(102
ч в год, 3 ч в неделю)
Материал для уроков физической культуры
Теоретические
сведения
Физическая культура и спорт в России. Специальные олимпийские
игры.
Гимнастика
Теоретические сведения
Виды гимнастики: спортивная, художественная,
атлетическая, ритмическая.
Практический материал
Построения и перестроения. Повороты направо,
налево, кругом в ходьбе. Размыкание в движении на заданную дистанцию и
интервал. Фигурная маршировка. Отработка строевого шага.
Общеразвивающие
и корригирующие упражнения
Основные положения и движения головы,
конечностей, туловища. Сочетание наклонов, поворотов, вращений
головы с наклонами, поворотами и вращениями туловища на месте и в движении.
Соединение различных исходных положений и движений руками, ногами, туловищем в
несложных комбинациях. Наклоны туловища с подбрасыванием и ловлей предметов.
Упражнения на дыхание. Восстановление
дыхания после рывков и пробежек при игре в баскетбол. Регулирование дыхания во
время кроссового бега.
Упражнения для развития мышц кистей рук и пальцев. Круговые движения
кистями рук; сжимание большого теннисного мяча кистью, пальцами; перекатывание
большого теннисного мяча между ладонями; указательные (затем для других
одноименных пальцев) пальцы в «замке», руки перед грудью, попытаться развести
руки в стороны и разорвать «замок» (то же упражнение в парах).
Упражнения для укрепления голеностопных суставов
и стоп. Круговые движения стопой по часовой стрелке, против часовой
стрелки; подъем на носки стоя, в движении; подъем на одной (правой, затем
левой), двух ногах на носках с отягощением в руках, с грузом на плечах.
Упражнения для укрепления мышц туловища рук и
ног. Сгибание-разгибание рук в упоре лежа в различных плоскостях (от
стены, от скамьи, от пола) и с различной расстановкой рук (ладони вместе, руки
на ширине плеч, руки шире плеч); сгибание- разгибание туловища (лицом вверх,
лицом вниз) с поворотами корпуса влево — вправо; подтягивание на перекладине;
сгибание-разгибание рук на брусьях; подъем на брусьях, на гимнастической
стенке; приседание, в том числе и с отягощением; использование «волевой
гимнастики» (концентрация различной продолжительности на статическом напряжении различных мышечных групп).
Упражнения для расслабления мышц. Приемы
саморасслабления напряженных мышц ног после скоростно-силовых нагрузок,
Расслабление в положении лежа на спине с последовательными движениями —
потряхиваниями расслабленными конечностями.
Упражнения для развития координации движений, Поочередные
разнонаправленные движения рук; движения рук и ног, выполняемые в различных
плоскостях, с одновременной разнонаправленной координацией, Формирование
координации в прыжковых упражнениях.
Упражнения для развития
пространственно-временной дифференцировкгз и точности движений. Фигурная маршировка
в направлении различных ориентиров и между ними. Выполнение исходных положений:
упор присев, упор лежа, упор стоя на коленях, упор сидя сзади без контроля
зрения по словесной инструкции. Передвижение в колонне прыжками с соблюдением
определенной дистанции. Метание в цель чередованием резко контрастных по весу
мячей. Выполнение ходьбы, бега с командами о начале и конце работы (от 5 до 30
с). Определить, кто точнее укажет время выполнения. Эстафета для 2— 3 команд —
выполнить передачу мяча в колонне различными способами, сообщить время, вновь
выполнить передачу мяча за 10, 15, 20 с, определить самую точную команд
С гимнастическими палками. Принять исходное положение — палка
вертикально перед собой — выполнять хлопки, приседания и другие движения с
выпусканием гимнастической палки и захватом ее до падения. Подбрасывание, ловля
гимнастической палки с переворачиванием.
С набивными мячами. Подскоки на месте с
мячом, зажатым коленями, голеностопными суставами; сочетание различных движений
рук с мячом с движениями ног и туловища. Катание набивного мяча ногой с
продвижением прыжками на другой ноге. Передача мяча двумя руками друг другу
(снизу, от груди, из-за головы).
С гантелями. Упражнения для
верхнего плечевого пояса: в исходном положении основная стойка круговые
движения плечами вперед, назад; стоя, сидя сгибание- разгибание рук; стоя в
наклоне, спина прямая, рука согнута в локте, плечо параллельно корпусу,
предплечье перпендикулярно полу, отведение предплечья до выпрямления руки,
плечо неподвижно; исходное положение основная стойка, отведение рук в стороны
(кисти рук с гантелями смотрят вниз, вперед, назад).
Упражнения для корпуса. В наклоне, спина
прямая, рука опущена к полу, подъем гантели к поясу; лежа на скамье разведение
рук в стороны (руки чуть согнуты в локтях).
Упражнения для ног. Исходное положение
основная стойка, подъем на носки; исходное положение основная стойка, руки с
гантелями у плеч, выполнять приседания. Каждое упражнение состоит из 2—3 серий
по 10—12 повторений.
Упражнения на
преодоление сопротивления Упражнения в парах с преодолением
сопротивления партнера (сгибание-разгибание рук, наклоны головы, туловища,
движение ног); перетягивание каната стоя в зонах; борьба за предмет: перетянуть
гимнастическую палку, отнять мяч.
Переноска груза и
передача предметов. Переноска одного ученика двумя, сидящего на взаимно
сцепленных руках на расстояние до 15—20 м; переноска одного ученика двумя с
поддержкой под ногой и спину на расстояние до 15—20 м; переноска
гимнастического бревна на расстояние до 8—10 м (6—8 человек); переноска
набивных мячей в различных сочетаниях; передача набивных мячей (4—5 подряд)
сидя, в колонне по одному, различными способами.
Лазанье. Лазанье на скорость
различными способами по гимнастической стенке и канату вверх, вниз; лазанье в
висе на руках и ногах по бревну или низко висящему горизонтальному канату;
подтягивание в висе на гимнастической стенке после передвижения вправо, влево.
Равновесие. Вскок в упор присев
на бревно (с помощью — страховкой) с сохранением равновесия; сед, сед ноги
врозь на бревне, переход с приседа в сед, в сед ноги врозь, в сед углом с
различными положениями рук; быстрое передвижение по бревну шагом и бегом с последующим
соскоком (высота 90—100 см); полушпагат с различными положениями рук; ходьба по
гимнастической скамейке с доставанием с пола мячей, булав, гимнастических
палок, обручей, сохраняя равновесие; простейшие комбинации для девочек (высота
бревна 80—100 см); выполнить комбинацию: вскок в упор присев на левую (правую)
ногу, другая в сторону на носок — поворот налево (направо) — полушпагат —
встать на левую (правую) ногу, другую назад на носок, руки в стороны — два шага
«галопа» с левой — два шага «галопа» с правой — прыжком упор присев, руки вниз
— поворот налево (направо) в приседе — встать, руки на пояс — два приставных
шага влево (вправо) — полуприсед, руки назад («старт пловца») и соскок
прогнувшись.
Опорный прыжок. Совершенствование
опорного прыжка ноги врозь через козла в длину, а также в ширину (для слабых
девочек и мальчиков) с прямым приземлением и с поворотом направо, налево при
приземлении (сильным); прыжок ноги врозь через козла в длину с поворотом на 90
градусов (мальчики); преодоление полосы препятствий для мальчиков; лазанье по
канату с переходом на гимнастическую стенку, спуск вниз, опорный прыжок ноги
врозь через козла; для девочек: опорный прыжок ноги врозь через козла, лазанье
по гимнастической стенке с переходом на канат, спуск по канату.
Учащиеся должны знать:
•
что
такое фигурная маршировка;
•
требования
к строевому шагу;
•
как
перенести одного ученика двумя различными способами;
•
фазы
опорного прыжка.
Учащиеся должны уметь:
•
соблюдать
интервал и дистанцию при выполнении упражнений в ходьбе;
•
выполнять
движения и воспроизводить их с заданной амплитудой без контроля зрения;
•
изменять
направление движения по команде;
•
выполнять
опорный прыжок способом «согнув ноги» и «ноги врозь» с усложнениями (выше
снаряд).
Легкая атлетика
Теоретические сведения
Правила судейства по бегу, прыжкам,
метанию; правила передачи эстафетной палочки в легкоатлетических эстафетах.
Практический материал
Ходьба. Прохождение на
скорость отрезков от 100 до 400 м. Ходьба группами наперегонки. Пешие переходы
по слабопересеченной местности до 3—5 км.
Ходьба по залу с ускорением и замедлением,
со сменой видов ходьбы по команде учителя.
Бег. Медленный бег в
равномерном темпе до 10—12 мин. Бег с изменением скорости по ориентирам и
сигналам учителя — 6 мин.
Бег на 100
м на скорость. Эстафета 4 х 100 м. Старт из положения с опорой на одну руку.
Кросс 500
м (мальчики), 300 м (девочки), бег по песчаной местности (по различному
грунту, преодоление ям, бугров и невысокого кустарника прыжком, шагом,
перешагиванием, прыжком согнувшись).
Специальные беговые упражнения с
усложнениями на месте и с передвижением на отрезках до 50
м.
Прыжки. Выпрыгивания и спрыгивания с
препятствий (маты, тумбы, скамьи и т. п.) высотой до 1
м. Выпрыгивания с набивным мячом вверх из низкого приседа. Прыжки на одной
ноге через препятствия (набивной мяч, полосы) с усложнениями.
Прыжки со скакалкой на месте и с
передвижением в максимальном темпе (по 10—
15 с).
Прыжок в длину способом «согнув ноги»;
подбор индивидуального разбега. Тройной прыжок с места и с небольшого разбега
(основы прыжка).
Прыжок с разбега способом «перешагивание»;
подбор индивидуального разбега. Прыжок в высоту с разбега способом «перекат»
или «перекидной» (схема техники прыжка).
Метание. Броски набивного
мяча весом 3 кг двумя руками снизу, из-за головы, от груди, через голову на
результат.
Метание малого мяча на дальность с полного
разбега в коридор шириной 10 м. Метание нескольких малых мячей в 2—3 цели из
различных исходных положений и за определенное время.
Основные
требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
•
простейшие
правила судейства бега, прыжков, метаний;
•
схему
техники прыжка способом «перекат», «перекидной»;
•
правила
передачи эстафетной палочки в легкоатлетических эстафетах;
•
как
контролировать состояние организма с помощью измерений частоты пульса. Учащиеся
должны уметь:
•
проходить
небольшие отрезки с максимальной скоростью;
•
бежать
с переменной скоростью в течение 6 мин; в равномерном медленном темпе в течение
10—12 мин;
•
прыгать
с полного разбега в длину способом «согнув ноги» с толчком от бруска и в высоту
способом «перешагивание»;
•
подбирать
разбег для прыжка;
•
метать
малый мяч с полного разбега в коридор шириной 10
м;
•
выполнять
толкание набивного мяча со скачка.
СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ
Теоретические сведения
Судейство игр; правильное оформление
заявок на участие в соревнованиях.
Волейбол Теоретические сведения
Наказания при нарушениях правил игры.
Практический материал
Прием и передача мяча сверху и снизу в
парах после перемещений. Верхняя прямая передача в прыжке. Верхняя прямая
подача. Прямой нападающий удар через сетку (ознакомление). Прыжки вверх с места
и шага, прыжки у сетки (3—5 серий по 5—10 прыжков в серии). Многоскоки.
Упражнения с набивными мячами.
Учебная игра.
Основные
требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
•
о
наказаниях при нарушениях правил.
Учащиеся должны уметь:
•
принимать и передавать мяч сверху и снизу в парах после
перемещений.
•
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.