Инфоурок Биология Рабочие программыРабочая программа "Биология. 5 класс" по УМК И. Н. Пономарёвой.

Рабочая программа "Биология. 5 класс" по УМК И. Н. Пономарёвой.

Скачать материал

Пояснительная   записка

Рабочая программа к учебному курсу Биология. И. Н. Пономарева для 5 класса МОУ СОШ с. Студенец разработана на основе:

·         Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ

·         Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих  программы общего образования, утверждённого приказом № 253 от 31марта 2014 г.;

·         Распоряжения МО Ульяновской области от 15.03.2012 № 929-р «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов образовательных   учреждений Ульяновской области, реализующих программы общего образования»,

·         распоряжения Министерства образования Ульяновской области от 25.02.2013г № 559-р «О введении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области»

·         Примерной программы по учебным предметам. Стандарты второго поколения. 

·         Авторской программы общеобразовательных учреж­дений по биологии для 5-9   классов И. Н. Пономарёва и др. (М.: Вентана-Граф, 2013).

·         Учебного плана МОУ СОШ с. Студенец на 2014-2015 уч. г.;

·         СанПиНа  2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189)

Рабочая программа является составной частью программы образовательного учреждения.

 

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации вызывают определённые особенности развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения  решения задач развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная взрослость. Помимо этого, глобальные цели формируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми. С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:

 •социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

 •приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки. Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

 •ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;

•развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

•овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

•формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.

 

Общая характеристика курса биологии.

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической куль туры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности. Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:

формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;

овладение научным подходом к решению различных задач;

овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;

 формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.

Предлагаемая программа по биологии включает в себя следующие содержательные линии:

— многообразие и эволюция органического мира;

— биологическая природа и социальная сущность человека;

— структурно-уровневая организация живой природы;

— ценностное и экокультурное отношение к природе;

— практико-ориентированная сущность биологических знаний.

 

 

Для реализации программы используется учебно-методический комплект:

1.Учебник для 5 класса «Биология. 5 класс»  (авт. И. Н. Пономарёва– М.: Вентана-Граф, 2014г.)

2. Рабочая тетрадь для 5 класса (авт. О. А. Корнилова - М.: Вентана-Граф, 2014г.)

 

 

Описание места учебного предмета « Биология» в базисном учебном плане.

Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом для ступени основного общего образования. Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы.

Общее число учебных часов за 5 лет обучения составляет 280, из них 35 (1час в неделю) в 5 классе, 35 (1час в неделю) в 6 классе, по 70 (2 часа в неделю) в 7, 8, 9 классах. В соответствии с базисным учебным (общеобразовательным) планом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир». По отношению к курсу биологии он является пропедевтическим.

В соответствии с требованиями ФГОС из 35 часов учебной нагрузки на  экспериментальную, проектную деятельность и экскурсии должно отводиться 30% учебной нагрузки, что составляет 10-11 часов.

Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

 

Место предмета в учебном плане.

Согласно учебному плану на 2014-2015 учебный год на изучение биологии в 5 классе выделено 1 час в неделю – 35 часов в год.

 

Результаты освоения курса биологии.

Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Изучение биологии в основной школе даёт возможность достичь следующих

личностных результатов:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

 формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;

освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; формирование экологической куль туры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;

 умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

 способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

 умение осознанно и пользовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

формирование и развитие компетентности в области использования, информационно коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).

Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются:

усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;

формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

формирование основ экологической грамотности:

способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных;

объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;

овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;

формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

 

 

 

Способы контроля и оценивание образовательных достижений.

Виды контроля знаний: входной контроль, текущий, промежуточный и итоговый.

Формы контроля: тесты, контрольные работы.

 

Критерии оценивания достижений обучающихся по видам деятельности и уровням освоения учебного материала.

Оценка устного ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.

Отметка "4":

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2":

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ

Отметка "5" ставится, если ученик:

1.Правильно определил цель опыта.

2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.

3.Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.

4.Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы.

5.Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

6.Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Отметка "4" ставится, если ученик:

1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.

2. Или было допущено два-три недочета.

3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

4. Или эксперимент проведен не полностью.

5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Отметка "3" ставится, если ученик:

1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.

2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.

3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения.

4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Отметка "2" ставится, если ученик:

1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3".

4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:

1. Выполнил работу без ошибок и недочетов.

2.Допустил не более одного недочета.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

2. Или не более двух недочетов.

Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:

1. Не более двух грубых ошибок.

2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.

3. Или не более двух-трех негрубых ошибок.

4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов.

5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка "2" ставится, если ученик:

1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".

2. Или если правильно выполнил менее половины работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-календарный план.

 

 

Наименование раздела, темы

 

Кол-во часов (всего)

Из них (количество часов)

Лабораторные

Практические

Проверочные

Проекты

Экскурсии

Контрольные

Биология – наука о живом мире 

10

2

 

 

1

1

1

Многообразие живых организмов 

11

2

 

 

2

 

1

Жизнь организмов на планете Земля

8

 

 

 

1

 

1

Человек на планете Земля

6

 

 

 

2

1

1

Итого

35

4

 

 

6

2

4

 

 

Перечень лабораторных работ:

 

Лабораторная работа №1 «Изучение устройства увеличительных приборов»

Лабораторная работа №2  «Знакомство с клетками растений»

Лабораторная работа №3 «Знакомство с внешним строением побегов растения»

Лабораторная работа №4 «Наблюдение за передвижением животных»

 

Перечень предлагаемых проектов:

 

  1. Великие естествоиспытатели.
  2. Значение бактерий в природе и для человека.
  3. Как животные и растения приспособлены к среде обитания?
  4. Многообразие и значение грибов.
  5. Влияние деятельности человека на животный и растительный мир окрестностей села Студенец.
  6. Красная книга Ульяновской области.

 

 

 

 

Содержание рабочей программы

 

Тема 1. Биология – наука о живом мире  (10 часов)

 

Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Человек и природа. Живые организмы - важная часть природы.

Отличие живых тел от тел неживой природы. Признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость. Органы организма, их функции. Согласованность работы органов.

Методы биологической науки: наблюдение, описание, измерение, эксперимент, сравнение, моделирование.

Увеличительные приборы. Необходимость использования увеличительных приборов: лупы, микроскопа при изучении объектов живой природы.

Клеточное строение живых организмов. Клетка. Части клетки: ядро, цитоплазма, вакуоли, клеточная мембрана, клеточная стенка. Понятие «ткань». Ткани животных и растений, их функции.

Химические вещества клетки: неорганические вещества и органические. Неорганические вещества, их роль в клетке. Минеральные соли, их значение для организма. Органические вещества клетки: белки, углеводы, жиры, их значение.

Основные процессы, происходящие в живой клетке.  Дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение.  Деление клетки – процесс размножения.

Великие естествоиспытатели. Аристотель, Теофраст, К. Линней, Ч. Дарвин, В.И. Вернадский, Н.И.Вавилов.

Лабораторные работы:

Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука (Знакомство с клетками растений).

 

Тема 2. Многообразие живых организмов  (11 часов)

 

Царства клеточных организмов: бактерии, грибы, растения, животные. Вирусы -неклеточные формы жизни: их строение, значение и меры профилактики вирусных заболеваний.

Бактерии: строение и жизнедеятельность. Строение бактерии: цитоплазма, клеточная мембрана и клеточная стенка, отсутствуют оформленное ядро и вакуоли. Бактерии как самая древняя группа организмов Процессы жизнедеятельности бактерий. Понятие об автотрофах, гетеротрофах.

Роль бактерий в природе: разложение мертвого органического вещества,  повышение плодородия почвы. Симбиоз клубеньковых бактерий с растениями, способствующий усвоению растениями недоступного для них азота воздуха. Болезнетворные бактерии.

Автотрофные организмы. Наличие в клетках  хлорофилла. Неопределенный рост.

Группы: водоросли, цветковые, голосеменные, мхи, плауны, хвощи, папоротники Строение растений: корень, побег. Слоевище водорослей. Покрытосеменные, голосеменные растения.

            Фауна – совокупность всех видов животных. Особенности животных: гетеротрофность, способность к передвижению, наличие органов чувств. Среда обитания: вода, почва, суша, другие организмы. Одноклеточные, многоклеточные. Роль животных в природе и жизни человека. Зависимость от окружающей среды.

            Общая характеристика грибов. Многоклеточные и одноклеточные грибы. Наличие у грибов признаков растений и животных. Строение тела гриба. Грибница, образованная гифами. Питание грибов: сапротрофы, паразиты, симбионты, хищники. Размножение спорами.

            Шляпочные грибы: грибница и плодовое тело (шляпка, ножка). Плесневые грибы. Их использование в медицине. Антибиотик пенициллин. Одноклеточные грибы – дрожжи.  Их использование в хлебопечении и пивоварении. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора и употребления грибов в пищу. Паразитические грибы - наносят большой урон урожаю культурных растений. роль грибов в природе: участие в круговороте веществ, симбиоз.

            Общая характеристика лишайников: симбиоз гриба и водоросли, многообразие, значение, местообитание. Внешнее и внутреннее строение, питание, размножение. Значение лишайников в природе и жизни человека. Лишайники-показатели чистоты воздуха.

            Животные и растения, вредные для человека: грызуны, насекомые, сорные растения. Живые  организмы, полезные для человека: лекарственные растения и некоторые плесневые грибы; растения, животные и грибы, используемые в пищу; животные, уничтожающие вредителей лесного, сельского хозяйства. Взаимосвязь полезных и вредных видов в природе. значение биологического разнообразия в природе и жизни человека.

            Лабораторные работы: Знакомство с внешним строением побегов растения. Наблюдение за передвижением животных.

 

Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля  (8часов)

 

            Многообразие условий обитания на планете. Среда жизни организмов. Особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред. Примеры организмов – обитателей этих сред жизни.

            Условия, влияющие на жизнь организмов в природе – экологические факторы среды. Факторы неживой, факторы живой природы и антропогенные. Примеры экологических факторов. Характеристика антропогенного фактора.

            Влияние среды на организмы. Приспособленность организмов к условиям своего обитания. Примеры приспособленности растений и животных к суровым условиям зимы.  Биологическая роль защитной окраски у животных, яркой окраски и аромата цветков, наличия соцветий у цветков.

            Потоки веществ между живой и неживой природой. Взаимодействие живых организмов между собой. Поток веществ через живые организмы – пищевая цепь. Растения - производители органических веществ; животные-потребители органических веществ; грибы, бактерии-разрушители органических веществ - разлагатели. Понятие о круговороте веществ в природе. Природное сообщество-совокупность организмов, связанных пищевыми цепями, и условий среды. Примеры природных сообществ.

            Понятие природной зоны. Различные типы природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь. Природные зоны России.

            Понятие о материке как части суши, окруженной морями и океанами. Многообразие животного мира нашей планеты. Открытие человеком новых видов организмов. Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды.

            Условия организмов в водной среде – на мелководье, средних глубинах и на дне. Обитатели мелководий – скат и камбала. Обитатели средних глубин: быстро плавающие и планктон. Прикрепленные организмы: устрицы, мидии, водоросли. Жизнь организмов на больших глубинах. Приспособленность организмов к условиям обитания.

 

Тема 4. Человек на планете Земля  (6часов)

 

            Предки человека разумного: австралопитек, человек умелый, кроманьонец. Родственник человека современного типа – неандерталец. Орудия труда человека умелого

Образ жизни кроманьонца: постройка жилищ, охота, собирательство, использование огня. Биологические особенности современного человека: большой объём головного мозга, общение с помощью речи, творческая и мыслительная деятельность. Земледелие и скотоводство.

            Изменения человеком окружающей среды. Приспособление её к своим потребностям. Вырубка лесов под поля и пастбища, охота, уничтожение дикорастущих растений, как причины освоения человеком новых территорий. Осознание современным человеком роли своего влияния на природу. Значение лесопосадок. Мероприятия по охране природы. Знание законов развития живой природы - необходимое условие её сохранения от  негативных последствий деятельности человека.

            Взаимосвязь процессов, происходящих в живой и неживой природе. Причины исчезновения многих видов животных и растений. Виды, находящиеся на грани исчезновения. Проявление современным человеком заботы о живом мире. Заповедники. Красная книга. Мероприятия по восстановлению численности редких видов и природных сообществ.

            Ценность разнообразия живого мира. Обязанности человека перед природой. Примеры участия школьников в деле охраны природы. Результаты бережного отношения к природе. Примеры увеличения численности отдельных видов. Расселение редких видов на новых территориях.    

Экскурсия: Многообразие живого мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование.

 

№ урока

Тема урока

Кол-во ча-

сов

Тип урока/

форма проведе-

ния

Планируемые результаты

Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся

Оборудование, ЭОР

Форма  контроля

Дата проведения

план

факт

Раздел 1 Биология – наука о живом мире (10 часов).

1

Инструктаж по ТБ. Наука о живой природе.

1

Изучение нового материала и первичного закрепления.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формируется любовь  и бережное отношение к родной природе;

Метапредметные: умение определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение определять понятия;

Предметные: получение представления о биологии как науке, о значении биологических знаний в современной жизни и роли биологической науки в жизни общества; усвоение понятий «биология», «биосфера»; знание объектов изучения естественных наук и основных правил работы в кабинете биологии.

 

Беседа с обсуждением проблемных вопросов. Работа с текстом учебника.

Презентации, рабочие тетради с печатной основой, объекты живой природы различных систематических групп.

Текщий, самоконт-роль.

 

 

2

Свойства живого.

1

Изучение нового материала и первичного закрепления.

Личностные: знание основных принципов и правил отношения к живой природе, эстетического отношения к живым объектам;

Метапредметные: умение определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; смысловое чтение;

Предметные: использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа.

Обосновывать необходимость подвижного образа жизни.

Беседа по тексту учебника, работа с иллюстрациями.

Формулирова-ние выводов о процессах, происходящих в живых организмах.

Презентации, рабочие тетради с печатной основой. Объекты живой природы различных систематических групп.

Текщий, самоконт-роль.

 

 

3

Методы изучения природы.

1

Изучение нового материала и первичного закрепления.

Личностные: развитие эстетического сознания через освоение природного наследия народов мира, творческой деятельности эстетического характера;

Метапредметные: владение монологической контекстной речью; умение видеть проблему, ставить вопросы, давать определения понятиям;

Предметные: ознакомление с методами исследования живой природы и приобретение элементарных навыков их использования.

Работа с рисунками учебника, иллюстрирую-щие методы исследования природы.

Деятельность учащихся по оформлению в тетрадях  результатов исследования.

Презентации, рабочие тетради с печатной основой. Портреты ученых-биологов.

Текщий, самоконт-роль.

 

 

4

Инструктаж по ТБ. Экскурсия в природу «Методы изучения живых организмов».

1

Комплекс-

ного применения знаний.

Личностные: формирование личностных представлений о целостности природы Земли; формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

Метапредметные: умения определять понятия, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

Предметные: элементарные практические умения использования количественных и качественных характеристик компонентов.

Изучать  живые объекты по предложенному плану.

Оборудование для проведения экскурсии.

Текщий, самоконт-роль.

 

 

5

Увеличитель-ные приборы. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №1 «Изучение строения увеличительных приборов».

1

Комплекс-

ного применения знаний.

Личностные: умение соотносить свой действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в связи с изменяющейся ситуацией;

Метапредметные: умение определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; Владение монологической контекстной речью; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

Предметные: применять на практике умение работать с увеличительными приборами.

Изучать правила работы с микроскопом. Рассматривать готовые микропрепараты под микроскопом, формулирование выводов. Знакомство с  правилами работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

Презентации, рабочие тетради с печатной основой, ручные лупы, микроскопы, набор микропрепара

тов.

Текщий, самоконт-роль.

 

 

6

Строение клетки. Ткани.

1

Изучение нового материала и первичного закрепления.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению; смыслообразование,

т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется;

Метапредметные: владение монологической контекстной речью; воспитание любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств и мыслей;

Предметные: комментировать содержание рисунка, предлагающего использование имеющихся знаний в новой ситуации.

Изучать строение клеток и тканей живых организмов по тексту учебника, электронным и наглядным пособиям.

Презентации, рабочие тетради с печатной основой.

Текщий, самоконт-роль.

 

 

7

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №2 «Знакомство с клетками растений».

1

Комплекс-

ного применения знаний.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению; смыслообразование,

т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется;

Метапредметные: владение монологической контекстной речью; воспитание любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств и мыслей;

Предметные: комментировать содержание рисунка, предлагающего использование имеющихся знаний в новой ситуации.

Обобщать результаты наблюдений, формулировка выводов, рисование клеток и тканей в тетради.

Презентация, рабочие тетради с печатной основой, микроскопы и микропрепараты, пипетки, предметные стекла, луковицы, томат.

Текщий, самоконт-роль.

 

 

8

Химический состав клетки.

1

Изучение нового материала и первичного закрепления.

Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности;

Метапредметные: умение соотносить свой действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в связи с изменяющейся ситуацией;

Предметные: распознавать и описывать клеточное строение кожицы лука, мякоти листа;

называть клеточные структуры и их значение; уметь проводить опыты.

Наблюдение демонстрации опытов.

Изучать рисунки учебника и анализировать представленную на них информацию о результатах опытов.

Презентации, рабочие тетради с печатной основой. Объекты живой природы различных систематичес-

ких групп. Семена подсолнечника.

Текщий, самоконт-роль.

 

 

9

Процессы жизнедеятельности клетки.

1

Изучение нового материала и первичного закрепления.

Личностные: развитие эстетического сознания, творческой деятельности эстетического характера;

Метапредметные: владение монологической контекстной речью; компетенции в области умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств и мыслей;

Предметные: характеризовать особенности строения биологических объектов – клеток, организмов.

Оценка значения питания, дыхания, размножения. Объяснение сущности понятия «обмен веществ». Рассматривание  в учебнике рисунков процесса деления клетки, последовательности деления ядра и цитоплазмы клетки. Аргументиро-вать вывод о том, что клетка — живая система (биосистема).

Презентации, рабочие тетради с печатной основой, портреты ученых, видеофильм о клетке.

Текщий, самоконт-роль.

 

 

10

Обобщение и систематизация знаний по теме «Биология – наука о живом мире».

 

Урок контроля.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

Метапредметные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения, владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Предметные: использовать знания учащихся об общих свойствах процессов жизнедеятельности организмов; приводить примеры методов изучения живого, использованных в ходе исследований в классе и дома.

 

 

Индивидуальная работа

Оценка своей деятельности  и деятельности других учащихся при защите проекта.

Презентации, рабочие тетради с печатной основой, тест.

Итоговый самоконт-роль.

 

 

Раздел 2 Многообразие живых организмов (11 часов).

11

Царства живой природы.

1

Изучение нового материала и первичного закрепления.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

Метапредметные: умение определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

Предметные: определять роль в природе различных групп организмов; находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение.

Изучение схемы царств живой природы, установление связи между царствами. Называть отличительные особенности строения и жизнедеятельности вирусов.

Презентация, рабочие тетради с печатной основой, объекты живой природы различных систематических групп.

Текщий, самоконт-роль.

 

 

12

Бактерии: строение и жизнедеятель-ность.

1

Изучение нового материала и первичного закрепления.

Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности;

Метапредметные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; умение организовывать учебное сотрудничество;

Предметные: описывать строение бактерий, уметь сравнивать клетки.

Изучение разнообразия форм тела бактерий по рисункам учебника, процессов жизнедеятельности  бактерий как прокариот.

Презентации, рабочие тетради с печатной основой.

Текщий, самоконт-роль.

 

 

13

Значение бактерий в природе и для человека.

1

Комбиниро-ваннный.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению; принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, здоровьесберегающего поведения;

Метапредметные: владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Предметные: характеризовать клубеньковые бактерии, Давать определения терминам сапрофиты, паразиты, симбиоз.

Устанавливать связь между растением и клубеньковыми бактериями на рисунке учебника, объяснять термин «симбиоз». Различение бактерий по их роли в природе. Формирование умения приводить примеры полезной деятельности бактерий.

Делать выводы о значении бактерий.

Презентация, рабочие тетради с печатной основой, влажный препарат «Клубеньковые бактерии».

Текщий, самоконт-роль.

 

 

14

Растения.

1

Изучение нового материала и первичного закрепления.

Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности;

Метапредметные: умение соотносить свой действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в связи с изменяющейся ситуацией;

Предметные: комментировать содержание рисунка, предлагающего использование имеющихся знаний в новой ситуации.

Различать части цветкового растения на рисунке учебника, выдвигать предположения об их функциях. Сравнивать цветковые и голосеменные растения, характеризовать их сходство и различия. Определять по рисунку учебника различие

между растениями разных систематических

групп, делать выводы о значении растений в жизни человека.

Презентация, рабочие тетради с печатной основой, гербарии  и живые растения различных систематических групп.

Текщий, самоконт-роль.

 

 

15

Растения. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №3 «Знакомство с внешним строением побегов растения».

1

Комплекс-

ного применения знаний.

Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности;

Метапредметные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во
внутреннем плане;
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

Предметные: систематизация знаний о строении растений, знакомство со строением побегов цветкового и голосеменного растений.

Различать части цветкового растения на рисунке учебника, выдвигать предположения об их функциях. Сравнивать цветковые и голосеменные растения, характеризовать их сходство и различия. Определять по рисунку учебника различие

между растениями разных систематических

групп, делать выводы о значении растений в жизни человека.

Презентация, рабочие тетради с печатной основой, гербарии растений. Лупа ручная, линейка, ветка тополя или березы, ветка сосны с шишкой.

Текщий, самоконт-роль.

 

 

16

Животные. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №4 «Наблюдение за передвижением животных».

1

Комбиниро-ванный.

Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности;

Метапредметные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во
внутреннем плане;

Предметные: проводить наблюдение за объектами живой природы, систематизировать знания о многообразии животных.

Распознавать одноклеточных и многоклеточных животных. Характеризовать простейших по рисункам учебника, описывать их различие, называть части их тела. Различать беспозвоночных и позвоночных животных.

Приводить примеры позвоночных животных.

Объяснять роль животных в жизни человека

и в природе.

Рассматривать живые организмы под микроскопом при малом увеличении.

Презентации, рабочие тетради с печатной основой, муляжи животных.

Текщий, самоконт-роль.

 

 

17

Грибы.

1

Изучение нового материала и первичного закрепления.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности;

Метапредметные: умение определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; умение планировать пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение определять понятия; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; владение монологической контекстной речью;

Предметные: характеризовать способы питания грибов. Давать определения терминам сапрофиты, паразиты, симбиоз, хищники.

Устанавливать сходство гриба с растениями

и животными. Описывать внешнее строение тела гриба, называть его части. Называть знакомые виды грибов.

 

Презентации, рабочие тетради с печатной основой, муляжи грибов, трутовики, гербарии паразитических грибов, микропрепара-

ты, микроскоп.

Текщий, самоконт-роль.

 

 

18

Многообразие и значение грибов.

1

Комбиниро-ванный.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской  деятельности;

Метапредметные: умение определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; умение планировать пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Предметные: различать съедобные и ядовитые грибы и  своей местности; освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.

Определять место представителей царства Грибы среди эукариот. Называть знакомые виды грибов.

Характеризовать питание грибов. Давать определения терминам: «сапротроф», «паразит», «хищник», «симбионт», грибокорень, пояснять их примерами.

Презентация, рабочие тетради с печатной основой, муляжи грибов, колонии плесневых грибов, дрожжи, микроскоп.

Текщий, самоконт-роль.

 

 

19

Лишайники.

1

Изучение нового материала и первичного закрепления.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской  деятельности;

Метапредметные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

Предметные: оценивать информацию о живых организмах, их расселению и приспособлению к разным природным условиям, получаемую из различных источников.

Выделять и характеризовать главную особенность строения лишайников  - симбиоз двух организмов — гриба и водоросли. Различать типы лишайников на рисунке учебника. Анализировать изображение внутреннего строения лишайника.

 

Презентации, рабочие тетради с печатной основой, гербарии «Лишайники».

Текщий, самоконт-роль.

 

 

20

Значение живых организмов в природе и в жизни человека.

1

Комбиниро-ванный.

Личностные: осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской  деятельности;

Метапредметные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

Предметные: использовать знания учащихся об общих свойствах процессов жизнедеятельности организмов. Приводить примеры методов изучения живого, использованных в ходе исследований в классе и дома.

Рассматривать на рисунках учебника изображения животных и растений, определять их значение для человека и природы.

Доказывать на примерах ценность биологического разнообразия для сохранения равновесия в природе. Объяснять необходимость охраны редких видов и природы в целом.

 

Презентация, рабочие тетради с печатной основой, объекты живой природы, гербарии, коллекции.

 

Текщий, самоконт-роль.

 

 

21

Обобщение и систематизация знаний по теме «Многообразие живых организмов».

1

Урок контроля.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

Метапредметные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения, владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Предметные: использовать знания учащихся об общих свойствах процессов жизнедеятельности организмов. Приводить примеры методов изучения живого, использованных в ходе исследований в классе и дома.

Выполнять итоговые задания по материалам

темы. Оценивать свои достижения по усвоению учебного материала.

 

Тест, рабочие тетради с печатной основой.

 

Итоговый самоконтроль

 

 

Раздел 3 Жизнь организмов на планете Земля (8 часов).

22

Среды жизни планеты Земля.

1

Изучение нового материала и первичного закрепления.

Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской  деятельности;

Метапредметные: умение определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;

Предметные: объяснять взаимосвязи между организмами, между организмами и окружающей средой; понимать влияние деятельности человека на природу.

Характеризовать особенности условий сред жизни на Земле.

Называть и характеризовать организмы-паразиты, изображённые на рисунке учебника. Приводить примеры обитателей организменной среды — паразитов и симбионтов, объяснять их воздействие на организм хозяина.

Презентация, рабочие тетради с печатной основой, гербарии растений различных экологических групп.

Текщий, самоконт-роль.

 

 

23

Экологические факторы среды.

1

Комбиниро-ванный.

Личностные: умение работать в группе, умение оценивать свою работу и работу учащихся;

Метапредметные: умение определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; владение умением создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей; владение устной речью; работать индивидуально и в группе;

Предметные: выделять и обращать особое внимание на главные понятия и основные закономерности живой природы.

Давать определения понятий: «экологический фактор», «фактор неживой природы», «фактор живой природы», «антропогенный фактор».

Выявлять и различать действие факторов среды на организмы. Рассказывать о собственном наблюдении действия факторов природы. Характеризовать роль человека в природе как антропогенного фактора.

Презентация, рабочие тетради с печатной основой.

Текщий, самоконт-роль.

 

 

24

Приспособле-ния организмов к жизни в природе.

1

Комбиниро-ванный.

Личностные: осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; самоопределение,

нравственно-этическое оценивание,

формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе;

 Метапредметные: умение планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение;

Предметные: приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение.

Выявлять взаимосвязи между влиянием факторов среды и особенностями строения и жизнедеятельности организмов. Называть примеры сезонных изменений у организмов.

Работать в паре - характеризовать по рисункам учебника приспособленность животных и растений к среде обитания.

 

Презентация, рабочие тетради с печатной основой. Гербарии растений леса, объекты и изображения организмов разных систематических групп.

Текщий, самоконт-роль, взаимо-контроль.

 

 

25

Природные сообщества.

1

Изучение нового материала и первичного закрепления.

Личностные: формирование личностных представлений о целостности природы Земли; принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранительного поведения;

Метапредметные: умение определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; ИКТ-компетенции;

Предметные: выделять условия, необходимые для жизнедеятельности различных организмов на одной территории.

Объяснять сущность понятия «пищевая цепь». Анализировать рисунок учебника, называть элементы круговорота веществ. Объяснять роль различных организмов в круговороте веществ.

Различать и характеризовать разные природные сообщества. Характеризовать значение природного сообщества для жизни его обитателей.

Презентация, рабочие тетради с печатной основой, гербарии растений разных ярусов леса, видеофильм о природных сообществах.

Текщий, самоконт-роль.

 

 

26

Природные зоны России.

1

Комбиниро-ванный.

Личностные: самоопределение,

нравственно-этическое оценивание,

формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе;

Метапредметные: выполнять учебные действия в
устной, письменной речи, во
внутреннем плане;
осуществлять поиск необходимой
информации для выполнения учебных заданий
с использованием учебной литературы,
договариваться и приходить к общему решению в
совместной деятельности;

Предметные: преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Объяснять сущность понятия «природная

зона». Распознавать и характеризовать природные зоны России по карте, приведённой в учебнике.

Различать и объяснять особенности животных разных природных зон. Приводить примеры редких растений и животных, охраняемых государством, объяснять роль Красной книги в охране природы

Презентация, рабочие тетради с печатной основой, географическая карта «Природные зоны земли», «Зоогеографическая карта мира», гербарий растений.

Текщий, самоконт-роль.

 

 

27

Жизнь организмов на разных материках.

1

Комбиниро-ванный.

Личностные: чувство прекрасного на основе знакомства с миром природы; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной,

Метапредметные: умение определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; владение устной речью;

Предметные: создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Характеризовать и сравнивать расположение

и размеры материков Земли по карте, приведённой в учебнике. Объяснять сущность понятия «местный вид». Характеризовать особенности местных видов

организмов, их приспособленность к среде

обитания.

Оценивать роль человека в сохранении местных видов на Земле.

Презентации, рабочие тетради с печатной основой, географическая карта «Природные зоны земли», «Зоогеографическая карта мира», гербарий растений.

Текщий, самоконт-роль.

 

 

28

Жизнь организмов в морях и океанах.

1

Комбиниро-ванный.

Личностные: формирование личностных представлений о целостности природы Земли; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

Метапредметные: компетенции в области использования информационно-коммуникационных технологий; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности, владение устной речью; Предметные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

Работать в паре — описывать разнообразие Живого мира в морях и океанах по рисункам

учебника.

Выделять существенные признаки приспособленности организмов к среде обитания. Рассматривать изображения организмов планктона на рисунках учебника, оценивать

роль планктона для других живых организмов.

Аргументиро-вать приспособленность глубоководных животных к среде своего обитания.

Презентация, рабочие тетради с печатной основой, карта «Океаны Земли», объекты живой природы.

Текщий, самоконт-роль, взаимо-контроль.

 

 

29

Обобщение и систематизация знаний по теме «Жизнь организмов на планете Земля».

1

Урок контроля.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

Метапредметные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения, владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Предметные: использовать знания учащихся об общих свойствах процессов жизнедеятельности организмов; приводить примеры методов изучения живого, использованных в ходе исследований в классе и дома.

Отвечать на итоговые вопросы темы. Оценивать свои достижения по усвоению учебного материала темы.

Рабочие тетради с печатной основой, тест.

Итоговый самоконтроль.

 

 

Раздел 4 Человек на планете Земля (6 часов).

30

Как появился человек на Земле.

1

Изучение нового материала и первичного закрепления.

Личностные: осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности гордости за свою Родину, народ и историю.

Метапредметные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно; выдвижение гипотез и их обоснование.; построение логической цепи рассуждений; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

Предметные: осознание своего влияния на природу, формулировать проблему и предлагать пути её решения.

 

Изучить предка человека, сравнивать его с обезьяной и современным человеком. Описывать особенности строения тела и условия жизни неандертальцев и  кроманьонцев по рисунку учебника. Характеризовать существенные признаки современного человека. Приводить примеры деятельности человека

в природе.

Формулировать вывод о том, что современный человек появился на Земле в результат длительного исторического развития.

Презентация, рабочие тетради с печатной основой, электронный учебник. Модели по теме.

Текщий, самоконт-роль.

 

 

31

Как человек изменял природу.

1

Изучение нового материала и первичного закрепления.

Личностные: формирование личностных представлений о целостности природы Земли; основные моральные нормы поведения в обществе, проекция этих норм на собственные поступки;

Метапредметные: умения определять понятия, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; владение умением создавать , применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

Предметные: осознание своего влияния на природу. формулировать проблему и предлагать пути её решения.

Работать в паре - анализировать пути расселения человека по карте материков Земли. Приводить доказательства воздействия человека на природу. Аргументиро-вать необходимость охраны природы. Осознавать значимость знания законов развития природы для охраны живого мира на Земле.

Презентация, электронный учебник, рабочие тетради с печатной основой, изображения вымерших животных, гербарий растений лиственницы, гинкго.

Текщий, самоконт-роль, взаимо-контроль.

 

 

32

Важность охраны живого мира планеты.

1

Комбиниро-ванный.

Личностные: принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, здоровьесберегающего поведении; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

Метапредметные: умения определять понятия, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

Предметные: использовать свои знания о животных, приобретённые в повседневной жизни.

Называть животных, истреблённых человеком. Обсуждать состояние редких видов животных, занесённых в Красную книгу. Указывать причины сокращения и истребления некоторых видов животных.

Называть примеры животных, нуждающихся

в охране.

 

Презентация, рабочие тетради с печатной основой, изображения редких и исчезающих животных.

Текщий, самоконт-роль, взаимо-контроль.

 

 

33

Сохраним богатство живого мира.

1

Комбиниро-ванный.

Личностные: формирование личностных представлений о целостности природы Земли; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

Метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

Предметные: работа с иллюстративным и демонстративным  материалом, текстом, беседа, работа в парах, групповая работа.

Объяснять значение Красной книги, заповедников.

Характеризовать запрет на охоту как мероприятие по охране животных.

Презентация, рабочие тетради с печатной основой, изделия из объектов живой природы (бумага, ткани, продукты питания, краски, лекарства и пр.), изображения охраняемых животных Ульяновской области.

Текщий, самоконт-роль, взаимо-контроль.

 

 

34

Инструктаж по ТБ. Экскурсия в природу «Весенние явления в природе».

1

Комплекс-

ного применения знаний.

Личностные: формирование личностных представлений о целостности природы Земли; формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

Метапредметные: умения определять понятия, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

Предметные: элементарные практические умения использования количественных и качественных характеристик компонентов.

Изучать  живые объекты по предложенному плану.

План описания весенних явлений в жизни растений.

Текщий, самоконт-роль.

 

 

35

Итоговый контроль знаний по курсу биологии

 5 класса.

1

Урок контроля.

Личностные: способность к самооценке на основе
критериев успешности учебной
деятельности;

Метапредметные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения, владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Предметные: основополагающие знания о биологии, земле как целостной развивающейся системе, о единстве человека и природы.

Отвечать на итоговые вопросы темы. Оценивать свои достижения по усвоению учебного материала темы.

Гербарии, коллекции объектов природы. Тест.

Итоговый самоконтроль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материально-техническое обеспечение учебного процесса.

Материально-техническое оснащение кабинета биологии необходимо для организации процесса обучения в целях реализации требований ФГОС о достижении результатов освоения основной образовательной программы. В кабинете биологии осуществляются как урочная, так и внеурочная формы учебно-воспитательной деятельности с учащимися. Оснащение должно соответствовать Перечню оборудования кабинета биологии, включать различные типы средств обучения. Значительную роль имеют учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование, в том числе комплект натуральных объектов, модели, приборы и инструменты для проведения демонстраций и практических занятий, демонстрационные. Таблицы.

Лабораторный инструментарий: микроскопы, ручная лупа, пробирки, воронки, предметные, покровные стекла. (2 комплекта), держатели пробирок, нагреватели пробирок, препаровальные иглы.

Натуральные объекты комнатные растения.

В комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения входят  компьютер, слайд-проектор, принтер, телевизор, экран.

Комплекты печатных демонстрационных пособий: дидактический материал по ботанике, зоологии, анатомии, общей биологии.

ЦОРы: уроки ботаники, зоологии, преподавание биологии. Мультимедийные средства обучения.

Презентации.

Натуральные объекты 

Гербарии

Основные группы растений

Сельскохозяйственные растения

Растительные сообщества

Коллекции

Голосеменные растения

Семена и плоды. Грибы

Чучела и влажные препараты позвоночных животных

Ворона

Скелеты позвоночных животных

Костистая рыба, лягушка, голубь, черепаха.

Объёмные модели

Строение листа

Стебель растения

Цветок яблони

Сердце в разрезе (демонстрационная)

Скелет человека на подставке

Торс человека разборный

Демонстрационные   

Комплект таблиц «Ботаника.  Грибы, лишайники, водоросли, мхи, папоротникообразные и голосеменные растения»

Комплект таблиц «Зоология»

Комплект таблиц «Человек и его здоровье»

 

Литература и средства обучения.

 

Учебник Федерального перечня, в котором реализована данная программа.

1. Биология. 5 класс (авт. Пономарёва И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А.); Издательство «Вентана-Граф» Москва 2014.

2. Рабочая программа ФГОС. Биология, 5-9. М. «Вентана-Граф», 2013

3. Примерные программы основного общего образования. Биология. 5-9.  Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение» 2010.

4. Рабочая тетрадь к учебнику И.Н. Пономаревой и др. Биология, 2012

 

Методическая литература к урокам:

1.      Биология. Методическое пособие. 5 класс, И.Н Пономарева, В.С. Кучменко. – М: Вентана-Граф, 2010

Литература для учащихся:

Учебник Федерального перечня, в котором реализована данная программа.

1. Биология. 5 класс (авт. Пономарёва И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А.); Издательство «Вентана-Граф» Москва 2014.

2. Рабочая тетрадь к учебнику И.Н. Пономаревой и др. Биология, 2012

 

 

Интернет-ресурсы:

http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.

http://www.ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.

http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

 

 

 

 

 

Планируемые результаты изучения курса биологии

 

Система планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных в соответствии с требованиями стандарта представляет комплекс взаимосвязанных учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнение которых требует от обучающихся овладения системой учебных действий и опорным учебным материалом.

В структуре планируемых результатов выделяются:

ведущие цели и основные ожидаемые результаты основного общего образования, отражающие такие общие цели, как формирование ценностно-смысловых установок, развитие интереса; целенаправленное формирование и развитие познавательных потребностей и способностей обучающихся средствами предметов;

планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, включающих примерные учебно-познавательные и учебно-практические задачи в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться», приводятся к каждому разделу учебной программы.

 

Живые организмы

Выпускник научится:

 характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

Выпускник получит возможность научиться:

соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;

выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

 осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

 находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из од ной формы в другую;

выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Человек и его здоровье

Выпускник научится:

 характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности организма человека, их практическую значимость;

применять методы биологической науки при изучении организма человека: проводить наблюдения за состоянием собственного организма, измерения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;

использовать составляющие исследовательской и проект ной деятельности по изучению организма человека: приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными, сравнивать клетки, ткани, процессы жизнедеятельности организма человека; выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об организме человека, получаемую из разных источников, последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

Выпускник получит возможность научиться:

 использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма;

 выделять эстетические достоинства человеческого тела;

реализовывать установки здорового образа жизни;

ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;

находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;

анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

Общие биологические закономерности

Выпускник научится:

характеризовать общие биологические закономерности, их практическую значимость;

применять методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах, экосистемы своей местности;

 использовать составляющие проектной и исследовательской деятельности по изучению общих биологических закономерностей, свойственных живой природе, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; выделять отличительные признаки живых организмов; существенные признаки биологических систем и биологических процессов; ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о деятельности человека в природе, получаемую из разных источников;                                                                                      

 анализировать и оценивать последствия деятельности человека  в природе.

Выпускник получит возможность научиться:                                                                                    

деятельности человека в экосистемах и биосфере;

 аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа "Биология. 5 класс" по УМК И. Н. Пономарёвой."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Землеустроитель

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Рабочая программа составлена в соответствии с действующими программами преподавания биологии и расчитана на 35 часов в год.

В рабочую программу входят следующие разделы:

1. пояснительная записка, которая включает цель, задачи изучения биологии, место учебного предмета в учебном плане, результаты освоения учебного курса, содержание учебного курса;

2. календарно-тематическое планирование, которое включает личностные, метапредметные и предметные результаты;

3. материально-техническое обеспечение;

4. планируемые результаты изучения биологии.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 657 020 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Контроль знаний по биологии в 10 классе. Контрольные работы
  • Учебник: «Биология (базовый уровень)», Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. / Под ред. Беляева Д.К., Дымшица Г.М.
  • Тема: Глава 2. Структура и функции клетки
  • 01.10.2020
  • 6984
  • 67
«Биология (базовый уровень)», Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. / Под ред. Беляева Д.К., Дымшица Г.М.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 18.11.2014 242
    • DOCX 55.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Резанова Ирина Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Резанова Ирина Ивановна
    Резанова Ирина Ивановна
    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 319
    • Всего материалов: 1

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Составление и использование педагогических тестов при обучении биологии

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 95 человек

Курс повышения квалификации

Государственная итоговая аттестация как средство проверки и оценки компетенций учащихся по биологии

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 273 человека

Курс повышения квалификации

Методика подготовки к ЕГЭ по биологии в соответствии с новой структурой и содержанием КИМ

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 140 человек

Мини-курс

Современные инструменты инвестирования и управления затратами

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Медиа и коммуникации в современном обществе

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 79 человек из 35 регионов
  • Этот курс уже прошли 14 человек

Мини-курс

Психологические концепции и практики

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 16 регионов