Главная / Русский язык и литература / Рабочая программа для 8 класса для работы по учебнику под ред. В.Г.Маранцмана

Рабочая программа для 8 класса для работы по учебнику под ред. В.Г.Маранцмана

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3




Рассмотрена Утверждена

на заседании МО Приказ по школе №

протокол № __ от «___» ________201__ г. от «___» ________ 201__ г.



Рассмотрена

на заседании методического совета

протокол №__ от «___» ________ 201__ г.











Рабочая программа


по литературе для 8 класса


Едзаева Артура Тамбиевича

















пгт. Алагир, 2011 г.

Пояснительная записка


Статус документа

Примерная программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Программа конкретизирует содержание тем образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор сочинений.


Программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая при этом творческой инициативы учителей, и предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.


Структура документа

Примерная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и с последовательностью изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки учащихся.


Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы. Такая последовательность определяется универсальным для многих действующих программ принципом: преподавание курса в каждом из классов основной школы строится чаще всего по хронологическому принципу. Таким образом, разделы программы соответствуют основным этапам развития русской литературы, что соотносится с задачей формирования у учащихся представления о логике развития литературного процесса.

Программа включает в себя перечень выдающихся произведений художественной литературы с аннотациями к ним. Таким образом, детализируется обязательный минимум содержания литературного образования: указываются направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения (раскрывается идейно-художественная доминанта произведения); включаются историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала. Произведения малых эпических жанров и лирические произведения чаще всего сопровождаются одной общей аннотацией.

Теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях они включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.

На этапе изучения литературы в VIII классе на передний план выдвигаются задачи развития способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.

Обязательным VIII классе является написание не менее 5 сочинений (из них 4 аудиторных сочинения).


Общая характеристика учебного предмета

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.


Цели

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.


Место литературы в федеральном базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит в VIII классе 70 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю) для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования.


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

  • выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение и сопоставление;

  • умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезиса, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности: работать с книгой, выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою, писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.



Календарно-тематическое планирование


урока



Дата


Тема урока






I четверть (17 часов (8 недель))


1



Герой и время


2 – 4




Плутарх «Сравнительные жизнеописания. Александр и Цезарь»



5 – 8






Ермолай-Еразм. «Житие Петра и Февронии»

Житие как жанр древнерусской литературы

«Дочь-семилетка»


9 – 10



Ли Бо «С пути на юг в Елан посылаю домашним»,

«Ощущение осени»,

«Прощание с другом»

Лермонтов М.Ю. «На севере диком стоит одиноко…»


11 – 17



М. Сервантес. «Дон Кихот»




урока



Дата


Тема урока





II четверть (15 часов (8 недель))



18 – 21





В.А. Жуковский «Узник»

Баллада

Два «Лесных царя»


22 – 26



Эдгар По «Падение дома Ашеров»

Реальное и фантастическое

в литературном произведении

«Я боюсь будущего…»


27 – 30



Д.И. Фонвизин «Недоросль»

Нравы эпохи классицизма

в комедийном изображении


31



Контрольная работа №1


32



Роды литературы




урока



Дата


Тема урока





III четверть (20 часов (10 недель))


33 – 40



А.С. Пушкин Лирика.

«Метель».

«Станционный смотритель».

«Капитанская дочка»

Ода

О «Повестях Белкина»

Понятие об исторической повести


41 – 42



Контрольная работа №2 (Сочинение по произведениям А.С.Пушкина)


43 – 45



Н. В. Гоголь. «Ревизор».

«Шинель»

Понятие о комедии


46 – 47



Контрольная работа №3 (Сочинение «Проблема маленького человека» на примере рассказа «Шинель»)


48 – 49



Н. А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда»


50



Ф. И. Тютчев. Лирика

Ритм и размер лирического произведения


51



А.А.Фет. Лирика


52



Контрольная работа №4 (Сочинения по произведениям Ф. И. Тютчев и А.А.Фета)




урока



Дата


Тема урока





IV четверть (16 часов (8 недель))


53



В. М. Гаршин. «Красный цветок»

Понятие об образе-символе


54



А.А. Блок «На поле Куликовом»



55



И.А.Бунин «Танька» (фрагменты)

Лиризм эпического повествования


56



В.В.Набоков «Пильграм»

Новелла


57



М.А.Булгаков «Собачье сердце». Глава 8

Стиль писателя


58 – 59



Е.Л.Шварц «Дракон»


60 – 61



Контрольная работа №5 (Сочинение по произведению Е.Л. Шварца)


62



А.А.Твардовский Автор и герой в поэме


63 – 64



А.И.Солженицын «Матрёнин двор»


65



Контрольная работа №6 (Сочинение по произведению А.И.Солженицына «Матрёнин двор»)


66



«О времени и о себе». Современная поэзия


67 – 68



Обобщающие уроки по жанрам литературных произведений



Содержание курса



ГЕРОЙ И ВРЕМЯ (1 час)

Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства. Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина, красота, справедливость, совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность.


Из зарубежной литературы

Плутарх (3 часа)

Слово о писателе.

«Сравнительные жизнеописания. Александр и Цезарь»

Ермолай-Еразм (4 часа)

Быт и бытие. Жанровые особенности «Жития Петра и Февронии Муромских».

Нравственный облик Петра и Февронии.

Жанр жития. Отражение в житии представления о нравственном эталоне. Иерархия ценностей православного человека в "Житии…". Способы создания характера в "Житии".

Ли Бо (2 часа)

«С пути на юг в Елан посылаю домашним», «Ощущение осени», «Прощание с другом»

Гармония человека и природы

Китайская философия


Литература европейского Возрождения

М. Сервантес (7 часов)

Слово о писателе.

Роман «Дон Кихот» (фрагменты).

Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот и проблема выбора жизненного идеала. Иллюзия и действительность. Дон Кихот как вечный образ.


Классицизм и сентиментализм в русской литературе. Социальная и нравственная проблематика произведений русских писателей XVIII века. Обращение литературы к жизни и внутреннему миру «частного» человека. Отражение многообразия человеческих чувств, освоение темы “человек и природа”.


Романтизм и реализм в русской литературе XIX века. Проблематика произведений: человек и мир, человек и общество, человек и история. Свобода и ответственность личности. Образ «маленького» человека. Обращение русских писателей к историческому прошлому Отечества. Размышления о национальном характере. Нравственный смысл исторических сюжетов.

В.А. Жуковский (4 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворение «Узник»

Баллада «Лесной царь».

Баллада как лироэпический жанр. Сюжетные особенности баллад В.А. Жуковского.


Жанр фантастической новеллы в зарубежной литературе

Э.А. По (5 часов)

Слово о писателе.

Новелла «Падение дома Ашеров»

Романтический пейзаж как средство воздействия на читателя. Образ главного героя. Фантастические события и реальное их объяснение.


Д.И. Фонвизин (4 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Комедия «Недоросль».

Сатирическая направленность комедии. Развенчание нравов Простаковых и Скотининых. Идеальные герои комедии и их конфликт с миром крепостников. Проблема воспитания и идея гражданского служения в пьесе. Идея возмездия за безнравственность. Черты классицизма в комедии.


А.С. Пушкин (8 часов)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Деревня», «Анчар», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»).

Повесть «Станционный смотритель».

Образ Самсона Вырина и тема "маленького человека". Образ повествователя. Выразительность и лаконизм пушкинской прозы.

Роман «Капитанская дочка»

Тема русской истории в творчестве А.С. Пушкина. Замысел и история создания романа. Соотношение исторического факта и вымысла. Исторические события и судьбы частных людей. Тема "русского бунта" и образ Пугачева. Гринев и Швабрин. Образ Маши Мироновой в свете авторского идеала. Тема милости и справедливости. Роль эпиграфов.


Н.В. Гоголь (3 часа)

Слово о писателе.

Комедия «Ревизор».

Мастерство построения интриги в пьесе, особенности конфликта комедии. Смысл эпиграфа и сатирическая направленность комедии. Образ города и тема чиновничества. Хлестаков и хлестаковщина. Авторские средства раскрытия характеров. Мастерство речевых характеристик персонажей. Многозначность финала пьесы.

Повесть «Шинель».

«Шинель» как одна из «петербургских повестей». Тема города и “маленького человека”. Мечта и действительность. Образы Акакия Акакиевича и «значительного лица». Значение фантастического финала повести. Гуманистический смысл повести и авторская ирония. Роль детали в прозе Гоголя.

Н.А. Некрасов (2 часа)

Слово о поэте.

Стихотворения: «Размышления у парадного подъезда»

Народные характеры и судьбы в стихотворениях Некрасова. Повествовательное начало в лирике Некрасова.


Ф.И. Тютчев (1 час)

Слово о поэте.

Стихотворения «С поляны коршун поднялся…», «Тени сизые смесились…», «Предопределение», «Фонтан»

Образная яркость и философская глубина лирики Тютчева. Размышления поэта о тайнах мироздания, взаимоотношениях человека и природы. Тема могущества и бессилия человека. Трагическое звучание темы любви.


А.А. Фет (1 час)

Слово о поэте.

Стихотворение «Я тебе ничего не скажу…»

"Культ мгновения" в лирике Фета. Радость слияния человеческой души с миром природы.


В.М. Гаршин (1 час)

Слово о писателе.

Рассказ «Красный цветок»

Обыденность и героизм в художественном мире Гаршина. Тема страстного сопротивления злу. Символический образ Красного цветка.


А.А. Блок (1 час)

Слово о поэте

Стихотворения из цикла «На поле Куликовом»

Своеобразие лирики А. Блока, отражение в ней высоких идеалов. Тема любви и «страшного мира» в лирике поэта. Мотив отрицания и принятия жизни.


И.А. Бунин (1 час)

Слово о писателе.

Рассказ «Танька»

Нравственный смысл произведения. Выразительность и точность художественной детали в прозе Бунина. Роль детали в рассказах Бунина. Художественное мастерство Бунина-прозаика.


В. В. Набоков (1 час)

Слово о писателе

«Пильграм»

Мечта и проза жизни в творчестве Набокова.

Счастье Пильграма.


М.А. Булгаков (1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Собачье сердце» (Глава 8)

Особенности булгаковской сатиры. Сюжет и система образов повести. Авторская позиция и способы ее выражения. "Шариковщина" как социальное и моральное явление. Философская проблематика повести.


Е. Л. Шварц (2 часа)

Слово о писателе

Пьеса-сказка «Дракон»

Сказочное и реальное в пьесах Шварца. Город и горожане. Бой с Драконом: бунт и сила любви в пьесе. Сценическая история пьесы.

А.Т. Твардовский (1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Поэма «Василий Теркин». Главы: «Переправа», «Два бойца», «Поединок»

История создания поэмы, ее читательская судьба. Тема человека на войне в поэме. Особенности сюжета поэмы. Отражение русского национального характера в образе Василия Теркина. Тема родины и ее воплощение в поэме. Сплав трагического и комического, народность языка “Книги о бойце”.


А.И. Солженицын (2 часа)

Слово о писателе.

Рассказ «Матренин двор».

Автобиографическая основа рассказа, его художественное своеобразие. Образ главной героини и тема праведничества в русской литературе.

В.С. Высоцкий (1 час)

Слово о поэте

Стихотворения: «Охота на волков», «Кони привередливые», «Я не люблю» Лирический герой поэзии Высоцкого. Исповедальный пафос и напряженность чувств в лирике Высоцкого. Влияние авторского исполнения на восприятие его произведений.








ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творческого пути А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя;

  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).





Статус документа

Тематическое планирование уроков литературы в 8 классе составлено в соответствии с «Примерными программами по учебным предметам. Литература 5 – 9 классы» Серии «Стандарты второго поколения» (М.: Просвещение, 2011), предназначенное для работы по учебнику под ред. В.Г.Маранцмана «Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.» (М.: Просвещение, 2011).


Рабочая программа для 8 класса для работы по учебнику под ред. В.Г.Маранцмана
  • Русский язык и литература
Описание:

Примерная программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Программа  конкретизирует содержание  тем образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор сочинений.

 

Программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая при этом творческой инициативы учителей, и предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

 

Структура документа

Примерная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и с последовательностью изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки учащихся.

 

Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы. Такая последовательность определяется универсальным для многих действующих программ принципом: преподавание курса в каждом из классов основной школы строится чаще всего по хронологическому принципу.Таким образом, разделы программы соответствуют основным этапам развития русской литературы, что соотносится с задачей формирования у  учащихся представления о логике развития литературного процесса.

Программа включает в себя перечень выдающихся произведений художественной литературы с аннотациями к ним. Таким образом, детализируется обязательный минимум содержания литературного образования: указываются направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения (раскрывается идейно-художественная доминанта произведения); включаются историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала. Произведения малых эпических жанров и лирические произведения чаще всего сопровождаются одной общей аннотацией.

Теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях они включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.

На этапе изучения литературы в VIII классе на передний план выдвигаются задачи развития способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.

 

Обязательным VIII классе является написание не менее 5 сочинений (из них 4 аудиторных сочинения).

Автор ЕДЗАЕВ АРТУР ТАМБИЕВИЧ
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 522
Номер материала 44571
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓