Главная / Русский язык и литература / рабочая программа по литературе 10 класс

рабочая программа по литературе 10 класс

Пояснительная записка


Рабочая программа по литературе предназначена для учащихся 10 классов среднего общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 206. Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента стандарта общего образования и Программы по литературе для 5-11 классов под редакцией Т.Ф.Курдюмовой , рассчитана на 108 часов в 10 классе (3 часа в неделю). Это соответствует ступени основной средней школы, как это предусматривается в Законе РФ «Об образовании».

Литературное образование в школе является составной частью раскрытия творческого потенциала учеников.

Таким образом, определяются основные цели и задачи литературного образования в 10 классе:

1.На основе сформированного в 5-9 классах представления о литературе как виде искусства выявить характер и принципы взаимодействия литературы с другими видами искусства и общие закономерности развития художественной культуры, научить понимать её внутренние законы и применять полученные знания в процессе творческого чтения, отличать подлинно художественные произведения от явлений «массовой культуры».

2.На основе понимания «языка» литературы как вида искусства совершенствовать умения и навыки школьников в анализе литературного произведения как объективной художественной реальности.

3.Выработать представления о художественном мире писателя, о месте русской литературы в мировом литературном процессе, определить на основе принципа историзма диалектическую взаимосвязь традиции и новаторства, преемственность литературных эпох, сформировать представление об историко-литературном процессе.

4.Совершенствовать навыки грамотной устной и письменной речи.

5.Развивать потенциальные творческие способности школьников.

Главной целью литературного образования в 10 классе является изучение историко-литературного процесса в России 19 века, овладение элементами историко-функционального анализа. Обращение к вершинным явлениям зарубежной литературы делает представление об историко-литературном процессе более объёмным и содержательным. Материал расположен по литературным темам, что обеспечивает последовательность изучения литературных явлений, обобщения, закрепления и развития литературных знаний.

Планированием предусматривается проведение уроков различных типов: уроки-лекции (при изучении тем, предусматривающих знакомство с основными закономерностями историко-литературного процесса; этапами творческой эволюции писателей; историко-культурным контекстом и творческой историей изучаемых произведений; основными литературными направлениями и течениями и реализацией их в художественном произведении), семинары (при анализе и интерпретации изучаемых литературных произведений, сопоставлении литературных произведений и их критических и научных интерпретаций с целью выявления типологической общности и художественного своеобразия, характеристике стиля писателя), аналитические беседы, направленные на формирование умения аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению, выявлять авторскую позицию, эвристические беседы, обучающие умению выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы, связывать изучаемое произведение с современностью и литературной традицией, эпизод или сцену с проблематикой произведения в целом. Большое внимание уделяется комплексному анализу текста, выявляющему авторский замысел и различные средства его воплощения, в том числе и языковые, их роль в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

Основные теоретические понятия, которые осваиваются в 10 классе, подчинены ведущей проблеме учебного года. В центре курса 10 класса – русская литература 19 века и сведения по зарубежной литературе. В этом классе осваиваются такие понятия, как стиль писателя, литературная школа, литературное направление, литературная критика и её роль в литературном процессе и др. При этом рассматриваются вопросы взаимодействия русской и зарубежной литературы на базе основных тем и проблем русской словесности. Осуществляется интенсивное овладение разнообразными справочными материалами из области гуманитарных наук.

Формой контроля являются письменный и устный анализ литературных произведений, написание сочинений на литературные темы, беседы по материалам уроков, в которых обучающиеся имеют возможность продемонстрировать знание специфических средств жанрово-ситуативных стилей, умении анализировать образцы публицистической и ораторской речи, а также обсуждать первые опыты самостоятельной творческой работы.

Требования к знаниям и умениям учащихся 10 класса

Программа предусматривает овладение знаниями и умениями, которые формируют культурного, подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова читателя.

Ученик должен знать:

- логику развития историко-литературного процесса на материале русской литературы 17-19 вв.;

- основные литературные направления русской литературы 18-19 вв.;

-краткие биографические сведения об изученных писателях;

-содержание изученных произведений, отчётливо представлять себе роль и место изученного художественного произведения в литературном процессе;

уметь:

- определять как время изображённое, так и время создания, а также время, когда происходит чтение;

- использовать рекомендованную литературоведческую и критическую литературу;

- давать доказательную и убедительную оценку прочитанному произведению;

- свободно и целесообразно использовать конкретные понятия теории литературы;

- ориентироваться в различных типах справочной литературы и активно её использовать.


Используемый учебно-методический комплект:


  1. Программы по литературе для 5-11 классов (автор Курдюмова Т.Ф. – М.: Дрофа,2009

  2. Курдюмова Т.Ф. Литература. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа,2012

  3. Курдюмова Т.Ф. Литература. 10 класс: методические рекомендации / Курдюмова Т.Ф. – М.: Дрофа, 2009

  4. Мещерякова М. Литература в таблицах и схемах.- М.: Просвещение, 2000;

  5. Крутецкая В.А. Русская литература в таблицах и схемах. 9-11 классы.= М.: Литера,2010

  6. ЕГЭ. Литература: универсальный справочник / Л.А.Скубачевская, Т.Н.Надозирная, Н.В.Слаутина и др.- М.:Эксмо, 2010



Тематическое планирование по литературе для 10 класса


п/п

Тема

Количество часов

1.

Литература 1-ой четверти 19 века

2

2.

Творчество А.Пушкина

6+дом.соч.

3.

Творчество М.Лермонтова

4

4.

Творчество Гоголя Н.

3

5.

Обзор русской литературы 2-ой половины 19 века

1

6.

Творчество Островского А.

7+2РР

7.

Творчество Гончарова И.

6+дом.соч

8.

Творчество Тютчева Ф.

2

9.

Творчество Тургенева И.

7+дом.соч

10.

Творчество Фета А.

4+1РР

11.

Творчество Толстого А.К.

3

12.

Творчество Некрасова Н.

5

13.

Творчество Чернышевского Н.Г..

1

14.

Творчество Лескова Н.

4+2 РР

15.

Творчество Достоевского Ф.

9+2РР

16.

Творчество Салтыкова-Щедрина М.

4

17.

Творчество Толстого Л.

13

18.

Творчество Чехова А.

9+2РР

19.

Зарубежная литература 19 века

5

20.

Резерв

2


Итого

108




Список литературы (10 класс)


Пушкин А.С. Лирика, «Медный всадник», «Борис Годунов»

Лермонтов М.Ю. Лирика, поэма «Демон»

Гоголь Н.В. «Невский проспект»

Чернышевский Н.Г. «Что делать?» (обзор)

Островский А.Н. «Гроза», «Бесприданница»

Гончаров И.А. «Обломов»

Тютчев Ф.И. Лирика

Тургенев И.С. «Записки охотника», «Отцы и дети», Стихотворения в прозе

Фет А.А. Лирика

Толстой А.К. Лирика

Толстой Л.Н. «Севастопольские рассказы», «Война и мир»

Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание»

Салтыков-Щедрин М.Е. «История одного города», Сказки

Некрасов Н.А. Лирика, «Кому на Руси жить хорошо»

Лесков Н.С. «Очарованный странник», «Леди Макбет Мценского уезда»

Чехов А.П. «Студент», «Дом с мезонином», «Ионыч», «Душечка», «О любви», «Крыжовник», «Человек в футляре»

«Палата № 6», «Дама с собачкой», «Вишнёвый сад»


Приставкин А. «Ночевала тучка золотая»

Быков В. «Сотников»

Алексиевич С. «Цинковые мальчики»

Тендряков В. «Хлеб для собаки»


Гофман Э.Т.А. «Серапионовы братья»

Диккенс Ч. «Записки Пиквикского клуба»

Гюго В. «Собор Парижской Богоматери»

По Э.А. «Золотой жук»

Г. де Мопассан «Ожерелье»

Ибсен Г. «Кукольный дом»

Рембо А «Пьяный корабль»



Условные обозначения:


Тип урока: 1 - урок изучения нового материала

2 – закрепление изученного

3 – обобщение и систематизация изученного

4 – комбинированный урок

5 – контроль

РР урок развития речи

Вн.чт. – внеклассное чтение

ИВС – изобразительно-выразительные средства языка

ТСО – технические средства обучения

ОК – опорный конспект




Литература первой четверти 19 века

А.С.Пушкин (6 часов)

Календарные сроки





Урок 1

Урок 2

Урок 3

Урок 4

Урок 5

Тема урока

Общая характеристика русской литературы 19 века

Поэтические предшественники Пушкина: Державин, Жуковский, Батюшкоа

Пушкин: личность, судьба, творчество. Романтическая лирика.

Эволюция темы свободы и рабства в лирике

Философская лирика. Тема жизни и смерти

Тип урока

1

1

1

4

4


Учебник

+

+

+

+


Эстетические и теоретико-литературные понятия

Русская литература в контексте мировой культуры


Историко-литературный процесс, литературные направления


Тематические жанры лирики

Аллегорический смысл, словесные образы

тетрадь

+

+

+

+


ТСО


+

+

+


Иллюстрации

+

+

+

+



Развитие речи

+

+

+

+


Результаты по содержанию

Знать основные темы, поднимаемые писателями 19 века

Знать основные закономерности историко-литературного процесса, понимать связь художественной литературы с общественными событиями эпохи

Знать факты биографии Пушкина. Знать определения понятий: классицизм, романтизм, ода, вольнолюбивая поэзия, элегия, послание, лироэпическая поэма

. Знать определения понятий: классицизм, романтизм, ода, вольнолюбивая поэзия, элегия, послание, лироэпическая поэма

Знать, какое воплощение в творчестве Пушкина получили «вечные» темы


Результаты по способу работы

Уметь составлять тезисный план или конспект лекции

Уметь составлять тезисный план или конспект лекции


Уметь выступать с сообщением на литературную тему

Уметь анализировать и интерпретировать стихотворения, используя сведения из истории и теории литературы.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения


Домашнее задание

Стр8-20

Стр.21, вопросы и задания

Стр.24-48

вопросы 1-3,стр.60

Инд.задания











М.Ю.Лермонтов (4 часа)

Календарные сроки




Урок 6

Урок 7

Урок 8

Урок 9

Урок 10


Тема урока

Поэма «Медный всадник». Властелин судьбы и маленький человек


Автор и герой в поэме «Медный всадник»


Трагедия «Борис Годунов». Композиция, проблемы, идея. Проблема народа и власти

Лермонтов М.Ю.

Личность, судьба, эпоха. Художественный мир поэта

Философская лирика

Тип урока

1

1

1

4

4


Учебник

+

+


+

+

Эстетические и теоретико-литературные понятия

Фантастическое и реальное в поэме


Художественный вымысел


Диалектика пушкинских взглядов на историю России. Язык и особенности стиха трагедии

Русский романтизм, психологизм, Особенности поэтического слова в романтической лирике. Жанры лирики, стихотворные размеры


тетрадь

+

+


+

+

ТСО

+

+


+

+

Иллюстрации

+

+



+


Развитие речи

+

++


+

+







Результаты по содержанию

Знать идейно-художественные особенности поэмы, понимать, в чём заключается своеобразие конфликта, жанра и композиции произведения

Знать, какое развитие получила в поэме тема «маленького человека»,каково значение творчества Пушкина для русской и мировой литературы

Знать основные закономерности историко-литературного процесса

Знать, в чём заключается своеобразие художественного мира поэта.

Знать основные мотивы лирики поэта.

Знать основные положения пушкинской и лермонтовской концепции любви и их отражение в художественном творчестве поэтов

Результаты по способу работы

Уметь анализировать произведение, выявляя способы выражения авторской позиции

Уметь анализировать произведение, выявляя роль художественных деталей


Уметь раскрыть конкретно-историческое и общечеловеческое содержание произведения

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения

Уметь анализировать и интерпретировать стихотворения, сравнивать произведения Пушкина и Лермонтова о любви

Домашнее задание

Стр.55-58,Вопр7,стр60

Домашнее сочинение

Стр.49-54,в.6

Стр.62-79

Стр.83, вопросы и задания














Гоголь Н.В.

Календарные сроки





Урок 11

Урок 12

Урок13

Урок 14

Тема урока

Образ России в лирике.

Философский смысл поэмы «Демон». Трагедия Демона и Тамары.

Художественный мир Гоголя. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород»

Гоголь Н.

Блеск и нищета столицы («Петербургские повести»)

Тип урока

1

1

4

4

Организационная форма

4

1

1,4

4


Учебник

+

+

+

+

Эстетические и теоретико-литературные понятия

Тематические жанры лирики

Романтическая поэма.


Ирония. Гротеск. Фантасмагория.


тетрадь

+

+

+

+

ТСО


+

+

+

Иллюстрации

+

+

+

+


Развитие речи

+

+

+

+

Результаты по содержанию

Знать образную природу словесного искусства,

Знать содержание произведения, основные теоретико-литературные понятия

Знать основные факты биографии и творчества писателя

Знать содержание «Петербургских повестей, характерные черты образа Петербурга, знать, в чём заключается своеобразие стиля Гоголя

Результаты по способу работы

Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы. Аргументировано формулировать сво1 отношение к прочитанному произведению.

Уметь понимать образную природу словесного искусства, анализировать эпизод изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения

Уметь анализировать текст повестей, выявляя способы выражения авторской позиции, выявление авторской позиции через анализ эпизодов

Домашнее задание

Анализ стих.

Инд.задания

Стр.79-82, вопросы и задания

Стр.85-94, вопросы и задания

Стр.94-98, вопросы и задания













Н.В.Гоголь (3)


А.Н.Островский (7 +2)

Календарные сроки





Урок 15

Урок 16

Урок 17

Урок 18

Урок19

Тема урока

Художник и «страшный мир» в повести «Невский проспект»

Обзор русской литературы второй половины 19 века

Островский - первооткрыватель нового пласта русской жизни. Комедии из купеческой жизни

Драма «Гроза». Косный быт и волжские просторы


Законы «тёмного царства». Дикой и Кабаниха


Тип урока

4

1

4

3

1


Учебник

++

+

+

+


Эстетические и теоретико-литературные понятия

Авторский замысел и его воплощение. Повесть.

Ирония. Гротеск. Фантасмагория.


Проблемы народности и историзма. Литературный процесс


Семейно-бытовая коллизия, . драма

Конфликт. Стадии развития действия


Речевой жест


тетрадь

+

+

+

+

+

+

ТСО

+

+

+

+

+

Иллюстрации

+

+

+

+

+


Развитие речи

++

+

+

+

+

Результаты по содержанию

Знать содержание «Петербургских повестей, характерные черты образа Петербурга,

Знать основные темы и проблемы, получившие развитие в русской литературе 2-ой половины 19 века, особенности русской литературной критики данного периода.

Знать основные этапы творческого пути Островского, его роль в создании русского национального театра

Знать историю создания пьесы «Гроза», особенности характеров персонажей пьесы, роль пейзажа в драме.

Знать основные этапы развития внешнего конфликта пьесы, мотивацию действующих лиц, участвующих в конфликте

Результаты по способу работы

Уметь анализировать текст повестей, выявляя способы выражения авторской позиции

Уметь анализировать эпизод, владеть навыками краткого пересказа,

выявление авторской позиции через анализ эпизодов


Уметь составлять синхронную историко-культурную таблицу

Уметь составлять тезисный план лекции, выступать с сообщением на заданную тему

Уметь владеть навыками краткого пересказа, позволяющего воссоздать образ Калинова, анализировать и интерпретировать текст , выявляя способы выражения авторской позиции

Уметь читать по ролям эпизоды пьесы, аргументированно отвечать на вопросы проблемного характера, выступать с сообщением на заданную тему.

Домашнее задание

Вопр.,стр.100

Стр.102-110,вопросы

Стр.111-120

Стр.120-134

Характеристика героев







Календарные сроки




Урок 20

Урок 21

Урок 22

Урок 23

Урок 24-25

Тема урока

Попытки вырваться из «тёмного царства».


Протест и покаяние Катерины


Образ грозы в пьесе


Дискуссия по статьям Добролюбова «Луч света в тёмном царстве» и, Писарева «Мотивы русской драмы»



Сочинение-рассуждение по драме Островского «Гроза»

Тип урока

1

4

4

4

РР


Учебник


+

+

+

+

Эстетические и теоретико-литературные понятия

Образная типизация


Символика детали


Образ, символ


Литературная критика



тетрадь

+

+

+

+

+

ТСО

+


+

+

+

Иллюстрации

+

+

+

+

+


Развитие речи

+

+

+

+

+

Результаты по содержанию

Знать содержание пьесы,

Знать основные этапы развития внутреннего конфликта Катерины

Знать, в чём заключается нравственная проблематика пьесы

Знать содержание статей критиков.


Знать особенности рассуждения как типа речи

Результаты по способу работы

Уметь сравнивать действующих лиц, отмечая их сходства и различия, выразительно читать и анализировать монологи и диалоги

Уметь аргументированно отвечать на вопросы проблемного характера, выступать с сообщением на заданную тему.

Уметь комментировать отдельные эпизоды, обобщая и делая выводы


Уметь составлять план и конспект критической статьи, сопоставлять взгляды критиков, их оценку образа Катерины.

Умение составлять план к сочинению, использовать цитаты, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать написанное


Домашнее задание

Вопрос 7, стр.137

Вопросы 6 стр137

Вопрос 8, стр.137

Конспект статьи

Индивидуальные задания








И.А.Гончаров (6)

Календарные сроки





Урок 26

Урок 27

Урок 28

Урок 29

Урок 30

Урок 31

Тема урока

Серьёзное искусство и тихая жизнь И.Гончарова

Обломовка и Петербург. История создания романа «Обломов»

Обломов и Штольц


Любовь Обломова и Ольги Ильинской


Почему Обломов предпочёл сон пробуждению?


Роман в русской критике. Подготовка к домашнему сочинению

Тип урока

4

3

1

4

4



Учебник

+

+

+




Эстетические и теоретико-литературные понятия

Литературный процесс

Роман, тема, идея, нарицательные образы

Персонаж, тип


Герой произведения

Символика детали


Связь поэтика Гончарова с с принципами натуральной школы

тетрадь

+

+

+

+

+


ТСО

+

+

+

+

+


Иллюстрации

+

+

+

+

+



Развитие речи

+

+

+

+

+


Результаты по содержанию

Знать основные этапы творческого пути Гончарова

Знать содержание 1-ой части романа и «Сна Обломова», особенности проблематики романа

Знать характерные особенности героев, влияние среды на формирование уклада их жизни, способы выражения авторской позиции

Знать, какое отражение получили в романе «рациональный» и «сердечный» типы любви

Знать особенности стиля романа, какое место занимает роман в ряду образов мировой литературы

Знать содержание критических статей

Результаты по способу работы

Уметь составлять тезисный план лекции, выступать с сообщением на заданную тему


Уметь отбирать материал для краткого пересказа, выбирать определённый вид комментария в зависимости от поставленной задачи

Уметь составлять сравнительную характеристику

Уметь отбирать материал для сравнительного анализа

Уметь объяснять роль художественных деталей и стилевых и стилевых особенностей в контексте всего романа

Уметь излагать мысли на заданную тему, писать конспект критической статьи

Домашнее задание

Стр138-147

Анализ эпизода «Сон Обломова»

Сравнительная характеристика

Стр.147-158

Стр.158-160, вопросы

Домашнее сочинение











Ф.И.Тютчев (2)

И.С.Тургенев (7)

Календарные сроки





Урок 32

Уроки 33

Урок34

Урок 35

Урок 36

Тема урока

Тютчев Ф.

Человек перед лицом всемогущей природы и алогизмов истории

Стихии поэзии и любви


Тургенев И.С.Писатель – свидетель русских перемен.Трагедии любви («Ася», «Первая любовь», «Вешние воды»)


Романы о «лишних людях» («Рудин», «Дворянское гнездо»


На переломе русской жизни (роман «Отцы и дети»)


Тип урока

4

4

1

4

5


Учебник

+

+

+



Эстетические и теоретико-литературные понятия

Лирика как литературный род

Лирическая миниатюра


Социально-психологический роман.Принцип «тайной психологии».Прототип, «лишний человек», «социальный роман».Сюжет, композиция романа


тетрадь

+

+

+

+


ТСО

+

+

+

+


Иллюстрации

+

+

+

+



Развитие речи

+

+

+

+

+

Результаты по содержанию

Знать основные этапы творческого пути Тютчева, мотивы его лирики, особенности изображения природы

Знать, какую эволюцию претерпела в творчестве Тютчева тема любви

Знать основные этапы творческого пути писателя, историческую обстановку того времени в России

Знать , особенности их проблематики романов о лишних людях

Знать историю создания романа «Отцы и дети», прототипы главных героев

Результаты по способу работы

Уметь анализировать и интерпретировать лирику Тютчева, выразительно читать стихотворения

Уметь сравнивать стихотворения Тютчева, Пушкина, Лермонтова, посвящённые теме любви, отмечая их жанровое сходство и различие

Уметь найти информацию в источниках различного типа, систематизировать её и выступить с сообщением на заданную тему

Уметь аргументировано отвечать на вопросы проблемного характера, выступать с сообщением на заданную тему.

Домашнее задание

Стр.192-206

Стр.207, вопросы,

Стр.169-173

Индивидуальные задания

Стр.172-181














А.А.Фет (4+1)

Календарные сроки





Урок 37

Урок 38

Урок 39

Уроки 40

Урок 41

Урок 42

Урок 43

Тема урока

Споры Базарова с аристократами

Базаров в кругу друзей и родных


Любовь – «незваная гостья»


Смерть и апофеоз героя


Фет А.А.

Поэт и помещик

Фет в кругу своих современников


Искусство и жизнь в поэзии Фета

Тип урока

4

4

4

3

4

4

4


Учебник

+

+


+

+

+

+

Эстетические и теоретико-литературные понятия

Авторская позиция


«лишний человек»,


Тайный психологизм


Реминисценция


Лирическая исповедальность.Лирическое стихотворение и песня

Внутренняя речь

тетрадь

+

+

+

+

+

+

+

ТСО

+

+

+


+

+

+

Иллюстрации

+

+

+


+

+

+


Развитие речи

+

+

+

+

+

+

+

Результаты по содержанию

Знать причины и сущность конфликта между Базаровым и Кирсановым, способы выражения авторской позиции и

Знать, как развиваются отношения Базарова с его мнимыми последователями, почему герой обречён на трагическое одиночество.

Знать, в чём заключается сила и слабость нигилизма Базарова, как герои проходят испытание любовью, какую роль это сыграло в их судьбе

Знать, какую роль в романе Тургенев отводит испытанию смертью, в чём заключается смысл финальной сцены, причины полемики, возникшей вокруг романа.

Знать основные этапы творческого пути и мотивы лирики Фета, почему Фет сформулировал своё поэтическое кредо как «служение красоте».Знать, в чём заключается художественное своеобразие лирики Фета

Результаты по способу работы

Уметь сравнивать героев-антагонистов, выбирать определённый комментарий в зависимости от поставленной задачи

Уметь отбирать материал для выборочного пересказа , аргументированно отвечать на вопросы проблемного характера, выступать с сообщением на заданную тему.

Уметь аргументированно отвечать на вопросы проблемного характера, выступать с сообщением на заданную тему, выбирать определённый вид комментария в зависимости от поставленной задачи

Уметь анализировать и интерпретировать стихотворения , отмечать средства художественной выразительности

Домашнее задание

Стр.179-183

Стр.184-186

Стр.186-190,вопросы

Домашнее сочинение

Стр.209-214, вопросы

Стр.215-224, вопросы

Вопросы, стр.225
















А.К.Толстой (3)

Календарные сроки




Урок 44

Урок 45

Урок 46

Урок 47

Урок 48

Тема урока

Душа человека и природа


РР письменный анализ одного из стихотворений Тютчева или Фета


Романтическая лирика А.К.Толстого

Основные темы лирики. Взгляд на русскую историю в произведениях


Своеобразие художественного мира поэта



Учебник

+

+

+

+

+

Эстетические и теоретико-литературные понятия

Звукопись, аллитерация, ассонанс


Романтическая лирика, средства выразительности поэтической речи


Фольклор, средства выразительности речи

Лирика позднего романтизма, историческая песня.


тетрадь

+

+

+

+

+

ТСО

+

+

+

+

+

Литературное творчество







Развитие речи

+

+

+

+

+

Результаты по содержанию

Знать , в чём заключается художественное своеобразие лирики Фета

Знать художественные особенности стихотворений, понимать их идейный смысл

Знать основные этапы творческого пути Толстого А., темы, мотивы, образы его поэзии

Знать художественные особенности стихотворений, понимать их идейный смысл

Знать, в чём заключается художественное своеобразие лирики поэта


Результаты по способу работы

Уметь анализировать и интерпретировать стихотворения, выразительно их читать

.Уметь самостоятельно анализировать стихотворения. Уметь раскрывать тему, подбирать цитаты, делать обобщения и выводы.

Уметь анализировать и интерпретировать стихотворения , отмечать средства художественной выразительности

Домашнее задание

Вопросы, стр.325

Индивидуальные задания

Стр.226-234, вопросы,

Стр.234-237, вопросы

Стр.237, вопросы





Н.А.Некрасов (5)

Календарные сроки




Урок 49

Урок 50

Урок 51

Урок 52

Урок 53

Тема урока

Некрасов Н.

Поэт-гражданин

Родина и народ в поэзии Некрасова


Замысел и композиция поэмы «Кому на Руси жить хорошо»


Счастливые и потерянные люди в поэме


Вера автора в русский народ


Тип урока

4

4

4

4

4


Учебник

+

+

+

+


Эстетические и теоретико-литературные понятия

Народность литературного творчества


Дольник


Лирический эпос


Лирическое отступление


Система образов


тетрадь

+

+

+

+


ТСО

+

+

+

+


Иллюстрации

+

+

+

+



Развитие речи

+

+

+

+


Результаты по содержанию

Знать основные этапы творческого пути Некрасова, в чём заключается художественное своеобразие лирики

Знать, какое воплощение в произведениях нашёл собирательный образ народа, какие художественные приёмы использовал поэт, воссоздавая картины народной жизни

Знать историю создания поэмы , понимать, в чём заключается своеобразие её жанра, проблематики и стиля

Знать, в чём каждый из представителей народного мира видит идеал счастья

Знать, прозвучал ли в поэме ответ на вопрос: «Кому живётся весело, вольготно на Руси?»


Результаты по способу работы

Уметь аргументированно отвечать на вопросы проблемного характера, выступать с сообщением на заданную тему.

Уметь анализировать и интерпретировать стихотворения , отмечать средства художественной выразительности

Уметь анализировать и комментировать текст поэмы

Уметь составлять текст пересказа, используя цитирование, анализировать и комментировать текст поэмы.

Уметь аргументировано отвечать на вопросы проблемного характера, выступать с сообщением на заданную тему.

Домашнее задание

Стр.238-245, вопросы,

Стр.245-255, вопросы,

Стр.255-267, вопросы,

Индивидуальные задания

Стр.267--268










Чернышевский Н.Г.

Лесков Н.С.( 4+2)

Календарные сроки





Урок 54

Урок 55

Урок 56

Урок 57

Урок 58

Урок 59-60

Тема урока

Политический детектив: роман Чернышевского «Что делать?» и революционная агитация в России. Четвёртый сон Веры Павловны

Лесков И.С.

Правдоискательство и «праведничество» Лескова

Поиск «призвания» в повести Лескова «Очарованный странник»

Праведники Лескова как воплощение русского национального характера (по повести «Очарованный странник»)

Две Катерины («Леди Макбет Мценского уезда» Лескова и «Гроза» Островского)

Сочинение

Тип урока

1

1

1

4

4

РР


Учебник

+

+

+

+

+


Эстетические и теоретико-литературные понятия

Утопия

«Праведничество», жанр путешествия, сказ


тетрадь

+

+

+

+

+


ТСО


+

+

+

+


Иллюстрации

+

+

+

+

+



Развитие речи

+

+

+

+

+


Результаты по содержанию

Знать логику развития историко-литературного процесса на материале литературы 19 века.

Знать основные этапы творческого пути писателя,, в чём заключается своеобразие характеров героев Лескова

Знать, в чём заключается своеобразие характера Флягина.

Знать, какое воплощение в повести нашёл образ праведника, в чём заключаются особенности языка повести, почему автор прибегает к форме сказа

Знать содержание и проблематику изученных произведений

Результаты по способу работы

Уметь выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы

Уметь аргументированно отвечать на вопросы проблемного характера

Уметь анализировать и интерпретировать текст

Уметь отбирать эпизоды для выборочного пересказ по теме, анализировать и интерпретировать текст, связывая этапы развития сюжета с духовной эволюцией героя


Умение составлять план к сочинению, использовать цитаты, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать написанное

Домашнее задание

Стр.270-277

Стр.278-287

Стр.287-296

Стр.296-298

Вопросы , стр.298

Индивидуальные задания









Ф.М.Достоевский (9+2)

Календарные сроки




Урок 61

Урок 62

Урок 63

Урок64

Уроки 65

Тема урока

Достоевский – защитник «бедных людей». Повесть «Бедные люди» и её оценка В.Белинским

Идеи социалистов-утопистов и реальная жизнь (романы «Униженные и оскорблённые», «Идиот»)


Роман «Преступление и наказание» - опровержение идеи революции. Замысел и его воплощение.


Образ Петербурга и его жителей в романе


Причины преступления Раскольникова


Тип урока

3

4

1

3

3


Учебник

+

+

+

+


Эстетические и теоретико-литературные понятия

Идеологический роман


Проблематика произведения


Философская проблематика


Сюжет, фабула, символ


Полифония


тетрадь

+

+

+

+

+

ТСО

+

+

+

+

+

Иллюстрации

+

+

+

+

+


Развитие речи

+

+

+

+

+

Результаты по содержанию

Знать основные этапы творческого пути писателя, художественные особенности произведения


Знать содержание произведений, их, художественные особенности

Знать историю создания романа, его проблематику

Знать, какие художественные средства использует автор, создавая образ Петербурга

Знать, каковы истоки возникновения и основное содержание теории Раскольникова

Результаты по способу работы

Уметь аргументировано отвечать на вопросы проблемного характера

Уметь аргументировано отвечать на вопросы проблемного характера

Уметь составлять тезисный план или конспект лекции

Уметь отбирать материал для выборочного пересказа на заданную тему, самостоятельно анализировать и интерпретировать текст

Уметь отбирать материал для краткого пересказа на заданную тему, самостоятельно анализировать и интерпретировать текст, обращая внимание на способы выражения авторской позиции

Домашнее задание

Индивидуальные задания

Стр.326-338

Вопросы и задания к 1 части, стр 338-354

Вопросы и задания ко 2 части , стр 355

Вопросы и задания к 3 части, стр.356









Календарные сроки





Урок 66

Урок 67

Урок68

Урок 69

Урок 70-71


Тема урока

Путь к покаянию (Раскольников и Порфирий Петрович)


«Вечная Сонечка» и крушение идеи сверхчеловека


Раскаяние Свидригайлова и покаяние Раскольникова (смысл эпилога)

Спор о человеке в «Легенде о Великом инквизиторе» (чтение и обсуждение фрагментов романа «Братья Карамазовы»)


Сочинение по роману Достоевского «Преступление и наказание»


Тип урока

4

4

4

4

РР



Учебник


+

+

+

+


Эстетические и теоретико-литературные понятия

Идея «сверхчеловека»


Евангельские мотивы

Герой-«двойник»

Герой-«идея»




тетрадь

+

+

+

+

+


ТСО

+

+

+

+

+



Развитие речи

+

+

+

+

+


Результаты по содержанию

Знать, какова роль Порфирия Петровича в судьбе Раскольникова

Знать, какое место отводит Достоевский образу Сони Мармеладовой, какое отражение на страницах романа получили евангельские мотивы

Знать, с какой целью Достоевский вводит в роман «двойников» Раскольникова, какова роль эпилога в раскрытии идеи романа


Знать, какова роль «Легенды о Великом инквизиторе» в романе «Братья Карамазовы»

Знать идейно-художественное

содержание романа, творческую манеры Достоевского



Результаты по способу работы

Уметь отбирать материал для выборочного пересказа , сравнивать героев произведения Достоевского, отмечая их сходство и различие

Уметь отбирать материал для выборочного пересказа , сравнивать героев произведения Достоевского, отмечая их сходство и различие

Уметь отбирать материал для выборочного пересказа , сравнивать героев произведения Достоевского, отмечая их сходство и различие

Уметь анализировать конкретный эпизод, определяя его роль в контексте всего произведения

Уметь определять основную мысль сочинения в соответствии с заданной темой, отбирать материал для сочинения, самостоятельно составлять развёрнутый план и следовать логике данного плана при написании работы


Домашнее задание

Вопросы и задания к 4 части, стр.355

Вопросы и задания к 5,6 части, стр.356

Анализ эпизода

Стр.353-354

Индивидуальные задания








М.Е.Салтыков-Щедрин (4)

Календарные сроки





Урок 72

Урок73

Урок 74

Уроки 75

Урок 76

Тема урока

Салтыков-Щедрин М.Е.-Чиновник и писатель-сатирик

Замысел и композиция «Истории одного города»


Власть и народ в сатирической хронике


Художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина.

Юмор и сатира в сказках

Тип урока


5

4

4

4


Эстетические и теоретико-литературные понятия

Сатира, хронотип, гротеск.Сатирический роман-хроника,антиутопия. Аллегория, стилизация


Юмор, сатира

Тетрадь


+

+

+

+

ТСО



+



Иллюстрации



+




Развитие речи


+

+

+


Результаты по содержанию

Знать основные этапы творческого пути писателя, знать, в чём заключается художественное своеобразие его произведений.Знать, в чём заключается идейная направленность «Истории одного города», понимать актуальность для современного читателя данного произведения

Знать, какие сатирические приёмы использовал писатель в процессе создания образов градоначальников

Знать, в чём заключается художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина. понимать идейно-тематическое содержание сказок

Результаты по способу работы

Уметь аргументировано отвечать на вопросы проблемного характера

Уметь составлять исторический комментарий к тексту, анализировать и

Уметь анализировать и интерпретировать текст с учётом своеобразия его сатирической природы


Уметь находить в сказке черты сатирического произведения, объяснять приёмы иносказания, отношение автора к героям

Домашнее задание

Стр.300-314

Стр.314-323

Вопросы и задания ,стр 324

Вопросы и задания , стр.325















Л.Н.Толстой (13)

Календарные сроки







Урок 77

Урок78

Урок 79

Урок 80

Урок 81


Тема урока


Толстой Л.Н.

Мир детства и дерзкие планы юности. Автобиографическая трилогия. «Севастопольские рассказы» (обзор)

60-ые годы и «Война и мир»

Знакомство с героями. Салон Шерер

Светский круг в романе

Ростовы


Тип урока


3

1

4

3

1



Учебник


+

+

+

+



Эстетические и теоретико-литературные понятия


Историософская концепция

Роман-эпопея

Антитеза

Речевая характеристика героев

Внутренняя речь


ТСО


+

+

+

+

+


Иллюстрации


+

+

+

+

+



Развитие речи


+

+

+

+

+


Результаты по содержанию


Знать основные этапы творческого пути писателя, какова роль личности писателя в осмыслении его литературного наследия

Знать историю создания романа, прототипы главных героев


Знать, какие художественные средства использует автор, создавая образы героев,

Знать характерные особенности героев, способы выражения авторской позиции

Знать характерные особенности героев, способы выражения авторской позиции


Домашнее задание


Стр.357-369

Стр.369-373

Стр.373-375

Инд.задания

Индивидуальные задания

























Календарные сроки





Урок 82

Урок 83

Урок84

Урок 85

Урок 86

Урок 87


Тема урока

Болконские. Гордые аристократы в Лысых горах

Взлёты и падения мирной жизни

Жизнь сердца и планы ума (князь Андрей)

Жизнь сердца и планы ума (Пьер Безухов)

Наташа Ростова – любимая героиня Толстого

Войны честолюбий и война народная


Тип урока

4

3

1

4

3

1



Учебник

+

+

+

+

+



Эстетические и теоретико-литературные понятия

Речевая характеристика героев.Авторская позиция.«Диалектика души».Масонство, «ум сердца».Психологизм, историзм, народность

тетрадь

+

+

+

+

+

+


ТСО

+

+

+

+

+

+


Иллюстрации


+

+

+

+

+



Развитие речи

+

+

+

+

+

+


Результаты по содержанию

Знать характерные особенности героев, способы выражения авторской позиции.Знать, в чём заключается смысл духовных исканий Андрея Болконского, каковы способы выражения авторской позиции.Знать, в чём заключается смысл поиска Пьером Безуховым нравственной правды

Знать, как в женских образах романа реализовались философские, нравственные и эстетические искания Толстого, при помощи каких средств автор демонстрирует своё отношение к Наташе.Знать, как в романе реализуется «мысль народная»


Результаты по способу работы

Уметь аргументированно отвечать на вопросы проблемного характера.Уметь комментировать отдельные эпизоды, обобщая и делая выводы, давать оценку его поступкам, учитывая толстовский приём «диалектики души». Уметь отбирать материал, анализировать эпизоды, сопоставлять литературных героев, отмечая сходства и различия их характеров, мировоззрений, манеры поведения.Уметь комментировать отдельные эпизоды, обобщая и делая выводы


Домашнее задание

Инд.задания

Вопросы и задания , стр.396

Сир.375-379

Стр.380-383

Стр.383-387

Индивидуальные задания
















Календарные сроки




Урок 88

Урок 89

Урок90

Урок 91


Тема урока

Кутузов и Наполеон

Партизаны и Платон Каратаев

Народ – творец истории

Л. Толстой – проповедник добра

Чехов А.П.

Чехов и мир обывателей («Человек в футляре»,»Попрыгунья», «Ионыч»)

Тип урока

1

4

4

1


Учебник


+

+

+

Эстетические и теоретико-литературные понятия

Сравнительная характеристика

Характеристика героя

Авторская позиция

Рассказ, подтекст


тетрадь

+

+

+

+

ТСО

+


+


Иллюстрации

+

+

+

+


Развитие речи

+

+

+


Результаты по содержанию

Знать , каково значение образов двух полководцев в идейной направленности романа

Знать, как в романе реализуется «мысль народная», какова в композиции романа роль Платона Каратаева

Знать, в чём заключается своеобразие жанра романа-эпопеи, какова роль автора, какое отражение в тексте нашли философско-публицистические рассуждения Толстого о роли народа в историческом процессе

Знать основные этапы творческого пути писателя,, в чём заключается своеобразие композиции и языка произведений Чехова

Результаты по способу работы

Уметь сопоставлять литературных героев, отмечая сходства и различия их характеров, мировоззрений, манеры поведения

Уметь аргументированно отвечать на вопросы проблемного характера

Уметь аргументированно отвечать на вопросы проблемного характера

Уметь самостоятельно анализировать и интерпретировать рассказы, обращая внимание на способы выражения авторской позиции, на своеобразие стиля произведений

Домашнее задание

Стр.387-395

Индивидуальные задания


Стр.395

Стр.397-416, вопросы















А.П.Чехов (9+2)

Календарные сроки




Урок92

Урок 93

Урок 94

Урок 95

Урок 96

Урок 97

Тема урока

«Человек с молоточком». «Палата № 6, «Крыжовник», «О любви»

Свет надежд. («Студент», «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Невеста»)

Белая дача. Чехов в Ялте

Комедия «Вишнёвый сад». Замысел Чехова и спектакль МХАТ.

Драма или комедия?

Слова и поступки героев

Тип урока

1, 4

4

1

1

1

1


Учебник

+

+

+

+

+


Эстетические и теоретико-литературные понятия

Ирония, авторская позиция.Деталь .Рассказ

Внутреннее действие, лирическая комедия

Интрига

Внутренний и внешний конфликт

ТСО

+

+

+

+

+

+

Иллюстрации


+

+

+

+

+


Развитие речи

+

+

+

+

+

+

+

Результаты по содержанию

Знать, в чём заключается художественное своеобразие его рассказов, какова в них роль художественной детали

Знать историю создания пьесы и первой её постановки, какие рекомендации давал Чехов актёрам и режиссёрам Художественного театра

Знать, в чём заключается своеобразие конфликта в пьесе, как сочетается в ней внешнее и внутреннее действие

Знать, какие художественные приёмы использует Чехов, создавая образы своих героев, в чем сходство и различие этих персонажей

Результаты по способу работы

Уметь выбирать определённый вид комментария в зависимости от поставленной учебной задачи, самостоятельно анализировать и интерпретировать рассказы, обращая внимание на способы выражения авторской позиции

Уметь отбирать материал для выборочного пересказа читать по ролям, аргументированно отвечать на вопросы проблемного характера

Уметь проводить сравнительный анализ, отмечая сходства и различия героев пьесы

Домашнее задание

Стр.406-409

Стр.431,вопросы

Стр.431, вопросы

Стр471-427, вопросы

Стр.427-431

Вопросы и задания , стр.432














Календарные сроки


Зарубежная литература


Урок 98

Урок 99

Уроки 100-101

Урок 102

Урок 103

Урок 104

Тема урока

Люди и время

Произведения Чехова на сцене и кино

Сочинение по творчеству Чехова

Основные тенденции в развитии зарубежной литературы.Э.По «Золотой жук»

Связь реального и фантастического в произведениях Гофмана. Реальность и фантастика на страницах произведений Диккенса

Тема власти денег в произведении Бальзака «Гобсек». Гюго «Собор Парижской Богоматери». Народ в романе


Учебник

+

+





Эстетические и теоретико-литературные понятия

Чеховская ремарка

Авторская позиция


Поздний романтизм, символизм, социально-психологическая драма, реализм

тетрадь

+

+

+




ТСО

+


+




Иллюстрации

+

+

+





Развитие речи

+

+

+




Результаты по содержанию

Знать, в чём заключается новаторство Чехова-драматурга.Знать художественные особенности произведений

Знать идейно-художественное содержание произведений , творческую манеру Чехова

Знать основные тенденции развития зарубежной литературы, основных представителей этой эпохи

Результаты по способу работы

Уметь аргументированно отвечать на вопросы проблемного характера

Уметь сравнивать различные интерпретации чеховских пьес в современных театрах

Уметь давать ответ на проблемный вопрос, давать оценку письменной работы, руководствуясь предложенными критериями

Уметь выбирать определённый вид комментария в зависимости от поставленной учебной задачи, самостоятельно анализировать и интерпретировать рассказы, обращая внимание на способы выражения авторской позиции

Домашнее задание

Индивидуальные задания

Инд.задания


















Календарные сроки




Урок 105

Урок 106

Урок 107-

Урок 108



Тема урока

Раздумья Мопассана о несправедливости мира в рассказе «Ожерелье».Вопрос о правах женщины в «Кукольном доме» Ибсена.

Рембо «Пьяный корабль».Символические образы стихотворения.

19 век- век расцвета реализма в литературе

19 столетие – золотой век русской литературы

Роль классической литературы 19 века в культурной жизни России 20-21 веков




Учебник


+





Эстетические и теоретико-литературные понятия

Психологизм





тетрадь

+

+

+




ТСО

+


+




Иллюстрации

+

+

+





Развитие речи

+

+

+




Результаты по содержанию

Знать содержание произведений





Результаты по способу работы

Уметь аргументировано отвечать на поставленный вопрос





Домашнее задание

Индивидуальные задания

Инд.задания

















рабочая программа по литературе 10 класс
  • Русский язык и литература
Описание:

Рабочая программа по литературе для 10 класс составлена на основе Программы по литературе для 5-11 классов (автор Курдюмова Т.Ф.).

Планирование построено в соответствии с учебником "Литература 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией Курдюмовой Т.Ф. - М.:Дрофа,2012.

Программа включает пояснительную записку, тематическое планирование, календарно-тематическое планирование, рассчитанное на 108 часов ( 3 часа в неделю), список произведений, изучаемых в 10 классе,требования к уровню подготовки учащихся.

Автор Казакова Татьяна Николаевна
Дата добавления 31.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 648
Номер материала 19262
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓