Главная / Классному руководителю / Рабочая программа татральной студии "Серебряная маска"

Рабочая программа татральной студии "Серебряная маска"

Быковский центр развития творчества детей и юношества


УТВЕРЖДАЮ


Директор БЦРТДиЮ

Мордвинцева А.В.

«____» ________ 20 ____г.

СОГЛАСОВАНО


Зам.директора по УВР

Сухочева Л.Б. _________


« ____»__________20___г.


Руководитель

Юрьева А.О.

(фамилия, имя, отчество)

___________________

(подпись)

«___» ____________2010 г.











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

творческого объединения:

«Театр «Серебряная маска»


Руководитель: Юрьева Анна Олеговна,

учитель высшей категории









2012 г.





Пояснительная записка

Как развивать  речь и  мышление учащихся? Как учить  постигать тайны слова? Как учить  постигать мир, воспитывать отзывчивость, сострадание, любовь ко всему живому?

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятие зажатости, заторможенности, обучения чувствованию слова и художественному  воображению – это путь через  игру, сочинительство, фантазирование. Все это может дать театрализованная деятельность.

В составленной программе творческого объединения «Театр «Серебряная маска» рассматривается  не только как средство достижения некоего художественного результата, т.е. создание спектакля. Очень важно, чтобы занятия театральным искусством активизировали у учащихся мышление и познавательный интерес, пробудили фантазию и воображение, любовь к родному слову, научили сочувствию и сопереживанию.

Школьный театр «Серебряная маска» - это совершенно иная форма организации учебной  деятельности учащихся, чем урок. Ученик не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам.

На занятиях внимание ребят направлено на задания: через установку, логическую структуру  занятий  руководитель осуществляет руководство самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Школьники сами выбирают и нужный темп, и средства, и методы выполнения задания, чередуя парную, индивидуальную и групповую работу. Атмосфера доверия, сотрудничества учащихся и руководителя содержательная работа с дидактическим материалом, обращение к личному опыту учащихся, связь с другими видами искусств - способствует развитию индивидуальности ученика.

Расписание  занятий строится из расчета  два часа в неделю. Образовательный  процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями  и особенностями ребят, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий. 
  Цель программы: гармоничное развитие личности ребенка средствами эстетического образования; развитие его художественно – творческих умений; нравственное становление.

Цель  может быть достигнута при решении ряда задач:

  • Обеспечение необходимых условия для личностного творческого развития детей;

  • Формирование общей культуры;

  • Приобретение знаний и практики в области театрального искусства.

Отличительной чертой данной программы от традиционных уроков являются формы проведения занятий:

имитация ситуации,

озвучивание и пантомима,

импровизация на заданную тему,

творческие экспромты, упражнения на релаксацию, упражнения на разогрев,

тренинги на постановку голоса (тональность, громкость, эмоциональность),

создание мини сценариев на материале образцов,

тематические сценарии, их защита,

режиссура,

актёрское мастерство.

Данные формы дадут возможность каждому учащемуся реализовать себя.

В результате прохождения программного материала обучающийся будет иметь представление о:

1) специфике сценического искусства;

узнает о:

2) формах и приемах владения голосом;

3) формах и приемах постановки дыхания;

4) формах и приемах владения телом;

будет уметь:

5) передавать интонационно свои мысли, чувства, переживания;

6) входить в образ;

7) импровизировать на заданную тему;

8) создавать творческие работы, декламировать;

9) управлять зрительским вниманием;

овладеет:

10) навыками выразительного чтения;

11) основами сценического движения;

12) элементарными приёмами сценического мастерства;

13) навыками слушания как активного действия.

В соответствии с этим, целью прохождения данного курса является эмоционально-творческое развитие личности учащегося.

В ходе её достижения решаются задачи:

1) формирование системы знаний, умений и навыков по курсу сценического искусства;

2) совершенствование умения в ходе теоретических и практических занятий;

3) развитие креативного мышления;

4) создание основы для понимания творческого процесса и специфики сценического искусства.

Мастерская – это технология, требующая от руководителя перехода на позиции партнерства с учащимися, приоритета процесса над результатом. Эта технология направлена на «погружение» участников объединения в процесс поиска, познания и самопознания.

Школьный театр «Серебряная маска» имеет свои принципы, свой алгоритм работы. Мотивационный этап занятий  отражен в предъявлении индуктора  – побудителя познавательной деятельности. Индуктор – предмет, побудитель познавательной деятельности – помогает учащимся пробиться через опыт, через заслон своих знаний, убеждений, которые показывают ему только ту реальность, которая им соответствует, а все остальное делает невидимым. Прозреть, увидеть, озадачить, а затем уже организовать поиск – желанная цепочка действий, в которую руководитель включает учащегося, придумывая индуктор. Мотивацию усиливает и афиширование – предъявление своих идей, планов, результатов своей работы, заканчивается занятие кружка всегда рефлексией на уровне мысли, анализа своего пути, своих ощущений, впечатлений.




Содержание учебной программы:


Занятия ведутся по программе, включающей несколько  разделов.

Раздел  «Культура и техника речи»  объединяет игры и упражнения , направленные на развитие дыхания и свободы  речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии. В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

Раздел  «Ритмопластика»  включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки.

Раздел  «Театральная игра»  предусматривает  не столько приобретение учащимся профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.

Раздел  «Этика и этикет»  включает осмысление общечеловеческих ценностей с задачей поиска учащимися собственных смыслов и ценностей жизни, обучение культуре общения, нормам достойного поведения (этикет), воспитание эстетических потребностей (быть искусным читателем, зрителем театра), индивидуальную диагностику нравственного развития учащегося и возможную его корректировку.

В результате освоения программы театрального кружка «Творческая мастерская» учащиеся получают целый комплекс знаний и приобретают определенные умения. К концу второго года они должны:

  • Уметь правильно оценивать последствия человеческой деятельности и собственных поступков;

  • Достигнуть состояния актерской раскованности, уметь проживать тот или иной литературный сюжет этюдным методом, импровизировать за достаточно сжатые сроки;

  • Воспитывать в себе такие качества, как отзывчивость, сопереживание, стремление помочь, чувство собственного достоинства , уверенность;

  • Овладеть навыками общения, быстро адаптироваться, чувствовать себя комфортно в любой обстановке.

 

Методические рекомендации к организации занятий по программе творческого объединения «Театр «Серебряная маска»:

Значимым  моментом при работе с школьным творческим  объединением является воспитательная работа. Главным звеном этой работы является создание и укрепление коллектива. Этому способствуют общие занятия, занятия по изучению актерского мастерства, сценической речи, сценического движения, правильного нанесения грима, изготовление костюмов, подготовка и проведение общих праздников, выступлений.

Очень важны отношения в коллективе. Коллективная работа способствует не только всестороннему эстетическому  развитию, но и формированию нравственных качеств ребят, обучает нормам достойного поведения. Одна из задач руководителя - создать комфортный микроклимат. Дружный творческий коллектив не только помогает детям обогащать себя знаниями и умениями, но и чувствовать себя единым целым.

Похвала педагога за самостоятельное решение  вопроса, постоянные поручения, беседы, а также помощь младшим товарищам дают уверенность в себе и чувство удовлетворения. Важно, чтобы старшие участники чувствовали ответственность за себя и за младших, а младшие – уважали старших, видя в них защитников и помощников в деятельности.

Большое значение придается на занятиях играм. В игре нередко возникают достаточно сложные ситуации, требующие от ребят нравственных решений и действий. Выполнять правила игры обязаны все, и дети чувствуют, что победа победе – рознь. В игре недопустимы оскорбления друг друга, грубость, нечестность. Они всегда ценят взаимопомощь, доброту, честность, поддержку, внимание и чуткость. Воспитательное значение игры трудно переоценить. Другая функция игры, физическое развитие, в игре совершенствуются двигательные навыки.

Крайне  важно бережно относиться к старшим воспитанникам – подросткам, учитывая, что именно для них группа имеет особую ценность, личностную значимость. Различное восприятие малой группы подростков связано с удовлетворенностью своими взаимоотношениями с другими членами группы, с такой особенностью подросткового возраста, как преобладание эмоционально-волевой стороны отношений и неточной осознанностью отношений и недостаточной осознанностью отношений с товарищами по группе.

Руководитель, учитывая эту особенность, должен распределить обязанности, роли и поручения таким образом, чтобы статус участника группы поднимался, а взаимоотношения между организатором (вожаком), активистами, исполнителями, отдельными ребятами («бунтарями» - по Г. Фурманову) были удовлетворены, т.е. все были «втянуты» в общее дело. Результативность занятий учащихся создается путем использования приема взаимооценок, путем формирования здоровой конкуренции, а также за счет воспитания личностной ответственности ребенка. 
 

 

Учебно-тематический план.

1 год обучения

Четверг – 14.15


№ п\п

Название темы

число

1

Вводное занятие

13,09

2

Беседы о театре. Актеры МХАТ

20,09

3

Беседы о театре. Актеры МХАТ

27,09

4

Выразительное чтение. Стихотворная форма.

4,10

5

Выразительное чтение. Проза.

11,10

6.

Практикум по пластике.

18,10

7

Практикум по подвижности.

25,10

8.

Практикум по танцам, фехтованию

01,11

9

Разыгрывание этюдов

08,11

10

Разыгрывание этюдов.

15,11

11

Работа над скороговорками.

22,11

12

Работа над образом.

29,11

13.

Работа над ролью.

06,12

14.

Работа над ролью.

13,12

15.

Чтение пьесы.

20,12

16

Обсуждение пьесы, распределение ролей.

27,12

17

Составление «биографии» героя.

10,01

18

Обсуждение костюмов

17,01

19

Изготовление костюмов.

24,01

20.

Обсуждение декораций

31,01

21.

Изготовление декораций

07,02

22

Изготовление декораций

14,02

23.

Застольная читка пьесы.

21,02

24.

Работа над 1 действием

28,02

25.

Работа над 1 действием

07,03

26.

Работа над 1 действием

14,03

27.

Работа над 1 действием

21,03

28

Работа над 2 действием

28,03

29.

Работа над 2 действием

04,04

30

Работа над 2 действием

11,04

31.

Работа над 2 действием

18,04

32.

Прогон спектакля

25,04

33.

Прогон спектакля

02,05

34.

Генеральная репетиция

16,05

35.

Показ спектакля

23,05

36

Показ спектакля

30,05


Учебно – тематический план

2 год обучения


Вторник, пятница – 14.15


№ п\п

Название темы

Число

1

Выразительное чтение. Беседы о театре, его истории.

21,09

2

Практикум по культуре речи. Выразительное чтение.

25,09

3.

Практикум по культуре речи.

28,09

4

Практикум по культуре речи

02,10

5.

Практическое занятие по развитию воображения и внимания.

05,10

6

Практические занятия по воображению и вниманию.

09,10


Практические занятия по воображению и вниманию.

12,10

11

Работа над дикцией, произношению, выразительностью.

16,10

12

Работа над дикцией, произношением, выразительностью.

19,10

13.

Работа над дикцией, произношением, выразительностью.

23,10

14.

. Работа над дикцией, произношением, выразительностью.

26,10

15.

Работа над скороговорками.

30,10

16

Работа над скороговорками.

02,11

17

Работа над скороговорками

06,11

18

Чтение пьесы, обсуждение, распределение ролей.

09,11

19

Чтение пьесы, обсуждение, распределение ролей.

13,11

20.

Составление биографии героя , работа над образом.

16,11

21.

Составление биографии героя, работа над образом.

20,11

22

Индивидуальные занятия.

23,11

23.

Индивидуальные занятия.

27,11

24.

Изготовление декораций.

30,11

25.

Изготовление декораций.

04,12

26.

Обсуждение костюмов.

07,12

27.

Застольная читка пьесы.

11,12

28

Разводка.

14,12

29.

Работа над прологом.

18,12

30

Работа над прологом

20,12

31.

Техника безопасности. Работа над прологом.

25,12

32.

Работа над прологом

28,12

33.

Работа над 1 действием.

11,01

34.

Работа над 1 действием.

15,01

35.

Работа над 1 действием.

18,01

36

Работа над 1 действием

22,01

37

Работа над 1 действием.

25,01

38

Работа над 1 действием

29,01

39

Работа над 2 действием

01,02

40

Работа над 2 действием

05,02

41

Работа над 2 действием

08,02

42

Работа над 2 действием

12,02

43

Работа над 2 действием

15,02

44

Работа над 2 действием

19,02

45

Прогон спектакля.

22,02

46

Прогон спектакля.

26,02

47

Прогон спектакля.

01,03

48

Прогон спектакля.

05,02

49

Прогон спектакля.

12,03

50

Генеральная репетиция.

15,03

51

Генеральная репетиция

19,03

52

Генеральная репетиция

2,03

53

Генеральная репетиция

26,03

54

Генеральная репетиция

29,03

55

Генеральная репетиция

02,04

56

Показ спектакля

05,04

57

Показ спектакля

09,04

58

Показ спектакля

12,04

59

Показ спектакля

16,04

60

Показ спектакля

19,04

61

Показ спектакля

23,04

62

Показ спектакля

26,04

63

Показ спектакля

30,04

64

Показ спектакля

03,05

65

Показ спектакля.

07,05

66

Показ спектакля

10,05

67

Показ спектакля

14,05

68

Показ спектакля

17,05

69

Показ спектакля

21,05

70

Показ спектакля

24,05

71

Показ спектакля

28,05

72

Показ спектакля

31,05






Список  литературы:

  1. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации /сост. Н.К. Беспятова – М.: Айрис- пресс, 2003.


  1. Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра – М.: ВЦХТ, 1998.


  1. Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе: Приятное с полезным. – М.: Школьная Пресса, 2003.


  1. Скоркина Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. – Волгоград: учитель – АСТ, 2002.


  1. Внеклассная работа: интеллектуальные марафоны в школе. 5-11 классы / авт. – сост. А.Н. Павлов. - М.: изд. НЦЭНАС, 2004.


  1. Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 кл.: Пособие для учителя. - М.: Дрофа, 1996.





Рабочая программа татральной студии "Серебряная маска"
  • Классному руководителю
Описание:

Как развивать  речь и  мышление учащихся? Как учить  постигать тайны слова? Как учить  постигать мир, воспитывать отзывчивость, сострадание, любовь ко всему живому?

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятие зажатости, заторможенности, обучения чувствованию слова и художественному  воображению – это путь через  игру, сочинительство, фантазирование. Все это может дать театрализованная деятельность.

В составленной программе творческого объединения «Театр «Серебряная маска» рассматривается  не только как средство достижения некоего художественного результата, т.е. создание спектакля. Очень важно, чтобы занятия театральным искусством активизировали у учащихся мышление и познавательный интерес, пробудили фантазию и воображение, любовь к родному слову, научили сочувствию и сопереживанию.

Автор Юрьева Анна Олеговна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 284
Номер материала 24007
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓