Главная / Информатика / Рабочая программа для 7 класса по информатике и ИКТ

Рабочая программа для 7 класса по информатике и ИКТ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов № 183 имени Р. Алексеева г. Нижнего Новгорода




Рассмотрено на МО учителей

_________________________

Протокол № ______

От «___»____________20__г.

Руководитель МО_________


Согласовано на МС школы

Протокол №______

От «___»___________20____г.

Руководитель МС _________


Утверждаю:

Директор

________________________

«___»___________20____г.





Рабочая учебная программа по

«Информатика и ИКТ»

7 класс

Год разработки 2014



составлена на основе

авторской программы Босовой Л.Л.










Программу составила:

Тихонова Е.С.






Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. Изданной в сборнике «Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы. 7-9 классы / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.»

Выбор авторской программы Босовой Л. Л. обосновывается наличием в нашей школе данного методического комплекса.

Программа построена так, что может использоваться как учениками, изучавшими информатику в начальной школе, так и служить «точкой входа» в предмет для школьников, приступающих к ее изучению впервые. Освоение данного курса вполне доступно для учащихся.

Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий: учебник «Информатика и ИКТ. 7 класс. Босова Л.Л.,», М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012; «Рабочая тетрадь по информатике для 7 класса», Босова Л.Л., М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012; набор цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) и методического пособия для учителя, Л. Босова, А. Босова - М., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 год.

Цели программы:

  • Формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ;

  • Овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;

  • Формирование целостного мировоззрения;

  • Совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией;

  • Воспитание ответственного и избирательного отношения к информации;

  • Развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Задачи программы:

  • Сформировать у учащихся умения организации собственной учебной деятельности;

  • Сформировать у учащихся умения и навыки информационного моделирования как основного метода приобретения знаний;

  • Сформировать у учащихся основные универсальные умения информационного характера;

  • Сформировать у учащихся широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации; овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств;

  • Сформировать у учащихся основные умения и навыки самостоятельной работы, первичные умения и навыки исследовательской деятельности, принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

  • Сформировать у учащихся умения и навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ с УИОП №183 им. Р. Алексеева г. Нижнего Новгорода на преподавание информатики и ИКТ в 7 классе отводится 1 час в неделю (35 часов в год).


Основное содержание

Осуществляется в соответствии со структурой учебника линейное изучение теоретического материала: Объекты и системы (6 часов) – информационное моделирование (20 часов) – алгоритмика (8 часов) – резерв учебного времени (1 часа). Параллельно с этим организуется практическая работа на компьютере по формированию пользовательских навыков (на основе текстового процессора Word, электронными таблицами Excel).


  1. Объекты и их имена (6 ч)

Объекты и их имена. Признаки объектов. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов. Система и окружающая среда. Персональный компьютер как система.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 1 «Работаем с основными объектами операционной системы».

Практическая работа № 2 «Работаем с объектами файловой системы».

Практическая работа № 3 «Создаем текстовые объекты».

Контроль знаний и умений

Тест «Объекты и их имена. Признаки, отношение, разновидность объектов»

Контрольная работа № 1 по теме «Объекты и системы».


  1. Информационное моделирование (20 ч )

Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Многоуровневые списки. Математические модели. Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Сложные таблицы. Табличное решение логических задач. вычислительные таблицы. Электронные таблицы.

Графики и диаграммы. Наглядное измерение процессов изменения величин. Наглядное представление о соотношении величин. визуализация многорядных данных.

Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 4 «Создаем словесные модели».

Практическая работа № 5 «Многоуровневые списки».

Практическая работа № 6 «Создаем табличные модели».

Практическая работа № 7 «Создаем вычислительные таблицы».

Практическая работа № 8 «Знакомимся с электронными таблицами».

Практическая работа № 9 «Создаем диаграммы и графики».

Практическая работа № 10 «Схемы, графы и деревья».

Практическая работа № 11 «Графические модели».

Практическая работа № 12 «Итоговая работа».

Контроль знаний и умений

Тест «Модели объектов. Информационные модели»

Проверочная работа «Графы»

Проверочная работа «Табличное решение логических задач»

Проверочная работа «Основы электронных таблиц»

Контрольная работа № 2 по теме «Информационное моделирование».


  1. Алгоритмика (8 ч)

Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Использование вспомогательных алгоритмов. Цикл «повторить n раз». Исполнитель Робот. Управление Роботом. Цикл «пока». Ветвление.

Компьютерный практикум

Работа в среде «Алгоритмика».


Контроль знаний и умений

Проверочная работа «Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов»

Контрольная работа № 3 по теме «Алгоритмика».

Контрольная работа № 4 (итоговая) по теме «Презентация».


  1. Резерв (1 ч)

Выполнение творческих работ в исполнителях Чертежник, Робот.



Требования к уровню подготовки обучающихся.


Учащиеся 7 класса должны:

  • Уметь для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;

  • Уметь называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;

  • Уметь осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;

  • Понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;

  • Уметь приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;

  • Понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;

  • Иметь представление о назначении и области применения моделей;

  • уметь различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;

  • Уметь приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;

  • Уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т. д.;

  • Знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;

  • Знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели ее создания;

  • Уметь осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;

  • Уметь приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;

  • Уметь давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;

  • Уметь осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;

  • Уметь выполнять операции с основными объектами операционной системы;

  • Уметь выполнять основные операции с объектами файловой системы;

  • Уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;

  • Уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;

  • Уметь выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;

  • Уметь создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций.

Календарно-тематическое планирование

Дата прове-дения

Тема урока

Тип урока

Деятельность учащихся

Вид контроля

Планируемые результаты

Домашнее задание

Раздел 1. Объекты и их имена

1


Техника безопасности и представление рабочего места. Объекты и их имена. Признаки объектов

Урок получения новых знаний

Запоминание, беседа с учителем.

Выполнение заданий в РТ.

Практическая работа №1

Практическая работа

Знать понятие объект, признаки объекта. Уметь приводить примеры.

Введение, §1.1,§1.2

РТ: №1, 6, 7

стр. 3 – 10

2


Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация

Урок получения новых знаний.


Выполнение заданий в РТ.

Выполнение практической работы №2

Выполнение заданий уз учебника.

Практическая работа

Иметь представление о понятии отношения объектов, видах отношений, разновидности объектов. Уметь приводить примеры.

§1.3, §1.4

РТ:№20, 22-25

стр. 14 – 16

3


Состав объектов

Комбинированный

Выполнение теста по пройденным темам. Выполнение заданий в РТ.

Выполнение практической работы №3

Тест. Компьютерный практикум

Контроль знаний учащихся.

Иметь представление о составе объекта.

§1.5

РТ: №30,31,35

стр. 20 - 23

4


Системы объектов

Урок изучения нового материала

Выполнение заданий в РТ.

Выполнение практической работы №3

Фронтальный опрос

Знать понятия системный подход, система, структура.

§1.6,

вопросы 1-4,

РТ:№36 – 40

стр. 24 - 25

5


Система и окружающая среда

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Выполнение заданий из учебника, в РТ.

Выполнение практической работы №3

Задания в РТ

Иметь представление о системе. Уметь указывать входы и выходы какой-либо системы.

§1.7

РТ: №41,42,43, 45 стр. 25-33

Подготовка к контрольной работе

6


Персональный компьютер как система

Комбинированный

Выполнение контрольной работы №1.

Выполнение заданий в РТ.

Контрольная работа

Иметь представление о ПК как системы. Знать аппаратное и программное обеспечение, информационные ресурсы ПК.

§1.8

РТ: №50

стр. 36

Раздел 2. Информационное моделирование

7


Модели объектов и их назначение

Урок получения новых знаний

Выполнение заданий в РТ. Выполнение практической работы № 4

Практическая работа

Знать понятия модель, моделирование. Знать свойства моделей Различать виды моделей.

§2.1

РТ: №2, 6-8

стр. 38 - 43

8


Информационные модели

Объяснение нового материала

Выполнение заданий в РТ. Выполнение практической работы № 11

Компьютерный практикум

Иметь представление о информационных моделях. Знать виды таких моделей

§2.2

РТ: №12 – 14

стр. 45

9


Словесные информационные модели

Объяснение нового материала

Выполнение заданий в РТ. Выполнение практической работы № 4

Компьютерный практикум

Иметь представление о словесных информационных моделях. Уметь строить словесные модели

§2.3

РТ: №15 – 17

стр. 46

10


Словесные информационные модели

Закрепление полученных знаний

Выполнение заданий в РТ. Выполнение практической работы № 4

Задания в РТ

Закрепление полученных знаний

§2.3

РТ: №19

стр. 47

11


Словесные информационные модели

Закрепление полученных знаний

Выполнение заданий в РТ. Выполнение практической работы №4

Задания в РТ

Закрепление полученных знаний

§2.3

РТ: №18

стр. 47

22 стр. 49

12


Многоуровневые списки

Получение новых знаний и первичное их закрепление

Выполнение теста «Модели объектов. Информационные модели». Выполнение практической работы №5

Тест. Компьютерный практикум

Умение строить многоуровневые списки

§2.3

задание 4 из практической работы №5

13


Математические модели

Беседа

Выполнение заданий в РТ. Беседа с учителем

Задания в РТ

Иметь представление о математических моделях

§2.4

РТ: №27

стр. 51

14


Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы

Получение новых знаний и первичное их закрепление

Выполнение заданий в РТ. Выполнение практической работы №6

Компьютерный практикум

Знать структуру и правила оформления таблиц. Уметь строить таблицы.

§2.5(1)

РТ: №28 – 31

стр. 51 - 53

15


Простые таблицы

Получение новых знаний и первичное их закрепление

Выполнение заданий в РТ. Выполнение практической работы №6

Компьютерный практикум

Уметь различать и строить различные типы простых таблиц

§2.5(2)

РТ: №33 – 34

стр. 54

16


Сложные таблицы

Получение новых знаний и первичное их закрепление

Выполнение заданий в РТ. Выполнение практической работы №6

Компьютерный практикум

Уметь различать и строить различные типы сложных таблиц

§2.5(3)

РТ: №35 – 36

стр. 55

17


Техника безопасности и представление рабочего места. Табличное решение логических задач

Решение задач

Выполнение заданий в РТ. Выполнение практической работы №6

Задания в РТ

Уметь решать задачи с помощью таблиц

§2.6

РТ: №38 – 40 стр. 56 - 57

18


Вычислительные таблицы

Урок получения новых знаний

Выполнение проверочной работы «Табличное решение логических задач». Выполнение практической работы №7

Практическая работа

Знать понятия вычислительных таблиц. Уметь работать с вычислительными таблицами.

§2.7

РТ: №41

стр. 58

19


Электронные таблицы

Урок получения новых знаний и первичное их закрепление

Знакомство с MS Excel. Выполнение заданий в РТ. Выполнение практической работы №8

Компьютерный практикум

Знать основы электронных таблиц. Уметь работать в MS Excel.

§2.8

РТ: №43

стр. 59

20


Электронные таблицы

Урок закрепления полученных знаний

Выполнение практической работы №8

Компьютерный практикум

Усовершенствовать навыки работы в MS Excel.

§2.8

РТ: №44

стр. 60

21


Графики и диаграммы. Наглядное измерение процессов изменения величин

Объяснение нового материала

Выполнение проверочной работы «Основы электронных таблиц»

Выполнение практической работы №9

Фронтальный опрос

Понимание для чего нужны графики и диаграммы. Усовершенствовать навыки работы в MS Excel.

§2.9 (1,2)

РТ: №45 (а, б)

стр. 60 - 62

22


Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин

Урок усовершенствования знаний

Выполнение практической работы №9

Беседа

Иметь представление о соотношении величин. Усовершенствовать навыки работы в MS Excel.

§2.9 (3)

РТ: №46 – 49

(по выбору)

стр. 64 - 70

23


Графики и диаграммы. Визуализация многорядных данных

Урок усовершенствования знаний

Выполнение практической работы №9

Беседа

Иметь представление о визуализации многорядных данных. Усовершенствовать навыки работы в MS Excel.

§2.9 (4)

РТ: №51 – 54

стр.72 - 74

24


Многообразие схем

Урок получения новых знаний

Выполнение заданий в РТ. Выполнение практической работы №10

Задания в РТ

Знать понятие схема. Умение составлять схемы, чертежи. Познакомиться с блок-схемами.

§2.10 (1)

РТ: №55-58

стр. 75-77

25


Информационные модели на графах

Урок получения новых знаний

Выполнение заданий в РТ. Выполнение практической работы №10

Задание на постройку графов

Знать основные понятия связанные с графами. Уметь строить графы.

§2.10 (2)

РТ: №60, 61

стр. 78

66 стр. 81

26


Деревья

Урок получения новых знаний

Написание проверочной работы по пройденным темам. Выполнение заданий в РТ. Выполнение практической работы №10

Компьютерный практикум

Знать понятия иерархия, дерево. Уметь решать задачи.

§2.10 (2,3)

Раздел 3. Алгоритмика

27


Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов

Объяснение нового материала

Выполнение заданий в РТ. Работа в среде «Алгоритмика».

Беседа

Знать понятия исполнитель, управление, алгоритм.

§3.1, РТ: №1–4

стр. 85-87


28


Исполнитель Чертежник. Использование вспомогательных алгоритмов

Урок получения новых знаний

Выполнение заданий в РТ. Работа в среде «Алгоритмика».


Задания в РТ

Иметь представление о исполнителе Чертежник. Уметь использовать вспомогательные алгоритмы.

§3.2(1-3)

РТ: №13 стр. 91-92

(по выбору)

14 стр. 92

16 стр. 93

29


Исполнитель Чертежник. Цикл «повторить п раз»

Урок усовершенствования знаний

Выполнение заданий в РТ. Работа в среде «Алгоритмика».

Компьютерный практикум

Усовершенствовать знания об исполнителе Чертежник.

§3.2(4)

РТ: №17, 18 (б), 19 (б, д, з)

30


Исполнитель Робот. Управление Роботом.

Урок получения новых знаний

Выполнение заданий в РТ. Работа в среде «Алгоритмика».

Задания в РТ

Иметь представление о исполнителе Робот. Уметь управлять исполнителем Робот.

§3.3(1)

РТ: №21, 24

стр. 99

31


Исполнитель Робот. Цикл «пока»

Урок усовершенствования знаний

Выполнение заданий в РТ. Работа в среде «Алгоритмика».

Компьютерный практикум

Усовершенствовать знания об исполнителе Робот.

§3.3(2, 4)

РТ: №28, 30

стр. 104

32


Исполнитель Робот. Ветвление

Урок усовершенствования знаний

Выполнение заданий в РТ. Работа в среде «Алгоритмика».

Компьютерный практикум

Усовершенствовать знания об исполнителе Робот.

§3.3 (5)

РТ: №36,37,38

стр. 110-111

33


Проверочная работа

Контроль знаний

Написание проверочной работы

Проверочная работа

Проконтролировать знания учащихся


34


Итоговый проект

Контроль умений

Выполнение практической работы №12 «Итоговая работа».

Практическая работа

Проверить уровень практических умений учащийся


35


Резерв








Перечень используемых учебно-методических материалов

Основная литература

  1. Босова Л. Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 7 класса / Л. Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  2. Босова Л. Л. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 7 класса / Л. Л. Босова. – 4-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  3. Набор цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)

  4. Босова Л. Л. Уроки информатики в 5-7 классах : методическое пособие / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.


Дополнительная литература

  1. Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, Ю.Г. Коломенская «Занимательные задачи по информатике» - М., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007год

  2. Газеты по информатике. Приложение к 1 сентября.


Перечень средств материально-технического обеспечения

  1. Принтер (черно-белой печати, формата А4);

  2. Мультимедийный проектор, подсоединяемый к компьютеру преподавателя;

  3. Экран;

  4. Устройство для ввода визуальной информации (сканер);

  5. Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь;

  6. Акустические колонки с составе рабочего места преподавателя;

  7. Оборудование, обеспечивающие подключение к сети Интернет.

  8. Персональные компьютеры (8 ПК);

  9. Презентации по отдельным темам;

  10. Текстовые  файлы  с  дидактическими  материалами.


Рабочая программа для 7 класса по информатике и ИКТ
  • Информатика
Описание:

Учитель всегда работал и работает по программе. Раньше программы по учебным предметам утверждались Министерством, последние годы не утверждаются и не рассматриваются. И учителя сегодня работают по этим самым авторским программам, которые имеют разную структуру и, как правило, больше похожи на концепции, а не на программы. Программа должна содержать пояснительную записку с целями обучения предмету; общую характеристику учебного предмета; личностные, метапредметные и предметные результаты, достижение которых обеспечивает программа, содержание учебного предмета, курса, а также тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности и описание материально-технического обеспечения.

Автор Тихонова Екатерина Сергеевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 358
Номер материала 21744
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓