Главная / Начальные классы / Рабочая программа для 3 класса по окружающему миру УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа для 3 класса по окружающему миру УМК "Начальная школа 21 века"

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Сладковского района

«Александровская средняя общеобразовательная школа»


«Рассмотрено»

Руководитель МО начальных классов

___________ Первухина Н.В.



Протокол № ____ от

« »___________2014 г.


«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

МАОУ Александровская СОШ


___________ Голых В.В.



«____»____________2014 г.


«Утверждаю»

Директор МАОУ Александровская СОШ


______________ Романова Н.Н.



Приказ №___от «___»_____________2014 г.





Рабочая программа

по окружающему миру

3 класс

УМК «Начальная школа XXI века»






Учитель: Первухина Наталья Вячеславовна




2014-2015 учебный год


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предлагаемая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия государственного стандарта начального образования по образовательной области «Окружающий мир» и предназначена для начальной школы любого типа.

Особое значение изучения этой образовательной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность.

Особенностью программы является включение знаний, которые способствуют познанию самого себя (своего «Я»), расширяют представления о психической природе человека (познавательных процессах, отличии от высших животных и др.

Основная цель предмета - формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек - природа - общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.

«Окружающий мир» - предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:

  • устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек – природа – общество»;

  • осознаёт необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;

  • подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознаёт возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни.

Образовательная функция предмета заключается в формировании разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира.

Реализация развивающей функции обеспечивает осознание отдельных связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника. Обеспечивается формирование общеучебных умений – выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, понимать главную мысль научного текста. Развивающая функция предмета предполагает и формирование элементарной эрудиции ребёнка, его общей культуры, овладение знаниями, превышающими минимум содержания образования.

Воспитывающая функция включает решение задач социализации ребёнка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, формирование нравственных и эстетических чувств.

В основе построения курса лежат следующие принципы:

1. Принцип интеграции – соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений.

2. Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребёнка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения.

3. Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что даёт возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудиции.

4. Необходимость принципа экологизации предмета определяется социальной значимостью решения задачиэкологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром.

5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.

6. Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музеи и т.п.


2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

В программе представлены следующие ведущие содержательные линии.

. Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье человека и образ его жизни, для чего нужно знать себя, как узнать себя

Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, почему нужно выполнять правила культурного поведения.

Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, что дает человеку природа, почему человек должен изучать природу; почему природу нужно беречь и охранять.

. Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что значит любить родную страну, как трудятся, отдыхают, живут люди в родной стране, семья как ячейка общества.

Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Цель их - оживить знания школьника, которые он получил не только в данном классе, но и за предыдущие годы обучения, и на основе этого систематизировать и обобщить полученные представления, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства.




3. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.


В соответствии с учебным планом МАОУ Сладковского района Александровской СОШ на изучение окружающего мира в 3 классе отводится 68 часов в год (34 учебные недели по 2 часа в неделю).


4. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.


5. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Результатами изучения программы «Окружающий мир» являются личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты

  1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

  2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

  3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

  4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

  5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

  6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

  7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

  8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

  9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

  10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.




Метапредметные результаты.

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

  2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

  3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

  4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

  5. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

  6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанное построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах.

  7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

  8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

  9. Овладение базовыми предметными и метапредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

  10. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования ( в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты

  1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.

  2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.

  3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

  4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

  5. Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.


6.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Введение (1ч)

Где ты живешь. Когда ты живешь. Историческое время. Счет лет в истории.

Земля — наш общий дом (10ч)

Солнечная система. Солнце — звезда. Земля — планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.

Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России.

Условия жизни на Земле. Солнце — источник тепла и света.

Вода. Значение воды для жизни на Земле. Разные состояния воды в зависимости от температуры воздуха. Свойства поды. Источники воды на Земле. Водоемы, их разнообразие.

Растения и животные разных водоемов. Охрана воды от загрязнения.

ОБЖ: правила поведения на водоемах в разные времена года.

Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух — смесь газов. Охрана воздуха.

Человек познает мир. Наблюдения, опыты, эксперименты — методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России.

Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.

Растительный мир Земли (11ч)

Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика.

Растения — живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян.

Охрана растений.

Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.

Грибы (1ч)

Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы.

Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. 3 Предупреждение отравлений грибами.

Животный мир Земли (11ч)

Животные — часть природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).

Животные — живые тела (организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных.

Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детенышей.

Как человек одомашнил животных.

Каким был человек в разные времена (исторические эпохи) (14 ч)

Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи).

Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство — основные качества славянина.

Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина).

Расширение кругозора школьников. Происхождение имен и фамилий. Имена в далекой древности. Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси.

Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи) (20 ч)

Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб — главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.

Рыболовство и охота на Руси и в России.

Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, к России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и др.)- Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты.

Торговля. Возникновение денег.

Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир).

Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли.

Уроки-обобщения. Древняя Русь (повторение материала 2 класса); Московская Русь (основные исторические события, произошедшие до провозглашения первого русского царя); Россия (основные исторические события, произошедшие до 1917 года).

Экскурсии. В природные сообщества (с учетом местных условий), на водный объект с целью изучения использования воды человеком, ее охраны от загрязнения. В краеведческий (исторический), художественный музеи, на предприятие (сельскохозяйственное производство), в учреждение быта и культуры.

Опыты. Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы.

Практические работы. Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.

Система оценивания знаний проводится на основании Письма Минобразования РФ от 19.11.98 г. № 1561/14-15 "Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе".











7.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

п/п


Дата

Название темы

Основное содержание по теме

Характеристика деятельности учащихся

Раздел «Земля - наш дом»

1.


Где и когда ты живешь.

КР: История родного края.

Человек живёт во времени и пространстве на планете Земля. На Земле шесть материков и пять океанов (включая Южный). Мы живём в Евразии в России. Историческое время измеряется годами, веками, тысячелетиями.

Анализ, установление последовательности исторического времени. Речевые умения: понятия «историческое время», «пространство», «место проживания». Работа с рубрикой «Выскажем предположение»: анализ рисунков, расположение их в правильной последовательности. Моделирование «ленты времени».

2.


Солнечная система.

(ОБЖ): Правила безопасного поведения во время Солн. активности.

Как избежать теплового удара.

Природные тела и природные явления.

Интеллектуальные учебные действия: классификация, сравнение, высказывание предположений. Речевые умения: правила ведения диалога; характеристика явлений, рассказ-повествование.

3.


Солнечная система.

Природные и искусственные тела. Солнце — огненный шар. Земля — шар. Горизонт.

Познавательные учебные действия: отражение полученной информации в схеме, «чтение» схемы.

4.


Условия жизни на Земле

Значение Солнца для жизни на Земле.

Речевые умения: рассказ-рассуждение. Понятие «горизонт». Описательный рассказ по картине. Креативные учебные действия: мини-сочинение по воображаемой ситуации.

5.


Условия жизни на Земле Солнце – источник тепла и света Практическая работа по теме: «Распространение тепла от его источника».

Подготовка выводов по результатам опыта.

Мини-дискуссия: «Может ли человек жить без солнечного света?» Чтение и обсуждение текста «Вода — условие жизни». Мини-дискуссия: «От чего зависит многообразие растений в разных частях Земли?» Работа с рубрикой

6.


Вода – условие жизни на Земле. Экскурсия на водный объект по теме: «Значение воды для жизни на Земле»

ОБЖ: Беседа «Пейте кипяченую воду»

Интеллектуальные учебные действия: высказывание предположения; анализ, обобщение, сравнение.

Познавательные учебные действия: «чтение» информации, представленной на схеме. Беседа: «Могла ли существовать жизнь без солнечного света и тепла». Работа со схемами «Смена времён года на Земле», «День и ночь на Земле».

7.


Воздух – условие жизни на Земле. Контрольная работа №1 по теме «Земля – наш дом».

ОБЖ: Польза дыхательной гимнастики.

Солнце — источник тепла и света.

Опыт: «Свойства воздуха». Учебный диалог: воздух — условие жизни на Земле.

8.


Человек познаёт мир.

ОБЖ: Обсуждение правил безопасного поведения в природе.

Способы познания окружающего мира. Наблюдения природы как идея создания разных изделий (предметов быта).


Интеллектуальные учебные действия: сравнение, обобщение, наблюдение.

Познавательные учебные действия: моделирование, «чтение» информации на схеме, плане, карте, глобусе; компас.


9.


Человек познаёт мир. Как изображают Землю.

(ОБЖ): «Меры безопасности в осеннее время».

Опыт и эксперимент.

Мини-дискуссия: обсуждение предположений на тему «Что в природе могло подсказать человеку идею создания различных предметов».

10.


Человек познаёт мир.

(ОБЖ): «Стихийные бедствия».

Модели как метод изучения мира. Способы ориентирования в окружающем мире.

Работа со схемой: обобщение на тему «Способы познания окружающего мира». Практические работы. глобус, карта, план (с использованием моделей рисунков и чертежей).


Интеллектуальные учебные действия: сравнение, анализ. Речевые умения: правила участия в диалоге.

Речевые умения: рассказ-описание и рассуждение; пересказ. Познавательные учебные действия: «чтение» информации по рисунку-схеме.

Регулятивные учебные действия: правила совместной деятельности в парах.

Работа с рубрикой «Вспомни»: рассказ-рассуждение «Что ты знаешь о грибах?» (с опорой на схему).

Совместная деятельность (работа в парах): рассказ- описание «Разнообразие грибов в природе» (с опорой на рисунки).


11.


Карта и план. Географическая карта


Художественное творчество, литература и искусство — способы познания мира.

Раздел «Царство Природы»

12.


Бактерии.

Бактерии — живые примитивные существа, имеют разную форму и« величину. Обитают повсюду. Среди бактерий есть «помощники» человека, а есть паразиты, которые вызывают тяжёлые заболевания.

13.


Грибы.

Грибы отличаются от растений: не имеют зелёной окраски, не создают сами питательных веществ, а поглощают их из окружающего мира.

14.


Грибы. Какие бывают грибы.

ОБЖ: Съедобные и несъедобные грибы.

Разнообразие плодовых тел у грибов. Грибы полезные и ядовитые для человека.

15.


Растения культурные и дикорастущие.


Места обитания растений. Растения дикорастущие и культурные.


Сравнение, обобщение. Моделирование, «чтение» информации по схеме. Регулятивные учебные действия: правила взаимодействия в группах.

16.


Если бы на Земле не было растений.

(ОБЖ): «Правила безопасности в лесу».


Значение растений для жизни на Земле. Интеллектуальные действия: анализ, выбор доказательств, обобщение, высказывание предположений.

Индивидуальное задание: рассказ-рассуждение на тему: «Какие растения „кормят", „лечат", „одевают" человека». Пересказ текста рубрики «Этот удивительный мир».Обсуждение вывода «Растения улучшают природную среду».

17.


Растения прекрасные, но опасные.

ОБЖ: Лекарственные растения. Ядовитые растения. Правила предупреждения

Ядовитые для человека растения: внешний вид, опасные свойства различных органов.

Мини-дискуссия: «Возможна ли жизнь на Земле без растений?»

18.


Разнообразие растений на Земле.(флора)

Мир растений разнообразен: папоротники, мхи, хвойные, водоросли, цветковые.

Индивидуальное задание: работа с рисунком-схемой. Рассказ на тему «Разнообразие растений на Земле».

19.


Разнообразие растений на Земле. КР: Разнообразие растений наш. края.

Чтение и обсуждение текстов.


Дифференцированное задание: пересказ текста рубрики «Этот удивительный мир».

20.


Как живёт растение.

ОБЖ: Правила обращения с растениями.

Растение — живой организм, системы органов обеспечивают рост, развитие растения, его питание, дыхание, размножение.

Интеллектуальные учебные действия: высказывание предположений; анализ, сравнение, обобщение. Классификация плодов по вкусу, сочности (сухости).

21.


Растения – живые тела (организмы). Практическая работа по теме: «Роль света и воды в жизни растений».

Простые и сложные листья. Стебель как часть побега. Цветки одиночные и соцветия. Плод растения как орган размножения.

Речевые умения: правила ведения диалога, рассказ-рассуждение; пересказ; рассказ-описание. Познавательные учебные действия: работа со схемой, конструирование схемы «Листья простые и сложные»; наблюдения.


22.


Размножение растений.


Как размножается растение. Вегетативные способы размножения.


Чтение и обсуждение текста «Размножение растений». Индивидуальное задание: рассматривание рисунков, описание вегетативного размножения растений. Опыт: выращивание растения.

23.


Размножение растений. Цветок – самый красивый орган растения


Интеллектуальные учебные действия: анализ, сравнение, обобщение.

Обсуждение вывода: «Размножение — способ увеличения количества растений и распространения их на новые территории». Учебный диалог: способы распространения растений. Речевые умения: правила участия в диалоге; пересказ; рассказ-рассуждение.


24.


Размножение растений.

Познавательные учебные действия: наблюдения, опыты, фиксация их результатов.

25.


Культурные растения в жизни человека.

Когда и почему возникло земледелие.



Речевые умения: словарная работа (анализ значения слова, пословиц о хлебе); пересказ. Основные методы и приёмы Чтение и обсуждение текста

Дифференцированное задание: работа с текстом рубрикой «Этот удивительный мир».


26.


Культурные растения в жизни человека. Хлеб- великое чудо земли.

Интеллектуальные учебные действия: анализ, классификация, сравнение.

27.


Красная книга России.

Страницы Красной книги России.

Речевые умения: пересказ. Познавательные учебные действия: поиск информации в справочной литературе в соответствии с учебной задачей. Чтение и анализ текста «Какие страницы есть в Красной книге».

28.


Красная книга России.

КР: Красная книга Тюменской области.

Интеллектуальные учебные действия: анализ, обобщение, систематизация изученного материала.

Работа с рубрикой «Картинная галерея»: рассматривание репродукции картины А. Саврасова «Лосиный остров в Сокольниках».

29.


Разнообразие мира животных(фауны).

Животные как часть природы. Роль животных в природе.

Анализ, сравнение, обобщение изученного материала; классификация (одноклеточные — многоклеточные; позвоночные — беспозвоночные). Речевые умения: рассказ-рассуждение «Роль животных в природе».

30.


Разнообразие мира животных.

(ОБЖ): «Чем могут быть опасны животные?».


Цепи питания. Разнообразие животных на Земле: классы животных, животные одноклеточные и многоклеточные, позвоночные и беспозвоночные.

Индивидуальное задание-, рассказ-рассуждение «Роль животных в природе» (с опорой на рисунки). Совместная деятельность (работа в парах): подбор примеров многоклеточных животных и их характеристика.

31.


Животные — живые существа (организмы). Роль животных в природе. Контрольная работа №2 по теме: «Царство Природы»

Животные — живые существа (организмы).


Чтение и обсуждение текста. Классификация животных по способу питания (с опорой на рисунки и подсказку). Дифференцированное задание: пересказ текста рубрики «Жил на свете человек». Учебный диалог.

32.


Животные — живые существа . Приспособление к условиям жизни.

ОБЖ: Правила безоп. общения с животными.

Ориентировка животных в окружающем мире: органы чувств животного. Питание животного, передвижение, размножение. Приспособление к окружающей среде.

Чтение и анализ текстов «Как животные дышат», «Размножение животных», «Как животные приспосабливаются к условиям жизни». Дифференцированное задание: работа с текстом рубрики «Этот удивительный мир».

33.


Беспозвоночные животные.

Насекомые, пауки, моллюски, раки и черви — беспозвоночные животные.

Интеллектуальные учебные действия: обобщение изученного материала, анализ, сравнение. Познавательные учебные действия: поиск информации с опорой на рисунки и схему.

34.


Беспозвоночные животные.

КР: Экскурсия в краеведческий музей по теме:

«Разнообразие

животных»

Особенности существования беспозвоночных животных. Разнообразие насекомых.

Речевые умения: пересказ, рассказ-описание; рассказ-описание от первого лица. Регулятивные учебные действия: выполнение роли в воображаемой ситуации.

35.


Позвоночные животные.

Позвоночные животные.


Интеллектуальные учебные действия: выбор доказательств; анализ, сравнение, обобщение изученного материала; высказывание предположений.

36.


Позвоночные животные. Птицы и млекопитающие -

позвоночные животные.

КР: Птицы нашего края.

Особенности жизни рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей.


Регулятивные учебные действия: контроль выполнения правил взаимодействия в совместной деятельности. Речевые умения: рассказ-рассуждение, рассказ-описание; словарная работа.

37.


Природные сообщества.

Природные сообщества: особенности, цепи питания.


Интеллектуальные учебные действия: анализ, сравнение. Основные методы и приёмы

Чтение и обсуждение текста «Природное сообщество». Учебный диалог: «Цепи питания»

38.


Почему люди приручили диких животных.

ОБЖ: Правила безопасного поведения с дикими животными.

Приручение и одомашнивание животных. Охрана животных. Заповедники, Красная книга.




Познавательные учебные действия: «чтение» схемы. Речевые умения: рассказ-повествование (с опорой на иллюстрацию); рассказ-описание Чтение и обсуждение текста «Почему люди приручили животных». Работа с рубрикой «Картинная галерея»: рассказ-повествование

39.


Как люди узнают о прошлом.

История изучает прошлое Земли и человеческого общества. Методы изучения прошлого.

Интеллектуальные учебные действия: анализ, обобщение. Познавательные учебные действия: моделирование ситуаций, сюжетно-ролевая игра.

40.


Восточнославянские племена.

Расселение восточных славян, освоение территорий между Чёрным, Белым и Балтийским морями. Объединение славянских племён для защиты от врагов.

Познавательные учебные действия: ориентировка на карте в соответствии с учебной задачей. Речевые умения рассказ-описание; правила участия в диалоге.

41.


Первые русские князья.

Возникновение Древнерусского государства, его столица и города.

Познавательные учебные действия: работа с «лентой времени». Речевые умения: обогащение словаря (названия народов, населяющих Древнерусское государство; устаревшие выражения); рассказ-описание по иллюстрации; пересказ текста.


42.


Первые русские князья. Древнерусское государство.

Первые русские князья.

Мини-дискуссия по тексту «Владимир Мономах»: можно ли Наказ Владимира Мономаха применить к нашему времени? Почему? Рассматривание и описание иллюстраций с видами архитектурных строений древнего Киева.

43.


Первые русские князья. Владимир Мономах.


Рассказ-описание: «Картинки из жизни Древней Руси» (с опорой на иллюстрации).

44.


Как Москва стала столицей.

(ОБЖ): «Пр. пов-я «Как вести себя, если заблудился в городе»».

Образование Московской Руси. Земли, присоединённые к Москве. Причины усиления Москвы.



Познавательные учебные действия: работа с картой, с «лентой времени».Интеллектуальные учебные действия: анализ текста, установление закономерностей, обобщение полученных знаний для формулирования вывода. Речевые умения: объяснение устаревших слов и выражений.


Интеллектуальные учебные действия: обобщение полученной информации; сравнение, анализ. Речевые умения: правила ведения диалога; пересказ; описательный рассказ (на основе иллюстрации); словарная работа (с использованием словаря). Регулятивные учебные действия: правила работы в парах.

Интеллектуальные учебные действия: сравнение, анализ, обобщение изученного материала. Речевые умения: рассказ- рассуждение (по иллюстрации), рассказ-описание. Познавательные учебные действия: «лента времени». Речевые умения: рассказ-рассуждение (на основе иллюстраций).


Интеллектуальные учебные действия: сравнение, анализ, составление характеристик.

Речевые умения: рассказ-описание (портрет); обогащение словаря.

Работа с рубрикой «Выскажем предположение»: «Можно ли по легендам и летописям представить облик славянина (с использованием иллюстраций)?»

45.


Иван IV Грозный — первый русский царь.

Венчание на царство Ивана IV. Характер и особенности поведения Грозного.

Интеллектуальные учебные действия: анализ, обобщение, установление причин и зависимостей.

46.


Пётр I Великий.

Первый император России. Пётр I как выдающийся деятель, реформатор. Создание русского флота. Строительство Санкт- Петербурга. Особенности личности и характера.


47.


Екатерина II Великая.

Екатерина II — российская императрица. Деятельность Екатерины Великой на благо русского государства.


48.


Последний российский император Николай II. Контрольная работа №3 по теме: «Наша Родина: от Руси до России»

Последний император России Николай II. Время, в которое он правил. Характер императора, его личностные качества. Отречение от престола.

49.


Советская Россия. СССР.

Октябрьская революция в России. Республики, входившие в состав СССР. Распад СССР. Первый президент РФ. Российская Федерация в настоящее время.

Раздел «Как люди жили в старину»

50.

1

Из истории имён.

История происхождения имён, отчеств и фамилий.


51.

2

Какими людьми были славяне





Облик наших предков — славян.







52.


Какими людьми были славяне.

Основные качества славянина: трудолюбие, защита государства, доброжелательность, взаимопомощь и гостеприимство.

53.


Скажи, какой у тебя дом...»

Какие предметы окружали людей в старину.


54.


Скажи, какой у тебя дом...»

(ОБЖ): «Острые и колющие предметы. Меры безопасности».


Строительство домов: сельские и городские постройки, появление каменных строений. Особенности крестьянского дома.

Интеллектуальные учебные действия: анализ, сравнение, объяснение. Речевые умения: рассказ-рассуждение. Познавательные учебные действия: поиск и анализ информации по последовательной серии рисунков.

Креативные учебные действия: рассказ по воображаемой ситуации (на основе репродукции картины).


Интеллектуальные учебные действия: анализ, сравнение, обобщение изученного материала.

Речевые умения: обогащение словаря (устаревшие слова, пословицы и поговорки); рассказ-описание (по репродукции).

Познавательные учебные действия: поиск информации в справочной литературе, с помощью иллюстративного материала.

Чтение и обсуждение текстов «Масленица — народный праздник» и «Иван Купала». Рассматривание репродукций



Интеллектуальные учебные действия: обобщение полученной информации; анализ, сравнение, подготовка вывода.

Речевые умения: рассказ-рассуждение, рассказ-повествование.

Работа с рубрикой «Вспомни»: обобщение известной информации. Чтение и анализ текста «Труд в крестьянском хозяйстве».

Работа с иллюстрациями.

Креативные учебные действия: воображаемая ситуация (по картине).

55.


По одёжке встречают.

КР: Экскурсия в школьный музей по теме: «Какие предметы окружали русских людей».

Особенности одежды славян разных сословий и разных исторических периодов.

56.


По одёжке встречают.

КР: Экскурсия в краеведческий музей по теме:

«Одежда древних славян»

Одежда детей, женщин, мужчин.

57.


По одёжке встречают.


58.


Русская трапеза.


Крестьянская трапеза в разные сезоны. Богатый дом — обильная еда.

59.


Верования языческой Руси.

Язычество как вера древних славян. Главные боги древних славян.

60.


Верования языческой Руси.

Народные праздники (Масленица, Иван Купала).

61.


Принятие христианства на Руси.

Год начала Крещения Руси. Значение новой веры в развитии общества Христианские праздники.


Раздел «Как трудились в старину»


62.


Комплексная контрольная работа.

Как на Руси возникло земледелие. Труд в крестьянском хозяйстве, участие мужчин, женщин, детей.

63.


Что создавалось трудом крестьянина?

Сельскохозяйственные орудия. Крепостное право.

64.


Крепостное право.

Что такое ремесло. Возникновение ремесленничества в России.

65.


Что такое ремесло. Возникновение ремесленничества в России

Ремёсла в России XVII-XVIII веков

66.


Ремёсла в России XVII-XVIII веков Появление фабрик и заводов. Торговля.

КР: Ремесленники нашего края.

Возникновение мануфактур, заводов, фабрик.


67.


Открытия, которые совершил человек в XIX-XX веках. Контрольная работа №4 по теме «Как трудились в старину»

Строительство в России железных дорог.

Интеллектуальные учебные действия: анализ, конструирование объяснений, обобщение.

Речевые умения: рассказ по воображаемой ситуации; пересказ, обогащение словаря.

Регулятивные учебные действия: правила работы в группах.

68.


КР: Экскурсия в музей истории КМА по теме: «Что создавалось трудом рабочего?»

Научные открытия в XIX-XX веках. Создание парохода, автомобиля, самолёта, аэростата, космического корабля.




8. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.


Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

Программа

Учебники

Учебные

пособия

Инструментарий определения УОУ

Методические пособия для педагогов

Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века», руководитель проекта – член-корреспондент РАО проф. Н. Ф. Виноградова, - М.: Вентана-Граф 2009г.

Окружающий мир: учебник для 3 кл. в 2 частях. Виноградова Н. Ф., – М.: Вентана-Граф, 2011.




Виноградова Н. Ф. Рабочие тетради " Окружающий мир". 3 кл. – М.: Вентана-Граф, 2011.


Окружающий мир: 1 – 4: сборник тестов для контроля уровня подготовки выпускников начальной школы / Клепинина З. А. - М.: Вентана-Граф, 2009.




Беседы с учителем. Методика обучения: 3 класс / Под ред. Л. Е. Журовой. – М.: Вентана-Граф, 2007


Окружающий мир: 3 - 4 классы: методика обучения / Виноградова Н. Ф. – М.: Вентана-Граф, 2010.



Рабочая программа для 3 класса по окружающему миру УМК "Начальная школа 21 века"
  • Начальные классы
Описание:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Сладковского района

«Александровская средняя общеобразовательная школа»

 

«Рассмотрено»

Руководитель МО начальных классов

___________ Первухина Н.В.

 

 

Протокол № ____  от

«     »___________2014 г.

 

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

МАОУ Александровская СОШ

 

___________ Голых В.В.

 

 

«____»____________2014 г.

 

«Утверждаю»

Директор МАОУ Александровская СОШ

 

______________ Романова Н.Н.

 

 

Приказ№___от «___»_____________2014 г.

 

 

 

 

Рабочая программа

по окружающему миру

3  класс

УМК «Начальная школа XXI века»

 

 

 

 

 

Учитель: Первухина Наталья Вячеславовна

 

 

 

2014-2015 учебный год

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Предлагаемая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия государственного стандарта начального образования по образовательной области «Окружа­ющий мир» и предназначена для начальной школы любого типа.

Особое значение изучения этой образовательной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность.

Особенностью программы является включение знаний, которые способствуют познанию самого себя (своего «Я»), расширяют представления о психической природе человека (познавательных процессах, отличии от высших животных и др.

          Основная  цель   предмета  -   формирование   социального   опыта   школьника,   осознанияэлементарного  взаимодействия  в  системе  «человек  -  природа -  общество»,   воспитаниеправильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.

        «Окружающий мир» - предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:

·       устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек – природа – общество»;

·       осознаёт необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;

·       подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознаёт возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни.

Образовательная функция предмета заключается в формировании разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира.

Реализация развивающей функции обеспечивает осознание отдельных связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника. Обеспечивается формирование общеучебных умений – выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, понимать главную мысль научного текста. Развивающая функция предмета предполагает и формирование элементарной эрудиции ребёнка, его общей культуры, овладение знаниями, превышающими минимум содержания образования.

        Воспитывающая функция включает решение задач социализации ребёнка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, формирование нравственных и эстетических чувств.

        В  основе построения курса лежат следующие принципы:

1. Принцип интеграции – соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений.

2.   Педоцентрическийпринцип определяет отбор наиболее актуальных для ребёнка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения.

3.    Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что даёт возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудиции.

4. Необходимость принципа экологизациипредмета определяется социальной значимостью решения задачиэкологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром.

5.  Принцип поступательности  обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.

6.  Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музеи и т.п.

 

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

      В программе представлены следующие ведущие содержательные линии. 

•    . Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье человека и образ его жизни, для чего нужно знать себя, как узнать себя

•    Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, почему нужно выполнять правила культурного поведения.

•    Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, что дает человеку природа, почему человек должен изучать природу; почему природу нужно беречь и охранять.

•    . Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что значит любить родную страну, как трудятся, отдыхают, живут люди в родной стране, семья как ячейка общества.

       Программа предусматривает проведение уроков обобщения.                              Цель их - оживить знания школьника, которые он получил не только в данном классе, но и за предыдущие годы обучения, и на основе этого систематизировать и обобщить полученные представления, создать стройную  картину определенного исторического периода развития нашего государства.

 

 

 

3.ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

 

В соответствии с  учебным планом МАОУ Сладковского района Александровской СОШна  изучение  окружающего мира  в 3  классе  отводится  68  часов  в  год  (34  учебные недели  по  2  часа  в  неделю).

 

4.ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

 

5.ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Результатами изучения программы «Окружающий мир» являются личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты

1.              Формирование основ российской гражданской  идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2.              Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3.              Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4.              Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5.              Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6.              Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7.              Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8.              Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9.              Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10.           Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 

 

 

Метапредметные результаты.

1.              Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2.              Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

3.              Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

4.              Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

5.              Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

6.              Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанное построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах.

7.              Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8.              Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

9.              Овладение базовыми предметными и метапредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

10.           Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования ( в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты

1.              Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.

2.              Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.

3.              Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

4.              Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

5.              Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

 

6.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Введение (1ч)

Где ты живешь. Когда ты живешь. Историческое время. Счет лет в истории.

Земля — наш общий дом (10ч)

Солнечная система. Солнце — звезда. Земля — планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.

Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, услов­ные обозначения карты. Карта России.

Условия жизни на Земле. Солнце — источник тепла и света.

Вода. Значение воды для жизни на Земле. Разные состоя­ния воды в зависимости от температуры воздуха. Свойства поды. Источники воды на Земле. Водоемы, их разнообразие.

Растения и животные разных водоемов. Охрана воды от за­грязнения.

ОБЖ: правила поведения на водоемах в разные времена года.

Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух — смесь газов. Охрана воздуха.

Человек познает мир. Наблюдения, опыты, эксперимен­ты — методы познания человеком окружающего мира. Изо­бражение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (гео­графическая и историческая). Масштаб, условные обозначе­ния карты. Карта России.

Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История воз­никновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.

Растительный мир Земли (11ч)

Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: во­доросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цвет­ковые, их общая характеристика.

Растения — живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, мно­голетние. Питание растений. Роль корня и побега в пита­нии. Размножение растений. Распространение плодов и семян.

Охрана растений.

Расширение кругозора школьников. Разнообразие расте­ний родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.

Грибы (1ч)

Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы.

Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. 3 Предупреждение отравлений грибами.

Животный мир Земли (11ч)

Животные — часть природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклето­чные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).

Животные — живые тела (организмы). Поведение живот­ных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных.

Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих дете­нышей.

Как человек одомашнил животных.

Каким был человек в разные времена (исторические эпохи) (14 ч)

Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи).

Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в Рос­сии. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство — основные качества славянина.

Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические вре­мена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и кресть­ян, представителей разных сословий (князя, боярина, дво­рянина).

Расширение кругозора школьников. Происхождение имен и фамилий. Имена в далекой древности. Во что верили сла­вяне. Принятие христианства на Руси.

Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи) (20 ч)

Человек и растения. Культурные растения. Что такое зем­леделие. Хлеб — главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.

Рыболовство и охота на Руси и в России.

Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, к России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и др.)- Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты.

Торговля. Возникновение денег.

Развитие техники в России (на примере авиации, авто­строения). Освоение космоса. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир).

Расширение кругозора школьников. Орудия труда в раз­ные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли.

Уроки-обобщения. Древняя Русь (повторение материа­ла 2 класса); Московская Русь (основные исторические со­бытия, произошедшие до провозглашения первого русского царя); Россия (основные исторические события, произо­шедшие до 1917 года).

Экскурсии. В природные сообщества (с учетом местных условий), на водный объект с целью изучения использова­ния воды человеком, ее охраны от загрязнения. В краеведче­ский (исторический), художественный музеи, на предпри­ятие (сельскохозяйственное производство), в учреждение быта и культуры.

Опыты. Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы.

Практические работы. Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растения­ми и гербарными экземплярами.

Система оценивания знаний проводится на основании  Письма Минобразования РФ от 19.11.98 г. № 1561/14-15 "Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

п/п

 

Дата

Название темы

Основное содержание по теме

Характеристика деятельности учащихся

Раздел «Земля - наш дом»

1.

 

Где и когда ты живешь.

КР: История родного края.

Человек живёт во времени и пространстве на планете Зем­ля. На Земле шесть материков и пять океанов (включая Юж­ный). Мы живём в Евразии в России. Историческое время из­меряется годами, веками, тысячелетиями.

Ана­лиз, установление последовательности исторического време­ни. Речевые умения: понятия «историческое время», «про­странство», «место проживания». Работа с рубрикой «Выскажем предположение»: ана­лиз рисунков, расположение их в правильной последова­тельности. Моделирование «ленты времени».

2.

 

Солнечная система.

(ОБЖ): Правила безопасного поведения во время Солн. активности.

Как избежать теплового удара.

Природные тела и природные явления.

Интеллектуальные учебные действия: классификация, сравнение, высказывание предположений. Речевые умения: правила ведения диалога; характеристи­ка явлений, рассказ-повествование.

3.

 

Солнечная система.

Природные и ис­кусственные тела. Солнце — огненный шар. Земля — шар. Го­ризонт.

Познавательные учебные действия: отражение получен­ной информации в схеме, «чтение» схемы.

4.

 

Условия жизни на Земле

Значение Солнца для жизни на Земле.

Речевые умения: рассказ-рассуждение. Понятие «гори­зонт». Описательный рассказ по картине. Креативные учебные действия: мини-сочинение по вооб­ражаемой ситуации.

5.

 

Условия жизни на Земле Солнце – источник тепла и света Практическая работа по теме: «Распространение тепла от его источника».

Подготовка вы­водов по результатам опыта.

Мини-дискуссия: «Может ли человек жить без солнечно­го света?» Чтение и обсуждение текста «Вода — условие жизни». Мини-дискуссия: «От чего зависит многообразие расте­ний в разных частях Земли?» Работа с рубрикой

6.

 

Вода – условие жизни на Земле. Экскурсия на  водный объект по теме: «Значение воды для жизни на Земле»

ОБЖ: Беседа «Пейте кипяченую воду»

Интеллектуальные учебные действия: высказывание пред­положения; анализ, обобщение, сравнение.

Познавательные учебные действия: «чтение» информа­ции, представленной на схеме. Беседа: «Могла ли существовать жизнь без солнечного све­та и тепла». Работа со схемами «Смена времён года на Земле», «День и ночь на Земле».

7.

 

Воздух – условие жизни на Земле.Контрольная работа №1 по теме «Земля – наш  дом».

ОБЖ: Польза дыхательной гимнастики.

Солнце — источник тепла и света.

Опыт: «Свойства воздуха». Учебный диалог: воздух — условие жизни на Земле.

8.

 

Человек познаёт мир.

ОБЖ: Обсуждение правил безопасного поведения в природе.

Способы познания окружающего мира. Наблюдения при­роды как идея создания разных изделий (предметов быта).

 

Интеллектуальные учебные действия: сравнение, обобще­ние, наблюдение.

Познавательные учебные действия: моделирование, «чте­ние» информации на схеме, плане, карте, глобусе; компас.

 

9.

 

Человек познаёт мир. Как изображают Землю.

(ОБЖ): «Меры безопасности в осеннее время».

Опыт и эксперимент.

Мини-дискуссия: обсуждение предположений на тему «Что в природе могло подсказать человеку идею создания различных предметов».

10.

 

Человек познаёт мир.

(ОБЖ): «Стихийные бедствия».

Модели как ме­тод изучения мира. Способы ориентирования в окружаю­щем мире.

Работа со схемой: обобщение на тему «Способы позна­ния окружающего мира». Практические работы.глобус, карта, план (с использо­ванием моделей рисунков и чертежей).

 

Интеллектуальные учебные действия: сравнение, анализ. Речевые умения: правила участия в диалоге.

Речевые умения: рассказ-описание и рассуждение; пере­сказ. Познавательные учебные действия: «чтение» информа­ции по рисунку-схеме.

Регулятивные учебные действия: правила совместной дея­тельности в парах.

Работа с рубрикой «Вспомни»: рассказ-рассуждение «Что ты знаешь о грибах?» (с опорой на схему).

Совместная деятельность (работа в парах): рассказ- описание «Разнообразие грибов в природе» (с опорой на ри­сунки).

 

11.

 

Карта и план. Географическая карта

 

Художественное творчество, литера­тура и искусство — способы познания мира.

Раздел «Царство Природы»

12.

 

Бактерии.

Бактерии — живые примитивные существа, имеют разную форму и« величину. Обитают повсюду. Среди бактерий есть «помощники» человека, а есть паразиты, которые вызывают тяжёлые заболевания.

13.

 

Грибы.

Грибы отличаются от растений: не имеют зелёной окрас­ки, не создают сами питательных веществ, а поглощают их из окружающего мира.

14.

 

Грибы. Какие бывают грибы.

ОБЖ: Съедобные и несъедобные грибы.

Разнообразие плодовых тел у грибов. Грибы полезные и ядовитые для человека.

15.

 

Растения культурные и дикорастущие.

 

Места обитания растений. Растения дикорастущие и куль­турные.

 

Сравнение, обоб­щение.  Моделирование, «чте­ние» информации по схеме. Регулятивные учебные действия: правила взаимодействия в группах.

16.

 

Если бы на Земле не было растений.

(ОБЖ): «Правила безопасности в лесу».

 

Значение растений для жизни на Земле. Интеллектуаль­ные действия: анализ, выбор доказательств, обобщение, вы­сказывание предположений.

Индивидуальное задание: рассказ-рассуждение на тему: «Какие растения „кормят", „лечат", „одевают" человека». Пересказ текста рубрики «Этот удивительный мир».Обсуждение вывода «Растения улучшают природную среду».

17.

 

Растения прекрасные, но опасные.

ОБЖ: Лекарственные растения. Ядовитые растения. Правила предупреждения

Ядовитые для человека растения: внешний вид, опасные свойства различных органов.

Мини-дискуссия: «Возможна ли жизнь на Земле без расте­ний?»

18.

 

Разнообразие растений на Земле.(флора)

Мир растений разнообразен: папоротники, мхи, хвойные, водоросли, цветковые.

Индивидуальное задание: работа с рисунком-схемой. Рас­сказ на тему «Разнообразие растений на Земле».

19.

 

Разнообразие растений на Земле. КР: Разнообразие растений наш. края.

Чтение и обсуждение текстов.

 

Дифференцированное задание: пересказ текста рубрики «Этот удивительный мир».

20.

 

Как живёт растение.

ОБЖ: Правила обращения с растениями.

Растение — живой организм, системы органов обеспечи­вают рост, развитие растения, его питание, дыхание, размно­жение.

Интеллектуальные учебные действия: высказывание пред­положений; анализ, сравнение, обобщение. Классификация плодов по вкусу, сочности (сухости).

21.

 

Растения – живые тела (организмы). Практическая работа по теме: «Роль света и воды в жизни растений».

Простые и сложные листья. Стебель как часть побега. Цветки одиночные и соцве­тия. Плод растения как орган размножения.

Речевые умения: правила ведения диалога, рассказ-рассуждение; пересказ; рассказ-описание. Познавательные учебные действия: работа со схемой, кон­струирование схемы «Листья простые и сложные»; наблюде­ния.

 

22.

 

Размножение растений.

 

Как размножается растение. Вегетативные способы раз­множения.

 

Чтение и обсуждение текста «Размножение растений». Индивидуальное задание: рассматривание рисунков, описание вегетативного размножения растений. Опыт: выращивание растения.

23.

 

Размножение растений. Цветок – самый красивый орган растения

 

Интеллектуальные учебные действия: анализ, сравнение, обобщение.

Обсуждение вывода: «Размножение — способ увеличения количества растений и распространения их на новые терри­тории». Учебный диалог: способы распространения растений.  Речевые умения: правила участия в диалоге; пересказ; рассказ-рассуждение.

 

24.

 

Размножение растений.

Познавательные учебные действия: наблюдения, опыты, фиксация их результатов.

25.

 

Культурные растения в жизни человека.

Когда и почему возникло земледелие.

 

 

Речевые умения: словарная работа (анализ значения слова, пословиц о хлебе); пересказ. Основные методы и приёмы Чтение и обсуждение текста

Дифференцированное задание: работа с текстом рубри­кой «Этот удивительный мир».

 

26.

 

Культурные растения в жизни человека. Хлеб- великое чудо земли.

Интеллектуальные учебные действия: анализ, классификация, сравнение.

27.

 

Красная книга России.

Страницы Красной книги России.

Речевые умения: пересказ. Познавательные учебные действия: поиск информации в справочной литературе в соответствии с учебной задачей. Чтение и анализтекста «Какие страницы есть в Красной книге».

28.

 

Красная книга России.

КР: Красная книга Тюменской области.

Интеллектуальные учебные действия: анализ, обобщение, систематизация изученного материала.

Работа с рубрикой «Картинная галерея»: рассматрива­ние репродукции картины А. Саврасова «Лосиный остров в Сокольниках».

29.

 

Разнообразие мира животных(фауны).

Животные как часть природы. Роль животных в природе.

 Анализ, сравнение, обобщение изученного материала; классификация (однокле­точные — многоклеточные; позвоночные — беспозвоночные). Речевые умения: рассказ-рассуждение «Роль животных в природе».

30.

 

Разнообразие мира животных.

(ОБЖ): «Чем могут быть опасны животные?».

 

Цепи питания. Разнообразие животных на Земле: классы жи­вотных, животные одноклеточные и многоклеточные, позво­ночные и беспозвоночные.

Индивидуальное задание-, рассказ-рассуждение «Роль жи­вотных в природе» (с опорой на рисунки). Совместная деятельность (работа в парах): подбор при­меров многоклеточных животных и их характеристика.

31.

 

Животные — живые существа (организмы). Роль животных в природе. Контрольная работа №2 по теме: «Царство Природы»

Животные — живые существа (организмы).

 

Чтение и обсуждение текста. Классификация животных по способу питания (с опорой на рисунки и подсказку). Дифференцированное задание: пересказ текста рубрики «Жил на свете человек». Учебный диалог.

32.

 

Животные — живые существа . Приспособление к условиям жизни.

ОБЖ: Правила безоп. общения с животными.

Ориентировка животных в окружающем мире: органы чувств животного. Питание животного, передвижение, размножение. Приспо­собление к окружающей среде.

Чтение и анализ текстов «Как животные дышат», «Раз­множение животных», «Как животные приспосабливаются к условиям жизни». Дифференцированное задание: работа с текстом рубри­ки «Этот удивительный мир».

33.

 

Беспозвоночные животные.

Насекомые, пауки, моллюски, раки и черви — беспозво­ночные животные.

Интеллектуальные учебные действия: обобщение изучен­ного материала, анализ, сравнение. Познавательные учебные действия: поиск информации с опорой на рисунки и схему.

34.

 

Беспозвоночные животные.

КР: Экскурсия в краеведческий музей по теме:

«Разнообразие

животных»

Особенности существования беспозво­ночных животных. Разнообразие насекомых.

Речевые умения: пересказ, рассказ-описание; рассказ-опи­сание от первого лица. Регулятивные учебные действия: выполнение роли в вооб­ражаемой ситуации.

35.

 

Позвоночные животные.

Позвоночные животные.

 

Интеллектуальные учебные действия: выбор доказа­тельств; анализ, сравнение, обобщение изученного материа­ла; высказывание предположений.

36.

 

 Позвоночные животные. Птицы и млекопитающие -

позвоночные животные.

КР: Птицы нашего края.

Особенности жизни рыб, земно­водных, пресмыкающихся, птиц, зверей.

 

Регулятивные учебные действия: контроль выполнения правил взаимодействия в совместной деятельности. Речевые умения: рассказ-рассуждение, рассказ-описание; словарная работа.

37.

 

Природные сообщества.

Природные сообщества: особенности, цепи питания.

 

Интеллектуальные учебные действия: анализ, сравнение. Основные методы и приёмы

Чтение и обсуждение текста «Природное сообщество». Учебный диалог: «Цепи питания»

38.

 

Почему люди приручили диких живот­ных.

ОБЖ: Правила безопасного поведения с дикими животными.

Приручение и одомашнивание животных. Охрана живот­ных. Заповедники, Красная книга.

 

 

 

Познавательные учебные действия: «чтение» схемы. Речевые умения: рассказ-повествование (с опорой на ил­люстрацию); рассказ-описание  Чтение и обсуждение текста «Почему люди приручили животных». Работа с рубрикой «Картинная галерея»: рассказ-повествование

39.

 

Как люди узнают о прошлом.

История изучает прошлое Земли и человеческого общест­ва. Методы изучения прошлого.

Интеллектуальные учебные действия: анализ, обобщение. Познавательные учебные действия: моделирование ситуа­ций, сюжетно-ролевая игра.

40.

 

Восточнославянские племена.

Расселение восточных славян, освоение территорий меж­ду Чёрным, Белым и Балтийским морями. Объединение сла­вянских племён для защиты от врагов.

Познавательные учебные действия: ориентировка на кар­те в соответствии с учебной задачей. Речевые умения рассказ-описание; правила участия в диа­логе.

41.

 

Первые русские князья.

Возникновение Древнерусского государства, его столица и города.

Познавательные учебные действия: работа с «лентой вре­мени». Речевые умения: обогащение словаря (названия народов, населяющих Древнерусское государство; устаревшие выра­жения); рассказ-описание по иллюстрации; пересказ текста.

 

42.

 

Первые русские князья. Древнерусское государство.

Первые русские князья.

Мини-дискуссия по тексту «Владимир Мономах»: можно ли Наказ Владимира Мономаха применить к нашему време­ни? Почему? Рассматривание и описание иллюстраций с видами архитектурных строений древнего Киева.

43.

 

Первые русские князья. Владимир Мономах.

 

Рассказ-описание: «Картинки из жизни Древней Руси» (с опорой на иллюстрации).

44.

 

Как Москва стала столицей.

(ОБЖ): «Пр. пов-я «Как вести себя, если заблудился в городе»».

Образование Московской Руси. Земли, присоединённые к Москве. Причины усиления Москвы.

 

 

Познавательные учебные действия: работа с картой, с «лен­той времени».Интеллектуальные учебные действия: анализ текста, уста­новление закономерностей, обобщение полученных знаний для формулирования вывода. Речевые умения: объяснение устаревших слов и выра­жений.

 

Интеллектуальные учебные действия: обобщение полу­ченной информации; сравнение, анализ. Речевые умения: правила ведения диалога; пересказ; опи­сательный рассказ (на основе иллюстрации); словарная рабо­та (с использованием словаря). Регулятивные учебные действия: правила работы в парах.

Интеллектуальные учебные действия: сравнение, анализ, обобщение изученного материала. Речевые умения: рассказ- рассуждение (по иллюстрации), рассказ-описание. Познава­тельные учебные действия: «лента времени». Речевые умения: рассказ-рассуждение (на основе иллюст­раций).

 

Интеллектуальные учебные действия: сравнение, анализ, составление характеристик.

Речевые умения: рассказ-описание (портрет); обогащение словаря.

Работа с рубрикой «Выскажем предположение»: «Мож­но ли по легендам и летописям представить облик славянина (с использованием иллюстраций)?»

45.

 

Иван IV Грозный — первый русский царь.

Венчание на царство Ивана IV. Характер и особенности поведения Грозного.

Интеллектуальные учебные действия: анализ, обобщение, установление причин и зависимостей.

46.

 

Пётр I Великий.

Первый император России. Пётр I как выдающийся деятель, реформатор. Создание русского флота. Строительство Санкт- Петербурга. Особенности личности и характера.

 

47.

 

Екатерина II Великая.

Екатерина II — российская императрица. Деятельность Екатерины Великой на благо русского государства.

 

48.

 

Последний российский император Ни­колай II.Контрольная работа №3  по  теме: «Наша Родина: от Руси до России»

Последний император России Николай II. Время, в кото­рое он правил. Характер императора, его личностные каче­ства. Отречение от престола.

49.

 

Советская Россия. СССР.

Октябрьская революция в России. Республики, входившие в состав СССР. Распад СССР. Первый президент РФ. Россий­ская Федерация в настоящее время.

Раздел «Как люди жили в старину»

50.

1

Из истории имён.

История происхождения имён, отчеств и фамилий.

 

51.

2

Какими людьми были славяне

 

 

 

 

Облик наших предков — славян.

 

 

 

 

 

 

52.

 

Какими людьми были славяне.

Основные качества славя­нина: трудолюбие, защита государства, доброжелательность, взаимопомощь и гостеприимство.

53.

 

Скажи, какой у тебя дом...»

Какие предметы окружали людей в старину.    

 

54.

 

Скажи, какой у тебя дом...»

(ОБЖ): «Острые и колющие предметы. Меры безопасности».

 

Строительст­во домов: сельские и городские постройки, появление камен­ных строений. Особенности крестьянского дома.

 Интеллектуальные учебные действия: анализ, сравнение, объяснение. Речевые умения: рассказ-рассуждение. Познавательные учебные действия: поиск и анализ инфор­мации по последовательной серии рисунков.

Креативные учебные действия: рассказ по воображаемой ситуации (на основе репродукции картины).

 

Интеллектуальные учебные действия: анализ, сравнение, обобщение изученного материала.

Речевые умения: обогащение словаря (устаревшие слова, по­словицы и поговорки); рассказ-описание (по репродукции).

Познавательные учебные действия: поиск информации в справочной литературе, с помощью иллюстративного мате­риала.

Чтение и обсуждение текстов «Масленица — народный праздник» и «Иван Купала». Рассматривание репродукций

 

 

Интеллектуальные учебные действия: обобщение получен­ной информации; анализ, сравнение, подготовка вывода.

Речевые умения: рассказ-рассуждение, рассказ-повествование.

Работа с рубрикой «Вспомни»: обобщение известной информации. Чтение и анализ текста «Труд в крестьянском хозяйстве».

Работа с иллюстрациями.

Креативные учебные действия: воображаемая ситуация (по картине).

55.

 

По одёжке встречают.

КР: Экскурсия в школьный музей по теме: «Какие предметы окружали русских людей».

Особенности одежды славян разных сословий и разных исторических периодов.

56.

 

По одёжке встречают.

КР: Экскурсия в краеведческий музей по теме:

«Одежда древних славян»

Одежда детей, женщин, мужчин.

57.

 

По одёжке встречают.

 

58.

 

Русская трапеза.

 

Крестьянская трапеза в разные сезоны. Богатый дом — обильная еда.

59.

 

Верования языческой Руси.

 Язычество как вера древних славян. Главные боги древних славян.

60.

 

Верования языческой Руси.

Народные праздники (Масленица, Иван Купала).

61.

 

Принятие христианства на Руси.

Год начала Крещения Руси. Значение новой веры в разви­тии общества Хри­стианские праздники.

 

Раздел «Как трудились в старину»

 

62.

 

Комплексная контрольная работа.

Как на Руси возникло земледелие. Труд в крестьянском хо­зяйстве, участие мужчин, женщин, детей.

63.

 

Что создавалось трудом крестья­нина?

Сельскохозяйст­венные орудия. Крепостное право.

64.

 

Крепостное право.

Что такое ремесло. Возникновение ремесленничества в России.

65.

 

Что такое ремесло. Возникновение ремесленничества в России

Ремёсла в России XVII-XVIIIвеков

66.

 

Ремёсла в России XVII-XVIIIвеков Появление фабрик и заводов. Торговля.

КР: Ремесленники нашего края.

Возникновение мануфактур, заводов, фабрик.

 

67.

 

 Открытия, которые совершил человек в XIX-XXвеках.Контрольная работа №4   по теме «Как трудились в старину»

 Строитель­ство в России железных дорог.

Интеллектуальные учебные действия: анализ, конструиро­вание объяснений, обобщение.

Речевые умения: рассказ по воображаемой ситуации; пере­сказ, обогащение словаря.

Регулятивные учебные действия: правила работы в группах.

68.

 

КР: Экскурсия в  музей истории КМА по теме: «Что создавалось трудом рабочего?»

Научные открытия в XIX-XXвеках. Создание парохода, автомобиля, самолёта, аэростата, космического корабля.

 

 

 

8. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

 

Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

Программа

Учебники

Учебные

пособия

Инструментарий определения УОУ

Методические пособия для педагогов

Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века»,  руководитель проекта – член-корреспондент РАО проф. Н. Ф. Виноградова, - М.: Вентана-Граф 2009г.

Окружающий мир: учебник для 3 кл. в 2 частях. Виноградова Н. Ф., – М.: Вентана-Граф, 2011.

 

 

 

 Виноградова Н. Ф. Рабочие тетради " Окружающий мир". 3 кл. – М.: Вентана-Граф, 2011.

 

 

 

 Окружающий мир: 1 – 4: сборник тестов для контроля уровня подготовки выпускников начальной школы / Клепинина З. А. - М.: Вентана-Граф, 2009.

 

 

 

 Беседы с учителем. Методика обучения: 3 класс / Под ред. Л. Е. Журовой. – М.: Вентана-Граф, 2007

 

Окружающий мир: 3 - 4 классы: методика обучения /  Виноградова Н. Ф.    – М.: Вентана-Граф, 2010.

 

Автор Первухина Наталья Вячеславовна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1690
Номер материала 48947
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓