Инфоурок Физика Другие методич. материалыРабочая программа учебного курса «Физика 11». Л.Э. Геденштейн, Ю.И. Дик, (базовый уровень)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Старошайговская средняя общеобразовательная школа №2»

Старошайговского муниципального района Республики Мордовия

Рассмотрена                                                                              «Утверждаю».

на заседании ШМО                                                                  Директор школы:

Протокол № 1                                                                  _______________/Саушкина В.А./

от «29» августа 2014 г.                                                          Приказ №___

Руководитель ШМО                                                                 от «__»___________2014 г.

____________ /Автайкин Г.А./

Рабочая программа

учебного курса «Физика»

в 11 классе (базовый  уровень)

Составитель: Автайкин Г.А., учитель физики

Согласовано.

Заместитель директора  по УВР:_____________/Горьканова Л.А./

Старое Шайгово, 2014 г.

1.       ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета естественного цикла в школе, вносит существенный вклад в систему знаний, об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в примерной программе среднего (полного) общего образование структурируется на основе физических теорий: механики, молекулярной физики, электродинамики, электромагнитных колебаний и волн, кваниитовой физики.

Особенностью предмета «физика» в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.

1.1 Цели и задачи учебной дисциплины.

Изучение физика на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

·         Освоение знаний о фундаментальных физических законах классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса, электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта; наиболее важных открытиях в области физики; методах научного познания.

·         Овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты; применять полученные знания для объяснения движения небесных тел и ИСз, свойства газов, жидкостей и твёрдых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн, волновых свойств света, фотоэффекта, излучения поглощения света атомом; для практического использования физических знаний при обеспечении безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникаций.

·         Развитие познавательных интересов, творческих способностей в процессе совместного выполнения задач.

·         Использование приобретённых знаний и умений для решения практических задач; рационального природопользования и охраны окружающей среды.

1.2 Общая характеристика изучения физики в средней школе:

Изучение физики в 11 классе на базовом уровне  продолжает знакомить учащихся с основами физики и её применением, влияющим на развитие цивилизации. Понимание основных законов природы и влияние науки на развитие общества — важнейший элемент общей культуры.

Физика как учебный предмет важна и для формирования научного мышления: на примере физических открытий учащиеся постигают основы научного метода познания. При этом целью обучения должно быть не заучивание фактов и формулировок, а понимание основных физических явлений и их связей с окружающим миром.

Программа даёт возможность подготовиться к ЕГЭ по физике наиболее успевающим учащимся.

Эффективное изучение учебного предмета предполагает преемственность, когда постоянно привлекаются полученные ранее знания, устанавливаются новые связи в изучаемом материале.

В данной программе предусмотрено повторение и углубление основных идей и понятий, изучавшихся в курсе физики основной школы.

Главное отличие курса физики старших классов от курса физики основной школы состоит в том, что в основной школе изучались  физические явления, а в 10—11-м классах изучаются основы физических теорий и важнейшие их применения. При изучении каждой учебной темы надо сфокусировать внимание учащихся на центральной идее темы и её практическом применении. Только в этом случае будет достигнуто понимание темы и осознана её ценность — как познавательная, так и практическая. Во всех учебных темах необходимо обращать внимание на взаимосвязь теории и практики.

1.3 Основания для составления рабочей программы

Рабочая программа по физике 11 класса УМК авторов Генденштейна Л.Э. и Дика Ю.И. для базового уровня составлена на основе:

·         Базисного учебного плана образовательных школ Российской Федерации (Приказ Мин. образования  РФ от 9.03.2004)

·         Федерального компонента государственного образовательного стандарта (Приказ Мин. Образования РФ от 5.03.2004)

·         Примерной программы, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта.

·         Авторской программы Генденштейна Л.И. и Дика Ю.И.

Данная программа используется для УМК Генденштейна Л.И. и  Дика Ю.И, утверждённого Федеральным перечнем учебников. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 70 ч для обязательного изучения физики на базовом уровне в 11 классе. Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Определен также перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий.

Изменения в программе и их обоснование

Из темы «Постоянный электрический ток» взят один час на проведение входной контрольной работы. Из темы «Оптика» взят один час на проведение промежуточной контрольной работы.

Нумерация разделов стандарта и программы выполнена без какого-либо искажения их формулировок и последовательности. В настоящую программу включены все темы курса, присутствующие как в стандарте, так и в примерной программе. Это качество делает курс более полным, более устойчивым, рассчитанным на развитие учебного предмета.

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения физики на базовом уровне ступени среднего (полного) общего образования, в том числе в 10 и 11 классах по 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.

1.4 Требования к уровню усвоения дисциплины.

должны знать/понимать:

смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, постулат, атом, молекула; смысл физических величин: заряд, электрическое и магнитные поля,  электрический ток; смысл физических законов классической электродинамики, геометрической, волновой и квантовой оптики, сохранения энергии, импульса, строения атома, ядра, процессов во Вселенной; вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики в изучаемых разделах,

должны уметь:

описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления; приводить примеры практического использования физических знаний: законов электродинамики, оптики, астрофизики; воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых тепловых приборов, оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; рационального природопользования и защиты окружающей среды.

владеть:

·       физическими приборами и измерительными инструментами для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, температуры, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;

·      приемами представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего те­ла от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света.

2.      ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

№ п/п

Наименование темы

Всего часов

Из них

Теоретическое обучение, часы

Лабора-торные и практи-ческие работы, часы

Контрольные работы, часы

1.4

Оптика

10

2.

Квантовая физика и элементы астрофизики.

22

2.1

Кванты и атомы. Атомное ядро и элементарные частицы

17

3

2.2

Элементы астрофизи-ки

10

Итоговое повторение и контроль

Итого

64

52

9

5

1

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА ФИЗИКИ.

ЭЛЕКТРОДИНАМИКА (40 ч)

1. Законы постоянного тока (8 ч)

Электрический ток. Источники постоянного тока. Сила тока. Действия электрического тока. Электрическое сопротивление и закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Измерения силы тока и напряжения. Работа тока и закон Джоуля — Ленца. Мощность тока. ЭДС источника тока. Закон Ома для полной цепи. Передача энергии в электрической цепи.

1. Магнитные взаимодействия (4 ч)

Взаимодействие магнитов. Взаимодействие проводников с токами и магнитами. Взаимодействие проводников с токами. Связь между электрическим и магнитным взаимодействием. Гипотеза Ампера. Магнитное поле. Магнитная индукция. Действие магнитного поля на проводник с током и на движущиеся заряженные частицы.

Магнитное взаимодействие токов.

Отклонение электронного пучка магнитным полем.

Магнитная запись звука.

Лабораторные работы

1. Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.

2. Наблюдение действия магнитного поля на проводник с током.

1. Электромагнитное поле (15 ч)

Явление электромагнитной индукции. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Индуктивность. Энергия магнитного поля. Производство, передача и потребление электроэнергии. Генератор переменного тока. Альтернативные источники энергии.

Трансформаторы. Электромагнитные волны. Теория Максвелла. Опыты Герца. Давление света. Передача информации с помощью электромагнитных волн. Изобретение радио и принципы радиосвязи. Генерирование и излучение радиоволн. Передача и приём радиоволн. Перспективы электронных средств связи.

Демонстрации

Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока.

Свободные электромагнитные колебания.

Осциллограмма переменного тока.

Генератор переменного тока.

Излучение и приём электромагнитных волн.

Отражение и преломление электромагнитных волн.

Лабораторные работы

3. Изучение явления электромагнитной индукции.

4. Изучение устройства и работы трансформатора.

4. Оптика (13 ч)

Природа света. Развитие представлений о природе света. Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Линзы. Построение изображений в линзах. Глаз и оптические приборы. Световые волны. Интерференция света. Дифракция света. Соотношение между волновой и геометрической оптикой. Дисперсия света. Окраска предметов. Инфракрасное излучение. Ультрафиолетовое излучение.

Интерференция света.

Дифракция света.

Получение спектра с помощью призмы.

Получение спектра с помощью дифракционной решётки.

Поляризация света.

Прямолинейное распространение, отражение и преломление света.

Оптические приборы.

Лабораторные работы

5. Определение показателя преломления стекла.

6. Наблюдение интерференции и дифракции света.

КВАНТОВАЯ ФИЗИКА И ЭЛЕМЕНТЫ АСТРОФИЗИКИ. (21 ч)

5. Кванты и атомы. Атомное ядро и элементарные частицы (17 ч)

Равновесное тепловое излучение. Ультрафиолетовая катастрофа. Гипотеза Планка. Фотоэффект. Теория фотоэффекта. Применение фотоэффекта. Опыт Резерфорда. Планетарная модель атома. Постулаты Бора. Атомные спектры. Спектральный анализ. Энергетические уровни. Лазеры. Спонтанное и вынужденное излучение. Применение лазеров. Элементы квантовой механики. Корпускулярно-волновой дуализм. Вероятностный характер атомных процессов. Соответствие между классической и квантовой механикой.

Строение атомного ядра. Ядерные силы. Радиоактивность. Радиоактивные превращения. Ядерные реакции. Энергия связи атомных ядер. Реакции синтеза и деления ядер. Ядерная энергетика. Ядерный реактор. Цепные ядерные реакции. Принцип действия атомной электростанции. Перспективы и проблемы ядерной энергетики. Влияние радиации на живые организмы. Мир элементарных частиц. Открытие новых частиц. Классификация элементарных частиц. Фундаментальные частицы и фундаментальные взаимодействия.

Фотоэффект.

Линейчатые спектры излучения.

Лазер.

Счётчик ионизирующих частиц.

Лабораторные работы

7. Наблюдение сплошного и линейчатого спектров.

8. Изучение треков заряженных частиц по фотографиям.

9. Моделирование радиоактивного распада.

6. Строение и эволюция вселенной (4 ч)

Размеры Солнечной системы. Солнце. Источник энергии Солнца. Строение Солнца. Природа тел Солнечной системы. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Малые тела Солнечной системы. Происхождение Солнечной системы.

Разнообразие звёзд. Расстояния до звёзд. Светимость и температура звёзд. Судьбы звёзд. Наша Галактика — Млечный путь. Другие галактики. Происхождение и эволюция Вселенной. Разбегание галактик. Большой взрыв.

4.      КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

01.09

Закон Ома для участка цепи

06.09

3.

Последовательное и параллельное соединение проводников

08.09

4.

13.09

5.

Работа и мощность постоянного тока. Закон Джоуля-Ленца

15.09

6.

Закон Ома для полной цепи

20.09

7.

22.09

8.

Контрольная работа №1. «Входная»

К. Р. №1

27.09

Магнитные взаимодействия.

9.

Взаимодействие магнитов и токов

29.10

10.

Магнитное поле. Сила Ампера и сила Лоренца. Линии магнитной индукции

04.10

11.

Лабораторная работа №1:

«Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»

Практикум Комбинированный

Л. Р. №1

06.10

12.

Лабораторная работа №2:

«Наблюдение действия магнитного поля на проводник с током»

Л. Р. №2

11.10

Электромагнитное поле.

15

13.

Электромагнитная индукция

13.10

14.

Лабораторная работа  № 3: «Изучение явления электромагнитной индукции»

Л. Р. №3

27.10

18.

01.11

19.

Энергия  магнитного поля. Производство, передача и потребление энергии

15.11

20.

Трансформатор

17.11

21.

Лабораторная работа №4: «Изучение устройства и работы трансформатора»

Л. Р. №4

22.11

22.

24.11

23.

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны

24.

Передача информации с помощью электромагнитных волн

Создания новых знаний

29.11

25.

Перспективы электронных средств  связи. Интернет.

01.12

26.

Решение задач

06.12

27.

Контрольная работа по теме «Электродинамика».  Промежуточная

К. Р. №2

08.12

Оптика

28.

Природа света. Законы геометрической оптики.

13.12

29.

15.12

30.

Лабораторная работа № 5: «Определение показателя преломления стекла»

Л. Р. №5

20.12

31.

Линзы. Построение изображений с помощью линз.

22.12

32.

27.12

33.

Глаз и оптические приборы.

12.01

34.

Световые волны.

17.01

35.

19.01

36.

Лабораторная работа № 6: «Наблюдение интерференции и дифракции света»

Л. Р. №6

24.01

37.

Лабораторная работа № 7: «Измерение длины волны с помощью дифракционной решетки»

Л. Р. №7

26.01

38.

Цвет.

31.01

39.

Обобщающее повторение. Решение  задач

02.02

40.

Контрольная  работа № 3: «Оптика»

К. Р. №3

07.02

Квантовая физика и элементы астрофизики.

21

Строение атома

16.02

44.

Атомные спектры.

Лабораторная работа № 7: «Наблюдения сплошного и линейчатого спектров»

21.02

16.03

50.

21.03

51.

Лабораторная работа № 8: «Изучение треков заряженных частиц по фотографиям»

04.04

52.

Ядерные реакции и энергия связи ядер

06.04

53.

Лабораторная работа № 9: «Моделирование радиоактивного распада»

Л. Р. №8

11.04

54.

Ядерная энергетика

13.04

55.

Мир элементарных частиц

Л. Р. №9

18.04

56.

Повторение темы «Квантовая физика. Физика атомного ядра»

20.04

57.

Контрольная работа №4 «Квантовая физика, физика атомного ядра»

К. Р. №4

25.04

Строение и эволюция Вселенной

58.

Размеры Солнечной системы. Солнце.

27.04

59.

Природа тел Солнечной системы

04.05

60.

Разнообразие звёзд. Судьбы звёзд

11.05

61.

Галактики. Происхождение и эволюция Вселенной.

16.05

62.

Обобщающее повторение

18.05

63.

Решение задач

64.

Контрольная работа № 5 «Итоговая».

К. Р. №5

23.05

65-68.

Резерв

Контроль уровня обученности.

Контрольная работа № 1: «Входная»

Контрольная работа № 2: «Электродинамика», «Промежуточная»

Контрольная работа № 3: «Оптика»

Контрольная работа № 4: «Квантовая физика, физика атомного ядра»

Контрольная работа № 5(тест): «Итоговая контрольная работа»

Практические занятия.

Фронтальные лабораторные работы.

Лабораторная работа  №1:  «Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»

Лабораторная работа  №2:  «Наблюдение действия магнитного поля на проводник с током»

Лабораторная работа  № 3:  «Изучение явления электромагнитной индукции»

Лабораторная работа  №4:  «Изучение устройства и работы трансформатора»

Лабораторная работа  №5:   «Определение показателя преломления  стекла»

Лабораторная работа  №6:  «Наблюдение интерференции и дифракции света»

Лабораторная работа  №7:  «Наблюдения сплошного и линейчатого спектров»

Лабораторная работа  №8:  «Изучение треков заряженных частиц по фотографиям»

Лабораторная работа  №9:  «Моделирование радиоактивного распада»

5.      МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Номенклатура учебного оборудования по физике определяется стандартами физического образования, минимумом содержания учебного материала, базисной программой общего образования.

Для постановки демонстраций достаточно одного экземпляра оборудования, для фронтальных лабораторных работ не менее одного комплекта оборудования на двоих учащихся.

Оборудование для 11 класса:

ü  комплект DVD (компакт - диск «Уроки физики Кирилла и Мефодия» 11 класс,

ü  Открытая физика, Физика – библиотека наглядных пособий 7 – 11 класс,

ü  Физика – готовимся к ЕГЭ, 1С:Репетитор - Физика)

ü  Штатив физический универсальный.

ü  Магнит дугообразный демонстрационный.

ü  Магнит полосковый демонстрационный (пара).

ü  Машина электрическая обратимая (двигатель - генератор).

ü  Микрофон электродинамический.

ü  Модель молекулярного строения магнита.

ü  Стрелки магнитные на штативах (пара).

ü  Султан электростатический (шёлк) пара.

ü  Штатив, изолирующий ШТИЗ - 1 (пара).

ü  Электромагнит разборный (подковообразный).

ü  Выключатель однополюсной, лабораторный.

ü  Источник питания лабораторный учебный.

ü  Катушка - моток.

ü  Компас школьный.

ü  Комплект для изучения полупроводников (диоды).

ü  Лабораторный набор «Электромагнит разборный с деталями».

ü  Магнит U образный лабораторный.

ü  Магнит полосовой лабораторный (пара).

ü  Миллиамперметр лабораторный.

ü  Прибор для демонстрации правила Ленца.

ü  Цифровой измерительный прибор.

ü  Штатив для фронтальных работ.

ü  Магазин резисторов на панели.

ü  Машина электрическая обратимая (двигатель - генератор).

ü  Микрофон электродинамический.

ü  Модель перископа.

ü  Стрелки магнитные на штативах (пара).

ü  Электромагнит разборный (подковообразный).

ü  Лабораторный набор «Геометрическая оптика».

ü  Лабораторный набор «Магнетизм».

6.      УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА.

1.             Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Министерство образования, Москва, 2004.

2.             Примерная программа  среднего (полного) общего образования, базовый уровень ,  10-11 классы.

3.             Кабардин О.Ф., Орлов В.А.. Физика. Тесты. 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2000.

4.             Кирик Л.А., Дик Ю.И.. Физика. 11 класс.Сборник  заданий и самостоятельных работ.– М: Илекса, 2004.

5.             УМК «Физика-11».Кирик  ЛА,  и др.. Сб.заданий и самостоятельных работ, 2-е издание

№ п.п.

Название

Годы издания

Издательство

1.

Таблица по физике “Международная система единиц”

Плакаты по физике для 7 класса

CD  «Физика - 10»

12.

CD  «Физика - 11»

13.

CD Интерактивный плакат «Электронный плакат. Молекулярная физика»

ООО «Физикон»

Данный учебно-методический комплекс реализует задачу концентрического принципа построения учебного материала, который отражает идею формирования целостного представления о физической картине мира

7.      СПИСОК  ИСТОЧНИКОВ К РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ

Скачать материал "Рабочая программа учебного курса «Физика 11». Л.Э. Геденштейн, Ю.И. Дик, (базовый уровень)"

Психолог-перинатолог

Секретарь-администратор

Рабочая программа

учебного курса «Физика»  в 11 классе (базовый  уровень)

1.1 Цели и задачи учебной дисциплины.

1.2 Общая характеристика изучения физики в средней школе:

Авторской программы Генденштейна Л.И. и Дика Ю.И.

Данная программа используется для УМК Генденштейна Л.И. и  Дика Ю.И, утверждённого Федеральным перечнем учебников. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.

1.3 Основания для составления рабочей программы

1.4 Требования к уровню усвоения дисциплины.

должны знать/понимать:

смысл понятий; смысл физических величин; смысл физических законов; вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики в изучаемых разделах.

должны уметь:

описывать и объяснять физические явления и свойства тел: отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры практического использования физических знаний; воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию.

владеть:         физическими приборами и измерительными инструментами для измерения физических величин;   приемами представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости.