Главная / Информатика / Рабочая программа базового курса «Информатика и ИКТ» для 10 класса

Рабочая программа базового курса «Информатика и ИКТ» для 10 класса

Пояснительная записка

Рабочая программа базового курса «Информатика и ИКТ» для 10 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень) и Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) по «Информатике и ИКТ», рекомендованной Минобразования РФ.

Данная рабочая программа базового курса охватывает основное содержание курса информатики и ИКТ, важнейшие его темы, наиболее значимый в них материал, рассчитана на учащихся, освоивших базовый курс информатики и ИКТ в основной школе.

Цели программы:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

В рабочей программе на изучение предмета отводится 35 часов, из них: 20 – теоретический материал, 11 – практические работы (резервное время 4 часа), данная программа рассчитана на 1 час в неделю.

Программой предусмотрено проведение: проведение 2-х контрольных работ.

Каждая тема рабочей программы предусматривает определенное количество часов теоретического материала и выполнения практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.

Резерв учебного времени 4 часа. Резерв по возможности планируется использовать для знакомства с языком программирования Pascal.

Формы организации учебного процесса:

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или  компьютерных практических заданий  рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 20-25 мин. и  направлены на отработку отдельных технологических приемов.

Практические работы методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома.

Формы организации учебного процесса:

  1. индивидуальные;

  2. групповые;

  3. индивидуально-групповые;

  4. фронтальные;

  5. практикумы.

Формы текущего контроля знаний и умений учащихся:

1)Контрольные работы. Осуществляют текущий контроль по очередной теме. Содержат вопросы, раскрывающие освоение учениками основных понятий и задачи, решение которых требует знания теоретического

материала и умения его использовать для решения задач. Контрольные работы строятся из вопросов-

заданий, на которые ученики должны дать в письменном виде полный ответ на вопрос или привести ход решения задачи с получением результата.

2)Тесты. Осуществляют контроль блока тем или одной крупной темы. Содержат задания, требующие

выбора ответа из меню вариантов (по типу заданий разделов А в ЕГЭ). Объем теста рассчитан на выполнение в

течение 15-20 минут от времени урока.

3)Практические работы на компьютере. Осуществляют контроль практического освоения учениками умения работать на компьютере со средствами программного обеспечения: операционной системой, прикладными

программами, исполнителями алгоритмов, системой программирования на Паскале. Объем практической работы рассчитан на выполнение в течение 20-30 минут от времени урока.

Программой предполагается текущий, тематический и итоговый контроли.



Критерии и нормы оценки:

Критерий оценки устного ответа

Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком, ответ самостоятельный.

Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две - три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.

Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.

Критерий оценки практического задания

Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.

Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по

требованию учителя.

Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.

Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

Нормы оценок тестовой работы

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок.(95-100%)

Оценка «4» ставится, если выполнено 80-95% всей работы.

Оценка «3» ставится, если выполнено 67-79% всей работы.

Оценка «2» ставится, если выполнено менее 66% всей работы.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную без ошибок и недочетов или имеющую не более одного недочета

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета или не более двух недочетов.

Оценка «3» ставится в том случае, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

не более двух грубых ошибок,

или не более одной грубой ошибки и одного недочета.

или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета,

или не более двух-трех негрубых ошибок,

или одной негрубой ошибки и трёх недочетов, или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех

-пяти недочетов.

Оценка «2» ставится, когда число ошибок и недочетов превышает норму, при которой может быть поставлена оценка «3», или если правильно выполнено менее половины работы.

Учитель имеет право поставить оценку выше той, которая предусмотрена “Нормами”, если учеником оригинально выполнена работа.


Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ.

Согласно ФГОС изучение предмета Информатика и ИКТ должно  обеспечить: осознание значения информатики в повседневной жизни человека; понимание роли информационных процессов в современном мире.

В результате изучения предмета Информатика и ИКТ обучающиеся развивают логическое и математическое мышление, получают представление о математических моделях; овладевают математическими рассуждениями; учатся применять математические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты; овладевают умениями решения учебных задач; развивают интуицию; получают представление об основных информационных процессах в реальных ситуациях.

Результаты изучения должны отражать:

1) развитие умений точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования

2) овладение простейшими способами представления и анализа статистических данных; формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о простейших вероятностных моделях; развитие умений извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, описывать и анализировать массивы числовых данных с помощью подходящих статистических характеристик, использовать понимание вероятностных свойств окружающих явлений при принятии решений;

3) развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера,  пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчётах;

4) формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

5) формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;

6) развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

7) формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

8) формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.



Итоги изучения тем

Введение. Структура информатики.

Учащиеся должны знать:

- в чем состоят цели и задачи изучения курса в 10–11 классах;

- из каких частей состоит предметная область информатики.


Информация. Представление информации

Учащиеся должны знать:

- три философские концепции информации;

- понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации;

- что такое язык представления информации; какие бывают языки;

- понятия «кодирование» и «декодирование» информации;

- примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо;

- понятия «шифрование», «дешифрование».


Измерение информации.

Учащиеся должны знать:

- сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации;

- определение бита с позиции алфавитного подхода;

- связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов);

- связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб;

- сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации;

- определение бита с позиции содержания сообщения.

Учащиеся должны уметь:

- решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с позиции алфавитного подхода (в приближении равной вероятности символов);

- решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении);

- выполнять пересчет количества информации в разные единицы.


Представление чисел в компьютере

Учащиеся должны знать:

- основные принципы представления данных в памяти компьютера;

- представление целых чисел;

- диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком;

- принципы представления вещественных чисел.

Учащиеся должны уметь:

- получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера;

- определять по внутреннему коду значение числа.


Представление текста, изображения и звука в компьютере

Учащиеся должны знать:

- способы кодирования текста в компьютере;

- способы представление изображения; цветовые модели;

- в чем различие растровой и векторной графики;

- способы дискретного (цифрового) представление звука.

Учащиеся должны уметь:

- вычислять размет цветовой палитры по значению битовой глубины цвета;

- вычислять объем цифровой звукозаписи по частоте дискретизации, глубине кодирования и времени записи.


Технологии хранения и передачи информации

Учащиеся должны знать:

- историю развития носителей информации;

- современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики;

- модель К. Шеннона передачи информации по техническим каналам связи;

- основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность;

- понятие «шум» и способы защиты от шума.

Учащиеся должны уметь:

- сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам;

- рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи


Базы данных

Учащиеся должны знать:

- что такое база данных (БД);

- основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ;

- определение и назначение СУБД;

- основы организации многотабличной БД;

- что такое схема БД;

- что такое целостность данных;

- этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД;

- структуру команды запроса на выборку данных из БД;

- организацию запроса на выборку в многотабличной БД;

- основные логические операции, используемые в запросах;

- правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов.

Учащиеся должны уметь:

- создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД;

- реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов;

- реализовывать запросы со сложными условиями выборки.


Компьютерное информационное моделирование

Учащиеся должны знать:

- понятие модели;

- понятие информационной модели;

- этапы построения компьютерной информационной модели.


Моделирование зависимостей между величинами

Учащиеся должны знать:

- понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины;

- что такое математическая модель;

- формы представления зависимостей между величинами.

Учащиеся должны уметь:

с помощью электронных таблиц получать табличную и графическую форму зависимостей между величинами.


Модели статистического прогнозирования

Учащиеся должны знать:

  • для решения каких практических задач используется статистика;

- что такое регрессионная модель;

- как происходит прогнозирование по регрессионной модели.

Учащиеся должны уметь:

- используя табличный процессор строить регрессионные модели заданных типов;

- осуществлять прогнозирование (восстановление значения и экстраполяцию) по регрессионной модели.


Модели корреляционной зависимости

Учащиеся должны знать:

- что такое корреляционная зависимость;

- что такое коэффициент корреляции;

- какие существуют возможности у табличного процессора для выполнения корреляционного анализа.

Учащиеся должны уметь:

вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного процессора (функция КОРРЕЛ в Microsoft Excel).


Модели оптимального планирования

Учащиеся должны знать:

- что такое оптимальное планирование;

- что такое ресурсы; как в модели описывается ограниченность ресурсов;

- что такое стратегическая цель планирования; какие условия для нее могут быть поставлены;

- в чем состоит задача линейного программирования для нахождения оптимального плана;

- какие существуют возможности у табличного процессора для решения задачи линейного программирования.

Учащиеся должны уметь:

решать задачу оптимального планирования (линейного программирования) с небольшим количеством плановых показателей с помощью табличного процессора (надстройка «Поиск решения» в Microsoft Excel).


Обработка информации и алгоритмы

Учащиеся должны знать:

- основные типы задач обработки информации;

- понятие исполнителя обработки информации;

- понятие алгоритма обработки информации.

Учащиеся должны уметь:

по описанию системы команд учебного исполнителя составлять алгоритмы управления его работой.


Автоматическая обработка информации

Учащиеся должны знать:

- что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов;

- определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной;

- устройство и систему команд алгоритмической машины Поста.

Учащиеся должны уметь:

составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста.


Информационные процессы в компьютере

Учащиеся должны знать:

- этапы истории развития ЭВМ;

- что такое фон-неймановская архитектура ЭВМ;

- для чего используются периферийные процессоры (контроллеры);

- архитектуру персонального компьютера;

- основные принципы архитектуры суперкомпьютеров.


Алгоритмы, структуры алгоритмов, структурное программирование

Учащиеся должны знать

- этапы решения задачи на компьютере;

- что такое исполнитель алгоритмов, система команд исполнителя;

- какими возможностями обладает компьютер как исполнитель алгоритмов;

- систему команд компьютера;

- классификацию структур алгоритмов;

- основные принципы структурного программирования.


Учащиеся должны уметь:

- описывать алгоритмы на языке блок-схем и на учебном алгоритмическом языке;

- выполнять трассировку алгоритма с использованием трассировочных таблиц.


Программирование линейных алгоритмов (ИЗ РЕЗЕРВА!!!!!!!!!!!!)

Учащиеся должны знать

- систему типов данных в Паскале;

- операторы ввода и вывода;

- правила записи арифметических выражений на Паскале;

- оператор присваивания;

- структуру программы на Паскале.

Учащиеся должны уметь:

составлять программы линейных вычислительных алгоритмов на Паскале.


Логические величины и выражения, программирование ветвлений

Учащиеся должны знать

- логический тип данных, логические величины, логические операции;

- правила записи и вычисления логических выражений;

- условный оператор if;

- оператор выбора select case.

Учащиеся должны уметь:

программировать ветвящиеся алгоритмов с использованием условного оператора и оператора ветвления.


Программирование циклов

Учащиеся должны знать

- различие между циклом с предусловием и циклом с постусловием;

- различие между циклом с заданным числом повторений и итерационным циклом;

- операторы цикла while и repeatuntil;

- оператор цикла с параметром for;

- порядок выполнения вложенных циклов.

Учащиеся должны уметь:

- программировать на Паскале циклические алгоритмы с предусловием, с постусловием, с параметром;

- программировать итерационные циклы;

- программировать вложенные циклы.


Подпрограммы

Учащиеся должны знать

- понятия вспомогательного алгоритма и подпрограммы;

- правила описания и использования подпрограмм-функций;

- правила описания и использования подпрограмм-процедур.

Учащиеся должны уметь:

- выделять подзадачи и описывать вспомогательные алгоритмы;

- описывать функции и процедуры на Паскале;

- записывать в программах обращения к функциям и процедурам.


Работа с массивами

Учащиеся должны знать

- правила описания массивов на Паскале;

- правила организации ввода и вывода значений массива;

- правила программной обработки массивов.

Учащиеся должны уметь:

составлять типовые программы обработки массивов: заполнение массива, поиск и подсчет элементов, нахождение максимального и минимального значений, сортировки массива и др.


Работа с символьной информацией

Учащиеся должны знать:

- правила описания символьных величин и символьных строк;

- основные функции и процедуры Паскаля для работы с символьной информацией.

Учащиеся должны уметь:

решать типовые задачи на обработку символьных величин и строк символов.

















Учебно-тематическое планирование


Тематический раздел

Количество часов

(теория+практика)

1.

Информация и информационные процессы

6+3

2.

Информационные модели

9+4

3.

Информационные системы

3+2

4.

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов

2+2

5.

Резерв учебного времени

4


Итого:

35















Календарно-тематический план 10 класс, 35 учебных часов.


урока

Дата проведения

Тема урока/ практ. работа

Колич. Часов

Т/П

Элементы содержания. Использованные ЦОР.

Контроль


Дом.задание

план

факт

Информация и информационные процессы – 6 часов + 3 практикум

1



Вводный инструктаж правил по технике безопасности, поведения в кабинете информатики.
Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы. Классификация информационных процессов.


1/0

Чем опасен ПК, как избежать нарушения здоровья при работе, правила поведения в кабинете информатике.

Основные подходы к определению понятия «информация». Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы.

Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации.

Виды и свойства информации.
Основные виды информационных процессов.




2



Количество информации. Подходы к определению количества информации.

1/0

Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации.




3



Практическая работа

«Информационные процессы»

Практическая работа

«Измерение информации».

0/1

Решение задач, связанных с выделением основных информационных процессов в реальных ситуациях (при анализе процессов в обществе, природе и технике).

Решение задач на определение количества информации, содержащейся в сообщении, при вероятностном и алфавитном подходах.

Практическая работа

4



Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.

1/0

Кодирование информации с помощью знаковых систем. Естественные и искусственные языки. Кодировки русского алфавита.


5



Практическая работа

«Кодирование информации».


0/1

Кодирование и декодирование сообщений по предложенным правилам.

Практическая работа




6



Поиск и систематизация информации.

1/0

Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора, систематизации.



Проверочная работа «Кодирование информации. Измерение информации».

7



Практическая работа

«Поиск информации» и «Защита информации»

0/1

Формирование запросов на поиск данных. Осуществление поиска информации на заданную тему в основных хранилищах информации.

Использование паролирования и архивирования для обеспечения защиты информации.



Практическая работа

8



Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации.
Передача информации в социальных, биологических и технических системах.

1/0

Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных.

Передача информации. Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах.





9



Хранение информации; выбор способа хранения информации.

Защита информации.
Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком.
Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике.

Организация личной информационной среды.

1/0

Хранение информации; выбор способа хранения информации.

Защита информации. Методы защиты.

Управление системой как информационный процесс.

Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике.

Организация личной информационной среды.




Информационные модели – 9 часов+4 часа практикум

10



Информационные (нематериальные) модели. Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности.


1/0

Моделирование как метод познания. Информационное моделирование как метод познания.

Информационные (нематериальные) модели.

Возможности для использования информационных моделей.



11



Назначение и виды информационных моделей.

1/0

Классификации информационных моделей





12



Формализация задач из различных предметных областей. Структурирование данных.

Форма представления моделей: описание.
Практическая работа

«Формализация задач из различных предметных областей».
Практическая работа

«Формализация текстовой информации».

0,5/0,5

Формализация как важнейший этап моделирования.

Объект, субъект, цель моделирования. Адекватность моделей моделируемым объектам и целям моделирования.

Компьютерное моделирование и его виды: расчетные, графические, имитационные модели.

Основные этапы построения моделей.

Гипертекст как модель организации поисковых систем.






Практическая работа

13



Формы представления моделей: формула, таблица, чертеж, рисунок, блок-схема.




1/0

Особенности форм представления моделей: чертеж и рисунок.
Представление зависимостей в виде формул.

Представление данных в табличной форме.

Использование блок-схем для отображения последовательности действий.







14



Форма представления моделей: графы.

Практическая работа

«Представление зависимостей в виде формул».

Практическая работа

«Представление данных в табличной форме».
Практическая работа

«Представление последовательности действий в форме блок-схемы».
Практическая работа

«Представление информации в форме графа».


0,5/0,5

Представление информации в форме графа.




Представление зависимостей в виде формул.

Представление данных в табличной форме.

Использование блок-схем для отображения последовательности действий.


Практическая работа

15



Сложные системы управления.

Иерархические структуры и деревья.
Замкнутые и разомкнутые системы управления. Самоуправляемые системы.


1/0

Понятие о сложных системах управления, принцип иерархичности систем. Самоорганизующиеся системы.

Замкнутые и разомкнутые системы управления. Самоуправляемые системы, их особенности.



Проверочная работа «Представление данных в виде блок-схем и графов».

16



Модель процесса управления.

Типы связи у систем управления.

Практическая работа

«Моделирование процессов управления в реальных задачах».

0,5/0,5

Модель процесса управления. Цель управления, воздействия внешней среды. Управление как подготовка, принятие решения и выработка управляющего воздействия. Роль обратной связи в управлении.

Моделирование процессов управления в реальных задачах, выявление каналов прямой и обратной связи и соответствующих информационных потоков.


Практическая работа

17



Построение информационной модели для решения поставленной задачи из области математики.
Оценка адекватности модели объекту и целям моделирования в данной задаче.

Практическая работа «Исследование математических моделей. Решение уравнений методом половинного деления».

0,5/0,5

Исследование учебных моделей: оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примере математической модели).


Практическая работа

18



Построение информационной модели для решения поставленной задачи из области и физики. Оценка адекватности модели объекту и целям моделирования в данной задаче.

Практическая работа «Исследование физических моделей. Моделирование движения тела под действием силы тяжести»

0,5/0,5

Исследование учебных моделей: оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примере физической модели).




Практическая работа

19



Построение информационной модели для решения поставленной задачи из биологии. Оценка адекватности модели объекту и целям моделирования в данной задаче.

Практическая работа «Исследование биологических моделей. Биологические модели развития популяций».

0,5/0,5

Исследование учебных моделей: оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примере биологической модели).



Практическая работа

20



Построение информационной модели для решения поставленной задачи из географии. Оценка адекватности модели объекту и целям моделирования в данной задаче.

Географическая информационная система (ГИС).

Практическая работа «Исследование геоинформационных моделей».

0,5/0,5

Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности.


ГИС как инструмент (программный продукт), позволяющий пользователям искать, анализировать и редактировать цифровые карты.
Исследование учебных моделей: оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примере геоинформационных моделей).

Практическая работа

21



Формальные исполнители. Управление работой формального исполнителя с помощью алгоритма.
Практическая работа «Управление работой формального исполнителя с помощью алгоритма».

0,5/0,5

Алгоритм как модель деятельности. Определение результата выполнения алгоритма по его блок-схеме.

Практическая работа

22



Контрольная работа «Моделирование и формализация»

1/0


Контрольная работа






Информационные системы – 3 часа + 2 часа


23



Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД). Создание баз данных при решении учебных и практических задач.

Практическая работа

«Создание табличной базы данных»

0,5/0,5

Понятие и типы информационных систем. Базы данных (табличные, иерархические, сетевые). Назначение СУБД.

Формы представления данных (таблицы).

Знакомство с системой управления базами данных Access. Создание структуры табличной базы данных.



Практическая работа

24



Ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач.
Исследование формы для просмотра и редактирования записей в табличной базе данных.
Практическая работа

«Создание формы в табличной базе данных»

0,5/0,5

Формы представления данных (формы).

Осуществление ввода и редактирования данных.

Практическая работа

25



Поиск записей в табличной базе данных с помощью запросов и фильтров. Сортировка данных записей.

Реляционные базы данных.

1/0

Формы представления данных (запросы, отчеты).

Реляционные базы данных. Связывание таблиц в многотабличных базах данных






26



Практическая работа

«Поиск записей в табличной базе данных с помощью запросов».

0/1

Формирование запросов на поиск данных в среде системы управления базами данных. Упорядочение данных в среде системы управления базами данных.



Практическая работа

27



КР «Хранение и обработка информации в базах данных».

1/0

Хранение и обработка информации в базах данных.



Контрольная работа

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов - 2 часа + 2 часа практикум


28



Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров.
Многообразие операционных систем.
Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи.

1/0

Магистрально-модульный принцип построения компьютера.


Многообразие операционных систем. Монолитные и модульные системы. Unix,
MS-DOS,Windows, Linux, MacОS, Solaris.



29



Практическая работа

«Тестирование компьютера».

Практическая работа

«Настройка BIOS и загрузка операционной системы».
Практическая работа

«Работа с графическим интерфейсом Windows, стандартными и служебными приложениями».
Практическая работа «Файлы и файловая система. Файловые менеджеры и архиваторы».




0/1

Тестирование устройств, входящих в состав компьютера.
Настройка BIOS и загрузка операционной системы. Операционная система Windows.
Работа с файловыми менеджерами и архиваторами.



Практическая работа

30



Программные средства создания информационных объектов, организации личного информационного пространства, защиты информации.

Программные и аппаратные средства в различных видах профессиональной деятельности.

1/0

Программное обеспечение. Понятие “защита информации”, “вирус”, типы компьютерных вирусов, эволюция антивирусных программ, типы антивирусных программ, методы защиты информации.


Проверочная работа.

31



Практическая работа

«Работа с антивирусными программами».
Практическая работа

«Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи».


0/1

Выполнение проверки на наличие вирусов с помощью программ-антивирусов.

Исследование конфигурации компьютера с помощью сервисных программных средств.


Практическая работа


Резерв учебного времени 4 часа. Резерв по возможности планируется использовать для знакомства с языком программирования Pascal.































Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы


Аппаратные средства


  • Компьютер

  • Проектор

  • Принтер

  • Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети

  • Устройства вывода звуковой информации

  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами

  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видеомагнитофон.


Программные средства

  • Операционная система.

  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

  • Антивирусная программа.

  • Программа-архиватор.

  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.

  • Звуковой редактор.

  • Простая система управления базами данных.

  • Виртуальные компьютерные лаборатории.

  • Программа-переводчик.

  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

  • Система программирования.

  • Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).

  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).

  • Программа интерактивного общения

  • Простой редактор Web-страниц


Перечень учебно-методических средств обучения

  1. Интернет – ресурсы:


http://iit.metodist.ru

http://kpolyakov.narod.ru/school/ege.htm

http://4ege.ru/informatika/

http://infoegehelp.ru/

http://ege.yandex.ru/informatics


  1. Демонстрационные варианты ЕГЭ по информатике.

  2. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов.

  3. Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов.

  4. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 классы: методическое пособие.

  5. Информатика. Задачник-практикум. В 2 т. / под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера.


12


Рабочая программа базового курса «Информатика и ИКТ» для 10 класса
  • Информатика
Описание:

Рабочая программа базового курса «Информатика и ИКТ» для 10 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень) и Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) по «Информатике и ИКТ», рекомендованной Минобразования РФ.

Данная рабочая программа базового курса охватывает основное содержание курса информатики и ИКТ, важнейшие его темы, наиболее значимый в них материал, рассчитана на учащихся, освоивших базовый курс информатики и ИКТ в основной школе.

Цели программы:

·     освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

·     овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

·     развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

·     воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

·     приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

В рабочей программе на изучение предмета отводится 35 часов, из них: 20 – теоретический материал, 11 – практические работы (резервное время 4 часа), данная программа рассчитана на 1 час в неделю.

Программой предусмотрено проведение: проведение 2-х контрольных работ.

            Каждая тема рабочей программы предусматривает определенное количество часов теоретического материала и выполнения практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.

Резерв учебного времени 4 часа. Резерв по возможности планируется использовать для знакомства с языком программирования Pascal.

Автор Голубева Наталья Николаевна
Дата добавления 17.02.2015
Раздел Информатика
Подраздел Планирования
Просмотров 491
Номер материала 56577
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы