Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыРабочая программа для 4 класса по технологии (ФГОС).

Рабочая программа для 4 класса по технологии (ФГОС).

Скачать материал

Планируемая

дата

проведения урока

 

Фактическая дата

проведения урока

Номер урока

Тема урока

Виды деятельности обучающихся (практические, лабораторные, контрольные работы, экскурсия, и др)

Планируемые образовательные результаты изучения темы

Ведущие формы, методы обучения на уроке

Средства обучения на уроке

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамотности

 

04.09.2014

 

1

Как работать с учебником. Систематизация знаний о материалах и инструментах. Знакомство с технологическими картами.

Теоретико-практическое занятие

Личностные. Осмыслять значение промышленных производств для развития нашего государства; иметь представление о производствах, расположенных в регионе проживания; позитивно относиться к труду.        Метапредметные. Применять и сохранять учебную задачу при выполнении изделия или проекта; Использовать дополнительные источники иформации для расширения собственного кругозора; Вести диалог при работе в паре или группе. Предметные. Ориентироваться в разделах учебника и рабочей тетради; применять знания, полученные в 1-3 классах; называть некоторые виды промышленных предприятий.

Словесная, объяснительная

Принтер. 
 Проектор

Экспозиционный экран

 

Человек и земля – 22 часа

11.09.2014

 

2

Вагоностроительный завод. Знакомство с историей развития железных дорог в России, с конструкцией вагонов разного назначения. Изделие «Кузов вагона»

Проектная групповая деятельность

Личностные. Положительно относиться к труду и профессиональной деятельности человека на производстве; ценить результат проф.деятельности Человека и бережно относиться к нему.                                Метапредметные. Применять и сохранять учебную задачу при выполнении изделия и реализации проекта; выделять необходимую информацию об истории развития железнодорожного транспорта в России, о видах и особенностях конструкции вагонов и последовательности их сборки из текстов учебника и других источников.                       Предметные. Иметь общие представления о видах обрабатывающей промышленности; определять, к какой отрасли промышленности относится вагоностроение.

Групповая:

Учебно-практическая деятельность, презентация

Принтер. 
 Проектор

Экспозиционный экран, электронное приложение к учебнику. Объемные модели геометрических фигур.

Наборы цветной бумаги, картона в том числе гофрированного; кальки, картографической, миллиметровой, бархатной,  и др. видов бумаги.

 

18.09.2014

 

3

Вагоностроительный завод. Знакомство с производственным циклом изготовления вагона. Изделие «Кузов вагона»

Проектная групповая деятельность

Групповая:

Учебно-практическая деятельность, презентация, выполнение творческого задания

Полезные ископаемые – 2 часа.

25.09.2014

 

4

Буровая вышка. Знакомство с полезными ископаемыми, способами их добычи и расположением месторождений в России.

Проектная групповая деятельность

Личностные. Проявлять интерес к поисковой и исследовательской деятельности; проявлять интерес к производственным процессам и профессиональной деятельности людей. Испытывать потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов.                          Метапредметные. Создавать самостоятельно план выполнения изделия на основе готового изделия; находить и отбирать информацию о полезных ископаемых.                               Предметные. Уметь собирать изделия из металлического конструктора; планировать самостоятельно работу, вносить изменения в конструкцию. Соблюдать правила безопасного использования инструментов; самостоятельно собирать буровую вышку.

Групповая:

Учебно-практическая деятельность, презентация, выполнение творческого задания

Принтер. 
 Проектор

Экспозиционный экран, электронное приложение к учебнику. Конструктор.

02.10.2014

 

5

Малахитовая шкатулка. Знакомство с полезными ископаемыми, используемыми для изготовления предметов искусства, с новой техникой работы с пластилином.

Коллективная работа

Групповая:

Учебно-практическая деятельность, презентация, выполнение творческого задания

Принтер. 
 Проектор

Экспозиционный экран, электронное приложение к учебнику. Пластилин, стеки, доска для пластилина

09.10.2014

 

6

Автомобильный завод. Знакомство с производственным циклом создания автомобиля «КамАЗ». Изделие «КамАЗ»

Коллективная работа

Личностные. Положительно относиться к труду и профессиональной деятельности человека на производстве; ценить результат проф. деятельности

Метапредметные. Человека и бережно относиться к нему.

Применять и сохранять учебную задачу при выполнении изделия и реализации проекта.                                     Предметные. Рассказывать о производственном цикле сборки грузовых автомобилей, специфике работы людей, занятых на заводе.

Групповая:

Учебно-практическая деятельность, презентация, выполнение творческого задания

Принтер. 
 Проектор

Экспозиционный экран, электронное приложение к учебнику. Конструктор

 

 

7

Автомобильный завод. Работа с металлическими и пластмассовыми конструкторами. Изделие «КамАЗ»

Коллективная работа

Групповая:

Учебно-практическая деятельность, презентация, выполнение творческого задания

 

 

8

Монетный двор. Знакомство с основами чеканки медалей, особенностями формы медали. Изделие «Стороны медали»

Теоретико-практическое занятие

Личностные. Положительно относиться к труду и профессиональной деятельности человека на производстве; ценить результат проф. деятельности

Человека и бережно относиться к нему.

Метапредметные. Знать особенности технологического процесса создания медалей; определять особенности формы и оформления в зависимости от назначения медали. Использовать свойства фольги при изготовлении изделия; выполнять эскизы по заданной тематике.                  Предметные. Применять и сохранять учебную задачу при выполнении изделия и реализации проекта; работать над проектом: ставить цель, составлять план, определяя задачи каждого этапа работы над изделием;  

Словесно-объяснительная. Индивидуальная практическая деятельность, презентация

Принтер. 
 Проектор

Экспозиционный экран, электронное приложение к учебнику. Фольга, калька, карандаш, степлер, ножницы, плпстилин, стеки, домка для пластилина

 

 

9

Монетный двор. Овладение приемом – тиснение по фольге. Изделие «Медаль»

Теоретико-практическое занятие

Словесно-объяснительная. Индивидуальная практическая деятельность, презентация

 

 

10

Фаянсовый завод. Знакомство с особенностями изготовления фаянсовой посуды. Изделие «Основа для вазы»

Теоретико-практическое занятие

Личностные. Проявлять интерес к поисковой и исследовательской деятельности; проявлять интерес к производственным процессам и профессиональной деятельности людей.

Метапредметные. Выделять этапы и операции, объяснять новые понятия; самостоятельно проводить защиту проекта по заданным в учебнике критериям.

Предметные. Использовать приёмы и способы работы с пластичными материалами для создания и декорирования вазы по собственному замыслу- эскизу, сочетать цвета в композиции.

Словесно-объяснительная. Индивидуальная практическая деятельность, презентация

Принтер. 
 Проектор

Экспозиционный экран, электронное приложение к учебнику. Скульптурный пластилин, пластмассовая бутылочка, стеки, доска для пластилина, клей ПВА, кисть, гуашь

 

 

11

Фаянсовый завод. Изготовление изделия с соблюдением этапов технологии создания изделий из фаянса. Изделие «Ваза». Тест «Как создается фаянс»

Теоретико-практическое занятие

Словесно-объяснительная. Индивидуальная практическая деятельность, презентация

 

 

12

Швейная фабрика. Знакомство с технологией производственного процесса на швейной фабрике.  Изделие «Прихватка». ТБ Соблюдение правил работы с иглой, ножницами, циркулем.

Теоретико-практическое занятие

Личностные. Открывать новые способы выполнения изделия и решения учебных задач; формировать осознанные устойчивые этические предпочтения и ориентироваться на искусство как значимую сферу человеческой деятельности; Положительно относиться к труду и профессиональной деятельности человека на производстве; ценить результат проф. Деятельности Человека и бережно относиться к нему.

Метапредметные. Применять и сохранять учебную задачу при выполнении изделия и реализации проекта; работать над проектом: ставить цель, составлять план, определяя задачи каждого этапа работы над изделием;  

Применять и сохранять учебную задачу при выполнении изделия и реализации проекта; работать над проектом: ставить цель, составлять план, определяя задачи каждого этапа работы над изделием; 

Предметные.  Понимать специфику работы швейной фабрики; знать последовательность операций шитья одежды; снимать мерки, определять при помощи них свой размер одежды.

Использовать в практической работе технологию создания мягкой игрушки; составлять план работы. Выполнять шов «вперёд иголку», выполнять изделие по составленному плану.

Словесно-объяснительная. Индивидуальная практическая деятельность, презентация

Принтер. 
 Проектор

Экспозиционный экран, электронное приложение к учебнику. Ножницы, ткань, циркуль, линейка, картон, игла, нить, тесьма, булавки, бисер, бусины

 

 

13

Швейная фабрика. Определение размера одежды при помощи сантиметра. Создание лекал. Работа с текстильными материалами. Изделие «Прихватка».

Теоретико-практическое занятие

Словесно-объяснительная. Индивидуальная практическая деятельность, презентация

 

 

14

Швейная фабрика. Освоение технологии создания мягкой игрушки. Определение размеров деталей по слайдовому плану, создание лекал и выполнение при помощи его разметки деталей. Изделие «Новогодняя игрушка»

Теоретико-практическое занятие

Словесно-объяснительная. Индивидуальная практическая деятельность, презентация

 

 

15

Обувное производство. Знакомство с историей создания обуви. Виды материалов, используемых для производства обуви. Изделие «Модель детской летней обуви»

Теоретико-практическое занятие

Личностные. Положительно относиться к труду и профессиональной деятельности человека на производстве; ценить результат проф. деятельности

Человека и бережно относиться к нему.

Открывать новые способы выполнения изделия и решения учебных задач; формировать осознанные устойчивые этические предпочтения и ориентироваться на искусство как значимую сферу человеческой деятельности;

Метапредметные. Применять и сохранять учебную задачу при выполнении изделия и реализации проекта; работать над проектом: ставить цель, составлять план, определяя задачи каждого этапа работы над изделием;  

Анализировать технологию изго товления  обуви, определять технологические этапы, которые возможно произвести в классе; проводить контроль и рефлексию своих действий самостоятельно.

Предметные. Составлять рассказ об истории появления обуви на основе материала учебника; знать основные этапы изготовления обуви на производстве; классифицировать виды обуви.

Определять виды бумаги, использовать знания о правилах работы с клеем; использовать при работе над изделием навыки работы с бумагой.

Словесно-объяснительная. Индивидуальная практическая деятельность, презентация

Принтер. 
 Проектор

Экспозиционный экран, электронное приложение к учебнику. Цветная бумага, ножницы, карандаш, клей.

 

 

16

Обувное производство. Виды обуви и её назначение. Знакомство с технологическим процессом производства обуви. Как снимать мерку с ноги и определять по таблице размер обуви.  Изделие «Модель детской летней обуви»

Теоретико-практическое занятие

Словесно-объяснительная. Индивидуальная практическая деятельность, презентация

 

 

17

Деревообрабатывающее производство. Знакомство с новым материалом – древесиной, правилами работы со столярным ножом и последовательностью изготовления изделий из древесины. Изделие «Технический рисунок   лесенки-опоры для растений»

Теоретико-практическое занятие

Личностные. Ценить результаты профессиональной деятельности человека и бережно относиться к ним; осмыслять значение промышленных производств для развития нашей страны.

Проявлять интерес к производственным процессам и профессиональной деятельности людей; испытывать потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов.

Метапредметные. Использовать общие закономерности для решения познавательных и практических задач; Выделять этапы и операции, объяснять новые понятия; самостоятельно проводить защиту проекта по заданным в учебнике критериям.

Предметные. Составлять рассказ о таком материале, как древесина; различать инструменты по работе с древесиной; составлять план изготовления изделий из дерева; соблюдать правила работы со столярным ножом и использовать их при подготовке деталей.

Обрабатывать рейки при помощи шлифовальной шкурки и соединять детали изделия с помощью клея; декорировать изделие  по собственному замыслу, используя разные материалы.

Словесно-объяснительная. Индивидуальная практическая деятельность, презентация

Принтер. 
 Проектор

Экспозиционный экран, электронное приложение к учебнику. Клей, рейки, нить, карандаш, столярный нож, степлер для дерева

 

 

18

Деревообрабатывающее производство. Различие видов пиломатериалов и способов их производства. Знакомство со свойствами древесины. Осмысление значения древесины для производства и жизни человека.  Изделие «Лесенка-опора для растений»

Теоретико-практическое занятие

Словесно-объяснительная. Индивидуальная практическая деятельность, презентация

 

 

19

Кондитерская фабрика. Знакомство с   историей и технологией  производства кондитерских изделий, технологией производства шоколада из какао-бобов.

Изделие «Пирожное «Картошка». Правила пользования газовой  плитой. Правила поведения при приготовлении пищи.

Теоретико-практическое занятие

Личностные. Составлять рассказ о видах деятельности человека на производстве, о производствах, расположенных в регионе проживания ученика,  и профессиях, необходимых на данных производствах.

Использовать навыки самообслуживания, полученные на уроке, в повседневной жизни; открывать новые способы изготовления изделия и решения учебных задач.

Метапредметные. Применять и сохранять учебную задачу при выполнении изделия и реализации проекта; работать над проектом: ставить цель, составлять план, определяя задачи каждого этапа работы над изделием;  

Выделять этапы и операции, объяснять новые понятия; самостоятельно проводить защиту проекта по заданным в учебнике критериям.

Предметные. Составлять рассказ о технологии изготовления шоколада; применять правила поведения при приготовлении пищи; готовить пирожное «Картошка».

Различать основные профессии кондитерского производства; готовить «шоколадное печенье»;   соблюдать правила гигиены, правила приготовления блюд и правила пользования газовой плитой.

Словесно-объяснительная. Индивидуальная практическая деятельность, презентация

Принтер. 
 Проектор

Экспозиционный экран, электронное приложение к учебнику. Кухонная посуда, инвентарь и принадлежности: разделочная доска, миска, столовая и чайная ложки, набор продуктов по рецепту

 

 

20

Кондитерская фабрика. Информация о производителе и составе продукта на этикетке.

Тест «Кондитерские изделия»

Практическая работа

Индивидуальная практическая деятельность, презентация

 

 

21

Бытовая техника. Знакомство с понятием «бытовая техника» и значением бытовой техники в жизни людей. Правила эксплуатации бытовой техники. Изделие «Настольная лампа».

Теоретико-практическое занятие

Личностные. Составлять рассказ о производственном процессе и профессиональной деятельности людей; проявлять интерес к поисковой и исследовательской деятельности; открывать новые способы выполнения изделия и решения учебных задач

Бережно относиться к результату  профессиональной деятельности человека; объяснять понятие «универсальные специальности»; проявлять интерес  к поисковой и исследовательской деятельности; открывать новые способы выполнения изделия и решения проблемных учебных задач.

Метапредметные. Работать над проектом: ставить цель , составлять план работы над изделием; обсуждать и изменять план работы в зависимости от условий; находить информацию о бытовой технике, её видах и назначении в учебнике и других источниках.

Объяснять новые понятия, используя текст учебника; определять последовательность сборки простой электрической цепи по схеме и рисунку и соотносить условные обозначения с реальными размерами; заполнять технологическую карту.

Предметные. Классифицировать бытовую технику; понимать значение использования бытовой техники человеком; называть варианты использования инструментов и приспособлений электрика.

Собирать простую электрическую цепь при выполнении практической работы; понимать значение предварительного знакомства с инструкцией по эксплуатации бытовых приборов для их безопасного использования; собирать модель лампы на основе простой электрической цепи

Словесно-объяснительная. Индивидуальная практическая деятельность, презентация

Принтер. 
 Проектор

Экспозиционный экран, электронное приложение к учебнику.  Пластмассовая бутылочка, ножницы, капроновая лента, картон, клей.

 

 

22

Бытовая техника.  Знакомство с действием простой электрической цепи, работа с батарейкой. Правила утилизации батареек. Освоение приемов работы в технике «витраж». Тест «Правила эксплуатации электронагревательных приборов»

Практическая работа

Индивидуальная практическая деятельность, презентация

 

 

23

Тепличное хозяйство. Знакомство с видами и конструкциями теплиц. Осмысление значения теплиц для жизни человека. Выбор семян для рассады. Уход за растениями. Создание мини-теплицы, посадка семян цветов. Выращивание рассады. Изделие «Цветы для школьной клумбы»

Теоретико-практическое занятие

Личностные. Бережно относиться к результату  профессиональной деятельности человека; объяснять понятие «универсальные специальности»; проявлять интерес  к поисковой и исследовательской деятельности; открывать новые способы выполнения изделия и решения проблемных учебных задач.

Метапредметные. Работать над проектом: ставить цель , составлять план работы над изделием; обсуждать и изменять план работы в зависимости от условий; находить информацию о выращивании рассады цветов и назначении в учебнике и других источниках.

Предметные. Различать виды теплиц, их конструкцию, объяснять значение теплиц для жизнедеятельности человека; составлять рассказ об особенностях профессиональной деятельности агронома и овощевода.

Словесно-объяснительная. Индивидуальная практическая деятельность, презентация

Принтер. 
 Проектор

Экспозиционный экран, электронное приложение к учебнику. Кашпо, почва, семена цветочных культур, лейка

Человек и вода – 3 часа.

 

 

24

Водоканал. Знакомство с  системой водоснабжения города. Значение воды в жизни человека и растений. Важность закономерного расхода воды. Способы фильтрования воды. Определение количества расходуемой воды при помощи струемера. Изделие «Фильтр для очистки воды»

Теоретико-практическое занятие

Личностные. Осмыслять значение промышленных производств для обеспечения жизнедеятельности человека; проявлять интерес к поисковой и исследовательской деятельности; понимать причины успеха и неуспеха в учебной деятельности.

Метапредметные. Работать над проектом: ставить цели, составлять план, определяя задачи каждого этапа работы над изделием, распределять роли; определять наиболее рациональный способ выполнения изделия и находить новые способы решения учебной задачи.

Предметные. Составлять рассказ о водоснабжении города (села); понимать важность существования воды в нашей жизни; называть способы экономного расходования воды. Выполнять простейший фильтр из бумаги и пользоваться им; знать варианты применения воды; проводить эксперимент по определению количества расходуемой воды при помощи струемера, изготавливать струемер.

Словесно-объяснительная. Индивидуальная практическая деятельность, презентация

Принтер. 
 Проектор

Экспозиционный экран, электронное приложение к учебнику. Салфетки, воронка, колба, почва, картон, ножницы, калька, карандаш

 

 

25

Порт. Знакомство с  работой порта и профессиями людей, работающих в порту. Морские узлы. Правильное крепление груза. Изделие «Канатная лестница». «Технический рисунок канатной лестницы»

Практическая работа

Личностные. Положительно относиться к труду и профессиональной деятельности человека на производстве; бережно относиться к результату профессиональной деятельности человека; составлять рассказ о видах деятельности человека в порту; осмыслять значение порта для развития нашего государства

Метапредметные. Работать над проектом: ставить цели, составлять план, определяя задачи каждого этапа работы над изделием, распределять роли; определять наиболее рациональный способ выполнения изделия и находить новые способы решения учебной задачи.

Предметные. Называть некоторые особенности работы порта; различать основные профессии людей, занятых в порту; осмыслить важность использования узлов для крепления грузов. Освоить способы вязания морских узлов и крепления с их помощью предметов; изготовлять лестницу с использованием способов крепления ступенек морскими узлами; самостоятельно оформлять изделие.

Индивидуальная практическая деятельность, презентация

Принтер. 
 Проектор

Экспозиционный экран, электронное приложение к учебнику. Бечевка, ножницы, линейка, маркер.

 

 

26

Узелковое плетение. Знакомство с правилами работы и последовательностью создания изделий в технике макраме. Освоение одинарного плоского узла, двойного плоского узла. Изделие «Браслет»

Теоретико-практическое занятие

Личностные. Бережно относиться к результату профессиональной деятельности человека; проявлять интерес к поисковой и исследовательской деятельности; открывать новые способы выполнения изделия; находить способы решения проблемных ситуаций с позиции партнёра по общению и взаимодействия.

Метапредметные. Применять и сохранять учебную задачу при выполнении изделия и реализации проекта; создавать самостоятельно план выполнения изделия на основе готового изделия; проводить контроль и рефлексию своих действий самостоятельно

Предметные. Называть некоторые особенности техники макраме; различать предметы, выполненные в технике макраме. Освоить технологию выполнения двойного плоского узла на основе одинарного; закреплять нити для начала вязания изделия; выполнять браслет в технике узелкового плетения с использованием бусин; использовать бусины для оформления изделия

Словесно-объяснительная. Индивидуальная практическая деятельность, презентация

Принтер. 
 Проектор

Экспозиционный экран, электронное приложение к учебнику. 2 нити: 150 см, 70 см, ножницы. См-лента, силовая кнопка, бусины.

Человек и воздух – 3 часа

 

 

27

Самолетостроение. Ракетостроение. Первоначальные сведения о самолетостроении, о функциях самолетов и космических ракет, о конструкции самолета и космической ракеты. Изделие «Самолет»

Теоретико-практическое занятие

Личностные. Бережно относиться к результату профессиональной деятельности человека; проявлять интерес к поисковой и исследовательской деятельности; открывать новые способы выполнения изделия;

Открывать новые способы выполнения изделия; понимать причины успеха и неуспеха в учебной деятельности; находить способы решения проблемных ситуаций с позиции партнёра по общению и взаимодействия.

Метапредметные. На основе слайдов  и готового изделия определять последовательность сборки модели самолёта из конструктора; самостоятельно проводить оценку этапов работы; контролировать последовательность и качество изготовления изделия.

Самостоятельно ставить задачи при изменении условий деятельности или конструкции изделия; осуществлять поиск информации о профессиях создателей летательных аппаратов.

 

Предметные. Составлять рассказ об истории самолётостроения, о назначении самолётов и космических ракет; сравнивать конструкции самолёта и косм. Ракеты; составлять план сборки на основе анализа готового изделия.

Самостоятельно выполнять изделие по образцу, используя конструктор; вносить изменения в конструкцию изделия; использовать приёмы и правила работы с отвёрткой и гаечным ключом.  Трансформировать лист бумаги в объёмные геометрические тела- конус, цилиндр; соблюдать правила работы с ножницами; соединять детали изделия при помощи клея; самостоятельно декорировать изделие.

Словесно-объяснительная. Индивидуальная практическая деятельность, презентация

Принтер. 
 Проектор

Экспозиционный экран, электронное приложение к учебнику.  Цветная бумага, клей, ножницы, циркуль, карандаш, линейка

 

 

28

Ракета-носитель. Закрепление основных знаний о самолетостроении, о конструкции самолета и ракеты; о бумаге: свойства, виды, история. Изделие «Ракета-носитель»

Теоретико-практическое занятие

Словесно-объяснительная. Индивидуальная практическая деятельность, презентация

 

 

29

Летательный аппарат. Воздушный змей. Знакомство с  историей возникновения воздушного змея. Конструкция воздушного змея. Освоение правил разметки деталей из бумаги и картона сгибанием. Изделие «Воздушный змей».

Теоретико-практическое занятие

Словесно-объяснительная. Индивидуальная практическая деятельность, презентация

Принтер. 
 Проектор

Экспозиционный экран, электронное приложение к учебнику. Наборы цветной бумаги, картона в том числе гофрированного; кальки, картографической, миллиметровой, бархатной,  и др. видов бумаги.

Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения.

Человек и информация – 6 часов

 

 

30

Создание титульного листа. Осмысление места и значения информации в жизни человека. Виды и способы передачи информации. Знакомство с работой издательства, технологией создания книги. Элементы книги. Изделие «Титульный лист»

Теоретико-практическое занятие

Личностные. Проявлять интерес к поисковой и исследовательской деятельности; проявлять интерес к производственным процессам и профессиональной деятельности человека.

Находить способы решения проблемных ситуаций с позиции партнёра по общению; испытывать потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов.

Осмыслять значение промышленных производств для обеспечения жизнедеятельности человека;

Метапредметные. Выделять этапы издания книги, соотносить их с профессиональной деятельностью людей; определять этапы технологического процесса издания книги; применять правила работы компьютере.

Работать над проектом; обсуждать план работы над изделием; самостоятельно проводить анализ изделия и определять последовательность выполнения работы.

Использовать последовательность работы над таблицами в составлении содержания; определять этапы технологического процесса издания книги.

Объяснять значение и возможности использования ИКТ для передачи информации; использовать полученные знания для составления рассказа об истории книгопечатания и видах печатной продукции.

Предметные. Использовать способы передачи различного вида информации; составлять рассказ об истории книгопечатания, используя термины, знания; определять виды печатной продукции; соотносить виды деятельности с основными профессиями издательского дела.

Находить информацию о создателях книги; выделять основные элементы книги; создавать титульный лист для книги на компьютере; осваивать набор текста, последовательность работы с таблицами в текстовом режиме; форматировать текст в таблице.

Использовать последовательность создания таблиц  в программе Microsoft Word; различать виды информационных технологий.

Словесно-объяснительная. Индивидуальная практическая деятельность, презентация

Принтер. 
 Проектор

Экспозиционный экран, электронное приложение к учебнику. Книга.

 

 

31

Работа с таблицами. Повторение правил работы на компьютере. Создание таблицы в программе Microsoft Word.

Теоретико-практическое занятие

Словесно-объяснительная. Индивидуальная практическая деятельность, презентация

Принтер. 
 Проектор

Экспозиционный экран, электронное приложение к учебнику.

 

 

32

Cоздание содержания книги. ИКТ на службе человека. ИКТ в издательском деле. Процесс редакционно-издательской подготовки книги. «Содержание»

Практическая работа

Индивидуальная практическая деятельность, презентация

Принтер. 
 Проектор

Экспозиционный экран, электронное приложение к учебнику.

 

 

33

Переплетные работы. Знакомство с переплетными работами. Способ соединения листов: шитье блоков нитками втачку. Правила работы шилом и иглой.Изделие «Книга «Дневник путешественника». Правила работы с шилом и иглой.

Теоретико-практическое занятие

Словесно-объяснительная. Индивидуальная практическая деятельность, презентация

Принтер. 
 Проектор

Экспозиционный экран, электронное приложение к учебнику. Шило, ножницы, клей, кисть, цветная бумага, линейка, салфетка.

 

 

34

Переплетные работы. Осмысление значения различных элементов в структуре переплета (форзац, слизура). Изделие «Книга «Дневник путешественника».

Теоретико-практическое занятие

Словесно-объяснительная. Индивидуальная практическая деятельность, презентация

 

 

35

Итоговый урок. Анализ работы на уроках технологии за год, оценивание своей работы.  

Выставка  и презентация работ учащихся

Личностные. Положительно относиться к предметно-практической деятельности; ценить труд; определять возможности применения полученных знаний; осуществлять выбор лучших работ, выявлять победителей по разным номинациям и заданным критериям.

Метапредметные. Оценивать свою работу за год обучения; презентовать свои работы; объяснять их преимущества, способ изготовления, практическое использование; анализировать свои и работы одноклассников.

Предметные. Подводить итоги работы; обобщать знания, полученные на уроках технологии ; использовать знания , навыки и умения по курсу «Технология».

Индивидуальная практическая деятельность, презентация

Принтер. 
 Проектор

Экспозиционный экран.

Всего уроков:

Из них

- теоретико-практическое занятие;

- проектная групповая деятельность;

- коллективная работа;

- выставки и презентация работ учащихся;

- практическая работа.

35

 

 

 

 

 

24

 

 

3

 

 

3

 

 

1

 

4

 

 

 

 

 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Токаревская средняя общеобразовательная школа»

Новичихинского района Алтайского края

 

 

«Принято»

Руководитель МО_________ /Минец И.А./

Протокол № ____     от «___» ______    2014

 

 

«Утверждаю»

Директор________ /Щекочихина О.В./

Приказ №______ от         «__»______2014

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по технологии, 4 класс

 

 

УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ    начальное общее

УРОВЕНЬ ОБУЧЕНИЯ            базовый

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ              1 год – 2014 – 2015 учебный год

 

 

                                    Программа Н.И. Роговцевой, С.В. Анащенковой

 

 

                                Составитель: Хромина Лариса Юрьевна,

учитель технологии,

1 квалификационная категория

 

Токарево 2014

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Токаревская средняя общеобразовательная школа»

Новичихинского района Алтайского края

 

 

 

 

 

Экспертное заключение о соответствии рабочей программы

 

Рабочая программа по технологии на ступени начального общего образования (4 класс) соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта по технологии и примерной программе.

 

 

 

                                                                Ответственный за организацию УВР:                           ________ / Леденёва Н.А./

 

                                                            Руководитель ШМО учителей начальных классов: ________ / Минец И.А./

 

 

 


Пояснительная записка

 

Рабочая программа по  технологии для 4 класса общеобразовательного учебного учреждения  разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и примерной  программы по предмету «Технология» Н.И. Роговцевой, С.В. Анащенковой, М. «Просвещение» 2011 г.

 

Нормативно-правовыми документами реализации ФГОС являются:

  • Закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в российской Федерации»»
  • Приказ МО РФ от 05.03.04 №1089 «Об утверждении федерального  компонента государственного  стандарта  образования».
  • Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Гигиенические требования к условиям  обучения школьников  в общеобразовательных  учреждениях», СанПиН 2.4.2.2821 – 10»  утверждённых Главным  санитарным врачом Российской Федерации  от 29 декабря 2010г., зарегистрированных в Минюсте РФ 3.03.2011 №19993
  • Приказ ДО НСО от 20.04.2010 №691 «О переходе общеобразовательных учреждений Новосибирской области на федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования в 2010»
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от17.12.2010 №1897 «Об утверждении Федерального  Государственного стандарта основного общего образования»
  • Приказ Минобрнауки Новосибирской области от 07.02.2012 № 206 « О переходе общеобразовательных учреждений Новосибирской области на федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования в 2012 году»
  • Учебный план МКОУ-Казанская СОШ на 2013-2014 уч. год.
  • Примерной программы по предмету «Технология» Н.И. Роговцевой, С.В. Анащенковой, М. «Просвещение» 2014 г.

 

        Данная программа реализуется в 2014-2015 учебном году  в соответствии с учебным планом МКОУ  «Токаревская  СОШ», в котором   на изучение  технологии в 4  классе  отводится 1 час в неделю,  35 часов в год соответственно.

 

       В современном мире знания о технологии различных процессов, культура выполнения технологических операций приобретают всё большее значение. Вводить человека в мир технологии необходимо в детстве, начиная с началь­ной школы.

Возможности предмета «Технология» позволяют гораздо больше, чем просто формировать у учащихся картину мира с технологической направлен­ностью. В начальной школе при соответствующем содержательном и методи­ческом наполнении данный предмет может стать опорным для формирова­ния системы универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности (планирование, ориентирование в задании, преобразование, оценка результата, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, нахождение практических способов реше­ния, умение добиваться достижения результата и т. д.) достаточно наглядны и, значит, более понятны для детей. Навык выполнять операции техноло­гично позволяет школьнику грамотно выстраивать свою деятельность не только при изготовлении изделий на уроках технологии. Знание последова­тельности этапов работы, чёткое создание алгоритмов, умение следовать пра­вилам необходимы для успешного выполнения заданий любого учебного предмета, а также весьма полезны во внеучебной деятельности.

Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную на­правленность. Его содержание не только даёт ребёнку представление о тех­нологическом процессе каксовокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, предъявляемых к тех­нической документации, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информа­ции, усвоении новых знаний, выполнении практических заданий).

Практическая деятельность на уроках технологии является средством об­щего развития ребёнка, становления социально значимых личностных ка­честв, а также формирования системы специальных технологических и уни­версальных учебных действий.

Цели изучения технологии в начальной школе:

    приобретение личного опыта как основы обучения и познания;

    приобретение первоначального опыта практической преобразователь­ной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, техни­ко-технологическими умениями и проектной деятельностью;

    формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.

 

            Критерии и нормы оценки предметных результатов обучающихся   применительно к различным формам контроля знаний

по технологии

Примерный характер оценок предполагает,     что при их использовании следует учитывать цели контроля успеваемости,    индивидуальные особенности школьников, содержание и характер труда.

 

Оценка устных ответов

Отметка «5»

  • полностью усвоил учебный материал;
  • умеет изложить его своими словами;
  • самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
  • правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Отметка «4»

  • в основном усвоил учебный материал;
  • допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами; подтверждает ответ конкретными примерами;
  • правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Отметка «3»

  • не усвоил существенную часть учебного материала;
  • допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
  • затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
  • слабо отвечает на дополнительные вопросы.

Отметка «2»

  • почти не усвоил учебный материал;
  • не может изложить его своими словами;
  • не может подтвердить ответ конкретными примерами;
  • не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.

 

                      Оценка выполнения практических работ

Отметка «5»

-  тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место;

-  правильно выполнялись приемы труда,    самостоятельно и творчески выполнялась работа;

-изделие изготовлено своевременно и с учетом установленных требований;

-полностью соблюдались правила техники безопасности.

Отметка «4»

-допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;

-в основном правильно выполняются приемы труда;

- работа выполнялась самостоятельно;

- изделие изготовлено с незначительными отклонениями;

-полностью соблюдались правила техники безопасности.

Отметка «3»

-  имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места;

-отдельные приемы труда выполнялись неправильно;

-самостоятельность в работе была низкой;

-изделие изготовлено с нарушением отдельных требований;

-не полностью соблюдались правила техники безопасности.

Отметка «2»

-имеют место существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;

-неправильно выполнялись многие приемы труда;

- самостоятельность в работе почти отсутствовала;

- изделие изготовлено со значительными нарушениями требований;

-не соблюдались многие правила техники безопасности.

 

                                                                                          Общая характеристика предмета

 

Рабочая программа разработана на основе примерной  программы по предмету «Технология» авторов Н.И. Роговцевой, С.В. Анащенковой, Москва: «Просвещение» 2014 г.

 

Теоретической основой данной программы являются:

    системно-деятельностный подход — обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает пере­ход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирова­ние психических действий субъекта из внешних, материальных (материали­зованных) действий с последующей их интериоризацией (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.):

    теория развития личности учащегося на основе освоения универсаль­ных способов деятельности — понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструменталь­ную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.

 

Основные задачи предмета:

    духовно-нравственное развитие учащихся; освоение нравственно-эти­ческого и социачьно-исторического опыта человечества, отражённого в ма­териальной культуре; развитие эмоционально-ценностного отношения к со­циальному миру и миру природы через формирование позитивного отноше­ния к труду и людям труда; знакомство с современными профессиями;

    формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремёслами народов России; развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позиции других;

    формирование целостной картины мира (образа мира) на основе по­знания мира через осмысление духовно-психологического содержания пред­метного мира и его единства с миром природы, на основе освоения трудо­вых умений и навыков, осмысления технологии процесса изготовления из­делий в проектной деятельности;

    развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любо­знательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребёнка, а также на основе мо­тивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;

    формирование на основе овладения культурой проектной деятельности:

 

внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, плани­рование (умения составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку:

умений переносить усвоенные в проектной деятельности теоретичес­кие знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предме­та «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;

коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятель­ности (умения выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей, распределять обязанности, приходить к единому ре­шению в процессе обсуждения, т. е. договариваться, аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т. д.);

первоначальных конструкторско-технологических знаний и технико-технологических умений на основе обучения работе с технологической до­кументацией (технологической картой), строгого соблюдения технологии изготовления изделий, освоения приёмов и способов работы с различными материалами и инструментами, неукоснительного соблюдения правил техни­ки безопасности, работы с инструментами, организации рабочего места:

первоначальных умений поиска необходимой информации в различ­ных источниках, проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, а также навыков использования компьютера;

творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий и реализации проектов.

Особенность программы заключается в том, что она обеспечивает изуче­ние начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека на земле, на воде, в воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Усвоение содержания предмета осу­ществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирова­ние конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процес­се работы с технологической картой.

Все эти особенности программы отражены в содержании основных раз­делов учебника — «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация». В программе как особый элемент обучения пред­мету «Технология» представлены проектная деятельность и средство для её организации — технологическая карта. Технологическая карта помогает уча­щимся выстраивать технологический процесс, осваивать способы и приёмы работы с материалами и инструментами. На уроках реализуется принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному выполнению про­екта.

Особое внимание в программе отводится практическим работам, при вы­полнении которых учащиеся:

    знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, учатся подбирать необходимые ма­териалы и инструменты;

    овладевают отдельными технологическими операциями (способами ра­боты) — разметкой, раскроем, сборкой, отделкой и др.;

    знакомятся со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку при обработке сырья и создании предметного мира;

    знакомятся с законами природы, знание которых необходимо при вы­полнении работы:

    учатся экономно расходовать материалы;

    осваивают проектную деятельность (учатся определять цели и задачи, составлять план, выбирать средства и способы деятельности, распределять обязанности в паре и группе, оценивать результаты, корректировать деятель­ность);

    учатся преимущественно конструкторской деятельности;

    знакомятся с природой и использованием её богатств человеком.

В программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусс­тво»: в целях гармонизации форм и конструкций используются средства ху­дожественной выразительности, изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и законов дизайна, младшие школьни­ки осваивают эстетику труда.

Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа с именованными числами, и выполнение вычислений, расчётов, построений при конструировании и моделировании, и работа с геометричес­кими фигурами и телами, и создание элементарных алгоритмов деятельно­сти в проекте. Освоение правил работы и преобразования информации также тесно связано с образовательной областью «Математика и информа­тика».

При изучении предмета «Технология» предусмотрена интеграция с обра­зовательными областями «Филология» (русский язык и литературное чтение) и «Окружающий мир». Для понимания детьми реализуемых в изделии тех­нических образов рассматривается культурно-исторический справочный ма­териал, представленный в учебных текстах разного типа. Эти тексты анали­зируются, обсуждаются; дети строят собственные суждения, обосновывают их, формулируют выводы.

Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и об­ществе, способствует целостному восприятию ребёнком мира во всём его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность со­держания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их ини­циативности, изобретательности, гибкости мышления.

Проектная деятельность и работа с технологическими картами формиру­ют у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последова­тельность действий и выбирать необходимые средства и способы их выпол­нения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятель­ности совершенствует умения находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, нести ответственность за результат и т. д. Всё это воспитывает трудолюбие и закладывает прочные основы способности к самовыражению, формирует социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и творчества.

Продуктивная проектная деятельность создаёт основу для развития лич­ности младшего школьника, предоставляет уникальные возможности для его духовно-нравственного развития. В программе «Технология» предусмотрены материалы о гармоничной среде обитания человека, что позволяет сформи­ровать у детей устойчивые представления о жизни в гармонии с окружаю­щим миром. Знакомство с народными ремёслами и народными культурны­ми традициями, активное изучение образов и конструкций природных объ­ектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера, способствуют воспитанию духовности.

Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружа­ющего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и ли­тературного чтения.

При усвоении содержания курса «Технология» актуализируются знания, полученные при изучении курса «Окружающий мир». Это не только работа с природными материалами. Природные формы лежат в основе идей изго­товления многих конструкций и воплощаются в готовых изделиях. Курс «Технология» предусматривает знакомство с производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека — со­зидателя материальных ценностей и творца окружающего мира — в про­грамме рассматривается в связи с проблемами охраны природы, что способ­ствует формированию экологической культуры детей. Изучение этнокультур­ных традиций в деятельности человека также связано с содержанием пред­мета «Окружающий мир».

Содержание программы обеспечивает реальное включение в образователь­ный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуаль­ного, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.

 

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Простейшее наблюдения и исследования  свойств материалов, способов их обработки, конструкций, их свойств, принципов и приёмов их создания.
  • Моделирование, конструирование из разных материалов9 по образцу, модели, условиям использования и области функционирования предмета, техническим условиям.
  • Решение доступных конструкторско-технологических задач(определение области поиска, нахождение необходимой информации, определение спектра возможных решений, выбор оптимального решения), творческих художественных задач( общий дизайн, оформление).
  • Простейшее проектирование ( принятие идеи, поиск и отбор нужной информации,  окончательный образ объекта, определение особенности конструкции и технологии изготовления изделия, подбор инструментов, материалов, выбор способов их обработки, реализации замысла с корректировкой конструкции  и технологии, проверка изделия в действии, представление (защита) процесса и результата работы)

 

                                                                        Место предмета «Технология» в учебном плане

На изучение технологии в начальной школе отводится 1 ч в неделю:  в 4 классе - 35 часов в год.

 В календарно-тематическое планирование внесены изменения:

По авторской программе на изучение предмета Технология отводится 34 часа, но так как в учебном году предусмотрено 35 рабочих недель, добавлен 1 час на изучение темы «Швейная фабрика» в разделе «Человек и земля».

 

                                    Личностные, метапредметные и предметные    результаты усвоения предмета

Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов.

 

                                                                             Личностные результаты

1.   Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российс­кий народ и историю России.

2.   Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3.   Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4.   Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие моти­вов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

5.   Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступ­ки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

6.   Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

7.   Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в раз­ных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

8.   Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

 

                                                                              Метапредметные результаты

1.   Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств её осуществления.

2.   Освоение способов решения проблем творческого и поискового харак­тера.

3.   Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учеб­ные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реали­зации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

4.   Использование знаково-символических средств представления инфор­мации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем реше­ния учебных и практических задач.

5.   Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, об­работки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и техноло­гиями учебного предмета, в том числе умений вводить текст с помощью кла­виатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величи­ны и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и вы­ступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

6.  Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое вы­сказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.

7.  Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обоб­щения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к из­вестным понятиям.

8.  Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возмож­ность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку собы­тий.

9.  Овладение базовыми предметными и межпредметны.ми понятиями, от­ражающими существенные связи и отношения между объектами и процес­сами.

 

                                                                                                 Предметные результаты

1.   Получение первоначальных представлений о созидательном и нрав­ственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии.

2.   Формирование первоначальных предстаапений о материальной культу­ре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.

3.   Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологически­ми приёмами ручной обработки материалов, освоение правил техники безо­пасности.

4.   Использование приобретённых знаний и умений для творческого ре­шения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизай­нерских), технологических и организационных задач.

5.   Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предмет­ной и информационной среды и умения применять их для выполнения учеб­но-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

             В результате изучения блока «Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание»

Обучающийся научится:

- иметь представление о наиболее распространенных в своем регионе традиционных народных промыслах и ремеслах, современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей) и описывать их особенности;

- понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в практической деятельности;

- планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;

- выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.

Обучающийся получит возможность научиться:

- уважительно относиться к труду людей;

- понимать культурно-историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, в том числе традиций трудовых династий как своего региона, так и страны, и уважать их;

- понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).

                                       В результате изучения блока «Технология ручной обработки материалов.

Элементы графической грамоты».

Обучающийся научится:

- на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;

- отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);

- применять приемы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);

- выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.

Обучающийся получит возможность научиться:

- отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;

- прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.

                                         В результате изучения блока «Конструирование и моделирование»

Обучающийся научится

- анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;

- решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи;

- изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.

 Обучающийся получит возможность научиться

- соотносить объемную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их разверток;

- создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале.

                                                     В результате изучения блока «Практика работы на компьютере»

Обучающийся научится:

- соблюдать безопасные приемы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач;

- использовать простейшие приемы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания;

- создавать небольшие тексты, иллюстрации к устному рассказу, используя редакторы текстов и презентаций.

Обучающийся получит возможность научиться:

- пользоваться доступными приемами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами ее получения, хранения, переработки.

                                                                                            Проектная деятельность.

Обучающийся научится:

·        восстанавливать и/ или составлять план последовательности выполнения изделия по заданному слайдовому и/или текстовому  плану;

·        проводить сравнение последовательности выполнения разных изделий и находить общие закономерности в их изготовлении;

·         выделять этапы проектной деятельности;

·         определять задачи каждого этапа проектной деятельности под руководством учителя;

·         распределять роли при выполнении изделия под руководством учителя;

·         проводить оценку качества выполнения изделия по заданным критериям;

Обучающиеся получит возможность:

·         определять задачи каждого этапа проектной деятельности;

·         ставить цели, самостоятельно распределять роли при выполнении изделия, проводить оценку качества выполнения изделия;

·         развивать навыки работы в коллективе,  умения работать в паре; применять на практике правила сотрудничества в коллективной деятельности.

 

                 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания

Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д. разных народов России). Особенности тематики, материалов, внеш­него вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия этих народов.

Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность, гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырье­вых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).

Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида ра­боты, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабо­чем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. От­бор и анализ информации (из учебника и дидактических материалов), её ис­пользование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение соци­альных ролей (руководитель и подчинённый).

Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и офор­мление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлек­сия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивиду­альных проектов. Культура межличностных отношений в совместной дея­тельности. Результат проектной деятельности — изделия, которые могут быть использованы для праздников, в учебной и внеучебной деятельности и т. п. Освоение навыков самообслуживания, по уходу за домом, комнатными рас­тениями.

Выполнение элементарных расчётов стоимости изготавливаемого изделия.

 

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элемен­тарных физических, механических и технологических свойств материалов, используемых при выполнении практических работ. Многообразие материа­лов и их практическое применение в жизни.

Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов в соответствии с их декоративно-художествен­ными и конструктивными свойствами, использование соответствующих спо­собов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.

Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание на­званий используемых инструментов), соблюдение правил их рационального и безопасного использования.

Общее представление о технологическом процессе, технологической до­кументации (технологическая карта, чертёж и др.); анализ устройства и на­значения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, тра­фарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), раскрой деталей, сборка изделия (клеевая, ниточная, проволочная, винтовая и др.). отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, апплика­ция и др.). Умение заполнять технологическую карту. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и др.).

Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эс­киз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение услов­ных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.

 

Конструирование и моделирование

Общее представление о конструировании изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (со­ответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению из­делия).

Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу.

 

Практика работы на компьютере

Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.

Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработ­ки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурно­го письма, пользование мышью, использование простейших средств тексто­вого редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым сло­вам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на элек­тронных носителях (СО).

Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание не­большого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word.

 

                                                                     УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Разделы и темы

Кол-во часов

 

4 класс (35 ч )

 

1

Как работать с учебником

1

2

Человек и земля

22

3

Человек и вода

3

4

Человек и воздух

3

5

Человек и информация

6

 

Всего

35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                          Содержание учебного предмета

Формируемые универсальные учебные действия

                                                                                                  4 класс

Личностные УУД

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг».

2. Уважение к своему народу, к своей родине.

3. Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

4. Оценка жизненных ситуаций  и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Регулятивные УУД

• Проговаривать последовательность действий на уроке.

• Учиться работать по предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении).

• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

•  Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД

·         уметь донести свою позицию до собеседника;

·         уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

• уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

• совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках технология и следовать им.

• Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

 

                                                                               Учебно-методическая литература

 

Пособия для учащихся

1.Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П.

Технология: Учебник: 4 класс М – Просвещение 2013

2. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология:

Рабочая тетрадь: 4 класс. М – Просвещение 2013

 

Пособия для учителя

  1. Роговцева Н.И., Богданова Н.В.,

Добромыслова Н.В. Уроки технологии: 4 класс. ВАКО- 2013

2. Шипилова Н.В., Роговцева Н.И., Анащенкова С.В. Технология. Метод. Пособие с поурочными разработками. 4 класс. М- Просвещение 2013

 

 

Дополнительная литература для учителя:

 

  1. Выгонов В.В. «Я иду на урок. Трудовое обучение» //Москва: «Первое сентября»2002.
  2. Геронимус, Т. М. Работаем с удовольствием: методические рекомендации для учителей начальных классов по использованию комплекта учебников-тетрадей по трудовому обучению в школе. 1–4 классы. – М.: АСТ-ПРЕСС «Школа», 2000.
  3. Гусакова А.М. Рукоделие в начальных классах. – М.: Просвещение, 1984
  4. Гусакова А.М. Аппликация. Учебное пособие для учащихся пед. Училищ по специальности № 2002. – М.:, 1977
  5. Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. – М.: Просвещение, 1985
  6. Молотобарева О.С. Кружок изготовления игрушек – сувениров. – М.: Просвещение, 1983
  7. Перевертень Г.Н. Самоделки из бумаги. – М.: Просвещение, 1983
  8. Романина В.И. Дидактический материал по трудовому обучению 3 кл. – М.: Просвещение, 1991
  9. Щелбыкин И.К., Романина В.Н. и др. Аппликационные работы в начальных классах. – М.: Просвещение, 1990

 

                                                                                               Печатные пособия

 

Демонстрационный и раздаточный материал.

Коллекции "Бумага и картон", "Лен", "Хлопок",

"Шерсть", Полезные ископаемые».

 

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления  таблиц.

Магнитная доска.

Принтер. 
 Проектор

Экспозиционный экран

 

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудования

Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения.

Конструкторы для изучения простых конструкций и механизмов.

Объемные модели геометрических фигур.

Наборы цветной бумаги, картона в том числе гофрированного; кальки, картографической, миллиметровой, бархатной,  и др. видов бумаги.

Заготовки природного материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа для 4 класса по технологии (ФГОС)."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Логопед

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Рабочая программа составлена на основе примерной программы по предмету "Технология", соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. 

Рекомендутся для просмотра учителям начальных классов, работающих по программе "Школа России".

В программе выделены следующие графы: даты планируемая и фактическая,  тема урока, ведущие формы и методы обучения, средства обучения, планируемые результаты изучения темы (УУД), виды деятельности обучающихся (практические, лабораторные, контрольные работы и т.д.)

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 198 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.01.2015 501
    • DOCX 96 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Хромина Лариса Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Хромина Лариса Юрьевна
    Хромина Лариса Юрьевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 29993
    • Всего материалов: 11

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Программа работы с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися старшего дошкольного и младшего школьного возраста

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 131 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 259 человек

Курс повышения квалификации

Особенности реализации ФГОС НОО для слепых и слабовидящих детей

72/108 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 24 человека

Курс повышения квалификации

Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 62 человека из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 492 человека

Мини-курс

История классической музыки от античности до романтизма

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология эмпатии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 18 человек

Мини-курс

Занятия спортом при заболеваниях опорно-двигательного аппарата

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 42 человека из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 43 человека