Главная / ИЗО, МХК / Рабочая программа "Красочный мир" (7-10 лет)

Рабочая программа "Красочный мир" (7-10 лет)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение дополнительного образования детей

«Верховажский Дом детского творчества»

«Утверждаю»

«___»_______________2013 г.

Директор МБОУ ДОД «Верховажский

Дом детского творчества»__________

(С.В.Кузнецова)







Рабочая программа учебного курса «Красочный мир» для детей 7-10 лет



Автор:

Андреева Анастасия Владимировна,

педагог дополнительного образования,

II квалификационная категория















с. Верховажье

2014 г.

                          Пояснительная записка

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях в объединении «Красочный мир» является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

Работа в объединении «Красочный мир» планируется так, чтобы занятия расширяли и углубляли сведения по работе с бумагой и картоном,  природным материалом, фольгой и фантиками, ракушками и песком, соленым тестом, цветными нитками, скорлупами, гофрированной бумагой.

Работа объединения «Красочный мир» организуется с учётом опыта детей и их возрастных особенностей.

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

Программа объединения «Красочный мир» рассчитана на детей с 7 до 10 лет, то есть с 1 класса по 4 класс. Программой предусматривается годовая нагрузка 144 часа. Группа работает 2 раза в неделю по 2 часа, всего 72 занятия за учебный год. Практические занятия составляют большую часть программы.

Рекомендуемый минимальный состав группы – 10 человек.

Цель программы - создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.

Задачи программы:

Обучающие:

  • обучение приемам работы с инструментами;

  • обучение умению планирования своей работы;

  • обучение приемам и технологии изготовления композиций;

  • изучение свойств различных материалов;

  • обучение приемам работы с различными материалами;

  • обучение приемам самостоятельной разработки поделок.

Развивающие:

  • развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;

  • развитие образного мышления и воображения;

  • создание условий к саморазвитию учащихся;

  • развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира. 

Воспитательные:

  • воспитание уважения к труду и людям труда;

  • формирование чувства коллективизма;

  • воспитание аккуратности;

  • экологическое воспитание обучающихся;

  • развитие любви к природе. 

Ведущая идея данной программы - создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Принципы, лежащие в основе программы:

  • доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

  • наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);

  • демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

  • научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

  • «от простого - к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

В процессе занятий используются различные формы занятий:

традиционные, комбинированные и практические занятия; беседа, игры, праздники, конкурсы.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ);

  • наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

  • практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

  • репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

  • частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

  • исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

  • фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

  • индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

  • групповой – организация работы в группах;

  • индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Требования к уровню подготовки учащихся.

В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего "Я". При этом необходимо добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.

Предполагаемые результаты обучения

В результате обучения в объединении «Красочный мир» по данной программе предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения:

  • умение планировать порядок рабочих операций;

  • умение постоянно контролировать свою работу;

  • умение пользоваться простейшими инструментами;

  • знание видов и свойств  материалов;

  • овладение приемами изготовления несложных поделок;

  • расширение кругозора в области изобразительного искусства, декоративно-прикладного творчества.

Ожидаемые результаты.

В результате обучения по данной программе учащиеся:

  • научатся различным приемам работы с бумагой, природным материалом, фольгой, фантиками, ракушками, соленым тестом, цветными нитками, скорлупой;

  • научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;

  • будут создавать композиции с изделиями;

  • разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;

  • приобретут навыки изобразительного искусства;

  • овладеют навыками культуры труда;

  • улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

 Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

  • Проведение выставок работ учащихся;

  • Участие в конкурсах.

Учебно-тематический план


Название блока

Количество часов

Теория

Практические занятия

Блок «Роспись по камню»

Творческая работа «Добрый жук»

2

0,5

1, 5

Творческая работа «Совушка – сова»

2

0,5

1, 5

Творческая работа «Моя кошка»

2

0,5

1, 5

Творческая работа «Декоративное панно из расписанных камней «Кошки», «Совы»

2

0,5

1, 5

Коллективная работа «Чудо-дерево»

2

0,5

1, 5

Итого:

10

2.5

7.5

Блок «Работа с бумагой»

Творческая работа «Открытка для любимого учителя»

2



Творческая работа «Полет бабочек»

6



Подготовка конкурсных работ «Рождественские и Новогодние композиции»

6



Творческая работа «Декоративная подвеска «Снежинка» в технике квиллинг

6



Творческая работа «Новогодняя композиция «Зимушка-зима» в бобине от скотча

6



Творческая работа «Новогодняя открытка»

2



Коллективная работа «Бумажный город»

6



Итого:

34



Блок «Лепка из соленого теста»

Творческая работа «Овечка – символ 2015 года»

4



Творческая работа «Яблоки и ягоды»

4



Творческая работа «Панно «Кофейное дерево»

6



Итого:

14



Блок «Роспись по дереву»

Городецкая роспись

4



Творческая работа «Закладка для книги «Цветы в вазе»

4



Творческая работа «Птицы волшебного сада»

8



Творческая работа «Городец на кухне»

6



Итого:

22



Блок «Работа с тканью и нитками»

Коллективная работа «Лоскутный городок»

6



Творческая работа «В сказочном лесу»

4



Творческая работа «Игрушки из моточков ниток «Быстрая лошадка»

4



Творческая работа в технике «изонить»

10



Итого:

24



Блок «Поделки из природного материала»

Творческая работа «Любимые животные из яичной скорлупы»

4



Творческая работа «Фоторамка из крупы»

6



Творческая работа «В весеннем лесу»

4



Творческая работа «Декоративный венок»

6



Творческая работа «Аппликация из сухих листьев и цветов»

10



Итого:

30



Общее количество часов

144




Содержание программы

Содержание данной программы направлено на выполнение  творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом возрастных особенностей учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из текстильных и природных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.

Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия.


Блок «Роспись по камню»

Творческая работа «Добрый жук».

Рисование гуашью по гальке малого и большого размера.

Творческая работа «Совушка – сова».

Подбор камня подходящей формы. Рисунок простым карандашом, дальнейшая роспись гуашью.

Творческая работа «Моя кошка».

Подбор камня подходящей формы. Рисунок простым карандашом, дальнейшая роспись гуашью.

Покрытие расписанных камней лаком.

Творческая работа «Декоративное панно из расписанных камней «Кошки», «Совы».

Рисование фона, соответствующего картине, на картоне. Подрисовка мелких деталей при сборке панно. Приклеивание камней на фон. Оформление панно в рамку.

Коллективная работа «Чудо-дерево».

Роспись мелкой гальки в одной цветовой гамме. Лакирование. Составление единой композиции. Оформление в рамку.




Блок «Работа с бумагой».

Виды работ из бумаги и картона.   Свойства бумаги: (легко режется, мнется, хорошо склеивается.) Художественные  приёмы (самостоятельно складывать и вырезать из бумаги сложенной гармошкой, срезать ненужные части, делать надрезы, склеивать, оформлять поделку). Правила пользование ножницами и шаблоном.

Творческая работа «Открытка для любимого учителя».

Изготовление открытки в технике скрапбукинг на формате А5.

Творческая работа «Полет бабочек».

Прорисовка деталей тела бабочек. Работа над фоном на формате А3 с помощью сухих листьев и техники «набрызг» зубной щеткой. Приклеивание бумажных бабочек на фон. Оформление работы в паспарту.

Подготовка конкурсных работ «Рождественские и Новогодние композиции».

Линейный рисунок карандашом на формате А3. Работа гуашью или акварелью. Декорирование блестками, бусинами, пайетками и пр. Оформление работы в паспарту.

Творческая работа «Декоративная подвеска «Снежинка» в технике квиллинг.

Изготовление основных элементов: «глаз», «капля» из бумажных полосок. Сборка в единую композицию, склеивание. Декорирование блестками, бусинами, пайетками и пр.

Творческая работа «Новогодняя композиция «Зимушка-зима» в бобине от скотча.

Подбор необходимых материалов. Выбор композиции. Создание аппликации. Декорирование блестками, бусинами, пайетками, тесьмой и пр.

Творческая работа «Новогодняя открытка».

Изготовление открытки в технике скрапбукинг на формате А5.

Коллективная работа «Бумажный город».

Оригами, аппликация из цветной бумаги. Вырезание домиков, деревьев, дорожек. Расположение элементов на ватмане. Дорисовка фломастерами деталей.


Блок «Лепка из соленого теста».

Лепка из соленого теста является одним из древних видов декоративно-прикладного искусства.  Древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для религиозных ритуалов. В Германии и Скандинавии было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из соленого теста. Различные медальоны, венки, кольца и подковы вывешивались в проеме окон или крепились к дверям. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома, который они украшают, удачу и благополучие. В Греции и Испании во время праздника в честь Богоматери на алтарь клали великолепные хлебные венки, украшенные пышными орнаментами. Даже в далеком Эквадоре мастера художественных промыслов делали изделия, раскрашенные яркими красками. У индейцев такие фигурки из теста раньше имели символический или мистический смысл. В Китае 17 века делали марионетки из теста. В странах Восточной Европы были популярны большие картины из теста. У славянских народов такие картины не раскрашивались и имели обычный для выпечки цвет, что считалось очень привлекательным. Тесто  применялось для выполнения фигурок в народных сказаниях.

Как приготовить соленое тесто.

Основной материал для изготовления изделий  из соленого теста: мука высшего сорта - пшеничная, ржаная (придает тесту больше рыхлости), соль «Экстра». Обычная пропорция для замеса соленого теста: на 2 части муки, надо взять 1 часть соли и развести водой до консистенции мягкого пластилина. В качестве добавок используют клей ПВА или обойный (увеличивают клейкость заготовок и прочность готовых изделий), масло растительное (повышает пластичность, добавляется в тесто, предназначенное для лепки мелких деталей ).

Для изготовления небольшой композиции замесите тесто в следующем количестве:
- Соль - 200 г;

- Мука - 500 г;

- Вода - примерно 250 мл  (количество воды зависит от вида муки, необходимости добавки клея или масла);

- Клей - 2столовых ложки.

Для замеса лучше использовать миксер. Готовое тесто должно получиться эластичным. 
Тесто следует хранить в полиэтиленовом пакете, чтобы оно не пересохло.

Для раскраски  просушенных изделий используют гуашь или природные красители. Конечный этап - изделия покрывается бесцветным  быстро сохнущим глянцевым лаком.


Творческая работа «Овечка – символ 2015 года».

Лепка из соленого теста, окрашивание гуашью, лакирование.

Творческая работа «Яблоки и ягоды».

Лепка из соленого теста, окрашивание гуашью, лакирование. Создание фона, оформление композиции, закрепление в деревянную рамку.

Творческая работа «Панно «Кофейное дерево».

Лепка плоского горшочка и ствола дерева. Создание фона, оформление композиции, закрепление на фоне элементов из теста и кроны дерева из кофейных зерен.


Блок «Роспись по дереву».

Городецкая роспись.

История возникновения. Основные элементы росписи. Этапы выполнения росписи.

Розаны. Ягоды. Листья, веточки и пр.

Творческая работа «Закладка для книги «Цветы в вазе».

Рисование композиции в узком прямоугольнике. Работа гуашью. Лакирование.

Творческая работа «Птицы волшебного сада».

Рисование фазанов и других птиц в технике городецкой росписи.

Творческая работа «Городец на кухне».

Выбор композиции. Перенос рисунка на доску. Роспись. Лакирование.


Блок «Работа с тканью и нитками».

Коллективная работа «Лоскутный городок».

Клеевая аппликация из ткани. Вырезание элементов городка. Украшение декоративными элементами. Выстраивание общей композиции. Наклеивание элементов на общий фон. Подрисовка фломастерами, восковыми мелками.

Творческая работа «В сказочном лесу».

Ниткопись. Выбор композиции. Создание красивых пейзажей из ниток различных по цвету и толщине. Наклеивание ниток.

Творческая работа «Игрушки из моточков ниток «Быстрая лошадка».

Изготовление помпонов. Сборка игрушки.

Творческая работа в технике «изонить».

Выбор композиции. Подбор материалов: картона, соответствующих цветов ниток, шила. Перенесение схемы на картон. Прокалывание шилом отверстий в картоне. Протягивание нитей, закрепление их с помощью скотча.


Блок «Поделки из природного материала».

В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребенка с природой. Сейчас дети все больше и дальше отдаляются от природы, забывая ее красоту и ценность.

Работа с природными материалами помогает им развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь конструированием из природных материалов, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде.

Изделия из природного материалаТехнология заготовки природных материалов. Художественные приёмы изготовления поделок и картин из природных материалов.


Творческая работа «Любимые животные из яичной скорлупы».

Яичная скорлупа с трудом царапается ножом и по твердости приближается к мрамору. Она прекрасно шлифуется и полируется, приобретая приятный мягкий блеск.

В восточной лаковой живописи яичную скорлупу наклеивали там, где нужно было изобразить покрытую трещинами каменную стену или скалу. Россыпью мелких скорлупок имитировали цветение весенних садов.

При распрямлении яичная скорлупа разламывается на множество мельчайших кусочков, которые не распадаются благодаря тонкой пленке, находящейся с внутренней стороны. Многие образовавшиеся между скорлупками трещины почти незаметны. Но стоит их проявить с помощью какого-нибудь красителя, сетчатый рисунок трещин становится зримым, превращая обычную яичную скорлупу в привлекательный декоративный материал.

Способы изготовления изделий из скорлупы ореха. Аппликация с использованием яичной скорлупы. Виды  работ из яичной скорлупы.


Измельчение скорлупы. Рисунок животного. Выкладывание скорлупы на рисунок. Приклеивание.

Творческая работа «Фоторамка из крупы».

Выбор рамки. Нанесение клея. Расположение крупинок. Лакирование.

Творческая работа «В весеннем лесу».

Прорисовывание фона, стволов деревьев гуашью. Приклеивание коры, лишайников, мхов. Приклеивание засушенных первоцветов.

Творческая работа «Декоративный венок».

Плетение формы из проволоки и веток. Вплетание в основу плаунов. Вставка шишек, орехов, лент, бусин и др.

Творческая работа «Аппликация из сухих листьев и цветов».

Выбор темы. Выполнение фона пастелью. Выкладывание композиции на фоне. Приклеивание. Дорисовка деталей.



8


Рабочая программа "Красочный мир" (7-10 лет)
  • ИЗО, МХК
Описание:

Программа объединения «Красочный мир» рассчитана на детей с 7 до 10 лет, то есть с 1 класса по 4 класс. Программой предусматривается годовая нагрузка 144 часа.

Цель программы - создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.

Блок «Роспись по камню»

Творческая работа «Добрый жук»

Творческая работа «Совушка – сова»

Творческая работа «Моя кошка»

Творческая работа «Декоративное панно из расписанных камней «Кошки», «Совы»

Коллективная работа «Чудо-дерево»

Блок «Работа с бумагой»

Блок «Лепка из соленого теста»

Блок «Роспись по дереву»

Блок «Работа с тканью и нитками»

Блок «Поделки из природного  материала»

Автор Андреева Анастасия Владимировна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел
Просмотров 365
Номер материала 42045
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓