Главная / Начальные классы / Рабочая программа внеурочной деятельности «Оригами» ( Общекультурное направление) для 1 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности «Оригами» ( Общекультурное направление) для 1 класса

Пояснительная записка к Рабочей программе по курсу

«ОРИГАМИ»

Как быстро летит время. Как не заметно взрослеют наши дети. Многое должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую, но такую притягивающую школьную жизнь. В наше время почти в каждом доме есть компьютер, который рисует, конструирует, считает и думает за ребенка. Дети часами просиживают за этим занятием, вместо того, чтобы развивать мелкую моторику рук. Из-за этого страдает успеваемость, логическое мышление и почерк ребенка. А поможет ему в этом «Оригами» - искусство близкое ему и доступное.

Курс «Оригами» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности правил, требований; дает возможность овладеть различными приемами и способами действий с бумагой. Практическая деятельность на занятиях является средством общего развития ребенка: формирование способности работать руками под контролем сознания, совершенствование мелкой моторики рук, развитие глазомера, формирование трудовых навыков, воспитание коммуникативных навыков.

  • Занятия оригами способствуют концентрации внимания, развивает конструктивное мышление, творческое воображение, художественный вкус, эстетическое восприятие.

  • Оригами стимулирует и развивает память, знакомит с основными геометрическими понятиями: угол, сторона, квадрат, треугольник, многоугольник, диагональ, средняя линия, высота, биссектриса и другое, являясь в этом плане пропедевтикой курса геометрии;

  • На занятиях по оригами активизируются мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словесными и переход их значения в практическую деятельность;

  • Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.

Цели изучения курса:

  • развивать мелкую моторику руки ребенка посредством техники « Оригами»

  • приобретение личного опыта как основы познания и развития;

  • приобретение первоначального опыта практической деятельности с бумагой на основе овладения приемами и способами ее обработки и чтения элементарных технологических карт;

  • формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду;

  • формирование умения определять последовательность операций для изготовления изделий.

Задачи курса:

  • развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру через формирование позитивного отношения к труду;

  • развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позиции других;

  • освоение трудовых умений и навыков, осмысление технологии процесса изготовления изделий в практической деятельности;

  • развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности;

  • формирование коммуникативных умений в процессе реализации парной и групповой деятельности;

  • освоение первоначальных конструкторско-технологических знаний и технико-технологических умений на основе бучения работе с технологической документацией, строгого соблюдения технологии изготовления изделий;

  • освоение приемов и способов работы с различными материалами и инструментами, неукоснительного соблюдения правил техники безопасности, работы с инструментами, организации рабочего места;

  • ознакомление с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;

  • развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения;

  • развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

Особенность программы заключается в том, что доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей, однако, работа с ней требует точных, мелких движений пальцев. Оригами способствует концентрации и сосредоточенности внимания, стимулирует развитие памяти (запоминание последовательности изготовления, приемы складывания и пр.), знакомит с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), обогащает словарь специальными терминами. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).

Большое место в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся:

  • знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделий;

  • овладевают отдельными технологическими операциями – разметкой, сгибанием, складыванием, надрезанием, склеиванием, сборкой, отделкой.;

  • знакомятся со свойствами бумаги;

  • учатся преимущественно конструкторской деятельности;



Адаптация программы


Опираясь на многолетний опыт работы учителем начальных классов, обратила внимание на программу по курсу « Оригами» для общеобразовательных школ Белим С,Н., Абросимовой М. Г. и адаптировала соответственно возрастным особенностям младших школьников, включая теорию и практику. Всю программу я разделила на 4 этапа:

а) подготовительно – организующий;

б) констатирующий;

в) формирующее – созидательный;

г) теоретико – обобщающий.


Формы. Методы работы


Индивидуальные, парные, групповые.

Изготовление поделок по образцам под руководством учителя.

Самостоятельная работа по схемам и технологическим картам.


Характеристика обучающихся


Программа рассчитана на детей 7 – 8 лет. Они только что переступили порог школы и начинают учиться. Им еще свойственно утомление и недостаточно развита мелкая моторика рук. Так как дети все из семей с разным материальным обеспечением, не у вех была возможность посещать детский сад и готовиться к школе на достаточном уровне. Им необходима помощь педагога по сосредоточению внимания и развитию мышления. Эти дети очень любознательны. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словесными и перевод их значения в практическую деятельность.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут. Всего 31 час.


Досуговый компонент


Подготовка и участие в традиционных праздниках: изготовление поздравлений на Новый год, к 23 февраля, 8 марта, ко дню именинника. Операция « Сюрприз».


Календарно – тематическое планирование

Тема

Всего

Теория

Практика

Дата проведения

1

Отображения в поделках разнообразия животного мира.

  1. Введение в курс. Из истории оригами.

  2. Базовая форма « Рыба». Разновидности рыб (акула, скалярия, декоративная рыбка)

1



0,5





0,5


2

Композиции с рыбами: На морском дне

1


1


3.

Базовая форма « Птица». Птицы ближайшего окружения и насекомые. Ворона.

1


1


4

.Домашние животные (кошка, собака, корова, поросенок) Композиция: Домашние животные на лугу.

1


1


5

Конструирование цветов:

  1. Лилия 2. Гвоздика.3 Роза

1


1


6

Тематическая композиция: Букет цветов

1


1


7.

Конструирование домов разного типа: Дом с трубой. Дом с верандой.

1


1


8

Конструирование транспорта: Автобус. Лодка.

1


1


9.

Шапочки, маски для игр и инсценировок: Маски Кота, Собаки, Поросенка, Зайца.

1


1


10

Составление сказок с помощью масок на пальцах. «Три поросенка »

1


1


11

Композиция по сказке «Лиса и заяц»

1


1


12

Инсценировка сказки « Теремок»

1


1


13

Орнаменты. Простейшие модули оригами. Базовая форма « треугольник». Елочка

1


1


14

Орнаменты. Простейшие модули оригами. Звезда из 16 модулей

1


1


15

Азбука оригами: Условные обозначения: перевернуть, повернуть, раскрыть, завернуть. Изделия «Хлопушка», « Кошелек».

1

0,5

0,5


16

Условные обозначения: складка, «молния», невидимая линия, надрезать, раскрыть. Изделие «Черепаха»

1

0,5

0,5


17

Условные обозначения: перегиб внутрь, перегиб наружу. Изделия « Яхта», « Лодка»

1

0,5

0,5


18

Условные обозначения: равные углы, равные части. Повторить процедуру. Изделия « два колпака» и « Медицинская шапочка»

1

0,5

0,5


19

Условные обозначения: расплющить, вогнуть. Изделия « Самолет», « Церковь»

1

0,5

0,5


20

Работа по схемам. Изготовление рамки для открытки.

1


1


21

Работа по схемам: Изготовление пилотки.



1


22

Изделия оригами из прямоугольника: Прыгающая лягушка

1


1


23

Базовая форма « Воздушный змей». Изделия « Слон», «Воробей»

1


1


24

Базовая форма «Дверь». Изделие « Гном»

1


1


25

Составление композиции « Карусели»

1


1


26

Композиции по сюжетам сказок: « Репка», « Гуси – лебеди»

1


1


27

Базовая форма « Катамаран». Изделия: «Бабочка», «Стол»

1


1


28

Базовая форма « Дом». Мордочка лисы и зайца

1


1


29

Базовая форма «Блин» Коробочка «Самбо»

1


1


30

Базовая форма «Квадрат». Изделие « Тюльпан»

1


1


31

Игровые ситуации с готовыми оригамскими игрушками

1


1




Содержание курса

Название темы

Краткое содержание

Результат

1 этап. Подготовительно – организационный.

Отображения в поделках разнообразия животного мира

Введение в курс. Из истории оригами.

Базовая форма « Рыба». Разновидности рыб.

Понятие об искусстве « Оригами». Умение складывать базовую форму « Рыба» и на основе ее разные виды рыб.

Базовая форма « Птица».

Изготовление фигурок птиц и животных

Тематические композиции

Конструирование цветов

Изготовление отдельных цветов и цветочных букетов. Поздравительных открыток.

Композиции с рыбами. Сказочные композиции с домашними и дикими животными. Композиции к сказкам.

Создание композиций « На морском дне», « Домашние животные на лугу». « Карусели» : Изготовление сказочных персонажей.

2 этап. Констатирующий


Конструирование домов разного типа и транспорта

Классические модели домов и транспорта

Шапочки, маски для игр и инсценировок

Маски Кота, Собаки, Поросенка, Зайца


Орнаменты. Простейшие модули оригами

Базовая форма « треугольник».

Игровые ситуации с готовыми оригамскими игрушками

Азбука оригами

Условные обозначения: перевернуть, повернуть, раскрыть, завернуть, складка, «молния», невидимая линия, надрезать, раскрыть, перегиб внутрь, перегиб наружу, равные углы, равные части, повторить процедуру, расплющить, вогнуть.

Развитие умения концентрировать внимание, умение выполнять задание по алгоритму, развитие мышления. Воображения, мелкой моторики рук.

3 этап. Формирующее – созидательный.

Изделия оригами из прямоугольника

Работа по схемам

Умение складывать фигурки по схемам и условным обозначениям. Орнаменты из модулей.

Базовые формы

Базовые формы « Воздушный змей» и « Дверь»

Применение знаний базовых форм и умений при изготовлении фигурок животных

Составление композиций

Цветочные композиции, композиции с птицами и домашними животными

Изготовление декораций для кукольного спектакля.

Базовые формы

Базовые формы « Катамаран», « Дом», «Блин» «Квадрат».

Изготовление персонажей к спектаклям.

4 этап теоретико – обобщающий


Подготовка кукольного спектакля.

Выступление на КТД в классе, в школе, на конкурсе.




Результаты изучения курса « Оригами»



Личностными результатами обучения учащихся являются:


- самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;

- готовность и способность к саморазвитию;

- сформированность мотивации к обучению;

- способность характеризовать и оценивать собственные знания и умения;

- заинтересованность в расширении и углублении получаемых знаний;

- готовность использовать получаемую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни;

- способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения;

- способность к самоорганизованности;

- высказывать собственные суждения и давать им обоснование;

- владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей

успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении проблем).


Метапредметными результатами обучения являются:

- владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение,

сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование);

- понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения;

- планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее

эффективного способа достижения результата;

- выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа с моделями и др.);

- создание моделей изучаемых объектов с использованием знаково-символических средств;

- понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха;

- адекватное оценивание результатов своей деятельности;

- активное использование речи для решения разнообразных коммуникативных задач;

- готовность слушать собеседника, вести диалог;

- умение работать в информационной среде.


Предметными результатами учащихся являются:

- овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения;

- умение применять полученные знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и пространственных отношений;

распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры;

- умение работать в информационном поле (схемы, последовательности, цепочки, совокупности); представлять, анализировать и интерпретировать данные.






Использованная литература


1Программа курса « Оригами» для общеобразовательных учреждений Белим С., Н., Абросимовой М. Г.

2.Афонькин С. Ю., Афонькина Е.,В. «Уроки оригами в школе и дома»

3.БОгатеева З. А. « Чудесные поделки из бумаги»

4. Тарабарина Т. И. «Оригами и развитие ребенка»

5. Сержантова Т. Б. «Оригами для всей семьи»

6. Долженко Г. И. «100 Оригами. 100 поделок из бумаги»

7. Соколова С. И. « Школа Оригами»

8. Сержантова Т. Б. «Оригами. Новые поделки»









































Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»,

г. Калачинска Омской области




Рассмотрено Согласовано Утверждаю

Руководитель ШМО: руководитель НМС: Директор школы:

«___» сентября 2013 «___» сентября 2013 «___» сентября 2013

____________ ______________ _________________










Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Оригами»

( Общекультурное направление)

для 1 класса










Программу составила:

Шаферстова Валентина Петровна,

учитель начальных классов









2013 – 2014 учебный год

Рабочая программа внеурочной деятельности «Оригами» ( Общекультурное направление) для 1 класса
  • Начальные классы
Описание:

    Курс «Оригами» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности правил, требований; дает возможность овладеть различными приемами и способами действий с бумагой. Практическая деятельность на занятиях является средством общего развития ребенка: формирование способности работать руками под контролем сознания, совершенствование мелкой моторики рук, развитие глазомера, формирование трудовых навыков, воспитание коммуникативных навыков. 

·         Занятия оригами способствуют концентрации внимания, развивает конструктивное мышление, творческое воображение, художественный вкус, эстетическое восприятие.

·         Оригами стимулирует и развивает память, знакомит с основными геометрическими понятиями: угол, сторона, квадрат, треугольник, многоугольник, диагональ, средняя линия, высота, биссектриса и другое, являясь в этом плане пропедевтикой курса геометрии;

·         На занятиях по оригами активизируются мыслительные процессы.  В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словесными и переход их значения в практическую деятельность;

 

·         Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.

Автор Шаферстова Валентина Петровна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1115
Номер материала 45891
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓