и средства связи предложений в тексте (местоимения, лексический повтор, синонимы, однокоренные слова и др.); устанавливать принад­лежность текста к определенной функциональной разновидности языка и стилю речи.

Фонетика и орфоэпия. Проводить фонетический и орфоэпи­ческий разбор слова; использовать транскрипцию; правильно произносить широко употребляемые слова и формы слов изучен­ных частей речи; пользоваться орфоэпическим словарем; обнару­живать орфоэпические ошибки в звучащей речи.

Морфемика и словообразование. Выделять морфемы на осно­ве словообразовательного анализа (в словах более сложной структуры); давать структурно-грамматическую характеристику словам по морфемной модели; выделять исходную часть слова и словообразующую морфему при проведении словообразова­тельного анализа слова; различать изученные способы словооб­разования существительных, прилагательных и глаголов; со­ставлять словообразовательные пары и словообразовательные, цепочки слов; давать комментарии к словообразовательному гнезду, объясняя смысловую и структурную связь однокоренных слов; пользоваться словообразовательным словарем, а также сло­варем морфемных моделей слов.

Лексикология и фразеология. Пользоваться разными спосо­бами толкования лексического значения слова. Употреблять слова (термины, заимствованные и др.) в соответствии с их лексиче­ским значением, а также с условиями и задачами общения; тол­ковать лексическое значение слов и фразеологизмов; подбирать синонимы и антонимы; выбирать из синонимического ряда наи­более точное и уместное слово в данной речевой ситуации; поль­зоваться различными видами словарей (синонимов антонимов, иностранных слов, фразеологизмов, эпитетов и др.); анализиро­вать примеры использования слов в переносном значении; про­водить лексический разбор слова.

Морфология. Указывать морфологические признаки изучен­ных частей речи, правильно образовывать и употреблять соот­ветствующие грамматические формы; уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи; опираться на морфо­логические признаки слова при решении задач правописания.

Орфография. Обнаруживать изученные орфограммы и объяс­нять написание соответствующих слов; объяснять суть основного принципа русской орфографии (единообразное написание мор­фем) и с этой позиции анализировать написание морфем; свобод­но пользоваться орфографическим словарем; владеть приемом поморфемного письма.

Синтаксис и пунктуация. Составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания по предложен­ной схеме; анализировать разные виды сложных предложений (простые случаи); определять синтаксическую роль изученных частей речи; правильно строить предложения с причастными и деепричастными оборотами, стилистически оправданно упо­треблять их в речи. Правильно применять изученные пунктуа­ционные правила; устно объяснять пунктуацию предложения, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений; самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.


Учебно-тематическое планирование по русскому языку

Класс 6 а

Количество часов в год 170, в неделю 5 часов


Плановых контрольных работ

1 четверть 3

2 четверть 1

3 четверть 1

4 четверть 2

Плановых часов на развитие речи учащихся

1 четверть 6

2 четверть 15

3 четверть 5

4 четверть 5


Планирование составлено на основе следующих документов:

1. Программа для 6 класса по русскому языку. Авторы: С.И. Львова, В.В. Львов, изд-во «Мнемозина»

2. Минимум образования

Программа соответствует учебнику "Русский язык" для 6 класса общеобразовательных учреждений М. "Мнемозина"

Преподавание ведется 5 часов в неделю, всего 170 часа.

Целью преподавания русского языка является формирование языковой коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Одно из основных направлений преподавания – организация работы по овладению осознанными знаниями. Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, составлении и группировке фактов языка, при проведении фонетического, морфемного и других видов разбора.

Важнейшим направлением в работе является формирование навыков грамотного письма. Закрепление орфографических и пунктуационных навыков является обязательным при изучении всех разделов программы, тем самым создается непрерывность в совершенствовании навыков правописания. Изучение каждого раздела, каждой темы направлено на развитие логического мышления и речи учащегося. Развитие речи способствует совершенствованию всех видов речевой деятельности. В программе  специально выделены часы на развитие связной речи, которые пропорционально распределяются между изучаемым материалом.

Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Оно дано в начале и в конце года, а также перед началом изучения каждой темы.

Учебник «Русский язык» для 6 класса авторы С.И. Львова, В.В. Львов

издательство «Мнемозина», 2010







Учебный год 2011/2012


Тематическое планирование



I четверть (8,5 недель (42 часа))

Уроков развития речи 6 часов, контрольных работ – 3


Раздел

Кол-во часов

Тема


Кол-во часов

Родной язык





Русская орфография как система правил




3





15

§ 1 Родной язык (урок 1)

1

§ 2 Функциональные разновидности языка (уроки 2 – 3)

2

§ 3 Правописание корней (уроки 4 – 7)

4

§ 4 Правописание приставок (уроки 8 – 9)

2

§ 5 Правописание суффиксов (урок 10)

1

§ 6 Правописание окончаний (урок 11)

1

§ 7 Употребление букв ё (е) – о после шипящих и ц (урок 12)

1

§ 8 Употребление ь и ъ (урок 13)

1

§ 9 Слитные, дефисные и раздельные написания (урок 14)

1

Синтаксис и пунктуация

14


Синтаксис и Пунктуация (урок 15)

1

Контрольная работа № 1 (Диктант с грамматическим заданием) (уроки 16 – 17)

2

§ 10 Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса

  • Предложение и словосочетание как единица синтаксиса (урок 18)

  • Члены предложения (урок 19)

  • Грамматическая основа (урок 20)

  • Второстепенные члены предложения (урок 21)

4

§11 Простое осложнённое предложение (урок 22)

1

Контрольная работа № 2 (Изложение «Заячьи лапы») (уроки 23 – 24)

2

Предложение с обращением (урок 25)

1

§ 12 Сложное предложение и его виды (уроки 26 – 27)

2

§ 13 Предложения с прямой речью. Диалог (урок 28)

1

§ 14 Пунктуация как система правил (урок 29)

1

Разученный диктант (урок 30)

1

Текстоведение

16

§ 15 Текст как единое целое (уроки 31 – 32)

2

§ 16 Простой и сложный план текста (урок 33)

1

§ 17 Связь предложений в тексте

  • Способы и средства связи предложений в тексте (урок 34)

  • Сочетание разных способов связи предложений (урок 35)

3

Контрольная работа № 3 (Диктант с языковым анализом по разделу «Синтаксис и пунктуация») (уроки 36 – 37)

2

  • Смысловая связь предложений в тексте (урок 38)


§ 18 Лексический повтор как средство связи предложений в тексте (урок 39)

1

§ 19 Повествование как тип речи. Рассказ (уроки 40 – 41)

2

§ 20 Описание как тип речи (урок 42)

1



Итого

42



II четверть (34 часов (7 недель))

Уроков развития речи 15 часов, контрольных работ – 1


Раздел

Кол-во часов

Тема


Кол-во часов

Текстоведение











































Имя существительное


14











































14

Композиция текста (урок 43)

1

Простой и сложный план (урок 44)

1

Субботняя работа. Проверка освоенности изученного материала (урок 45)

1

Связь предложений в тексте (урок 46)

1

Последовательная (цепная) связь (урок 47)

1

Параллельная связь предложений в тексте (урок 48)

1

Сочетание разных способов связи предложений (урок 49)

1

Субботняя работа. Проверка освоенности изученного материала (урок 50)

1

Смысловая связь предложений в тексте (урок 51)

1

Использование лексического повтора (урок 52)

1

Типы речи (урок 53)

1

Повествование с элементами описания и рассуждения (урок 54)

1

Субботняя работа. Проверка освоенности изученного материала (урок 55)

1

Рассказ. Описание и его виды (урок 56)

1

Виды описания (урок 57)

1

Контрольная работа № 4 (Сочинение-описание по картине В.Серова «Девочка с персиками») (уроки 58 – 59)

2

Субботняя работа. Проверка освоенности изученного материала (урок 60)

1

Морфология как раздел лингвистики (уроки 61 – 62)

2

§ 21 Имя существительное как часть речи (уроки 63 – 64)

2

§ 22 Словообразование имён существительных (уроки 65 – 66)

2

§ 23 Правописание сложных имён существительных (уроки 67 – 68)

2

Субботняя работа. Проверка освоенности изученного материала (урок 69)

1

§ 24 Культура речи. Правильное употребление имён существительных (урок 70)

1

§ 25 Имя существительное в словосочетании и предложении (уроки 71 – 72)

2

§ 26 Имя существительное в тексте (уроки 73 – 74)

2

Повторение и закрепление (уроки 75 – 76)

2

Итого

34







III четверть (50 часов (10 недель))

Уроков развития речи 5 часов, Контрольных диктантов – 1


Раздел

Кол-во часов

Тема


Кол-во часов

Имя прилагательное

























Глагол























Деепричастие

16


























11























10

§ 27 Имя прилагательное как часть речи (уроки 77 – 78)

2

Субботняя работа. Проверка освоенности изученного материала (урок 79)

1

§ 28 Словообразование имён прилагательных (уроки 80 – 81)

2

§ 29 Правописание букв н-нн в именах прилагательных образованных от существительных (уроки 82 – 83)

2

§ 30 Правописание сложных имён прилагательных (уроки 84 – 85)

2

§ 31 Слитное и раздельное написание не с именами существительными и прилагательными (урок 86)

1

§ 32 Культура речи. Правильное употребление имён прилагательных (уроки 87 – 88)

2

§ 33 Имя прилагательное в словосочетании и предложении (уроки 89 – 90)

2

§ 34 Имя прилагательное в тексте (уроки 91 – 92)

2

§ 35 Глагол как часть речи.

  • Морфологические признаки глагола (урок 93)

  • Постоянные признаки глагола (урок 94)

  • Непостоянные морфологические признаки глагола (урок 95 – 96)

4

§ 36 Словообразование глаголов (урок 97)

1

§ 37 Культура речи. Правильное употребление глаголов (уроки 98 – 99)

2

§ 38 Глагол в словосочетании и предложении (уроки 100 – 101)

2

§ 39 Глагол в тексте (уроки 102 – 103)

2

Деепричастие и причастие как особые формы глагола (урок 104)

1

§ 40 Морфологические признаки деепричастия (уроки 105 – 106)

2

§ 41 Деепричастный оборот (уроки 107 – 108)

2

§ 42 Деепричастия несовершенного и совершенного вида (уроки 109 – 110)

2

§ 43 Правописание не с деепричастиями (урок 111)

1

§ 44 Культура речи. Правильное употребление деепричастий (урок 112)

1

Контрольная работа № 5 (Диктант с языковым заданием по теме «Деепричастие») (уроки 113 – 114)

2

Причастие

21

§ 45 Морфологические признаки причастия

  • Постоянные и непостоянные признаки причастия (урок 115)

  • Роль причастия в художественном описании (урок 116)

  • Правописание безударных окончаний причастий (урок 117)

  • Общие и отличительные признаки причастий и деепричастий (урок 118)

4

§ 46 Причастный оборот (уроки 119 – 121)

3

§ 47 Действительные и страдательные причастия (уроки 122 – 126)

5

Итого

50



I V четверть (40 часов (8 недель))

Уроков развития речи - 5 часов, контрольных работ – 2


Раздел

Кол-во часов

Тема


Кол-во часов















Имя числительное


































Местоимение

















15



































23

§ 48 Полные и краткие причастия (уроки 127 – 128)

2

§ 49 Культура речи. Правильное употребление причастий (уроки 129 – 130)

2

§ 50 Деепричастие и причастие в словосочетании и предложении (урок 131)

1

§ 51 Деепричастие и причастие в тексте (уроки 132 – 133)

2

Контрольная работа № 6 (Диктант по теме «Глагол и его формы») (уроки 132 – 133)

2

§ 52 Общее значение числительного и употребление в речи (урок 134)

1

§ 53 Разряды имён числительных (уроки 135 – 137)

3

§ 54 Склонение числительных

  • Склонение числительных от 5 до 30 и от 50 до 80 (урок 136)

  • Склонение числительных 200, 300, 400 и оканчивающихся на –сот. Склонение числительных 40, 90, 100 (урок 137)

  • Склонение числительных 1, 2, 3, 4 (урок 138)

  • Склонение собирательных числительных (урок 139)

  • Склонение дробных числительных (урок 140)

  • Склонение составных количественных числительных (урок 141)

6

§ 55 Склонение порядковых имён числительных (урок 142)

1

§ 56 Культура речи. Правильное употребление имён числительных (уроки 143 – 144)

2

§ 57 Имя числительное в предложении (урок 145)

1

§ 58 Имя числительное в тексте (урок 146)

1

§ 59 Общее значение местоимений и употребление их в речи (урок 147)

1

§ 60 Разряды местоимений (урок 148)

1

§ 61 Личные местоимения (урок 149 – 150)

2

§ 62 Возвратное местоимение (урок 151)

1

§ 63 Притяжательные местоимения (уроки 152 – 153)

2

§ 64 Вопросительно-относительные (урок 154)

1

§ 65 Неопределённые местоимения (уроки 155 – 156)

2

§ 66 Отрицательные местоимения (уроки 157 – 158)

2

§ 67 Указательные местоимения (урок 159)

1

§ 68 Определительные местоимения (уроки 160 – 161)

2

§ 69 Культура речи. Правильное употребление местоимений (уроки 162)

2

§ 70 Местоимение в словосочетании и предложении (урок 163)

1

§ 71 Местоимение в тексте (урок 164)

1

Контрольная работа № 7 (Диктант с языковым анализом по итогам повторения) (уроки 165 – 166)

1

Повторение и подведение итогов (уроки 167 – 170)

4


Содержание тем учебного курса.

Родной язык – 3 часа

Язык как основное средство общения в определенном национальном коллективе.

Русский язык – национальный язык русского народа.


Русская орфография как система правил – 15 часов

Разделы и основные принципы русской орфографии.

Понятие орфограммы.

Правописание гласных и согласных в корнях слов.

Правописание гласных и согласных в приставках.

Правописание суффиксов в словах разных частей речи.

Правописание окончаний в словах разных частей речи.

н и нн в словах разных частей речи.

Употребление ъ и ь.

Правописание гласных после шипящих и ц.

Слитное и дефисное написание слов.

Слитное и раздельное написание не и ни со словами разных частей речи.

Употребление строчной и прописной букв.

Правила переноса.

Синтаксис и пунктуация – 14 часов

Синтаксис как раздел грамматики.

Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.

Виды и средства синтаксической связи.

Словосочетание. Основные признаки словосочетания.

Предложение. Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличия от других языковых единиц.

Виды предложений по цели высказывания.

Виды предложений по эмоциональной окраске.

Грамматическая (предикативная) основа предложения.

Простое предложение. Главные члены двусоставного предложения.

Второстепенные члены предложения: определение дополнение, обстоятельство.

Односоставные предложения.

Предложения распространенные и нераспространенные.

Предложения с однородными членами.

Предложения с обособленными членами.

Обращение.

Вводные слова.

Сложное предложение. Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения. Бессоюзные и союзные (сложносочиненные и сложноподчиненные) сложные предложения.

Пунктуация как система правил правописания предложений.

Знаки препинания в конце предложения.

Знаки препинания в простом предложении (тире между подлежащим и сказуемым, тире в неполном предложении и др.).

Знаки препинания в предложениях с однородными членами и обособленными членами предложения.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью.


Текстоведение – 30 часов

Текст.

Средства связи предложений и частей текста.

Абзац.

Соблюдение основных синтаксических норм русского литературного языка в собственной речи.


Имя существительное – 14 часов

Имя существительное как часть речи.

Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Нарицательные и собственные имена существительные.

Род как постоянный признак существительного.

Существительные мужского, женского, среднего, общего рода; существительные, не имеющие родовой характеристики.

Число имен существительных.

Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Система падежей в русском языке.

Типы склонений имен существительных.

Склоняемые и несклоняемые имена существительные.

Разносклоняемые существительные.

Правильное употребление имен существительных в речи.


Имя прилагательное – 16 часов

Имя прилагательное как часть речи.

Прилагательные качественные, относительные и притяжательные.

Род, число и падеж имен прилагательных.

Зависимость рода, числа и падежа прилагательного от существительного.

Степени сравнения качественных прилагательных, их образование.

Полные и краткие качественные прилагательные.

Особенности употребления прилагательных в разных стилях речи.

Правильное употребление имен прилагательных в речи.


Глагол – 11 часов

Глагол как часть речи.

Инфинитив.

Глаголы совершенного и несовершенного вида.

Безличные глаголы.

Изъявительное, повелительное и условное (сослагательное) наклонения глагола.

Настоящее, будущее и прошедшее время глагола в изъявительном наклонении.

Спряжение глаголов.

Лицо и число.

Изменение по родам глаголов в форме условного (сослагательного) наклонения и изъявительного наклонения (прошедшее время).

Разноспрягаемые глаголы.

Правильное употребление глаголов в речи.


Деепричастие – 10 часов

Деепричастие, его наречные и глагольные признаки.

Деепричастия совершенного и несовершенного вида.

Наблюдение за особенностями употребления деепричастий в текстах. Правильное употребление деепричастий в речи.


Причастие – 21 час

Причастие, его грамматические признаки.

Признаки глагола и прилагательного в причастии.

Причастия настоящего и прошедшего времени.

Действительные и страдательные причастия.

Полные и краткие формы страдательных причастий.

Наблюдение за особенностями употребления причастий в текстах.

Правильное употребление причастий в речи.


Имя числительное – 15 часов

Имя числительное как часть речи.

Разряды числительных по значению и строению.

Склонение числительных.

Правильное употребление числительных в речи.


Местоимение – 18 часов

Местоимение как часть речи.

Разряды местоимений по значению и грамматическим признакам.

Склонение местоимений.

Использование местоимений как средства связи предложений в тексте.

Правильное употребление местоимений в речи.


Повторение изученного в 6 классе – 4 часа


Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Особенности организации контроля по русскому языку

Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.

Тексты диктантов подбираются средней труд­ности с расчетом на возможность их выполне­ния всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов дик­танта). Текст не должен иметь слова на не изу­ченные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Неце­лесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.

В качестве диктанта предлагаются связные тексты либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учи­телем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по струк­туре, различны по цели высказывания и состо­ять из 2 8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).

Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более 2 ви­дов грамматического разбора.

Хорошо успевающим учащимся целесооб­разно предложить дополнительное задание по­вышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.

Контрольное списывание, как и диктант, – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы пред­ложения, устанавливать части текста, выписы­вать ту или иную часть текста.

Для контрольных списываний предлагают­ся связные тексты с пропущенными знаками препинания.

Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное со­держание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила русского языка.

Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Постепенно можно исполь­зовать тексты с несложными описаниями пейзажа, портрета и т.п.

Тестовые задания динамичная форма про­верки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.


Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • нарушение правил написания слов, вклю­чая грубые случаи пропуска, перестановки, за­мены и вставки лишних букв в словах;

  • неправильное написание слов, не регули­руемых правилами, круг которых очерчен про­граммой каждого класса (слова с непроверяе­мыми написаниями);

  • отсутствие изученных знаков препинания в тексте {в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);

  • наличие ошибок на изученные правила по орфографии;

  • существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажаю­щие смысл произведения;

  • отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в ав­торском тексте;

  • употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).

Недочеты:

  • отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы; отсутствие «красной» строки;

  • неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило;

  • незначительные нарушения логики собы­тий авторского текста при написании изложения.

При оценке контрольной работы учитывается в пер­вую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку (за иск­лючением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание. Оформ­ление работы также не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий может быть недостаточно объективным. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.

При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок. Например, ошибка на невнимание в меньшей мере влияет на оцен­ку, чем ошибки на изученные орфограммы.

При оценке изложения необходимо обра­тить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков су­щественных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутст­вие главной части повествования.


Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.


Оценка письменных работ по русскому языку.

Диктант

  • «5» – за работу, в которой нет ошибок.

  • «4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.

  • «3» – за работу, в которой допущено 3 – 5 ошибок.

  • «2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

Примечание:

Повторная ошибка в одном и том же слове считается за одну ошибку, а ошибки, допущенные на одно и то же правило в разных словах считаются как две.


Грамматическое задание

  • «5» – без ошибок.

  • «4» – правильно выполнено не менее З/4 заданий.

  • «3» – правильно выполнено не менее 1/2 заданий.

  • «2» – правильно выполнено менее 1/2 заданий.


Контрольное списывание

  • «5» – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.

  • «4» – за работу, в которой допущена 1 ошибка, 1 – 2 исправления.

  • «3» – за работу, в которой допущено 2 – 3 ошибки.

  • «2» – за работу, в которой допущены > 4 ошибки.


Словарный диктант

  • «5» – без ошибок.

  • «4» – 1 ошибка и 1 исправление.

  • «3» – 2 ошибки и 1 исправление.

  • «2» – 3 – 5 ошибок.


Тест

  • «5» – верно выполнено более 3/4 заданий.

  • «4» – верно выполнено 3/4 заданий.

  • «3» – верно выполнено 1/2 заданий.

  • «2» – верно выполнено менее 1/2 заданий.


Изложение

  • «5» – правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1 – 2 исправления.

  • «4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1 – 2) фактические и речевые неточности, 1 – 2 орфографические ошибки, 1 – 2 исправления.

  • «3» – имеются некоторые отступления от авторско­го текста, допущены отдельные нарушения в по­следовательности изложения мыслей, в построении двух-трех предложений, беден словарь, 3 – 6 орфо­графических ошибки и 1 – 2 исправления.

  • «2» – имеются значительные отступления от автор­ского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7 – 8 орфографических ошибок, 3 – 5 исправлений.


Сочинение

  • «5» – логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допуще­но 1—2 исправления.

  • «4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1 – 2) фактические и речевые неточности, 1 – 2 орфографические ошибки, 1 – 2 исправления.

  • «3» – имеются некоторые отступления от темы, до­пущены отдельные нарушения в последователь­ности изложения мыслей, в построении 2 – 3 пред­ложений, беден словарь, 3 – 6 орфографических ошибки и 1 – 2 исправления.

  • «2» – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложе­ния мыслей, отсутствует связь между частями, отдель­ными предложениями, крайне однообразен словарь, 7 – 8 орфографических ошибок, 3 – 5 исправлений.

Примечание:

Учитывая, что вид работ в начальной школе носит обучаю­щий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения и сочинения.


Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.



Используемый учебно-методический комплект

  1. Программа по русскому языку для 5-11 классов общеобраз. учрежд./Автор-составитель С.И. Львова – М.:Мнемозина, 2006.


  1. Русский язык. 6 кл. В 3 ч. Ч.1: учеб. для общеобразоват. учреждений/ С.И. Львова, В.В. Львов. – 2-е изд., испр. – М.: Мнемозина, 2010.



  1. И.П.Васильевых. Уроки русского языка в 6 классе / Под ред. С.И.Львовой.








Рабочая программа для 6 класса по русскому языку по УМК С.И. Львовой, В.В. Львова
  • Русский язык и литература
Описание:

Рабочая  программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку; основное содержание; требования к уровню подготовки учащихся.

Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 6 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

 

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Автор ЕДЗАЕВ АРТУР ТАМБИЕВИЧ
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1130
Номер материала 44462
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓