Инфоурок Информатика Другие методич. материалыРабочая программа для 7 класса по информатике и ИКТ

Рабочая программа для 7 класса по информатике и ИКТ

Скачать материал

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов № 183 имени Р. Алексеева г. Нижнего Новгорода

 

 

 

Рассмотрено на МО учителей

_________________________

Протокол № ______

От «___»____________20__г.

Руководитель МО_________

 

Согласовано на МС школы

Протокол №______

От «___»___________20____г.

Руководитель МС _________

 

Утверждаю:

Директор

________________________

«___»___________20____г.

 

 

 

 

Рабочая учебная программа по

«Информатика и ИКТ»

7 класс

Год разработки 2014

 

 

составлена на основе

авторской программы Босовой Л.Л.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программу составила:

Тихонова Е.С.

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. Изданной в сборнике «Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы. 7-9 классы / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.»

Выбор авторской программы Босовой Л. Л. обосновывается наличием в нашей школе данного методического комплекса.

Программа построена так, что может использоваться как учениками, изучавшими информатику в начальной школе, так и служить «точкой входа» в предмет для школьников, приступающих к ее изучению впервые. Освоение данного курса вполне доступно для учащихся.

Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий: учебник «Информатика и ИКТ. 7 класс. Босова Л.Л.,», М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012; «Рабочая тетрадь по информатике для 7 класса», Босова Л.Л., М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012; набор цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) и методического пособия для учителя,  Л. Босова, А. Босова - М., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 год.

Цели программы:

·         Формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ;

·         Овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;

·         Формирование целостного мировоззрения;

·         Совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией;

·         Воспитание ответственного и избирательного отношения к информации;

·         Развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Задачи программы:

·         Сформировать у учащихся умения организации собственной учебной деятельности;

·         Сформировать у учащихся умения и навыки информационного моделирования как основного метода приобретения знаний;

·         Сформировать у учащихся основные универсальные умения информационного характера;

·         Сформировать у учащихся широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации; овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств;

·         Сформировать у учащихся основные умения и навыки самостоятельной работы, первичные умения и навыки исследовательской деятельности, принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

·         Сформировать у учащихся умения и навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ с УИОП №183 им. Р. Алексеева г. Нижнего Новгорода на преподавание информатики и ИКТ в 7 классе отводится 1 час в неделю (35 часов в год).

 

Основное содержание

            Осуществляется в соответствии со структурой учебника линейное изучение теоретического материала: Объекты и системы (6 часов) – информационное моделирование (20 часов) – алгоритмика (8 часов) – резерв учебного времени (1 часа). Параллельно с этим организуется практическая работа на компьютере по формированию пользовательских навыков (на основе текстового процессора Word, электронными таблицами Excel).

 

1.      Объекты и их имена (6 ч)

Объекты и их имена. Признаки объектов. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов. Система и окружающая среда. Персональный компьютер как система.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 1 «Работаем с основными объектами операционной системы».

Практическая работа № 2 «Работаем с объектами файловой системы».

Практическая работа № 3 «Создаем текстовые объекты».

Контроль знаний и умений

Тест «Объекты и их имена. Признаки, отношение, разновидность объектов»

Контрольная работа № 1 по теме «Объекты и системы».

 

2.      Информационное моделирование (20 ч )

Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Многоуровневые списки. Математические модели. Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Сложные таблицы. Табличное решение логических задач. вычислительные таблицы. Электронные таблицы.

Графики и диаграммы. Наглядное измерение процессов изменения величин. Наглядное представление о соотношении величин. визуализация многорядных данных.

Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 4 «Создаем словесные модели».

Практическая работа № 5 «Многоуровневые списки».

Практическая работа № 6 «Создаем табличные модели».

Практическая работа № 7 «Создаем вычислительные таблицы».

Практическая работа № 8 «Знакомимся с электронными таблицами».

Практическая работа № 9 «Создаем диаграммы и графики».

Практическая работа № 10 «Схемы, графы и деревья».

Практическая работа № 11 «Графические модели».

Практическая работа № 12 «Итоговая работа».

Контроль знаний и умений

Тест «Модели объектов. Информационные модели»

Проверочная работа «Графы»

Проверочная работа «Табличное решение логических задач»

Проверочная работа «Основы электронных таблиц»

Контрольная  работа № 2 по теме  «Информационное моделирование».

 

3.      Алгоритмика (8 ч)

Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Использование вспомогательных алгоритмов. Цикл «повторить n раз». Исполнитель Робот. Управление Роботом. Цикл «пока». Ветвление.

Компьютерный практикум

Работа в среде «Алгоритмика».

 

Контроль знаний и умений

Проверочная работа «Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов»

Контрольная  работа № 3 по теме «Алгоритмика».

Контрольная  работа № 4 (итоговая) по теме «Презентация».

 

4.      Резерв (1 ч)

Выполнение творческих работ в исполнителях Чертежник, Робот.

 

 

Требования к уровню подготовки обучающихся.

 

Учащиеся 7 класса должны:

Ø  Уметь для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;

Ø  Уметь называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;

Ø  Уметь осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;

Ø  Понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;

Ø  Уметь приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;

Ø  Понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;

Ø  Иметь представление о назначении и области применения моделей;

Ø  уметь различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;

Ø  Уметь приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;

Ø  Уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т. д.;

Ø  Знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;

Ø  Знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели ее создания;

Ø  Уметь осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;

Ø  Уметь приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;

Ø  Уметь давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;

Ø  Уметь осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;

Ø  Уметь выполнять операции с основными объектами операционной системы;

Ø  Уметь выполнять основные операции с объектами файловой системы;

Ø  Уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;

Ø  Уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;

Ø  Уметь выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;

Ø  Уметь создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций.

 


Календарно-тематическое планирование

Дата прове-дения

Тема урока

Тип урока

Деятельность учащихся

Вид контроля

Планируемые результаты

Домашнее задание

Раздел 1. Объекты и их имена

1

 

Техника безопасности и представление рабочего места. Объекты и их имена. Признаки объектов

Урок получения новых знаний

Запоминание, беседа с учителем.

Выполнение заданий в РТ.

Практическая работа №1

Практическая работа

Знать понятие объект, признаки объекта. Уметь приводить примеры.

Введение, §1.1,§1.2

РТ: №1, 6, 7

стр. 3 – 10

2

 

Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация

Урок получения новых знаний.

 

Выполнение заданий в РТ.

Выполнение практической работы №2

Выполнение заданий уз учебника.

Практическая работа

Иметь представление о понятии отношения объектов, видах отношений, разновидности объектов. Уметь приводить примеры.

§1.3, §1.4

РТ:№20, 22-25

стр. 14 – 16

3

 

Состав объектов

Комбинированный

Выполнение теста по пройденным темам. Выполнение заданий в РТ.

Выполнение практической работы №3

Тест. Компьютерный практикум

Контроль знаний учащихся.

Иметь представление о составе объекта.

§1.5

РТ: №30,31,35

стр. 20 - 23

4

 

Системы объектов

Урок изучения нового материала

Выполнение заданий в РТ.

Выполнение практической работы №3

Фронтальный опрос

Знать понятия системный подход, система, структура.

§1.6,

вопросы 1-4,

РТ:№36 – 40

стр. 24 - 25

5

 

Система и окружающая среда

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Выполнение заданий из учебника, в РТ.

Выполнение практической работы №3

Задания в РТ

Иметь представление о системе. Уметь указывать входы и выходы какой-либо системы.

§1.7

РТ: №41,42,43, 45 стр. 25-33

Подготовка к контрольной работе

6

 

Персональный компьютер как система

Комбинированный

Выполнение контрольной работы №1.

Выполнение заданий в РТ.

Контрольная работа

Иметь представление о ПК как системы. Знать аппаратное и программное обеспечение, информационные ресурсы ПК.

§1.8

РТ: №50

стр. 36

Раздел 2. Информационное моделирование

7

 

Модели объектов и их назначение

Урок получения новых знаний

Выполнение заданий в РТ. Выполнение практической работы № 4

Практическая работа

Знать понятия модель, моделирование. Знать свойства моделей Различать виды моделей.

§2.1

РТ: №2, 6-8

стр. 38 - 43

8

 

Информационные модели

Объяснение нового материала

Выполнение заданий в РТ. Выполнение практической работы № 11

Компьютерный практикум

Иметь представление о информационных моделях. Знать виды таких моделей

§2.2

РТ: №12 – 14

стр. 45

9

 

Словесные информационные модели

Объяснение нового материала

Выполнение заданий в РТ. Выполнение практической работы № 4

Компьютерный практикум

Иметь представление о словесных информационных моделях. Уметь строить словесные модели

§2.3

РТ: №15 – 17

стр. 46

10

 

Словесные информационные модели

Закрепление полученных знаний

Выполнение заданий в РТ. Выполнение практической работы № 4

Задания в РТ

Закрепление полученных знаний

§2.3

РТ: №19

стр. 47

11

 

Словесные информационные модели

Закрепление полученных знаний

Выполнение заданий в РТ. Выполнение практической работы №4

Задания в РТ

Закрепление полученных знаний

§2.3

РТ: №18

стр. 47

№22 стр. 49

12

 

Многоуровневые списки

Получение новых знаний и первичное их закрепление

Выполнение теста «Модели объектов. Информационные модели». Выполнение практической работы №5

Тест. Компьютерный практикум

Умение строить многоуровневые списки

§2.3

задание 4 из практической работы №5

13

 

Математические модели

Беседа

Выполнение заданий в РТ. Беседа с учителем

Задания в РТ

Иметь представление о математических моделях

§2.4

РТ: №27

стр. 51

14

 

Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы

Получение новых знаний и первичное их закрепление

Выполнение заданий в РТ. Выполнение практической работы №6

Компьютерный практикум

Знать структуру и правила оформления таблиц. Уметь строить таблицы.

§2.5(1)

РТ: №28 – 31

стр. 51 - 53

15

 

Простые таблицы

Получение новых знаний и первичное их закрепление

Выполнение заданий в РТ. Выполнение практической работы №6

Компьютерный практикум

Уметь различать и строить различные типы простых таблиц

§2.5(2)

РТ: №33 – 34

стр. 54

16

 

Сложные таблицы

Получение новых знаний и первичное их закрепление

Выполнение заданий в РТ. Выполнение практической работы №6

Компьютерный практикум

Уметь различать и строить различные типы сложных таблиц

§2.5(3)

РТ: №35 – 36

стр. 55

17

 

Техника безопасности и представление рабочего места. Табличное решение логических задач

Решение задач

Выполнение заданий в РТ. Выполнение практической работы №6

Задания в РТ

Уметь решать задачи с помощью таблиц

§2.6

РТ: №38 – 40 стр. 56 - 57

18

 

Вычислительные таблицы

Урок получения новых знаний

Выполнение проверочной работы «Табличное решение логических задач». Выполнение практической работы №7

Практическая работа

Знать понятия вычислительных таблиц. Уметь работать с вычислительными таблицами.

§2.7

РТ: №41

стр. 58

19

 

Электронные таблицы

Урок получения новых знаний и первичное их закрепление

Знакомство с MS Excel. Выполнение заданий в РТ. Выполнение практической работы №8

Компьютерный практикум

Знать основы электронных таблиц. Уметь работать в MS Excel.

§2.8

РТ: №43

стр. 59

20

 

Электронные таблицы

Урок закрепления полученных знаний

Выполнение практической работы №8

Компьютерный практикум

Усовершенствовать навыки работы в MS Excel.

§2.8

РТ: №44

стр. 60

21

 

Графики и диаграммы. Наглядное измерение процессов изменения величин

Объяснение нового материала

Выполнение проверочной работы «Основы электронных таблиц»

Выполнение практической работы №9

Фронтальный опрос

Понимание для чего нужны графики и диаграммы.  Усовершенствовать навыки работы в MS Excel.

§2.9 (1,2)

РТ: №45 (а, б)

стр. 60 - 62

22

 

Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин

Урок усовершенствования знаний

Выполнение практической работы №9

Беседа

Иметь представление о соотношении величин.  Усовершенствовать навыки работы в MS Excel.

§2.9 (3)

РТ: №46 – 49

(по выбору)

стр. 64 - 70

23

 

Графики и диаграммы. Визуализация многорядных данных

Урок усовершенствования знаний

Выполнение практической работы №9

Беседа

Иметь представление о визуализации многорядных данных.  Усовершенствовать навыки работы в MS Excel.

§2.9 (4)

РТ: №51 – 54

стр.72 - 74

24

 

Многообразие схем

Урок получения новых знаний

Выполнение заданий в РТ. Выполнение практической работы №10

Задания в РТ

Знать понятие схема. Умение составлять схемы, чертежи. Познакомиться с блок-схемами.

§2.10 (1)

РТ: №55-58

стр. 75-77

25

 

Информационные модели на графах

Урок получения новых знаний

Выполнение заданий в РТ. Выполнение практической работы №10

Задание на постройку графов

Знать основные понятия связанные с графами. Уметь строить графы.

§2.10 (2)

РТ: №60, 61

стр. 78

№66 стр. 81

26

 

Деревья

Урок получения новых знаний

Написание проверочной работы по пройденным темам. Выполнение заданий в РТ. Выполнение практической работы №10

Компьютерный практикум

Знать понятия иерархия, дерево. Уметь решать задачи.

§2.10 (2,3)

Раздел 3. Алгоритмика

27

 

Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов

Объяснение нового материала

Выполнение заданий в РТ. Работа в среде «Алгоритмика».

Беседа

Знать понятия исполнитель, управление, алгоритм.

§3.1, РТ: №1–4

стр. 85-87

 

28

 

Исполнитель Чертежник. Использование вспомогательных алгоритмов

Урок получения новых знаний

Выполнение заданий в РТ. Работа в среде «Алгоритмика».

 

Задания в РТ

Иметь представление о исполнителе Чертежник. Уметь использовать вспомогательные алгоритмы.

§3.2(1-3)

РТ: №13 стр. 91-92

(по выбору)

№14 стр. 92

№16 стр. 93

29

 

Исполнитель Чертежник. Цикл «повторить п раз»

Урок усовершенствования знаний

Выполнение заданий в РТ. Работа в среде «Алгоритмика».

Компьютерный практикум

Усовершенствовать знания об исполнителе Чертежник.

§3.2(4)

РТ: №17, 18 (б), 19 (б, д, з)

30

 

Исполнитель Робот. Управление Роботом.

Урок получения новых знаний

Выполнение заданий в РТ. Работа в среде «Алгоритмика».

Задания в РТ

Иметь представление о исполнителе Робот. Уметь управлять исполнителем Робот.

§3.3(1)

РТ: №21, 24

стр. 99

31

 

Исполнитель Робот. Цикл «пока»

Урок усовершенствования знаний

Выполнение заданий в РТ. Работа в среде «Алгоритмика».

Компьютерный практикум

Усовершенствовать знания об исполнителе Робот.

§3.3(2, 4)

РТ: №28, 30

стр. 104

32

 

Исполнитель Робот. Ветвление

Урок усовершенствования знаний

Выполнение заданий в РТ. Работа в среде «Алгоритмика».

Компьютерный практикум

Усовершенствовать знания об исполнителе Робот.

§3.3 (5)

РТ: №36,37,38

стр. 110-111

33

 

Проверочная работа

Контроль знаний

Написание проверочной работы

Проверочная работа

Проконтролировать знания учащихся

 

34

 

Итоговый проект

Контроль умений

Выполнение практической работы №12 «Итоговая работа».

Практическая работа

Проверить уровень практических умений учащийся

 

35

 

Резерв

 

 

 

 

 

 


Перечень используемых учебно-методических материалов

Основная литература

1.      Босова Л. Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 7 класса / Л. Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

2.      Босова Л. Л. Информатика и ИКТ:  рабочая тетрадь для 7 класса / Л. Л. Босова. – 4-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

3.      Набор цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)

4.      Босова Л. Л. Уроки информатики в 5-7 классах : методическое пособие  / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

 

Дополнительная литература

1.      Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, Ю.Г. Коломенская «Занимательные задачи по информатике» - М., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007год

2.      Газеты по информатике. Приложение к 1 сентября.

 

Перечень средств материально-технического обеспечения

1.      Принтер (черно-белой печати, формата А4);

2.      Мультимедийный проектор, подсоединяемый к компьютеру преподавателя;

3.      Экран;

4.      Устройство для ввода визуальной информации (сканер);

5.      Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь;

6.      Акустические колонки с составе рабочего места преподавателя;

7.      Оборудование, обеспечивающие подключение к сети Интернет.

8.      Персональные компьютеры (8 ПК);

9.      Презентации по отдельным темам;

10.  Текстовые  файлы  с  дидактическими  материалами.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа для 7 класса по информатике и ИКТ"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Корреспондент

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Учитель всегда работал и работает по программе. Раньше программы по учебным предметам утверждались Министерством, последние годы не утверждаются и не рассматриваются. И учителя сегодня работают по этим самым авторским программам, которые имеют разную структуру и, как правило, больше похожи на концепции, а не на программы. Программа должна содержать пояснительную записку с целями обучения предмету; общую характеристику учебного предмета; личностные, метапредметные и предметные результаты, достижение которых обеспечивает программа, содержание учебного предмета, курса, а также тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности и описание материально-технического обеспечения.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 871 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.01.2015 308
    • DOCX 43.3 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Тихонова Екатерина Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Тихонова Екатерина Сергеевна
    Тихонова Екатерина Сергеевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 1829
    • Всего материалов: 4

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Теория и методика обучения информатике в начальной школе

Учитель информатики в начальной школе

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 96 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 222 человека

Курс повышения квалификации

Методы и инструменты современного моделирования

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 69 человек

Курс профессиональной переподготовки

Управление сервисами информационных технологий

Менеджер по управлению сервисами ИТ

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 34 человека

Мини-курс

Психология детей и подростков с дромоманией

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 21 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 14 человек

Мини-курс

Инновационные технологии в краеведческой и географической работе со школьниками

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Коррекционно-развивающая работа и оценивание в образовании для детей с ОВЗ

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 39 человек