Главная / Начальные классы / Рабочая программа по русскому языку 1 класс.

Рабочая программа по русскому языку 1 класс.

hello_html_m2a7690f7.gif
Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 1 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы по обучению письму В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина, А. Ф. Шанько и авторской программы по русскому языку В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, М. Н. Дементьевой.


Общая характеристика курса

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К. Д. Ушинский).

Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

развитие коммуникативных умений;

развитие нравственных и эстетических чувств;

развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).

Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.

Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.

Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.

Послебукварный (заключительный) — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.

После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

орфография и пунктуация;

развитие речи.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.

Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.

Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).

Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.

Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.

Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.

Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.

Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.

Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.

Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.

Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.

Индивидуализация учебного процесса

Основные этапы работы:

  1. Разработка учителем планирования учебного материала.

  2. Составление плана для ученика.

  3. Консультация для родителей.

  4. Запуск темы (фронтально, в группе, в паре).

  5. Индивидуальная работа учителя с детьми, консультативная помощь.

  6. Самостоятельная работа учащихся, взаимопомощь, взаимопроверка.

  7. Предварительный контроль, коррекция, индивидуальная работа при необходимости.

  8. Итоговый зачет.(проверочная работа,тест)

  9. Переход к изучению нового материала.

При такой организации обучения у детей вырабатывается высокая работоспособность и самостоятельность, они постоянно заняты, могут регулировать объем классной работы. Решение этой практической задачи связано с последовательной реализацией дифференцированного и индивидуального подхода к ученикам, разработкой систем заданий различного уровня трудности и объёма, систем мероприятий по организации процесса обучения в конкретных учебных группах, учитывающих индивидуальные особенности каждого учащегося.

Связь уроков русского языка с внеурочной деятельностью, проектированием.

Формы организации занятий данного направления разнообразны: логические игры, решение ребусов, шарад, кроссвордов, тематические праздники, викторины, конкурсы, проектирование, экскурсии, игровые занятия, беседы, конкурсы, выставки.

Их целью является развитие метапредметных способностей обучающихся: развитие  воображения, фантазии, художественного вкуса; расширение методов познания окружающей действительности; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально – ценностного позитивного отношения к себе и окружающему  миру.

Введение интегрированных уроков (путешествия, тренинги, проекты) при взаимодействии работы учителя со школьным психологом, библиотекарем, работа над проектом.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков, урок-зачёт. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки. В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные занятия, занимаются внеурочно (домашняя работа).


Место курса «Русский язык» в учебном плане

На изучение русского языка в начальной школе выделяется В 1 классе165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка.


Результаты изучения курса

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.


Личностные результаты


1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Метапредметные результаты


1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».


Предметные результаты


1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.


Содержание курса

Виды речевой деятельности.

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.

Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами.

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный-согласный; гласный ударный-безударный; согласный твёрдый-мягкий, парный-непарный; согласный звонкий-глухой, парный-непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, прямом и переносном значении слова, синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.

Синтаксис. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные (без ввода терминов).


Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:

  • сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением;

  • сочетания чк, чн, чт, нч, щи и др.;

  • перенос слов;

  • прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

  • проверяемые безударные гласные в корне слова;

  • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова);

  • раздельное написание предлогов с именами существительными;

знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит обще
ние?

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).

Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему.

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Горецкий, В. Г. Прописи : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений : в 4 ч. / В. Г. Горецкий, Н. А. Федосова. – М. : Просвещение, 2013.

2.Канакина, В. П. Русский язык / В. П. Канакина [и др.] // Сборник рабочих программ «Школа России». \-А классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. В. Анащенкова [и др.]. - М. : Просвещение, 2011.

3.Канакина, В. П. Русский язык. Рабочие программы. 1-1 классы. Предметная линия учебников «Школа России» : пособие для учителей общеобразовательных учреждений (Федеральный государственный образовательный стандарт) / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина. - М. : Просвещение, 2011.

4.Канакина, В. П. Русский язык. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. - М. : Просвещение, 2013.

5.Канакина, В. П. Русский язык. 1 класс : рабочая тетрадь : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / В. П. Канакина. - М. : Просвещение, 2013

1.Информационно-коммуникативные средства.

Электронное приложение к учебнику «Русский язык. 1 класс» В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого (М: Образование-Медиа, 2011). (CD)

2.Наглядные пособия.

  1. Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку.

  2. Наборы предметных (сюжетных) картинок.

  3. Словари по русскому языку: орфографический, толковый, орфоэпический, фразеологизмов.

3.Материально-технические средства.


  1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров, картинок.

  2. Компьютерная техника.

  3. Интерактивная доска.

  4. Видео проектор.




































Тематическое планирование уроков русского языка в 1 классе

п/п

Тема


Дата

Содержание



Планируемые результаты

Ведущие формы, методы, средства обучения на уроке

Предметные

результаты

Метапредметные

Личностные результаты

Основные виды деятельности учащихся

план

факт

Наша речь 2 часа

1

Наша речь



Знакомство с азбукой. Речь устная и письменная. Мир звуков и знаков. Предложение. Предмет и слово

Узнают: о значении речи и языка в жизни людей

Научатся: высказываться о значении языка и речи в жизни людей, оценивать свои результаты

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения

Познавательные: использовать общие приемы решения задач

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью

Мотивация учебной деятельности

Высказываться о значении языка и речи в жизни людей, о великом достоянии русского народа — русском языке, проявлять уважение к языкам других народов.

Приобретать опыт в различении устной и письменной речи.

Оценивать результаты выполненного задания: «Проверь себя»

Объяснение. Списывание с заданием. Грамматический разбор

Беседа. Наблюдения.

2

Речь устная и письменная



Правила поведения на уроке. Правила работы в группе.

Речевой этикет в ситуациях учебного общения: приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой.




Узнают: понятия речь устная и письменная

Научатся: распознавать устную и письменную речь

Регулятивные: уметь действовать по плану

Познавательные: умение распознавать объекты, выделяя существенные признаки

Коммуникативные: умение работать в парах, обучение сотрудничеству

Начальные навыки адаптации в динамично меняющемся мире

Текст, предложение, диалог 3 часа

3

Текст и предложение



Смысловая связь предложений в тексте.

Заголовок текста.


Узнают: о тексте и предложении, познакомятся с функцией предложения

Научатся: распознавать текст, отдельные предложения, выделять предложения из текста

Регулятивные: уметь действовать по плану

Познавательные: умение распознавать объекты, выделяя существенные признаки

Коммуникативные: умение работать в парах, обучение сотрудничеству

Начальные навыки адаптации в динамично меняющемся мире

Различать текст и предложение.

Подбирать заголовок к тексту.

Составлять текст из деформированных предложений.

Составлять небольшие тексты по рисунку, на заданную тему, по данному началу и концу.

Находить информацию в учебнике, анализировать её содержание. Писать слова в предложении раздельно.

Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение.

Выделять предложения из речи.

Определять границы предложения

Соблюдать в устной речи интонацию конца предложения.


Орфограф. подготовка Списывание с заданием. Грамматический разбор

4

Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль.



Выделение предложения из речи.

Установление связи слов в предложении.



Узнают, что предложение выражает законченную мысль

Научатся: каллиграфически правильно писать изученные буквы


Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения

Познавательные: использовать общие приемы решения задач

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью

Мотивация учебной деятельности

Списывание с заданием. Грамматический разбор.

Работа по учебнику. Беседа. Наблюдения

5

Диалог. Знаки препинания в конце предложения



Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки


Узнают, что слова в предложении связаны по смыслу и форме

Научатся: вычленять слова из предложения, правильно списывать слова и предложения

Регулятивные: уметь действовать по плану

Познавательные: умение распознавать объекты, выделяя существенные признаки

Коммуникативные: умение работать в парах, обучение сотрудничеству

Начальные навыки адаптации в динамично меняющемся мире

Работа с учебником Списывание с заданием. Грамматический разбор.

Слова, слова, слова … 4 часа

6

Роль слов в речи



Слово как единица языка и речи. Слово как единство звучания и значения. Роль слов в речи.

Составление текста по рисунку и опорным словам.


Узнают: о роли слов в речи

Научатся: составлять текст по опорным словам

Регулятивные: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, навыки сотрудничества в разных ситуациях

Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью

Принятие образа «хорошего ученика», мотивация учебной деятельности

Определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения.

Различать предмет (действие, признак) и слово, называющее предмет (признак предмета, действие предмета).

Приобретать опыт в различении слов-названий предметов, признаков предметов, действий предметов по лексическому значению и вопросу.

Классифицировать и объединять слова по значению в тематические группы.

Использовать в речи «вежливые слова».

Наблюдать над употреблением однозначных и многозначных слов, а также слов, близких и противоположных по значению в речи,

Работать со словарями учебника: толковым и близких и противоположных по значению слов,

Работа с учебником

7

Слова – названия предметов, признаков предметов, действий предметов



Опыт в различии слов, обозначающих предметы и явления, признак предметов и действия предметов по лексическому значению и вопросам.

Научатся: различать слова, называющие предмет и его действие, называть слова, обозначающие признаки предметов

Регулятивные: соотносить правильность выбора, выполнения и результата действия с требованием конкретной задачи

Познавательные: использовать общие приемы задач

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

Наблюдение Объяснение. Списывание с заданием, комментирование

8

«Вежливые» слова



Тематические группы слов.

Слова –названия предметов, отвечающие на вопросы кто? что?.

Научатся: употреблять в речи «вежливые» слова, распознавать слова, называющие предмет, признак предмета, действие предмета

Регулятивные: соотносить правильность выбора, выполнения и результата действия с требованием конкретной задачи

Познавательные: использовать общие приемы задач

Коммуникативные: ставить вопросы, соблюдать правила этикета

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

Сам. работа Комментированное письмо

9

Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова



Первое представление о однозначных и многозначных словах.

Научатся: распознавать однозначные и многозначные слова, близкие и противоположные

Регулятивные: уметь действовать по плану

Познавательные: умение распознавать объекты, выделяя существенные признаки

Коммуникативные: умение работать в парах, обучение сотрудничеству

Начальные навыки адаптации в динамично меняющемся мире

Сам. работа Беседа. Наблюдения Объяснение Списывание с заданием, комментирование

Слово и слог. Ударение 6 часов


10

Слог как минимальная произносительная единица (общее представление).



Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги

Научатся: распознавать слова и слоги, определять количество слогов в слове

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу

Познавательные: использовать общие приемы решения задач

Коммуникативные: задавать вопросы, слушать собеседника

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

Различать слово и слог.

Наблюдать над слоговой структурой различных слов.

Определять количество в слове слогов.

Находить новые способы определения слогов в слове через проведение лингвистического опыта со словом.

Анализировать модели слов, сопоставлять их по количеству слогов и находить слова по данным моделям.

Анализировать слоги относительно количества в них гласных и согласных звуков.

Классифицировать слова по количеству в них слогов.

Составлять слова из слогов.

Самостоятельно подбирать примеры слов с заданным количеством слогов.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.

Сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую (крот, улей, зима).

Определять путём наблюдения способы переноса слов с одной строки на другую (ва-силёк, васи-лёк)

Переносить слова по слогам.

Находить в предложениях сравнения, осознавать, с какой целью они использованы авторами.

Развивать творческое воображение, подбирая свои примеры сравнений.

Работа с учебником Объяснение Списывание с заданием, комментирование


11

Деление слов на слоги.



Слово и слог.

Выделение слогов в слове. Анализ слоговых моделей слов.



Узнают, что слог образует гласный звук

Научатся: делить слова на слоги, распознавать односложные, двусложные и трехсложные слова, писать изученные слова с непроверяемым написаниями

Регулятивные: удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения

Познавательные: рефлексия способов и условий действий

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

Работа с учебником Списывание с заданием. Грамматический разбор


12-13

Перенос слов. Развитие речи. Наблюдение над словом как средством создания словесно-художественного образа.



Правила переноса слов с одной строки на другую.

Упражнения в переносе слов.




Узнают правила переноса слов с одной строки на другую

Научатся: делить слова на слоги, переносить слова с одной строки на другую, выполнять фонетический разбор слов

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения

Познавательные: использовать общие приемы решения задач

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

Сам. работа

Работа с учебником


14-15

Ударение (общее представление). Ударные и безударные слоги.

Развитие речи. Коллективное составление содержания основной части сказки.



Способы выделения ударения.

Графическое обозначение ударения. Ударные и безударные слоги.

Работа с «Орфоэпическим словарем

Научатся: различать ударные и безударные гласные, определять ударный гласный в слове, выделять ударные и безударные гласные, соблюдать орфоэпические нормы в наиболее употребительных словах

Регулятивные: удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения

Познавательные: рефлексия способов и условий действий

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности, ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи

Работа с учебником Объяснение Списывание с заданием, комментирование

Звуки и буквы 34 часа


16

Звуки и буквы



Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове.


Узнают отличительные признаки звуков и букв

Научатся: различать звуки и буквы, переводить слово звучащее в слово написанное

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием предмета

Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения

Мотивация учебной деятельности

Различать звуки и буквы.

Наблюдать над образованием звуков речи на основе проведения лингвистического опыта.

Осуществлять знаково-символические действия при моделировании звуков.

Распознавать условные обозначения звуков речи.

Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова.


Наблюдение Объяснение. Списывание с заданием. Грамматический разбор


17

Звуки и буквы.



Условные обозначения звуков.


Узнают отличительные признаки звуков и букв

Научатся: различать звуки и буквы, переводить слово звучащее в слово написанное

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием предмета

Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения

Мотивация учебной деятельности


18

Значение алфавита: правильное называние букв, их последовательность.



Знакомство детей с алфавитом (азбукой), его ролью в жизни людей

Научатся: применять знание алфавита, пользоваться словарями

Регулятивные: соотносить правильность выбора, выполнения и результата действия с требованием конкретной задачи

Познавательные: использовать общие приемы задач

Коммуникативные: ставить вопросы, соблюдать правила этикета

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

Знакомство с принятыми в русском языке обозначениями звуков.

Наблюдать над образностью русских слов, звучание которых передаёт звуки природы.

Высказываться о значимости изучения алфавита.

Правильно называть буквы в алфавитном порядке. Работать с памяткой «Алфавит» в учебнике.

Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они называют.

Располагать заданные слова в алфавитном порядке.

Применять знание алфавита при пользовании словарями.

Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач.

Знакомство с этимологией слов алфавит и азбука.

Различать в слове гласные звуки по их признакам.

Правильно произносить гласные звуки.

Различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки.

Определять «работу» букв, обозначающих гласные звуки в слове.

Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как клён, ёлка, мяч, маяк.

Объяснять причины расхождения количества звуков и букв в слове.

Анализировать слова с целью выделения в них гласных звуков, одинаковых гласных звуков и др..

Наблюдать над способами пополнения словарного запаса русского языка.

Находить незнакомые слова и определять их значение по толковому словарю.

Определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный.

Знакомиться с памяткой: «Как определить в слове ударный и безударный гласные звуки». Использовать приём планирования учебных действий: определять с опорой на заданный алгоритм безударный и ударный гласные звуки в слове.

Находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять.

Различать проверочное и проверяемое слова.

Использовать приём планирования учебных действий при подборе проверочного слова путём изменения формы слова (слоны слóн, трáва трáвы).

Писать двусложные слова с безударным гласным и объяснять их правописание.

Запоминать написание непроверяемой буквы безударного гласного звука в словах, предусмотренных программой 1 класса.

Работать с орфографическим словарём учебника, находить в нём информацию о правописании слова.

Составлять устный рассказ по рисунку и опорным словам.

Различать в слове согласные звуки по их признакам.

Наблюдать над образованием согласных звуков и правильно их произносить.

Определять согласный звук в слове и вне слова.

Различать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки.

Дифференцировать гласные и согласные звуки.

Определять «работу» букв, обозначающих согласные звуки в слове.

Наблюдать над написанием и произношением слов с удвоенными согласными и определять способ переноса слов с удвоенными согласными (ван-на, кас-са).

Различать согласный звук [й’] и гласный звук [и].

Составлять слова из слогов, в одном из которых есть звук [й’].

Определять путём наблюдения способы переноса слов с буквой «и краткое» (май-ка).

Накапливать опыт в переносе слов с буквой «и краткое» (чай-ка) и с удвоенными согласными (ван-на).

Восстанавливать текст с нарушенным порядком предложений,

определять последовательность повествования с опорой на рисунок, составлять текст из предложений.

Различать в слове и вне слова звонкие и глухие (парные и непарные) согласные звуки.

Проводить лингвистический опыт с целью выделения в языке парных по глухости-звонкости согласных звуков.

Определять и правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки.

Дифференцировать звонкие и глухие согласные звуки.

Сотрудничать в парах при работе со знаковой информацией форзаца учебника.

Работать со страничкой для любознательных. Знакомство с происхождением слова тетрадь

Определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова.

Соотносить произношение и написание парного звонкого согласного звука на конце слова.

Находить в двусложных словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять.

Различать проверочное и проверяемое слова

Планировать учебные действия при подборе проверочного слова путём изменения формы слова.

Подбирать проверочное слово путём изменения формы слова (дуб — дубы, снег — снега).

Различать шипящие согласные звуки в слове и вне слова.

Дифференцировать непарные мягкие и непарные твёрдые согласные звуки.

Находить в словах сочетания чк, чн, чт, подбирать примеры слов с такими сочетаниями.

Произносить слова с сочетаниями чн, чт (чтобы, скучно и др.) в соответствии с нормами литературного произношения и оценивать с этой точки зрения произнесённое слово.

Соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях жи—ши, ча—ща, чу—щу и их обозначение буквами.

Находить в словах сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, подбирать примеры слов с такими сочетаниями

Составлять ответы на вопросы, составлять рассказ по рисунку.

Использовать в общении правила и принятые нормы вежливого обращения друг к другу по имени, по имени и отчеству.

Сам. работа Объяснение Списывание с заданием, комментирование

Работа по учебнику

Письмо по памяти



19

Использование алфавита при работе со словарями.



Алфавит. Алфавитный порядок слов.

Научатся: применять знание алфавита, пользоваться словарями, применять знания алфавита при выполнении практических заданий

Регулятивные: формировать умение работать в группе

Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования языка

Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности


20

Гласные звуки и буквы



Буквы, обозначающие гласные звуки. Смыслоразличительная роль гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки.


с. 58-59

Узнают отличительные признаки гласных и согласных звуков

Научатся: правильно произносить звуки в слове и вне слова, правильно называть гласные звуки, а также буквы, которыми обозначаются на письме эти звуки

Регулятивные: формировать умение работать в группе

Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования языка

Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения

Мотивация учебной деятельности


21

Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.



Слогообразующая и смыслоразличительная роль гласных звуков.


с. 61

Научатся: распознавать йотированные гласные в начале слова и обозначать их на письме буквами, формулировать вывод по результат наблюдений

Регулятивные: формировать умение работать в группе

Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования языка

Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности


Наблюдение Объяснение. Списывание с заданием. Грамматический разбор

Работа с учебником



22

Гласные звуки и буквы. Слова с буквой э.



Слова с буквой э, которые пришли в наш язык из других языков.

Словарь иностранных слов.


Учебник с. 61-62

Научатся: объяснять причины расхождения количества звуков и букв в словах, обозначать гласные звуки

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения

Познавательные: использовать общие приемы решения задач

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью к учителю, одноклассникам, соблюдать простейшие нормы этикета


Мотивация учебной деятельности


23

Произношение ударного и безударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме.



Знакомство с памяткой №2 «Как определить в слове ударный и безударный гласные звуки».

Наблюдение над обозначением гласных звуков в ударных и безударных слогах (общее представление).


Учебник с. 63-65

Научатся: различать написание и произношение безударных гласных, выделять ударные и безударные гласные, применять на практике правило о проверке слов с безударной гласной, соблюдать орфоэпические нормы

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения

Познавательные: использовать общие приемы решения задач

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью к учителю, одноклассникам, соблюдать простейшие нормы этикета

Мотивация учебной деятельности


24

Особенности проверяемых и проверочных слов.



Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах.


Узнают правила подбора проверочного слова

Научатся: определять ударные и безударные гласные звуки в слове, распознавать проверочные и проверяемые слова

Регулятивные: формировать умение работать в группе

Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования языка

Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

Работа с учебником Наблюдения Объяснение. Списывание с заданием, комментирование


25-26

Правописание гласных в ударных и безударных слогах



Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах.

Планирование учебных действий при подборе проверочного слова путем изменения формы слова

Научатся: распознавать проверочные и проверяемые слова, оценивать свою работу

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения

Познавательные: использовать общие приемы решения задач

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью к учителю, одноклассникам, соблюдать простейшие нормы этикета

Мотивация учебной деятельности

Наблюдения Объяснение Списывание с заданием, комментирование


27

Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука




Наблюдение над словами, в которых написание буквы, обозначающей безударный гласный звук, проверить нельзя.


Узнают слова с непроверяемой буквой безударного гласного звука

Научатся: подбирать проверочные слова, оценивать свою работу

Регулятивные: формировать умение работать в группе

Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования языка

Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности


28

Согласные звуки и буквы



наблюдение над образованием согласных звуков, правильное произношениесогласных звуков.

Узнают основные признаки согласных звуков и букв, записывать слова, диктуя их себе по слогам

Научатся: распознавать гласные и согласные звуки, различать в слове согласные звуки по их признакам

Регулятивные: удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения

Познавательные: рефлексия способов и условий действий

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения

Мотивация учебной деятельности

Работа с учебником НаблюденияОбъяснения. Списывание с заданием, комментирование


29

Слова с удвоенными согласными.



Согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки.

Перенос слов с удвоенными согласными.


Узнают слова с удвоенными согласными и способами их переноса

Научатся: переносить слова с удвоенными согласными

Регулятивные: удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения

Познавательные: рефлексия способов и условий действий

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения

Мотивация учебной деятельности

Различать в слове и вне слова мягкие и твёрдые, парные и непарные согласные звуки.

Работать с графической информацией, анализировать таблицу, получать новые сведения о согласных звуках. Работа с форзацем учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо-городок букв».

Определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки.

Дифференцировать согласные звуки и буквы, обозначающие твёрдые и мягкие согласные звуки.

Определять «работу» букв и, е, ё, ю, ь после согласных в слове.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику. Различать согласный звук [й’] и гласный звук [и].

Составлять слова из слогов, в одном из которых есть звук [й’].

Определять путём наблюдения способы переноса слов с буквой «и краткое» (май-ка).

Накапливать опыт в переносе слов с буквой «и краткое» (чай-ка) и с удвоенными согласными (ван-на).

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» Различать в слове и вне слова мягкие и твёрдые, парные и непарные согласные звуки.




























































































































































Различать шипящие согласные звуки в слове и вне слова. Дифференцировать непарные мягкие и непарные твёрдые согласные звуки.
































Соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях жи—ши, ча—ща, чу—щу и их обозначение буквами. Находить в словах сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, подбирать примеры слов с такими сочетаниями. Работать со страничкой для любознательных. Работать с форзацем учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо-городок букв».

Писать слова с сочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу.

























Анализировать таблицу с целью поиска сведений об именах собственных. Работать со страничкой для любознательных. Находить информацию о названии своего города или посёлка (в процессе беседы со взрослыми). Работать с форзацем учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо-городок букв». Составлять ответы на вопросы, составлять рассказ по рисунку. Использовать в общении правила и принятые нормы вежливого обращения друг к другу по имени, по имени и отчеству.



30

Буквы Й и И Слова со звуком [й’] и буквой «и краткое».



воспроизвести знания о звуках [й]и[ и]; учить умению различать согласный звук [й] («и краткое»)и гласный звук и, обозначать эти звуки буквами

Узнают особенности звука [й] и буквы й

Научатся: делить слова со звуком [й] на слоги, распознавать гласные и согласные звуки, выполнять фонетический анализ слов

Регулятивные: формировать умение работать в группе

Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования языка

Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

Сам. работа Объяснения Списывание с заданием, комментирование

Работа по учебнику

Письмо по памяти



31

Твёрдые и мягкие согласные звуки



Буквы для обозначения твердых и мягких согласных звуков.

Смыслоразличительная роль согласных звуков.


Научатся: распознавать в слове мягкие и твердые, парные и непарные согласные звуки, соотносить звуковые обозначения со словами

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения

Познавательные: использовать общие приемы решения задач

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью к учителю, одноклассникам, соблюдать простейшие нормы этикета

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

Наблюдения Объяснение

Работа с учебником


32-33

Парные и непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки



Дифференцирование твердых и мягких согласных звуков, объяснение, как обозначена на письме их мягкость.


Узнают парные непарные согласные, звонкие и глухие согласные

Научатся: различать парные и непарные согласные, звонкие и глухие согласные, применять на практике правило о проверке слов с парными звонкими –глухими согласными на конце слов

Регулятивные: удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения

Познавательные: рефлексия способов и условий действий

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения

Мотивация учебной деятельности

Объяснение. Списывание с заданием, комментирование

Работа с учебником




34

Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком



роль буквы «мягкий звук» (ь) в словах (уголь, угольки). Сопоставлять значение и написание слов типа шесть-шест.

Узнают о способах обозначения мягкости согласных

Научатся: различать согласные по твердости-мягкости и обозначать мягкость согласных мягким знаком, сравнивать количество звуков и букв в словах с мягким знаком

Регулятивные: формировать умение работать в группе

Познавательные: подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков

Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

Работа с учебником Наблюдения Объяснение


35

Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком. Перенос слов с мягким знаком



роль мягкого знака (ь) в слове;

находить слова с мягким знаком, проводить элементарный звуко-буквенный разбор, соотносить количество звуков и букв в таких словах, как конь, день; объяснять расхождения звуков и букв в этих словах.

Научатся: обозначать мягкость согласных звуков мягким знаком, переносить слова с мягким знаком

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения

Познавательные: использовать общие приемы решения задач

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью к учителю, одноклассникам, соблюдать простейшие нормы этикета

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

Наблюдения Объяснение Списывание с заданием, комментирование

Работа по учебнику



36

Восстановление текста с нарушенным порядком предложений.



Совершенство

вать умение обозначать мягкость согласного гласными буквами и мягким знаком (ь).


Научатся: обозначать мягкость согласного звука на письме, составлять текст из предложений

Регулятивные: формировать умение работать в группе

Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования языка

Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

Наблюдения Объяснения Списывание с заданием, комментирование

Работа по учебнику


37

Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова.



наблюдать над особенностями глухих и звонких согласных.

Дифференцировать глухие и звонкие согласные по звучанию.


Научатся: определять звонкие и глухие согласные звуки в словах и обозначать их на письме буквами, формулировать вывод по результат наблюдений

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу

Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования языка

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать собственное мнение и позицию

Мотивация учебной деятельности

Наблюдения Объяснение Списывание с заданием, комментирование

Работа по учебнику



38

Парные глухие и звонкие согласные звуки



работать с рубрикой

«Страничка для любознательных». Проводить лингвистический опыт с целью выделения в языке парных по глухости-звонкости согласных звуков.


Узнают парные и непарные согласные, звонкие и глухие согласные

Научатся: различать парные и непарные согласные, звонкие и глухие согласные

Регулятивные: удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения

Познавательные: рефлексия способов и условий действий

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения

Мотивация учебной деятельности

Работа с учебником Списывание с заданием, комментирование

Работа по учебнику



39

Обозначение парных звонких и глухих согласных звуков на конце слов



Особенности проверочных и проверяемых слов для парных согласных (общее представление).


Научатся: различать парные и непарные согласные, звонкие и глухие согласные, распознавать проверочные и проверяемые слова

Регулятивные: удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения

Познавательные: рефлексия способов и условий действий

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения

Мотивация учебной деятельности

Наблюдения Списывание с заданием, комментирование

Работа по учебнику

Письмо по памяти


40

Правописание парных согласных звуков на конце слов



Обозначение буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова. Планирование учебных действий при выборе проверочного слова путем изменения формы слова.



Научатся: различать парные и непарные согласные, звонкие и глухие согласные, подбирать проверочные слова

Регулятивные: удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения

Познавательные: рефлексия способов и условий действий

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения

Мотивация учебной деятельности

Наблюдения Списывание с заданием, комментирование

Работа по учебнику

Письмо по памяти



41

Правописание парных согласных звуков на конце слов



Наблюдение над единообразием написанием буквы парного по глухости-звонкости согласного звука в одинаковой части (корне)

Однокоренных слов и форм одного и того же слова. Работа с текстом: определение темы, главной мысли, выбор из текста части, соответствующей данным рисункам.



Научатся: различать парные и непарные согласные, звонкие и глухие согласные, подбирать проверочные слова, соотносить произношение и написание парного звонкого согласного на конце слова

Регулятивные: удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения

Познавательные: рефлексия способов и условий действий

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения

Мотивация учебной деятельности


42

Шипящие согласные звуки. Проект «Скороговорки»



Шипящие согласные звуки. Непарные твердые ([ш]-[ж]) и непарные мягкие шипящие ([ч]-[щ]).звуки.

Буквы, обозначающие шипящие согласные звуки. создавать со сверстниками и взрослыми собственный информационный объект; развитие познавательной и творческой активности; формирование коммуникативных способностей и умений вести диалог; воспитание интереса к изучению скороговорок; любознательность и пытливость в процессе обучения.



Узнают шипящие согласные звуки в словах

Научатся: правильно произносить шипящие согласные звуки, различать шипящие согласные звуки в словах

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения

Познавательные: использовать общие приемы решения задач

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью к учителю, одноклассникам, соблюдать простейшие нормы этикета

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

Работа по учебнику Проект


43,44

Правило правописания сочетаний чк, чн, чт, нч.




Слова с буквосочетаниями чк, чн, чт.

Произношение слов с буквосочетанием с чн и чт в соответствии с нормами литературного произношения.

Работа с «Орфоэпическим словарем».


Узнают правило правописания сочетаний чк, чн, чт, нч

Научатся: правильно произносить и писать слова с сочетаниями чк, чн, чт, нч выделять в словах только твердые (мягкие) согласные звуки

Регулятивные: формировать умение работать в группе

Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования языка

Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

Сам. работа Объяснения Списывание с заданием, комментирование

Работа по учебнику

Письмо по памяти



45

Правило правописания сочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу.




находить в словах буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.Распределять слова по группам.


Узнают правило правописания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу

Научатся: правильно произносить и писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, выделять в словах только твердые (мягкие) согласные звуки

Регулятивные: формировать умение работать в группе

Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования языка

Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности


Работа с учебником Списывание с заданием, комментирование



46

Правописание гласных после шипящих в сочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу



находить в словах буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, подбирать примеры слов с такими буквосочетаниями. Писать слова с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу.


Узнают правило правописания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу

Научатся: правильно произносить и писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, выделять в словах только твердые (мягкие) согласные звуки

Регулятивные: формировать умение работать в группе

Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования языка

Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

Работа с учебником Сам. работа Списывание с заданием, комментирование

Наблюдения.

Работа по учебнику



47

Заглавная буква в словах



уточнение и обобщение знаний детей о написании слов с заглавной буквы в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, названиях городов, рек, деревень, улиц, именах персонажей сказки.

Узнают, что имена собственные пишутся с заглавной буквы

Научатся: распознавать имена собственные, писать имена собственные с заглавной буквы

Регулятивные: удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения

Познавательные: рефлексия способов и условий действий

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения

Мотивация учебной деятельности

Работа с учебником Сам. работа Списывание с заданием, комментирование

Работа по учебнику

Письмо по памяти


48

Итоговая контрольная работа



Контроль знаний

Научатся: писать слова с безударными гласными, парными согласными, буквосочетаниями, правильно оформлять предложения на письме

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения

Познавательные: использовать общие приемы решения задач

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью к учителю, одноклассникам, соблюдать простейшие нормы этикета

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности



49

Проект «Сказочная страничка» (в названиях сказок — изученные правила письма).



Создание собственной иллюстративной и текстовой информации о любимой сказке. Участие в ее презентации.


Научатся: подбирать текстовую информацию, выделять из большого количества информации главное

Регулятивные: удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения

Познавательные: рефлексия способов и условий действий

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения

Мотивация учебной деятельности

Работа по учебнику Проект: «Сказочная страничка»


Повторение 1 час


50

Повторение изученного материала



развитие познавательной и творческой активности

Научатся: применять полученные знания на практике

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения

Познавательные: использовать общие приемы решения задач

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и


Работа с учебником Сам. работа Списывание с заданием, комментирование

Работа по учебнику

Письмо по памяти












Рабочая программа по русскому языку 1 класс.
  • Начальные классы
Описание:

Развёрнутое тематическое планирование по русскому  языку для 1 класса.Учебно методический комплект " Школа России" 

       Рабочая программа по русскому языку для 1 класса   составлена на основе   Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы по обучению письму В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина, А. Ф. Шанько и авторской программы по русскому языку   В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, М. Н. Дементьевой.

 

 

Автор Борисенко Наталия Владимировна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 202
Номер материала 42118
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓