Пояснительная записка к Рабочей программе по курсу
«ОРИГАМИ»
Как быстро летит время. Как не заметно взрослеют наши дети.
Многое должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую, но такую
притягивающую школьную жизнь. В наше время почти в каждом доме есть компьютер,
который рисует, конструирует, считает и думает за ребенка. Дети часами
просиживают за этим занятием, вместо того, чтобы развивать мелкую моторику
рук. Из-за этого страдает успеваемость, логическое мышление и почерк ребенка.
А поможет ему в этом «Оригами» - искусство близкое ему и доступное.
Курс «Оригами» имеет практико-ориентированную направленность. Его
содержание дает ребенку представление о технологическом процессе как
совокупности правил, требований; дает возможность овладеть различными приемами
и способами действий с бумагой. Практическая деятельность на занятиях является
средством общего развития ребенка: формирование способности работать руками под
контролем сознания, совершенствование мелкой моторики рук, развитие глазомера,
формирование трудовых навыков, воспитание коммуникативных навыков.
·
Занятия оригами способствуют концентрации внимания,
развивает конструктивное мышление, творческое воображение, художественный вкус,
эстетическое восприятие.
·
Оригами стимулирует и развивает память, знакомит с
основными геометрическими понятиями: угол, сторона, квадрат, треугольник,
многоугольник, диагональ, средняя линия, высота, биссектриса и другое, являясь
в этом плане пропедевтикой курса геометрии;
·
На занятиях по оригами активизируются мыслительные
процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость
соотнесения наглядных символов со словесными и переход их значения в
практическую деятельность;
·
Оригами совершенствует трудовые умения ребенка,
формирует культуру труда.
Цели изучения курса:
· развивать мелкую моторику руки ребенка посредством техники « Оригами»
· приобретение личного опыта как основы познания и развития;
· приобретение первоначального опыта практической деятельности с бумагой на основе овладения приемами и способами ее обработки и чтения элементарных технологических карт;
· формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду;
· формирование умения определять последовательность операций для изготовления изделий.
Задачи курса:
ü развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру через формирование позитивного отношения к труду;
ü развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позиции других;
ü освоение трудовых умений и навыков, осмысление технологии процесса изготовления изделий в практической деятельности;
ü развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности;
ü формирование коммуникативных умений в процессе реализации парной и групповой деятельности;
ü освоение первоначальных конструкторско-технологических знаний и технико-технологических умений на основе бучения работе с технологической документацией, строгого соблюдения технологии изготовления изделий;
ü освоение приемов и способов работы с различными материалами и инструментами, неукоснительного соблюдения правил техники безопасности, работы с инструментами, организации рабочего места;
ü ознакомление
с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;
ü развитие
внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного
воображения;
ü развитие
художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Особенность программы заключается в том, что доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей, однако, работа с ней требует точных, мелких движений пальцев. Оригами способствует концентрации и сосредоточенности внимания, стимулирует развитие памяти (запоминание последовательности изготовления, приемы складывания и пр.), знакомит с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), обогащает словарь специальными терминами. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
Большое
место в программе отводится практическим работам, при выполнении которых
учащиеся:
o знакомятся
с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении
изделий;
o овладевают
отдельными технологическими операциями – разметкой, сгибанием, складыванием,
надрезанием, склеиванием, сборкой, отделкой.;
o знакомятся
со свойствами бумаги;
o учатся
преимущественно конструкторской деятельности;
Адаптация программы
Опираясь на многолетний опыт работы учителем
начальных классов, обратила внимание на программу по курсу « Оригами» для
общеобразовательных школ Белим С,Н., Абросимовой М. Г. и адаптировала
соответственно возрастным особенностям младших школьников, включая теорию и
практику. Всю программу я разделила на 4 этапа:
а) подготовительно – организующий;
б) констатирующий;
в) формирующее – созидательный;
г) теоретико – обобщающий.
Формы. Методы работы
Индивидуальные, парные, групповые.
Изготовление поделок по образцам под
руководством учителя.
Самостоятельная работа по схемам и
технологическим картам.
Характеристика обучающихся
Программа
рассчитана на детей 7 – 8 лет. Они только что переступили порог школы и начинают
учиться. Им еще свойственно утомление и недостаточно развита мелкая моторика
рук. Так как дети все из семей с разным материальным обеспечением, не у вех
была возможность посещать детский сад и готовиться к школе на достаточном
уровне. Им необходима помощь педагога по сосредоточению внимания и развитию
мышления. Эти дети очень любознательны. В процессе конструирования у ребенка
возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словесными и перевод
их значения в практическую деятельность.
Занятия проводятся
1 раз в неделю по 35 минут. Всего 31 час.
Досуговый компонент
Подготовка и
участие в традиционных праздниках: изготовление поздравлений на Новый год, к
23 февраля, 8 марта, ко дню именинника. Операция « Сюрприз».
Календарно – тематическое планирование
№
|
Тема
|
Всего
|
Теория
|
Практика
|
Дата
проведения
|
1
|
Отображения в поделках разнообразия
животного мира.
- Введение в
курс. Из истории оригами.
- Базовая форма «
Рыба». Разновидности рыб (акула, скалярия, декоративная рыбка)
|
1
|
0,5
|
0,5
|
|
2
|
Композиции с рыбами: На морском дне
|
1
|
|
1
|
|
3.
|
Базовая форма « Птица». Птицы ближайшего окружения и насекомые. Ворона.
|
1
|
|
1
|
|
4
|
.Домашние животные (кошка, собака, корова,
поросенок) Композиция: Домашние животные на лугу.
|
1
|
|
1
|
|
5
|
Конструирование цветов:
- Лилия 2. Гвоздика.3
Роза
|
1
|
|
1
|
|
6
|
Тематическая
композиция: Букет цветов
|
1
|
|
1
|
|
7.
|
Конструирование
домов разного типа: Дом с трубой. Дом с верандой.
|
1
|
|
1
|
|
8
|
Конструирование
транспорта: Автобус. Лодка.
|
1
|
|
1
|
|
9.
|
Шапочки,
маски для игр и инсценировок: Маски Кота,
Собаки, Поросенка, Зайца.
|
1
|
|
1
|
|
10
|
Составление
сказок с помощью масок на пальцах. «Три поросенка »
|
1
|
|
1
|
|
11
|
Композиция
по сказке «Лиса и заяц»
|
1
|
|
1
|
|
12
|
Инсценировка
сказки « Теремок»
|
1
|
|
1
|
|
13
|
Орнаменты.
Простейшие модули оригами. Базовая форма «
треугольник». Елочка
|
1
|
|
1
|
|
14
|
Орнаменты.
Простейшие модули оригами. Звезда из 16 модулей
|
1
|
|
1
|
|
15
|
Азбука оригами: Условные обозначения:
перевернуть, повернуть, раскрыть, завернуть. Изделия
«Хлопушка», « Кошелек».
|
1
|
0,5
|
0,5
|
|
16
|
Условные обозначения: складка, «молния»,
невидимая линия, надрезать, раскрыть. Изделие
«Черепаха»
|
1
|
0,5
|
0,5
|
|
17
|
Условные обозначения: перегиб внутрь,
перегиб наружу. Изделия « Яхта», « Лодка»
|
1
|
0,5
|
0,5
|
|
18
|
Условные обозначения: равные углы, равные
части. Повторить процедуру. Изделия « два колпака» и
« Медицинская шапочка»
|
1
|
0,5
|
0,5
|
|
19
|
Условные обозначения: расплющить, вогнуть. Изделия « Самолет», « Церковь»
|
1
|
0,5
|
0,5
|
|
20
|
Работа по схемам. Изготовление рамки для открытки.
|
1
|
|
1
|
|
21
|
Работа по схемам:
Изготовление пилотки.
|
|
|
1
|
|
22
|
Изделия оригами из прямоугольника: Прыгающая лягушка
|
1
|
|
1
|
|
23
|
Базовая форма « Воздушный змей». Изделия « Слон», «Воробей»
|
1
|
|
1
|
|
24
|
Базовая форма «Дверь». Изделие « Гном»
|
1
|
|
1
|
|
25
|
Составление композиции « Карусели»
|
1
|
|
1
|
|
26
|
Композиции по сюжетам сказок: « Репка», « Гуси – лебеди»
|
1
|
|
1
|
|
27
|
Базовая форма « Катамаран». Изделия: «Бабочка», «Стол»
|
1
|
|
1
|
|
28
|
Базовая форма « Дом». Мордочка лисы и зайца
|
1
|
|
1
|
|
29
|
Базовая форма «Блин» Коробочка «Самбо»
|
1
|
|
1
|
|
30
|
Базовая форма «Квадрат». Изделие « Тюльпан»
|
1
|
|
1
|
|
31
|
Игровые ситуации с готовыми оригамскими
игрушками
|
1
|
|
1
|
|
Содержание курса
Название
темы
|
Краткое
содержание
|
Результат
|
1
этап. Подготовительно – организационный.
|
Отображения
в поделках разнообразия животного мира
|
Введение в курс. Из истории оригами.
Базовая форма « Рыба». Разновидности рыб.
|
Понятие об искусстве « Оригами». Умение
складывать базовую форму « Рыба» и на основе ее разные виды рыб.
|
Базовая форма « Птица».
|
Изготовление фигурок птиц и животных
|
Тематические
композиции
|
Конструирование цветов
|
Изготовление отдельных цветов и цветочных
букетов. Поздравительных открыток.
|
Композиции с рыбами. Сказочные композиции с
домашними и дикими животными. Композиции к сказкам.
|
Создание композиций « На морском дне», «
Домашние животные на лугу». « Карусели» : Изготовление сказочных
персонажей.
|
2
этап. Констатирующий
|
|
Конструирование
домов разного типа и транспорта
|
Классические модели домов и транспорта
|
Шапочки,
маски для игр и инсценировок
|
Маски
Кота, Собаки, Поросенка, Зайца
|
|
Орнаменты.
Простейшие модули оригами
|
Базовая
форма « треугольник».
|
Игровые ситуации с готовыми оригамскими
игрушками
|
Азбука
оригами
|
Условные обозначения: перевернуть,
повернуть, раскрыть, завернуть, складка, «молния», невидимая линия,
надрезать, раскрыть, перегиб внутрь, перегиб наружу, равные углы, равные
части, повторить процедуру, расплющить, вогнуть.
|
Развитие умения концентрировать внимание,
умение выполнять задание по алгоритму, развитие мышления. Воображения, мелкой
моторики рук.
|
3
этап. Формирующее – созидательный.
|
Изделия оригами из прямоугольника
|
Работа по схемам
|
Умение складывать фигурки по схемам и
условным обозначениям. Орнаменты из модулей.
|
Базовые формы
|
Базовые формы « Воздушный змей» и « Дверь»
|
Применение знаний базовых форм и умений при
изготовлении фигурок животных
|
Составление
композиций
|
Цветочные композиции, композиции с птицами и
домашними животными
|
Изготовление декораций для кукольного
спектакля.
|
Базовые формы
|
Базовые формы « Катамаран», « Дом»,
«Блин» «Квадрат».
|
Изготовление
персонажей к спектаклям.
|
4
этап теоретико – обобщающий
|
|
Подготовка
кукольного спектакля.
|
Выступление
на КТД в классе, в школе, на конкурсе.
|
Результаты изучения курса « Оригами»
Личностными результатами обучения учащихся являются:
- самостоятельность мышления; умение устанавливать, с
какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;
- готовность и способность к саморазвитию;
- сформированность мотивации к обучению;
- способность характеризовать и оценивать собственные
знания и умения;
- заинтересованность в расширении и углублении получаемых
знаний;
- готовность использовать получаемую подготовку в учебной
деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной
жизни;
- способность преодолевать трудности, доводить начатую
работу до ее завершения;
- способность к самоорганизованности;
- высказывать собственные суждения и давать им обоснование;
- владение коммуникативными умениями с целью реализации
возможностей
успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса (при
групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении проблем).
Метапредметными результатами обучения являются:
- владение основными методами познания окружающего мира
(наблюдение,
сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование);
- понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение
способов ее решения;
- планирование, контроль и оценка учебных действий;
определение наиболее
эффективного способа достижения результата;
- выполнение учебных действий в разных формах (практические
работы, работа с моделями и др.);
- создание моделей изучаемых объектов с использованием
знаково-символических средств;
- понимание причины неуспешной учебной деятельности и
способность конструктивно действовать в условиях неуспеха;
- адекватное оценивание результатов своей деятельности;
- активное использование речи для решения разнообразных
коммуникативных задач;
- готовность слушать собеседника, вести диалог;
- умение работать в информационной среде.
Предметными результатами учащихся являются:
- овладение основами логического и алгоритмического
мышления, пространственного воображения;
- умение применять полученные знания для решения
учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также использовать эти
знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего
мира, оценки их количественных и пространственных отношений;
распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры;
- умение работать в информационном поле
(схемы, последовательности, цепочки, совокупности); представлять,
анализировать и интерпретировать данные.
Использованная литература
1Программа курса « Оригами» для
общеобразовательных учреждений Белим С., Н., Абросимовой М. Г.
2.Афонькин С. Ю.,
Афонькина Е.,В. «Уроки оригами в школе и дома»
3.БОгатеева З. А. «
Чудесные поделки из бумаги»
4. Тарабарина Т. И. «Оригами
и развитие ребенка»
5. Сержантова Т. Б.
«Оригами для всей семьи»
6. Долженко Г. И.
«100 Оригами. 100 поделок из бумаги»
7. Соколова С. И. «
Школа Оригами»
8. Сержантова Т. Б.
«Оригами. Новые поделки»
Муниципальное казённое образовательное
учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»,
г. Калачинска Омской области
Рассмотрено
Согласовано Утверждаю
Руководитель
ШМО: руководитель НМС: Директор школы:
«___» сентября
2013 «___» сентября 2013 «___» сентября
2013
____________
______________ _________________
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Оригами»
( Общекультурное направление)
для 1 класса
Программу составила:
Шаферстова Валентина Петровна,
учитель начальных классов
2013 – 2014 учебный год
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.