Муниципальное
автономное образовательное учреждение №9
«Согласовано»
Руководитель кафедры
(МО)
______________ / Н.А.Ладо /
Протокол № ___________
от «___»_______________2014 г.
|
«Согласовано»
Заместитель директора по
УВР
МОУ гимназии №
9
______________/ Е.Г.Гимадеева/
«___»_______________2014 г.
|
«Утверждаю»
Директор МОУ гимназии № 9
_______________/Т.Н..Шутенок
Приказ №______
от
«___»______________2014 г.
|
ПРОГРАММА
внеурочной
деятельности
«Я
– гражданин России»
для
учащихся 1 – 4 классов
Ерхова
Ирина Георгиевна, 1кк
2014
– 2018 учебный год
г.
Комсомольск - на – Амуре
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В Концепции сформулирована высшая цель образования –
высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий
судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и
будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского
народа.
На основе национального воспитательного
идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание
нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Воспитание гражданина страны - одно из главных условий
национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек,
любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое
человеческое право. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и
реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей
семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не
только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно
воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя.
Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому
гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность,
личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Программа “Я – гражданин России” составлена на основе Концепции
духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к
результатам освоения основной образовательной программы начального общего
образования», установленных Стандартом второго поколения и основной
образовательной программы образовательного учреждения.
Программа “Я – гражданин России” является основой к программе
духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального
общего образования с учетом воспитательной, учебной, внеучебной, социально
значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов,
моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и
других объектов общественной жизни.
Программа направлена на системный подход к
формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его
самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический
потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить
общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать
свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Данная программа представляет собой определенную
систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий,
опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива,
развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Программа “Я – гражданин России” предполагает
формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей
и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну;
воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту
интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и
организационно-методического обеспечения функционирования системы
патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются
у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем
мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о
родной природе.
Программа включает мероприятия по усилению
противодействия искажения истории Отечества. Рекомендует привлекать ветеранов
Великой Отечественной войны и труда, воинов – афганцев в целях сохранения
преемственности “славных боевых и трудовых традиций”; проводить встречи с
интересными людьми: поэтами, художниками, музыкантами; экскурсии в
краеведческие музеи; дискуссии, инсценированные представления, устные журналы,
викторины; принимать участие в социальных проектах (вахта памяти, акция добра и
милосердия); собирать материалы для «Книги памяти»; а также организовывать
теоретические и практические занятия для детей и родителей.
Программа
внеурочной деятельности «Я - гражданин», реализуемая по духовно – нравственному
направлению, составлена на основе программы воспитания (авторы Т.М. Кукченко,
С.А. Герасимова, В.С. Горбунов, О.Г. Красношлыкова, О.Е. Прудникова, О.А.
Аверчук). Данная программа способствует развитию у детей проявлений
духовности, а точнее – ее светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь,
истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует
ценностям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно –
нравственное его совершенствование.
Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и
патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями,
установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование
системы патриотического воспитания, формирование у обучающихся
гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности,
воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе
общечеловеческих ценностей.
Для достижения
указанной цели решаются следующие задачи:
- создавать условия для эффективного гражданского и
патриотического воспитания школьников;
- формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию,
обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности
Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
- утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и
патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к
культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
- развивать системы гражданского и патриотического воспитания
через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания
образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;
- воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому
Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную
деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;
- повышать качества патриотического воспитания через организаторскую
и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как
стержневой духовной составляющей гражданина России.
Формы
организации внеурочной деятельности
Форма организации работы по программе в основном – коллективная,
а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):
- Беседы
- Предметные
уроки (литературное чтение, русский язык, окружающий мир, музыка, ИЗО)
- Классный час
- Сообщения
- Встречи с
интересными людьми
- Литературно –
музыкальные композиции
- Просмотр и
обсуждение видеоматериала
- Экскурсии
(урочная, внеурочная, внешкольная)
- Поездки,
походы по историческим и памятным местам
Практические
занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):
- Творческие
конкурсы
- Выставки
декоративно-прикладного искусства
- Коллективные
творческие дела
- Соревнования
- Показательные
выступления
- Праздники
- Викторины
- Интеллектуально-познавательные
игры
- Трудовые дела
- Тренинги
- Наблюдение
учащихся за событиями в городе, стране
- Обсуждение,
обыгрывание проблемных ситуаций
- Заочные
путешествия
- Акции
благотворительности, милосердия
- Творческие
проекты, презентации
- Проведение
выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров
- Сюжетно -
ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания (урочная,
внеурочная, внешкольная)
Место проведения:
школа, семья, учреждения дополнительного образования.
Время проведения: первая и
вторая половина учебного дня, выходные, каникулы.
Программа “Я
– гражданин России” реализуется с 1 класса. Она включает шесть направлений,
связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.
1. “Я и я” – формирование гражданского отношения к себе.
Задачи: -формировать
правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;
- формировать сознательное отношение к своему здоровью и
здоровому образу жизни;
- воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины
и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при
соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах;
- формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих
морально-волевых качеств.
Предполагаемый результат деятельности: высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимание обучающимися
ценности человеческой жизни, здоровья, справедливости, бескорыстия, уважения
человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к
сопереживанию.
Мероприятия: игры на развитие произвольных процессов (внимания,
памяти, воображения и т.д.), беседы «Кто я? Какой я?», «Моё хобби», «Что такое
личность?», тест «Познай себя», психологический практикум «Правила счастливого
человека», час откровенного разговора «Мой сосед по парте», конкурс «Ученик
года», беседы о вреде алкоголя, курения и наркомании, дни Здоровья, спортивные
мероприятия, выпуск тематических газет, беседы по профориентации, акции
милосердия.
2. “Я и семья” – формирование гражданского отношения к
своей семье.
Задачи: -формировать
уважение к членам семьи;
-воспитывать семьянина, любящего своих родителей;
-формировать у детей понимание сущности основных социальных
ролей: дочери, сына, мужа, жены.
Предполагаемый результат деятельности:
-сформировано представление о том, что настоящий мужчина
обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;
- сформировано представление о том, что настоящая женщина
отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;
-сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь
берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают
конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
Мероприятия: беседы «Что значит быть хорошим сыном и хорошей
дочерью», « Забота о родителях – дело совести каждого», конкурс рисунков и
стихотворений «Я люблю свою маму», конкурсы сочинений «Я и мои родственники»,
«Об отце говорю с уважением», «Моя мама – самая лучшая», соревнование «Мама,
папа, я – дружная семья», концерт для родителей «От всей души», праздники
«Семейные традиции», «Только раз в году», фотовыставка «Я и моя семья»,
классные часы с привлечением родителей, совместные праздничные вечера, день
открытых дверей «День школы», родительские собрания, педагогический лекторий
для родителей.
3. “Я и культура” – формирование отношения к искусству.
Задачи: -воспитывать
у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление,
художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы; формировать
понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина
Предполагаемый результат деятельности:
умение видеть прекрасное в окружающей жизни, занятие детей одним
из видов искусства в кружках художественного цикла, участие в художественной
самодеятельности.
Мероприятия: экскурсии в музеи, на художественные выставки и
фотовыставки, посещение театров и кинотеатров, беседы об искусстве, встречи с
творческими людьми, организация выставок детского творчества и фотовыставок,
конкурс художественной самодеятельности «Звёзды Надежды» (конкурсы мастеров
художественного слова, вокалистов, хоровых коллективов, инструменталистов,
театральных и танцевальных коллективов), выставки книг, книжкина неделя, КВН.
4. “Я и школа” – формирование гражданского отношения к
школе.
Задачи: -
формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление
к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного
товарищества и дружбы в коллективе;
- воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать
познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному
выбору профессии;
- воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
- вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении
своих знаний, в укреплении своего здоровья;
- воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.
Предполагаемый результат деятельности:
осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение
этикой взаимоотношений «ученик – учитель», «ученик - ученик», выполнение
распорядка работы школы и
возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться
правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку
доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.
Мероприятия: праздник первого звонка, экскурсия по школе «Мой
школьный дом», беседы «Правила поведения в школе», беседа о школьном уставе
«Мои права и обязанности», конкурс сочинений и рисунков «Моя школа», «Моя
учительница», организация дежурств, игры «Самое сильное звено», «Проще простого
о вежливости», конкурс сочинений «Наша школа в будущем», конкурс поздравлений,
выпуск плакатов ко Дню учителя, концерт для учителей, акция «Библиотеке - нашу
помощь», конкурс классных комнат «Самый уютный класс», конкурс классных
уголков, трудовой десант «Укрась территорию школы», акция «Неделя пятерок».
5. “Я и мое Отечество” – формирование гражданского
отношения к Отечеству.
Задачи: - развивать
общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение к
народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения,
преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;
- воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и
гордости за свою страну.
Предполагаемый результат деятельности:
убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и
гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен
своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
Мероприятия: беседы о государственной символике РФ и малой
Родины, встреча с работниками прокуратуры «Об ответственности
несовершеннолетних», лекция «Права и обязанности ребенка», экскурсии в краеведческие
и школьные музеи, конкурс рисунков и сочинений «Моя малая Родина», встречи с
ветеранами ВОВ, участниками локальных войн.
6. “Я и планета” – формирование гражданского отношения к
планете Земля.
Задачи: -
воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой;
- формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и
труду как источнику радости и творчества людей.
Предполагаемый результат деятельности:
обучающиеся должны серьезно задуматься над своим существованием
на планете Земля и над тем, как ее сохранить. Настоящий гражданин любит и
бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на
Земле.
Мероприятия: круглый стол «Я - житель планеты Земля», конкурс
рисунков «Береги природу - наш дом», уборка территории вокруг школы «Укрась
кусочек планеты», «Цветник у школы», конкурс стихотворений «Природа в поэзии»,
беседы «Мы в ответе за тех, кого приручили», экскурсии в природу «Вот и осень к
нам пришла», «Зимушка-зима», «В гости к зеленой аптеке», мастерская кормушек,
акция «Покормите птиц зимой».
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности «Я-гражданин»
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших
школьников как направление духовно‑нравственного развития и воспитания
обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей,
формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного
постижения действительности и общественного действия в контексте становления
идентичности гражданина России.
В результате реализации программы «Я - гражданин» обеспечивается
достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов деятельности,
которые распределяются по трем уровням.
Первый
уровень результатов
освоения программы «Я-гражданин» будет: духовно-нравственные приобретения, которые получат
обучающиеся вследствие участия их в экскурсиях, акциях, играх, выставках,
конкурсах рисунков, поделках.
— приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных
нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах
поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и
повседневной жизни (1 класс).
Второй уровень результатов — получение
обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям
общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения
данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся
между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой,
дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает)
первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их
ценить (или отвергает) (2 – 3 классы).
Третий уровень результатов — получение обучающимся опыта самостоятельного общественного
действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек
действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать)
гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. С этой целью спланированы мероприятия: выезды в музеи, экскурсии на предприятия, КВНы для обучающихся
1-2 классов, презентации проектов на базе школы. Для достижения данного уровня
результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями
различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в
открытой общественной среде (4 класс).
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно
возрастают воспитательные эффекты:
·на первом уровне
воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения
являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
·на втором уровне
воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности
могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
·на третьем уровне создаются необходимые условия для участия
обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и
приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому
должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при
организации воспитания социализации младших школьников.
В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному
знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога
поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными
формами достижению ребенком первого уровня результатов.
Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс
развития детского коллектива, резко активизируется межличностное
взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную
ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов. К
четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода
в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня
воспитательных результатов.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает
появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания
обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых
национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление
духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни,
доверия к людям и обществу и т. д.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
внеурочной деятельности.
Описание требований к знаниям и умениям, которые должен
приобрести обучающийся в процессе занятий по программе.
Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания
обучающихся:
Воспитание гражданства, патриотизма, уважения к правам, свободам
и обязанностям.
Национальные
ценности: патриотизм, гражданственность
I уровень:
Знать права и обязанности школьника;
Понимать необходимость соблюдения правил;
Уметь контролировать свои поступки и организую игру по правилам;
Делать первые страницы своего портфолио «Давайте знакомиться»
II уровень:
Знать
историю школы, района;
Понимать
необходимость изучения своих истоков;
Уметь
рассказать о традициях классного коллектива, детских объединений;
Делать творческую страничку своего портфолио «Вот я какой».
III уровень:
Знать
историю государственного флага и герба Росси, основные государственные
праздники;
Понимать,
что являюсь жителем Кемерово, Кузбасса, России;
Уметь
рассказать некоторые праздники России;
Делать страничку своего портфолио
Воспитание нравственного, чувственного и этического сознания.
Национальные ценности:
личность, наука, солидарность
I уровень:
Знать
правила вежливого поведения в школе и общественных местах;
Понимать
различие хороших и плохих поступков;
Уметь
признавать собственные плохие поступки;
Осуществлять что – то полезное для себя и своих родных
II уровень:
Знать как вести себя в обществе с другими детьми;
Понимать значимость правильного поведения в обществе;
Уметь сказать «нет»;
Защищать честь и достоинство своих друзей и близких.
III уровень:
Знать правила поведения в знакомом и незнакомом обществе;
Понимать соответствие своего поведения требованиям коллектива,
общества;
Уметь разумно управлять собственной речью в различных ситуациях;
Проводить беседы в подшефном классе
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду,
жизни
Национальные ценности:
труд и творчество, наука
I уровень:
Знать, что лениться – это плохо;
Понимать необходимость трудиться;
Уметь мыть полы, протирать пыль, поливать цветы;
Соблюдать порядок у себя в комнате, на рабочем месте, дежурю в
классе.
II уровень:
Знать о роли труда в жизни человека;
Понимать, что каждую работу нужно доводить до конца;
Уметь работать в
коллективе;
Участвовать в трудовых акциях.
III уровень:
Знать различные профессии;
Понимать, что выполняя работу нужно стремиться к творчеству,
нестандартному ее выполнению;
Уметь работать над проектами;
Выражать свою личность в различных видах творчества, стараюсь
быть полезным людям.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде
(экологическое воспитание)
Национальные ценности: природа, личность, искусство и литература:
I уровень:
Знать какие деревья, кустарники и цветы растут возле школы;
Понимать для чего они;
Ухаживать за цветами;
Рисовать плакаты о сохранности природы.
II уровень:
Знать растения, которые надо охранять;
Понимать необходимость сохранности красоты природы;
Уметь вырастить рассаду для школьной клумбы и дома;
Ухаживать за домашним цветником (или клумбой у дома), школы.
III уровень:
Знать лекарственные растения;
Понимать, что загрязнение природы вредно для здоровья;
уметь с помощью слова убедить заботиться о природе;
Добровольно участвовать в экологических акциях
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу
жизни
Национальные ценности: семья, личность, наука
I уровень:
Знать правила личной гигиены, основы правил дорожного движения,
безопасный путь до школы;
Понимать важность занятия физкультурой для здоровья;
Уметь делать утреннюю зарядку, могу сам дойти до школы;
Соблюдать режим дня и правила личной гигиены и ПДД.
II уровень:
Знать основы правильного питания,
Перечислить факторы, которые вредят моему здоровью и здоровью
моих близких;
Могу сказать «нет»;
Вести подвижный образ жизни.
III уровень:
Знать значение слов «физическое состояние», «настроение
человека»;
Понимать зачем нужно человеку правильно питаться;
Уметь приготовить завтрак для себя и своих родных;
Участвовать в агитбригаде «Веселые витаминчики».
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование
представления об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
Национальные
ценности: искусство и литература,
человечество
I уровень:
Знать
правила поведения в общественных местах (библиотеки, театре, музее, кино);
Понимать
значение слов «опрятный вид», «некрасивый поступок», «»книга – лучший друг».
Уметь
проявлять чувства (восторг, радость и.т.д.)Д: соблюдаю режим дня, правила
Посещать
музеи, библиотеки, театры
II уровень:
Знать сказки, стихи, песни;
Понимать значение слов «дарить красоту»;
Уметь самостоятельно читать книги, участвовать в концерте;
Самостоятельно украсить класс, дом; участник праздника
III уровень:
Знать
памятники культуры в районе, городе;
Понимать,
что надо их беречь;
Уметь рассказать
о некоторых из них;
Проводить
заочное путешествие для подшефного класса
ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
Система контроля и оценки достижения
планируемых результатов
С целью контроля реализации программы ее эффективности
организуется мониторинг эффективности внедрения программы, который проводится
2 раза в 1 классе (декабрь, май). Подведение итогов мониторинга осуществляется
на ШМО учителей начальной школы.
Формы и средства
контроля
-
Диагностика нравственной
воспитанности по методике М.И.Шиловой;
-
Анкета «Необитаемый
остров»; «Настоящий друг» (А.С.Прутченков);
-
Методика – тест «Хороший ли
ты сын (дочь) (Л.И.Лаврентьева);
-
Изучение самооценки личности
младшего школьника;
-
Методика определения
самооценки (Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн);
-
Проектная методика «Автопортрет»;
-
Конкурс рисунков «Я и мой
класс»;
-
Изучение удовлетворенности
учащихся школьной жизнью по методике А.А. Андреева;
-
Социометрия;
-
Определение социальной
активности школьника по методике Е.Н.Степанова;
-
Методики «Пословицы»
(С.М.Петрова), «Наши отношения» (Л.М.Фридман);
-
Диагностика уровня
воспитанности (методика Н.П. Капустиной);
-
Тест «Размышляем о жизненном
опыте» (.Е.Щурковой).
Ценностные установки:
любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, закон и
правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям,
долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей,
забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство,
толерантность;
родная земля, заповедная природа, планета Земля;
красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие,
художественное творчество.
Критерии
|
Индикатор
|
Измеритель
|
Обретение
чувства гражданственности, патриотизма и уважения к правам, свободам и
обязанностям человека
|
Имеет
четкое представление о принадлежности к РФ
|
Анкета
|
Испытывает
чувство гордости за родную страну
|
Анкета,
педагогическое наблюдение, педагогический анализ
|
Имеет
представление о понятии «гражданин»
|
Анкета
|
Имеет
начальные представления о правах, свободах и обязанностях человека
|
Анкета,
анализ творческих работ, собеседование
|
Сформированность
моральных норм и правил поведения
|
Соблюдает
моральные нормы и правила поведения
|
Методика
изучения уровня воспитанности, наблюдение педагогов, родителей
|
Ценностное
отношение к учебному труду; сформированность первоначальных навыков
общественно-полезной и личностно-значимой деятельности
|
Имеет
ценностную установку «Учение», «Труд»
|
Методика
изучения ценностных установок и ориентаций, портфолио обучающихся, результаты
выполнения проектных работ
|
Участвует
в общественно-полезной деятельности
|
Мониторинг
участия в общественно-полезных делах, акциях
|
Ценностное
отношение к природе, окружающей среде
|
Имеет
ценностную установку «Природа»
|
Методика
изучения ценностных установок и ориентаций, портфолио обучающихся, результаты
выполнения творческих и проектных работ
|
Ценностное
отношение к прекрасному, сформированность представления об эстетических
идеалах
|
Имеет
ценностную установку «Прекрасное», интерес к чтению, произведениям искусства,
спектаклям, концертам, выставкам, музыке.
|
Методика
изучения ценностных установок и ориентаций, педагогическое наблюдение,
портфолио обучающихся, результаты выполнения творческих и проектных работ
|
Ценностное
отношение к семье, старшему поколению
|
Имеет
ценностную установку «Семья», начальные представления об этических нормах
взаимоотношений в семье, между поколениями
|
Анкета,
анализ творческих и проектных работ, собеседование, отзывы родителей
|
Развитое
социальное партнерство
|
Степень
участия и эффективность взаимодействия с учреждениями дополнительного
образования
|
Анализ
воспитательной работы класса, отзывы социальных партнеров, достижения
обучающихся
|
В результате реализации
программы ожидается:
·
развитие творческих способностей;
·
осознание ответственности за судьбу страны, формирование
гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
·
способность к самореализации в пространстве российского
государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм
правового государства;
·
осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров,
способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Конечным
результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и
патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Описание личных качеств
ученика в результате реализации программы:
В целом это самоактуализированная
личность ученика с раскрытым личностным потенциалом.
Организация
работы по программе “Я – гражданин России” в 1 классе рассчитана на 2 часа в
неделю и предполагает 4 ступени в соответствии с возрастными особенностями обучающихся
(1-4 класс):
1 ступень – 1 класс «Я – гражданин России»
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 класс «Я -
гражданин» - 66ч
Общий годовой план работы составляет -66ч, из них: теоретических
-24, практических -42
1.“Я и я”(8ч) – формирование гражданского отношения к
себе.
Я, ты, мы. Мой сосед по парте.
Кто что любит делать.
Антиреклама вредных привычек. Диагностика
2.“Я и семья”(12ч) – формирование гражданского отношения
к своей семье.
Моя семья – моя радость. Фотографии из семейного альбома. В чем
я должен им помочь?
Кто мои бабушка, дедушка? Слушаем сказки моей бабушки.
Моя красивая мама. Загляните в мамины глаза.
Конкурсы рисунков сказок, стихов. Оформление фотовыставки
3.“Я и культура”(10ч) – формирование отношения к
искусству.
Дары природы. Мисс осени.
История моего города.
Откуда пришли елочные игрушки. Встречаем Масленицу.
Экскурсии в музеи, конкурсы поделок из природного материала.
4.“Я и школа”(16ч) – формирование гражданского отношения
к школе.
Праздник первого звонка. Мой школьный дом. Правила поведения в
школе. Законы жизни в классе. Школа вежливости.
Десант чистоты и порядка. Самый красивый школьный двор.
Экскурсии по школе, по школьному саду. Акции.
5.“Я и мое Отечество”(12ч) – формирование гражданского
отношения к Отечеству.
Мои права и обязанности.
Они защищают Родину. Мои родные – защитники Родины. Маленькие
герои большой войны. Поклон тебе, солдат России. С чего начинается Родина?
Конкурсы стихов, песен. Подготовка и рассылка праздничных
открыток.
6.“Я и планета”(8ч) – формирование гражданского отношения
к планете Земля.
Планета просит помощи. Маленькая страна.
Мягкие лапки, а в лапках царапки. В гости к зеленой аптеке.
Конкурсы рисунков. Экскурсии,
экологические акции.
Метапредметные
связи.
Разработанная программа усиливает вариативную составляющую
общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые
предлагаются в рамках базовых предметов (русским языком, литературным чтением,
окружающим миром, ИЗО, музыкой, технологией).
Учебная деятельность
|
Внеурочная деятельность
|
Литературное чтение (анализ и оценка поступков героев; развитие чувства
прекрасного; развитие эмоциональной сферы ребёнка и т.д.). Роль творческого
труда писателей, художников, музыкантов
Получение трудового
опыта в процессе учебной работы
Настойчивость в
исполнении учебных заданий, доведение их до конца.
Оценивание
результатов своего труда в рамках использования технологии оценивания.
Творческое
применение предметных знаний на практике, в том числе при реализации
различных учебных проектов.
Работа
в группах и коллективные учебные проекты – навыки сотрудничества.
Презентация своих учебных и творческих достижений. Опыт
бережного отношения к природе разных народов, отражённый в литературных
произведениях.
–
сбережение природных ресурсов в ходе учебного процесса: выключение ненужного
электроосвещения, экономное расходование воды, упаковочных материалов, бумаги
и т.п
Русский язык – раскрытие воспитательного потенциала русского языка,
развитие внимания к слову и чувства ответственности за сказанное и написанное
и т.д.
Окружающий мир («связь человека и мира», правила поведения в отношениях
«человек –человек» и «человек – природа» и т.д.).
Духовно-нравственная
культура народов России («добро и зло», «мораль и нравственность», «долг и
совесть», «милосердие и справедливость» и т.д.). – знакомство с профессиями и
ролью труда (в т.ч. труда учёных) в развитии общества, преобразования
природы.
Изобразительное искусство и Музыка – приобщение к законам изобразительного и музыкального
искусства; опыт творческой деятельности.
Технология – роль труда и творчества, его различные виды, обучение
разным трудовым операциям, важность их последовательности для получения
результата и т.п.; приобщение к художественному труду; осознание красоты и
гармонии изделий народных промыслов; опыт творческой деятельности.
|
–
экскурсии, например, «Добро и зло на полотнах художников» и др.;
–беседа
«Дом, где живет уважение»;
–
ознакомление (по желанию детей и с согласия родителей) с деятельностью
традиционных религиозных организаций: экскурсии в места богослужения,
добровольное участие в подготовке и проведении религиозных праздников,
встречи с религиозными деятелями;
–
осуществление вместе с родителями творческих проектов и представление их;
–
ролевые игры, моделирующие ситуации нравственного выбора ;
– туристические походы и другие формы совместно деятельности,
требующие выработки и следования правилам нравственного поведения, решения
моральных дилемм.
-
изготовление подарков;
-
клуб интересных встреч;
-
работа кружков, творческих мастерских;
-
составление сборника стихов «Времена года»;
организация
Города Веселых мастеров;
- мини проекты
–
экскурсии в краеведческие музеи, парки;
-экскурсии
по улице, району, области, городу;
-
заочные путешествия;
- беседы о природе ЕАО
-
посещение филармонии, ДК;
-
конкурсы рисунков;
- фотовыставки
|
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 класс
(1 раз в неделю – 33 часа)
№ п/п
|
Тема раздела
|
Количество часов
|
1.
|
“Я
и я”
|
4
|
2.
|
“Я
и семья”
|
6
|
3.
|
“Я
и культура”
|
5
|
4.
|
“Я
и школа”
|
8
|
5.
|
“Я
и мое Отечество”
|
6
|
6.
|
“Я
и планета”
|
4
|
Итого:
|
33
|
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 класс «Я - гражданин» - (1 раз в неделю - 33ч)
№ п/п
|
Тема занятия
|
Количество
часов
|
Деятельность ученика
|
Оборудование, средства наглядности, ЦОРы
|
1
|
Праздник
первого звонка.
|
1
|
Знакосмтво
с учителем, с одноклассниками
|
Украшения
в классе
|
2
|
Мой
школьный дом.
|
1
|
Знакомство
с классом, рисование класса
|
Оформления
класса. Рабочее место ученика.
|
3
|
Обязанности
ученика в школе. Беседа.
|
1
|
Обсуждение
правил поведения.
|
Презентация
о правилах поведения в школе.
|
4
|
Моя
семья – моя радость.
|
1
|
Рассказы
о своей семье
|
Семейные
альбомы. Фотографии.
|
5
|
Я
– ученик. Беседа с творческим заданием.
|
1
|
Составление
рассказа «Я – ученик»
|
Презентация
«Я ученик»
|
6
|
Правила
поведения в школе. Урок – игра.
|
1
|
Участие
в викторине
|
Презентация
«Правила поведения на переменах, в столовой»
|
7
|
Экскурсия
по школьному двору.
|
1
|
Прогулка
по школному двору
|
Фотоаппарат,
камера.
|
8
|
Я,
ты, мы. Игра.
|
1
|
Участие
в игре
|
Презетация
«Викторина о школе»
|
9
|
Кто
что любит делать? Конкурс викторин.
|
1
|
Подготовка
рассказа о себе
|
Презентации
«Все работы хороши»
|
10
|
Осень
в родном городе. Конкурс рисунков.
|
1
|
Рисование
осени
|
Иллюстрации
русских художников.
|
11
|
Ты
и твои друзья. Игра.
|
1
|
Представление
своего друга
|
Выставка
рисунков
|
12
|
Дары
природы. Конкурс поделок из природного материала.
|
1
|
Ихготовление
поделки
|
Природный
материал.
|
13
|
Кто
мои бабушка, дедушка? В чем я могу им помочь?
|
1
|
Рассказ
о своих бабушках, дедушках.
|
Фотографии.
|
14
|
День
добрых волшебников. Вывешивание кормушек.
|
1
|
Вывешивание
кормушек, сбор корма.
|
Плакаты
«Помоги зимующим птицам»
|
15
|
Знакомство
с символикой родного края.
|
1
|
Рисование
герба города.
|
Презентация
«Символика моего края»
|
16
|
Мой
сосед по парте. Час откровенного разговора.
|
1
|
Обсуждение
правил поведения на уроке
|
Рабочее
место.
|
17
|
Откуда
пришли елочные игрушки? Экскурсия.
|
1
|
Выход
на экскурсию в краеведческий музей
|
Елочные
игрушки.
|
18
|
Школа
вежливости. Беседа.
|
1
|
Игра
«Дом вежливых детей»
|
Презентация
« Вежливость и ученик»
|
19
|
Кто
что умеет и любит делать? Викторина.
|
1
|
Участие
в игре-викторине
|
Выставка
детских работ.
|
20
|
Антиреклама
вредных привычек. Конкурс рисунков.
|
1
|
Рисование
рисунков-плакатов
|
Плакаты
о вреде курения, о вреде алкоголя, о правила ПДД.
|
21
|
Они
защищают Родину. Конкурс рисунков.
|
1
|
Рисование
рисунков и конкурс стихотворений
|
Презентация
о героях ВОВ.
|
22
|
Моя
любимая мамочка. Презентация.
|
1
|
Изготовление
подарков для мамы.
|
Фотографии
мам.
|
23
|
Загляните
в мамины глаза. Праздник.
|
1
|
Поздравление
мам.
|
Видео
« С 8 Марта»
|
24
|
Встречаем
Масленицу.
|
1
|
Выезд
на природу «Масленица»
|
Сладкое
угощение ( блины)
|
25
|
Планета
просит помощи. Конкурс рисунков, посвященный дню Земли.
|
1
|
Рисование
рисунков-плакатов о Земле
|
Плакаты
« Береги Землю»
|
26
|
Народный
лечебник. Бабушкины советы.
|
1
|
Рассказы
детей о лекарственных растениях
|
Гербарии
лекартсвенных растений.
|
27
|
Что
такое хорошо, а что такое плохо. Беседа.
|
1
|
Обсуждение
поступков учеников, как хороших, так и плохих
|
Презентация
«Что такое хорошо, что такое плохо»
|
28
|
В
гости к зеленой аптеке. Экскурсия в природу.
|
1
|
Виртуальная
экскурсия в мир лекартсвенных растений.
|
Лекарственные
растения.
|
29
|
День
Победы. Беседа.
|
1
|
Прсмотр
кинофильма о войне.
|
Военные
фотографии, книги о войне.
|
30
|
День
птиц. Выставка рисунков.
|
1
|
Рисование
птиц.
|
Календарь
погоды.
|
31
|
Открытка
ветерану. Акция.
|
1
|
Рисование
открытки
|
Видео
о ВОВ.
|
32
|
Посмотри,
как он хорош, мир, в котором ты живешь. Конкурс стихов.
|
1
|
Конкурс
стихотворений о мире.
|
Видео
о Родине.
|
33
|
С
чего начинается Родина? КВН
|
1
|
Участие
в КВН
|
Презентация-КВН.
|
|
|
33
|
|
|
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:
1. Антошин, М.К. Герб,
флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост.
М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.
2. Баранова, И.В.
Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис, 2004.
3. Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива [Текст] /О.С. Газман. - М.: Новое педагогическое мышление, 1989.
- 221с.
4. Д анилюк, А.Я. и др.
Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина
России [Текст] /Вестник
образования. – 2009. - №17. - 9 - 13с.
5. Жиренко, О.Е.
Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 2007
6. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. – 2005. - №1. – 147с.
7. Концепция духовно – нравственного воспитания российских
школьников
[Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с.
8. Круглов, Ю.Г.
Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов. М.:
Просвещение, 1990.
9. Кувашова, И.Г.
Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова – Волгоград: изд.
«Учитель», 2008.
10. Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и
патриотического воспитания [Текст] / Научно – методический журнал зам.
директора по воспитательной работе. - 2006. - №3. – 40с.
11. О воспитательном компоненте Федерального государственного
образовательного стандарта второго поколения [Текст] / Воспитание школьников.
2009. - №8 – 10 -16с.
12. Павленко, Г.В. Ваши
любимые песни [Текст] / сост. Г.В.Павленко. – Смоленск: Русич, 1996.
13. Перекатьева, О.В.
Сценарии школьных праздников [Текст] / сост. О.В.Перекатьева. – Ростов–на–Дону,
2001.
14. Программа духовно- нравственного развития и воспитания
обучающихся на ступени начального общего образования [Текст] / авт. – сост.
Е.В.Богданова, Н.В.Кондукова, Е.В.Хребтова. – Белово, 2010. – 48-49с.
15. Савинов, Е.С. Примерная основная образовательная программа
образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е.С.Савинов. – М.:
Просвещение, 2010. – 191., 204с.
16.Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей
младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово:
КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
Электронный ресурс
Внеурочная деятельность в начальной школе: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru
Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций: компьютер, принтер, сканер, ксерокс, мультимедийный проектор, DVD,
фотоаппарат, видеокамера, телевизор, видеомагнитофон,
Другие материалы, обеспечивающие занятия
Ø
Для спортивных соревнований
– мячи, обручи, кегли и т.д.
Ø
Для тематических походов -
путевые листы с заданиями, мячи, мини-канат, скакалки, вода и т.д.
Ø
Для подготовки
мини-проектов, выставок рисунков – краски, карандаши, бумага, фотографии и
альбомы.
Ø
Экспозиции музеев, выставок.
Ø
Для проведения ролевых игр –
посуда, имитация подарков, игрушки.
ПРИЛОЖЕНИЕ
1-2-е классы
|
Я
оцениваю себя
вместе
с родителями
|
Меня
оценивает
учитель
|
Итоговые
оценки
|
1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ:
*
мне интересно учиться
*
я люблю мечтать
*
мне интересно находить ответы на непонятные вопросы
*
мне нравится выполнять домашние задания
*
я стремлюсь получить хорошие отметки
|
|
|
|
2. ТРУДОЛЮБИЕ:
*
я старателен в учебе
*
я внимателен
*
я помогаю другим в делах и сам обра-
щаюсь
за помощью
*
мне нравится помогать родителям, выполнять домашнюю работу
*
мне нравится дежурство в школе
|
|
|
|
3. БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ:
*
к земле
*
к растениям
*
к животным
*
к природе
|
|
|
|
4. МОЕ ОТНОШЕНИЕ К ШКОЛЕ
*
я выполняю правила для учащихся
*
я добр в отношениях с людьми
*
я участвую в делах класса и школы
|
|
|
|
5. КРАСИВОЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ:
*
я аккуратен в делах
*
я опрятен в одежде
*
мне нравится все красивое вокруг меня
*
я вежлив в отношениях с людьми
|
|
|
|
6. КАК Я ОТНОШУСЬ К СЕБЕ:
*
я управляю собой
*
я соблюдаю санитарно-гигиенические правила ухода за собой
*
у меня нет вредных привычек
|
|
|
|
Оценка
результатов проводится по 5-бальной системе:
5 – всегда
По каждому качеству (критерию) выводиться
4 –
часто одна
среднеарифметическая оценка.
3 –
редко В результате каждый
ученик имеет 6 оценок.
2 - никогда
1-
у меня другая позиция
Затем
6 оценок складываются и делятся на 6. Средний балл и является условным
определителем уровня воспитанности. Средний балл: 5 – 4, 5 – высокий уровень,
4, 4 – 4 – хороший уровень,
3, 9
– 2,9 – средний уровень, 2,8 – 2 – низкий уровень.
Классному
руководителю 1-2-х классов
Сводный
лист данных изучения уровня воспитанности
учащихся
______ класса
№
п/п
|
Фамилия,
имя
|
Любо
знате
льность
|
Трудолюбие
|
Бережное
от ноше ние к природе
|
Мое
отношение к шко ле
|
Красивое
в моей жизни
|
Как
я отношусь к себе
|
Сред
ний
балл
|
Уро
вень
воспи танности
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В
классе _______ учеников
___________ имеют высокий уровень воспитанности (в)
___________ имеют хороший уровень воспитанности (х)
___________ имеют средний уровень воспитанности (с)
___________ имеют низкий уровень воспитанности (н)
Дата
________________ Классный руководитель _____________________
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.