Муниципальное
бюджетное образовательное учреждение
средняя
общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов № 183
имени Р. Алексеева г. Нижнего Новгорода
Рассмотрено на
МО учителей
_________________________
Протокол №
______
От
«___»____________20__г.
Руководитель
МО_________
|
Согласовано на
МС школы
Протокол №______
От
«___»___________20____г.
Руководитель МС
_________
|
Утверждаю:
Директор
________________________
«___»___________20____г.
|
Рабочая
учебная программа по
«Информатика
и ИКТ»
5
класс
Год
разработки 2014
составлена
на основе
авторской программы Босовой Л.Л.
Программу
составила:
Тихонова
Е.С.
Пояснительная
записка
Рабочая программа по
информатике и ИКТ для 5 класса составлена на основе авторской программы Босовой
Л.Л. Изданной в сборнике «Информатика. Программа для основной школы: 5-6
классы. 7-9 классы / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М. : БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2013.»
Выбор авторской программы Босовой Л. Л. обосновывается
наличием в нашей школе данного методического комплекса.
Программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в
неделю). Программа построена так, что может использоваться как учениками,
изучавшими информатику в начальной школе, так и служить «точкой входа» в
предмет для школьников, приступающих к ее изучению впервые. Освоение данного
курса вполне доступно для учащихся.
Для реализации Рабочей программы используется
учебно-методический комплект, включающий: учебник «Информатика и ИКТ. 5класс.
Босова Л.Л.,», М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012; «Рабочая тетрадь по
информатике для 5 класса», Босова Л.Л., М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012;
набор цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) и методического пособия для
учителя, Л. Босова, А. Босова - М., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 год.
Цели программы:
·
Формирование общеучебных умений и навыков
на основе средств и методов информатики ИКТ, в том числе овладение умениями
работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и
осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность,
представлять и оценивать ее результаты;
·
Пропедевтическое изучение понятий
основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное
формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель»,
«алгоритм» и др.;
·
Формирование навыков информационно-учебной
деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и
саморазвития;
·
Усиление культурологической составляющей
школьного образования;
·
Пропедевтика понятий основного курса
школьной информатики;
·
Развитие познавательных интеллектуальных и
творческих способностей учащихся;
·
Воспитание ответственного и избирательного
отношения к информации.
Задачи
программы:
·
Показать учащимся
роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
·
Научность в сочетании с
доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание
фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей
обучаемых);
·
Овладение способами и методами
новых инструментальных средств; формирования умений и навыков самостоятельной
работы; стремление использовать полученные знания в процессе бучения другим
предметам и в жизни;
·
Практическая направленность,
обеспечивающая отбор содержания, направленного на формирование у школьников
умений и навыков, которые в современных условиях становятся необходимыми не
только на уроках информатики, но и в учебной деятельности по другим предметам,
при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в повседневной жизни, в
дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда. При этом исходным
является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности
человека, но не заменить его;
·
Дидактическая спираль как
важнейший фактор структуризации в методике обучения информатике: вначале общее
знакомство с понятием, предполагающее учет имеющегося опыта обучаемых; затем
его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного
обобщения в старших классах;
·
Развивающее обучение –
обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области
информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных
процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов
деятельности, формирование навыков самостоятельной работы и т.д.
В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ с УИОП №183
им. Р. Алексеева г. Нижнего Новгорода на преподавание информатики и ИКТ в 5
классе отводится 1 час в неделю (35 часов в год).
Основное содержание
Осуществляется в соответствии со структурой учебника
линейное изучение теоретического материала: Компьютер для начинающих (8 часов) –
Информация вокруг нас (15 часов) – Информационные технологии (11 часов) – резерв
учебного
времени (2 часа).
Тематическое
планирование
- Компьютер для начинающих (8 часов)
Как устроен компьютер. Техника
безопасности и организация рабочего места.
Ввод информации в память компьютера. Группы
клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.
Программы и файлы. Рабочий стол.
Управление мышью. Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с
помощью меню.
Компьютерный практикум:
Ø Практическая
работа №1. Знакомимся с клавиатурой.
Ø Практическая
работа №2. Осваиваем мышь.
Ø Практическая
работа №3.Запусаем программы. Основные элементы окна программы.
Ø Практическая
работа №4.Знакомимся с компьютерным меню.
Ø Практическая
работа №5.Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор.
Ø Клавиатурный
тренажер.
- Информация вкруг нас
(15 часов)
Действия с информацией. Хранение информации. Носители
информации. Передача информации. Кодирование информации. Язык жестов. Формы
представления информации. Метод координат. Текст как форма представления
информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы
представления информации.
Обработка информации. Изменение
формы представления информации. Систематизация информации. Кодирование
информации.
Получение новой информации. Преобразование информации
по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка
плана действий и его запись.
Компьютерный
практикум:
Ø Клавиатурный
тренажер
Ø Координатный
тренажер.
Ø Логические
компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал.
- Информационные
технологии (10 часов)
Подготовка текстовых документов. Текстовый редактор и
текстовый процессор. Этапы подготовки документа на компьютере. Компьютерная
графика. Графические редакторы. Устройства ввода графической информации.
Создание движущихся изображений.
Компьютерный практикум:
Ø Практическая
работа №6. Вводим текст.
Ø Практическая
работа №7. Редактируем текст.
Ø Практическая
работа №8. Работаем с фрагментами текста.
Ø Практическая
работа №9. Форматируем текст.
Ø Практическая
работа №10. Знакомимся с инструментами графического редактора.
Ø Практическая
работа №11. Начинаем рисовать.
Ø Практическая
работа №12. Создаем комбинированные документы.
Ø Практическая
работа №13. Работаем с графическими фрагментами.
Ø Практическая
работа №14-15. Создаём анимацию на заданную (свободную) тему.
4.
Повторение изученного (2 ч)
Выполнение и представление индивидуальных творческих
работ (текст, рисунок, комбинированный документ, анимация).
Требования
к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся 5 класса должны:
Ø
Понимать
смысл терминов «информация», «информационный объект»;
Ø
Различать
виды информации п способам ее восприятия человеком, по формам представления на
материальных носителях;
Ø
Приводить
простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в
деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
Ø
Приводить
примеры информационных носителей;
Ø
Иметь
представление способах кодирования информации;
Ø
Уметь
кодировать и декодировать простейшее сообщение;
Ø
Определять
устройства компьютера, моделирующее основные компоненты информационных функций
человека;
Ø
Различать
программное и аппаратное обеспечение компьютера;
Ø
Уметь
запускать программы из меня Пуск;
Ø
Уметь
изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
Ø
Вводить
информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
Ø
Уметь
применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования
простейших текстов;
Ø
Уметь
применять простейший графический редактор для создания и редактирования
рисунков;
Ø
Уметь
выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
Ø
Знать
о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования
безопасности и гигиены в работе с средствами ИКТ.
Основная
и дополнительная литература
Для
обучающихся:
1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5
класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2012.
2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая
тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2012.
Для
учителя:
1. Информатика и ИКТ. Учебная программа и
поурочное планирование для 5–7 классов
Авторы: Босова Л. Л., Босова А. Ю.
М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011
2. Информатика и ИКТ: поурочные разработки
для 5 класса : методическое пособие
Авторы: Босова Л. Л., Босова А. Ю.
М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
3. Информатика и ИКТ. 5–7 классы :
методическое пособие
Авторы: Босова Л. Л., Босова А. Ю.
М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011
4. Информатика и ИКТ. 5–7 классы :
комплект плакатов и методическое пособие
Авторы: Босова Л. Л., Босова А. Ю.
М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
5. Занимательные задачи по информатике.
Авторы: Босова Л. Л., Босова А. Ю.,
Коломенская Ю. Г. М.:БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2010
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.