Главная / Начальные классы / Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка «РОСТОК»

Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка «РОСТОК»

Муниципальное автономное образовательное учреждение



Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия № 9

«Согласовано»

Руководитель кафедры (МО)

______________ / Н.А.Ладо /

Протокол № ___________

от «___»_______________2014 г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МОУ гимназии № 9

______________/ Е.Г.Гимадеева/

«___»_______________2014 г.


«Утверждаю»

Директор МОУ гимназии № 9

_______________/Т.Н..Шутенок

Приказ №______

от «___»______________2014 г.






Рабочая программа

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

кружка «РОСТОК»

для учащихся 1 – 4 классов

Ерхова Ирина Георгиевна, 1кк







2014 – 2018 учебный год

г. Комсомольск - на – Амуре

Пояснительная записка

Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир младшего школьника, будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников были разнообразными, содержательными и данный курс интеллектуального направления «Росток», расширяющий математический кругозор, эрудицию учащихся, грамотность, творческое мышление, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий дает возможность это осуществить.

Предлагаемый факультатив осуществляется через деятельностный подход формирования универсальных учебных действий – личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных.

Основное содержание программы направлено на личностное развитие ребенка, воспитание интереса к различным видам деятельности, активизацию познавательной, социально значимой деятельности, предусмотрена преемственность с дошкольными видами деятельности. Программа «Росток» направлена на развитие коммуникативной компетентности через коллективное взаимодействие в игре, работе в парах, группе.

Данная программа помогает учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. Наиболее эффективным средством развития, выявления способностей и интересов учащихся являются предметные олимпиады.

Олимпиада в начальный период обучения занимает важное место в развитии детей. Именно в это время происходят первые самостоятельные открытия ребёнка. Пусть они даже небольшие и как будто незначительные, но в них – ростки будущего интереса к науке. Реализованные возможности действуют на ребёнка развивающее, стимулируют интерес к наукам.

В настоящее время ученики начальных классов принимают участие в предметных олимпиадах не только школьного и муниципального уровня, но и всероссийского и международного уровня: игра-конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех», математический конкурс-игра «Кенгуру», игра-конкурс по информатике «Инфознайка», дистанционный интеллектуальный конкурс «Перспектива» (математика, информатика, литературное чтение, русский язык, окружающий мир, английский язык) и т.д.

Уровень заданий, предлагаемых на олимпиадах, заметно выше того, что изучают учащиеся массовых школ на уроках. Детей к олимпиаде надо готовить с целью: правильно воспринимать задания нестандартного характера повышенной трудности и преодолевать психологическую нагрузку при работе в незнакомой обстановке. И чем раньше начать такую работу, тем это будет эффективнее.

Факультатив «Росток» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные игры, викторины, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями), использование современных средств обучения.

Основная цель – подготовка учащихся начальных классов к предметным олимпиадам, развитие мышления и логики, формирование мотивации учащегося к учению и познанию, готовности и способности к саморазвитию.

Данная цель достигается через решение следующих задач:

- развитие у детей умения анализировать и решать задачи повышенной трудности;

- решение нестандартных логических задач;

- раскрытие творческих способностей ребенка;

-развивать эрудицию;

- создание условий для применения полученных знаний в нестандартных ситуациях.

Занятия кружка «Росток» проводятся для учащихся 1 классов по 1 часу в 1 неделю, продолжительность занятия 40 минут.

Общее количество часов -33 ч.

Общая характеристика факультатива.

Программа разработана для организации внеурочных занятий с обучающимися начальной школы в соответствии с требовании ФГОС начального общего образования. Познавательная деятельность становится одним из ведущих видов деятельности младшего школьника наряду с игровой, именно в игровой деятельности в эмоциональной атмосфере у ребенка формируются умения ориентироваться в окружающем мире, адекватно реагировать на различные жизненные ситуации, легче усваиваются нормы нравственного поведения.

Факультатив «Росток» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько содержанием, сколько новизной и необычностью ситуации представленных игровой форме . Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ. Во время викторин дети учатся сотрудничеству, взаимоподдержке, адекватно оценивать свои возможности и активно искать ответы на поставленные задачи.


Ожидаемые результаты:

- увеличение числа учащихся, занимающих призовые места и входящих в десятку в предметных олимпиадах школьного, муниципального уровня, всероссийского и международного уровней;

- повышение интереса учащихся к предметам: математика, информатика, литературное чтение, русский язык, окружающий мир.

  • обогащение личного опыта общения детей;

  • овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.

  • овладение учащимися культурой общения в системе «учитель ↔ ученик», «ученик ↔ ученик», «взрослый ↔ ребенок».



Ценностные ориентиры содержания факультатива

«Росток»

Ценностными ориентирами содержания данного факультативного курса являются:

формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

освоение эвристических приемов рассуждений;

формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;

формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

  • установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • задавать вопросы;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.



Содержание


Содержание факультатива «Росток» направлено на воспитание интереса к предметам, развитию наблюдательности, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках.

Программа рассчитана на 33 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 35-40 минут. Содержание факультатива отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные факты, способные дать простор воображению. Программа включает следующие разделы: "Математика. Информатика" (10 часов), "Окружающий мир" (8 часов), "Русский язык "(8 часов), "Литературное чтение" ( 7 часов).

I раздел. Математика. Информатика.


Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике. Проведение викторин и КВНов. Решение задач по математике для 1 классов дистанционного интеллектуального конкурса «Перспектива», конкурса-игры «Кенгуру». Решение задач по информатике для 1 классов игры-конкурса «Инфознайка», дистанционного интеллектуального конкурса «Перспектива». Анализ олимпиад по математике, информатике текущего года.

II раздел. Русский язык. Литературное чтение. Окружающий мир.


Проведение викторин и КВНов. Выполнение заданий по русскому языку для 1 классов дистанционного интеллектуального конкурса «Перспектива», игры-конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех». Выполнение заданий по литературному чтению для 1 классов дистанционного интеллектуального конкурса «Перспектива». Выполнение заданий по окружающему миру для 1 класса дистанционного интеллектуального конкурса «Перспектива». Поиск информации в энциклопедии. Анализ олимпиад по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру текущего года.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Календарно-тематическое планирование факультатива интеллектуального направления «Росток» (1 класс).

п.п.

Название разделов и темы занятий.

Кол-во часов.


Раздел 1 "Математика. Информатика".



Раздел 1. "Математика. Информатика". Занятие «Математика – царица наук»

10 часов

1.

Клуб веселых математиков (КВМ).

1 час

2.

Математические игры: "Затейные задачи".

1 час

3.

«Затруднительные положения".

1 час

4.

"Уменье везде найдет примененье".

1 час

5.

Примеры с "зашифрованным словом".

1 час

6.

«Магические числа»


7.

"Магические квадраты".

1 час

8.

Примеры с "дырками".

1 час

9.

Ребусы.

1 час

10.

Задачи повышенной сложности.



Интеллектуальный марафон. Решение задач по информатике для 1 класса дистанционного интеллектуального конкурса «Перспектива», «Инфознайка».

1 час


Раздел 2 "Русский язык. Литературное чтение. Окружающий мир".

8 часа

1.

Выполнение заданий игры-конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех»,

1 час

2.

В мире русского языка. Ребусы, кроссворды, игры.

1 час

3.

Ребусы, кроссворды, игры.

1 час

4.

Урок – путешествие к сказочным героям. Викторина.

1 час

5.

Вежливые слова.

1 час

6.

Слова «антонимы», «синонимы»

1 час

7.

Многозначность слова.

1 час

8.

Игра "Что? Где? Когда?"

1 час


Раздел 3. «Окружающий мир"


1.

Загадки природы.

1 час

2.

Экскурсия в краеведческий музей.

1 час

3.

Мир вокруг нас.

1 час

4.

Зеленая планета.

1 час

5.

Охрана природы.

1час

6.

Красная книга.

1 час

7.

Экскурсия в «Питон»

1 час

8.

Викторина «Хочу все знать!»

1 час


Раздел 4 " Литературное чтение. "


1.

Такие разные книжки, такие разные писатели.

1 час

2.

Детские писатели детям.

1 час

3.

Николай Носов и его рассказы.

1 час

4.

Виктор Драгунский – детский писатель.

1 час

5.

Корней Чуковский детям и о детях.

1 час

6.

«Мои прочитанные книжки» Обзор книг.

1 час

7.

Викторина по сказкам.

1 час



33 часа


Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Для реализации курса «Росток» необходимы материально-технические средства:

  • Учебные пособия:

  • натуральные пособия (объекты живой и неживой природы), цветная бумага, картон, фломастеры и др.

  • изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы), иллюстрации к русским народным сказкам и др.;

  • Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций:

компьютер, мультимедийный проектор, DVD, и др.









Список литературы:


1. Кедрова Г.В. Нестандартные задачи по математике: 1-4 классы. – М: ВАКО, 2006.

2. Козлова Е.Г. Сказки и подсказки. Задачи для математического кружка. – М.: МЦНМО, 2004.

3. Кенгуру. Задачи прошлых лет. 2001 – 2012 год.

4. http://www.kenguru.sp.ru./allproblems.html

5. Олимпиадные задания для учащихся начальной школы. http://nachalka.ucoz.ru/blog/2008-04-14-16

5. Русский медвежонок – языкознание для всех. Условия задач. Ответы. 2000 – 2012 год. http://rm.kirov.ru/tasks.htm

6. 365 задач для эрудитов. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005.

7. Моро М. И., Волкова С. И. Для тех, кто любит математику: 1 класс.

8. Герасимова, В.А. Классный час играючи [Текст]: /сборник уроков выпуск №5/ В.А. Герасимова. – М.: Творческий центр, 2004.

9. Стихи для детей с картинками о правилах этикета. (http://umm4.com/stories_tales_poems/pravila-etiketa-dlya-samyx-malenkix.htm)

10. Игры, ребусы, загадки для младших школьников. Ярославль, Академия развития. 2001

11. Панфилова Н.И., Садовникова В.В. «35 суббот плюс каникулы». Сценарии школьных праздников. М., Новая школа, 2001


Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка «РОСТОК»
  • Начальные классы
Описание:

Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир младшего школьника, будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников были разнообразными, содержательными и данный курс интеллектуального направления  «Росток», расширяющий математический кругозор,  эрудицию учащихся, грамотность, творческое мышление, способствующий формированию познавательных  универсальных учебных действий дает возможность это осуществить.

Предлагаемый факультатив осуществляется через деятельностный подход формирования универсальных учебных действий – личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных.

 

Основное содержание программы направлено на личностное развитие ребенка, воспитание интереса к различным видам деятельности, активизацию познавательной, социально значимой деятельности, предусмотрена преемственность с дошкольными видами деятельности. Программа «Росток» направлена на развитие коммуникативной компетентности через коллективное взаимодействие в игре, работе в парах, группе.

Автор Ерхова Ирина Георгиевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1159
Номер материала 21715
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓