СОДЕРЖАНИЕ
|
стр.
|
1.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
4
|
2.
СТРУКТУРА и примерное содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
11
|
3.
условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины
|
19
|
4.
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
|
22
|
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «информатика
И ИКТ»
1.1. Область применения
программы
Рабочая программа учебной дисциплины составлена
в соответствии с «Рекомендациями
по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в
образовательных учреждениях начального профессионального и среднего
профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным
планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской
Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и
нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180), на основе
Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего
профессионального образования 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по
отраслям).
При разработке рабочей программы учтены
направления профиля. Рабочая программа содействует сохранению единого
образовательного пространства.
Рабочая программа учебной дисциплины
может быть использована в дополнительном профессиональном образовании.
1.2. Место дисциплины в
структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Информатика и ИКТ»
относится к циклу общеобразовательная подготовка.
1.3 Общая характеристика
учебной дисциплины
Информатика – наука о закономерностях
протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах,
средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она
способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию
интеллектуальных способностей и познавательных интересов обучающихся; освоение
базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо обучающимся,
как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Изучение информатики и информационно-коммуникационных
технологий в колледже призвано более полно, чем в средней школе раскрыть содержание
информатики как фундаментальной научной дисциплины. В связи с этим
приоритетными объектами изучения становятся информационные системы
(преимущественно автоматизированные, связанные с информационными процессами) и
информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.
Это позволяет:
-
обеспечить преемственность курсов
информатики и информационно-коммуникационных технологий основной школы и
колледжа;
-
систематизировать знания в области
информатики и информационно-коммуникационных технологий, полученные в основной
школе, и углубить их с учетом выбранной специальности;
-
заложить основу для дальнейшего
профессионального обучения.
Весь курс информатики и ИКТ строится
на основе содержательных линий представленных в общеобразовательном стандарте.
Вместе с тем следует отметить, что все эти содержательные линии можно
сгруппировать в три основных направления: «Информационные процессы», «Информационные
модели» и «Информационные основы управления».
Основная задача состоит в изучении
общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных
систем, преимущественно автоматизированных.
С точки зрения содержания это
позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности
информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и
углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами.
С точки зрения деятельности, это дает
возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных
информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и
представлением основных информационных процессов:
-
автоматизированные информационные системы
(АИС) хранения массивов информации (системы управления базами данных,
информационно-поисковые системы);
-
АИС обработки информации (системное
программное обеспечение, инструментальное программное обеспечение,
автоматизированное рабочее место, офисные пакеты);
-
АИС передачи информации (сети,
телекоммуникации);
-
АИС управления (системы
автоматизированного управления, автоматизированные системы управления,
операционная система как система управления компьютером).
Информационные технологии, которые
изучаются – это, прежде всего, автоматизированные информационные системы. Это
связано с тем, что возможности информационных систем и технологий широко
используются в производственной, управленческой и финансовой деятельности.
В последнее время все большее число
информационных технологий строятся по принципу «открытой автоматизированной
системы», т.е. системы, способной к взаимодействию с другими системами.
Характерной особенностью этих систем является возможность модификации любого
функционального компонента в соответствии с решаемой задачей. Это придает
особое значение таким компонентам, как информационное моделирование и
информационные основы управления.
Обучение информатики целесообразно
организовать «по спирали»: первоначальное знакомство с понятиями всех изучаемых
линий (модулей), затем на следующей ступени обучения изучение вопросов тех же
модулей, но уже на качественно новой основе, более подробное, с включением
некоторых новых понятий, относящихся к данному модулю и т.д. Это позволяет
перейти к более глубокому всестороннему изучению основных содержательных линий
курса информатики основной школы. С другой стороны это дает возможность
осуществить реальную профилизацию обучения в гуманитарной сфере.
Изучение данного предмета содействует
дальнейшему развитию таких умений, как: системный анализ информации, поиск
информации в различных источниках, представление своих мыслей и взглядов,
моделирование, прогнозирование, организация собственной и коллективной
деятельности.
При изучении дисциплины «Информатика
и ИКТ» предполагается проведение практических работ, направленных на отработку
отдельных технологических приемов.
1.4 Цели и задачи
дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
Овладение общеучебными умениями,
навыками, способами деятельности и ключевыми компетенциями является необходимым
условием эффективной реализации важнейших задач общего образования, прежде
всего развития и социализации обучающихся. В этом направлении приоритетами для
учебного предмета «Информатика и ИКТ» являются:
-
определение сущностных характеристик
изучаемого объекта;
-
самостоятельный выбор критериев для
сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
-
самостоятельное создание алгоритмов
деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
-
создание идеальных и реальных моделей
объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных
технологий;
-
поиск и оценка информации по заданной теме
в источниках различного типа;
-
перевод информации из одной знаковой
системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.),
выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
-
использование мультимедийных ресурсов и
компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации,
создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической
деятельности;
-
осуществление осознанного выбора путей
продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Изучение информатики и
информационно-коммуникационных технологий направлено на достижение следующих целей:
-
освоение системы базовых знаний,
отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира,
роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
-
овладение умениями применять,
анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и
процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии
(ИКТ), в том числе при изучении других дисциплин;
-
развитие познавательных интересов,
интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования
методов информатики и средств ИКТ при изучении различных дисциплин;
-
воспитание ответственного отношения к
соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
-
приобретение опыта использования
информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и
познавательной, в том числе проектной деятельности.
Основные задачи программы:
-
мировоззренческая задача: раскрытие роли
информации и информационных процессов в природных, социальных и технических
системах; понимание назначения информационного моделирования в научном познании
мира; получение представления о социальных последствиях процесса информатизации
общества;
-
углубление теоретической подготовки: более
глубокие знания в области представления различных видов информации, научных
основ передачи, обработки, поиска, защиты информации, информационного
моделирования;
-
расширение технологической подготовки:
освоение новых возможностей аппаратных и программных средств ИКТ;
-
приобретение опыта комплексного
использования теоретических знаний (из области информатики и других дисциплин)
и средств ИКТ в реализации прикладных проектов, связанных с учебной и
практической деятельностью.
В результате освоения дисциплины
обучающийся должен уметь:
-
оценивать достоверность информации, сопоставляя
различные источники;
-
распознавать информационные процессы в
различных системах;
-
использовать готовые информационные
модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
-
осуществлять выбор способа представления
информации в соответствии с поставленной задачей;
-
иллюстрировать учебные работы с
использованием средств информационных технологий;
-
создавать информационные объекты сложной
структуры, в том числе гипертекстовые;
-
просматривать, создавать, редактировать,
сохранять записи в базах данных;
-
осуществлять поиск информации в базах
данных, компьютерных сетях и пр;
-
представлять числовую информацию
различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
-
соблюдать правила техники безопасности и
гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.
В результате освоения дисциплины
обучающийся должен знать:
-
различные подходы к определению понятия «информация»;
-
методы измерения количества информации:
вероятностный и алфавитный, единицы измерения информации;
-
назначение наиболее распространенных
средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов,
текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных,
компьютерных сетей);
-
назначение и виды информационных моделей,
описывающих реальные объекты или процессы;
-
использование алгоритма как модели
автоматизации деятельности
-
назначение и функции операционных систем.
В результате освоения дисциплины
обучающийся должен использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни для:
-
эффективной организации индивидуального
информационного пространства;
-
автоматизации коммуникационной деятельности;
-
эффективного применения информационных
образовательных ресурсов в учебной деятельности.
1.5 Рекомендуемое
количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки
обучающегося 175 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной
нагрузки обучающегося 117 часов;
самостоятельной работы обучающегося 58
часов.
Обязательная аудиторная нагрузка
обучающегося увеличена на 47 часов, в отличие от базового уровня (70 часов) за
счет добавления спецкурса «Информационные технологии в профессиональной
деятельности» согласно профилю специальности, который распределен по разделам
учебной дисциплины.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «информатика И ИКТ»
2.1. Объем учебной
дисциплины и виды учебной работы
Вид
учебной работы
|
Объем часов
|
Максимальная учебная нагрузка
(всего)
|
175
|
Обязательная аудиторная учебная
нагрузка (всего)
|
117
|
в том числе:
|
|
лабораторные занятия
|
-
|
практические занятия
|
60
|
контрольные работы
|
-
|
курсовая работа (проект)
|
-
|
Самостоятельная работа обучающегося
(всего)
|
58
|
в том числе:
|
|
внеаудиторная самостоятельная
работа:
-
работа
над материалом учебника, конспектом лекций;
-
выполнение
индивидуальных заданий;
-
работа
с дополнительной учебной и научной литературой
|
26
10
22
|
Итоговая аттестация в форме экзамена
|
3. Условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной
дисциплины «информатика И ИКТ»
3.1. Требования к
минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины
требует наличия учебного кабинета информатики; мастерских не требует;
лаборатории информационные технологии в профессиональной деятельности.
Оборудование учебного кабинета:
-
аудиторная мебель для студентов по
количеству обучающихся;
-
рабочее место преподавателя;
-
рабочая доска;
-
комплекты учебно-наглядных пособий;
-
тестовый материал, карточки индивидуальных
заданий;
-
инструкционные карты для проведения лабораторно-практических
занятий.
Технические средства обучения:
компьютер, программное обеспечение, мультимедийный проектор, мультимедийный
экран.
Оборудование мастерской и рабочих
мест мастерской не предусмотрено.
Оборудование лабораторий и рабочих
мест лабораторий: персональный компьютер, программное обеспечение, доступ к
сети Интернет.
3.2. Информационное
обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных
изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.
Семакин
И.Г. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 – 11 классов / И.Г. Семакин,
Е.К. Хеннер. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
2.
Информатика
и ИКТ. Задачник-практикум в 2 т.: Том 1 / Залогова Л.А., Плаксин М.А., Русаков
С.В., Русакова О.Л., Семакин И.Г., Хеннер Е.К. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,
2013
3.
Информатика
и ИКТ. Задачник-практикум в 2 т.: Том 2 / Залогова Л.А., Плаксин М.А., Русаков
С.В., Русакова О.Л., Семакин И.Г., Хеннер Е.К. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,
2013
4.
Могилев А.В.,
Пак Н.И., Хённер Е.К. Информатика. – М.: Академия, 2008
5.
Информатика
и ИКТ: учебник для нач. и сред. проф. образования / М.С. Цветкова, Л.С.
Великович. – М.: Академия, 2012
6.
Макарова
Н.В., Волков В.Б. Информатика: учебник. – СПб.: Питер, 2011
7.
Могилев А.В.
Практикум по информатике / А.В. Могилев, Н.И. Пак, Е.К. Хеннер; Под ред. Е.К. Хеннера.
– М.: Академия, 2010
8.
Колдаев
В.Д., Павлова Е.Ю. Сборник задач и упражнений по информатике: учебное пособие
для СПО. – М.: Академия, 2007
9.
Трайнев
В.А., Трайнев И.В. Информационные коммуникационные технологии. – М.: Академия, 2006
10.
Кумскова
И.А. Базы данных. – М.: ООО «Издательство КноРус», 2009
Дополнительные источники:
1.
Семакин
И.Г. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 9 класса / И.Г. Семакин, Залогова
Л.А., Русаков С.В. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
2.
Шафрин
Ю.А. Информационные технологии. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2008
3.
Гусева
И.Ю. Весь курс школьной программы в схемах и таблицах. – М.: Тригон, 2007
4.
Острейковский
В.А. Информатика. Теория и практика: учебное пособие / В.А.. Острейковский,
И.В. Полякова. – М.: Оникс, 2008
5.
Романова
Ю.Д. Информатика и информационные технологии: учебное пособие / Ю.Д. Романова,
И.Г. Лесничая, В.И. Шестаков, И.В. Миссинг, П.А. Музычкин; под ред. Ю.Д.
Романовой. – М.: Эксмо, 2008
6.
Михеева
Е.В. Титова О.И. Практикум по информатике. – М.: Эксмо, 2007
7.
Угринович
Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович.
М.: – БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010
8.
Угринович
Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса / Н.Д. Угринович.
М.: – БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010
9.
Мельникова
В.П. Информационная безопасность: учебное пособие для СПО. –М.: Академия, 2005
10.
Михеева
Е.В., Титова О.И. Информатика: учебник для сред. проф. образования. – М.:
Издательский центр «Академия», 2007
11.
Немцова
Т.И, Назарова Ю.В. Практикум по информатике. Часть 1: учебное пособие для СПО.
– М.: Академия, 2007
12.
Фуфаев
Э.В., Фуфаева Л.И. Пакеты прикладных программ. – М.: Академия, 2008
13.
Малюх
В.Н. Введение в современные САПР: Курс лекций. – М.: ДМК Пресс, 2010
14.
Голицына
О.Л., Попов И.И., Партыка Т.А. Системы управления базами данных. – М.: ООО
Издательство «Форум», 2006
Интернет-ресурсы:
1.
http://www.metod-kopilka.ru – методический сайт
учителя-предметника «Информатика и ИКТ 10-11. Базовый уровень»
2.
www.edu/ru/modules.php – каталог образовательных
Интернет-ресурсов: учебно-методические пособия
3.
http://nsk.fio.ru/works/informatics-nsk – методические рекомендации
по оборудованию и использованию кабинета информатики, преподавание информатики
4.
http://www.phis.org.ru/informatica – сайт Информатика
5.
http://www.ctc.msiu.ru – электронный учебник по
информатике и информационным технологиям
6.
http://www.km.ru – энциклопедия
7.
http://www.ege.ru – тесты по информатике
8.
http://comp-science.narod.ru – дидактические материалы по
информатике
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной
дисциплины «информатика И ИКТ»
Контроль и оценка результатов
освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения
фронтальных опросов, тестирования, а также выполнения обучающимися
индивидуальных и групповых заданий, контрольных и самостоятельных проверочных
работ и во время итоговой аттестации.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
|
Формы и методы контроля и оценки результатов
обучения
|
В результате
освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- оценивать
достоверность информации, сопоставляя различные источники;
|
тестирование,
фронтальный опрос
|
- распознавать
информационные процессы в различных системах;
|
оценка выполнения практических работ, фронтальный опрос
|
- использовать
готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и
целям моделирования;
|
оценка выполнения практических работ, сообщение по теме,
тестирование
|
- осуществлять
выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
|
оценка выполнения практических работ,
сообщение по теме
|
- иллюстрировать
учебные работы с использованием средств информационных технологий;
|
оценка выполнения практических работ
|
- создавать
информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
|
оценка выполнения практических работ
|
- просматривать,
создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
|
оценка выполнения практических работ
|
- осуществлять
поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр;
|
оценка выполнения практических работ
|
- представлять
числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма
и пр.);
|
оценка выполнения практических работ
|
В результате
освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-
различные подходы к определению понятия «информация»;
|
тестирование,
сообщение по теме
|
- методы
измерения количества информации: вероятностный и алфавитный, единицы
измерения информации;
|
индивидуальный опрос,
сообщение по теме
|
- назначение
наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности
(текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов,
электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);
|
тестирование,
сообщение по теме
|
- назначение
и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
|
тестирование,
сообщение по теме
|
- использование
алгоритма как модели автоматизации деятельности
|
индивидуальный опрос
|
- назначение
и функции операционных систем.
|
тестирование
|
Итоговый контроль – экзамен
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.